Живопись ассирии. Архитектура древней ассирии

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д.(рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.

Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.

Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала IIв Нимруде, СаргонаIIв Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.

Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I(1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д.(рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел(рис. 6.22).

Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э. Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия, VII в. до н. э.

Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота (рис. 6.22).


Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)

Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов. Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).

Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».

Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду

Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников.

В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта - Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада Хорсабадского дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3 - 4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами (илл. 28). Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Таким образом, внешний облик ассирийских дворцов, в целом очень монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.

В богатом украшении парадных дворцовых помещений главное место занимал рельеф, иногда раскрашенный. Употреблялся и глазурованный кирпич, а также красочные росписи. Лучший пример применения стенной росписи - дворец Тил-Барсиба (ныне Тель-Ахмар) 8 - 7 вв. до н.э. Темами изображений здесь являются жизнь царя и военные сцены. По характеру исполнения росписи представляли контурный раскрашенный рисунок, нанесенный на известковую штукатурку (илл. 35 а). По белому фону писали черной, зеленой, красной и желтой красками. Как в росписи, так и в глазури иногда удивляет нереальность цвета при изображении животных, что, возможно, имело магическое значение.

Роспись и глазурованный орнамент занимали обычно верхнюю часть стены, в то время как нижняя предназначалась для рельефов. В целом декорация стен отличалась плоскостным ковровым характером. Она подчеркивала плоскость стены, вторя общему ритму линий архитектуры здания.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены.

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 - начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене «Сооружение дворца Синахериба» наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны (илл. 30, 31).

В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства (илл. 33).

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются также и сцены охоты на львов. Мощная и величавая красота диких животных, их борьба с человеком полны напряженного драматического содержания. Шедеврами ассирийского искусства этой поры являются изображения убитых, раненых и умирающих хищников, особенно рельефы «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь» и «Раненая львица» (илл. 32). С большой наблюдательностью передал художник в последнем из этих рельефов фигуру могучего зверя, показал контраст еще живой и мощной передней части его тела и безжизненно волочащихся пронзенных стрелами ног. Рельеф отличается мягкой лепкой, оттеняющей напряжение мышц передних лап и тонкую моделировку головы. Самое замечательное то, что в изображении львицы так ярко передано состояние раненого зверя, что словно ощущается предсмертный рев, несущийся из раскрытой пасти. В изображении страдания диких зверей ассирийские художники нашли те черты реализма, которые были им недоступны в создании образов людей.

Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.) (илл. 29), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

Большого совершенства достигла в Ассирии металлопластика. Лучший ее образец - рельефные композиции на бронзовых листах, которыми были обшиты ворота, найденные в развалинах древнего города Имгур-энлиль на холме Балават (время Салманассара III, 9 в. до н.э.). Особенный интерес этого произведения для истории искусства заключен в изображении (среди многих других) сцены изготовления скульптором победной стелы царя. Это одно из редчайших в искусстве Передней Азии свидетельств о жизни и творчестве художников.

В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э.

Во 2-м тыс. до н. э. рядом с Шумером возникли новые очаги культуры. Большие изменения в искусстве были связаны с возвышением Ассирии. Мощь государства-завоевателя, концентрация власти в руках царей способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и доблесть. Крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц, управляемых воинами, сцены охоты на диких животных на монументальных рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Архитектура. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад) . Он сооружен в VIII в. до н. э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Го-род и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель, отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи. Насыпь состояла из 2-х расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был во много раз больше. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее, дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили 3 храма и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский зиккурат состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6 м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3–4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами. Эти чудовища - «шеду» считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Внешний облик ассирийских дворцов, в целом монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.

Рельеф и росписи. Отличительные черты рельефа периода IX в. до н. э. - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях отсутствует пейзаж. Можно различать сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным канонам.

В VIII в. до н. э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. В рельефах и росписях сохранены строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции, но художники проявляют большой интерес к облику людей - ассирийские сановники. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Появляется портретное сходство. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Появляется пейзаж. По трактовке рельеф остается таким же плоским, но контур фигуры становится более плавным и округленным.

В конце VIII – начале VII в. до н. э. было дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в VII в. до н. э. Центральное место в рельефах занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и ракурсов. Все композиции очень динамичны.

Лучшими произведениями ассирийского искусства являются сцены охоты на львов - «Охотники, несущие убитого льва», «Раненая львица» .

Скульптура. В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая, выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II , облаченного в тяжелую длинную одежду (IX в. до н. э.). Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостной характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены.

Северная Месопотамия - Ассирия - с севера и востокa была ограничена горными цепями теперешней Армении и Курдистана (в древности стран Урарту и Мидии). К западу от Тигра, который вместе с двумя притоками, Верхним и Нижним Забом, орошал Ассирию, лежит обширная степь. С северо-запада соседом Ассирии во II тысячелетии до н. э. было государство Митанни, с юга она граничила с Вавилонией. Холмистая, хорошо орошенная местность, где была расположена Ассирия, образует естественно защищенное плато. В стране было много лесов, изобиловавших зверем, и охота, наряду со скотоводством и земледелием, составляла одно из важных занятий населения. Поля засевались пшеницей, ячменем, просом.

Богатая лесом Ассирия не была бедна и прочими строительными материалами. В частности, для скульптурных деталей широко использовался прекрасный мраморовидный известняк. Встречались также твердый известняк, базальт и другие родственные им породы. Металлы (железо, медь, свинец) ввозились из соседних горных областей.

В раннюю историческую эпоху - в IV тысячелетии до н. э. - население Ассирии состояло из народов древнейшей субарейской расы и семитов-ассирийцев, очевидно, пришельцев.

