Экскурсии по святым местам россии. Святые места россии

К услугам современных пилигримов 88 созданных в епархиях, приходах и монастырях паломнических служб и организаций, а также около 8 десятков гостиниц паломнического класса и странноприимных домов. В России действуют 29 общественных православных организаций и огромное количество светских туристических агентств, которые также занимаются паломническими поездками.

Собираясь в паломнический тур, нужно сначала определиться: кого выбрать в качестве организатора поездки – светскую турфирму или церковную паломническую службу? Путешествия, организованные религиозными организациями, обойдутся примерно на 25–30 процентов дешевле. Объясняется это тем, что церковные службы не стараются заработать на подобных турах и организуют поездки на грани окупаемости их себестоимости. Зато у турфирм, где работают не подвижники, а профессионалы, реже случаются накладки. Да и культурная программа – если, конечно, вас интересует что-то кроме собственно паломничества – у них, как правило, богаче. А на Валааме, к примеру, уж поверьте, есть на что посмотреть. В остальном – условия для туристов-паломников примерно схожие: междугородный автобус, плацкартный вагон или катер, полупансион, двух-трехзвездочная или монастырская гостиница. Обстановка, как видите, довольно-таки спартанская.

Что вас ждет?

Собираясь в паломнический тур, вы должны представлять, что вас ждет. А именно: ранние подъемы, ночевки в спартанских условиях, многочасовые церковные службы, долгие поездки на автобусах и утомительные пешие переходы – такая нагрузка в течение нескольких дней может оказаться очень тяжелой даже для физически крепкого взрослого человека. Поэтому стоит задуматься о том, насколько необходимо брать с собой больных или маленького ребенка.

Но главное, конечно, не в уровне комфорта такого путешествия, а в духовной составляющей – в приобщении к православной культуре, в богослужениях и беседах со священнослужителями. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл однажды сказал, что люди, едущие в паломнические поездки, должны садиться в автобусы туристами, а выходить из них паломниками.

Что нужно знать?

Отправившись в паломнический тур, придется соблюдать некоторые правила. Разумеется, женщинам не стоит надевать вызывающую одежду и украшения, а также пользоваться яркой косметикой. При входе в храм женщины должны покрыть голову. Мужчины же, наоборот, обязательно должны снимать головные уборы. Для долгих пешеходных экскурсий лучше взять с собой удобную обувь. Но посещение храмов в спортивной одежде не разрешается.

Фотографирование и видеосъемка ведутся только в местах, где они разрешены. Если правила фото- и видеосъемки в данном храме или монастыре специально не оговорены, все равно лучше попросить разрешения у священника.

Как общаться со священнослужителями?

Подойдя к священнику, поклонитесь ему и попросите его благословить вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Христа.

Если вы не знаете имени священника, то можете обратиться к нему просто – «батюшка». Если имя священника известно, можно назвать его, например, «отец Борис». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, а вот «батюшкой» его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам «святой отец».

Куда ехать?

Самые популярные направления паломничества достаточно традиционны. Это в первую очередь крупнейшие и наиболее известные монастыри – Соловецкий, Валаамский, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь. А также древние русские города – Владимир, Новгород, Углич, Суздаль, Ростов Великий.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Лавра была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году и на сегодняшний день это одна из самых почитаемых общерусских святынь.

Посмотреть на территории Лавры можно самый древний – Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах. Именно в нем и находятся святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Иконостас храма знаменит иконами, написанными самим Андреем Рублевым. 1559–1585 годы ознаменовались для монастыря тем, что царь Иоанн Грозный повелел построить здесь Успенский собор, возле которого расположена усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи. В окрестностях Лавры в XVIII–XIX веках возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита, в которых жили старцы-подвижники.

Добраться сюда можно поездом с Ярославского вокзала Москвы, автобусом от метро ВДНХ – до города Сергиев Посад. Здесь работают гостиницы «Березка» и «Загорск». Если вы планируете путешествовать группой, то лучше заранее уведомить администрацию Паломнического центра. В монастыре для паломников организовано бесплатное питание. Для того чтобы попасть в трапезную, нужно получить талон, который выдается при наличии паспорта.

Оптина пустынь

Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни, это один из самых известных монастырей нашей страны. Точно время основания Оптиной неизвестно, предположительно XV век. Еще в 1773 году здесь жило всего два монаха. А в конце XVIII века там были уже каменные здания, мельница и угодья. В Оптиной пустыни селились люди, многие годы проведшие в совершенном уединении – «пустынники». В это время Оптина стала одним из главных духовных центров России.

В 1821 году был устроен скит, расположенный за монастырской рощей. Здесь сохранились многие постройки, в том числе домики, где останавливались Гоголь и Достоевский, а также деревянная церковь Иоанна Предтечи, срубленная в 1822 году. Знаменитые русские писатели увековечили Оптину в своих произведениях: Лев Толстой описывал ее в «Отце Сергии», Федор Достоевский сделал старца Амвросия прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».

Как добраться: Калужская обл., г. Козельск (280 км к югу от Москвы). От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров.

