Толкование евангелия. страстная седмица

Закончился Великий пост, наступили главные дни всего церковного года, последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения.О том, как правильно провести эти святые дни, корреспондент портала “Православие и мир” спросил у известных священников:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении. Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь.

Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню именно той недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы. Там же мы можем почерпнуть все то, что происходило в эти дни.

В дни Страстной седмицы надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Ежедневное чтение Евангелия

К надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это . Прочувствовать Страстную седмицу без этой подготовки, наверное, невозможно.

Каждый день посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому каждый день необходимо читать Евангелие с тем, чтобы переживать это и понимать, что переживает в этот день Церковь, и вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия, чтобы вспоминать о тех событиях. И Евангелие мы имеем возможность почитать и дома. Кто-то имеет возможность и на работе почитать. Если такой возможности нет – ничего страшного, если мы прочтем это даже в транспорте.

Мы можем соприкоснуться и пережить эти события, если мы будем это желать. Конечно, если нет возможности посетить храм, то почитать те молитвы, песнопения, которые предполагается в эти дни читать и петь в храме. Слава Богу, у нас сейчас почти все обладают интернетом. Я думаю, что если не полную службу, то какие-то песнопения из интернета, соответствующие данному дню, можно получить.

Священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной седмицы – посетить все службы. Быть и на последней преждеосвященной, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

Все это хорошо делать в любое время, но есть такие особенности, которые бывают раз в год. Вот это нельзя упустить. В Страстную седмицу лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная седмица – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас с одной стороны потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной седмицы, которые многократно были изданы.

Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином страстном дне. Конечно, есть дни, вне которых нужно все усилия приложить, чтобы не остаться. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы. И в особенности часто пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться в эти дни, может быть и неоднократно, приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу, а скорее в соприсутствие, к чему, собственно, эти богослужения и зовут.

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи, как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Величие Страстной седмицы чувствуется даже в другом ее названии – Великая седмица. Названа она так от того, что в эти дни с Христом происходили самые важнейшие библейские события.

Она находится между двумя значимыми христианскими праздниками: Вербным воскресеньем и Пасхой, но сама Страстная седмица Великого поста при этом наполнена скорбью и грустью и является самой строгой неделей поста. Горечь от конца земной жизни Спасителя столь велика, что в эти дни церковь не совершает торжественных обрядов крещения и венчания.

Великая седмица призвана провести человека по пути Христову. Это воспоминания о великом подвиге Иисуса, о Его прощении человечества вопреки всему и последующем Его вознесении. Именно в Страстную седмицу происходит последняя стадия духовного очищения и преображения.

Иногда считается, что Страстная неделя не является постом, поскольку она следует за 40 днями, а ведь главный пост некоторые называют иначе – Четыредесятница. Но по церковным канонам Четыредесятница – это одно (пост самого Спасителя), а Великий пост обязательно включает в себя и её, и Страстную седмицу, которая является напоминанием о Его страданиях.

Великий понедельник

В первый день Страстной седмицы Великого поста вспоминается проклятие Господом бесплодного дерева – смоковницы. Миряне зачастую не понимают и даже осуждают это деяние Христово: слишком уж непривычны разрушительные действия милостивого Бога. Но в этом поступке запрятан глубокий смысл: Бог не только милосерден, но и справедлив. Смоковница была покрыта листьями, которые появляются у неё позже плодов. Так и человек, созревший для благодетели, но не совершающий благих дел, не кающийся искренне перед Господом, уподобляется бесплодному, бесполезному дереву. Некоторые богословы толкуют уничтожение смоковницы как уничтожение первородного греха Адама и Евы.

Также в этот день вспоминается Иосиф – ветхозаветный праведник, послуживший прообразом мук Христовых. Так же, как и Спаситель, он был продан за серебро из зависти близкими людьми – своими братьями. Как и Иисус, Иосиф в итоге возвышается, только не на небесах, а на земле, становясь значимым человеком в Египте.

Пища

Церковные служения

С понедельника по среду в утреню происходит чтение Псалтыря, поются песнопения в напоминание о Судном дне. Проводится литургия Григория Двоеслова, песнопения посвящены будущему пришествию Христа.

Великий вторник

Во вторник вспоминаются учения Спасителя в Иерусалимском храме. Это один из последних дней, в которые Иисус общался с народом и учениками. Также в этот день вспоминается, как Иисус сорвал маску показного благочестия с фарисеев.

