Грибы.docx - Конспект занятия в старшей группе «На лесной полянке выросли грибы» (аппликация). План-конспект занятия по математике в старшей группе «По грибы

Занятие № 2

Тема: «Грибная сказка».

Программные задачи.

Образовательные : расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с другим названием белого гриба – боровик; формировать представления о правилах сбора грибов; объяснить значение для лесного сообщества несъедобных для человека грибов.

Развивающие : развивать наблюдательность, связную речь; умение отгадывать загадки, находить изображение необходимых ответов; различать, называть и описывать съедобные и несъедобные грибы

В оспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его дарам.

Оборудование: игрушка – Колобок, наглядно-дидактическая картина «Лес», плоскостная корзина с прорезями, трафареты грибов: боровик, подосиновик, подберезовик, масленок, опята, сыроежка, мухомор и бледная поганка; картинки с изображением грибов.

Предварительная работа: беседа о грибах; чтение стихотворения Е. Трутневой «Грибы», экологической сказки Е. В. Шикова «Гриб»; рассматривание тематического альбома «Грибы».

1. Воспитатель загадывает загадку:

Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб).

Ребята, а вы собирали когда-нибудь грибы в лесу? А какие съедобные грибы вы знаете?

Сегодня на занятие к нам пришел наш знакомый Колобок, и принес новую историю, которая с ним приключилась в лесу, да необычную, а грибную.

Ч тение сказки Т. Николаевой «Замечательный зонтик»

«Подарила бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку. Пошел Колобок в лес. Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками? Идет Колобок, вертит над собою зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются.

Наверное, о зонтике поют, восхищаются, – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро!

Видно от удивления, – думает Колобок, – вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…

Размечтался Колобок и не заметил, как потемнело. И забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро, а Колобку – сухо. Но дождь быстро кончился, и вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил? Смотрит, а прямо на тропинке лежит камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было.

Вот найду корзинку и зонтик, тогда и разберусь, – подумал Колобок. И принялся искать, но так ничего и не нашел. Что делать?

Присел Колобок на камень-пенек и задумался. И вдруг почувствовал, что его будто кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

Кто это вздыхает тут?

Это я, гриб-Боровик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы грибы, народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С бабушкой собирал. Потом сушил. А суп из боровиков какой вкусный!

Быстро я вырос, – говорит Боровик, – это потому, что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик еще что-то говорил, да Колобок его уже не слушал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромой по краю. Но что это? Рядом еще зонтики. Малиновые, желтые, даже красный в белую горошину! Скатился Колобок на землю и к зонтикам. А какой из них его – забыл.

Возьму-ка красный в белую горошину, – думает.

Я не зонтик. Я – гриб – Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка . Ты нас не трогай, мы ядовитые!

И мы не зонтики! – закричали остальные, – мы сестрички, разноцветные Сыроежки .

А мы - Опенки ! А я – Масленок ! Смело можешь класть нас в корзинку, на жаркое!

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок, махнул рукой и сел на траву горевать. Поднял голову – что это? Небо над ним в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит рядом она на соседней полянке. Огляделся Колобок: вся полянка в рыжих блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Взял Колобок корзинку и слышит:

Верно. Не блюдца мы, а грибы-Лисички , такие же хитрые, любим под листочками прятаться. Мы – самые вкусные!

Нет, мы! – закричали из-под березки грибы на серых ножках с коричневой шляпкой, – нас – Подберезовиков вкуснее нет! Хоть соли, хоть жарь!

Тут из-под осинок показалась круглая красная шапочка:

Не слушай ты их, собирай только нас – Подосиновиков !

Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратил в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку. Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его бабушка не подарила бы, и Колобок не пошел бы хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так!»

Вопросы:

Что подарила Колобку Бабушка? Зачем Колобок пошел в лес? (Погулять и показать свой н овый зонтик )

На кого сел Колобок вместо пенька?

Опишите гриб-Боровик. Почему он так называется?

Какие грибы, похожие на зонтики затем увидел Колобок?

Опишите Мухомор и Бледную поганку. Почему они так называются?