Возникновение ассирийской державы относится к III тысячелетию до н. э., к эпохе господства шумерской культуры на юге Двуречья.

Долгое время Ассирия оставалась в подчинении у своих соседей: у государств Ура, Вавилонии и Митанни. В качестве самостоятельной мощной державы Ассирия выступала дважды. Каждый из этих двух периодов её истории занимает немногим больше двух с половиной столетий (около 1400-1130 и 885 - 612 гг. до н. э.). Вершины своего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (668 - 626), когда она, помимо Вавилонии, владела даже Египтом. Столица государства в разные эпохи переносилась из города в город. Наиболее значительные ассирийские столичные города: Ашур (Ассур, давший имя всей стране), Калах, Дур-Шаррукин и Ниневия. Последняя была разрушена мидянами около 607 г. до н. э.

Социально-общественный и экономический строй Ассирии в общем был сходен с южно-месопотамским. Основой ее экономики было земледелие (частично ирригационное, как на юге Двуречья и в Египте), а также скотоводство. Ассирия была страной крупного землевладения, пользовавшаяся рабским трудом, но вместе с тем она сохраняла и сельские общины.

Пользуясь наличием в стране металлических руд и других полезных ископаемых, ассирийцы создали развитые ремесленные производства. В городах жило многочисленное ремесленное население, состоявшее в значительной части из рабов-иноземцев. Почти целиком в руках иноземцев находилась и сильно развитая торговля Ассирии, на территории которой скрещивались важнейшие торговые пути Передней Азии.

По своему общему укладу Ассирия являлась резко выраженной военной державой. C XIV по VII в. до н. э., в периоды первого и второго возвышения Ассирии, жизнь ее и государственное устройство целиком подчинялись военным задачам.

Строительная техника . Ассирийские строительные летописи показывают, что из-за постоянных наводнений ассирийским строителям приходилось заботиться о сооружении прочных оснований, фундаментов и террас.

Все строительство в Ассирии было государственным, «царским» делом. Кирпичи, употреблявшиеся для строительства крупных дворцов, имели клеймо царя. В летописях ассирийских царей часто упоминается об их строительстве: «Я построил, я восстановил».

Массивные ассирийские постройки, искусственные платформы и основания требовали огромного числа рабочих. По расчетам одного из ассириологов, сооружение террасы, на которой были расположены четыре дворца Ниневии, потребовало 12 лет непрерывного труда не менее чем 10 тыс. рабочих. Имеются изображения, напоминающие египетские, посвященные перевозке колоссального полуотесанного монолита в виде быка (табл. 105, фиг. 4). Перевозки производились на полозьях с подложенными катками, при помощи рычагов.

Как в Южном Двуречье, основным строительным материалом ассирийской архитектуры был кирпич-сырец или просто «битая земля». Сделанные из этих материалов массивы нуждались для укрепления в обкладке понизу камнем или в каменных фундаментах. Облицовка сырцовой стены каменными плитами стала характерным приемом ассирийского зодчества.

Добыча камня в каменоломнях производилась, очевидно, теми же способами, что и в Египте. Для Ассирии характерна умелая и тщательная выработка больших по площади, но сравнительно тонких плит облицовочного камня, покрывавшихся плоскостной рельефной резьбой.

Кирпичи, находимые в постройках Ассирии, имеют длину от 31,5 до 63 см при толщине в 5-10 см. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, в строительстве дворцов, храмов и ответственных оборонных сооружений; все остальные здания строились из сырца; при этом часто слои кирпича-сырца клали в непросохшем виде, благодаря чему вся кладка сливалась в одну компактную массу.

В качестве вяжущего материала ассирийцы пользовались асфальтом, хотя и реже, чем в Вавилоне (например, дворец в Дур-Шаррукине); им известны были также известь и гипс. Огромные глинобитные субструкции террас, на которых стояли дворцовые комплексы, были оборудованы особыми дренажными каналами различных диаметров и величин, иногда со сводчатым перекрытием.

Ассирийцам были известны ложный и клинчатый своды. На рельефе из Ниневии изображены здания, покрытые куполами сферической или ульевидной формы, из которых, однако, ни один не дошел до нас (табл. 103, фиг. 8). Подземные сводчатые гробницы XIII в. до н. э. (в Ашуре) перекрывались коробовым сводом (табл. 105, фиг. 7). Клинчатый коробовый свод классической формы, был использован в перекрытии монументальных входов дворца Саргона в Дур-Шаррукине. В арках этого дворца применена клинчатая, правильно выдержанная кладка кирпичей на жидкой глине. В сводах водосточных галлерей и каналов господствовала стрельчатая форма (табл. 105, фиг. 3). Для перекрытия внутренних зал дворцов и храмов ассирийцы продолжали пользоваться деревом.. В летописях имеются указания на применение в перекрытиях дворцовых помещений целых стволов кедра.

Приемы декора. Декорирование стен рельефом, изобразительной или декоративной живописью, применение глиняной орнаментации и глазури были характерными чертами ассирийской архитектуры, продолжавшей к южно-месопотамские традиции.

Чрезвычайно характерны также для ассирийской архитектуры так называемые «ламассу» или «изеду» - скульптурные изваяния в виде монументальных фигур крылатых быков или львов с человеческими головами (табл, 105, фиг. 2). Огромные монолитные «ламассу», имевшие основание около 3 м длиной и 1 м шириной, высотой до 3 м, стояли по сторонам дворцовых порталов, а иногда и городских ворот. Фигура шагающего крылатого быка или льва сбоку представляла собой горельеф с сохранением фона, а спереди была трактована как самостоятельная круглая статуя, изображавшая бородатого мужа в тиаре с рогами. При всей орнаментальности в трактовке отдельных деталей (например, шерсти и перьев) эти ассирийские изваяния свидетельствуют об умении их скульпторов наблюдать природу.

