Борьба против внешней агрессии в xiii. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в

Дворцовый переворот - это захват политической власти в России XVIII столетия, причиной которого являлось отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Эпоху дворцовых переворотов с 1725 до 1762 годы.

Причины дворцовых переворотов в России

Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии».

Этот нормативный правовой акт стал причиной дворцовых переворотов в России.

Таким образом, круг возможных претендентов на престол расширялся.

После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов.

Уже накануне смерти Петра I, 25-26 января 1725 года, среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (Апраксин, Голицын, Репнин, Долгорукий, Мусин-Пушкин и Головкин) выступила за возведение на престол внука Петра I - царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства - правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом.

Другая группировка (князь А. Д. Меншиков, Ягужинский, Бутурлин, П. А. Толстой) отстаивала кандидатуру Екатерины как самодержавной государыни. Спор зашел далеко, однако напористость, опора в критический момент на гвардейские полки обеспечили возведение на престол после кончины Петра Великого 28 января 1725 года Екатерины Алексеевны.

Переворот в пользу Екатерины Алексеевны

После смерти императора дипломат и сподвижник Петра I Андрей Иванович Остерман вступил в союз с самым влиятельным лицом петровской эпохи - А. Д. Меншиковым с целью возведения на престол императрицы Екатерины. Хотя, имелись и другие претенденты, в частности, сын царевича Алексея - Пётр (будущий Пётр II).

В результате переворота, устроенного Меншиковым при поддержке гвардии, у власти оказалась именно Екатерина I.

Неспособность Екатерины к управлению была компенсирована созданием в феврале 1726 года высшего правительственного учреждения - Верховного тайного совета, укомплектованного новой знатью, ближайшими соратниками Петра. Меньшиков быстро подмял под себя Верховный тайный совет и, пользуясь безграничным доверием больной Екатерины, стал фактически правителем страны.

Политические перестановки в эпоху Петра Второго

После смерти Екатерины I в 1727 году снова возник вопрос о власти. Объявлен императором сын Алексея - Пётр II (согласно завещанию Екатерины I). В июле 1727 года (то есть спустя полтора месяца после смерти Екатерины) Указом Верховного Тайного Совета был изъят «Устав о наследии престола».

Анна Петровна и руководимая ею «гольштейнская» группировка, сделали неудачную попытку заговора против Меншикова-Остермана, а, в конечном счёте, против воцарения малолетнего Петра. Замышленный переворот не удался. Остерман так и не сумел оказать должного влияния на мальчика-самодержца.

Разумеется, личное, неформальное общение с государем дало Остерману поистине безграничные возможности - так исподволь готовилось свержение Меншикова.Однако в 1730 году Пётр II умирает.

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели:

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов и налогов;

никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

- Каковы же были причины дворцовых переворотов?

отсутствие законного порядка наследования престола;

усиление роли гвардии.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу - “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.

Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

V. Итоги рефлексии:

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

Мало что поняли, необходимо еще поработать - 4-6 баллов – 4 чел. (23%)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Период дворцовых переворотов

Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах.

Екатерина I - 1725-1727

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Создан Верховный тайный совет

- Помещики получили право сами продавать продукцию своих хозяйств

Петр II 1727-1730

Внутренняя политика

Внешняя политика

1727 замена управления городами, вместо магистратов ставился воевода

Анна Иоанновна 1730-1740

Внутренняя политика

Внешняя политика

1730 – создан Кабинет министров

1731 – создана Канцелярия Тайных розыскных дел

- срок обязательной службы дворян сокращался до 25 лет

- отмене указ о единонаследии

- открыт Шляхетский корпус для детей дворян, по окончании которого они становились офицерами

- запись дворянских детей в полки с младенческого возраста

1735 – повинности зажиточного казачества сводились к военной службе, рядовые казаки приравнивались к крестьянам