В древности на Руси в Великий вторник женщины втайне от мужчин готовили из толченого семени льна и конопли соченое молоко. Им поили домашний скот: считалось, что это убережет от хвори.

Пища

В понедельник допускаются некоторые послабления: миряне должны лишь соблюдать сухоядение, не употреблять в пищу масла. Глубоко верующие могут воздержаться от еды и во вторник.

Церковные служения

Продолжается чтение псалмов, песнопения посвящены последним притчам Христовым: о десяти девах, дани Кесарю, талантах.

Великая или Страстная среда

В среду проходят воспоминания о двух великих грешниках: о кающейся женщине, омывшей ноги Христа дорогим маслом, миром, и вытершей его после своими волосами, приготовив таким образом к последующему погребению; и об Иуде Искариоте, верном апостоле Спасителя, легко продавшем его за 30 серебряных монет. Грешница искала путь господень, а Иуда от него удалялся, а потому ей вечная слава за раскаянье, а апостолу-предателю – вечный позор.

Русские обычаи предписывают выводить в этот день на улицу весь скот и обливать его талой водой, присыпанной прошлогодней «четверговой» солью. По верованиям, это защищало домашнюю скотину от любого недуга целый год, вплоть до следующей Страстной среды.

Пища

Церковные служения

В среду Страстной седмицы принято оканчивать чтение Евангелия, которое за первые три дня желательно прочесть полностью. В последний раз проводится литургия святого Григория Двоеслова. Стихиры в среду рассказывают о раскаявшейся грешнице и Иуде. Чтение «Апостола» на литургии не проходит.

Великий четверг

В четверг Страстной недели принято вспоминать о Тайной Вечери и о том, как Иисус установил таинство святого причастия – необходимый для верующих обряд для воссоединения с Господом.

На последней своей трапезе Иисус омыл ноги своих учеников в знак смирения и наказал им друг с другом поступать так же. Этот обряд нашёл отклик и современном богослужении: католическая церковь проводит ритуал омовения ног служителям. В православии этот обряд введен патриархом Кириллом в 2006 году.

В Великий, или, как называют у нас, Чистый четверг происходит полная уборка дома, купание. После этого не положено убираться до Воскресенья. Начинается подготовка к Пасхе: выпекаются куличи, красят яйца.

Пища

Строго постящиеся в этот день продолжают сухоядение, остальным позволительно один раз в день отведать приготовленной пищи и съесть немного масла.

Церковные служения

Песнопения утрени лишь в этот день на Страстной неделе происходят в полном размере – поются все восемь песней. Литургия проходит в вечернее время, в честь вспоминаемых событий. После литургии в этот день проходит омовение ног. Освещают свежее мирровое масло. Общая вечерняя трапеза в честь воспоминания о Тайной вечери имеет торжественный оттенок, потому позволительно ослабление поста.

Великая или Страстная пятница

Это самый строгий день в посте, поскольку в пятницу вспоминаются страдания Христовы, Его распятие и погребение. В Страстную пятницу полагается скорбеть вместе с Христом, потому строжайше запрещены все развлечения, вплоть до чтения художественной литературы. По дому также нежелательно проводить какую-либо работу.

Церковные колокола в пятницу Страстной седмицы не звонят.

Пища

Этот день пропитан скорбью. Это траур по Спасителю, поэтому соблюдающим строгий пост следует совсем воздержаться от пищи. Некоторые ограничивают потребление воды. Миряне в пятницу на Страстной неделе могут воздержаться от пищи до второй половины дня, пока не вынесут плащаницу, символизирующую снятие Иисуса с креста. Но питание должно быть строгим: сухоядение, без масла.

Церковные служения

На утрене зачитываются двенадцать отрывков из Евангелия, последовательно рассказывающих о казни Спасителя. Литургию в этот день не проводят.

Великая суббота

В этот день традиционно вспоминается погребение Иисуса Христа и последующее Его сошествие в чертоги ада. Оттуда Спаситель вызволил заключенных праведников, несших на себе тяжесть первородного греха, а также Адама и Еву.

Поскольку Великая суббота Страстной седмицы озарена благостями победы над злом, милостью и всепрощением, в этот день люди снимают с себя траурные пятничные одежды и оканчивают приготовления к Пасхе. Важно управиться со всеми делами до вечера, чтобы успеть на ночную службу, посвящённую Воскресению Христову. Также в субботу освещают пасхальную пищу: куличи и яйца.

