Детская военно морская энциклопедия казачья чайка баркас. Казацкая чайка

Корабль, о котором хочется вам рассказать - HMS Victory , 1765 - это самый старый строевой корабль в мире, он также является флагманским кораблем второго лорда Адмиралтейства / главнокомандующего ВМС страны. Он был спроектирован Томасом Слейдом, включен в состав ВМФ в качестве строевой единицы в 1778 г. и оставался на действительной военной службе до 1812 г.

Итак, как гласит Википедия, - HMS Victory - 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

Корабль действительно красив! Особенно снаружи! Но из-за сильного дождя и ветра поснимать его во всей красе не удалось. К тому же, корабль находится сейчас на реставрации - с него сняты три мачты, бушприт и такелаж. Как говорится на официальном сайте корабля, это уникальная возможность увидеть как этот легендарный парусный корабль 18го века был построен и приводился в боевую готовность. Последний раз корабль был в таком виде в 1944 году, так что, это действительно уникальная возможность (раз в жизни, как утверждают на сайте) увидеть "Victory" в таких экстремальных условиях обслуживания.

Когда-то, в начале XIX столетия, судно было списано из состава действующего флота, лишено мачт и превращено в плавучий склад; однако в начале нашего столетия судно было восстановлено в прежнем виде и до сего дня числится на службе с командиром и командой, состоящей, правда, не из матросов и канониров, а из гидов. В годовщину битвы при Трафальгаре на его мачте поднимется призыв Нельсона: «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг».

Обратите внимание - по обе стороны верхней палубы размещается противоосколочная сеть, где хранились гамаки матросов, в бою она служила для защиты от ядер и осколков. Если матрос падал за борт, ему бросали гамак, чтобы он мог держаться на воде. В оснастке корабля четыре мачты: бушприт, фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта. Корабль мог поднять 37 парусов, что позволяло развивать скорость до 11 узлов (20 км/час).

На трех палубах было размещено 102 пушки калибром 32, 24 и 12 фунтов.

При строительстве корпуса были применены самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.

Главная каюта.

В этом помещении жил адмирал. Оно разделено на два отсека - столовую и капитанский салон.

В столовой он отдыхал со своими офицерами и проводил совещания;

капитанский салон служил ему кабинетом, здесь сохранился подлинный круглый стол Нельсона.

Во время боевых действий вся эта зона корабля становилась частью верхней пушечной палубы. Пушки размещались в орудийных бойницах по бортам и, при необходимости, на корме.

Форма является копией мундира, в котором Нельсон был во время битвы при Трафальгаре; рост адмирала был около 168 см (по другим данным - 165, но его восковая фигура выглядит совсем маленькой). Второй мундир - парадный. Далее можно было пройти через спальню, где находится копия койки Нельсона. У большинства старших офицеров были такие же койки с драпировками. Если офицер умирал в море, койка становилась его гробом. На самом судне было очень темно и тесно, низкие потолки и узкие проходы. Так что, не всё, что хотелось, удалось заснять.

Нижняя пушечная палуба.

Оригинальный дубовый настил палубы сохранился со времени постройки корабля. Эта палуба служила основным жилым отсеком для моряков. По ночам 480 человек спали в гамаках, подвешенных к бимсам. Наутро гамаки сворачивали, поднимали на верхнюю палубу и укладывали в противоосколочную сеть.

Обеды проходили в еще более стесненных условиях. Примерно 560 человек команды, разделенные на группы по 4-8 человек, сидели за 90 столами, располагавшимися на палубе. Завтрак состоял из густой овсяной каши «бэргу» и горячего напитка из пережженных крошек печенья и горячей воды, известного под названием «шотландский кофе». На обед давали тушеную солонину, свинину или реже - рыбу с овсом или сушеным горохом. Ужин состоял из галет со сливочным маслом или сыром. Для поддержания сил и борьбы с цингой матросам давали сок лайма, при всякой возможности в рацион добавляли свежее мясо и овощи. Однако во время долгих морских переходов качество пищи ухудшалось: в галетах заводились долгоносики, сыр часто плесневел, а сливочное масло со временем прогоркало. Питьевая вода тоже портилась, поэтому морякам полагалось в день 4,5 литра пива или 1 литр вина или четверть литра рома или бренди. Несмотря на чрезмерную выдачу алкоголя, пьянство считалось серьезным проступком. Матросам также выдавали в месяц по 1 килограмму табака, который те обычно жевали, а едкий табачный сок сплевывали в плевательницы.

