Целомудрие в православии святые отцы. Святые отцы о целомудрии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современное общество к невинности и нравственности относится как пережиткам прошлого. Только христианство дает правильную оценку. Целомудрие — что это означает? Духовная и физическая чистота, непорочность, мысли и поступки, связанные со словом честь — это и есть истинное значение целомудрия.

Это понятие включает нравственную чистоту. Девушки с ранних лет хотят повзрослеть, и для этого не гнушается любыми способами. Они редко думают о последствиях своего поведение. Встречи с мужчинами, употребление алкоголя, сигареты, обладание современными гаджетами – это не относится к целомудренности.

Характерные черты для целомудрия:

  • кротость и скромность, которая не позволяет хвалить себя перед преподавателями, а лучшее доказательство – это изучение предмета и способность правильно понимать материал;
  • серьезное отношение к словам и данным обещаниям;
  • отсутствие пагубных страстей.

Нравственная женщина осознает, что сигарета во рту и бокал спиртного смотрятся дешево. Такое поведение провоцирует презрение и заинтересует мужчину для одноразового секса.

Целомудрие – это духовная чистота. Такие девушки не гонятся за славой и материальными благами. Они живут интересами семьи. Для них характерны добрые дела, помощь животным, больным и детям.

С точки зрения православной веры, значение слова целомудрия в церкви – девушка проявляет строгость в отношении посторонних мужчин, не нарушает пост, причащается и исповедуется. Кроме этого прививать девушке чувство личного достоинства, уважение к старшим и понимание нравственности должна семья.

Святые отцы о целомудрии

Монахиня Нина дала определение нравственности, как мудрого отношения к жизни.

По мнение Иоанна Лествичника, это объединение всех положительных достоинств.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что высокая нравственность является избавлением от всех грешных мыслей, скверных слов.

Как результат, вот что такое целомудрие:

  • учиться молчанию и посвящать мысли раздумьям о рае и аде;
  • отказаться от блудных мыслей;
  • помогать больным и сиротам.

Святой Амвросий Медиоланский приводит три вида нравственности: вдова, супруги, девственность. Он говорит, что это правило христианской дисциплины.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин назвал целомудрие красотой души, наполненное духовной силой, здравым смыслом и отвагой сопротивления злу.

Кроме святых отцов о нравственности говорили известные писатели. Философ Альбер Камю, утверждал, что в распущенности теряется смысл бытия, только нравственность его возвращает.

Пьер Огюста Карон де Бомарше прекрасно сказал что, чистые душой люди под покровительством Святых Небес.

Мужское целомудрие

Сила целомудрия для мужчин помогает не оказаться в ловушке, которая может его погубить. Человек, украшающий себя добродетелью, обеспечивает защиту, которая поможет выдержать любые искушения.

Те, кто легко окунается вволю сексуальных страстей, теряет быстро мужскую активность. Это ведет к алкоголизму и другим серьезным отклонениям в физическом смысле. Мужчине обладает даром оплодотворения, и осквернение этого источника в православной вере считается грехом.

Отношения будущих супругов

И вот что говорит православие о целомудрии до брака: во-первых, не коснутся нравственных людей негативные последствия ранних половых связей, во-вторых, целомудрие до брака обладает массой преимуществ. Будет много времени для собственного духовного развития.

Молодость – это время сильных эмоциональных нагрузок, которые необходимо пережить. Когда человек научится справляться с собой и контролировать свои чувства до брака, можно говорить о доверии и не нарушении верности друг другу.

Пусть хранит Вас Господь!

» собрала много комментариев... Спасибо всем, кто высказал свое мнение! Но особенно мне помогли комментарии Инги о том, что целомудрие — это не просто отсутствие физического контакта с чужими мужчинами... Наибольшее значение имеет целомудрие на духовном уровне .