Другой значительной разновидностью ассирийской скульптуры являются плоские рельефные ортостаты. Ортостаты в Калахе, изображающие царя, его придворных и духов-охранителей, украшали стены как с внутренней, так и с наружной стороны. В композиции отдельных сцен и групп можно отметить прием, получивший позднее развитие в европейской геральдике, при котором по сторонам от центральной оси располагались строго симметрично две аналогичные фигуры.

Во внутренней отделке ассирийских дворцов значительная роль отводилась фресковым росписям; они открыты лишь в последние годы и еще мало изучены (табл. 103, фиг. 5, 6 и 7). Фигуры «ламассу» и рельефы из известняка обычно раскрашивались. Чисто ассирийским изобретением является, видимо, поливная плитка, техническое и художественное развитие которой достигают впоследствии своего высшего расцвета в Новом Вавилоне и в Иране эпохи Ахеменидов. Начиная с X в. до н. э., ассирийцы украшали, такими плитками верх стен и их зубцы (табл. 105, фиг. 6). Для предохранения стен от сырости цоколь здания покрывали глазурованным кирпичом.

Использование бронзы, часто позолоченной, в сочетании с деревом и камнем можно также причислить к характерным призмам ассирийской декорации. Перед одним из храмов дворца Саргона были найдены остатки небольших деревянных столбов, обитых листами бронзы. Сохранилась и надпись Саргона, где говорится, что он приказал исполнить из бронзы «четыре пары двойных львов» в качестве баз для столбов «бит-хилани».

На Балаватском холме возле Ниневии найдены ворота, покрытые рельефными полосами из бронзы, высотою в 27 см, длиною до 1,75 м с изображением эпизодов похода Салматасара III в страну Урарту. Позолоченная бронза, без сомнения, находила широкое применение в ассирийской дворцовой и храмовой архитектуре. Когда древние источники (в том числе Геродот) говорят, что верхний ярус вавилонского зиккурата был «золотым», то, очевидно, речь идет об обивке позолоченными листами бронзы. Применение же металла для конструктивных целей, скреп и т. п. в ассирийской архитектуре было, по всей вероятности, незначительным.

Типы ассирийского строительства

Города . Старые ассирийские города, как Ашур (табл. 102. фиг. 1) и Ниневия (табл. 103, фиг. 2.), складывалась, по-видимому, путем постепенного обрастания первоначального ядра; в большинстве случаев планировка их вызвана условиями рельефа и системой орошения местности. Вновь создаваемые города, служившие постоянными или сезонными (резиденциями царей, как Калах и Дур-Шаррукин, строились по единому заданию. Они отличались четким квадратным планом с прямолинейным расположением улиц.

Строительство городов производилось в Ассирии организованно и быстро. Города были окружены массивными стенами, о размерах которых даст представление стена Дур-Шаррукина, имевшая 23 м толщины и приблизительно столько же вышины.

Городские стены имели ворота, тщательно укрепленные фланкирующими башнями; самые ворота были деревянными, иногда они обивались металлом.

Ниневия, крупнейший город Ассирии (около 200 000 чел. населения), имела 15 ворот (табл. 103, фиг. 2). Ее улицы достигали 15 м ширины и были вымощены. Под страхом казни было запрещено нарушать линии застройки. Периметр городских стен Ниневии, образующих неправильный треугольник, достигал 12 км.

Жилой дом . Как и в Южном Двуречье, ассирийский жилой дом произошел от древнейшей плетеной хижины.

Выясненные раскопками в Ашуре планы жилых домов имели обычную для Востока форму (табл. 102, фиг. 4, 8 и 9). Массивная низкая кирпичная стена без окон огораживала участок; жилые помещения внутри двора располагались на южной стороне. Дома, видимо, были одноэтажными и не имели окон. Для защиты от жары в станах домов устраивались вентиляционные отверстия, обращенные на север. Вход находился по длинной стороне дома. В середине участка располагался открытый вымощенный двор (См. описание жилого дома «северного» типа в разделе «Архитектура Древнего Двуречья»).

Перекрытие жилого дома, по всей вероятности, было плоским. Над очагом устраивалось отверстие для выхода дыма. В Дур-Шаррукине найден упоминавшийся выше рельеф, изображающий группу зданий со сферическими ульеобразными куполами (табл. 103, фиг. 8). Однако это изображение единично, и существование куполов до сих пор археологическими данными не подтверждено. Некоторые ученые видят в этой группе зданий изображение царских амбаров-зернохранилищ.

Таблица 102. Город Ашур (Ассур). 1. План города в период между IX и VII вв. до н. э. - 2. Общий вид раскопок города (слева - зиккурат храма Ану-Адад, в глубине - большой зиккурат, справа - городская стена Салманассара II). - 3. Городские стены времени IX - VII вв. до н. э. (реконструкция).- 4. План древнеассирийского жилого дома. -
5. Ранний храм Ану-Адад (реконструкция Андрэ).- 6. Храм Иштар, план, конец III тысячелетия до н. э.- 7. Подземная сводчатая гробница. - 8. План красного жилого дома, VII в. до н. э. (а - вход, б - двор).- 2. «Красный» жилой дом (часть в плане фиг. 8), Внешний
двор

Храмы . Планы древнейших ассирийских храмов были тесно связаны с планировкой жилья. Небольшой храм богини Иштар в Ашуре (табл. 102, фиг. 6), постройка которого относится к концу III тысячелетия до н. э., явно повторял композицию жилого дома (табл. 102, фиг. 4). В основе его лежало продолговатое помещение типа комнаты с очагом; статуя богини занимала место возле торцовой стены; по длинным стенам размещались вотивные фигуры, изображавшие верующих. Вход в храмовый зал находился сбоку, т. е. основой композиции был, как и в дворцово-храмовых комплексах Мари и Ашнунака, разворот по ширине. Храм Иштар отличался, однако, от обычных жилых домов тем, что он стоял свободно, не будучи ни окружен стеною, ни застроен со всех сторон, как, например, «Красный дом» в Ашуре (табл. 102, фиг. 8 и 9).

