Женщины в мужском костюме. Классика без границ
Сегодняшний пост посвящается не только читателям моего блога, но и его читательницам. Женщина в классическом костюме в наши дни вряд ли сможет бросить вызов общественному вкусу, но ещё несколько десятков лет назад всё было иначе. Когда женщины начали носить костюм? Кто совершил революцию в этом вопросе? И как вообще должен выглядеть правильный женский костюм? Попытаюсь ответить прямо сейчас.
Первым ансамблем женской одежды, близким к «костюму» в современном понимании, стало облачение наездницы (riding habit), которое в русском языке через немецкий получило название «амазонка». Он появился в XVII веке и претерпевал изменения вплоть до XIX века, в котором укоренился в виде сочетания жакета, юбки (до появления женских брюк дамы катались на лошадях, сидя боком) и шляпки . Вот, к примеру, костюм для верховой езды австрийской императрицы Елизаветы, запечатлённый в 1894 году:
В наши дни женский ездовой костюм мало чем отличается от мужского - зауженные брюки, рубашка и пиджак практически одинакового фасона.
Зинаида Гиппиус. Портрет Льва Бакста
Но юбки - это одно, а брюки - другое. О том, кем была самая первая женщина, надевшая брючный костюм, история умалчивает. Хронологически одной из первых знаменитостей, носивших мужской костюм, была Жорж Санд . Позже этим же приёмом воспользовалась российская поэтесса Серебряного века Зинаида Гиппиус . Но настоящую революцию в сочетании женского образа с мужским костюмом совершила, несомненно, актриса Марлен Дитрих .
Марлен Дитрих в фильме “Марокко”
Военная эпоха заставила общество пересмотреть отношение к границам между мужской и женской одеждой. Начиная с Первой Мировой войны женщины стали носить брюки при работе в тяжёлой промышленности. Тем не менее окончательный переворот произошёл в 1930 году . Именно тогда вышел фильм «Марокко» , первая работа Дитрих в США. В нём она появилась в мужском фраке (white tie), да ещё и поцеловала другую женщину.
Провокативный образ актрисы с нотками андрогинности сделал её секс-символом своей эпохи, и в дальнейшем она ещё не раз появлялась на людях в мужских костюмах и военной униформе.
Le Smoking Ива Сен-Лорана
Начиная с 60-х годов женский брючный костюм входит в массовую моду и затем окончательно укореняется в мировой культуре благодаря Иву Сен-Лорану с его Le Smoking .
Но история историей, а у нас тут всё же блог о современном классическом стиле . Мекка классического мужского стиля - лондонская улица Сэвил Роу . Но только ли мужского? Является ли табу обшивать женщин на улице, где делают, вероятно, лучшие мужские костюмы в мире? Конечно нет. Женский bespoke, разумеется, не является, основным видом деятельности портных, но есть спрос, а значит, есть и предложение. Женский формальный дресс-код в значительной степени более размыт, чем мужской, так что фасоны пиджака и брюк могут значительно различаться между собой.
К сожалению, деловые женские костюмы «с вешалки» чаще всего оставляют желать лучшего, придавая их обладательницам скучный вид стереотипных бизнес-леди , но bespoke-подход работает совсем иначе. Индивидуальные выкройки учитывают не только особенности фигуры, но и более тонкие детали, которые портной считает нужным подчеркнуть в образе заказчицы с помощью элементов костюма.
Пожалуй, самым известным из портных Сэвил Роу, которые занимаются женской одеждой, является Эдвард Секстон
(слева),
в прошлом закройщик знаменитого ателье Томми Наттера
, которое в 60-70-е перевернуло мир Сэвил Роу, создавая экстравагантную классическую одежду для Мика Джаггера, Джона Леннона
и других мировых звёзд. С женщинами Секстон работает уже давно - он шил костюмы Бьянки Джаггер
, Твигги
, Йоко Оно
. На сегодняшний день Секстон ежегодно представляет коллекции женской одежды, в числе его относительно новых работ - прекрасный костюм для Энни Леннокс
в клипе Full Steam
.
Энни Леннокс в костюме от Эдварда Секстона
Вот ещё немного работ Эдварда Секстона:
Разумеется, Секстон – не единственный, кто делает женские bespoke-костюмы. Один из других моих кумиров - главный закройщик ателье Gieves & Hawkes Давид Тауб . В своём блоге он делится фотографиями новых работ, в числе которых немало потрясающих женских костюмов. Тауб в принципе не чурается экспериментов, несмотря на всю чопорность духа Сэвил Роу - в деталях его работ всё время находится что-то новое, это подкупает.
Женский костюм-тройка от Давида Тауба, Gieves & Hawkes
А напоследок просто немного прекрасных фото женщины в костюмах (источник - Marie Claire 09/2012, модель - Бруна Тенорио, бренды разные):
Надеюсь, что эта запись заставит девушек по-новому взглянуть на классический костюм. Даже если вы не можете позволить себе визит на Сэвил Роу, в отдельных магазинах вполне реально найти неплохо сделанные непарные пиджаки и блейзеры. Подобрать их по фигуре, пожалуй, даже труднее, чем мужчине, но это не повод опускать руки!
Стиль – в том числе и умение размывать границы. Попробуйте! ☺
И конечно, подписывайтесь