Обзор пт сау всех наций. Сау и противотанковые орудия Выдающиеся образцы противотанковых САУ

В начале 1960-х годов выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т. Д-25 и М-62, которыми были вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить ни лобовой брони, ни корпуса, ни башни американского танка M60 и английского "Чифтен". Для борьбы с этими танками параллельно были начаты работы в различных направлениях: создание новых подкалиберных и кумулятивных снарядов для старых танковых пушек; новых нарезных и гладкоствольных танковых пушек калибра 115-130 мм; танковых управляемых снарядов и др. Одним из элементов этой программы стала 152-мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 120), шифр разработки ("Таран") ...

Артиллерийскую систему для нее спроектировали в ОКБ завода №172, а шасси — на Свердловском заводе транспортного машиностроения (главный конструктор Ефимов). Опытный образец самоходки СУ-152 "Таран" (объект 120) был изготовлен в 1965 году и представлял собой полностью закрытую машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки заимствованы у СУ-152П.

Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 клб) помещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Пушка снабжена эжектором, смонтированным в дульной части ствола: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем, — когда давление в нем и в канале ствола после выпета снаряда сравнивалось, — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера.


Затвор пушки М-69 — клиновой полуавтоматический горизонтапьный, заряжание — раздельно-гильзовое. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг. — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 12,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с.

На вооружение СУ-152 Таран (объект 120) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств - 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов.

Создавая СУ-152 Таран, конструкторы применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е годы, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.


Тактико-технические характеристики 152-мм САУ СУ-152 Таран (Объект 120)

Боевая масса.т 27
Экипаж. чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 6870
ширина 3120
высота 2820
Бронирование, мм:
лоб корпуса 30
Вооружение 152-мм пушка М-69
Боекомплект 22 выстрела
Двигатель В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный. 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63,4
Запас хода по шоссе, км 280

Что таоке ПТ САУ в World of Tanks? Как использовать в бою, основная тактика игры. Обзор всех ПТ-САУ по странам.

Номинально противотанковая самоходная установка, представляет собой полевую артиллерию, имеющую возможность самостоятельно передвигаться. Действительно – любое стационарное орудие всегда имело превосходство над танком, так как установить крупный калибр в бронемашину всегда сложней. Однако в мобильности полевая артиллерия проигрывала, ведь достаточно было обнаружить позиции артиллеристов, чтобы вопрос их уничтожения становился вопрос времени.

Самоходки в этом плане, безусловно, эффективней, чем обычные пушки, однако общая тактика для этого вида техники оставалась идентичной, максимально продуманный выбор огневой позиции, с возможностью обстрела большого сектора пространства, при этом сама самоходка должна максимально долгое время быть невидимой для противника.

Конечно, количество видов самоходок было огромно, некоторые инженерные бюро занимались разработкой максимально быстрых машин, некоторые занимались повышением калибра, проводились эксперименты по установке на самоходные орудия боевых рубок с возможностью вращения. Большая часть этих машин нашла свое отражение в WOT.

Основная идея тактических действий уже озвучена в первой части статьи – правильный выбор позиции и маскировка – первое и наиболее значимое для ПТ-САУ. Тем не менее, не стоит пренебрегать сменой позиции. ПТ САУ в World of Tanks наиболее приоритетная и «вкусная» цель для вражеской артиллерии, забывать об этом не стоит. А вычислить трассер, можно не только от огня вражеской САУ. Тем более что некоторые «классические позиции» известны профессионалам WOT, и профилактические выстрелы туда не редкость.

Во время движения старайтесь не поворачивать борта и корму к противнику, большая часть ПТ-САУ World of Tanks практически не защищены с этих сторон, зато имеют непробиваемую лобовую броню, которая не раз спасет вас.

ПТ-САУ обладает мощнейшим огневым потенциалом, однако в ближнем бою может проиграть легкому танку, за счет своей неповоротливости. Старайтесь держать противника на максимальной дистанции, если участвуете в атаке, то держитесь сзади основной бронегруппы, поддерживая ее огнем. Помните – ваша задача максимально долгий и продолжительный огонь, то есть выживание становится приоритетной целью.

