Командиры бч 5 глубоководных аппаратов. Как устроена служба на подводной лодке
Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая - штурманская, вторая - ракетная, третья - мино-торпедная, четвёртая - радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая - электромеханическая, самая большая. С первой по четвёртую части - это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 - это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке - её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет - только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.
Первое погружение
Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.
Служба
Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты - то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая - 50 суток, самая длинная - 90. В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса - так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.
Быт
Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий - праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке - турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.
Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.
Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят - восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи - в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то - гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. - Прим. ред.). Причём самое обидное - закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет - драишь его до конца.
Что мне нравилось в плавании - так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами - то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.
Еда
За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие - за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.
Иерархия
Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание - подчинённый его выполняет без комментариев. Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста - подгодок - матрос, который отслужил два года, а самые крутые - годки - у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина - это их, а вторая - всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.
Устав - это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной - не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл..!!! Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».
Командиры
Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему - получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, - капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. - Прим. ред.). Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА - Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)». На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су..., я тебя, бл…, за жопу подвешу!..» Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой - это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», - ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.
Иллюстрации: Маша Шишова
Нет на корабле человека, лучше знающего корабль, его корпус, механизмы, двигатель или силовую установку, основные и вспомогательные корабельные системы, все, что называется «устройство корабля». Этот человек – командир электромеханической боевой части, «дед», «стармех».
Интересно, что на гражданских судах малого и среднего водоизмещения иностранных флотов к категории «офицеры» относятся два члена команды – капитан и старший механик.
На военном корабле должность командира БЧ-5 почетна, уважаема, но и обязывает ко многому.
Во-первых, от механиков зависит, даст ли корабль ход и в каких пределах; погрузится ли на заданную глубину подводная лодка и как долго сможет эту глубину выдерживать; в сколь комфортных условиях будет находиться экипаж; достаточно ли будет пресной воды, электроэнергии.
Во-вторых, командир электромеханической боевой части несет прямую ответственность за эксплуатационную безопасность корабля, а в случае получения кораблем повреждений он со старпомом возглавляет борьбу за живучесть корабля. От его знаний, опыта, решительности зависит судьба корабля и жизнь экипажа.
В-третьих, он возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда, как правило, входят три дивизиона (движения, живучести и дизель-электрический) и множество групп, команд, отделений.
Все молодые офицеры, сдавая зачеты на допуск к управлению подразделением, вахтой, отсеком проходят через суровый экзамен стармеха по устройству корабля. И редко кому удается миновать этот экзамен с первого «захода»: у «деда» припасено много «заковыристых» вопросов. А мудрый и рассудительный, суровый дед может внезапно «схохмить», и приходится лейтенанту вечера коротать в практическом изучении и того или иного отсека или механизма. Недобро поминается при этом «дед», но зато добром вспомнится пройденная наука в экстремальной ситуации, когда нет времени на раздумья, перелистывание схем и чтение учебников.
Во всех вопросах, касающихся борьбы за живучесть корабля, эксплуатации корабельных систем, командир БЧ-5 – начальник для всего личного состава корабля.
Командир боевой части (начальник службы) корабля
Командир боевой части (службы) корабля подчиняется командиру корабля, является прямым начальником всего личного состава боевой части (службы) и отвечает:За боевую готовность боевой части (службы), успешное выполнение поставленных задач, сохранность и эксплуатацию оружия, технических средств, средств борьбы за живучесть, средств связи, секретных документов и имущества боевой части (службы);
- за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава;
- за подготовку личного состава боевой части к борьбе за живучесть корабля, оружия и технических средств, выполнению мероприятий ядерной, радиационной и химической безопасности;
- за снабжение корабля (боевой части, службы) соответствующими видами довольствия, их учет, законное и экономное использование;
- за организацию специальной дежурной и вахтенной служб в части касающейся;
- за поддержание внутреннего порядка в боевой части (службе);
- за ведение эксплуатационной и отчетной документации в боевой части (службе).
Командир боевой части (начальник службы) обязан:
Знать оружие и технические средства боевой части (службы), управлять боевой частью (службой) при выполнении боевых задач, совершенствовать свои знания по специальности;
- организовывать эксплуатацию оружия, боеприпасов, технических средств и имущества своей боевой части (службы), лично проверять один раз в месяц их состояние и учет;
- руководить боевой подготовкой, проводить частные и общие учения в боевой части (службе), занятия с подчиненными офицерами, мичманами и старшинами;
- организовывать подготовку руководителей занятий и учений, проверять знания и практические навыки подчиненных, готовить их к несению корабельной и специальной дежурной и вахтенной служб;
- руководить приемкой запасов, контролировать их наличие, правильность хранения и расходования согласно установленным нормам;
- поддерживать внутренний порядок в боевой части (службе), контролировать содержание находящихся в заведовании боевой части жилых и служебных помещений;
- контролировать расстановку личного состава боевой части (службы) по корабельным расписаниям и докладывать старшему помощнику командира предложения о необходимых изменениях;
- контролировать выполнение личным составом боевой части (службы) требований безопасности при проведении занятий, учений и работ с оружием и техническими средствами;
- составлять ремонтные ведомости и рекламации, контролировать ход ремонта, проводимого ремонтными предприятиями и руководить ремонтом, производимым силами личного состава; организовывать ведение документации в боевой части (службе);
- ежедневно обходить объекты заведования боевой части и в назначенное командиром корабля и флагманским специалистом время докладывать старшему помощнику командира и флагманскому специалисту соединения о выполнении суточного плана, наличии секретных документов (техники), происшествиях за день и о планируемых мероприятиях в боевой части (службе) на следующие сутки; руководить приготовлением боевой части (службы) к бою и походу;
- осуществлять отбор кандидатов на военную службу по контракту и для поступления в военно-учебные заведения; своевременно проводить мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств боевой части (службы).
Командир боевой части (начальник службы) при обнаружении неисправности оружия, технических средств, недостачи секретных документов (техники), немедленно доложить командиру корабля и флагманскому специалисту соединения и принять все зависящие от него меры к ликвидации неисправностей (поиску).