В более позднее время, во II и тем более в I тысячелетии до н. э., ассирийский храм приобрел иную, вытянутую по продольной оси композицию. В эпоху развитого дворцово-храмового строительства в Ашуре, Дур-Шаррукине и Ниневии храм разделялся на высотную уступчатую башню - зиккурат и на нижний, как бы входной, небольшого размера храм с продольно-осевым планом.

Зиккурат - памятник шумерского происхождения. В поздней Ассирии воздвигавшиеся при храмах зиккураты были посвящены какому-нибудь одному из богов; двойной храм Ану-Адада в Ашуре имел два зиккурата (табл. 102, фиг. 5). Лучше других сохранился зиккурат в Дур-Шаррукине, нижний квадратный ярус которого занимал площадь около 1760 кв. м (42 м х 42 м) (табл. 104, фиг. 1 е). Сохранившиеся 4 этажа имели около 24 м высоты. Если предположить, что зиккурат должен был, как в Вавилонии, иметь 7 этажей по числу планет, то общая высота Дур-Шаррукинского зиккурата должна была достигать 42 м. На верхние ярусы вел пандус, опоясывающий зиккурат со всех четырех сторон. Назначение ассирийских зиккуратов, очевидно, совпадало с вавилоно-шумерским. Они служили для целей культа и связанных с ним астрологических наблюдений, которые велись жрецами.

Дворцы . В Ассирии было широко развито строительство дворцов, в планировке, конструкции и убранстве которых ассирийская архитектура достигла своего высшего расцвета. Наиболее сохранившийся дворец в Дур-Шаррукине занимает площадь около 10 гектаров (табл. 104, фиг. 1 — 3). Поставленный на огромной террасе дворец доминировал над городом, как крепость. Во дворце было более 200 помещений.

Как ранние (в Ашуре, Калахе), так и более поздние (в Ниневии) ассирийские дворцы, при больших различиях в качестве выполнения, в масштабе построек и роскоши убранства, имели одинаковое плановое расположение и устройство. Основными формами и приемами своей дворцовой архитектуры ассирийцы обязаны искусству Южного Двуречья. Вместе с тем в состав художественных и конструктивных принципов своего строительства ассирийцы включили много заимствованного с запада, из Северной Сирии и от хеттов. Ярким примером может служить заимствование Ассирией хеттского «бит-хилани».

Характерные черты бит-хилани - развертывание всей композиции в поперечном направлении и вход по оси длинной стороны зданий, оформленный двумя башнями, симметрично стоящими по бокам открытой террасы с колоннами.

Массивная глинобитная архитектура Южного Двуречья редко применяла отдельно стоящие опоры. Колонна и столб взяты архитектурой Ассирии с запада. В рельефах Дур-Шаррукина можно найти изображения таких бит-хилани, непохожих по типу на остальные здания дворца Саргона II.

Парки . Большое значащие имели в ассирийской архитектуре зеленые насаждения. К северу от Ниневии найдены следы загородного парки», а в самой Ниневии обнаружено своеобразное подобие ботанического сада. Посреди этого парка стоял киоск типа бит-хилани. Парк орошался искусственно проведенной водой.

Каналы и акведуки . Забота об орошении и снабжении водой, а также о канализации, водостоках, осушении и вентиляции может быть прослежена во всем городском и дворцовом строительстве Ассирии.

Примером крупных водопроводных сооружений является знаменитый в свое время акведук Синахериба в Ниневии, объединявший воду «восемнадцати горных рек». Развалины его дошли до нас (табл. 103, фиг. 1). Канализация и водосточные коллекторы в Ниневии и Дур-Шаррукине свидетельствуют о высокой технике их выполнения. Водостоки в жилых домах Ашура были устроены из камня, обожженного кирпича или терракоты. В Дур-Шаррукине был настоящий подземный туннель, проложенный для сбора и стока вод (табл. 105, фиг. 3).

Крепостное строительство . Ассирия вела энергичную военную политику и воздвигала много оборонных сооружений. Устройство и планировка сохранившихся стен Ашура и Ниневии указывают на высокую технику крепостного строительства (табл. 102, фиг. 1-3; табл. 103, фиг. 2). С севера и востока Ниневия была укреплена рвами, стены окружали город двумя рядами и были снабжены зубцами, между которыми ставились особые щиты для защиты от стрел и камней, выбрасываемых метательными орудиями. Имелось и особое здание арсенала. О внешнем виде ассирийского укрепленного города могут дать представление часто встречающиеся рельефы с изображением военных сцен. Например, на известном рельефе из Ниневии, Хранящемся в Берлине, изображен лагерь с палатками, на заднем плане которого видна стена с чередующимися невысокими башнями (табл. 103, фиг. 3).

На высоком уровне стояла у ассирийцев и техника дорожного строительства, потребность в котором вызывалась военным характером государства и развитой торговлей при отсутствии водных путей сообщения.