Валаам

Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам – это древнейший монастырь Новгородской земли и один из самых почитаемых в России. Дискуссии относительно даты основания монастыря ведутся до сих пор. Церковь ориентируется на X век. Именно тогда на Русь пришло много монахов-миссионеров. А в XIV веке Валаамский монастырь стал «великою честною лаврою».

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Неотъемлемым атрибутом жизни верующего человека являются поездки по святым местам, или паломничество, - это посещение святых мест, находящихся за пределами проживания человека. В такие поездки направляются с целью поклонения святыням, мощам.

Виды паломничества

В каждой религии есть свои святые места, которые должен посетить каждый верующий. В христианской вере мечтой каждого верующего является посещение Иерусалима. Именно на этой земле появился на свет Иисус и здесь же проповедовал. Здесь расположены места, связанные с Мессией, его апостолами, святой Девой Марией, а также святая река Иордан и другие святые источники.

В исламе паломничество предполагает посещение Мекки и Медины. Эти места важны для каждого мусульманина.

В вайшнавизме паломники стремятся посетить Вриндаван и Говардхан. Эти места считаются самыми святыми на всей земле. Считается, что эти места посещал Кришна, приходивший около пяти тысяч лет тому назад. Вайшнавизм предусматривает паломничество по местам игр Бога и его любимой Шримати Радхарани. Верующие совершают омовение в водах Ганги, Ямуны и Сарасвати.

Паломничество присутствует в шиваизме. Все верующие, поклоняющиеся Шиве, мечтают посетить гору Кайлас, находящуюся в Гималаях. Верующие считают, что в одной из пещер горы по сей день находится в медитации Шива.

В буддизме выделяют четыре основных святых места, которые следует посетить. Это Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар.

Все святые места, независимо от веры, имеют необыкновенную силу, не поддающуюся объяснению ученых. К примеру, пыль Вриндавана обладает цветочным ароматом, а вода Ганги оказывает очистительное действие, хотя на берегу реки проживают миллионы людей, а в воды сбрасывают пепел умерших. И здесь нет никаких очистительных сооружений.

Немного истории христианского паломничества

С началом христианской церкви верующие стремились попасть в места, связанные с земной жизнью Иисуса, его матери. Позже люди стали посещать места святых мучеников.

Невозможно точно сказать, когда появилось паломничество. Однако, по некоторым данным, оно началось после 325 года, когда император Константин приказал построить храмы в Вифлееме, а всю Палестину объявил Святой землей.

Само слово "паломничество" - это путешествие к святому месту, а «паломник» - это человек, держащий пальмовую ветвь. Обычно паломнический сезон начинается с Рождества и заканчивается Пятидесятницей. В древние времена христиане приходили в Палестину на весь этот период.

Одним из важных праздников, во время которых вырастало количество людей, отправившихся в религиозное паломничество, является Пасха. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Воскресенье, приходили заранее. Все участники крестного хода несли пальмовые ветви. Их же забирали домой в качестве святыни и свидетельства паломнического путешествия.

Паломничество на Руси

На Руси паломничество обрело популярность в момент Крещения. История паломничества рассказывает, как люди путешествовали в Иерусалим и другие святые места. В те времена не было средств передвижения, и весь путь верующие проходили пешком. Такое путешествие было опасным, долгим.

Постепенно на Руси стали строить национальные церкви. Первыми были Киево-Печерская лавра, Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра и многие другие святыни. Их начали посещать люди со всех уголков страны.

Иерусалим для христиан

Одним из древнейших и важных городов различных религий является Иерусалим. Это место святое для иудаизма, ислама и христианства. Паломничество в Иерусалим является особым шагом для верующих. Особое значение этот город представляет для христиан. Об этом месте говорится в Ветхом и Новом Завете. Согласно последнему через сорок дней после рождения в городской храм привезли Иисуса на посвящение служению Богу.

Есть рассказ о том, как Мессия провел очищение храма, изгнав из него всех торговцев за пределы святой земли. Паломничество в Иерусалим предусматривает посещение всех мест, где проходил Иисус и его апостолы.

В конце Евангелий имеется описание Тайной вечери, проводимой в Иерусалиме, арест Мессии и Гефсимании. Также на этой земле Иисус был распят и захоронен. В Святом писании говорится о воскресении и вознесении Мессии, а также о дне, когда он вернется.

Святые места Иерусалима

Местом Тайной вечери является Сионская горница. Паломничество в Израиль из Москвы предусматривает посещение этого святого места. Также в маршрут путешественников входит посещение храма Гроба Господня. По легенде, в этом месте похоронен Иисус. Сюда приезжают тысячи паломников со всего мира, чтобы коснуться плиты.

Также верующие стремятся посетить Голгофу. Они на коленях доходят до места распятия. Еще одно место, которое необходимо посетить, - Стена Плача. Разные верующие стремятся посетить храмы и монастыри, посвященные св. Деве Марии.