В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носовой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха и ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками (это было на кораблях того времени не так трудно, так как междупалубные расстояния не превышали 1,8 м).

В носовой части расположен судовой лазарет, отделенный от остальной палубы переборкой из парусины на деревянной раме. Перед боем переборка легко убиралась, чтобы освободить место на пушечной палубе, а лазарет перемещался на нижнюю палубу (орлоп-деке).

Хирургическое отделение и хирургические инструменты….

После того, как лорд Нельсон был ранен выстрелом с корабля противника, его перенесли сюда, где ему оказывал помощь судовой врач доктор Битти. Нельсон скончался от ран примерно в 4:30 вечера. Перед смертью он пожелал быть похороненным в Англии (обычно моряков хоронят в море, а каждый офицер на корабле спал в собственном гробу для экономии места). С него сняли одежду, тело поместили в большую бочку для воды, известную под названием «лигер», и залили бренди. Эта необычная операция была проведена для того, чтобы сохранить тело Нельсона до возвращения в Англию, где он должен был быть похоронен, согласно его последней воле. Пока «Виктори» стоял на ремонте в Гибралтаре, бренди обильно разбавляли винным спиртом для лучшей сохранности тела. Когда корабль наконец прибыл домой в декабре, оказалось, что тело Нельсона прекрасно сохранилось. 9 января 1806 года состоялись государственные похороны Нельсона, после чего он упокоился в крипте собора Св. Павла в Лондоне и был первым человеком не из королевской семьи, удостоенным такой чести.

…ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками»…
Эмилио Дасколи, «Описание Чёрного моря и Татарии», 1634 год

Запорожские казаки были выдающимися воинами: умелыми, хитрыми, терпеливыми. А уж отважными – до полного безрассудства. Об этом часто говорят, и нельзя сказать, что только из патриотизма. Приведённая оценка – это сборная цитата из записей иностранных хронистов того времени. Приятно, когда твоё мастерство признают благодарные потомки, но вдвое большая честь – когда его признал враг, с которым ты воюешь. Казаки удостоились такой чести.

Быть хорошим воином в случае казаков означало быть хорошим моряком. На суше украинцы воевали только с поляками. С татарами и турками приходилось иметь дело на море. И если с Польшей можно было как-то договориться, то с Османской империей и Ханством – нет. Это были враги навсегда. Казаки твёрдо знали, что их морской бой никогда не закончится. Что ж, если речь идёт о выживании – все средства хороши.

Лучшая стратегия в подобной войне – упреждающий удар. Казаки не стеснялись наносить такие удары. «…по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями, – не мог поверить своим глазам доминиканский аббат Эмилио Дасколи. – На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду».

Чайкой в шестнадцатом-семнадцатом веке называли казацкое военное судно. Дасколи не преувеличивал – это слово понимали и одинаково произносили на всех языках, бытовавших на берегах Чёрного моря. Когда его выкрикивали на палубе турецкого корабля, экипаж начинал молиться Аллаху.

Чайки нельзя было назвать последним словом судостроения. Они изготовлялись просто, даже примитивно, чему очень удивлялся французский инженер Гийом Боплан, оставивший подробные сведения о чайках в «Описании Украины» 1660 года. Эта простота и была залогом ходкости и маневренности, из-за которых казацкие лодки прозвали в честь птиц. Строительство начиналось с того, что из липового, дубового или вербового ствола выдалбливали киль – основу будущей лодки. По бокам к килю прибивали ярус досок, к нему – следующий, и так далее, надстраивая борт судна, пока он не достигал трёх с лишним метров в высоту. Длина готового корпуса могла быть от 15 до 20 м., ширина составляла 3,5 — 4 м. Плотно сколоченный борт тщательно просмаливали.