Наверное, гораздо проще вбить своим детям в голову запрет на интим до брака. И гораздо сложнее привить им культуру целомудрия, которая предполагает настоящую верность своему мужчине. Когда мы не просто не изменяем, но и не мечтаем о других мужчинах. Не просто храним себя для единственного, а действительно всем своим нутром чувствуем: «Мой муж для меня — первый и единственный. Мне другого мужчины не надо». Не сравниваем с другими. Не примеряем на себя роль чужой жены...

Наверное, целомудрие — это когда мы полностью принимаем своего мужчину. Ведь это как с детьми... Каждая мама любит своего ребенка. Каждая мама дорожит своим малышом, каким бы он ни был. Разве можно найти мать, которая всерьез рассуждает: «Ах, как бы мне найти другого ребенка... Ах, если б у меня был не этот сын, а тот, что у соседки»? Однако выходя замуж, мы часто не осознаем, что наш выбор уже сделан. Никак не можем перестать выбирать, перестать оценивать (пусть даже неосознанно) других мужчин...

Целомудрие — это любовь. Безусловная любовь, построенная не на принципах купли-продажи (ты мне столько-то внимания уделил, и я тебе — столько-то), а на принципах служения друг другу. Я не буду углубляться в эту тему, я сама сейчас смутно понимаю, какой должна быть та самая безусловная любовь...

Целомудрие на духовном уровне — это качество, которое нужно постоянно развивать. Ведь каждая женщина способна не провожать похотливым взглядом чужого самца, не флиртовать с коллегами и не упиваться мечтами о мускулистом мачо. Физическая верность — это легко, это — элементарно, об этом смешно говорить. Целомудрие заключается в том, что мы перестаем сравнивать. Татьянин муж в два раза больше зарабатывает, Марусин — чаще дарит цветы, а у Ани жених гораздо умнее. Этот навык бесполезно объяснять своим детям, нужно постоянно погружаться в него самой. Самой приучаться к мысли, что мой муж — первый и единственный , пусть он в чем-то хуже других мужей. Пусть у него есть масса недостатков, пусть он не всегда все делает только так, как мне бы хотелось... Но мне другого мужчины не надо. Чужие мужья — это чужие мужья. Это — совсем не мое дело. А мой муж — это человек, с которым я планирую дожить до глубокой старости. И вместо того, чтоб мечтать о таких же подарках, как у Маши, нужно помочь своему мужу стать успешнее, стать увереннее в себе, смелее, амбициознее... Ведь я уже сделала свой выбор.

Вспоминается пьеса Жан Жироду «Ундина», над которой я работала в институте: «А я и не знала, что у людей выбирают. Первый встречный водяной становится твоим мужчиной на всю жизнь... Больше уже выбирать нельзя». Конечно, мы выбираем. Иногда более осознанно, иногда — поддавшись на влияние страсти... Но нужно уметь выходить из «режима выбора». Все. Точка. Отвыкаем подбирать себе кандидатов. Ни один мужчина не будет совершенным. Да и я сама не совершенна. Наша задача — научиться любить, научиться служить . Научиться быть верной своему мужчине. Духовно расти вместе с этим мужчиной. На одном из семинаров ведущий рассказывал о браках в древней Индии. Браках, о которых договаривались родители детей. Без любви, без страсти. Люди вступали в брак с осознанием, что им нужно построить крепкую семью. С осознанием, что им предстоит прожить с этим человеком всю свою жизнь, ведь разводов тогда не было. И обычно, они сразу шли навстречу друг другу. Ведь никому не хотелось жить в среде ссор и обид. Каждый вкладывался в отношения в силу своих возможностей. И это логично — кто не мечтает о хорошей семье? А отсутствие любви здесь даже может быть плюсом — нет никаких разочарований и разрушенных ожиданий. Конечно, у нас совсем другая ситуация. Мы выходим замуж по любви. Но почему бы не начать относиться к браку так же ответственно? Не корить себя за неправильный выбор, а добросовестно строить семью, не смотря по сторонам?