ПТ САУ в World of Tanks по странам

Ветка прокачки советских СТ предлагает нам, пожалуй, одни из лучших противотанковых орудий. Первым в ветке становится машина АТ-1, которая фактически определяет собой всю советскую систему вооружения в игре. Это «картонная», «медленная» ПТ, обладающая при этом фантастическим орудием. Со скорострельностью 30 снарядов в минуту, ПТ может сжигать вражеский танк-ровесник буквально за 2 попадания, редко приходится посылать третий снаряд. Нередки ситуации, когда удачно расположенная АТ-1 в состоянии за полминуты «заработать воина», ликвидируя вражеский прорыв в полном составе.

Дальнейшее развитие представляет нам серию СУ (самоходных установок) – СУ-76, СУ-85Б, СУ-85 и СУ-100. В целом все эти машины очень похожи – быстрые и маневренные ПТ, обладающие точной и бронебойной, но не очень мощной пушкой. Снайперский огонь и поддержка быстрых прорывов их удел.

Исключением является замечательная машина СУ-100, которая «разделяет» ветку на 2 части. В качестве альтернативы игроку предлагается два орудия – менее мощное, но скорострельное 100мм-ое орудие, и мощное, но чрезвычайное неточное 122мм. Личные предпочтения отдаются 100мм, точность и скорострельность при равном пробитии дает возможность наносить, куда больший урон в минуту, нежели крупный калибр.

Фактически после этой машины ветка советских ПТ делится на две части – к первой относятся крупнокалиберные и тяжелые ПТ – , и , являющиеся развитием идеи СУ-100 с 122 мм орудием. Второй веткой становятся «шустрые» и менее мощные, но очень эффективные в умелых руках машины: , . Фактически первая ветка предлагает игроку «засадную» игру, со снайперской стрельбой с дальней дистанции, и нанесением противнику сокрушительного урона.

Уже ПТ 7го уровня – СУ-152 легко может с помощью своей фугасницы устраивать ваншоты танкам-ровесникам. Альтернативой становится «мобильное ПТ» — когда вы сидите в кустах меньшую часть времени, посвящая основную часть боя поддержке ударного кулака. Скорость и маневренность вашей ПТ позволяют даже атаковать вместе с СТ, прикрываясь которыми вы сможете значительно увеличить огневую мощь, и облегчая тем прорыв.

Немецкие ПТ САУ Ворлд оф Танк

Немецкая ветка ПТ-САУ менее разнообразна, но при этом вполне успешно конкурирует с советской альтернативой. Скорее даже на низких уровнях немецкая техника успешней, начиная отдавать первенство лишь к 8ым уровням, но оставаясь более чем успешной и популярной.

В отличие от советских ПТ САУ в Ворлд оф Танк, немецкие обычно значительно более медленные, но, как и вся немецкая техника точны, а огневая мощь их поражает. Panzerjäger I – стартовая ПТ не обладает талантами АТ-1, превосходя ее лишь по обзору, зато уже Мардер – ПТ-САУ третьего уровня, является, безусловно, лучшей машиной среди ровесников. Огромный горизонтальный сектор стрельбы и хорошее орудие, делает эту ПТ САУ в одной из излюбленных «песочных машин».

Hetzer и – две великолепные «фугасные ПТ». Уровень их рандома обычно невелик, что позволяет уничтожать половину противников «с одного попадания». Минусам становится слабая броня, и «подслеповатость», но все это затмевается разлетающимися с одного попадания врагами.

– пожалуй, самая невыдающаяся ПТ-САУ Германии – в основном из-за своего слабого по пробитию орудия, однако его точность и скорострельность позволяют играть на машине весьма комфортно.

– модификация ПТ САУ в World of Tanks на базе Пантеры. Основной минус машины – высокий профиль, делающий ее заметной и уязвимой. Однако мощнейшее для седьмого уровня орудие, позволяет без труда уничтожать танки 8го, и даже 9го уровней, а с использованием премиумных снарядов и точной стрельбы – быть опасным даже для ТОП-танков.

И – единственная развилка во всей ветке, причем обе они ведут к одному результату. Фердинанд – культовая немецкая «ПТ», обладает толстенной лобовой броней, и мощным орудием – однако расплачивается за это низкой скоростью движения. Джагпантера 2 – развитие идеи первой модификации, с орудием, установленным в задней части танка. Танк обладает высочайшей динамикой, орудие замечательно, но броня, конечно, оставляет желать лучшего. С другой стороны она весьма рикошетна, так что не один снаряд «звякнет» улетая в сторону.