Корма и нос чайки не различались: «Сии суда имеют руль и с носа, и с кормы», – изумлялся Корнелиус Крюйс, адмирал Петра I. Это помогало мгновенно, без разворота менять курс на противоположный, всего лишь начав грести в обратную сторону. Палубы не было, казаки ходили прямо по днищу, а для гребцов делали скамьи, сажая по два человека на весло. Вёсел на чайке было от 10 до 15 пар. На судне делали гнездо для установки мачты, но не ставили её сразу, а возили с собой в разобранном виде. Складная мачта стала одним из тех изобретений, которые так проклинали турки. Без мачты чайку нельзя было заметить издалека – борт поднимался из воды на 75 см, или чуть больше, а казаки, завидев врага, могли пригнуться или лечь на дно.

Но настоящим кошмаром для турок стала другая выдумка: снаружи вдоль борта чайки шёл толстый «пояс» из вязанок камыша – более полуметра в диаметре. В таком количестве лёгкий камыш держал лодку на плаву, даже если она была заполнена водой. Турецкие корабли не могли потопить чайку ни с первого ядра, ни с десятого, а больше они выпустить не успевали – казаки уже были у них на борту. Обстрел в упор из ружей тоже не приносил успеха – пули вязли в камыше, за которым прятались моряки. Камышовый «спасательный круг» давал возможность затопить чайку у поверхности в укромном месте, уйти в поход, а потом прийти и вытащить её из воды несколько дней спустя. Турки, постоянно привязанные к своим кораблям и слишком заметные из-за них, только мечтали о такой свободе.


Другим предметом зависти турок была быстроходность чаек. Казацкие лодки запросто развивали скорость в восемь узлов на одних только вёслах. Путь от устья Днепра до турецкого порта Анатолии – то есть, через всё Чёрное море – казаки проделывали за 35 — 40 часов. Турецкие галеры на их фоне выглядели медлительными и неповоротливыми. Можно понять Дасколи, писавшего: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле». Казаки, конечно, были отважны. Но галер они не боялись не поэтому.

У казаков не было верфей в промышленном смысле этого слова – таких, какие были в Османской империи. Их отсутствие приходилось восполнять инженерной изобретательностью. Над одной чайкой работали 60 мастеров – зато справлялись за две недели. Казаки могли потерять весь флот, и за месяц построить новый. В их распоряжении не было имперских ресурсов – чайка, наверное, самый экономный корабль в истории судостроения. Кроме дерева, на неё шло две бочки смолы, около 210 кг железа, чуть больше 40 м каната и 140 м всякого шнура и верёвки, чтобы привязать к борту камыш. Турки на одну галеру тратили полторы тонны железа и 1,7 тонны каната – на снасти, которые их всё равно не спасали.

Каждое казацкое судно было вооружено несколькими фальконетами – пушками калибра 45 мм. Но главным на чайке – тем, что делало её вёрткой, опасной, внезапной – были моряки. Разместившись по 50-70 человек на одном судне, они налетали на всё, что двигалось в Чёрном море, и оставляли после себя лишь горящие остовы. Абсолютным военным триумфом по праву считается операция 1652 года, когда 1000 казаков на чайках напали на Стамбул, разгромили порт, опустошили окрестности и скрылись со 150 пленниками. В погоню было пущено десять турецких военных кораблей. При попутном ветре корабли – редкий случай – настигли флотилию чаек, переполненных добычей. Но казаки потопили большую часть судов, а остальные разогнали. Один турецкий хронист даже писал, будто… Впрочем, это – уже другая история.

Описание окружающей местности

Уникальная казацкая чайка.

Этнографический театр "запорожские казаки".

1559 год — знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150—200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Давлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу. (из Википедии)

Уникальная казацкая чайка, поднятая со дна днепра, стала главным экспонатом будущего музея истории судоходства.

На легендарном казацком острове хортица в торжественной обстановке был открыт выставочный павильон для сохранения и реставрации казацкой чайки . На полотнище перед входом можно прочесть слова президента украины леонида кучмы: "запорожская чайка -- гордость и святыня украины". Просторный павильон станет в дальнейшем главным помещением первого в нашей стране музея истории судоходства на днепре.

После русско-турецкой войны xviii века на дно днепра ушли десятки казацких судов.

