Зинченко ю п психология государственной службы. ​Новым главой Российской академии образования стал Юрий Зинченко

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Новым президентом Российской академии образования (РАО) выбран декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко, передает корреспондент ТАСС.

"Это, с одной стороны, большое доверие, с другой стороны, как психологи скажут, у меня есть зона ближайшего развития, потому что есть те, кто по-другому относится к этому выбору. Я думаю, что это есть тот этап, который нужно пройти, со всеми коллегами выработать общие цели, общие задачи и приступить к их решению", - сказал Зинченко.

В период с 27 июня 2018 года бюро отделений и инициативными группами членов РАО осуществлялось выдвижение кандидатов в президенты академии. Юрий Зинченко был зарегистрирован кандидатом на пост президента 26 сентября 2018 года. Он был предложен в преемники действующим главой РАО Людмилой Вербицкой, а также единогласно выдвинут отделениями академии и инициативными группами (другие кандидаты не выдвигались).

О новом президенте РАО

Юрий Зинченко родился 23 декабря 1966 года в Краснодаре. В 1993 году окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1997 году - аспирантуру факультета психологии МГУ.

С сентября 2003 года Зинченко заведует кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ. Одновременно, с июня 2006 года, является деканом факультета психологии университета. Член ученого совета МГУ, председатель ученого совета и диссертационного совета (с 2016 года) факультета психологии. С октября 2013 года по 2016 год был главным ученым секретарем президиума Российской академии образования. 21 апреля 2016 года был избран вице-президентом РАО.

Зинченко является членом комиссии по образованию Российской академии наук (РАН), экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ, координационно-методического совета по психологической работе с личным составом органов, организаций, подразделений системы МВД РФ.

Кроме того, он является специалистом в области методологических проблем психологической науки и психологии безопасности. Совместно с ректором МГУ, академиком РАН Виктором Садовничим, Зинченко впервые в психологических исследованиях предложил и использовал суперкомпьютерные вычисления для обработки массивов данных. Первым в России внедрил технологии виртуальной реальности в проведение психологических исследований. Разработал оригинальную системно-динамическую модель психологической безопасности личности и общества.

Под руководством Юрия Зинченко в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" были разработаны инновационные программы подготовки магистров по направлениям "Психология безопасности" и "Психология переговоров и разрешения конфликтов", федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего образования по специальностям "Теоретическая и экспериментальная психология", "Психология служебной деятельности", "Клиническая психология", программы переподготовки руководителей высшего звена "Психология государственной службы".

Является автором и соавтором более 270 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, 57 книг, 18 учебных курсов по методологии психологии, психологии безопасности, психологии терроризма. Лауреат премии правительства РФ 2010 года в области образования (за создание цикла трудов "Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования"). Награжден золотой медалью "За достижения в науке" РАО (2013), медалью Л. С. Выготского Минобрнауки РФ (2016) и др.

Актуальность . Актуальность выявления методологических проблем в области исследования двуязычия и его влияния на индивидуальные и социальные процессы обусловлена экономическими, политическими и социально-психологическими особенностями современных поликультурных и многоязычных обществ. Особую значимость исследования двуязычия приобретают в условиях российского языкового контекста, характеризующегося необходимостью поиска баланса между повышением статуса русского языка как основного объединяющего фактора гражданской идентичности и развитием и сохранением языков народов России как значимой составляющей этнокультурной идентичности их представителей.

Цели работы . Работа направлена на анализ основных методологических проблем, возникающих при проведении исследований билингвизма, выявлении его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязь билингвизма с этнокультурной идентичностью.

Метод . С позиций системного подхода и культурно-исторической психологии проведен критический анализ исследований билингвизма, его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязи с этнокультурной идентичностью.

Результаты и выводы . Выявлены методологические проблемы, затрудняющие исследование билингвизма, систематизацию и обобщение данных, и применение полученных результатов в различных сферах социальной практики. Целый ряд методологических вызовов необходимо преодолеть в области изучения влияния двуязычия и многоязычия для получения валидных и надежных результатов исследований и реализации практических, социально значимых задач в области сохранения языков народов России наряду с укреплением статуса русского языка.Показана необходимость применения междисциплинарных исследований двуязычия и его влияния на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность, основанных на применении системного подхода, в том числе в российском многоязычном контексте.