1736 – закрепление за мануфактурами наемных работников навсегда

1733-1735 – война за польское наследство

1735-1739 – русско-турецкая война (Белградский договор)

1741-1743 – русско-шведская война

1742 – шведская армия капитулировала под Гельсинсдорфом (Абосский мир)

1731 в состав России вошли земли казахского Младшего жуза

1740-1743 – Среднего жуза

Иван YI Антонович 1740-1741

Внутренняя политика

Внешняя политика

Елизавета Петровна 1741-1761

Внутренняя политика

Внешняя политика

В - проведена 2-ая перепись податного населения

1746 - подтверждение привилегии дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами

Дворянство освобождено от наказаний розгами и кнутом

1760- помещики могли без суда ссылать крестьян на поселение в Сибирь, продавать крестьян в рекруты, расширять свои наделы за счет крестьян

1754- отмена внутренних таможенных пошлин

1755 – Конференция при Высочайшем дворе

1744 - указ о расширении сети начальных школ

Открыты первые гимназии: 1755 – Москве,

1758 - Казани

1755 г. – основан Московский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82" университет в 1757 г. - .

1744 г. Порцелиновой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4" мануфактуры под Петербургом

1744 – основан Смольный монасттырь

1741 – 1743 Русско-шведская война (Абосский мир)

1756-1762 - Семилетняя война

1757 – русские войска во главе с Апраксиным вошли в восточную Пруссию

19 августа 1757 – сражение при

Гросс – Егерсдорфе

- Апраксина заменяют на Фермора

- август 1757 – Фермор бежит с поля боя в Восточной Пруссии

- Фермора заменяют на Салтыкова

1759 – сражение под Кунерсдорфом

1760 – русские войска вошли в Берлин (Салтыкова заменяют на Бутурлина)

1761 – взята крепость Кольсберг

Петр III 1761 – 1762

Внутренняя политика

Внешняя политика

« Манифест о вольности дворянства » по которому дворяне освобождались от обязательной службы государству

- прекратил Семилетнюю войну, вернул Фридриху II все завоеванные территории

Екатерина II 1762-1796

Внутренняя политика

Внешняя политика

Политика просвещенного абсолютизма:

- неограниченная власть монарха, который разрабатывает идеальную систему законов

- секуляризация церковного землевладения

- просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765 - учреждение дворянского Вольного экономического общества

1765 – разрешено ссылать крестьян на каторгу (наказание за жалобу на помещика)

1767-1768 – работа Уложенной комиссии

1771 – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1773-1775 – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

1775 – введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

- упорядочение крестьянских повинностей

1775 – губернская реформа

1775 – ликвидирована Запорожская Сечь

1785 – Жалованная грамота дворянству

1785 – Жалованная грамота городам

1768-1774 - Русско-турецкая война

( Кючук - Кайнаджирский договор)

1783 – включение Крыма в состав России

1783 – подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией

1787-1791 – Русско-турецкая война

( Ясский мирный договор)

1772 – первый раздел Речи Посполитой

России отошли – восточная Беларусия и часть Литвы

1793 - второй раздел Речи Посполитой

России отошли – вся Беларусь с Минском и Правобережная Украина

1795 – третий раздел Речи Посполитой

России отошли – основная часть Литвы, Западная Беларусия, Западная Волынь, Курляндия

1788-1790 – русско-шведская война

1790 – первая антифранцузская коалиция

1795 – вторая антифранцузская коалиция

1798 – третья антифранцузская коалиция

Павел I Петрович 1796 - 1801

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Введена строжайшая цензура, запрещен ввоз иностранных книг

1796 – указ « О престолонаследии »

1797 – указ « О трехдневной барщине »

- ослабление гонения на старообрядцев

« Разжалованная грамота дворянству »

- необходимость явиться в полки всем записанным с малолетства дворянским детям

- введение налогов для дворян на содержание администрации

- ограничение свободы дворянским собраниям

- возобновились наказания палками дворян – унтер-офицеров

- запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами

- участие в антинаполеоновской коалиции

1798 – Ф.Ф.Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова,

Освободил Неаполь, вступил в Рим

1799 – А.В. Суворов соверщил Итальянский и Швейцарский походы (переход через Альпы через перевал Сен-Готард)

1800 – переход на сторону Наполеона

1801 – направление русских войск для захвата британской Индии

11 марта 1801 года последний дворцовый переворот убийство Павла I


Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

8 класс, история

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.

Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быт разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.

Схема содержания урока.

Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?

А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?

Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

Так какие же мы поставим цели для себя?

Создание проблемной ситуации.

Учебно-познавательная деятельность

Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала.

Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:

Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве…

Расскажите об одежде сословий…

Составьте меню для сословия…

Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия…

Вводная информация и инструктаж.

Распределение ролей в группе.

Контроль и оценка результатов деятельности

Представление результатов работы групп.

Ответы учащихся.

У групп есть друг к другу вопросы?

(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.

Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.

А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.

План

1.Татаро-монгольское завоевание Руси.

2. Борьба Руси с экспансией Запада.

Методические указания

  1. Нашествие Батыя. Завоевание Северо-Восточной и Южной Руси. Установление татаро-монгольского ига. Русь и Золотая Орда. Дань, баскаки, ярлыки. Последствия татаро-монгольского нашествия и установления ига для дальнейшего развития Руси.
  2. Сдерживание натиска Венгрии, Польши и Германии галицко-волынскими князьями Романом Мстиславичем и Даниилом Романовичем. Их отношения с Римом. Борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями–крестоносцами. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Их значение для Руси.

Тест

Установите соответствие:

1. 1223. 2. 1237. 3. 1240. 4. 1242.

I. Невская битва.

II. Начало Батыева нашествия.

III. Битва на Калке.

IV. Ледовое побоище

А. Немцы Б. Шведы В. Монголо-татары

Тема 6

Возвышение Москвы и создание единого российского государства.

План

  1. Возвышение Москвы.
  2. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
  3. Образование единого российского государства.
  4. Тест.

Методические указания

1. Первое летописное упоминание о Москве. Образование Московского княжества. Начало возвышения Москвы при Иване Калите. Его причины. Объединение земель вокруг Москвы. Приток населения. Борьба Москвы за Владимирский ярлык. События 1327 г. Право сбора дани. Строительство городов, развитие сельского хозяйства и ремесел. Иван Калита и митрополит Петр.

2. Дмитрий Донской – великий преемник Ивана Калиты. Куликовская битва. Роль церкви в объединительном процессе. Митрополит Алексий I и Сергий Радонежский. Прекращение поездок московских князей в Орду за ярлыками. Начало превращения великого Владимиро-Московского княжестве в единое русское государство при преемниках Дмитрия Донского. Феодальная война за московский престол при Василии II. Его религиозная политика.

3. Завершение объединительного процесса при Иване III и Василии III. Конец татаро-монгольского ига. Самодержавное правление и его специфика. Начало складывания государственного аппарата. «Москва-Третий Рим». «Судебник» Ивана III. Роль Софьи Палеолог.

Тест

Установите соответствие:

1. 1147. 2. 1276. 3. 1327. 4. 1328.

2. 1325-1340. 6. 1367. 7. 1375. 8. 1462-1505. 9. 1523.

II. Строительство белокаменного кремля в Москве.

III. Окончательное признание Тверью политического первенства Москвы.

IV. Правление Ивана Калиты.

V. Первое упоминание о Москве.

VI. Превращение Москвы в религиозную столицу Руси.

VII. Образование Московского княжества.

VIII. Завершение объединительного процесса в русских землях.

IX. Московские князья становятся сборщиками татарской дани.

X. Правление Ивана III.

Тема 7

История борьбы и взаимоотношений Руси с монголо-татарами.