Пища

Хотя в этот день принято продолжение сухоядения, мирянам позволительны послабления: можно съесть немного масла, раз в день позволительна горячая еда.

Церковные служения

Подобно Великому четвергу, литургия в субботу начинается после вечерни. После окончания литургии расходится не принято: люди дожидаются пасхальной утрени, обычно начинающейся в полночь.

Страстная седмица оканчивается субботой, за ней следует главный христианский праздник – Светлая Пасха. Хотя все ограничения поста в воскресенье снимаются, не рекомендуется наедаться в Пасху: выход из Великого поста должен быть постепенным.

По возможности пост в Страстную седмицу Великого поста соблюдают особенно строгий. В эту неделю строжайше запрещены любые увеселения и развлечения. Верующим людям, которые по каким-либо причинам не могут пройти пост в полной строгости, например, по состоянию здоровья, следует попросить позволения и благословения у священника.

Даже если не получится пройти пост в полной строгости, сама попытка его соблюдать уже поощряется церковью: так развивается важнейшая христианская добродетель – смирение. Помните, что пост – это не просто пищевое ограничение. Это борьба с пороками и страстями, постижение духовного единения с Господом. Потому в первую очередь необходимо ограничить не пищу, а ход пагубных мыслей.

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

О чтении Евангелия на часах Великим постом

Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность.

Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста.

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах в среду и пятницу в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица: Ср. 3-й час – Мф., зач. 1–8 (1, 1 – 4, 17). 6-й час – Мф., зач. 9–20 (4, 18 – 7, 11). 9-й час – Мф., зач. 21–34 (7, 12 – 10, 8). Пт. 3-й час – Мф., зач. 35–46 (10, 9 – 12, 30). 6-й час – Мф., зач. 47–57 (12, 30 – 14, 13). 9-й час – Мф., зач. 58–70 (14, 14 – 17, 9). 3-я седмица: Ср. 3-й чаc – Мф., зач. 71–80 (17, 10 – 20, 16). 6-й чаc – Мф., зач. 81–90 (20, 17 – 22, 22). 9-й чаc – Мф., зач. 91–103 (22, 23 – 24, 51). Пт. 3-й чаc – Мф., зач. 104–108 (25, 1 – 26, 56). 6-й чаc – Мф., зач. 109–116 (26, 57 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–12 (1, 1 – 3, 19). 4-я седмица: Ср. 3-й час – Мк., зач. 13–22 (3, 20 – 6, 7). 6-й час – Мк., зач. 23–32 (6, 7 – 8, 10). 9-й час – Мк., зач. 33–44 (8, 11 – 10, 16). Пт. 3-й час – Мк., зач. 45–55 (10, 17 – 12, 27). 6-й час – Мк., зач. 56–64 (12, 28 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–15 (2, 20 – 4, 36). 9-й час – Лк., зач. 16–28 (4, 37 – 7, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 29–38 (7, 1 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–50 (8, 40 – 10, 15). 9-й час – Лк., зач. 51–62 (10, 16 – 12, 1). 6-я седмица: Ср. 3-й час – Лк., зач. 63–73 (12, 2 – 13, 35). 6-й час – Лк., зач. 74–83 (14, 1 – 17, 4). 9-й час – Лк., зач. 84–95 (17, 3 – 19, 28). Пт. 3-й час – Лк., зач. 96–107 (19, 29 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах ежедневно в течение 2-й–6-й седмиц:

2-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–4 (1, 1 – 2, 23). 6-й час – Мф., зач. 5–8 (3, 1 – 4, 17). 9-й час – Мф., зач. 9–11 (4, 18 – 5, 19). Вт. 3-й час – Мф., зач. 12–17 (5, 20 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–22 (6, 22 – 7, 21). 9-й час – Мф., зач. 23–28 (7, 21 – 9, 1). Ср. 3-й час – Мф., зач. 29–34 (9, 1 – 10, 8). 6-й час – Мф., зач. 35–43 (10, 9 – 11, 30). 9-й час – Мф., зач. 44–46 (12, 1 – 12, 30). Чт. 3-й час – Мф., зач. 47–49 (12, 30 – 13, 3). 6-й час – Мф., зач. 50–54 (13, 4 – 13, 43). 9-й час – Мф., зач. 55–56 (13, 44 – 13, 58). Пт. 3-й час – Мф., зач. 57–59 (14, 1 – 14, 34). 6-й час – Мф., зач. 60–64 (14, 35 – 15, 39). 9-й час – Мф., зач. 65–70 (16, 1 – 17, 9). 3-я седмица: Пн. 3-й час – Мф., зач. 71–73 (17, 10 – 18, 4). 6-й час – Мф., зач. 74–75 (18, 1 – 18, 20). 9-й час – Мф., зач. 76–80 (18, 18 – 20, 16). Вт. 3-й час – Мф., зач. 81–82 (20, 17 – 20, 34). 6-й час – Мф., зач. 83–84 (21, 1 – 21, 22). 9-й час – Мф., зач. 85–88 (21, 23 – 21, 46). Ср. 3-й час – Мф., зач. 89–90 (22, 1 – 22, 22). 6-й час – Мф., зач. 91–93 (22, 23 – 23, 12). 9-й час – Мф., зач. 94–96 (23, 13 – 23, 39). Чт. 3-й час – Мф., зач. 97–98 (24, 1 – 24, 13). 6-й час – Мф., зач. 99 (24, 13 – 24, 28). 9-й час – Мф., зач. 100–104 (24, 27 – 25, 13). Пт. 3-й час – Мф., зач. 105–106 (25, 14 – 25, 46). 6-й час – Мф., зач. 107–109 (26, 1 – 26, 75). 9-й час – Мф., зач. 110–116 (27, 1 – 28, 20). 4-я седмица: Пн. 3-й час – Мк., зач. 1–5 (1, 1 – 1, 35). 6-й час – Мк., зач. 6–9 (1, 35 – 2, 22). 9-й час – Мк., зач. 10–12 (2, 23 – 3, 19). Вт. 3-й час – Мк., зач. 13–16 (3, 20 – 4, 23). 6-й час – Мк., зач. 17–22 (4, 24 – 6, 7). 9-й час – Мк., зач. 23–29 (6, 7 – 7, 24). Ср. 3-й час – Мк., зач. 30–32 (7, 24 – 8, 10). 6-й час – Мк., зач. 33–38 (8, 11 – 9, 9). 9-й час – Мк., зач. 39–44 (9, 10 – 10, 16). Чт. 3-й час – Мк., зач. 45–48 (10, 17 – 10, 52). 6-й час – Мк., зач. 49–51 (11, 1 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–55 (11, 27 – 12, 27). Пт. 3-й час – Мк., зач. 56–60 (12, 28 – 13, 23). 6-й час – Мк., зач. 61–64 (13, 24 – 14, 42). 9-й час – Мк., зач. 65–71 (14, 43 – 16, 20). 5-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 1–5 (1, 1 – 2, 20). 6-й час – Лк., зач. 6–9 (2, 20 – 3, 18). 9-й час – Лк., зач. 10–12 (3, 19 – 4, 15). Вт. 3-й час – Лк., зач. 13–15 (4, 16 – 4, 36). 6-й час – Лк., зач. 16–20 (4, 37 – 5, 32). 9-й час – Лк., зач. 21–24 (5, 33 – 6, 23). Ср. 3-й час – Лк., зач. 25–28 (6, 24 – 7, 1). 6-й час – Лк., зач. 29–32 (7, 1 – 7, 35). 9-й час – Лк., зач. 33–35 (7, 36 – 8, 15). Чт. 3-й час – Лк., зач. 36–38 (8, 16 – 8, 39). 6-й час – Лк., зач. 39–44 (8, 40 – 9, 27). 9-й час – Лк., зач. 45–48 (9, 28 – 9, 56). Пт. 3-й час – Лк., зач. 49–50 (9, 57 – 10, 15). 6-й час – Лк., зач. 51–56 (10, 16 – 11, 13). 9-й час – Лк., зач. 57–62 (11, 14 – 12, 1). 6-я седмица: Пн. 3-й час – Лк., зач. 63–68 (12, 2 – 12, 48). 6-й час – Лк., зач. 69–70 (12, 48 – 13, 9). 9-й час – Лк., зач. 71–73 (13, 10 – 13, 35). Вт. 3-й час – Лк., зач. 74–77 (14, 1 – 14, 35). 6-й час – Лк., зач. 78–80 (15, 1 – 16, 9). 9-й час – Лк., зач. 81–83 (16, 10 – 17, 4). Ср. 3-й час – Лк., зач. 84–86 (17, 3 – 17, 25). 6-й час – Лк., зач. 87–89 (17, 26 – 18, 14). 9-й час – Лк., зач. 90–95 (18, 15 – 19, 28). Чт. 3-й час – Лк., зач. 96–98 (19, 29 – 19, 48). 6-й час – Лк., зач. 99–101 (20, 1 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–103 (20, 27 – 21, 4). Пт. 3-й час – Лк., зач. 104–107 (21, 5 – 21, 36). 6-й час – Лк., зач. 108–109 (21, 37 – 23, 1). 9-й час – Лк., зач. 110–114 (23, 2 – 24, 53).