Сведения о том, что в тридцатых-сороковых годах xviii столетия в районе хортицы существовала крупная судоверфь , можно найти в трудах историков д.Яворницкого и я.Новицкого, посвященных запорожскому казачеству. В период русско-турецкой войны 1735--1739 годов на верфи находилось около 400 судов разных типов -- казацкие лодки, дубы, галеры, кончебасы, плашкоуты, прамы и даже большие парусные бригантины. Основу флотилии составляли 24-весельные казацкие лодки, вооруженные четырьмя небольшими пушками (по две на носу и корме), длиной до 18 метров.

Казацкая флотилия хорошо показала себя во время боев, с ее помощью, например, в 1737 году захватили турецкую крепость очаков. Но с окончанием войны и уходом гарнизона с хортицы флотилия была брошена у причалов. Ледоходы и наводнения со временем погубили десятки судов. Активные поиски их останков и следов верфи начали только в 1971 году, когда молодые запорожские историки и аквалангисты георгий шаповалов и евгений спинов создали экспедицию подводных археологических работ. Многочисленные находки, поднятые аквалангистами из днепровских глубин, украшают ныне экспозиции запорожских музеев.

Прошлой весной сотрудники национального заповедника "хортица" валерий нефедов и максим остапенко, изучавшие русло старого днепра, в двадцати метрах от берега на десятиметровой глубине обнаружили засыпанный песком хорошо сохранившийся корпус старинного судна -- казацкой лодки xviii столетия. В европе до сих пор подобных находок нет.

В лодке и рядом с ней археологи и водолазы нашли множество уникальных вещей казацкой эпохи -- ядра, пули, пики, кремневые пистоли с клеймами "киев 1734", тульский мушкет со штыком, пуговицы, пряжки, люльки, кожаную обувь, детали такелажа, предметы быта. Но как поднять старинное судно целым со дна реки? на территории снг никогда не проводились подобные операции, соответствующих методик и технических средств нет.

Тогда свои услуги историкам предложили конструкторы и монтажники запорожского алюминиевого комбината (залк). За короткое время они разработали и собрали специальный стапель с траверсой для подъема и удержания казацкой чайки. Чтобы успеть в срок, работали и в выходные сразу над несколькими вариантами конструкции. Важно было все рассчитать точно, дабы пролежавшее два с половиной века на дне судно, будучи выдернутым из грунта, не рассыпалось, как карточный домик. Отдельные трудности представляли поиск площадки для сбора стапеля на берегу и доставка его катером к месту подъема. В последние дни водолазы и подводные археологи работали порой по 11 часов, пробив под корпусом лежащего на дне судна несколько траншей, через которые провели эластичные ремни...

Торжественный подъем чайки состоялся 13 октября 1999 года -- накануне дня города и впервые отмечаемого дня запорожского казачества. А 7 ноября на специальном понтоне чайку подтянули к набережной, где на несколько часов выставили на всеобщее обозрение.

Чайку едва не погубили "коллекционеры".

О дальнейшей судьбе находки писали в те дни все областные газеты: судно предполагалось обработать консервантом, предотвращающим разрушение древесины на открытом воздухе, отреставрировать и выставить в специальном ангаре возле хортицкого музея казачества. Но пока чайка стояла на берегу, на водной станции завода "днепроспецсталь", вездесущие варвары начали вытаскивать из лодки старинные гвозди, предлагая их для продажи в антикварные магазины. Местные журналисты забили тревогу. Лодку перевезли на охраняемую территорию конного этнографического театра "запорожские казаки" , расположенного на хортице, укрыли от непогоды целлофановой пленкой. На помощь опять пришло руководство алюминиевого комбината, пообещав купить и смонтировать для казацкой чайки, ставшей для запорожья своеобразным символом (есть идея поместить ее изображение на герб города), сборный ангар площадью в тысячу квадратных метров. И вот на прошлой неделе ангар, превратившийся в выставочный павильон, был открыт.

Все, что поднято из днепра вместе с чайкой, представлено на стеллажах. Само судно обработано консервантом (10 тонн его приобрели в россии заранее), так что за будущее старинного чуда можно не беспокоиться -- потомки его увидят. Со временем в павильоне разместятся другие находки со дна днепра -- фактически это будет первый музей в украине, отражающий историю судоходства на великой реке. Он станет частью музея истории запорожского казачества и всего национального заповедника "хортица".

