Рассуждение тезис. Доказательство

Алгоритм работы с текстом


  • внимательно прочитать текст не менее трех раз

  • определить тип и стиль речи

  • определить тему текста (о чем?)

  • выделить проблему (вопрос, волнующий автора)

  • определить идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься)
Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.

Рассуждение в публицистическом стиле


  • Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.

  • В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.

  • Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может
(1)Формулирование проблемы

  • Опорное слово – первый вопрос – второй вопрос – клише
(2)Переходим к комментарию

  • Комментарий1) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; 2) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо ;

  • Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальным и концепционным.

  • Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы.

  • Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность.

  • Целесообразнее выбрать текстуальный комментарий.

  • Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительное замечание, толкование проблемы . Самое главное – чтобы не было пересказа , а цитирование было уместным.
(3)Формулируем позицию автора

  • Позиция автора отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста.

  • Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте её своими словами , подтвердив их цитатой из текста.
Проблема – вопрос, позиция автора – ответ.

(1-2-3 = работа с текстом)

(4)Выражаем своё отношение к проблеме


  • После того как сформулирована позиция автора , необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными фразами . От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
Позиция автора – согласен / не согласен – моя позиция

(5)Приводим аргументы


  • Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции , приведя определенные аргументы.

  • Аргументов должно быть два . Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений . Или в качестве второго аргумента можно использовать факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
Аргументация моей позиции:

Литературный аргумент и/или фактический аргумент

(6)Работа над выводом


  • Последней частью работы должен стать вывод , где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос ) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Схема сочинения-рассуждения (Часть С) на ЕГЭ:

Ι. Вступление: Запомните: проблема (чего?)

1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)…

2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?)

ΙΙ. Комментарий : Не пересказ текста!


  • Толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

  • Эта часть вашей работы демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста).

  • Читая ваш комментарий, эксперты проверяют

      • не только ваше умение строить связное монологическое высказывание,

      • но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста ,

      • увидели ли вы аспекты проблемы , намеченные автором,

      • умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.
Задайте себе вопросы:

  • Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?

  • На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего своё внимание (и внимание читателя)?

  • Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы?
Переходный мостик:

  • Проблему лени автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев

  • Или: Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

  • Или: Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

  • Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя
Подчёркивает, обращает наше внимание на…, выделяет, замечает

указывает на, размышляет над чем, приводит одно из определений

особо останавливается на, анализирует (характеризует, описывает, разбирает), неоднократно возвращается к, подробно комментирует,

затрагивает что, касается чего, ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментария проблемы)

иллюстрирует (цитирует)

приводит примеры (факты, данные)


  • Что хотел сказать автор? Какова была его цель высказывания?

  • Ради чего он всё это написал?

  • Как он сам относится к поставленной проблеме?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными , ключевыми? Чему учит текст?
Клише:

  • Автор считает (полагает, утверждает), что… (отрицает, что…,

  • Автор подводит читателя к выводу о том, что… осуждает (кого)…

  • Автор заставляет читателя задуматься над тем; разделяет мнение (кого?)…

  • Автор иронизирует над тем…; опровергает что…; критикует кого…

  • Автор полемизирует с кем и по какому вопросу… обвиняет (кого, в чём)…

  • Автор возражает (кому) в связи с чем…; разоблачает (кого)…

  • Отстаивает что…; Доказывает (что)… С возмущением пишет о том, …

  • Призывает к…, так как убеждён в том, что…

  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

  • Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

  • Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

  • Автор, ссылаясь на… (приводя примеры), утверждает, что…

  • Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о том, что…)
V . Моё мнение по сформулированной проблеме. (Отношение к позиции автора)

Аргументация (доказательства, объяснение, примеры) Формулируйте свою позицию чётко и прямо . Задайте себе вопрос: разделяете ли вы точку зрения автора или не согласны с ней?


  1. Тезис (положение, которое надо доказать)

  2. Аргументация (2 примера из художественной литературы)

  3. Вывод.
Типовые конструкции:

Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть… . Трудно согласиться с …

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых… .Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, полагаю), что…

Что привести в качестве аргументов?