Порядок чтения Евангелия на великопостных часах только на 6-й седмице:

Пн. 3-й час – Мф., зач. 1–17 (1, 1 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–42 (6, 22 – 11, 26). 9-й час – Мф., зач. 43–66 (11, 27 – 16, 12). Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 (16, 13 – 21, 17). 6-й час – Мф., зач. 84–105 (21, 18 – 25, 30). 9-й час – Мф., зач. 106–116 (25, 31 – 28, 20). Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 (1, 1 – 6, 45). 6-й час – Мк., зач. 26–51 (6, 45 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–71 (11, 27 – 16, 20). Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 (1, 1 – 4, 44). 6-й час – Лк., зач. 17–38 (5, 1 – 8, 39). 9-й час – Лк., зач. 39–62 (8, 40 –12, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 (12, 2 – 16, 18). 6-й час – Лк., зач. 83–105 (16, 19 – 21, 11). 9-й час – Лк., зач. 106–114 (21, 12 – 24, 53).

Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня:

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53).

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Евангельские чтения начинаются на часах 3 и 9 после Богородична часа, а на часе 6 – после паримии и прокимна 2-го. Всего евангельских чтений 9.

Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то этот возглас не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...»

Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38). Среда На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42). На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18). На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения – за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу – на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья Красовицкий , старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ.

Еще один чин прощения

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение. Как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Это означает, что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, но можно считать и по-другому: что Великий пост заканчивается в Страстную среду, так как великопостное богослужение продолжается в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день совершается чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье. Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. В этом чине прощения приводятся слова игумена, обращенные к братии: "Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей четыредесятнице...". Таким образом, по мысли Постной Триоди, Страстная среда является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост – Страстная седмица – начинается только со Страстного четверга.

Евангельские темы

Но с какого бы дня ни начинали мы считать пост Страстной седмицы, с четверга или с понедельника, Страстная седмица – это нечто совершенно отдельное и особенное. Нужно отметить, что на Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни. И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, шествуя по Его стопам, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, утро

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И, не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично.

Проклятие смоковницы. Миниатюра Овсиана из Евангелия, 1306 год. Армения

По толкованию Постной Триоди, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. А в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.

***

  • Иконография Страстной Седмицы - Православие.Ru
  • Общая композиция служб Страстной седмицы - иерей Михаил Желтов
  • Как устроена Страстная седмица? - Илья Красовицкий
  • О Страстной седмице - игумен Силуан Туманов
  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе... - протоиерей Александр Ильяшенко
  • Как провести Страстную седмицу - протоиерей Игорь Пчелинцев
  • Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды
  • Страстная седмица: Христос и я - Ольга Богданова
  • Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги - митрополит Антоний Сурожский
  • Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад - Татьяна Сопова
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) - иерей Михаил Желтов
  • Зачем Церковь проклинает Иуду? - архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени - иерей Михаил Желтов
  • "Слово в Великую Субботу" - патриарх Фотий Константинопольский
  • Каноны Великой субботы - иерей Михаил Желтов
  • Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) - Андрей Десницкий

***

Страстной понедельник, вечер

Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы – эсхатологическая беседа Господа с учениками (Мф. 24: 3-35). Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Они сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на Храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было очень трудно представить, потому что Храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь провел с учениками длительную беседу о конце мира. Эта эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему? Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики получше запомнили, что будет, когда Он придет во второй раз. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь "Се Жених грядет в полунощи" поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера дает эту тему на всю Страстную Седмицу.

Страстной вторник, утро

Проповедь в Иерусалимском храме (Мф. 22: 15 – 23: 39). Господь обличает фарисеев и законников: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..." – и так восемь раз. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете". Господь обличает фарисеев. Считается, что это событие было во вторник. В ходе проповеди Господь обличал Своих недругов.