Неужели понятие целомудрия относится только к женщинам? Конечно, нет! Очень показательна известная фраза Федора Достоевского, сказанная им перед смертью: «Аннушка, я тебе даже мысленно не изменил» .

Если я написала что-то не так, где-то опять не заметила более глубоких аспектов — пожалуйста, поправьте меня. Целомудрие на духовном уровне — тема, которая меня сильно заинтересовала. Тема, оказавшаяся гораздо более глубокой, чем просто отсутствие посторонних сексуальных связей.

- Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе.

Целомудрие и «развороченность» души в православии

Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе. Оно – естественное качество любого нравственно здорового человека, как не вступившего в брак, так и живущего в супружестве с рождением и воспитанием детей. Как сказал один из древних отцов святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.): «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» . Целомудрие заложено в саму природу человека. Оно особенно присуще женщине. Оно достигает совершенства и покоряет своей красотой в истинно святых людях.

Целомудрие души и тела, и прежде всего добрачная девственность, является одним из главных условий сохранения нравственной свободы человека. Оно предполагает чистоту, свободу души от всякого рода дурных и грязных мыслей, желаний, слов и разговоров, от таких же фильмов, книг – и, конечно, соответствующее поведение, одежду. Ведь существует закон взаимосвязи внутреннего состояния души и внешней стороны жизни человека. Они взаимодействуют между собой на уровне как добрых чувств, намерений и дел (добродетелей), так и противоположных (грехов и страстей). Добродетели при этом находятся между собой в причинной взаимозависимости, или сродстве, и обуславливают друг друга. И так же взаимозависимы, родственны между собой грехи и страсти. «По причине этого сродства, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; наличие одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали Отцы, не терпит пребывать бессупружной [одинокой] в сердце» .

Знание этого закона очень важно, поскольку иногда то, на что почти не обращается внимания, оказывается причиной самых серьёзных последствий. Так, многие не придают значения своим мыслям, а они, как добрые, так и злые, часто оказываются началом больших дел. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Всё невольное происходит от произвольного» , то есть сознательное, например, принятие и развитие дурных мыслей в конечном счёте приводит человека, как раба, помимо его воли, к соответствующим поступкам, – к тому, на что он, как казалось, никогда бы не решился. А, например, святитель Игнатий указывает на закономерность, о которой мало кто знает: «По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти, сколько бы он против неё ни подвизался» .

Нарушение целомудрия, так называемое «сожительство по любви» и тому подобное, Церковь называет большим грехом. Но что же худого усматривает она в этом?

Здесь действует ещё один духовный закон, по которому, оказывается, в человеке происходит уничтожение самого ценного, что в нём есть, – любви! Внебрачное сожительство – это суицид души. Она уже не может иметь земного счастья, не говоря о посмертье. Причина этой духовной смерти заключается в том, что сожительствующих соединяет не любовь, а эгоистическое искание наслаждений. Ищущий наслаждений не может любить другого. Он любит только себя. Но эгоизм и любовь – явления взаимоисключающие.

Если действительная любовь к другому заставляет бороться со своим «я», отказываться от своих пристрастий и привычек во имя блага любимого, готова даже страдать ради него, жертвовать собой, то блуд жертвы не знает. В нём всё подчинено примитивному, грубому инстинкту и эгоизму. Не случайно священник Павел Флоренский , известный мыслитель, бывший до революции профессором Московской духовной академии, называл сожительство «по любви» (вне брака) переодетым эгоизмом . Блудник ради получения наслаждения принесёт в жертву кого угодно и что угодно, и прежде всего свою жену (мужа), детей, не говоря уже о родителях, родных, друзьях. Такой человек не способен быть верным. Он по самому духу своему изменник, ибо постоянно ищет чего-то лучшего и при первом же «удачном варианте» нарушает верность. И так всю жизнь, пока не окажется выброшенным на помойку. Действительно, точное слово, его характеризующее, – опустошённый . Поэтому так важно сохранить себя неосквернённым с юности своей!