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №3 - с.109-127

Актуальность . Сегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов w i 0 для любых диагностических признаков x i (две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка x i * из всех x i , и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности m к фазовому пространству меньшей размерности n (n << m ). Выбор этих x i * является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и пси­хологического благополучия: методологические вопросы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №2 - с.3-23

Актуальность. Рост нарушений психического здоровья, психологических проблем в современном обществе среди разных категорий населения, в том числе представителей разных культур и конфессий, с одной стороны, и недостаточная разработанность культурно специфических подходов к пониманию психического здоровья и психологического благополучия - с другой, ставят проблему культурной обусловленности представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в ряд важнейших междисциплинарных проблем, имеющих высокую научную и практическую значимость в таких многонациональных и поликультурных странах, как Россия.

Цель. Рассмотрение связи культурного контекста с психическим здоровьем и психологическим благополучием.

Методы. Обзор и анализ современных исследований в области культурной обусловленности различных аспектов психического здоровья и психологического благополучия.

Выводы. Проведенный анализ различных подходов к изучению представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии позволил установить, что существующие различия в способах совладания со стрессом, уровне стигматизации при обращении за психологической помощью имеют культурную обусловленность и зависят не только от социально-экономических условий жизни, но и от субъективных представлений о данных феноменах, а также от этнокультурной идентичности представителей конкретного общества. Показана актуальность и обоснована необходимость разработки новых и культурно-специфической адаптации существующих диагностических инструментов для проведения сравнительного исследования представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в рамках одного территориально объединенного общества, которое при этом отличается высоким этнокультурным разнообразием.

Зинченко Ю.П., Филатов М.А., Колосова А.И., Макеева С.В. Сравнительный стохастический и хаотический анализ параметров внимания учащихся в аспекте их работоспособности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №4 - с. 21-33

В статье приведены результаты исследования свойств внимания учащихся 12-17 лет, проживающих в разных климатогеографических регионах: городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО) и в сельской местности средней полосы России (Самарская область). Учащиеся первой группы проживают в экстремальных климатических условиях севера, которые усугубляются неблагоприятными социальными и экологическими факторами урбанизированной территории. Учащиеся второй группы проживают в районе с климатически и экологически благоприятными факторами, с минимальным воздействием техногенного загрязнения. Была применена методика оценки внимания Бурдона в модификации отечественного психолога П.А. Рудика. Осуществлен сравнительный статистический анализ полученных результатов в оценке свойств внимания разных возрастных групп учащихся. Изучена динамика изменения показателей K, Е, А, рассчитаны коэффициенты в целом для всего теста и для каждой минуты эксперимента в отдельности. Определены особенности развития внимания у учащихся, выявлены возрастные, гендерные различия, различия в развитии показателей внимания учащихся двух разных школ. Обнаружены достоверные различия (P<0.001) распределения и продуктивности внимания: коэффициент продуктивности внимания учащихся из г. Сургута в 1.15 раза ниже, чем у их сверстников из Самарской области. Одновременно в рамках новой теории хаоса-самоорганизации по трем параметрам Zi (коэффициент концентрации внимания, точности внимания, продуктивности внимания) были рассчитаны параметры квазиаттракторов. Показано, что наибольшее значение объема V наблюдается у учащихся 14-15 лет из г. Сургута, наименьший объем квазиаттракторов - у учащихся 16-17 лет из Самарской области. Уменьшение размеров квазиаттракторов демонстрирует снижение вариационных размахов и представляет бо льшую консолидированность группы по исследуемым параметрам (большие объемы квазиаттракторов у сургутян могут свидетельствовать о большом разбросе в параметрах внимания и работоспособности).

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е., Еськов В.В. Гипотеза Н.А. Бернштейна и реальный хаос гомеостатических систем в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №3 - с. 22-38