– 250 мм лобовой брони малоуязвимы даже для лучших орудий в игре, а топовая пушка с уроном в 560, и пробитием 276 мм, весомый аргумент против любой машины в игре. Однако база «Тигра» несет за собой все «слабости» прототипа – «квадратность корпуса», что делает рикошеты фактически невозможными, тонкая броня бортов и кормы, неповоротливость, и огромные размеры. В целом, ПТ-САУ очень зависит от навыка игры – мнение о ней у различных игроков диаметрально противоположно.

– огромная бронированная крепость. Аналог танка Е-100, но с установленным корабельным 170 миллиметровым орудием. Одного попадания из такого ствола хватает для того чтобы противник запаниковал. Тем не менее, не стоит забывать про тонкий нижний бронелист, который нужно умело прикрывать, а также про нулевую маневренность машины, оставаясь один на один с быстрым противником — JagdPz E-100 беззащитна.

ПТ-САУ США

На сегодня это единственные ПТ САУ в World of Tanks, имеющие в своем арсенале машины с вращающейся башней. В целом общее впечатление об американских ПТ – низкие уровни слабы и беспомощны, за редкими яркими «звездочками», зато ТОП-ПТ компенсируют все сложности старта.

Песочные ПТ — Т82, М8А1, Т40, Т49 и M10 Wolverine – слабы и малоэффективны. Высокая скорость некоторых машин, не компенсируется практически «никаким» орудием, которое, в общем, и определяет игру, переводя всю эту технику в «поддержку». Единственное исключение – Т49, бешеная скорость данной ПТ (до 72км/ч) может позволить, быстро меняя позиции стать весьма опасным врагом. Однако очень маленький боекомплект в сочетании со слабой пушкой, не позволяет машине проявить себя.

На 6ом уровне заметно выделяется «Хеллкэт», великолепная скорость, маневренность, и уже достойное орудие, в умелых руках может причинить много вреда противнику. Однако не стоит пытаться использовать данную машину как СТ, уничтожается она быстро и легко. Увы, но 9 из 10 игроков, играют на ней именно так.

Лучшие образцы американских ПТ мы находим на 9 и 10 уровнях. Это – аналог премиумного танка Т-34 с корабельным орудием, это – культовая «черепаха», ПТ-САУ обладающая лобовым бронированием в 300 с лишним миллиметров, и две топовых ПТ – и . Две этих ПТ – модификации топового американского танка Т110Е5. При этом Е3 развитие идеи «черепахи» с улучшенной динамикой, и сохранением мощнейшей брони, а Е4 обладает вращающейся на 180 градусов башней, что делает ПТ незаменимой в городах.

ПТ-САУ Франции

У этих машин тенденция американских ПТ САУ в World of Tanks еще более выражена. Если у США и на средних уровнях есть свои звезды, то Франция дает игроку лишь две замечательные машины: , и . Замечательная маневренность, динамика и проходимость «Фошей» в сочетании с крепкой броней, и достойным орудием позволяет этим ПТ занимать достойное место, и применяться в ротах и на глобальной карте.

Но путь к этим двум машинам тернист и тяжел. Практически все без исключения ПТ-САУ Франции начиная с RenaultFT AC и заканчивая проигрывают своим «ровесникам» других стран. Несколько выделяется Renault UE 57, данная машина по меткому замечанию одного из игроков напоминает «газонокосилку, с установленным на нее противотанковым ружьем, и куском забора для защиты стрелка». Выделяется она лишь габаритами – попасть в эдакую блоху иногда бывает проблематично.

Остальные же французские машины в основной массе имеют весьма странную конфигурацию, слабую броню, при крупных размерах, и далеко не лучших пушках.

ПТ-САУ Британии

С последним патчем игровой парк машин пополнен английскими противотанковыми машинами.

На втором уровне нам открывается Universal Carrier 2-pdr. Машина показывает себя отличным снайпером при использовании стокового орудия, при этом как не странно резко теряет в игровом качестве после установки ТОП-орудий. Происходит это за счет чрезвычайно низкой точности 6 дюймовых орудий для этой машины.