План

  1. Покорение Руси монголо-татарами.
  2. Монголо-татарское иго.
  3. Этапы освобождения Руси от монголо-татар.
  4. Конец монголо-татарского ига.
  5. Тест.

Методические указания

1. Чингиз-хан и монгольская экспансия в Азии. Первое вооруженное столкновение русских с монголо-татарами. Поход Батыя на Русь. Падение Рязани. Евпатий Коловрат. Попытка создания коллективной обороны Руси владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Битва на реке Сити. Покорение Северо-Восточной и Южной Руси. «Злой городок» Козельск. Факторы победы моноголо-татар.

2. Образование Золотой Орды. Первые переписи русского населения моноголо-татарами и вспышки вооруженных столкновений. Дань. Бессермены, баскаки. Борьба русских князей за ярлыки в Орде – трагическая страница отечественной истории. Отрицательные последствия иноземного ига.

3. «Чолханова рать» - конец баскачества. «Великая замятня» в Орде середины XIV в. и прекращение традиции ярлыков. Военные столкновения русских с татарами в 50-70-е годы XIV в. Куликовская битва – первое крупное сражение русских с монголо-татарами после Батыя. Ее историческое значение. Поход Тохтамыша на Москву.

4. Ордынская политика московских князей в XV в. «Великое стояние» на реке Угре – конец ига. Распад единства Золотой орды в конце XV в. Покорение Иваном IV Казани и Астрахани. Набеги крымских татар на Москву в XVI в. Строительство засечной линии.

Тест

Татаро-монгольское иго простимулировало объединительное тенденции на Руси посредством того, что:

  1. Русский народ и князья познакомились с властью, которой необходимо было подчиняться бесприкословно.
  2. Татары упразднили значение великого князя.
  3. Налоговая политика татар в отношении православной церкви способствовала выдвижению ее на роль идеолога объединительного процесса вопреки надеждам завоевателей.

Тема№8

История развития крепостного права на Руси.

План

1. Формирование крепостного права на Руси.

2. Юридическое оформление крепостного права.

3. Апогей крепостничества и его разложение.

Методические указания

1. Определение сущности крепостного права. Его элементы на Руси до XV в. Интенсивный рост феодального землевладение в XIV – XV вв. и новые социальные явления: полное поглощение свободной сельской общины феодалами и государством; укрепление дворянских поместий, унификация сельского населения и начало его закрепощения в общегосударственном масштабе. «Судебник Ивана III» 1497 г. – введение правила Юрьева дня для владельческих крестьян и распространение на них государственных податей. Вытеснение боярской вотчины дворянским поместьем в XVI в. Увеличение численности феодалов и усиление закрепощения крестьян. «Судебник Ивана IV». Резкое ухудшение положения крепостных крестьян из-за опричнины и Ливонской войны. Введение заповедных и урочных лет.

2. Хозяйственное разорение страны в годы Смуты. Массовое бегство крестьян на окраины государства. Участие их в антифеодальных движениях Хлопка и Болотникова. Увеличение урочных лет в первой половине XVII в. «Соборное Уложение» Алексея Михайловича – юридическое оформление крепостного права с 300-летним отставанием от стран Западной Европы. Причины консервации феодально-крепостного строя в России. Реакция крестьян на закрепощение. Движение С. Разина.

3. XVIII век – апогей крепостничества в России. Распространение крепостного состояния на новые категории населения в начале XVIII в. и на новые регионы в конце XVIII в. Рост государственных повинностей и податей крестьян при Петре I. Усиление судебно-полицейской власти и хозяйственной опеки помещиков над крестьянами во второй половине XVIII в. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – приговор крепостному строю России. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева – последнее и самое мощное антифеодальное движение в истории России.

Тест

Установите соответствие:

1. 1467. 2. 1497. 3. 1550. 4. 1581. 5. 1597. 6. 1649.

I «Судебник Ивана IV».