В текущем году исполняется 70 лет с момента выхода монографии Н.А. Бернштейна «О построении движений» и 60 лет с момента публикации его восьмого очерка «Назревшие проблемы регуляции двигательных актов». В этих работах впервые была поднята проблема неопределенности в организации (и динамике поведения) всех систем, которые мы теперь обозначаем как гомеостатические, или системы третьего типа, CTT, по классификации У. Уивера. Указанная проблема была озвучена Н.А. Бернштейном как гипотеза о «повторении без повторения», в рамках которой можно (это предлагалось Бернштейном) описывать любые двигательные акты. После детального изучения различных видов движения в биомеханике мы констатировали, что современная детерминистско-стохастическая наука подошла к своему рубежу развития в изучении живых систем, так как главный тезис о повторяемости и прогнозируемости состояния биосистемы (нейросетей мозга, психики человека) нарушается. Мы переходим к изучению систем, которые находятся в непрерывном хаотическом режиме изменений любых параметров x i таких (нестабильных) систем. Эффект Еськова-Зинченко, который является количественным доказательством гипотезы Н.А. Бернштейна о «повторении без повторения», состоит в том, что подряд получаемые выборки x i (в одном неизменном состоянии) демонстрируют калейдоскоп статистических функций распределения f (x ) , т.е. f j (x i )≠ f j +1 (x i ) для двух соседних (от одного человека) регистрируемых выборок x i (т.е. для j -й и j +1-й). Это стирает границы между произвольными и непроизвольными движениями с позиций их объективной, статистической оценки. Статистическая неустойчивость любых получаемых выборок параметров x i , которые описывают гомеостатические системы, требует новых понятий и новых моделей - моделей гомеостаза.

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Признаки парадигмы и обоснование третьей парадигмы в психологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №1 - с. 3-17

Согласно современным представлениям, понятие парадигмы ассоциируется с некоторым общим подходом в описании в естествознании большого класса процессов, объектов, систем. Если мы говорим о глобальных парадигмах, то это означает, что такие (глобальные) парадигмы должны охватывать и огромные классы объектов в природе и обществе. На сегодня мы выделяем три глобальные парадигмы во всей современной науке, которые охватывают три глобальных кластера всех процессов и объектов живой и неживой природы. Впервые об этом аргументированно и логично пытался сказать У. Уивер (W. Weaver) в 1948 г. в своей известной публикации “Science and complexity”. Уивер разделил все объекты и системы в природе на три гигантских кластера: простейшие системы (simplicity), которые описываются сейчас в рамках детерминистских теорий и моделей, неорганизованная сложность (стохастические системы) и системы третьего типа - организованная сложность (organized complexity). Под системой третьего типа (СТТ) он понимал все живые системы, но никаких особенностей в их организации не выделил и не изучил. Сейчас уже понятно, что этого он не мог бы сделать в рамках современной науки, так как для этого нужны другая (третья) парадигма и другая наука.

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Филатова Д.Ю. Субъективная и объективная оценка степени напряжения мышц. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2 - с.19-35

Демонстрируются ограниченные возможности применения стохастики при сравнении ее с новыми методами многомерных фазовых пространств. Количественной мерой являются параметры квазиаттракторов для оценки хаотической динамики на примере работы мышцы, отводящей мизинец. Методом многомерных фазовых пространств выполнено изучение и моделирование сложных психофизиологических систем (complexity ). Состояние нервно-мышечной системы изучается в двух режимах: слабое напряжение мышцы и усиленное, практически двукратное напряжение мышц, что для группы девушек (15 человек) без физической подготовки можно интерпретировать как максимальное усиление. Используются объемы квазиаттракторов многомерных фазовых пространств, которые обеспечивают идентификацию реальных изменений параметров функционального состояния мышцы при слабом (F1 =5 даН) и сильном (F2 =10 даН) статическом напряжении. Анализ временнО й развертки x1 (t ) сигнала, полученного с электромиографа, и автокорреляционных функций A (t ) сигнала показал их неповторяемость. Сравнительный анализ состояния биомеханической системы производился на основе регистрации объема квазиаттрактора, а также на основе анализа энтропии Шеннона Е . Объем квазиаттрактора перемещений x1 (t ) и скорости x2 (t )=dx1/ dt при слабой нагрузке несколько меньше аналогичных объемов перемещений вектора (х1, х2 )Т при сильной нагрузке мышцы, отводящей мизинец. Значения энтропии Шеннона при сильной нагрузке статистически не изменяются, что доказывает нецелесообразность энтропийного подхода в оценке мышечных усилий и о невозможности применения теоремы Гленсдорфа-Пригожина (из термодинамики неравновесных систем) в психофизиологических исследованиях. В целом ограничения возможностей применения методов стохастики и возможности использования метода многомерных фазовых пространств были продемонстрированы в эффекте Еськова-Зинченко.