Но полностью опустошить себя можно и не совершая греха делом – достаточно глаз, мыслей, мечтаний, внутренних ощущений и переживаний. Обычно всё начинается с малого – со взглядов, мыслей, фривольных шуток, свободы в обращении. Так что снаружи можно казаться целомудренным, а внутри быть грязным, не способным ни к какой духовной жизни.

Святой Исаак Сирин (VII в.) предупреждает: «Как погиб в потопе современный Ною род? Не за похотливость ли, когда люди с неистовством возжелали красоты дочерей Каиновых? За что отвержен Богом исполин Сампсон? Не за то ли, что осквернил себя сожитием с блудницею?»

Развращённость наступает постепенно, начинается с малого – сначала внутри, а потом выходит и наружу. Потому Христос предупреждает: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Само слово «разврат» является однокоренным с разворотить , извратить . Хирурги могут рассказать, как тяжело смотреть на человека после катастрофы, изувечившей его тело. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это преступление, то есть переступление за границы человеческой природы, её естественной жизни, нарушение её целостности, целомудрия, закона меры. Он является развороченностью нормального состояния человека, извращением присущего ему порядка, его красоты. Поэтому и начинается он с подавления голоса совести и чувства стыда.

Ещё Казимир Малевич , нарисовавший свой пресловутый «Чёрный квадрат» и заявлявший: «Я Начало всего…», откровенно писал: «Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего [то есть Богом сотворённого – А.О.]» . Александр Бенуа , проницательно увидев в этом квадрате прямой вызов Самому Богу и Его творению, писал: «Чёрный квадрат – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели» .

Но то, что происходит с одним человеком, может поразить и целую нацию, когда извращаются сами принципы общественной морали.

Это отчётливо проявилось, например, после отпадения Рима от Православия, особенно в эпоху Возрождения, когда католическая культура западных народов приобрела явно выраженный сексуальный характер. В ХХ веке, после Второй мировой войны, произошла резкая моральная деградация на Западе, а с 1980-х годов и в России, когда на людей обрушился настоящий идеологический смерч, разрушающий всё святое: насаждая бесстыжесть в поведении, в моде, в искусстве, прививая вместо совестливости страсть к деньгам, извращая красоту и гармонию уродливыми, неестественными и противоестественными формами, перемешивая правду с полуправдой и откровенной ложью.

В настоящее время по всем направлениям ведётся открытая и масштабная борьба с евангельскими нормами жизни, извращающая человечность в человеке. Всё отчётливее вырисовывается тёмное, демоническое зрелище (по-славянски – позор ) нравственного и духовного разложения людей. Об этом особенно ярко свидетельствует агрессия, которую осуществляют против человечества секс-меньшинства, захватившие власть на Западе, их гей-парады и разного рода публичные бесчинства.

Так перед молодым человеком, вступающим в период зрелости, встают два пути жизни. Евангелие называет их широким и узким путём.

О них всегда говорили мыслители, писатели, святые всех народов и эпох.


Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15. §4.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений. М., 2014. Т. 4. С. 301.


Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. § 104.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2003. Т. 5. Гл. 47. С. 313


Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 62.


Малевич К. С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.: Гилея, 2004. Т. 5. C. 143.


Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор. В 3-х томах. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. Т. 1. С. 262.

Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

Остров невезения

Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.

Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи - крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении - только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.

- Батюшка, а как же многодетные семьи священников?

Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, - слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные - как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.

Ты на свете всех милее

Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие - это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.

А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей - целомудрие».

Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену - «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.

Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»

Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.

Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.

Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других - такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.

Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность - тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни - это, прежде всего, свобода. Невольник - не богомольник.

Жизнь или добродетель?