А какие съедобные грибы встретились Колобку? Опишите Сыроежку, Опенки, Масленки. Почему они так называются?

С какими съедобными грибами познакомился Колобок на соседней полянке? Опишите Лисички, Подберезовики, Подосиновики. Почему они так называются?

Чем закончилась история про Колобка?

Ф изминутка.

Детский сад шагает в лес

Там полным-полно чудес:

Вот осинка на ветру ветками качает,

Бурый мишка детвору весело встречает.

А там с правой стороны, прямо у дорожки

Белый гриб стоит-молчит на толстенной ножке.

Вот болото на пути, надо нам его пройти.

На лесной опушке прыгают лягушки.

Погуляла детвора, в детский сад идти пора.

2. Воспитатель: – Ребята, а мы сейчас с вами тоже будем собирать грибы вот в эту большую и красивую корзину. А кто знает, как надо правильно собирать грибы? (Ответы ).

Правило первое : Грибы нельзя выдергивать из земли – это наносит вред грибнице, и тогда на этом месте грибы больше не вырастут. Их надо очень осторожно срезать ножом. Если гриб оказался червивым, надо его разломать на несколько частей и разбросать в разные стороны. Его семена-споры прорастут, и будет больше грибов.

Есть у грибов другой «враг» – машины, автобусы и другой транспорт, которые выбрасывают в воздух вредные газы и могут «заразить» ими грибы.

П равило вто р ое : Нельзя собирать грибы около дорог.

Правило третье: Незнакомые и несъедобные грибы собирать нельзя! Но сбивать их ногами и топтать их тоже не надо – они пригодятся животным и птицам.

Ну вот, мы с вами знаем все правила, теперь можно смело отправляться в лес за грибами.

3. Дидактическая игра «Положи грибок в кузовок».

Изображение грибов стоят на картине «Лес». Воспитатель читает загадку. Тот, кто правильно отгадает о каком грибе идет речь, назовет его и найдет на картине, тот съедобные грибы вставляет в прорези корзинки, а нёсъедобные оставляет в лесу. Побеждает тот, кто угадает больше грибов.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением С. Погореловского

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Марычева Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 156"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы"
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы".

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах,

особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы;

расширить и активизировать словарный запас по теме.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.

Оборудование и средства: игрушка – ворона; картинки с грибами, картинка- схема гриба,

осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Осенний лес»,

магнитофон

Словарная работа:

грибница, грибники

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок,

пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок

о грибах, беседа о дарах

леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.

Ход занятий:

1. Орг.момент (дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела (показывает ворону). Вы

ее узнали?

Дети: Да, это Ворона!

Воспитатель : Умную Ворону из леса прислал ежик, он передал вам, ребята, вот это

письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок? Узнали?

Дети : Да, с клена, это кленовый лист!

Воспитатель : Молодцы, правильно! Ворона говорит, что Ежик собирает припасы на им

зиму. Но он переживает, что зима будет длинная и снежная, и собранных запасов ему

может не хватить. Поэтому, он просит вас, ребята, ему помочь.

Давайте посмотрим, что же на листочке написано. Ежик загадал нам загадку. Когда мы ее

отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу? (загадка на кленовом

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы-

Нет под шляпкой головы? (Гриб).

Воспитатель : Правильно, молодцы! Ворона говорит, что совсем ничего не знает про

грибы. Давайте, ребята, расскажем ей о грибах и поможем Ежику собрать припасы на

2 часть(основная)

Воспитатель : Грибы- это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов

(вывешивается на доску схема гриба).Что есть у грибов?(дети отвечают, что есть

ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не

видим глазами, и находится она под землей - это корни-ниточки, которые называются

грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Настоящие грибники

берегут лес и никогда не дергают грибы из земли с корнем, так можно повредить

грибницу, тогда не вырастут на этот месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно

срезать ножом.

Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (ответы детей)

Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве,

и даже на старых пнях.

А какие бывают грибы?(ответы детей, съедобные и несъедобные, ядовитые)

Какие грибы называют съедобными?(те, которые можно кушать: варить, жарить,

- Какие грибы называют несъедобными?( ядовитые, те которые кушать нельзя)

Давайте ребята покажем вороне грибы, расскажем о них и назовем съедобные и

несъедобные грибы. Для этого нам с вами нужно отгадать загадки.