Вместе с единственным в стране конным театром остров может стать этнографической туристской меккой. Об этом говорил на открытии павильона председатель госкомитета молодежной политики, спорта и туризма украины иван федоренко: в украине, являющейся членом всемирной туристической организации, по поручению президента леонида кучмы разрабатывается программа развития туризма до 2010 года, и остров хортица станет обязательным ее компонентом.

Стоит отметить, что проект "запорожская чайка" стал возможным благодаря поддержке многих спонсоров, в первую очередь благотворительного фонда "допомога" (во главе с народным депутатом, председателем запорожской областной администрации алексеем кучеренко), культурного центра "хортица" (председатель валерий козырев) и, конечно же, запорожского алюминиевого комбината (генеральный директор иван бастрыга). Трудно сказать, как сложилась бы судьба чайки, если бы не их помощь. "Я благодарен всем сотрудникам алюминиевого комбината, которые поддержали инициативу своего директора по осуществлению этого национального проекта, -- сказал "фактам" председатель культурного центра "хортица" валерий козырев, вдохновитель и организатор этнографического конного театра "запорожские казаки". -- Подъем чайки и строительство павильона обошлись им в 350 тысяч гривен. Это не просто благотворительность -- таким образом формируются национальная культура, самосознание, национальная идея. Запорожье может претендовать на право быть истоком в построении государственности. Смысл в том, чтобы возродить чайку не только как символ казачества, но и как символ государственности украинского народа. Еще маркс назвал запорожские сечи прообразом демократической республики."

____________________________________________________________________________________________

Унікальна козацька чайка.

Етнографічний театр "запорізькі козаки".

1559 - знаменитий Кримський похід. Флотилія з 150-200 чайок і дубів спустилася від Хортиці по Дніпру, захопила два турецькі кораблі і висадила війська на західне узбережжя Криму неподалік від Перекопу. Після декількох успішних сутичок із загонами Давлет I Гірея запорожці взяли Кафу, головний невільницький ринок, звільнили полонених співвітчизників і успішно повернулися на Хортицю. (З Вікіпедії)

Унікальна козацька чайка, піднята з дна Дніпра, стала головним експонатом майбутнього музею історії судноплавства.

На легендарному козацькому острові Хортиця в урочистій обстановці був відкритий виставковий павільйон для збереження та реставрації козацької чайки. На полотнище перед входом можна прочитати слова президента України Леоніда Кучми: "запорізька чайка - гордість і святиня України". Просторий павільйон стане надалі головним приміщенням першого в нашій країні музею історії судноплавства на Дніпрі.

Після російсько-турецької війни xviii століття на дно днепра пішли десятки козацьких судів.

Відомості про те, що в тридцятих-сорокових роках xviii століття в районі Хортиці існувала велика судноверф, можна знайти в працях істориків д.Яворніцкого і я.Новіцкого, присвячених запорізькому козацтву. У період російсько-турецької війни 1735 - 1739 років на верфі знаходилося близько 400 суден різних типів - козацькі човни, дуби, галери, кончебаси, плашкоути, Прам і навіть великі вітрильні бригантини. Основу флотилії складали 24-веслові козацькі човни, озброєні чотирма невеликими гарматами (по дві на носі і кормі), довжиною до 18 метрів.

Козацька флотилія добре показала себе під час боїв, з її допомогою, наприклад, в 1737 році захопили турецьку фортецю Очаків. Але з закінченням війни і відходом гарнізону з Хортиці флотилія була кинута біля причалів. Льодоходу та повені з часом погубили десятки судів. Активні пошуки їх останків та слідів верфі почали тільки в 1971 році, коли молоді запорізькі історики та аквалангісти Георгій Шаповалов і евгений спинив створили експедицію підводних археологічних робіт. Численні знахідки, підняті аквалангістами з дніпровських глибин, прикрашають нині експозиції запорізьких музеїв.

Минулої весни співробітники Національного заповідника "Хортиця" Валерій Нефьодов і Максим Остапенко, що вивчали русло старого днепра, у двадцяти метрах від берега на десятиметровій глибині виявили засипаний піском, що добре зберігся корпус старовинного судна - козацького човна xviii століття. У Європі до цих пір подібних знахідок немає.