Памятники ассирийской архитектуры

Ашур . Город Ашур (в новое время - Калат Шергат), раскопанный в 1903-13 гг. археологом Андрэ, был основан шумерами около 3000 г. до н. э. (табл. 102, фиг. 1). Ашур играл роль «священного» города. В бывшем дворце властителей Ашура между XI и VII вв. до н. э. стояли саркофаги царей страны. В городе было не менее 34 храмов и часовен. Стоя на скале высотою в 25 м, окруженный течением Тигра и каналами, город Ашур должен был представлять исключительно живописное зрелище. Для его силуэта были характерны три зиккурата: один относился к главному храму Ашура, два других - к упомянутому двойному храму бога Ану и его сына Адада (табл. 102, фиг. 2 и 5).

Построенный в XI в. до м. э. храм Алгу-Адада имел перед симметрично расположенным фасадом, как бы распадающимся на две части, двор с колодцем; его ворота носили крепостной характер. Храм до нас не дошел, реставрация, сделанная Андрэ (табл. 102. фиг. 5), воспроизводит массивный характер постройки и указывает на ее большую компактность и высотность по сравнению с подобными храмами Южного Двуречья (например храмом Ану-Антума в Уруке).

Дворец Ашурнасирпала в Калахе . Следующим по времени значительнейшим памятником архитектуры Ассирии был дворец Ашурнасирпала в Калахе (современный Нимруд). В этом дворце, построенном между 884 и 859 гг. до и. э., уже заметны те приемы сочетания архитектуры со скульптурой, изобразительными искусствами и декоративной, орнаментацией, которые потом достигли высшей точки развития в Дур-Шаррукине и в Ниневии.

Обильно украшенный скульптурой калахский дворец дает представление о двух декоративных элементах архитектуры, постоянно встречающихся и впоследствии. Это, во-первых, описанные выше крылатые статуи священных животных, гениев, быков или львов, охраняющих входы, так называемые «ламассу»; и, во-вторых, - повествовательные рельефные ортостаты, располагавшиеся в нижней части кирпичных или глинобитных стен. Характерным для ассиро-месопотамской, как и для хеттской композиции является размещение главнейших изображений и надписей внизу стен, на уровне глаз. Ортостаггные плиты, ставшие впоследствии чисто декоративными, имели, при поверхности свыше 7 кв. м, толщину иногда не более, чем в 20 см. Их происхождение было явно конструктивным; первоначальным их назначением было укреплять и поддерживать мaccy битой земли, глины илй сырца, составлявшую террасы или стены крупных ассирийских построек, и способствовать гидроизоляции субструкций.

Дворец Саргона в Дур-Шаррукине . Наиболее известным памятником ассирийской архитектуры остается до сих пор дворец Саргона II в Дур-Шаррукине - современном Хорсабаде; (табл. 104, фиг. 1-3; табл. 105, фиг. 1-3). Город Дур-Шаррукин был выстроен в течение 4 лет (711-707 гг. до н. э.) по заранее задуманному плану по распоряжению Саргона, наметившего его для своей резиденции. Площадь города составляла около 280 гектаров (1780 м х 1685 м). Сетка его улиц была прямоугольной. Дворец возвышался над городом на огромной, специально сложенной террасе. Высота ее гладких, обращенных к городу стен, составляла 14 м. Сооруженная из «битой земли», она заключает 1.300 000 куб. м кладки. Вся кладка пронизана системой сточных и вентиляционных каналов и укреплена со всех сторон массивными каменными глыбами весом до 24 тонн; На террасу вели пандус и лестницы. Строительство подобных террас было характерным приемом в Южном Двуречье, где оно вызывалось необходимостью защитить сооружения от разливов рек. В Дур-Шаррукине терраса выполняла задачи оборонного характера, одновременно придавая дворцу исключительно величественный вид.

Дворец был расположен таким образом, что наполовину выходил за пределы городской стены. Несомненно, что дворец был задуман как крепость, защищающая его жильцов не только от внешнего врага, но и от обитателей самого города. Он состоял из 210 зал и 30 дворов. Монументальный вход в огромный комплекс дворов и в зал был очень декоративен и строго симметричен: но в плане всего дворца господствовала асимметрия, композиция комплекса был замкнутой. Отчетливо выделяются три или даже четыре труппы помещений, различных по своему назначению и изолированных одна от другой. В центре всей площади находился «сераль» (Названия «сераль», «хан», и «гарем», - более позднего происхождения; они применяются в научной литературе для обозначения соответствующих главных частей древнейших дворцов, ввиду сходства их в этом отношении с более поздними, например арабскими и турецкими, дворцами Ближнего Востока) - официальная часть дворца (табл. 104, фиг. 26) с большими приемными залами и дворами. В серале была сосредоточена наибольшая роскошь убранства. Парадные залы были облицованы каменными плитами с рельефными изображениями. Направо от главного входа а, который вел из города на парадный двор, помещались более тесные и скромно декорированные служебные помещения - «хан» в. Слева от входа, по другую сторону большого двора, разделявшего все три группы помещений, находился «гарем» со своими дворами г. В четвертую группу дворцовых помещений входили храмы и зиккурат е. В глубине всей площади стояло здание павильонного типа д, по-видимому, летнее жилище царя. Оно построено по типу сиро-хеттского бит-хилани, как обычно строились в поздних ассирийских дворцах такие помещения. Все эти группы помещений имели выходы на средний двор, а между собой сообщались только небольшими проходами, легко преграждаемыми в случае надобности. В основе такой планировки лежало стремление создать возможность обороны даже в отдельных помещениях в случае попыток дворцового переворота.