II «Соборное Уложение Алексея Михайловича».

III «Указ об урочных летах».

IV «Псковская судная грамота».

V «Судебник Ивана III».

VI «Указ о заповедных годах».

А. Временная отмена Юрьева Дня.

Б. Юридическое оформление крепостного права.

В. Введение Филиппова дня.

Г. Установление пятилетнего срока розыска беглых крестьян.

Д. Запрет перехода для крестьян–старожилов, увеличение «пожилого», введение платы за проезд.

Е. Введение Юрьева дня.

Тема 9

Формирование Российского централизованного государства в XVI в.

План

  1. Иван Грозный и особенности централизации России.
  2. Государственные реформы Ивана Грозного.
  3. Опричнина.
  4. Тест.

Методические указания

1. Иван IV Грозный – государь и человек. Цели и направления его внутренней политики. Избранная рада – разработка проекта государственных реформ. Специфика централизации власти в России. Государство и церковь: характер взаимоотношений.

2. Осуществление Иваном IV государственных реформ в середине XVI в. Земский собор. Стоглавый собор. Приказы. Стрелецкое и ополченское войско. Разрядные книги. Отмена кормлений. Губная реформа. Значение реформ.

3. Роль опричнины в истории становления централизованного государства. Введение опричнины, ее цели, сущность и характер осуществления. Влияние опричнины на аграрный переворот XVI в. Отрицательные последствия опричнины.

Тест

Является ли верным данное утверждение?

В отличии от стран Западной Европы процесс централизации Российского государства сопровождался закрепощением крестьян и был обусловлен не столько внутренними, сколько внешнеполитическими причинами.

Тема 10

Достижения и просчеты внешней политики России в XVI в .

План

  1. Цели и направления внешней политики России в XVI в.
  2. Расширение границ России на Востоке.
  3. Ливонская война.
  4. Тест.

Методические указания

1. Завершение объединения русских земель в первой трети XVI в. Начало расширения границ Российского государства при Иване IV. Цели, характер и направления его внешней политики. Союзники и враги России. Связи с Англией.

2. Отношение России с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами и Ногайской ордой в первой половине XVI в. Дипломатическая экспансия Турции в Поволжье и Крыму. Взятие русской армией Казани и Астрахани. Присоединение Башкирии, Приуралья и Урала. Начало проникновения в Сибирь. Ермак. Набеги крымских татар. Строительство засечной черты. Успехи России на Северном Кавказе и Закавказье при Иване IV и Борисе Годунове.

3. Ливонская война. Повод и причины. Противоборствующие страны. Влияние внутренних трудностей на ведение войны. Псковская оборона. Итоги войны – Ям-Запольский мирный договор. Причины поражения России. Частичная ликвидация последствий войны при Б. Годунове – Тявзинскй мир.

Тест

1. 1552. 2. 1556. 3. 1557. 4. 1558. 5. 1581/2. 6. 1582. 7. 1583.

8. 1595. 9. 1571.

I. Оборона Пскова.

II. Начало Ливонской войны.

III. Взятие Казани.

IV. Присоединение Башкирии.

V. Ям-Запольский мир.

VI. Взятие Астрахани.

VII. Разгром Сибирского ханства.

VIII. Последний набег крымских татар на Москву.

IX. Тявзинский мир со Швецией.

Тема 11

Великая Смута в России.

План

  1. Причины и сущность Смуты.
  2. Лжедмитрий I и Василий Шуйский.
  3. Семибоярщина и изгнание интервентов из России.
  4. Итоги Смуты.
  5. Тест.

Методические указания

1. Отношение народа к Борису Годунову. Великий голод. Народные антифеодальные движения. Самозванчество. Роль бояр Романовых в событиях Смутного времени. Интересы Польши и Швеции в России.