При аварии корабля командир боевой части (начальник службы) руководит борьбой за живучесть корабля в своем подразделении.
При принятии командиром корабля решения о оставлении корабля он определяет очередность прекращения работ и оставления личным составом командных пунктов и боевых постов.
Во время постройки (модернизации) корабля командир боевой части (начальник службы) изучает сам и организовывает изучение подчиненными оружия и технических средств боевой части (службы).
Командир боевой части (начальник службы) выполняет указания флагманского специалиста своего и вышестоящего соединений, касающиеся боевой подготовки, воспитания, поддержания воинской дисциплины и морально-психологического состояния личного состава, организации службы, боевого использования и эксплуатации оружия и технических средств. О полученных указаниях он обязан доложить командиру корабля.
Командир боевой части, исполняющий по совместительству обязанности флагманского специалиста соединения, от выполнения своих служебных обязанностей на корабле не освобождается.
Специальные обязанности командиров (начальников) и других должностных лиц боевых частей (служб) предусматриваются правилами организации службы соответствующих боевых частей (служб).
Кажется, что невозможно одному человеку освоить все корабельные инструкции, описания, чертежи, схемы, правила эксплуатации и многое другое; а «деду» это удается. При этом он становится чуточку волшебником – любой «отказавший» механизм, стоит к нему прикоснуться «деду», оживает, прилаживается к работе и работает – по крайней мере, до прихода в базу.
Но и в базе командиру БЧ-5 нет покоя – корабельные механизмы продолжают функционировать, пусть и в режиме «по-швартовому», или «по-якорному», или по другим корабельным написаниям. Главную энергетическую установку надо привести в безопасное состояние, запустить в работу и проверить вспомогательные механизмы. «БЧ-люкс отпустят раньше, как обычно. БЧ-5 отпустят позже, как всегда…», - поется в одной флотской песенке. Вот почему «для механика - что война, что не война, все едино!».
Но и среди «механических» специальностей существуют определенные градации: так, на кораблях, оснащенных атомными силовыми установками, сложнее всего приходится командиру дивизиона движения, ведь он ответственен за ядерный «котел», да и за все остальное «железо», которое крутит винты. А вот командиру дизель-электрического дивизиона полегче – его заведование считается вспомогательным, да и не столь объемным. Командиру дивизиона живучести трудно всегда – цистерны, отливные и осушительные, трюмные и прочие магистрали, спасательные устройства – на его плечах.
Командир дивизиона боевой части
Командир дивизиона боевой части подчиняется командиру боевой части и является прямым начальником всего личного состава дивизиона.Командир дивизиона боевой части отвечает:
За боевую готовность дивизиона, выполнение поставленных задач, за сохранность и эксплуатацию оружия и технических средств;
- за строгое соблюдение правил пользования секретными документами дивизиона и их сохранность;
- за боевую и специальную подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава, за внутренний порядок в дивизионе.
Командир дивизиона боевой части несет ответственность за отработку действий военнослужащих, приходящих из других боевых частей и служб для выполнения обязанностей на боевых постах дивизиона.
Командир дивизиона обязан:
Знать оружие и технические средства дивизиона;
- руководить боевой подготовкой и воспитанием личного состава дивизиона;
- лично проводить занятия с офицерами, мичманами и старшинами дивизиона, проверять их знания и практические навыки; проводить общие учения дивизиона, контролировать проведение частных учений его подразделений и организовывать индивидуальную подготовку в дивизионе;
- обеспечивать сохранность и организовывать эксплуатацию оружия, боеприпасов, технических средств, средств борьбы за живучесть и имущества дивизиона, лично проверять два раза в месяц их состояние и учет;
- составлять ремонтные ведомости, контролировать ход ремонта, проводимого ремонтными предприятиями, и руководить ремонтом, выполняемым личным составом дивизиона;
- руководить содержанием находящихся в заведовании дивизиона жилых и служебных помещений и ежедневно обходить их;
- контролировать соответствие корабельных расписаний дивизиона фактическому наличию личного состава и о всех необходимых изменениях и дополнениях докладывать командиру боевой части;
- обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, учений и работ с оружием, техническими средствами и имуществом, соблюдения правил обращения с секретными документами (техникой);
- при обнаружении неисправности оружия, технических средств, недостачи секретных документов и техники немедленно докладывать командиру боевой части и принимать все зависящие от него меры к ликвидации обнаруженных неисправностей (поиску);
- организовывать подготовку подчиненных к несению службы корабельных нарядов;
- руководить приготовлением дивизиона к бою и походу;
- своевременно проводить мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств дивизиона.
Командир дивизиона при аварии корабля руководит борьбой за живучесть в своем подразделении.
Командир дивизиона, освоивший «смежные» специальности, сдавший необходимые зачеты и получивший допуск к самостоятельному исполнению вышестоящей должности, назначается «старшим механиком», «дедом».
На подводных лодках существовала традиция: командир электромеханической боевой части носил на кителе командирскую «лодочку» - нагрудный знак, свидетельствующий о допуске к самостоятельному управлению подводной лодкой. Этим подчеркивалось особое уважение к должности и обязанностям «деда».
В целях лучшего использования оружия и технических средств, а также удобства плавания на корабле создаются боевые части и службы, во главе которых стоят их командиры и начальники.
Боевая часть (служба) – это организационное подразделение корабля, объединяющее одинаковые по назначению и специализации виды оружия или технические средства и обслуживающий их личный состав.
К боевым частям относятся:
БЧ-1 – штурманская боевая часть;
БЧ-2 – ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) боевая часть;
БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть;
БЧ-4 – боевая часть связи;
БЧ-5 – электромеханическая боевая часть;
БЧ-6 – авиационная боевая часть;
БЧ-7 – радиотехническая боевая часть.
К службам относятся:
Сл. Х – служба радиационной, химической и биологической защиты;
Сл. М – медицинская служба;
Сл. С – служба снабжения.
Боевая часть-1 : обеспечивает навигационную безопасность плавания и ведет расчеты
по боевому маневрированию корабля для боевого использования оружия.
В БЧ-1 объединяются: рулевые, штурманские электрики, штурманские радиометристы-наблюдатели.