До сих пор неясен вопрос о перекрытии главных зал ассирийских дворцов. В калахском дворце Ашурнасирпала ширина зала не превышала 7 м, во дворце Саргона она достигала 10 м; ширина дверей равнялась 3 м. Судя по текстам Ашурнасирпала, в Калахе были деревянные плоские потолки из стволов кедра и пальмы. Во дворце Саргона чрезвычайная массивность стен позволяет думать о применении сводчатого перекрытия. Доказано его применение для входов (украшенных по полуциркульному своду поливными плитками) и для храмов. Во дворце Саргона камень использован больше, чем в других ассирийских дворцах. Только очень высоко стоящая строительная техника могла позволить воздвигать такие арки, как полуциркульная арка главного входа этого дворца, имевшая пролет в 4,30 м при высоте замка в 5,46 м от пола (табл. 104, фиг. 3). Стены Дур-Шаррукина были сложены до высоты 1,10 м из камня, а выше были выполнены сырцовой кладкой. По вертикали они были расчленены чередующимися выступами и углублениями. Высота ортостатов доходила до 3 м. Нижний фриз одного из входов гарема облицован плитами с изображением зверей, птиц, деревьев.

Главный вход фланкировали две башни с аркой между ними (табл. 104, фиг. 3). Внизу они имели фриз, образованный фигурами колоссальных «ламассу» (всех «ламассу» во дворце было не менее 28), между которыми находился горельеф, изображающий национального героя шумеро-ассирийского эпоса Гильгамеша, душащего льва.

Отделка дворца (облицовка стен ортостатами с рельефными изображениями, штукатурка и поливные плитки, украшения из бронзы, наряду с вертикальным членением стен) может быть признана в целом наиболее характерным образцом декоративных приемов ассирийского зодчества.

Ниневия . Дворцы Синахериба и Ашурбанипала. Памятник ассирийского строительства последнего периода сохранились в Ниневии, древнем городе, особенно застраивавшемся при Синахерибе, сыне Саргона. Синахериб построил в Ниневии грандиозный дворец на террасе, достигавший 30 м вышины. Раскопки дворца дали, однако, меньше для истории архитектуры, чем дворец в Дур-Шаррукине.

От дворца последнего из крупных властителей Ассирии, Ашурбанипала, в Ниневии сохранились исключительные по художественному интересу рельефы, хранящиеся ныне в Лондоне (табл. 103, фиг. 4).

В целом, однако, искусство эпохи Ашурбанипала свидетельствует уже о некотором измельчании стиля и об отсутствии монументальной силы в сооружениях этого времени.

Роскошь и перегрузка деталями заменили здесь простоту и силу, которые характерны для более ранних памятников Ассирии.

Особенности стиля ассиро-вавилонской архитектуры

Массивность . Основным средством художественного воздействия архитектуры Месопотамии была монументальная, объемная масса.

Впечатление от массивности сооружений в значительной степени увеличивалось благодаря наличию монументальных террас-платформ, на которых возвышались месопотамские сооружения. Египетские памятники, даже в том случае, когда они контрастировали с окружающей природой, никогда не отрывались от нее. Месопотамские сооружения, приподнятые на массивные глиняные пьедесталы, резко отрывающие архитектуру от окружающего ландшафта, подчеркивали с громадной силой и остротой основные черты художественного воздействия архитектуры стран Двуречья: ее массивность и тяжесть.

Пространственные особенности . В египетской архитектуре одним из приемов решения внутреннего пространства было последовательное его развертывание по продольной оси. В Ассирии и Вавилонии мы имеем дело либо с асимметричной, сбитой с осей системой размещения помещений, либо с явно выраженным поперечным развертыванием пространства.

Продолжая развитие пространственной схемы древнего жилища Северной Месопотамии, ассирийские храмы часто имели вход в одной из длинных стен сбоку (храм Иштар в Ашуре).

Ассирийские дворцы имели несимметричную схему расположения основных групп и ряд дворов, окруженных узкими помещениями, вход в которые большей частью располагался в длинной стене.

Асимметрично были расположены большие входные дворы во дворце Саргона в Дур-Шаррукине и въезды в них, хорошо охраняемые башнями крепостного типа. Входы в следующие помещения были смещены с оси наружной двери. Характерная для крепостного строительства ломаная линия определяла в поздней Ассирии и планировку большинства дворцовых комплексов.

Однако в Ассирии значительное распространение получает и анфиладное полусимметричное расположение помещений в группах основных зал. Так, идущий по ломаной линии вход из большого двора сераля в Дур-Шаррукине приводит в квадратный приемный двор, из которого по всем направлениям расходятся находящиеся на прямых осях анфилады поперечно расположенных зал (своей длиной повторяющих ширину двора). Такая же система двух выходящих во двор анфилад построена вокруг главного квадратного помещения гарема. Однако здесь эти анфилады приводят к продольно расположенным залам. Раньше в Древнем Двуречье такие анфилады во дворцах встречались редко. Теперь же они получают главенство в основных помещениях.

В дальнейшем продольные осевые направления еще больше начинают вытеснять живописное расположение помещений ранних планировок. Однако новые принципы композиции еще не доведены до конца. Пересечения анфилад не совпадают с центрами средних квадратов. Парадно оформленные двери не находятся точно на оси фасадов и дворов. Принцип симметрии на фасадах действует пока еще на коротком расстоянии. Соседние с архитектурно подчеркнутым входом элементы - башни и полукруглые арки добавочных дверей - ставятся на равных расстояниях от композиционного центра. Однако дальнейшие части фасада (или интерьера) делаются произвольной длины. Поэтому при наличии многих симметрично решенных фрагментов зданий в Дур-Шаррукине нет ни одного до конца проведенного симметричного фасада.