2. Начало Смуты. Поход Лжедмитрия I на Москву. Причины кратковременности его царствования. Правление Василия Шуйского. Крестьянская война под руководством И. Болотникова. Тушинский вор. Польско-шведская интервенция. Падение Смоленска, Новгорода, осада Пскова.

3. Семибоярщина. Призвание на престол польского королевича Владислава. Первое рязанское народное ополчение П. Ляпунова и его неудача. Второе нижегородское народное ополчение. Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, патриарх Гермоген. Изгнание интервентов из России. Конец Смуты. Созыв Земского собора и избрание на царство М. Романова.

4. Последствия Смуты. Утверждение в России новой правящей династии и новой формы правления. Выход на историческую арену широких народных масс. Рождение элементов общественного самосознания. Перераспределение ведущих ролей внутри господствующего класса. Внешнеполитические итоги: Столбовой мир со Швецией, Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Тест

Укажите последствия Смуты:

  1. Укрепление авторитета Русской Православной Церкви.
  2. Хозяйственная стабилизация страны.
  3. Воцарение династии Романовых.
  4. Прирост территории государства.
  5. Рождение абсолютизма.
  6. Усиление позиций боярства.
  7. Начало массовых народных антифеодальных движений.
  8. Утверждение в общественном сознании идей единения «всей земли» русской и богоизбранности рода Романовых.
  9. Появление элементов правового регулирования государственных отношений.

Тема 12

Россия на пороге Нового времени (XVII в).

План

  1. Социально-политическое развитие России в XVII в.
  2. Зарождение капитализма.
  3. Внешняя политика России.
  4. Тест.

Методические указания

1. Новые явления в социально-политической жизни страны. Первые Романовы. Царь Алексей Михайлович Тишайший - ключевая фигура XVII века. Абсолютизм, его национальная специфика и формы проявления. Внутренняя политика – социальный стабилизатор «бунташного» века. Массовые народные движения. Крестьянская война под руководством С. Разина. «Соборное уложение»: юридическое оформление сословного строя и крепостного права. Церковная реформа патриарха Никона. Появление раскольников.

2. Новые явления в экономике. Развитие промыслов и складывание общенационального рынка. Первые общероссийские ярмарки и частные мануфактуры. Специфика рынка труда и первоначального накопления капитала. Начало протекционизма – «Новоторговый устав».

3. Задачи российской внешней политики после Смуты. Войны с Польшей и Швецией. Возврат русских городов и земель. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Переяславская Рада. Отношения России с Турцией. Взятие казаками Азова. Первая русско-турецкая война. Азовские походы В.В. Голицына. Выход России к берегам Тихого океана. Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Тест

Выделите главный фактор становления абсолютизма в России XVII в.:

  1. Неразвитость правосознания в обществе.
  2. Неопределенность и незащищенность личных прав людей.
  3. Отсутствие политического противовеса феодальному дворянству со стороны буржуазии.
  4. Внешнеполитические потребности государства.
  5. Бюрократизм и взяточничество в государственных органах.
  6. Замедленное формирование буржуазии под определяющим влиянием государственных структур.
  7. Консолидация старых феодальных сословий.
  8. Острота межсословных противоречий.

Предпосылки Татаро–Монгольского завоевания Руси

Произошло очередное – самое мощное нашествие кочевников из глубин Азии. В конце XII в. образовавывается монгольское государство. В 1206 г. Темучин был провозглашен великим ханом под именем Чингисхан. Войска Чингисхана покорили огромную территорию Китая, Средней Азии, Закавказья.

Первое вооруженное столкновение на Руси произошло в 1223 г. на р. Калке. Войска русских князей и половцев потерпели поражение.

Причины успехов монголов:

Небывалая концентрация всех ресурсов, огромная численность войска, умелое использование ресурсов порабощенных стран: пополнение войска и использование наиболее совершенной военной техники, "особенно китайской (стенобитные орудия, зажигательные снаряды);

Высокий уровень технического оснащения (конница, лучшие в мире луки), военной дисциплины, организации армии, разведки, психологической войны;

Социально–политические предпосылки: в большинстве подвергшихся нападению стран – феодальная раздробленность, раздоры, отсутствие единства и воле к борьбе.