Боевая часть-2: предназначена для нанесения ракетных (артиллерийских) ударов по кораблю и береговым объектам противника, а также для отражения его ударов с моря, берега и воздуха.
В БЧ-2 объединяются: ракетчики, комендоры, артиллерийские электрики.
Боевая часть-3: обеспечивает применение минного, торпедного, трального оружия и производство работ с ним.
В БЧ-3 объединяются: торпедисты, минеры, торпедные электрики.
Боевая часть-4: обеспечивает внешнюю и внутреннюю связь корабля (визуально и по радио) с командованием и взаимодействующими кораблями и внутреннюю связь с командными пунктами и боевыми постами корабля.
В БЧ-4 объединяются: радисты, телефонисты, сигнальщики.
Боевая часть-5: обеспечивает кораблю заданный ход, живучесть корабля, оружия и технических средств, снабжает всех потребителей электроэнергией.
В БЧ-5 объединяются: машинисты, трюмные, турбинисты, электрики сильного и слабого тока и другие специалисты.
Боевая часть-6: обеспечивает наблюдение, поиск и уничтожение подводных лодок противника, а также ведение разведки и прикрытие кораблей с воздуха. Личный состав БЧ-6 обслуживает летательные аппараты корабля (вертолеты, самоле-ты), обеспечивает их полеты и управление ими.
Боевая часть-7: предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия.
В БЧ-7 (рис. 1.3.1) объединяются: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
Радиотехническая служба – предназначена для наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой. Производит сбор, обработку и анализ результатов всех видов наблюдения, выдает данные о противнике, необходимые для применения оружия, данные о навигационной обстановке.
В СЛ-Р материальную часть обслуживают: гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных средств и др.
Химическая служба – предназначена для защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. Технические средства СЛ-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами-химиками.
Медицинская служба – предназначена для сохранения здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным. В СЛ-М объединяются: врачи, фельдшеры, санитары.
Служба снабжения – предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения подразделений корабля имуществом и материалами по установленным нормам. В СЛ-С объединяются: баталеры, коки, писари и др.
Порядок ввода боевой организации на корабле. Схемы боевой организации корабля, какая информация размещается на данных схемах? Какая информация излагается в боевых инструкциях? В какой документ сводятся боевые инструкции?
Боевая организация на корабле вводится при объявлении боевой (учебной) тревоги (см. Прил. 2 КУ ВМФ к ст. 34).
На боевом корабле всех рангов существует:
– схема боевой организации корабля;
– корабельная боевая схема.
На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге .
На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.
В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности старшин контрактной службы, старшин и матросов срочной службы по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнению воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога» и «Радиационная опасность», по
специальной обработке корабля и санитарной обработке личного состава, по оказанию медицинской помощи раненым и пораженным, по плаванию в сложных условиях .
Боевые инструкции сводятся в Сборник боевых инструкций личного состава корабля, который является приложением к Книге корабельных расписаний.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.
Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.
9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:
- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,
- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.
Весь личный состав корабля составляет его экипаж.
10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:
На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.
11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.
Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.
12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.
13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.
14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).
Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.
15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.
Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.
КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ
16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.
Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .
На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).
На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.
17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.
Боевой пост возглавляет командир боевого поста .
18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.
На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).
Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.
На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.
На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.
БОЕВОЙ НОМЕР
19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .
Боевой номер состоит из трех частей:
Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
Первой боевой смене - 1, 5, 7;
Второй боевой смене - 2, 4, 8;
Третьей боевой смене - 3, 6, 9.
20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.
Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).
На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.
Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.
21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.
Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.
КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.
Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .
23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.
24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.
25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.
Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.
Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.
26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.
Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.
В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.
Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.
На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.
27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.
28. К боевым расписаниям относятся:
Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;
Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.
На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);
Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);
Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);
Расписание по борьбе за живучесть корабля;
Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;
Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);
Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;
Расписание корабельной подрывной команды;
Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).
а) на подводных лодках :
Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;
Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;
б) на надводных кораблях :
Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;
Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;
Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;
Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;
Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;
Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.
На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.
29. К повседневным расписаниям относятся:
Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;
Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);
Расписание по буксировке со схемами буксировки;
Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;
Расписание по каютам и кубрикам для жилья;
Расписание по приборкам.
Кроме указанных расписаний составляются:
а) на подводных лодках :
Расписание по заряду аккумуляторных батарей;
Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);
б) на надводных кораблях :
Расписание по затемнению корабля;
Расписание по спуску и подъему плавсредств.
30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.
В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.
31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .
Кроме того, в книгу должны быть внесены:
Схема боевой организации корабля;
Схема повседневной организации корабля;
Корабельная боевая схема;
Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;
Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.
К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .
32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.
На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.
В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»
Для ведения боя;
При фактическом повышении боевой готовности;
б) «Учебная тревога» :
Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;
При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;
Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;
При погрузке (выгрузке) боеприпасов;
При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;
Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.
В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.
Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;
в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;
г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;
д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.
Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.
Словарь военно-морских жаргонизмов - содержит жаргонные фразы и слова, в той или иной степени используемые моряками военно-морского и торгового флота. Некоторые слова известны, и применяются в быту не только экипажами кораблей, но и людьми никак не связанными с морем. Часть терминов являются устаревшими, но оттого не менее интересны их значения на флоте.
Словарь
А
Моряки после аврала
Авача
- действующий вулкан на Камчатке, а так же название вспомогательного судна ВМФ .
Барыга
– заведующий продуктовой и/или вещевой каптёркой (складом, хранилищем, кладовой).
Бацилла
- 1). малоопытный боцман от которого порой больше вреда чем пользы. 2). санитар или фельдшер из матросов или старшин службы по призыву на корабле.
Без палева
– без провала, скрытно, конспиративно, тайно.
Белуга
– нижнее белье, рубаха, кальсоны.
Блин (танкерн)
- заглушка на манифолд (наверное по созвучию с англ. blind flange).
Блэкаут
- (англ. BLACK OUT) - полное обесточивание теплохода .
Бобёр
– жирный, тупой, неряшливый, мягкотелый, теплолюбивый «маменькин сынок».