Следующая ПТ САУ в World of Tanks создана на базе среднего танка Матильды, имеет открытую рубку с практически отсутствующим бронированием. У этой ПТ САУ в World of Tanks выбрать между бронебойным и фугасным орудием довольно сложно: первое берет скорострельностью, но наносимый альфа-урон чрезмерно низок, фугасница, как и большинство орудий этого класса при попадании обладает огромной разрушительной силой. Но фугас надо сначала зарядить, а потом умудриться попасть в цель.

Машина 4го уровня – Alecto, уже прозванная Электрой в игровом мире – классическое легкое ПТ. Брони данная машина не несет фактически полностью, будучи уязвимой даже для пулеметов, однако потрясающий для ПТ обзор и хороший выбор орудий компенсирует недостатки. С орудиями сохраняется тенденция ПТ САУ прошлого уровня.

Пятый уровень, наконец, приводит нас к настоящим британским ПТ САУ. В этих машинах уже нет места скорости и легкобронированности. Churchill Gun Carrier как несложно догадаться выполнена на базе тяжелого танка Черчилль. Такое наследие несет в себе все его известные проблемы – отвратительную маневренность, низкую динамику, при неэргономичной броне. Однако столь мощная база позволила установить на ПТ САУ в World of Tanks отличное ТОП-орудие 8го уровня, используя которое можно с успехом воевать даже против машин 8-9 уровней. Правда до того момента, пока они не обнаружат Вас.

Машины с 6 по 9 уровень: АТ-8, АТ-7, АТ-15 и как венец A39 Tortoise – прототипы штурмовых машин, используемых для прорыва обороны. Сама идея такого скрещивания тяжелого танка и ПТ подразумевало максимально мощную лобовую броню. В сочетании с предельно крупнокалиберным орудием, позволяющим уничтожать опорные огневые точки, зачастую имеющие метровые стены из железобетона. Естественно, подобные машины проектировались с минимальной подвижностью и маневренностью, фланговую оборону таких танков должны были обеспечивать пехота и легкая техника.

В WOT эта техника имеет аналогичные параметры. ТОП-орудия этих машин предельно опасны, однако если вражеский танк сможет покинуть сектор обстрела ваших «черепах» и навязать ближний бой, судьба ПТ незавидна.

Венец британской инженерной мысли разрабатывающей ПТ-САУ в WOT — FV215b (183). Созданная на базе тяжелого танка FV215, ПТ имеет аналогичную комплектацию с размещением орудия в задней части танка. Но какого орудия! 183 миллиметровое орудие способно без шуток, единственным попаданием, уничтожать танки 10-го уровня, даже если противник выживет, это фактически равноценно прямому попаданию ТОП-артиллерии.

Мало того, орудие этой ПТ-САУ может еще и вращаться, что благотворно сказывается на маскировке. Однако не стоит считать это козырем. На весь бой у машины есть лишь 12 снарядов (!), а скорость перезарядки в полминуты, в случае промаха фактически выводит машину из боя, что при ее скорости весьма проблематично. Хотя в целом, умелое использование данной ПТ способно причинить огромный ущерб противнику.

ПТ-САУ Китая

В новой версии игры, к сожалению, Китай пока веткой ПТ САУ в World of Tanks не представлен, она ожидается в ближайших патчах.

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника самоходно-артиллерийская установка (САУ) с неполным противопульным бронированием . Иногда боевые машины этого типа классифицировались как противотанковые орудия на самоходном лафете . Противотанковые САУ следует отличать от аналогичных им по назначению истребителей танков , которые имеют полное и хотя бы в лобовой проекции противоснарядное бронирование.

Впервые САУ этого типа появились во время Второй Мировой войны как мобильное средство противотанковой обороны, позволяющее резко повысить подвижность мощных противотанковых орудий путём их монтажа на самоходной базе. Изначально задумывавшиеся как временная мера, до поступления в войска специализированных истребителей танков, противотанковые САУ вследствие своей дешевизны и технологичности в производстве выпускались и использовались вплоть до конца войны. Впоследствии, по мере насыщения армий различных стран современными образцами танков и истребителей танков, противотанковые САУ были сняты с вооружения. Немалую роль в этом сыграла их неприспособленность к условиям боевых действий с использованием оружия массового поражения. В настоящее время не применяются.