Воспитатель:

Загадка 1.

Крепкий, плотный очень статный,

В шляпке бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов (белый гриб)

(изображение белого грибы вывешивается на магнитную доску)

Белый гриб или боровик растет в сосновом и еловом лесу, шляпка у него мясистая,

упругая, коричневая. Ножка толстая, белая.

Загадка 2.

Под березой старичок,

на нем бурый колпачок,

и пиджак с пестринкой, а

сапожки с глинкой (подберезовик)

(изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 3.

Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я...(подосиновик) (изображение вывешивается на магнитную доску)

У подосиновика и подберезовика длинная ножка и шляпка коричневого или красноватого

цвета. (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся)

3.Динамическая пауза (физкультминутка)

А сейчас ребятки, вставайте, подходите ко мне, беритесь за руки, и пойдем мы по

извилистой дорожке в лес и посмотрим какие еще грибы нам встретятся. (звучит

аудиозапись "Осенний лес"):

Мы идем в осенний лес,

А в лесу полно чудес

Дождь вчера в лесу прошел(встряхиваем кистями)

Это очень хорошо(хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать(приставляем ладонь ко лбу)

и в корзину собирать(приседаем и собираем грибы)

Вот сидят маслята(показываем рукой вправо)

На пеньке опята (показываем рукой влево)

Ну а ты, мухомор,(грозят пальцем)

Украшай осенний бор! (после дети возвращаются на свои места)

Вот нам с вами в лесу встретились и опята, и маслята. Давайте вернемся на свои места и

посмотрим, какие же еще грибы растут в лесу.

Загадка 4.

В мягкой травке на опушке

всюду рыженькие ушки

Золотистые сестрички

Называются (лисички) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 5.

Нет грибов дружней,

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Растут опята большими семьями на пеньках

Загадка 6.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как петрушка,

Ядовитый...(Мухомор)

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке,

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Воспитатель : Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он

превратиться в блюдечко. Пройдет дождь, и в блюдечке останется вода, не простая-

ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

А какой еще ядовитый гриб вы знаете?(ответы детей, бледная поганка)

Средь лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет

В бледной шляпке, с тонкой ножкой

Класть нельзя его в лукошко

Гриб опасный, гриб обманка

Это Бледная поганка.

(у этого гриба тонкая ножка, и бледно-серая шляпка, запах у нее неприятный)

Воспитатель : Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые

съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными

кружочками, так как красный цвет - сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с

вами поджидает опасность(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют

соответствующие кружочки на изображения грибов).

Теперь вы ребята и наша гостья знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. И

можем помочь Ежику собрать припасы на зиму. Для этого я приглашаю вас к столу, мы в

вами соберем "Корзину грибов для ежика"(дети подходят к столу)

Только сначала расскажем Умной Вороне о правилах сбора грибов:

1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если вы заметили ядовитый гриб, не

срывайте его, не срезайте ножом. не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Кстати,

некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и

2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте

незнакомые грибы

3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы(в них образуются ядовитые вещества,

этими грибами можно отравиться.

4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог(грибы как губки

вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в

5. Для того, чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, грибы нужно не

рвать, а аккуратно срезать ножом.

Покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками

(пальчиковая гимнастика)

Топ-топ пять шагов (дети указательными и средними пальцами "идут" по столу)

В туесочке пять грибов(показывают растопыренные пальчики)

Мухомор красный-гриб опасный А второй лисичка- рыжая сестричка

Третий гриб -волнушка розовое ушко.

А четвертый гриб-сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело. (на каждое название гриба загибают по очереди

пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Выполнение коллективной аппликации по теме "Грибы" в обрывной технике.

Воспитатель : Вот и готова наша корзина с грибами для ежика. Давайте ребята попросим

Умную ворону, передать для него эту корзину. Ворона говорит, что Ежик будет очень рад,

а нам с вами Ворона говорит спасибо, что теперь она знает много о грибах.