Боевая лайба
- военный корабль.
Боец
- матрос, фамилию которого вспомнить не удается, матрос с чужого экипажа, просто матрос.
Болото
- идем по зелёной, штиль.
Большая приборка
- еженедельные Содом и Гоморра на корабле. Средство поддержания чистоты и лоска. Способ выявления матросских шхер. Способ избавить офицера (мичмана) от схода на берег. Подчеркивает превосходство чистоты и порядка над разумом. Заканчивается помывкой личного состава.
Борзометр
- уровень внутреннего самоконтроля. Борзометр сгорел (зашкалил) - предел чьей–либо наглости явно превысил допустимые нормы.
Боцманенок
- матрос из состава боцманской команды.
БМРТ типа «Пионер Латвии»
БП
- боевая подготовка.
Бригада
- несколько кораблей.
Броняга, Броненосец, «Бронетёмкин Поносец»
- в ДВМП судно усиленного ледового класса.
БС
- боевая служба. То же, что автономка.
Бублик, он же C-piece (танкерн)
- труба для соединения двух манифолдов.
Букварь
- книга вообще и инструкция в частности. (у Конецкого).
Бумажный Дед
- военнослужащий, призванный на 1 год после окончания ВУЗа и отслуживший шесть месяцев службы.
Буфет
- стюард, вестовой. Накрывает на столы, моет тарелки, помогает коку .
Буффало
- буфетчица.
БЧ
- боевая часть, корабельное подразделение. БЧ делятся на группы.
Варкуль
– «ласковый» удар ладонью по шее.
Вахта
– дежурство.
Вахта всенощная
- разг., шутл. - вахта во время стоянки в порту или на рейде (стояночная вахта) с 00.00 до 8.00 - т.е. всю ночь.
Вахта
- корабельное дежурство.
Вахтить
– дежурить, нести вахту.
Вводная
- неожиданное задание, поручение, командировка или дурацкая ситуация, на которую надо реагировать по–умному. Служебная задача без стандартного решения.
Вводняк
- почти то же, что и «вводная», но в более худшем варианте, совершенно неожиданная. При получении такого «В» обычно следуют непечатные комментарии, душераздирающие пожелания соответствующему командиру (начальнику), а также проговариваются его психологические и служебные характеристики. Тоже - непечатные.
Великий Пожиратель Кораблей
- прозвище мелей Гудвина у юго-восточного побережья Англии.
Великое переселение народов
- допустим, создается такая ситуация: на корабле (достаточно крупном и приличном), выходящем в море с важной миссией, следуют большая группа офицеров высокого штаба, какая–то пресс–группа, ансамбль и т.д. Но корабль, даже большой - это не круизный лайнер , на нём может жить только минимально необходимое количество обслуживающего персонала и боевой команды, т.е. экипаж . Да и то в очень спартанских условиях. В таком случае обычно офицеры переселяются в каюты мичманов, мичмана - в кубрики, а матросы и старшины - на боевые посты. На подводных же лодках такое переселение вызывает самое незначительное присутствие «нештатных» офицеров.
Вертеть дырки (дырку)
- разг. обр. - получить награду, орден. Ордена крепятся к форме через дырку, с помощью винта.
Весло
- столовая ложка. Иногда «весло» бывает учебным - корабельные юмористы высверливают в «гребной» части ложки отверстие и рядом пишут индекс - «Учебная».
Взять за ноздрю
- шутл. - взять на буксир .
Город Владивосток - Владик
Винные параллели (или широты)
- шутл. - полоса (пояс) тропиков, в которых команды советских рыболовных судов получали (до 1985 г.) «тропическое» вино (по 300 г в день). Разбавленное водой, хорошо утоляет жажду.
Вира
– вверх.
Вирать
- разг. поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя.
Включить машину времени
- забухать.
Владик
- разг. прозв. - Владивосток.
Влипнуть
- попасть в неприятность, вляпаться во что-то, получить наряд на грязную работу, попасть в переделку.
Вляпаться в переработку
- сверхурочные работы при фиксированном овертайме.
ВМФ
- Военно-морской Флот.
Водолазное белье
- шикарные штаны и свитер верблюжьей шерсти.
Военмор
– военный моряк.
Военная команда
- «поступила военная команда...», выражение означает приказание, распоряжение, указание и т.д., которое отличается парадоксальностью поставленных задач, нелогичностью предлагаемых методов исполнения и удивительной неприемлемостью сроков. Вплоть до: «Исполнить вчера». И исполняется...
Военно-морская грудь
- все, что выше колен и ниже подбородка.
Вонючка
- денежная единица Южной Кореи. 1 вонючка = 1.000 Won.
Вооружить
- изготовить для действия. «Вооружить парусное судно» - снабдить необходимым рангоутом и такелажем, установить их на место и привести судно в состояние, годное для плавания. «Вооружить помпу» - приготовить помпу к действию. «Вооружить рей» - оснастить (отакелажить) рей и привязать к нему все необходимые такелажные принадлежности для управления и действия им.
Учебная ложка - весло
Ворванщик (Ворванёр)
- разг. на языке китобоев конца XIX - начала ХХ вв. - главный гарпунер , в обязанности которого входило также наблюдение за разделкой китов и вытопкой ворвани, китового жира (сала).
Воробей
- птица, которая не водится на Камчатке.
Ворошиловка
- алкогольный напиток из ворованного «шила».
Враги, механы
- механики.
Втирать
– убеждать, доказывать, уговаривать.
Втюхать, втюхивать
– создавать проблемы салагам и молодым, сваливать на них неприятную работу и обязанности.
Вы
- обращение к подчиненному, несущее в себе скрытую угрозу и злой умысел.
Вымачивать якоря
- шутл. - отстаиваться, подолгу стоять на якоре. «Минувшая морозная зима нагромоздила возле Кронштадта сплошное ледяное поле, растопить его апрельское солнце не успело, и судам приходилось теперь вымачивать» на таллиннском рейде якоря, пока ледоколы не проложат дорогу»
.