История

Во время Второй Мировой войны массированное использование танков поставило перед всеми воюющими сторонами вопрос о создании эффективных средств противодействия. До войны основным средством борьбы с танками являлись противотанковые буксируемые пушки калибра 20-47 мм. Эти орудия имели небольшую массу, не требовали мощных тягачей, могли перекатываться по полю боя только силами своего расчёта, легко маскировались на местности, без труда доворачивались на любое угрожаемое направление. Они были эффективными против большинства танков середины 1930-ых гг., но ещё до начала Второй Мировой войны в ряде стран появились новые образцы бронетехники, малоуязвимые к их огню. Для борьбы с ними были разработаны и приняты на вооружение новые модели противотанковых орудий калибра 50-76 мм. Однако платой за повышенную пробивную способность стали их возросшие масса и размеры. В результате они перекатывались по полю боя силами расчёта уже с трудом, требовали мощных тягачей для транспортировки на дальние расстояния и бо́льших усилий по окапыванию и маскировке. Также увеличилась стоимость как самих орудий, так и боеприпасов для них. Больша́я сила отдачи приводила к такому заглублению сошников мощных противотанковых орудий в грунт, что расчёт уже не мог самостоятельно довернуть пушку для поражения целей вне текущего сектора обстрела. Таким образом, выход вражеских танков во фланг или в тыл становился смертельно опасной угрозой, которую стало невозможно парировать собственными силами.

В таких условиях даже мощные и дальнобойные противотанковые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством инженерных оборонительных сооружений, заграждений и минных полей. Их наличие до некоторой степени позволяло защитить расчёты орудий от ружейно-пулемётного огня и лишить противника свободы манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Вне оборонительных сооружений расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского и миномётного обстрела осколочными боеприпасами, а также любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы были разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие с зенитной баллистикой. Тем самым решались проблемы их тактической и оперативной мобильности, а также быстрого поворота в заданном направлении. Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов и мин при обстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой и быстро покинуть подбитую машину.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения оружия массового поражения - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, смеси воздуха с отравляющими веществами, токсинами и рецептурами заразных микроорганизмов только в герметично закрытой боевой машине с фильтровентиляционной установкой, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.

Ниже рассматриваются частные особенности развития противотанковых САУ в различных странах.

Третий Рейх

Боевой опыт кампаний в Польше, Франции и на Балканах наглядно показал недостаточность традиционной буксируемой противотанковой артиллерии в плане мобильности и защищённости при совместных действиях с танковыми и механизированными частями. Немецкие военные осознали пользу от наличия в составе танковых групп машин, вооружённых мощными противотанковыми пушками, с той же подвижностью и проходимостью, что и сами танки. В результате часть устаревших лёгких танков Panzerkampfwagen I была переделана в противотанковые САУ путём демонтажа башни и подбашенной коробки и установки на их месте 47-мм трофейной чешской противотанковой пушки с щитовым прикрытием и механизмами наводки. Горизонтальный сектор обстрела хоть и не был круговым, но оказался сравнимым с углами наводки буксируемых противотанковых орудий. Эта конверсия получила обозначение Panzerjäger I и с 1941 года вполне успешно применялась в Северной Африке и на Восточном фронте против многочисленных английских и советских танков с противопульным бронированием. Однако мощно бронированные «Матильды », «Валентайны », Т-34 и КВ были для 47-мм снарядов малоуязвимыми. Проблема с пробитием их брони была решена с принятием на вооружение противотанковых пушек 7,62 cm Pak 36(r) и 7,5 cm Pak 40 , однако обе эти артиллерийские системы были тяжёлыми и маломобильными. Логичным следующим шагом стала их установка на самоходную базу, в качестве которой использовались шасси трофейных французских танков, Panzerkampfwagen II и Panzerkampfwagen 38(t) . Так появились широко известные противотанковые САУ семейства Marder (нем. куница ) - Marder I , Marder II и Marder III соответственно. Последняя выпускалась в двух модификациях, отличавшихся установкой пушки в середине или корме машины. «Мардеры» воевали на всех фронтах Второй Мировой войны вплоть до её окончания.