Итог:

Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам

занятие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей)














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида.

Задачи:

Коррекционно образовательные:

  • учить различать съедобные и несъедобные грибы;
  • знать внешние признаки;
  • закрепить употребление предлогов;
  • расширить и активизировать словарный запас по теме;
  • учить согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно -развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память при решении игровых заданий;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

  • презентация по теме «Ах, грибы - грибочки»;
  • раздаточный материал - предметные картинки-грибов в конвертах на каждого ребенка, пазлы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку.

Как вы думаете, куда мы с вами пришли? Посмотрите на экран. СЛАЙД

Дети : Мы пришли в лес.

Воспитатель : верно, мы пришли в лес и оказались на лесной полянке.

В какое время года мы попали? Правильно, это осень.

А как вы догадались? По каким признакам? (ответы детей)

Обобщение ответов детей : осенью часто идут дожди, листва меняет свой цвет и опадает, дни становятся короче, люди надевают теплые вещи, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края...

Осень лес преобразила,
Разукрасила красиво.
Лес осенний золотой,
Словно в сказке расписной.

Воспитатель: Я предлагаю найти полянку посуше. Вот и поляна. СЛАЙД

А знаете ли вы, ребята, почему осень называют временем урожая?

Как вы думаете, какой урожай собирают в огороде? (ответы детей)

А в саду? (ответы детей)

Что можно осенью собирать в поле?

Правильно, молодцы!

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы говорите про урожай.

А знаете ли вы, какой урожай собирают в лесу? (ответы детей).

Я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

ЗАГАДКА (появляется загадка на слайде)

Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках.

Что это? Правильно это грибы. (появляется гриб на слайде)

Лесовичок: Я очень люблю грибы и знаю про них почти все.

А вы знаете? Давайте проверим.

  • какие грибы вы знаете?
  • какие грибы растут под берёзой?
  • какие грибы растут под осинами?
  • как называются грибы, которые растут на пнях?
  • как правильно собирать грибы?
  • как называется человек, который собирает грибы?
  • какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные; ядовитые и неядовитые)

Лесовичок: какие же вы молодцы! Но я усложняю задание. СЛАЙД

Из каких частей состоит гриб? (ответы детей)

(Если дети правильно отвечают, на экране появляется корень или грибница, ножка, шляпка)

Что еще может быть у некоторых грибов? (юбочка или воротничок)

У каких грибов есть воротничок? (у поганки, мухомора, шампиньонов....)

Воспитатель: Ребята, лесовичок предлагает отправиться дальше. СЛАЙД

Посмотрите, ребята, какая красивая, солнечная полянка. Вы готовы к следующему заданию? Лесовичок понял, что вы знаете названия грибов, а теперь он хочет выяснить, узнаете ли вы грибы по внешнему виду.

Задание:

  1. Назовите грибы, которые выросли на полянке (ответы детей).
  2. Какие грибы есть нельзя?
  3. Под какими номерами ядовитые грибы? (Проверка) Молодцы!

Вот еще одна замечательная лесная полянка. СЛАЙД

Посмотрите, какие грибы выросли на ней. Посчитайте сколько грибов на этой полянке.

Назовите первый (второй, третий...) гриб.

Какой гриб находится перед поганкой (перед поганкой белый гриб)

Какой гриб вырос между белым грибом и рыжиком (между белым грибом и рыжиком вырос мухомор)

Какой гриб находится слева от рыжика (слева от рыжика....) и т.д.

А сейчас задание на внимание. СЛАЙД

Надеваем волшебные очки. (В это время на экране грибы меняют свое место.)

Воспитатель: что изменилось?

Дети: грибы поменялись местами.

Воспитатель: какие грибы поменялись местами?

Дети: мухомор и белый гриб поменялись местами.

Воспитатель: надеваем волшебные очки. Что изменилось? СЛАЙД

Дети: вместо подосиновика появилась сыроежка (проверка)

Воспитатель: ребята, лесовичок предлагает вам немножко поразмяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: мы попали с вами на новую полянку. СЛАЙД

Назовите грибы, которые здесь растут. (ребята называют грибы, которые появляются постепенно друг за другом)
Задание:

Запомнить в какой последовательности расположены грибы и выложить их на карточках (на столах у детей карточки и раздаточный материал. Грибов больше, чем на экране)

Самостоятельная деятельность детей. Проверка.