Выпуклый военно-морской глаз
- универсальное мерило для дозирования, определения дистанций, прочности чего–либо, количества и достаточности боевых, химических, взрывчатых средств, лекарственных препаратов и т. д. без необходимых расчётов и измерений. Наиболее вероятно действует по правилу «Лучше больше, чем меньше», чтобы всем и всему хватило. Основан на прежних результатах, полученных собственным эмпирическим путём, это - фактор положительный, вторая версия: когда об этом опыте где–то слышали или что–то видели. Это - опасный вариант! Отсюда происходят предпосылки к авариям и катастрофам, и они же самые с жертвами или без них. Применяется также при разливании спиртного по стаканам - это наименее опасная область применения указанного прибора.
Вырубиться
– мгновенно уснуть, спать крепким сном.
Вышка
- высшее учебное заведение, высшее образование.
Вялиться
– валяться, ничего не делать, праздно отдыхать.
Г
Сигнальный мостик - «голубятня»
Газ
- крепкие алкогольные напитки.
Гайка
- 1). Задание, вводная, приказание. Ловить, жевать гайку - отрабатывать выполнение этого приказания.2). Звезда на погоне.
Галимый (галимая)
- пустой, голый, не соответствующий стандартам.
Галс тренировочный
- неудача, что–то не состоялось, усилия были затрачены зря.
Добро
- 1). Разрешение на что-либо. Карт-бланш на все командно-инженерные действия во благо службы. 2). Географическая широта места.
ДП
- 1) Дополнительный паёк. 2) Дополнительные сутки ареста на гауптвахте за особое отличие в деле борьбы с установленными там порядками или за простое возмущение ими перед светлыми очами местных начальников. 3). Знак за ДП - наградной жетон «За дальний поход».
Драить
- (кого-л.) строго выговаривать кому-л. – от «драить палубу, медяшку», в том же значении – «песочить».
Дробанули
- запретили, отменили, загубили личные планы и надежды.
Дробить
- запрещать, от команды о прекращении огня «Дробь!».
Дубы
- накладные элементы, символизирующие дубовые листья и прикрепляемые к козырьку фуражки старших офицеров и адмиралов.
Дурдом
- 1). Искусственное состояние повышенной служебной активности на корабле, в штабе соединения в преддверии какого-то ответственного мероприятия или очередной грядущей проверки. 2). Оценка уровня организации и военного управления в одной отдельно взятой воинской части или на корабле. 3). Обычная оценка морально-психологической обстановки в военном учреждении накануне, во время учений или очередной проверки высоким штабом. 4). Оценка окружающей ситуации со стороны постороннего человека, впервые попавшего в гущу военной службы. Короче - ДУРДОМ!
Дучка
- (от польск. ducza - ямка) - лунка, ямка, углубление, дыра в гальюне, над которой моряк приседает, чтобы справить нужду и подумать, как жить дальше.
Дым в трубу, дрова в исходное!
- закончить мероприятие, занятие, тренировку, учение.
Е, Ё
Е...понский городовой
- приличное ругательство. Пауза должна быть выдержанна виртуозно.
Ёпрст!
- вполне приличное ругательство. Может употребляться в домашней обстановке и при детях.
Ж
Жахнуть
– совершить, свершить, сделать единым разом, выпить одним духом, взорвать.
Желудок
- молодой военнослужащий, который ничего еще, кроме как вовремя принимать пищу, не умеет.
Жидкий доллар
- спирт, «шило», какой-либо другой спиртной напиток, применяемый для решения вопроса приобретения чего-то нужного для корабля или в личное пользование. Раньше, особенно в горбачёвский период, эта валюта имела высокую цену и очень широкое хождение.
Жрать
- что-либо непродуктивно, сверх положенных норм расходовать. Например: «Опять мыло закончилось? А вы что его, жрете, что ли?»
.
З
Забить
– быть равнодушным, отказаться, не обращать внимания.
Загнать, загонять, загнуть
- придумать или сказать, предложить что-то необычное, смешное, глупое либо очень умное, творческое, значимое.
Замполит проводит занятия с личным составом
Зад в ракушках
(печатный, более мягкий вариант выражения) - человек, который много и долго прослужил на кораблях. По аналогии с кораблём, у которого со временем обрастает днище различными ракушками, особенно в южных морях.
Залёт
- нарушение какого-либо официального или неофициального правила, обычая, традиции, правонарушение, наказание за правонарушение.
Залётчик
- (совершивший дисциплинарный проступок получивший соответствующее наказание).
Зам
- серый кардинал, второе лицо на корабле после Командира. Умник, к которому не применяют НСС.
Замполит
– заместитель командира корабля по политической части.
Запеленговать
- обратить внимание, принять в расчёт. Начать даже кое-какие действия, если дело касается красотки или добычи каких-либо благ и удовольствий.
Зашаpиться, зашхериться
– спрятаться, зайти за «шар» или скрыться в тайнике (шхере).
Зимбабве
- страна, где все лучше, чем у нас.
Зольд
- солдат.
И
ИДА, Идашка
- индивидуальный дыхательный аппарат с водонепроницаемым костюмом. В мешке. Баллоны акваланга, как правило, не «набиты», т.е. без давления внутри. Спастись проблематично.
Инвентарное имущество
- вечные, по мнению «вещевиков», предметы: канадка, меховые штаны к ней, ПШ, бинокль, пистолет Вери (имя изобретателя) сигнальный, койка, сапоги и т.д. Списывается лет через сто, или же во время шторма, с записью в вахтенном журнале: «Во время ремонта якорного устройства в период шторма (волнение моря 8 баллов), был смыт за борт штурман, на котором находились: канадки - 2, штаны меховые - 4, пистолет Вери на груди и бинокль в кармане, 6 комплектов ПШ и 9 комплектов водолазного белья. Якорное устройство отремонтировано, штурман спасен посредством подачи 6 коек с приданной им дополнительной плавучестью, путем привязывания сапог яловых (23 шт.) и укрепленных 30 метрами швартового конца. Всю одежду, что была на нем, штурман сбросил, чтобы удержаться на плаву. Койки, из-за набора воды в плавучесть, затонули вместе с ней»
. Подпись, печать, списание.
Индюк
- проверяющий.