Планировка городов в военных деспотиях Ассирии и Вавилона приобрела черты организованного военного лагеря, окруженного жилыми кварталами со свободной планировкой. Вавилон был четко вписан в прямоугольник с правильной сеткой основных улиц. Еще большей правильностью обладал план города Борсиппа, доведенный, подобно плану города Дур-Шаррукина, почти до точного квадрата.

Черты большой правильности обнаруживаются в планах поздних ансамблей. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне основные пять дворов расположены на одной прямой, выходящей на улицу священных процессий. В средних трех дворах входные проемы расположены на одной оси по принципу анфилады. Продолжение этой оси (идущей почти точно по линии запад-восток) определяет положение основных ворот въезда во дворец, однако вследствие поворота линии улицы священных процессий внутренние двери первого двора не попали на ось главной анфилады. В планировке дворцового комплекса последовательно проведено чередование поперечно вытянутых и квадратных дворов, разделенных узкими небольшими помещениями, подчеркивающими размеры открытых пространств дворов. Три задних двора в поперечном направлении были построены симметрично; причем добавочные симметричные анфилады имели увеличивающуюся глубину; ко дворам добавлялись с юга сначала одна, затем две и, наконец, три комнаты (одновременно с увеличением числа комнат уменьшался их размер).

Отличие в планировке храма и дворца, наблюдавшееся, например, в раннем Ашнунаке, в Вавилоне сгладилось. Храм Нин-Max около ворот Иштар повторяет в основном схему дворца. Общая продольная ось главных помещений не совпадает с осью внешнего входа. Функционально оправданная в крепостном строительстве усложненность линии входа перешла в храмовую схему в качестве общего композиционного приема. Как во дворце, боковые помещения храма были распределены неравномерно по длинным сторонам объема.

По сравнению со строгой последовательностью развертывания помещений по продольной оси в египетском храме ансамбли Двуречья производят впечатление случайного сочетания дворов, длинных и узких помещений, маленьких каморок. Между тем, в этой видимой случайности заключается своеобразное понимание ансамбля и внутреннего пространства, где живописно-функциональное построение плана и поперечное развертывание больших помещений стали привычными для архитектуры стран Двуречья и исходными для архитектурного развития Ирана, а также всей мусульманской архитектуры Востока.

Стена и свод . Свободно стоящая колонна не получила в архитектуре стран Двуречья такого большого развития, как в Египте. Взамен этого исключительное значение, в качестве средства художественного воздействия, приобрела стенная поверхность. Можно смело сказать, что стена, как таковая, была важнейшей художественной темой в архитектуре Месопотамии.

Дальнейшее логическое развитие стенной поверхности проявилось в Месопотамии в появлении сводчатых покрытий. Коробовый свод, абсидальные помещения с конхами, купол - все эти приемы криволинейных перекрытий возникали как естественный переход стенной поверхности непосредственно из вертикального направления в горизонтальное.

Принципы решения стенной поверхности . Стена в архитектуре стран Двуречья обычно не приобретала структурных расчленений на несущие и несомые части. Наоборот, в стене, в ее декоре всегда подчеркивалась однородность поверхности, и вследствие этого вся ее трактовка приобретала специфический декоративный характер.

Эта концепция возникла еще на заре своего развития в тростниковой конструкции, которая сплошь покрывалась циновками. С переходом на глинобитные и кирпичные конструкции этот принцип сохранился на все время дальнейшего развития месопотамской архитектуры в качестве пережитка. В общем можно отметить несколько характерных приемов решения стенной плоскости.

Продолжая традицию Древнего Двуречья, месопотамские зодчие украшали стены зданий вертикальными желобками и членили их значительным количеством башнеобразных выступов.

Повторяется также старый прием обработки стены рядом соприкасающихся друг с другом столбиков. Однако при этом стала значительно сложнее обработка завершения стены, которая покрылась зубчатым ступенчатым парапетом. Эти зубцы легко получались при кладке верха стены из обожженного кирпича. Окаймляющие полосы подчеркивали сложность завершения; нависающие верхние части башен, видные на многих ассирийских изображениях, еще больше осложняли силуэт сооружений.

Значительную роль в ассиро-вавилонской архитектуре играли арки и своды. Главный вход дворца в Дур-Шаррукине состоит из ряда удаляющихся в глубину арок, зажатых между мощными башнями. Кривая арки ясно подчеркивалась обрамлением. Ее клинья оставались открытыми, иногда ее очерчивал фриз из глазурованных кирпичей.

Нижняя часть стен во второстепенных местах была совершенно гладкой, а во входах и парадных помещениях украшалась каменными ортостатами, употребление которых было заимствовано из хеттской архитектуры. Скульптурные изображения животных и людей покрывали сплошной лентой огромные пространства приемных зал и обычно передавали историю побед и завоеваний. Входы часто символически охранялись духами-охранителями в виде крылатых быков с человеческими головами. Все эти скульптурные изображения подчинялись архитектурным формам, следуя за изломом стен, и своим плоским рельефом еще более подчеркивали преобладание и мощь стены.

Представление об ассирийских колоннах мы имеем, главным образом, на основании сохранившихся изображений. Очевидно, колонны применялись редко. В большинстве случаев они имели простую геометрическую форму. Их базы и капители часто имели форму гладкой или орнаментированной луковицы. Некоторые образцы капителей в виде закручивающихся двух-ярусных валиков или корзинки с загибающимися листьями являлись предтечами ионийских и коринфских капителей. Из хеттского искусства была перенята форма базы в виде льва или сфинкса с валиком на спине, на который опирался ствол колонны.