Завоевание Руси

В 1236 г. начало похода Батыя (внук Чингисхана) на Запад. В 1237 г. происходит вторжение на Русь. Монголо–татарские войска овладели Рязанским княжеством и вторглись во Владимирское княжество. Князь Владимирский Юрий отказался помочь Рязанскому княжеству, затем сам был разбит на р. Сити. Открывался путь на Новгород, но татары, опасаясь весенней распутицы, повернули на юго–восток в половецкие степи.

Осенью 1240 г. произошло возобновление похода. Татарские войска нанесли удар по Юго–Западной Руси. 6 декабря 1240 г. после упорных боев пал Киев.

Непосредственные результаты татаро–монгольского нашествиями было небывалое опустошение страны. Из 74 городов 49 было разрушено.

В результате сопротивления спасли Западную Европу. В 1242 г. войска Батыя понесли большие потери в Чехии и Венгрии, вследствие чего отказались от дальнейшего продвижения на Запад.

Татаро–Монгольское иго, его последствия и оценка

Более 200 лет на Руси было иноземное господство.

Положение Руси под властью монголов

В 1243 г. Батый основал на Нижней Волге государство Золотая Орда со столицей в Сарай–Бату, которая считалась провинцией (улусом) Великой монгольской империи с центром в Каракоруме. В отличие от Китая, Средней Азии и Закавказья русские княжества непосредственно не входили в Золотую Орду, находились в вассальной зависимости (т.е. монгольский хан был верховным правителем, который не вмешивался в их внутреннюю жизнь). Сохранились существовавшие в них социальные и политические структуры (может, это и было результатом героического сопротивления): княжеская власть, местные феодалы, духовные основы (православие).

Система гнета:

Хан выдавал князьям ярлык на княжение (за ним надо было ехать в Орду), их власть не наследовалась. Утверждал также назначение митрополита.

Все обложены налогом ("татарский выход"), кроме церкви. Для этого проводились переписи населения ("число"). Введена система откупов, процветали бесчинства откупщиков и ханских представителей – "баскаков". После восстаний 60–х гг. возложили сбор налога на самих князей, которые, разумеется, наживались на этом. Введена одна из самых тяжелых повинностей "налог кровью": русских юношей брали в монгольскую гвардию.

Время от времени проводились новые "кровопускания", карательные походы.

Последствия монгольского порабощения:

Помимо страшного опустошения велики негативные последствия для политического развития: усиление феодальной раздробленности, княжеских распрей (монголы их поощряли).

Долговременные последствия для истории России: в результате страшного разорения и долгого тяжелого гнета произошло изменение места Руси в мировом историческом процессе, это было началом ее длительного отставания от Западной Европы, которое потом не раз пытались с огромными жертвами преодолеть, но, в сущности, не преодолели и в XX веке. К моменту нашествия Русь являлась одной из наиболее развитых стран.

К моменту освобождения от власти монголов – это была далекая бедная страна, о которой в Европе мало знали.

Долговременные политические и психологические последствия: в первую очередь были разгромлены города, что привело к падению культуры, способствовало изменению в худшую сторону традиций и нравов – менталитет. "Великий страх", передаваемый от поколения к поколению.

Некоторые историки считают, что именно с этого времени пошли такие негативные черты русского национального характера, как покорность перед властью, пренебрежение к правам человека, т.е. сформировались "восточные" черты, характерные для азитско–деспотических обществ. Высказывается также мнение, что под влиянием монголов (а они в свою очередь взяли эту систему в Китае) сложился сам тип власти в Московском государстве, характер ее отношений с обществом: все население – подданные, рабы верховного правителя (ведь даже в XVII в. знатнейшие бояре в обращении к царю называли себя "холопами"). Этого не было в Западной Европе и Киевской Руси.