Интеграл
- изогнутый особым образом крюк (абгалдырь), предназначенный для извлечения из-за приборов и из «шхер» разных закладок, сделанных личным составом, или для извлечения на свет божий далеко спрятанного мусора.
Йо хай ды
- приличное ругательство.
Испанский воротник
- надетая на голову матроса-барда гитара.
Исполнить «Цепочку»
- уйти домой (от сигнала «Ц» (цепочка), означающего по своду «Вернуться к своему соединению»).
К
Каpантин
– место, где отбывают первичный срок нахождения призывники (курс молодого бойца) или заболевшие во время эпидемии.
Казарма
- место ночлега личного состава ПЛ, когда лодка не в море.
Калабаха
- матрос плотник. Встречаются калабахи на флоте и по сей день:-).
Калабашная
- мастерская калабахи.
Каптёрка
– кладовка с аттестатами и личными вещами военнослужащих.
Караси
- грязные носки.
Карась
- молодой матрос.
Кач, качок
– занятие спортивными физическими упражнениями до изнеможения.
Матрос в брюках-клёш
Кинуть
– обмануть, смошенничать.
Клеша
- широченные вниз от колена флотские брюки. Пользуются любовью у годков
и патрулей.
Кнехт
- голова боцмана. Поэтому говорят, что на кнехте сидеть нельзя.
Ковёр, «вызов на ковёр»
- разбор ошибок, неприятный разговор у начальника. Это слово, кажется, общего применения, но у моряков имеет более выраженный смысл - стоя на затёртом ковре (или ковролиновом покрытии) в каюте командира, чувствуешь себя неудобно из-за низкого подволока и ещё вынужден пригибать голову, как бы в знак признания вины.
Коза, КЗ
- короткое замыкание.
Кок
- повар на флоте.
Командир корабля
- самый важный и уважаемый на Флоте человек. За глаза зовется кэп или мастер. При прямом обращении: «Товарищ Командир!». Называть по воинскому званию - моветон и махровая армейщина.
Комбриг
- командир бригады.
Комод
- командир отделения. Распространенное сокращение названия должности. Это ещё ничего, из классической маринистики Л. Соболева и С. Колбасьева известно такое название: «ЗамКом по МорДе» - заместитель командующего фронтом (армией) по морским делам (в годы Гражданской войны).
Комок
- форменный камуфляжный костюм.
Компот
- командир полка.
Конец
– любой не металлический трос.
Контрабас
- военнослужащий контрактной службы.
Корабль
- вооруженное судно, в т.ч. подводная лодка.
Кореш, корефан
– друг укоренившейся братской дружбы.
Король воды, говна и пара
- обычно 4 механик, т.к. все это входит в его заведование.
Косарь
- 1000 рублей.
Косяк, косячить
– совершать профессиональные ошибки, неряшливость, недоделка, неправильность.
Краб
- кокарда на головном уборе. Второе значение - рукопожатие.
Курва
- существительное, употребляемое для усиления отрицательной оценки: «К., а не матрос!»
.
Кусок
– военнослужащий-специалист по контракту, как правило, прапорщик, мичман .
Л
Матросские койки
Лайба
- судно.
Лариска, Лара
- обнаглевшая корабельная крыса.
Лейтенант
- еще не офицер.
Либидо
- приличное ругательство. Например: «Я Вам Либидо-то порву…».
Личный состав
- все военнослужащие. Например, личный состав корабля, бригады, Вооруженных сил. То, без чего служить было бы легко.
Лобарь
– «ласковый» тычок ладонью в лоб или по лбу.
Лычка
– узкая полоска на погонах: 1 лычка – ефрейтор, старший матрос , 2 лычки - младший сержант, старшина 2 статьи , 3 лычки – сержант, старшина 1 статьи , 1 широкая полоса – старший сержант, главный старшина . Лычки – визуальные знаки профессионального и статусного мастерства и старшинства.
Море на замок (иронич.)
- состояние или окончание служебного процесса в данный период. Обычно такое выражение относится к офицерам береговой, штабной службы. Корабль в любом состоянии, как и цех с непрерывным циклом производства, никогда без присмотра не оставишь. Разве только временно, уходя в отпуск или находясь в составе «сходной смены».
Моряк
– любой человек, служивший на гражданском или военно-морском флоте либо посвящённый в моряки во время перехода знаковых мест и географических координат (например, экватора).
Мотыль
- моторист.
Мудель
- производное от пуделя, мудака и миделя. Очень оскорбительное ругательство.
Мухосранск
- город-призрак.
Н
Надругательство
- обещание неприятностей. Например: «Опять у Вас бардак. Вот подождите, я над Вами надругаюсь…»
.
Напряг
- нагрузка, лишения, постоянная тревога, тягостное настроение, стресс, обида, мстительный гнев.
Народ
- ласковое обращение к экипажу.
Начпо
- начальник политотдела. Инженер человеческих душ. Отец родной для Павликов Морозовых.
Непруха
- цепь неудач, невезение в службе.
Нерпа
- ушастый тюлень с усами, внешне похожий на лысого пожилого мужчину.
Неуставные взаимоотношения
- плохие, то же, что годковщина.
Неуставные (неуставная)
- туфли, фуражка, звездочки, краб и т.д., то есть красивые, удобные, хорошие.
Неуставняк
- практика неуставных отношений – «дедовщина» в армии, «годковщина» – в военно-морском флоте.
Низы
- помещения корабля на нижней палубе, а также личный состав, расположенный или работающий в помещениях нижней палубы.
Нора
- каюта.
НСС
- взыскание, неполное служебное соответствие. За ним следует снятие с должности.
О
Обвеховаться
- подстраховаться, предупредить наступление неприятностей с вероятных направлений. Буквально: обставить себя вехами со всех опасных направлений.
Обойти с подветренной стороны
- 1). Сделать так, чтобы тебя не заметили, не «унюхали». 2). Сдать зачёты условно, по договоренности. 3). Как-то отделаться от грядущей проверки. 3). Уйти от неизбежной неприятности.
Обрез
– любая металлическая ёмкость для жидкости (оцинкованное ведро, таз, кастрюля).