В Хабаровске на праздник мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба беседовал с молодежью. Зал собрался тысячный, и я рассказывал о подвиге исповедничества, о мученичестве. После беседы ко мне подошла молодая девушка Женя, у которой было много накипевших вопросов. И мы с ней проговорили, наверное, часа три, вышли на улицу, ходили вокруг храма. Главным образом ее интересовала степень нашей жертвы Христу. Если мы преданы Спасителю, действительно ли эта ценность выше, чем человеческая жизнь? Человек ведь слаб, страстен. Что будет, если ему подставят нож к горлу? Ради того, чтобы спасти жизнь, можно отказаться от ценностей, кошелька, но можно ли отказаться от целомудрия и предать Христа? Она выясняла много таких подробностей, деталей.

На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».

И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, - она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером - красивая, умная.

Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».

Вот Господь и дал по силам.

Неприкасаемые

Целомудрие начинается с простых вещей - поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное - чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» - пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.

Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.

- А смотреть человеку в глаза можно?

Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты - они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.

Порок не должен именоваться

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), - пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.

Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается - надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга - и все.

Иногда приходит - поссорились. «Почему?» - задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что - сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»

Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни - церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».

Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую - с «легким ударом», потом - к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.

Потушить страсть

Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».

Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику - как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.

А как еще можно потушить страсть?

- Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…

Да, если сильное разжение плотское - причиняли себе физическую боль.

- Поклоны поделать.

Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться - тоже отрезвляет.

Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша - тленна.

Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства - представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.

- А если по-прежнему вспыхивает, то женись…

Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.

Силы души

«Я думаю, что страсти - это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», - пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.

Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще - может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» - «Люблю». - «А ты?» - «До смерти люблю». - «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты - за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.

У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю - познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить - что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов - желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье - полезное для спасения души.

Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.

Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» - «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить - ничего не получается». - «Ты сама-то замуж хочешь?» - «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» - «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро - встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».

Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло - находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». - «Тебе-то нравится?» - «Нравится». - «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» - «Нет, еще больше». - «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.

Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» - «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него - муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» - «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». - «А третий вариант есть?» - «Нет, третьего нет. Либо-либо». - «А сколько я могу подумать?» - «Месяц хватит тебе?» - «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». - «Господь меня защитит».

Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.

Хватай себя на месте преступления

«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».

Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»

Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».

Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.

«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, - пишет старец Паисий Афонский. - А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».

Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме - почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».

А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».

Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».

Наши жены - ружья заряжены

Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.

«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», - пишет Иоанн Многострадальный.

Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».

Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.

Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.

Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека - и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.

Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.

Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ - один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.

1. Блудодеяние так гнусно, что даже не должно именоваться среди христиан.

Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (Еф. 4,3-5).

Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоть (Рим. 13,13-14).

2. Побуждения к удалению от блудодеяния:

а) христиане куплены дорогою ценою : - ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии (1 Кор. 6,20).

б) они призваны к святости : - Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фесс. 4,7).

в) они храм Святаго Духа : - Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы (1Кор. 3,16-17).

г) блудодеяние лишает царствия небеснаго : - Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царствии Христа и Бога. (Еф. 5,5).

1. Блудный мучается бесами.

Преподобный Илларион изгонял некогда из одной девицы беса и спросил его: почему он не вошел в того юношу, который волхованием послал его в сию девицу? Бес отвечал: в сем юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. Видите: в блуднике живет бес блуда и мучит его ражжением блудным!

2. Рассказы о борьбе с плотской похотью.