Страстной вторник, вечер

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25:1-13), о талантах (Мф.25:14-30) и о Страшном Суде (Мф.25:31-46). Все три притчи развивают эсхатологическую тему.

Страстная среда, утро

Читается отрывок о событиях, происходивших в среду утром в Иерусалимском храме, когда ко Христу приводят некоторых из язычников, и Господь говорит: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому". Его слава вышла за пределы Израиля, избранного народа. Слава Господа становится всемирной. И в этот же момент слава Господа является с Небес – гремит гром, и в нем Сам Господь и его ученики слышат голос Бога Отца: "И прославил, и еще прославлю". (Ин. 12:17-50). А народ ничего не услышал; для него это был просто гром. Так была явлена Слава Господа с небес и в мире. Это отрывок о небесной, надмирной и одновременно всемирной славе Господа.

Страстная среда, вечер

Вечером в среду читается очень знаменательное место о помазании Господа миром. О том, как жена грешница помазала миром Его главу и Его ноги и отерла своими волосами. Здесь же говорится об Иуде. Очень кратко. Но сопоставление очевидно. С одной стороны, грешная женщина, которая совершает подвиг ради любви ко Христу, и Господь говорит ей, что везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет о том, что она сделала. И с другой стороны, Иуда – предатель, который замыслил коварство, пошел к фарисеям и договорился предать им Христа. Эти два персонажа противопоставлены друг другу. (Мф. 26:6-16)

В шести чтениях первых двух дней мы видим, что события утром происходили в Иерусалимском храме или на пути к нему, а вечером – в доме, где Спаситель проводил ночь или по дороге – на склоне горы, где Он с учениками отдыхал от дневных трудов. Но кроме этих чтений из Евангелия, есть и другие. В Церкви существует очень интересный обычай чтения Четвероевангелия на часах. По этому порядку должно быть прочитано почти все Четвероевангелие в ходе служб часов первых трех дней. И это происходит, так читают. Но это очень продолжительное чтение, поэтому в некоторых храмах Четвероевангелие начинают читать заранее. Например, с шестой седмицы Великого поста или с четвертой, а иногда и со второй – по небольшому отрывку каждый день. Но чтение Четвероевангелия на часах символично именно для дней Страстной седмицы, потому что тот священник, который стоит посередине храма и долгое время читает Евангелие, являет образ Христа. Это пример символизма в богослужении. Всякий вошедший в это время в храм видит священника, читающего Евангелие. Аналогичным образом любой еврей, входивший в иерусалимский храм в те дни, видел Христа проповедующего.

Итак, на Страстной седмице Евангелие читают очень часто. Но, кроме того, существуют и другие темы этих дней. Понедельник, как уже говорилось, посвящен бесплодной смоковнице. Но, с другой стороны, понедельник также посвящен ветхозаветному образу Иосифа Прекрасного, которого братья продали в рабство. На Страстной седмице читают не только Евангелие – читают также и книги Ветхого Завета. Образ Иосифа взят из ветхозаветного чтения. Это рядовое чтение удивительно вписывается в контекст воспоминаемых событий. Иосиф – прямой прообраз Христа, ведь братья продали его в рабство за деньги, и Христа в эти дни продают за деньги. Иосиф дошел до самого дна, он должен был умереть, лежал в темнице и был приговорен, но после этого его вознесли на самую высоту иерархической лестницы: он становится ближайшим советником фараона, первым министром. Что это, как не прообраз смерти и воскресения Христа? А что Иосиф сделал, после того как стал министром? Спас свою семью от неминуемой смерти. В то время был семилетний голод, и его братья пришли в Египет просить о помощи. А Господь после Своего Воскресения спасает всех верующих, Свою Церковь.

Страстной Четверг, главная Литургия года

Это память Тайной Вечери. Того события, которое происходило ночью с четверга на пятницу. Тайная Вечеря – пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иерусалимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза. Евангельские чтения Страстного Четверга описывают события Тайной Вечери. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Христа с учениками, описывает омовение ног. Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. А что касается Евангелия Матфея и Марка, они подробно описывают то главное, что произошло, а именно установление Евхаристии. В Страстной Четверг Литургия Василия Великого совершается на вечерне, поэтому чтение этого составного Евангелия приходится фактически на Литургию. После того как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиманский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота. Это событие ночного времени. Надо сказать, что для Страстной седмицы не существует четкого отделения одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга.