Интересным экспериментом по приданию мобильности чрезвычайно мощным 128-мм пушкам с зенитной баллистикой стала пара опытных противотанковых САУ «Sturer Emil » на базе опытных же танков прорыва DW2. Но в качестве мощных серийных противотанковых САУ утвердились не они, а 88-мм пушка с длиной ствола в 71 калибр на специализированном шасси Geschützwagen III/IV , созданном на основе узлов и агрегатов двух средних танков Panzerkampfwagen III и . Изначально эти САУ назывались Hornisse (нем. шершень ), но по личному указанию фюрера были переименованы в Nashorn (нем. носорог ). Несмотря на слабое противопульное бронирование и высокий силуэт, эти машины за счёт своей дальнобойной и мощной пушки успешно поражали тяжелобронированные цели на расстоянии свыше 3 км (однако следует иметь в виду, что такие случаи на фоне прочих боестолкновений Второй Мировой войны были весьма редкими).

Ближе к концу войны, когда много пушек Pak 40 было попросту брошено при отступлении Вермахта, стали появляться противотанковые САУ на любой подходящей базе: бронеавтомобилях Sd.Kfz.234 , бронетранспортёрах Sd.Kfz.251 , тягачах Ost. Последняя уже вполне может быть классифицирована как импровизация в условиях нехватки более подходящих шасси.

СССР

Перед Великой Отечественной войной велись работы по самоходно-артиллерийским установкам всех классов, имелись планы создания и противотанковых САУ на базе высвободившихся Т-26 и БТ после укомплектования механизированных и танковых корпусов новой техникой. Нападение Третьего Рейха на СССР не дало возможности воплотить их в реальность. Однако нужда в машинах такого класса оказалась настолько острой, что уже в декабре 1941 года была разработана САУ ЗиС-30 - установка вращающейся части 57-мм противотанковой пушки обр. 1941 г. (ЗиС-2) на базу лёгкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец». Получившаяся машина оказалась «чистой» эрзац-САУ, но в условиях того времени достичь лучшего было бы вряд ли возможным. ЗиС-30 получили хорошую оценку за бронепробиваемость своей пушки и крайне неудовлетворительную за устойчивость при стрельбе и надёжность самоходной базы. К лету 1942 года они из-за потерь и отказов исчезли из рядов Красной Армии.

Дальнейшее развитие противотанковых САУ в СССР в известной степени было связано с лёгкой многоцелевой установкой СУ-76. После того, как она обрела свой окончательный облик с открытым боевым отделением и спаркой в ряд двигателей ГАЗ-202, по своей сути эта машина стала противотанковой САУ, аналогичной немецким «Мардерам», но применялась крайне широко и для непосредственной поддержки пехоты (т. е. выполняла задачи штурмовых орудий), а иногда и для стрельбы с закрытых позиций (т. е. использовалась и как самоходная гаубица). Существовал её опытный вариант, вооружённый 57-мм пушкой ЗиС-4, бывший уже «чистой» противотанковой САУ, но советское руководство предпочитало полноценные истребители танков, а потому, несмотря на полную пригодность к такой боевой работе, на вооружение Красной Армии он не принимался. Дополнительной причиной служил и сложившийся «де-факто» статус всех советских САУ как многоцелевых машин, а 57-мм противотанковая пушка имела существенно худшую огневую мощь против живой силы и укреплений полевого типа по сравнению с 76-мм «дивизионкой» ЗиС-3 у СУ-76.

Ещё одной попыткой создать противотанковую САУ стало желание «нетанковых» военачальников иметь дивизионную артиллерию (которая очень часто работала в качестве противотанковой) на самоходной базе. В результате появилась опытная САУ ОСА-76 на базе Т-60, которая по многим параметрам смотрелась предпочтительнее серийных СУ-76М, которые находились в ведении «чистых» танкистов. В результате последние посчитали себя ущемлёнными такой «партизанщиной» и взяли контроль над разработкой в свои руки, что выразилось в смене индекса на ОСУ-76; однако до серийного производства дело так и не дошло.

В последние месяцы войны и какое-то время после неё (до 1946 года, а в ряде случаев возможно и позже) вполне официально на вооружении РККА состояли трофейные «Мардеры» и «Насхорны» под названиями СУ-75 и СУ-88 соответственно.

США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как "истребители танков", однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M18 Hellcat - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на специальной базе.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 "Шерман" ; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

Великобритания

На самой начальной стадии Второй Мировой войны в войсках Его Величества любая самоходная артиллерия отсутствовала, но по ходу боевых действий на североафриканском театре военных действий уже появились первые её образцы. С высадкой немецкого африканского корпуса англичане столкнулись с высокоинициативным противником, который вовсю использовал заложенный в танковых и моторизованных войсках потенциал по мобильности. Соответвенно возникла надобность в очень подвижных противотанковых средствах, способных парировать исходящую от немецких мобильных танковых групп угрозу. Англичане решили эту проблему путём установки своей 6-фунтовой противотанковой пушки в кузов колёсного полноприводного артиллерийского тягача AEC «Матадор» с частичным бронированием последнего. Получившаяся колёсная САУ была названа Deacon (англ. дьякон ) и неплохо себя зарекомедовала в боях.