Кто выполнил правильно?

У кого есть ошибки?

Ребята, вы справились с этим трудным заданием. И в вашу честь лесовичок запустил салют (экран)

Воспитатель: Лесовичок предлагает вам посчитать. Вы готовы? СЛАЙД

Одна шляпка, две шляпки, пять шляпок. Как можно сказать по другому? (много шляпок)

Один мухомор, два мухомора, пять мухоморов.

Один лист, два листа, пять листьев

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

(На экране появляется гриб – мухомор.) СЛАЙД

Воспитатель : Ребята как называется этот гриб?

Мухомор съедобный или несъедобный гриб?

Ой, что с ним случилось (он рассыпался).

Кто догадался, какое будет задание?

Задание: Собрать пазлы грибов и определить их название.

(Спросить у каждого ребенка. Добиваться полных ответов ).

Как называется гриб? Он съедобный или несъедобный// ядовитый или неядовитый)

Какие все молодцы. Все справились с заданием.

Воспитатель: СЛАЙД

Ребята, лесовичку пора уходить. У него много дел в лесу. Он очень доволен вами. И за вашу работу он предложил вам в подарок корзинку с грибами. (сюрпризный момент). Давайте попрощаемся с лесовичком и скажем ему спасибо.

Подведение итогов .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Грибы. Составление описательного рассказа о грибах

  • Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий).
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с су­ществительными в роде и числе), учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска, конверт, корзинки, плоскостные изображения грибов, Белочка, волшебная палочка, схема

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: Сегодня, у двери группы я обнаружила загадочный конверт. Давайте посмотрим, кто прислал нам письмо.

Рыжая мастерица

Белка, белка — озорница!
С ветки — прыг.
На землю — скок!
Ищу на зиму грибок.
Вам пишу письмо, ребята,
Помогите мне скорей
Сделать на зиму запасы,
Вместе будет веселей.

Логопед: Поможем белке сделать запасы на зиму? Тогда нам надо спешить в лес.

Будем чудо в гости звать
Раз, два, три, четыре, пять.
Палочкой взмахну своей
В лес отправимся скорей! (Дети закрывают глаза)

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент

Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Белочка уже встречает нас.

Белка: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Нам пора отправляться в путь на поиски грибов.

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.

3. Игра « Собери съедобные грибы»

Логопед: Мы попали в настоящее грибное царство. А грибов в лесу видимо-невидимо. … Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Какие части есть у гриба? (У грибов есть шляпка и ножка)

Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Помните, ребята, собирать можно только съедобные грибы.

Дети, помогайте белочке. (Дети складывают в корзинку грибы, называя их).

А какой гриб можно найти под осиной? (Дети выбирают подосиновик)

А под березой? (подберезовик)

4. Упражнение «Назови ласково»

Логопед: Налетели тучки, и пошел дождик Белочка загрустила.

Не переживай, Белочка!
Этот дождь грибной.
Для грибов полезный.
Из маленьких грибочков вырастут большие грибы.

Назови их ласково.

Боровик до дождя был… (боровичком)
-мухомор-…
-опята-…
-сыроежка-…

5. Проговаривание чистоговорок

(Ребенок в костюме «Лисы» входит в группу, держа в руках корзину)

Дети: «Са-са – са-са-са – прибежала к нам лиса,
Сы-сы – сы-сы-сы- нет грибов у той лисы.
Су- су – су-су-су – я грибок ей принесу.
Сы-сы – сы-сы-сы- есть лисички у лисы.

6. Многозначность слов

Какие грибы напоминают лису?

7. Сосчитай, сколько лисичек выросло после дождя:

одна лисичка, две лисички… шесть лисичек

Собрала лиса лисички и убежала в лес.(Ребенок собирает грибы)

8. Физкультминутка. “За грибами”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

9. Образование относительных прилагательных

Белочке грибов собрали и себе немного взяли.