В Церкви много обычаев связано с Великим Четвергом. Например, освящение мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омовение престола. Почему именно с этой Литургией связано так много традиций? Потому что это главная Литургия года, воспоминание самого установления Таинства.

Чин омовения ног

Этот чин совершается, как правило, во время архиерейского служения. Например, Святейший Патриарх Кирилл совершает его ежегодно в Москве. Это происходит после Литургии Великого Четверга. По правилам, эта Литургия должна совершаться вечером, но на практике ее совершают в первой половине дня, и это неправильно, так как она является символическим изображением самой Тайной Вечери, которая проходила поздним вечером. На это же время приходится и чин омовения ног. По Студийскому уставу этот чин должен происходить до Литургии, По Иерусалимскому уставу, по которому живет наша Церковь, он совершается после Литургии. В этом действе Христа изображает сам архиерей, а апостолов изображают 12 священников, среди которых, конечно, есть и Иуда, ведь ему тоже Господь омыл ноги. И архиерей омывает ноги сидящих перед ним священников. При этом читается евангельский текст от Иоанна: евангельский текст читает протодиакон, а все реплики произносят архиерей и священники.

Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

Великая Пятница, двенадцать Евангелий

Великая Пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути. Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация – это остановка. Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.

В Великую Пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу. Голгофа – последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме. Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой Пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа".

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери. И первое чтение (кстати, самое длинное чтение во всем православном богослужении) – это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение – моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье – суд у Каифы, четвертое – суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень. На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения. Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга – "Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий", а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение – светилен Великой Пятницы "Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи".

Царские часы

Страстная Пятница – день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименование "Царские часы" она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Плащаница

Третья служба Страстной Пятницы – великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть – во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина – еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях. А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу. Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения – это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

Снятие со Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм Воскресения Христова, Иерусалим

В богослужении есть последование, посвященная погребению – это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы. Плащаница – это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе. Ее выносят на вечерне Пятницы. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих. Вынос плащаницы – это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота. Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Как мы уже упоминали, богослужение в древности носило стациональный характер. То есть в древности верующие почти каждый раз приходили в храм откуда-то. Поэтому все входы всегда так торжественны: община возвращалась в храм после продолжительного шествия по городу. Торжественный вход в конце утрени был характерен для Византийского богослужения, но в русской практике он со временем перестал совершаться. А в Великую Субботу он как раз происходит. Его совершает вся община, а священник несет над собой Евангелие, и над Евангелием плащаницу. Плащаница по происхождению – евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии. Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат. Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы. Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

Темы Великой Субботы

Это день между Крестной Пасхой и Воскресной Пасхой. В богословии существует такой термин – пасхальное триденствие. Это Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение, поэтому Пасха в широком смысле это не один день, а три дня. Крестная и Воскресная Пасха объединенные. А Великая Суббота, которая находится между одной Пасхой и другой, в Триоди названа самым важным днем года.

Великая Суббота – это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач.

В то же время Великая суббота – день ожидания Воскресения Христова.

День Великой Субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интереснейшей и глубочайшей богословской темы – темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой Субботы она присутствует. Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за 6 дней, а 7 день – субботу – Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал никаких творческих актов. Мир уже был сотворен, и Бог "почил от дел Своих". Седьмой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом. Потом наступит восьмой день – это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется новым Адамом. То, что сделал Христос, это "новое творение". И когда Христос совершил дело искупления, совершил Своей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном покое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Великой Субботы.

Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Господь спустился во ад и вывел оттуда души умерших праведников. То есть, Он "разрушил двери ада". Ведь ад – это место, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа во ад – тоже тема богослужения Великой Субботы.

Кроме того, Великая Суббота – это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности оно происходило в Великую Субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Великой Субботы. Она должна была происходить поздним вечером (самая поздняя в году) и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная – рано утром (самая ранняя в году). В нашей практике, к сожалению, Литургия Великой Субботы совершается слишком рано: в первой половине дня.

На то, что эта Литургия была крещальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чтение отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совершить крещение оглашенных. А все верные в это время стояли в храме и слушали Писание, ожидая возвращения новокрещенных. Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" – это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое.

Великая Суббота наполнена воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше по ходу службы, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес. Этого момента никто из христиан не видел. Когда жены мироносицы прибежали к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит "Христос Воскресе из мертвых" – это не момент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы, и это, может быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.

Просмотров