Дискуссионные оценки:

Еще Н.М.Карамзин отмечал определенные позитивные последствия монгольского ига: русские княжества поневоле стали объединяться. Известный историк Лев Гумилев (сын Н.Гумилева и А.Ахматовой) отрицал обычные оценки. По его мнению, монгольское нашествие не было столь уж страшным (не страшнее княжеских усобиц), его ужасы были преувеличены в источниках. В первые десятилетия после завоевания собственно не было "ига", скорее имел место взаимовыгодный союз: Русь давала людей и деньги ("выход" был не столь уж тяжел), татары помогали в борьбе против западной опасности. Она была наиболее страшна, т.к. монголы не посягали на внутреннюю жизнь, на религию. Германские же крестоносцы в Прибалтике уничтожали целые народы (пруссы) или онемечивали их (уничтожение местной элиты, насаждение своей культуры). Лишь после принятия в ХI\/ в. в Золотой Орде ислама отношение к Руси ухудшилось. Большинство историков считают, что версия Гумилева не подтверждается известными историческими фактами

Борьба с западной агрессией

В XI веке начался длительный процесс германского завоевания и колонизации Прибалтики – "Дранг нах Остен". В начале XIII в. был создан Орден меченосцев. В 1234 г. великий князь Владимирский Ярослав (отец Александра Невского) разбил крестоносцев и приостановил их продвижение.

В конце 30-х гг. рыцари решили воспользоваться монгольским нашествием: произошло объединение Ордена меченосцев и Тевтонского ордена в Ливонский орден, договор немцев, датчан и шведов о совместном походе на Русь. В 1240 г. 18–летний новгородский князь Александр Ярославич разбил шведов на Неве. После этой победы его стали называть Невским.

Усиление ливонской угрозы Новгороду: изменники–бояре сдали Изборск и Псков, Александр из-за интриг бояр был на время изгнан из Новгорода. Затем вновь приглашен вечем. 5 апреля 1242 г. он нанес немцам сокрушительное поражение в битве на Чудском озере ("ледовое побоище").

Последующая деятельность Александра Ярославича: в 1252–1263 гг. великий князь Владимирский, в сущности, политический лидер Северо-Восточной Руси. Вел политику компромисса с монголами: стал побратимом монгольского хана Берке и шел на различные уступки, чтобы не допустить новых походов монголов на Русь, ее дальнейшего разорения. В то же время высказано предположение, что не отказывался от борьбы, возможно, антимонгольские восстания 60–х гг. были тайно им подготовлены.

Оценки Александра Невского:

Наиболее распространенная оценка: Александр Невский – великий государственный деятель, защитник Руси. Он объявлен святым. Недаром накануне Отечественной войны снят знаменитый фильм С.Эйзенштейна. Сейчас ряд авторов отмечает, что его уступки монголам были единственно возможной политикой: необходимо было спасти Русь от уничтожения в условиях огромного превосходства монголов, защититься от более страшной западной опасности.

В последнее же время некоторые публикации полагают, что борьба против Запада и союз с монголами была ошибкой. Западная опасность не была столь велика: во всем Ордене лишь несколько сотен рыцарей, о покорении Руси не могло быть и речи. Уступки монголам нравственно растлевали русских людей (ведь Невский даже подавлял антимонгольские восстания). Надо было отчаянно сопротивляться, и возможно враг бы отступил, как в Чехии и Венгрии. Прав же был не Александр Невский, а Даниил Галицкий, который пытался, опираясь на Запад, сопротивляться монголам. Высказано было даже мнение, что отказа от борьбы с рыцарями, подчинение Западу имели бы положительное значение: мы бы избавились от азиатского деспотизма и уже тогда вошли бы в европейскую цивилизацию. На самом деле о наших перспективах можно судить по германской колонизации Прибалтики.

Просмотров