  • Пословица и поговорки, афоризмы, отражающие традиционный опыт народа , народную мудрость, объяснить пословицу, прокомментировать её, объяснить связь с текстом)

  • Примеры из художественной литературы;

  • Примеры из исторической или научно-популярной литературы;

  • Примеры из худ фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

  • Свои суждения, почерпнутые при изучении «Обществознания» и других школьных предметов;

  • Ссылки на «авторитет» (мнение уважаемого человека: учёного, специалиста по определённому вопросу)
VΙ. Заключение.

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)

В заключении сочинения хочется добавить… .В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)…

Особо следует выделить (отметить)… . Обобщая сказанное, можно сделать вывод.

Итак,… . Таким образом, … . Потому (поэтому)… .

Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргумент, демонстрация. Без осмысления этих понятий невозможно говорить о структуре и особенностях аргументирующей речи.

Как формулируется тезис?

Тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать (Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем?» ). К формулировке тезиса предъявляются следующие требования:

1. Тезис должен быть истинным , иначе никакими доказательствами не удастся его обосновать.

2. Тезис должен быть ясно, понятно и точно сформулирован , он не должен содержать логического противоречия. Нечетко сформулированный тезис трудно доказать. Нечеткая формулировка тезиса может привести к потере тезиса. Формулировка тезиса должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле. Неопределенность утверждения иллюстрирует известная шуточная история (студент говорит другому: «Купи два килограмма апельсинов. Спорим, я один съем». Поспорили. Друг купил апельсины. Студент взял один апельсин, съел его и заявляет: «Я выиграл спор».

3. Тезис должен вызвать личностную заинтересованность , чтобы слушатели уловили личностную значимость суждения, в противном случае может не возникнуть желания вникать в обоснование суждения. Сравните: «Написание индекса отделения связи необходимо для ускорения доставки корреспонденции» и «С индексом ваше письмо дойдет в два раза быстрее».

4. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи.

Для доказательства тезиса используют аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть:

· Совокупность фактов;

· Статистические данные;

· Теоретические положения, например, юридические или экономические законы;

· Суждения, основанные на житейском опыте и т.п.

Третий элемент доказательства – демонстрация – показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос: «Как доказываем?» Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать можно непосредственно (путем наблюдения) и посредством рассуждений (логических умозаключений).

Требования логики к аргументам:

1. аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису , иначе можно доказать нечто весьма далекое от первоначального замысла.

2. аргументы должны быть истинными , то есть доказанными ранее. При нарушении этого требования возникает ошибка ложного основания (если аргумент заведомо ложен) или ошибка предвосхищения основания (если аргумент никем не был доказан). Вывод, сделанный на ложном основании, заведомо неверен, на недоказанном – не исключает ложности.



3. аргументы должны быть обоснованны независимо от тезиса . Если это не так, то возникает ошибка «круг в доказательстве». Например, в фильме «Михайло Ломоносов» есть такой эпизод: на заседании ученого совета Российской академии наук Ломоносов задал вопрос Шумахеру о том, почему в академии мало русских студентов. Шумахер ответил, что это объясняется малым количеством профессоров, говорящих по-русски. Когда Ломоносов возмутился тем, что в академии мало русских профессоров, Шумахер сослался на малое количество русских студентов. Ломоносов ударил по столу рукой: «Да это чертов круг какой-то!» – и удалился с заседания.

4. аргументы должны быть достаточны для получения вывода , то есть таковы, чтобы вывод нельзя было не сделать, иначе возникает ошибка «вывод не следует». Например, из того, что некоторые бывшие двоечники стали бизнесменами, еще не следует, что для успеха в бизнесе не нужны знания.

Среди аргументов можно выделить аргументы разных типов:

1. Сильные и слабые аргументы . Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым , и наоборот, довод, который нелегко опровергнуть, называют сильным .