Чтобы умертвить в себе похоть плоти, преподобный Макарий однажды несколько месяцев просидел в болоте нагим и был так искусан болотными большими комарами, что все тело его было покрыто ранами, как у прокаженнаго, и иноки могли узнать его только по голосу (Жития святых, январь 19)

О благочестивой жизни преподобнаго Мартиниана знали все, живущие в Кесарии и ея окрестностях, и много говорили о нем. Подслушав эти речи, одна блудница решилась искусить его на грех. Переодевшись в роскошные одежды, она надела на себя дорогия украшения и предстала пред Мартинианом во всем блеске своей красоты. Угодник Божий, окрепший в духовной жизни, не поддался козням искусительницы. Он разложил посреди келии огонь и стал на него босыми ногами. Ноги его жестоко опалились огнем. "Теперь подумай, Мартиниан (говорил он сам себе), каков огонь вечный, геенский. Если хочешь геенскаго огня, пожалуй, подойди к этой женщине". Пораженная терпением и страданием праведника блудница как бы проснулась от греховнаго сна, бросилась к ногам отшельника, исповедала грехи свои и со слезами умоляла его, чтобы он простил ее и помолился за нее. Через 12 лет после своего обращения, она почила с миром, с именем преподобной Зои. (Жития Святых, февраль 13).

Целомудрие. (стр. 237).


Целомудрие

а) заповедано :

Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его (Исх. 2,14,17).

Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству (Рим. 13,13).

Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела (1 Кор. 6,13,18).

Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5,3).

Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол. 3,5).

Храни себя чистым (1 Тим. 5,22).

б) заповедуется и во взглядах : Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5,28);

в) заповедуется в речах : сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение (Еф. 5,4).

Отложите сквернословие уст ваших (Кол. 3,8);

г) заповедуется сердцу : не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем (Прит. 6,25).

Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца (2 Тим. 2,22).

Соблюдайте ваше тело в целомудрии : как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя (Рим. 6,19). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6,15).

Бог хранит верующих в целомудрии : добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею (Еккл. 7,26).

Мудрость соблюдает в целомудрии : когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти (Прит. 2,10-11). Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5).

Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Прит. 23,31-33).

Избегайте тех, которые не имеют целомудрия : я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или пьяницею, с таковым даже и не есть вместе. И так извергните развращеннаго из среды вас (1 Кор. 5,11-13). Знайте, что никакой блудник, или нечистый не имеет наследия в царстве Христа и Бога. И так не будьте сообщниками их (Еф. 5,5,7).

Нечестивые не имеют целомудрия : называя себя мудрыми, обезумели: потому и предал их Бог, в похотях сердец их, нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью. Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1,22,24-26). Они (народы), дошедши до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4,19). Они срамники и сквернители. Глаза у них исполнены любострастия и непрестаемаго греха (2 Пет. 2,13,14). Беззаконники злословят все, чего не знают; что же по природе, как безсловесныя животныя, знают, тем растлевают себя. Это свирепыя морския волны, пенящиеся срамотами своими (Иуд. 10,13).

Побуждение относительно целомудрия : разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм вы (1 Кор. 3,16,17). Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду ходить в них. Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню во страхе Божием (2 Кор. 6,10; - 7,1). Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4,7).

Зло, происходящее от недостатка целомудрия : из-за жены блудной обнищавают до куска хлеба. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближняго своего: тот губит душу свою, кто делает это. Побои и позор найдет он, и безчестие его не изгладится (Прит. 6,26,28,32,33). Глубокая пропасть - уста блудницы; на кого прогневается Господь, тот упадет туда (-22,14). Нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ея - силки, руки ея - оковы (Еккл. 7,26).

Наказание за недостаток целомудрия : Я насыщал их (иудеев), а они толпами ходили в домы блудниц. Неужели Я не накажу за это? - говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? (Иер. 5,7,9). Видел я неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости. Горе тебе, Иерусалим! (-13,27). Умертвите блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, за которыя гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3,5,6). Похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1,15).

Недостаток целомудрия лишает неба : не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодея, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют (1 Кор. 6,9,10). Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царства Божия не наследуют (Гал. 5,19,21). Знайте, что никакой блудник, или нечистый, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами; ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5,5,6). Святый да освящается еще; нечистый пусть еще сквернится. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы войти в город (небесный Иерусалим) вратами. А вне псы и любодея и всякий любящий и делающий неправду (Ап. 22,11,14,15).