Однако собственных сил у Великобритании было недостаточно, чтобы решить многие возникающие по ходу войны проблемы с разработкой и производством военной техники. Поэтому очень кстати пришлась помощь США в рамках закона о ленд-лизе. Так в британских войсках появились в том числе и противотанковые САУ 3inch Gun Motor Carriage M10 , которым солдаты присвоили прозвище Wolverine (англ. росомаха ). Однако мощность её 76-мм пушки М7 была найдена недостаточной против немецких тяжёлых танков и часть машин была перевооружена на собственные 17-фунтовые пушки того же калибра, обладавшие существенно большей пробивной способностью, особенно с использованием новейших на тот момент бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном. Эта переделка получила название «Ахиллес » (англ. Achilles ). Также в связи с завершением активной карьеры лёгких пехотных танков «Валентайн» эта же 17-фунтовая пушка была установлена на их базу в неподвижной открытой сверху рубке. Новая противотанковая САУ собственной разработки также имела собственное имя «Archer» (англ. лучник ).

Королевство Италия

До Второй Мировой войны итальянские войска не имели каких-либо самоходных орудий вообще. Однако положение достаточно быстро изменилось после вступления в неё. Сражения в Северной Африке наглядно показали слабость, на грани перехода в бесполезность, основного вооружения итальянской бронетехники - 20-мм и 47-мм пушек против английских «Матильд» и «Валентайнов». Даже более легко защищённые «Крузейдеры» имели трудно пробиваемую 47-мм снарядами лобовую броню. Решение нашлось достаточно быстро - по результатам боёв во Франции итальянские военные «подсмотрели» у немцев идею самоходной артиллерии. В частности, не так давно принятый на вооружение Королевской Армии лёгкий танк Carro Armato L6/40 был признан подходящей базой для размещения 47-мм противотанковой пушки. В результате установки этого орудия в неподвижной открытой сверху рубке на месте башни и подбашенной коробки получилась лёгкая противотанковая САУ Semovente da 47/32 . Однако её огневая мощь была достаточна только против лёгких британских и советских танков, а «Матильды», Т-34 и КВ так и остались для неё малоуязвимыми. Особенно трагичным это оказалось для итальянской армии в России (ARMIR), которая из-за отсутствия мощных противотанковых средств была наголову разбита по ходу Сталинградской битвы. Эта слабость не осталась незамеченной, итальянские конструкторы на модифицированном шасси танка Carro Armato M14/41 установили вращающуюся часть мощной 90-мм пушки с зенитной баллистикой. Небольшие габариты получившейся САУ Semovente da 90/53 вынудили ограничить возимый боезапас 6 выстрелами, её защиту также трудно признать достаточной даже против пуль и осколков. Однако к ней разработали специальный транспортёр боеприпасов и предполагалось её использование в качестве дальнобойного противотанкового средства, когда оба упомянутых негативных фактора не имели, согласно мнению итальянских военных, особого значения. Но проверить свои идеи на Восточном фронте им не удалось, остатки ARMIR"а были срочно отозваны в Италию, а после англоамериканского вторжения на Апеннины Semovente da 90/53 были конфискованы немцами. Последние использовали их не столько в роли противотанковой САУ (вследствие гористого рельефа местности и отсутствия равнин, где 90-мм орудие могло лучшим образом проявить себя), а в качестве подвижной полевой артиллерии.

Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ "Archer", которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у "Archer" - против. В боевом положении "Archer" разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.


Самоходные артиллерийские орудия во Второй мировой войне выполняли самые разнообразные роли - от средств поддержки пехоты при обороне до мобильного противотанкового оружия, способного вести наступление совместно с другими частями.