Сила и слабость аргумента определяются с точки зрения слушателя, а не говорящего. Так, для родителей, чей ребенок подстригся несколько необычно, слабым аргументом будет «Всем ребятам в классе понравилось!», а сильным – «Директор сказал, что эта прическа идеальна для ученика». Понятно, что для того, чтобы убедить, лучше оперировать сильными доводами. Достаточно редко встречаются ситуации, в которых для убеждения достаточно одного исчерпывающего аргумента. Но гораздо чаще приходится использовать несколько аргументов. Сколько? Есть мнение, что оптимальное количество аргументов – 3-4. Поскольку 1 аргумент – это просто факт, на два аргумента «во-первых, во-вторых» – можно возразить, на три аргумента это сделать сложнее, а после четвертого аргументы воспринимаются как «много». В этом «много» теряется вес каждого конкретного аргумента.

2. Аргументы «к делу» (логические доводы) – это факты, подтверждающие справедливость выдвинутого тезиса (законы, статистические данные, аксиомы, основоположения или принципы некоторой теории, определения, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения и т.п.). Эти аргументы имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения. Приводя аргументы «к делу», нужно:

1. добиваться, чтобы такие аргументы были понятны («Клиента убеждает не то, что мы говорим, а то, что он понимает» (специалист по маркетингу М. Шапотэн));

3. подбирать такие аргументы, которые взяты из сферы деятельности слушателей, близки им, опираются на их опыт;

4. учитывать приемлемость информации: мужская, женская, молодежная аудитория, аудитория пенсионеров – все они имеют свои особенности. Есть вопросы, которые в конкретной аудитории могут вызвать нежелательную реакцию, а этого следует избегать.

Аргументы «к человеку» (психологические аргументы) – иррациональные, взывающие к чувствам. Эти аргументы не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. С точки зрения логики эти аргументы не корректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся к выяснению и обоснованию истины.

«Аргумент к личности» – ссылка на личные качества оппонента, его вкусы, внешность, достоинства и недостатки, на поступки человека, чьи идеи или предложения обсуждаются. «Тебе «Титаник» не понравился? Нет? Да что ты понимаешь, ты в жизни кроме мультиков и ужастиков ничего не смотришь!» Использование этого аргумента ведет к тому, что предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается личность оппонента.

«Аргумент к публике» (ссылка на общественное мнение). Это ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей с целью привлечь их на свою сторону и с их помомощью оказать психологическое давление на оппонента. С точки зрения логики соображения «все давно так делают» или «это никому не понравится» ничего не доказывают, но психологическое воздействие они имеют. Действие такого довода основано на удовлетворении присущей большинству людей потребности вписаться в определенную социальную группу, заслужить ее одобрение.

«Аргумент к силе» – вместо логического обоснования тезиса и убеждения прибегают к внелогическому принуждению – угрозе неприятными последствиями, в частности угрозе применения насилия или применения каких-либо средств принуждения: физических, моральных, административных, экономических.

«Аргумент к здравому смыслу» – используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования.

«Аргумент к состраданию» – вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, состраданию в надежде пробудить в слушателе сочувствие и желание уступить, помочь в чем-либо.

«Аргумент к тщеславию» – расточение неумеренных похвал, комплиментов противнику в надежде, что он станет более уступчивым, покладистым.

«Аргумент к невежеству» – использование неосведомленности или непросвещенности оппонента или слушателя и навязывание ему мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

«Аргумент к выгоде» – вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-психологическом или экономическом отношении.

Перечисленные виды психологических аргументов используются в повседневных, общественно-политических, научных и т.п. спорах, поскольку спор – это не только столкновение умов, но и столкновение характеров, чувств и эмоций спорящих. Тем не менее эти аргументы являются некорректными с точки зрения логики и не должны использоваться оратором при воздействии не аудиторию.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации аргументов обеспечивает доказательность рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в различных областях знаний (практической, научной, общественно-политической, деловой).

Доказательство

Любое суждение, высказанное о чем-либо или о ком-либо является или истинным или ложным.