У човні і поряд з нею археологи і водолази знайшли безліч унікальних речей козацької епохи - ядра, кулі, піки, крем"яні пістолі з клеймами "київ 1734", тульський мушкет з багнетом, гудзики, пряжки, люльки, шкіряне взуття, деталі такелажу, предмети побуту. Але як підняти старовинне судно цілим з дна річки? на території СНД ніколи не проводилися подібні операції, відповідних методик та технічних засобів немає.

Тоді свої послуги історикам запропонували конструктори та монтажники запорізького алюмінієвого комбінату (ЗАлК). За короткий час вони розробили і зібрали спеціальний стапель з траверсою для підйому та утримання козацької чайки. Щоб встигнути в строк, працювали і у вихідні відразу над декількома варіантами конструкції. Важливо було все розрахувати точно, щоб пролежало два з половиною століття на дні судно, будучи висмикнути з грунту, не розсипалося, як картковий будиночок. Окремі труднощі представляли пошук майданчики для збирання стапеля на березі і доставка його катером до місця підйому. В останні дні водолази і підводні археологи працювали часом по 11 годин, пробивши під корпусом лежачого на дні судна кілька траншів, через які провели еластичні ремені ...

Урочистий підйом чайки відбувся 13 жовтня 1999 року - напередодні дня міста і вперше відзначається дня запорізького козацтва. А 7 листопада на спеціальному понтоні чайку підтягли до набережної, де на кілька годин виставили на загальний огляд.

Чайку ледь не погубили "колекціонери".

Про подальшу долю знахідки писали в ті дні всі обласні газети: судно передбачалося обробити консервантом, що запобігає руйнування деревини на відкритому повітрі, відреставрувати і виставити в спеціальному ангарі біля Хортицького музею козацтва. Але поки чайка стояла на березі, на водній станції заводу "Дніпроспецсталь", всюдисущі варвари почали витягати з човна старовинні цвяхи, пропонуючи їх для продажу в антикварні магазини. Місцеві журналісти забили на сполох. Човен перевезли на територію, що охороняється кінного етнографічного театру "запорізькі козаки", розташованого на Хортиці, приховали від негоди целофановій плівкою. На допомогу знову прийшло керівництво алюмінієвого комбінату, пообіцявши придбати і змонтувати для козацької чайки, яка стала для Запоріжжя своєрідним символом (є ідея помістити її зображення на герб міста), збірний ангар площею в тисячу квадратних метрів. І ось минулого тижня ангар, що перетворився на виставковий павільйон, був відкритий.

Все, що підняте з днепра разом з чайкою, представлено на стелажах. Саме судно оброблено консервантом (10 тонн його придбали в росії заздалегідь), так що за майбутнє старовинного дива можна не турбуватися - нащадки його побачать. Згодом у павільйоні розмістяться інші знахідки з дна Дніпра - фактично це буде перший музей в Україні, що відображає історію судноплавства на великій річці. Він стане частиною музею історії запорізького козацтва і всього національного заповідника "Хортиця".

Разом з єдиним у країні кінним театром острів може стати етнографічної туристської меккою. Про це говорив на відкритті павільйону голова держкомітету молодіжної політики, спорту і туризму України Іван Федоренко: в Україні, є членом всесвітньої туристичної організації, за дорученням президента Леоніда Кучми розробляється програма розвитку туризму до 2010 року, і острів Хортиця стане обов"язковим її компонентом.

Варто відзначити, що проект "запорізька чайка" став можливим завдяки підтримці багатьох спонсорів, в першу чергу благодійного фонду "допомога" (на чолі з народним депутатом, головою запорізької обласної адміністрації Олексієм Кучеренком), культурного центру "Хортиця" (голова Валерій Козирєв) та, звичайно ж, запорізького алюмінієвого комбінату (генеральний директор Іван Бастрига). Важко сказати, як склалася б доля чайки, якщо б не їхня допомога. "Я вдячний всім співробітникам алюмінієвого комбінату, які підтримали ініціативу свого директора по здійсненню цього національного проекту, - сказав" фактами "голова культурного центру" Хортиця "Валерій Козирєв, натхненник і організатор етнографічного кінного театру" Запорізькі козаки ". - Підйом чайки і будівництво павільйону обійшлися їм у 350 тисяч гривень. Це не просто благодійність - таким чином формуються національна культура, самосвідомість, національна ідея. Запоріжжя може претендувати на право бути витоком у побудові державності. Сенс у тому, щоб відродити чайку не тільки як символ козацтва, але і як символ державності українського народу. Ще маркс назвав запорізькі січі прообразом демократичної республіки. "