Основным вооружением САУ, в зависимости от их типа, служили противотанковые орудия калибром от 47 до 128 миллиметров или гаубицы калибром до 380 миллиметров. В зависимости от мощности орудия менялось бронирование, и масса самоходок. У "Штурмтигра" она достигала 68 тонн, а у противотанковой САУ "Ягдтигр" - 70 тонн, эта САУ была самой тяжелой машиной Второй мировой войны. Чаще всего САУ конструировались на шасси различных танков, иногда устаревших, но сохранившихся в большом количестве (как немецкие Pz-I и Pz-II к 1941 году). Главным отличием САУ от танков было отсутствие вращающейся башни, что снижало высоту (и, соответственно, уязвимость) машины, но уменьшало и боевые характеристики. Наиболее часто САУ применялись в мобильных частях, особенно в танковых дивизиях при прорыве обороны врага, а также при отражении танковых атак. Они показали свою высокую эффективность, хотя тяжелые САУ с мощными орудиями ("Фердинанд", "Насхорн", "Ягдпантера") были уязвимы для авиации и гораздо более подвижных средних танков.
Оценивая успехи немецких войск в Африке Миллентин писал:
"Чем же тогда следует объяснить блестящие успехи Африканского корпуса? По моему мнению, наши победы определялись тремя факторами: качественным превосходством наших противотанковых орудий, систематическим применением принципа взаимодействия родов войск и - последним по счету, но не по важности - нашими тактическими методами. В то время как англичане ограничивали роль своих 3,7-дюймовых зенитных пушек (очень мощных орудий) борьбой с авиацией, мы применяли свои 88-мм пушки для стрельбы как по танкам, так и по самолетам.

Основным средством противотанковой обороны считались танки и огонь артиллерии, прежде всего противотанковой в сочетании с инженерным оборудованием местности и естественными препятствиями, авиация и минные поля. Уставы требовали создавать противотанковую оборону по рубежам (батальонным, полковым и дивизионным) и в первую очередь перед передним краем. Оборонительный бой требовалось начинать на дальних подступах к основной полосе, нанося, по противнику, удары авиацией и дальнобойной артиллерией. В полосе обеспечения в бой вступали передовые отряды. А затем подразделения, выделенные в боевое охранение. В бой за основную полосу обороны вводились главные силы и огневые средства стрелковых частей и соединений. При прорыве танков противника в глубину основной полосы обороны командир соединения должен организовать контратаку, с целью задержать продвижение противника.

Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.

В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 - САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.


Основным вооружением СУ-122 являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) - модернизированная версия орудия Д-25 которым вооружались послевоенные серийные танки серии ИС. Пушка оснащалась клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим механизмом досылания, за счёт которого удалось довести скорострельность орудия до пяти выстрелов в минуту. Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м. Стрельба из пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х гг. американского танка М60 и английского танка Чифтен для нарезной пушки Д-49 были разработаны подкалиберный и кумулятивный снаряды. Боекомплект - 35 выстрелов раздельно-гильзового типа. Дополнительным вооружением являлись два 14,5-мм пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой - зенитный.

Корпус САУ полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит, толщиной в лобовой части -100-мм, борт - 85-мм. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.

САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.

С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.

К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» - легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.

В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.

Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 - июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948-1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 - единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.

Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная - 7…10 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения - от −5° до +12°. Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с бронебойными, подкалиберными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.

АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.

АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.

До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.

Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.

На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.

Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.

Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.

Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.

В 1959 году на вооружение поступила разработанная ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым
АСУ-85. Основным вооружением АСУ-85 была пушка 2А15 (заводское обозначение - Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт СГМТ

В возимый боекомплект из 45 унитарных выстрелов входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям - танкам и самоходкам - применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м.

Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.

В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.

В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы.
АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.

АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.

Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.

В 1969 году на вооружение была принята боевая машина десанта БМД-1. Что позволило поднять возможности ВДВ на качественно новый уровень. Комплекс вооружения БМД-1 позволял решать задачи борьбы с живой силой и бронетехникой. Противотанковые возможности машин ещё больше возросли после замены ПТРК «Малютка» на 9К113 «Конкурс» в 1978 году. В 1979 году на вооружение принят самоходный ПТРК «Робот» созданный на базе БМД. В 1985 году на вооружение поступила БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой.

Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением.
Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х, на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная"- десантируемая").


САУ "Спрут-СД на огневой позиции

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД.
Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. Спрут-СД может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до трёх баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность – 7 выстрелов в минуту.

В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков - главным образом из засад.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

Просмотров