Мы можем быть в этом убеждены, а можем это знать. Грань между убеждением и знанием тонка и не всеми воспринимается, но она есть. Знание основано на доказательствах, которые в свою очередь основаны на данных науки и практике, а убеждения могут быть основаны, например, на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в определенных вопросах, на видимости доказательности, основанной на различного рода логических ошибках.

Поэтому, что бы знать - докажи. В первую очередь самому себе, а уж потом и можно доказывать другим. Но как правильно поставить процесс доказывания? А вот об этом я и напишу.

Любое доказательство, как особый способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает в себя тезис, аргумент и демонстрацию .

Тезисом доказательства называется то положение, которое мы доказываем. Нет тезиса - нечего доказывать. Известный русский логик С. И. Пивоварин сравнивал роль тезиса с шахматным королем. Все крутится вокруг тезиса и подчинено только ему. Главная цель доказательства - подтвердить или опровергнуть тезис.

Аргументом доказательства (так же называют «основанием») называются те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. В качестве аргумента может быть приведена любая истинная мысль, если она связана с тезисом и обосновывает его. Что может быть аргументом? Аргументами могут быть: факты, законы науки, документальные свидетельства, аксиомы, авторитетные мнения, и т.д. и т.п.

Демонстрацией доказательства называют логическую связь между аргументом и тезисом. Тезис и аргумент по своей сути являются суждениями. Сами по себе и без какой либо логической связи они не являются доказательством. Но аргументы начинают приобретать свое значение в доказательстве только тогда, когда мы начинаем выводить из них тезис. Вот как раз процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация. Демонстрация может состоять из одного умозаключения или из цепочки умозаключений.

Теперь немного о видах доказательств.

Доказательства бывают простыми (когда есть только один тезис) и сложными (когда присутствуют основной тезис и частные тезисы, которые в свою очередь так же доказываются и становятся аргументами)

Доказательства могут быть направлены на подтверждение истинности тезиса или на опровержение истинности тезиса.

Подтверждение истинности (опровержение ложности) или опровержение истинности (подтверждение ложности) разделяют на прямое и косвенное и на этом остановимся немного подробнее.

Подтверждение тезиса.

Прямым доказательством подтверждения тезиса является обоснование тезиса непосредственно аргументами, т.е. при прямом доказательстве нам необходимо найти убедительные аргументы, из которых вытекает тезис.
Для этого используются 2 метода:
1. Дедуктивный (когда от общего правила идут к частному случаю)
2. Индуктивный (это когда из частных правил выводится общее).

Запомнить просто. Вспоминаем, чем пользовался Шерлок Холмс когда по мелким деталям (частным), например, одежды - говорил о профессии человека или о его образе жизни (общее)? Правильно - индуктивным методом. А Конан Дойль - двоечник по логике.

Косвенным доказательством подтверждения тезиса является демонстрация таких аргументов, которые не непосредственно подтверждают тезис, а некоторые другие положения, находящиеся в тезисом в определенных логических связях. И эти положения так связаны с тезисом, что из установления их ложности обязательно вытекает истинность тезиса. Понимаю, что звучит мудрено по думаю что дальнейшее повествование поможет Вам понять написанное выше.

Косвенные доказательства подтверждения тезиса делятся на следующие виды:
1. Апагогическое - это метод от противного, т.е. обосновывается ложность противоречащего тезиса. Делается это так: Выдвигается антитезис, доказывается его ложность и на основании закона исключения третьего - доказана истинность изначального тезиса.
Как пример приведу диалог из романа Тургеньева «Рудин»:
«—Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убе¬ждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот уже одно, на первый случай»
2. Разделительное подтверждение тезиса . Суть - метод исключения. Подразумевается, что тезис часть из некоего числа, при котором исчерпываются все возможные варианты. Все альтернативные варианты опровергаются, тем самым подтверждая истинность тезиса.
ИМХО почти все детективные романы построены на этом принципе. Собирают в комнату 10 человек и начинается - первый не убивал, т.к. уезжал в другой город, второй не убивал, т.к. был с третьей в постели, … девятый пьяный не мог пошевелится - значит убил десятый.