Вечное осуждение определено нечистым: блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4). Скверных и прелюбодеев участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. 21,8).

Пример целомудрия : Иосиф был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: вот господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушал ея, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ея, побежал, и выбежал вон (Быт. 39,6-12).

Примеры целомудренных христиан. (стр. 409).


Фомаида, юная супруга одного Александрийскаго гражданина, захотела лучше быть разсеченною на части, чем изменить супружеской верности; беззаконный свекор ея за непреклонность святой жены на грехопадение мечом разсек ее надвое. И это мученичество целомудрия почтил сам преподобный Даниил Скитский; он признал святую жену мученицею и удостоил ее погребения вместе со святыми отцами. Бог прославил мощи ея чудесами: по молитвам, у святых мощей ея одержимые страстью блуда получали исцеления (Жития Святых, 13 апреля).

Жена одного царедворца в Константинополе по смерти мужа своего не хотела и слышать о другом муже. Когда же один вельможа, прельстясь красотою юной вдовы, хотел взять ее силою, она, сохраняя целомудрие, раздав все имение бедным и отпустив всех рабов на свободу, с двумя вернейшими рабынями убежала в пустыню и в ущелине одной горы 11 лет провела, живя для одного Бога, Который питал здесь рабу Свою посредством воронов, приносивших ей древесные плоды (Пролог, 10 сентября).

Мастридия, дева-инокиня, спасавшаяся в Иерусалиме, узнав о страсти к ней одного юноши, чтобы сохранить чистоту свою для Господа, так же бежала в пустыню и здесь всю жизнь провела в подвигах благочестия (6 февраля).

Преподобная Макрина, сестра святаго Василия Великаго, была обручена одному избранному юноше. Перед свадьбою жених ея умер, и Макрина уже не хотела избрать другого мужа. Родителям, желавшим ея замужества, она говорила: "несправедливо обрученной одному жениху девице отдавать сердце свое другому. Вы говорите, что жених мой умер; но я верую, что он жив Богу. Грех супруге не сохранять своей верности к супругу, отсутствующему на малое время"... Однажды на груди у Макрины сделался опасный нарыв, и мать ея, блаженная Емилия, боялась, чтобы болезнь не разлилась по всему телу; но, несмотря на просьбы показать врачу больную грудь, Макрина не согласилась обнажить ее пред мужчинами, и предпочла лучше страдать, чем допустить прикосновение чужой руки к своему телу. Но как продолжавшаяся болезнь была поводом частых напоминаний со стороны матери довериться врачу, по преподобная Макрина обратилась ко Врачу невидимому и всемогущему. После продолжительной пламенной и слезной молитвы к Богу об исцелении, она смешала молитвенные свои слезы с землею и приложила к больной груди: в ту же минуту болезнь исчезла (Жития Святых, 19 июля).

Один из отцов рассказывал: некто авва Павел, живший в Фиваиде, брал в руки скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, сказали: "скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?" Авва отвечал им: "простите мне, отцы: кто приобрел чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди" (Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов).

Некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того чтобы ею соблазниться, нашел для себя в ея красоте случай прославить Создавшаго столь прекрасное творение и удивляться Его премудрости. Посмотрев на нее, он пролил слезы благоговейнаго умиления и воспламенился чистейшей любовью к Богу. Таким образом, для него спасением послужило то самое, что для других обыкновенно служит камнем преткновения и соблазна. (Луг духовный, статья 15).

Преподобный Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы, напрасно заключала его в темницу и томила голодом, - ничто не могло прельстить русскаго целомудреннаго Иосифа и отклонить его от любезнаго ему целомудрия. Тогда в безумном изступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудной похотью обращаются с усердною молитвою к нему. ("История русской Церкви" митрополита Макария, том 2, стр. 51).

Просмотров