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Еськов В.В. Понятие эволюции Гленс­дорфа-Пригожина и проблема гомеостатического регулиро­вания в психофизиологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 3-24.

Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека. Показывается, что для тремора и электромиограмм (при попытках сохранения статических мышечных напряжений) невозможно получить произвольно по­вторение выборок, статистические функции распределения выборок f(x) непрерывно изменяются. Эта динамика характерна и для тремора (условно непроизвольное движение), и для электромиограмм, когда высшая нервная деятельность человека курирует усилие, развиваемое мышцей. Непро­извольное движение (тремор) демонстрирует число совпадений выборок электромиограмм (при произвольном мышечном напряжении) k, кото­рое подобно тремору в матрицах парных сравнений выборок. Энтропия К. Шеннона при этом статистически значимо не изменяется.

Зинченко Ю.П., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990–2011) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.3-15.

Проведен анализ 766 диссертаций, представленных в диссертационные советы Российской Федерации по специальности 19.00.04 «Медицинская психология», и 23 807 зарубежных докторских диссертаций в сфере клинической психологии в базе данных ProQuest Dissertations & Theses Database в 1990–2011 гг. По сравнению с мировым потоком в структуре отечественного массива было меньше (p

Зинченко Ю.П. От главного редактора // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №3 - с. 3

Если само рождение научной идеи - чаще плод уединенных размышлений, то свою оценку, огранку, проверку она получает на испытательных полигонах сообщества ученых - в спорах, критике, противостоянии взглядов. Наука есть «драма идей», считал Эйнштейн. Но разве идея может восхищаться, ревновать, восходить на костер ради утверждения самой себя? Поэтому уточним: «драма людей, несущих идеи». И если нет заинтересованного научного сообщества, его живого (а значит, драматического) бытия, то идее, пусть самой замечательной, негде состояться, обрести силу и прочность...

Глозман Ж.М., Зинченко Ю.П. 8-й Международный конгресс клинических психологов// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.124-127.

Международный институт прикладной и педагогической психологии (Instituto de Psycologia Aplicada e Formacao - IPAF), объединяющий центры постдипломного образования психологов в Португалии, Испании и Бразилии, ежегодно организует в Португалии научно-практические конгрессы по клинической психологии. Российские психологи приглашаются на эти международные встречи далеко не случайно, поскольку все отделения IPAF традиционно ориентируются в своей работе на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского-А.Р. Лурии. 8-й конгресс проходил в г. Порто (Португалия) 22-24 февраля 2008 г. Его тема - «Биология, эмоции и сознание». Программа включала три часовые лекции, открывающие утреннее, дневное и вечернее заседания, секционные доклады и круглые столы.

Зинченко Ю.П. Олег Константинович Тихомиров - профессор факультета психологии Московского университета// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.4-8.

Oleg K. Tikhomirov — the professor of MSU Department of Psychology.

Зинченко Ю.П.,Сурнов К.Г.,Тхостов А.Ш. Мотивация террориста // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.20-34.

a:2:{s:4:"TEXT";s:384:"

Рассматриваются мотивы террористической деятельности через анализ психологических механизмов опредмечивания базовых потребностных состояний человека на этапах вовлечения в террористические организации и участия в них. Обсуждаются причины психологической привлекательности терроризма в контексте проблемы влияния современных технологий на динамику границ нормы и патологии.

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Зинченко Ю.П. Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №4 -с.3-7.

a:2:{s:4:"TEXT";s:319:"

Доклад на семинаре-круглом столе «Социально-психологические факторы развития терроризма» (подсекция «Психология терроризма»), проходившем в рамках III Международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму (Москва, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 26.09.2007).

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.

Психология безопасности рассматривается через социально-системный поиск соприкосновений и взаимодополнений существующих достижений психологической науки и концептуальных представлений о безопасности. Показаны возможности системного видения безопасности, познавательно-практический характер психологии безопасности, раскрыты возможности исследования психологии безопасности как социально-теоретического конструкта. Обосновывается многоаспектный подход к безопасности. Обсуждаются методологические задачи психологии безопасности.

Зинченко Ю.П. Борис Герасимович Ананьев: послание в будущее// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №4 -с.8-10.