А сколько вкусных блюд можно приготовить из грибов:

(На доске появляются картинки с изображением блюд из грибов)

Суп с грибами (какой?) — …
Икра из грибов-…
Салат с грибами-…
Пюре из грибов-…
Пирог с грибами-

10. Составление рассказов по схеме.

Чтобы грибы собирать, надо их хорошо знать. А поможет нам запомнить внешний вид грибов вот эта схема.

III. Итог занятия.

Погуляли мы в лесу
Увидали всю красу,
Белочке грибы собрали,
И зверюшек повстречали,
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться!

Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям? О чём узнали? Ответы детей.

Кашнова О.В.,
учитель-логопед

Тема,Грибное царство’’

(старшая группа).

Программное содержание : познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей.

Материал: кукла-марионетка,Старик-Лесовик’’, искусственные деревья (ель, береза, осина), пеньки, муляжи грибов или картинки (боровика, подосиновика, подберезовика, опят, мухомора, бледной поганки, белой поганки, ложного опенка.)

Ход занятия.

Ребята, недавно мы сказали Лету: ,До свидания’’, а Осени,Здравствуй’’

Воспитатель читает стихотворение:

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена, клен от холода дрожит.

На дорожке балкона золотой ковер лежит.

Дети, какие приметы осени вы знаете? (дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, Животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях.)

Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)

Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на красивом автомобиле.

Дети садятся в игрушечный автомобиль, звучит веселая музыка.

Вот и лес.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы-любители поиграть в игру под названием,Угадай, кто я’’. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

  • Не срывать, не топтать ядовитые грибы—они нужны многим жителям леса;
  • Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их—можно повредить грибницу;
  • Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
  • Не собирать грибы у проезжей части;
  • Собирать только известные грибы;
  • Не срывать старые и очень маленькие грибы.
  • Встретив гриб в городе , растопчите его или покажите взрослым.

Учите маленьких братьев и сестер этим несложным правилам.

А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы…

(боровик)

Дети, это боровик, Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. А еще называют белым грибом. Почему? (предположения детей).

Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы. Когда я была маленькой, мне тоже было интересно все знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: ,Вот это белые грибы и подберезовики. Белые не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их еще называют чернушками. И все грибы темнеют, кроме белых, поэтому гриб еще называют гриб-полковник’’.

Дети подходят к следующему грибу-подосиновику.

А вот и другой гриб.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик.)

Почему его так называют? (потому что чаще всего он растет под осиной.)

Расскажите, что вы знаете, об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)

Дети подходят к следующему грибу.

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в березовой роще.

(подберезовик.)

Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все-таки их различить? (предположения детей)

На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.

Дети подходят к пеньку семейства Опят.

А вот сразу несколько грибов, целая семейка.

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

Опята бывают летние и осенние. И растут они обычно на пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

Вот как много мы собрали грибов. Давайте с ними споем и станцуем, ведь мы на волшебной поляне.

Звучит музыка, дети водят хоровод. Воспитатель приглашает детей сесть на пеньки отдохнуть).

Дети, вы знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с березой--… (подберезовик), с осиной-… (подосиновик); эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

Воспитатель вносит куклу-марионетку,Старик-Лесовик’’.

Дети, посмотрите кого мы встретили в лесу. Это старик-Лесовик. Он все лесные тайны знает.

Лесовик: -Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? (о съедобных.)

А какие есть еще грибы в моем лесу? (несъедобные или ядовитые.)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красной шляпке, на шляпке горошки…

(мухомор.)

Мухомора боятся мухи и падают замертво, но им лечатся лоси, проглатывая его целиком.

В лесу есть грибы, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать—

Яд в них опасный. Это… (поганки.)

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют.. (бледной поганкой.)

Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый—луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)

А теперь я хочу вас проверить, сможете ли вы навредить лесу. Поиграем в игру ,Собери грибы в корзину’’. (на полу расставлены фишки: красные--несъедобные, разноцветные—съедобные грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзину, следят, чтобы ни один несъедобный гриб не попал туда и не упал.)

Молодцы! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье.

Лесовик угощает детей печеньем,Грибы’’.

Просмотров