Синтез искусств . Большое значение в ассиро-вавилонской архитектуре имел цвет. Наличие различных горизонтальных поясов, покрытых несколькими основными цветами, в сочетании с вертикальным членением на небольшие выступы и углубления, богатое применение цветной керамики, плиток с красочным узором и блестящей поверхностью и поливных кирпичей разных цветов, обилие медных украшений и множество каменных и медных рельефных изображений животных, применение некоторых драгоценных пород камея, золота и серебра в тронных залах и святилищах - все это предоставляло архитектору богатую палитру для художественного выражения. Для низа стен употребляли черную краску, а для верхней ее части зеленую, белую, желтую, темно-красную и синюю. Скульптурные изображения раскрашивались в синие, алые и фиолетовые тона. Фоном в эмалевой облицовке служил темно-синий цвет; для изображений употреблялись желтый, зеленый, черный и белый цвета.

В орнаментах объединялись геометрические фигуры и стилизованные растения. Чаще всего применялись уступчатые зубцы, арабески, пальмовые листья, лотосы и розетки, похожие на египетские. Все эти мотивы достигали большого изящества и в соответствии с занимаемым ими местом получили разнообразную форму и величину. Высокого уровня достигло искусство кладки разнообразных узоров и изображений из поливного цветного кирпича.

Эти своеобразные приемы трактовки стенной поверхности стали исходной точкой развития всей позднейшей архитектуры стран мусульманского Востока.


Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой.

Примером такого города может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) - резиденция царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (ворот). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. В Лувре хранится пара стражей шеду. Колоссальная статуя вырезана из цельного блока. Почти круглая голова существа, единственный человеческий элемент, имеет человеческое лицо, но уши - животного. Густые брови сходятся над четко очерченным носом, глаза существа - выразительные. Мягкий рот окаймлен курчавой бородой, которая закрывает челюсть и подбородок. Длинные волосы ниспадают на плечи, обрамляя добродушное лицо. На голове у шеду - тиара со звездами, по бокам украшенная парой рогов и увенчанная перьями. Тело, анатомия которого передана весьма точно, являет собой тело быка. Зверь, однако, имеет пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется. От плеч у существа растут крылья хищной птицы (видно только одно крыло). Грудь, брюхо, спину и крестец покрывает густая курчавая шерсть. Хвост очень длинный и курчавится на конце. На двух панелях между задними лапами шеду высечено посвящение, перечисляющее достоинства правителя и призывающее проклятие на того, кто захочет причинить ему вред.

Позади стражей шеду во дворце в Дур-Шаррукине стояли колоссальные статуи гениев-хранителей. Одна из них хранится в Лувре. Фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль - ниже талии. Гений держит сосновую шишку в правой руке и небольшой металлический сосуд (ситулу) - в левой. Голова, обрамленная курчавой бородой, увенчана тиарой с двумя парами рогов. Поверх короткой туники наброшена накидка с бахромой, покрывающая правое плечо и левую ногу. Две пары крыльев, растущих из спины, располагаются строго симметрично относительно тела гения. Его руки и запястья украшены кольцами и браслетами. Гений обут в сандалии, закрывающие пятки. Гении, изображаемые в виде быков с человеческими головами, людей с птичьими головами, а также крылатых людей - составляют важную часть ассирийской мифологии. Они обладают сверхчеловеческими возможностями, однако не являются божествами, хотя иногда (как в данном случае) имеют те или иные божественные атрибуты (тиара с рогами). Гении во дворце в Дур-Шаррукине выполняли не только охранную функцию (охраняли городские ворота и стены), но также благословляли всех проходящих мимо.

В центральном проходе дворца в Дур-Шаррукине, помимо пары быков-шеду, было еще четыре быка, вдоль стены, с головами, повернутыми к визитеру. Между каждой парой быков стоял укротитель львов. Один из них в настоящее время находится в Лувре. Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее - шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя. Голова героя почти отделена от массива камня, волосы и борода подстрижены «по-царски». На запястье у него браслет с розеткой. Дух укротителя львов, часто идентифицируемый с героем Гильгамешем, полулегендарным правителем Урука, вероятно, символизирует безграничность царской власти: герой без малейших усилий укрощает страшного зверя. Непоколебимая сила героя олицетворяет магическую власть.

Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н. э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н. э.) в Кальху (совр. Нимруд, Ирак). Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Для воплощения этой идеи скульпторы использовали три группы сюжетов: война (Ревизия пленных и добычи), охота (Ашшурнасирапал II во время охоты на львов) и торжественное шествие с принесением дани (Ашшурнасирапал II с оруженосцем, Торжественная процессия с данью). Важным элементом изображения является текст: убористые строчки клинописи порой идут прямо по изображению. Рельефы изобилуют персонажами и повествовательными подробностями. Фигуры людей выполнены в условном, обобщенном стиле, тогда как облик животных передается близко к натуре. Иногда мастера прибегают к намеренному искажению пропорций, тем самым подчеркивая драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали - завитки волос, складки одежды, мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они напоминали настенную живопись. Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирапала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев - анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной - два колчана со стрелами. На голове у Иштар - рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Наиболее известным произведением ассирийской скульптуры считается ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.). С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы, изображающие сцены охоты (Раненая львица, Охота на оленей), военные триумфы (Ашшурбанипал на колеснице и эламские пленные), ритуальные пиршества (Пир в саду). В отличие от аналогичных изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием здесь все находится в стремительном движении, увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников сцены. Рельефы в Ниневии натуралистичны, что прежде всего относится к изображению животных: их облик анатомически точен, позы естественны и выразительны, а агония умирающих львов передана с исключительным правдоподобием и яркостью.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.

Просмотров