«На море ни один корабль не находится в безопасности,
если встретится с чайками»
Эмиллио Дасколи

Э тот румб посвящен необычным ладьям, получившим имя "Чайка" за скорость, маневренность и надежность. Как бесстрашные птицы улетают на десятки километров в открытое море, так и украинские лодки-ладьи уходили от своих поселений в дальние походы. "Чайки" непосредственно связаны с Украиной и ее народом, столетия боровшимся за свободу и независимость.

У краина, как государство, берет свое начало в Киевской Руси - государстве, образовавшемся во второй половине IX столетия. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в процессе исторического развития восточно-славянских народов; но пала, раздираемая внутренними противоречиями и ударами монголо-татарских орд.

В результате ослабления Киевской Руси, ее земли попали под влияние Литвы и Польши. Разорительные нашествия Золотой Орды, позже султанской Турции и ее вассала - Крымского ханства, а также господство польских, литовских, венгерских феодалов вели к обнищанию украинского народа и его исходу на необжитые земли.

С середины XV века таким прибежищем стали низовья реки Днепр, где была основана Запорожская Сечь военизированное городище свободных поселенцев. Поселенцы получили общее имя - казаки, что означает в переводе с тюркского языка "вольные люди". На днепровских островах и в плавнях казаки сооружали охранные укрепления засеки, откуда и появилось слово "Сечь".

Запорожская Сечь - это не что иное, как Запорожское укрепление. Сечь вела постоянную борьбу с турецко-татарской агрессией. Казаки совершали постоянные набеги на Крым и доходили по Черному морю до пределов Турции. Основной единицей военной казачьей организации был полк во главе с кошевым. В казацкий полк входили как конные, так и пешие воины. Он оснащался стрелковым оружием и артиллерией. Для участия полка в походе строились вместительные и быстрые ладьи -"чайки".

Обратимся к "Описанию Черного моря и Татарии", которое было составлено доминиканским аббатом Эмиллио Дасколи, префектом Каффы в 1634 году.
"На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками. Дабы мстить татарам, ежегодно набегавшим на их земли с целью грабежа, стали последние тридцать лет спускаться на выдолбленных челнах в Черное море, причиняя немало вреда прибрежным местам Татарии.

На море они вначале завладевали маленькими судами и, поощряемые удачей в своих предприятиях, с каждым годом стали забирать все большие суда и в большем количестве, и, наконец, дошли до того, что десять лет тому назад триста челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха.

По словам всех очевидцев, если бы в день битвы была тихая погода, то ни одна галера турок не вернулась бы обратно. Однако, поднявшаяся сильная буря разметала "чайки", и туркам, идущим под всеми парусами, удалось потопить несколько. Однако с тех пор и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в морс и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На морс ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с "чайками", особенно в тихую погоду.

Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью "чайками" не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле. Всего три года тому назад они забрали две большие галеры и преследовали остальные. Ладьи-"чайки" длинноваты, вмещают до 50 человек и могут двигаться как на веслах, так и под парусами. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов камышом, который поддерживает их на воде".

Эмиллио Дасколи сравнивал казацкие "чайки" с фрегатами, но не трехмачтовыми военными кораблями, ставшими основой флотов морских держав XVIII века, а с небольшими, беспалубными судами, управляемыми латинским парусом и 8 - 10 веслами.

"Фрегаты эти быстроходны, поворотливы и довольно схожи с "чайками" казаков". Другие современники отмечали, что "чайки" - суда грубой работы речной техники, державшиеся на воде во время шторма благодаря снопам камыша, и что ходили в море на таких простых лодках только отчаянные люди, и только в летние месяцы.

Просмотров