Выступление на Международной научной конференции «Борис Герасимович Ананьев - выдающийся психолог ХХ столетия» (Ананьевские чтения - 2007), посвященной 100-летию со дня рождения ученого (23 октября 2007 года, факультет психологии СПбГУ).

Зинченко Ю.П., Степанова М.А. О совершенствовании работы диссертационных советов факультета психологии МГУ// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №1 -с.13-21.

В статье представлен анализ работы диссертационных советов ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Приведены количественные показатели защит докторских и кандидатских диссертаций по педагогике и психологии за период 2001-2007 гг. Предпринята попытка оценки качества защищаемых работ по психолого-педагогическим наукам. Поставлена задача повышения их уровня, обозначены способы ее решения, в частности за счет сохранения высоких требований к публикациям в научном журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Зинченко Ю.П. Профессиональные психологи - будущему России // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.7-14.

Выступление на IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 18 сентября 2007).

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Синдромный подход в психологии телесности (на примере исследования больных с пролапсом митрального клапана) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 57-67.

В статье обсуждается вопрос о возможности приложения методологии синдромного анализа психических явлений к проблемному полю психологии телесности. Представлен пример построения психосоматического синдрома у больных с пролапсом митрального клапана с использованием методов качественного и статистического анализа данных лонгитюдного клинико-психологического исследования 290 пациентов. Показано, что данный синдром является многоуровневым и его структура задается несколькими факторами: мотивационным (доминирование мотива избегания неудач и нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки), фактором нарушений эмоциональной регуляции, а также психофизиологическим фактором. Обсуждается возможность использования психосоматического синдрома в качестве инструмента для решения не только диагностических, но и прогностических задач, как в клинической психологии, так и в медицине.

Зинченко Ю.П., Березанская Н.Б., Володарская И.А., Тихомандрицкая О.А., Шмелев А.Г. Опыт внедрения компьютеризированных тестовых испытаний в систему итоговой государственной аттестации студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 135-153.

В статье освещаются результаты многолетнего опыта внедрения компьютеризированных тестов на выпускных курсах дневного, вечернего и спецотделения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Дается описание методики тестового испытания, характеристика созданного банка тестовых заданий, рассматриваются технологические и организационные вопросы (регламент для студентов-экзаменуемых, регламент учета результатов для преподавателей-экзаменаторов). Основное внимание уделяется статистическому анализу полученных взаимозависимостей (статистических корреляций) между результатами тестовых испытаний, оценками на традиционном устном госэкзамене (по билетам) и суммарным баллом диплома, полученным студентом за все годы обучения (сумма оценок за все экзамены). В связи с систематической работой над качеством тестовых материалов корреляция между тестовыми баллами и суммарным баллом диплома (выбранным в качестве главного критерия валидности) год от года росла и достигла значений 0.72 (коэффициент Пирсона) и 0.86 (коэффициент Гилфорда для крайних групп). В то же время аналогичная корреляция для оценок на устном экзамене осталась на прежнем уровне (0.55—0.59 - коэффициент Пирсона в разные годы).

Президент РАО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии.

Образование:

1988 - 1993 — факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
1993 - 1997 — аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учителя и коллеги, оказавшие наибольшее влияние: И.И. Кожуховская, Б.С. Братусь, А.Ш. Тхостов.

Президент Российского психологического общества (с 2007), Председатель Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ (с 2006), заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию, член Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков. Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Председатель студенческого совета факультета психологии (1988-1992), президент Студенческого Союза МГУ (1992-1997), президент Евразийской студенческой ассоциации (1993-1997), главный редактор газеты «Московский университет» (1995-2001), директор Центра средств массовой информации МГУ (1996-2001), член Ученого Совета МГУ (1992-2003), проректор - начальник Управления делами и административной политики МГУ (2001-2003).

Научные стажировки: Парижский институт психоанализа, Медико-психологический центр А. Бине (Париж), Французский центр психоанализа и психотерапии им. Э. Кестемберг, Йельский университет (США), университет Париж-7 (Франция), Монреальский университет (Канада), университет г. Фрайбурга (ФРГ), Базельский университет (Швейцария).

Педагогическая деятельность

Читает курсы лекций на факультете психологии МГУ по клинической психологии и психологии телесности.

Научная деятельность

Область научных интересов: методология психологии, науковедение, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека, психология сексуальности.
Тема докторской диссертации: «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Гранты и проекты:

Соисполнитель гранта РФФИ по исследованию психологических механизмов наркомании в различных возрастных группах населения России и разработке системы и методов профилактики.