ОВРа
- соединение кораблей охраны водного района, как правило, мелких. Место, куда списывают умников (см. ниже). В ОВРе служат люди героические, но бестолковые. Отличные моряки, закаленные морем, взысканиями и вечной оторванностью от семей. Из ОВРы два пути - или в академию, или в стройбат (см. ниже). Случаются исключения, типа перевода на большой корабль, но они не характерны.
Опарыш
- ленивый матрос.
Орден
- награда, достающаяся, в основном, штабным и береговым офицерам.
Плавали, знаем!
- ироничное восклицание, означающее, что подчинённый или проверяемый применил древнюю, надоевшую всем уловку или оправдание своим промахам, которую когда-то в своё, но уже минувшее время командир или проверяющий сам с равным успехом использовал.
Плющить
– щемить, ущемлять, давить, унижать, но без видимых правонарушений (без палева).
Побрить
– обнадёжить и обмануть, оголить начисто.
Подгон (подогнать)
- подарок (подарить).
Подорваться
- вскочить, встать, отскочить, убежать.
Подписка
- договор о прохождении контрактной службы.
Покалечиться
- помять корпус корабля во время неумелой швартовки.
Покой долой, ажиотаж - до места!
- (насмеш.) авральное выполнение работы, которую можно было давно сделать. Подготовка к прибытию высокой комиссии, не жалея ни сил, ни времени подчинённых.
Покупатель
– офицер, прибывший за молодым пополнением и сопровождающий до воинской части.
Полмарсос
- (насмеш.) политико-моральное состояние. Например, на вопрос: «Как полмарсос?», должен был следовать квалифицированный ответ: «На высидуре!», т.е. на высоком идейном уровне.
Полста
- пятьдесят. Происходит от необходимости исключения ошибочного восприятия на слух чисел 50 и 60 при радиотелефонных переговорах и командах голосом.
Полудурок
- идиот в степени, не дотянувший даже до дурака. Очень опасен как в мирное, так и в военное время. Встречается в любых воинских званиях.
Пом
- помощник командира.
Помывка
- баня, душ для личного состава.
Попутать
– перепутать, ошибиться, обмануться, растеряться, перестать слушаться, обнаглеть.
Порнография
- или, как подвид, военно-морская Порнография 1). Что-то исполненное из рук вон плохо и небрежно, содержание техники, заведования в нарушение существующих правил и традиций морской культуры. 2). Испорченная, перешитая особым образом форма одежды. 3). Наоборот, форма одежды, которую выдали прямо со склада, на пару размеров больше.
Построить
– 1). воспитывать, отчитывать, ругать. 2). показать свое служебное превосходство. «Что ты меня строишь?» Т.е. что придираешься, чего командуешь, не имея на это права.
Сход
- редкий вид поощрения офицерского и мичманского состава, выражающийся в кратковременном свидании с семьей. Происходит по графику. Нарушается начальником с садистским удовольствием. Был бы вообще отменен, если бы не нужда Родины в следующих поколениях корабельных офицеров. Отрыв от служебных обязанностей. Помеха службе.
Сходная смена
- смена офицеров, мичманов и т.д., которые имеют право после окончания этого рабочего дня, а также всех общих мероприятий сойти с корабля до назначенного времени. Это - при условии, что они успешно справились с заданиями командира, старпома, зама и своих командиров боевых частей и получили «добро».
Счисление
- штурманский термин, обозначающий графическое ведение прокладки пути корабля на карте.
Т
Флаг Тихоокеанского флота РФ
Табанить
- замедлять процесс. Стремиться «затормозить» прохождение документа, какой-то акции и т.д. Имеется в виду бодрое создание искусственных проблем на пути к прохождению чего-то нового и полезного. Особенно - для вас лично.
Таска
– тоже, что и грусть-тоска, ничегонеделанье, тупое перемещение во времени и пространстве, тащиться, таращиться, тупое наблюдение за окружающими.
Тащ
- товарищ, обращение матроса к старшему. Чтобы не допустить дальнейшего падения субординации, рекомендуется ответ, не меньший по строгости, чем: «Я вам не «тащ!»
Тащиться
– наслаждаться, отдыхать, балдеть, получать удовольствие.
Тоpмоз
– тупой и непонятливый военнослужащий, медленно реагирующий на указания и приказы.
Торпеда
- треугольник из фанеры для растягивания матросских брюк в «клеша» безобразных размеров. Устройство придумано Пупкиным (см. выше). Второе значение - подводный снаряд.
Травить
- давать слабину концу (веревке), рассказывать флотские байки, изрыгать пищу вследствие морской болезни (после водки блюют, во время качки - травят).
Травля
- веселая дружеская беседа, не прерываемая начальством и проходящая в неформальной обстановке. В формальной обстановке является проявлением флотской демократии. Заразна, как чума, бесконечна, как Вселенная. Главное занятие в отсутствие начальства и в обществе женщин. Хороша под рюмку, вместо закуски. С закуской является десертом.
Три звонка
- это переводится, как: «три зеленых гудка в тумане», т.е. сигнал, означающий, что командир сошёл с корабля, означают также, что некоторые его подчинённые могут, без излишнего шума, тоже пристроиться ему в кильватер для решения личных вопросов на берегу. Эти же три звонка, но означающие прибытие командира на корабль, резко повышают бдительность экипажа и уровень имитации бурной деятельности. Для нефлотских читателей: ТРИ ЗВОНКА - это не дань уважения и не почести, это сигнал экипажу, что командир прибыл на корабль и вступил в управление им, при убытии - что в управление кораблём вступил старший помощник, и теперь именно он будет руководить борьбой за живучесть и т.д. в случае чего. Чтобы экипаж, в случае чего, не мучился сомнениями, кому подчиняться.
Форма одежды №3 и №4
Три зелёных гудка в тумане
- 1) Условный сигнал непонятного значения. 2) Сигнал, условные слова, имеющие второе, истинное значение для ограниченной группы, с целью отделаться от нежелательных элементов.
Три пакета
- ключевая фраза из старого военного анекдота. Поиск оправданий за промахи перед командованием. Первый пакет - в начале службы, валить всё на предшественника, второй - отчаянно каяться в своих собственных грехах, третий - готовиться к убытию к новому месту службы.