Опровержение тезиса
Подтверждению тезиса в доказательстве противостоит его опровержение. Опровержением называется доказательство ложности какого-либо тезиса. Опровержение отличается от подтверждения своим отношением к выдвинутому тезису, будучи как бы его зеркальным отображением. Избегая повтора, ограничимся анализом методов опровержения.

Прямое опровержение состоит из:

1. Лишения тезиса основания следующими методами:
- разрушением выставленного основания фактами, новыми положениями, законами науки (фактическое лишение обоснования). Примером можно назвать разрушение гипотезы о том, что онтогенез повторяет филогенез.
- через демонстрацию отсутствия необходимой связи между тезисом и выдвинутым основанием/аргументом (логическое лишение основания). Для этого необходимо четко знать о правилах и ошибках умозаключений - дедукции, индукции, аналогий.

2. Опровержение тезиса через опровержение вывода .

Косвенное опровержение тезиса (то же самое, что и при подтверждении, но наоборот):
1. Апагогическое - выдвигается антитезис и доказывается его истинность.
2. Разделительное опровержение тезиса . Тот же пример про детектив, но немного наоборот. Преступник найден. Это первый. А следовательно преступником не является ни второй, ни третий, … ,ни десятый.

сочинение-рассуждение на тему "Лексикология как наука.Что она изучает, почему?"

Сколько слов в русском языке? Есть ли ответ на этот вопрос?Или дать ответ на него очень сложно?К примеру, А.С. Пушкин использовал в своих произведениях более 21 тысячи слов, М.Горький-более 30 тысяч.
Богатство нашего языка в его огромном запасе-лексике.Изучением лексики, всего словарного состава языка, и занимется лексикология.Наука эта сравнительно молодая, но многоаспектная. Ведь объектом изучения ее является слово, слово с самых его различных сторон.
Какие задачи стоят перед лексикологией, как перед наукой? Что ее интересует?
Прежде всего, лексикология занимается изучением слова,его семантикой. Кроме того, лексикологию интересует и происхождение слова, его этимология. Профессиональные слова, заимствованные, неологизмы,синонимы, антонимы-вот далеко не полный перечень того, что интересует лексикологию. И тут ей на помощь приходят словари русского языка, "Этимологический","Словарь омонимов", "Фразеологический словарь".Примечательно,что и описанием лексики в виде словарей тоже занимается эта наука. Получается, что эта лингвистическая наука очень всеобъемлющая и безграничная.Почему же перед этой, такой молодой наукой, стоят такие сверхзадачи?
Вероятно,это связано с прогрессом, а, ведь как известно, именно в слове находят свое отражение все изменения, происходящие в мире:появление новых понятий и слов, заимствование из других языков, измения стилистистических свойств слова и оборотов речи.
Думаю,что "работы" у лексикологии еще много и много.И при этом нельзя не согласиться со словами известного лингвиста Розенталя, утверждающего, что изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями.

тезис :

Тема .Тезис и доказательство.

Цель урока:

1. Актуализация знаний учащихся, полученных на прошлых уроках (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).

2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.. Развитие устной и письменной речи.

3. Привитие любви к русскому языку.

1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме.
1. Птица рада весне, а дитя - матери.
2. Сердце матери лучше солнца греет
2. Ближе матери друга нет.
3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

Раздаточный материал :
Текст №1

Текст 2:
Текст 3:

Ход урока

I. Повторение пройденного о типах речи.

Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?

Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в группах.

Учитель. Прочитайте тексты.
1 группа.

Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

2 группа.
Текст 2:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

3 группа.

Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию?
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию?
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода. Учитель. Что такое тезис?
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство?
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод?
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.
Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.
Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
Ученик. Ближе матери друга нет.
Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...

Отработка структуры текста - рассуждения.
Текст
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:" За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.

Работа по опорным карточкам
Части рассуждения Примеры
1. Тезис . Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.
2.Доказательства .

1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»

3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святы-
ни названы и озарены именем матери.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы
о маме

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».

Просмотров