Неоднократно принимал участие в организации и работе всероссийских и международных научных конференций по клинической психологии и психоанализу.

Основные публикации:

  1. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003. - 144 с.
  2. Зинченко Ю.П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.
  3. Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2003. С. 53-61.
  4. Зинченко Ю.П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002, с. 91-100.
  5. Зинченко Ю.П., Поляков Ю.Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12), с. 204-211.
  6. Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001, с. 10-18.
  7. Зинченко Ю.П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996, с. 164.
  8. Зинченко Ю.П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992, с. 41-49.

Другие публикации автора

  1. Зинченко Ю.П. Профессиональные психологи - будущему России // Вопросы психологии. 2007. №6
  2. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003.
  3. Зинченко Ю.П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1
  4. Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5. 2003.
  5. Зинченко Ю.П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002
  6. Зинченко Ю.П., Поляков Ю. Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12)
  7. Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001
  8. Зинченко Ю.П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996
  9. Зинченко Ю.П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992

Биография

Образование:

1988 – 1993 - факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

1993 – 1997 - аспирантура факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Учителя и коллеги, оказавшие наибольшее влияние : И. И. Кожуховская, Б. С. Братусь, А. Ш. Тхостов

Президент Российского психологическое общества (с 2007), Председатель Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ (с 2006), заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию, член Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков. Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Председатель студенческого совета факультета психологии (1988–1992), президент Студенческого Союза МГУ (1992–1997), президент Евразийской студенческой ассоциации (1993–1997), главный редактор газеты «Московский университет» (1995–2001), директор Центра средств массовой информации МГУ (1996–2001), член Ученого Совета МГУ (1992–2003), проректор - начальник Управления делами и административной политики МГУ (2001–2003).

Научные стажировки: Парижский институт психоанализа, Медико-психологический центр А. Бине (Париж), Французский центр психоанализа и психотерапии им. Э. Кестемберг, Йельский университет (США), университет Париж-7 (Франция), Монреальский университет (Канада), университет г. Фрайбурга (ФРГ), Базельский университет (Швейцария).

Научная деятельность

Область научных интересов : методология психологии, науковедение, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека, психология сексуальности. Тема докторской диссертации : «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Юрий Петрович Зинченко - российский психолог. Доктор психологических наук, профессор. Декан факультета психологии МГУ, Академик РАО, вице-президент РАО. Президент Российского психологического общества.

Биография

Окончил факультет психологии МГУ в 1993 году.

Окончил аспирантуру факультета психологии МГУ в 1997 году.

Кандидат психологических наук (1998 год), тема кандидатской диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах:На модели психогенной импотенции».

Доктор психологических наук (2003 год), тема докторской диссертации «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии».

Заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ с 2003 года.

Декан факультета психологии МГУ с 2006 года.

Президент Российского психологического общества с 2007 года.

Член-корреспондент РАО с 2008 года.

Академик РАО с 2014 года.

Педагогическая деятельность

Учебные курсы на факультете психологии МГУ:

  • Психология сексуальности 1997 год
  • Клиническая психология сексуальности 1998 год
  • Методологические основы общей и политической психологии 2006 год
  • Психолингвистический анализ интернет-ресурсов и вопросы безопасности 2009 год
  • Методологические основы психологии 2010 год
  • Психология государственной службы 2010 год
  • Методология психологии 2012 год
  • Методология современной психологии 2013 год

Научная деятельность

Основные работы (книги):

  • Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода (монография). - М.: МГУ, 2003. - 144 с. - ISBN 5-98032-282-5
  • Методологические проблемы психологии безопасности: личность, общество, государство (монография) - М.: МГУ, 2011. - 952 с. - ISBN 978-5-9217-0050-5
  • Психология виртуальной реальности (монография) - М.: МГУ, 2011. - 360 с. - ISBN 978-5-9217-0051-2
  • Психология спорта (монография) - М.: МГУ, 2011. - 424 с. - ISBN 978-5-9217-0048-2
  • Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение (монография) - М.: МГУ, 2011. - 308 с. - ISBN 978-5-8429-0972-8
  • Psychology in Russia: State of the Art. - М.: МГУ, 2012, 568 с. - ISSN 2074-6857

Просмотров