Триндец
- окончательный и бесповоротный конец, амба, всё.
Тройка
- форма № 3: фланелевая рубашка, суконные брюки, кожаные ботинки.
Тропичка
- тропическая форма одежды, включающая в себя кепку, куртку и шорты, а также «тапочки с дырочками», т.е. легкие сандалии с множеством отверстий для вентиляции.
Труба
- трубка телефона. Здесь тоже флотский приоритет. Переговорные трубы появились на флоте ещё до телефонов - на кораблях и береговых батареях.
Тубрики
- любая местная валюта, кроме доллара, евро и рубля. Еще чаще местную валюту называют Х*ябриками.
Ты
- дружеское обращение к подчиненному.
У
Увольнение
– временное освобождение от несения воинской службы, выход за пределы воинской части на отдых.
Умник
- дерзящий военнослужащий. Награждается НССом
(см. выше).
Уроды
- оценка начальства подчиненными и подчиненных начальством. Применимо к группе умников.
Устав
– официальный и неофициальный свод воинских законов и правил, всё, что положено по уставу военнослужащим, конституция военной службы и уставных взаимоотношений между всеми военнослужащими.
Учебка
- учебное подразделение (дивизион, экипаж, карантин), в котором призывники получают начальную военную подготовку.
Ф
Финик
- финансист, офицер или мичман финансовой службы, или исполняющий обязанности внештатного специалиста фин-службы, получающий деньги в кассе и раздающий денежное довольствие на корабле.
Фитиль
– 1) Вставить «фитиль» - в настоящее время это выражение общего применения, означающее нагоняй или взыскание. Но происхождение его изначально флотское. Когда-то давно, во мгле исторических истоков флота, когда ещё не было многофлажных сводов сигналов, флагман, выражающий неудовольствие манёвром корабля эскадры, приказывал поднять «до места» название этого корабля и видимый издалека зажжённый и дымящийся фитиль. Капитану этого корабля все сразу становилось предельно ясно. Выражение «фитиль ещё дымится» означает, что данный начальник ещё находится под впечатлением случившегося, и к нему лучше не соваться со своими проблемами. 2) Корабельный киномеханик, личность популярная и незаменимая на корабле, особенно по выходным дням. Происходило от названия популярного когда-то киножурнала. Позднее, с широким внедрением видеомагнитофонов, социальный статус этой внештатной должности резко упал, так как впихнуть кассету в пасть потрепанного «видика» ума и особых знаний не надо, на это способен и самый последний балбес.
Фишка (стрём)
– место нахождения на стороже, слежение за обстановкой, стояние на стрёме, охрана тайного события, нечто отличительное, значимое, событийное.
Флагманский мускул
- начальник физподготовки и спорта соответствующего соединения.
Ш
Швартов
- толстая веревка или трос.
Швартоваться
- пристать к пирсу и привязать корабль к нему с помощью швартова.
Швартовая команда
- группа бестолковых матросов, плохо обученная боцманом и помощником и слабо знающих русский язык, путающих «лево» и «право».
Шхеры (географические) в Турции
Шелупонь
- мелкая рыбешка, дети, молодые матросы, младшие офицеры, корабли соединения ОВРа (см. выше) с мостика крейсера.
Шеф
- кок, повар.
Шило
– спирт. С. Должиков поясняет: «Издавна на флоте спирт носит странное жаргонное название - «шило». Это название - целая история. Когда-то, еще на парусном флоте, водку, по чарке которой непременно наливали матросам перед обедом (кто не пил - тому к жалованью каждый день пятачок добавляли), хранили в кожаных бурдюках. Завязки как-то там особо опечатывались, чтоб было видно, если кто покусится на святое. Так вот самые ушлые матросы наловчились бурдюки прокалывать. Добытое таким образом спиртное называлось «шильным» или «шилом».
Шкрябка
– приспособление, с помощью которого металл перед окраской очищают от ржавчины.
Шмон
- внезапная и тщательная проверка личных вещей военнослужащих.
Шмотки
- вещевой аттестат (см. выше).
Шнорхель
- устройство работы дизеля под водой. Немецкое опасное изобретение в виде трубы с большим поплавком на конце. При большом волнении моря способно набрать столько воды, что ПЛ затонет.
Шуршать
- активно действовать, работать или делать вид, что работаешь.
Шутка
- розыгрыш, закономерным итогом которого, как правило, является обширный инфаркт.
Шухер
- внезапно возникавшая угроза раскрытия чего-либо тайного, скрываемого, спрятанного.
Шхера
– (шв. skär) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе: «Крепись, браток, наступит время - / Не будет «лычек» и погон, / И где-нибудь в укромной «шхере» / Глушить мы будем самогон»
(Должиков С., № 11, 2002, с. 23). Второе значение - извилистый каньон, глубоко врезающийся в сушу в странах Скандинавии.
Щ
Щас
- ироничное обещание выполнить что-либо.
Ъ
Ъ
- непременный атрибут настоящей стойкости и мужского начала. Выражается в поведении и взгляде. Чисто морское качество, т.к. только моряком «Ъ» может быть еще и произнесен вслух.
Ь
Якоря Холла на постаменте в Кронштадте
Ь
- используется только начпо при задушевной беседе с подчиненными.
Э
Э
- употребляется только во множественном числе: «Э-э-э»
, для выигрыша запаса времени в процессе игры с начальником в «почему - потому»
, для мгновенного выдумывания правдоподобной лжи, объясняющей невыполнение чего-либо. Длину паузы надо чувствовать очень тонко и не передержать. Если нет опыта, лучше «Э» не использовать, а подготовить варианты ответов заранее.
Экватор
- 50 дней до приказа об увольнении в запас (ДМБ).
Ю
Юга
- место отдыха, но не службы.
Я
Я - ярко выраженное эго начальника в общении с подчиненными. При употреблении с глаголами «сказал», «приказываю», представляет истину в конечной инстанции. Второе значение - выкрик военнослужащего, невзначай услышавшего свою фамилию из уст командира (начальника).