Паломничество в Израиль из Москвы - это повод посетить не просто святые места, а окунуться в историю возникновения веры. Во время поездки верующие могут побывать в монастыре Св. Магдалины, поклониться мощам, иконе. Также в Иерусалиме расположен храм Вознесения Господня, где можно приклониться перед мощами арх. Антонина.

На Святой земле располагается гробница Пресвятой Богородицы, гробницы пророков Аггея, Малахии, а также гробница царя Давида.

Великим местом, которое желает посетить каждый верующий, является собор Воскресения Христова (храм Гроба Господня). Эта святыня поделена между разными народами и верами. Здесь молятся православные, католики и другие верующие.

Мекка для мусульман

В исламе паломничество - это хадж в места, где можно поклониться Аллаху коллективно, совершить намаз. Мекка - это место, где родился пророк. Именно это место является духовным центром всех мусульман всего ислама.

По традиции, паломничество в Мекку продолжается десять дней. К этому событию верующие готовятся заранее. Для хаджа существует множество правил, которые должен учесть верующий. Так, юноша может самостоятельно отправляться в религиозное путешествие в возрасте с 18 лет, а девушки и женщины в возрасте до 45 лет имеют право посещать святое место только в сопровождении мужчины: мужа или родственника. Причем они должны документально подтвердить родство перед Духовным управлением мусульман по месту жительства.

В Королевстве Саудовской Аравии, где проводится паломничество в Мекку и Медину (эти святыни находятся на территории страны), действуют строгие нормы шариата. В аэропорту действуют строгие правила досмотра каждого прибывшего гостя.

Паломничество в Мекку проводится под контролем опытных сопровождающих. Даже если верующие прибывают не группой, а самостоятельно, то их определяют под опеку сопровождающих. Все учреждения в стране работают с восьми утра и до двенадцати дня и с пяти до семи вечера. Выходными днями являются четверг и пятница. В королевстве действует собственный календарь, по которому сейчас 1438 год по хиджре (2017 год от рождества Христова).

Обряд в Мекке

Приехав в Мекку, после облачения в специальную ритуальную одежду каждый верующий должен семь раз обойти вокруг Дома Аллаха. Это главная святыня верующих. Затем проводится семикратный бег между холмами Марва и Сафа. После этого разрешается утолить жажду из источника Зам-Зам. Далее паломники направляются к Арафату. Эта долина располагается недалеко от Мекки. В долине верующие должны простоять с полудня до захода солнца. В это время читаются специальные молитвы. После захода солнца верующие направляются в Муздалифу. В этой долине проходит коллективная молитва.

На следующий день верующие направляются в долину Мина. Здесь проводится обряд бросания камней в столб, символизирующий Сатану. После этого проводится обряд жертвоприношения, говорящий о наступлении Ид аль-Адха, праздника Курбан-байрам. После жертвоприношения паломники возвращаются в Мекку для прощального хода вокруг Дома Аллаха.

Оптина пустынь

Ставропигиальный мужской монастырь с давних времен принимает паломников со всей страны. По преданию, это место было основано в четырнадцатом веке человеком по имени Опта. Было время, когда Оптина пустынь расцветала, были времена упадка. В двадцатом веке монастырь закрывали, храмы разрушили. Времена меняли монастырь, но старческое служение не менялось. По сей день это место остается центром духовной жизни. Оптину пустынь стремится посетить множество верующих.

Паломничество в Оптину пустынь предполагает посещение расположенных здесь храмов и святынь. Это Введенский собор, в котором находятся мощи Нектария и Амвросия, икона Казанской Божией Матери. Также Оптина пустынь славится храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, храмом Иллариона Великого, Предтечи Крестителя Господня, храмом в честь Преображения Господня.

В течение дня основные храмы всегда открыты. Паломничество по святым местам предполагает поклонение святыням, расположенным в Оптиной пустыни. Здесь верующие поклоняются иконам, святым мощам старцев и отцов оптинских.

Паломничество в XIX веке

Больше всего люди стали посещать места паломничества в девятнадцатом веке. В то время была традиция хотя бы раз в жизни побывать в Киево-Печерской лавре. Десятки тысяч паломников всех социальных слоев отправляются к святым местам. Кто-то едет верхом на лошади, а кто-то идет пешком. Все это привело к тому, что архимандрит Антонин приобретает большие участки земли в Палестине, на которых строят храмы, монастыри и гостиницы для паломников.

С приходом революции традиция паломничества утратила былую силу. Храмы были разрушены, участки земли за границей утеряны. Многие годы русские люди не могли свободно молиться и посещать святыни.

В наше время традиция бывать в святых местах возвращается. Многие люди посещают не только известные по всему миру святые места, но и малоизвестные монастыри.

Паломничество в православной религии

Паломничество - это способ прикоснуться не просто к святыням, а к истокам своего прошлого, найти правильный путь в будущем.

Православные верующие путешествуют на Святую землю, гору Афон. В девятнадцатом веке религиозное путешествие стало достаточно популярным. Люди не боялись отправляться в дальний путь, ведь тогда по пути каждый паломник мог остановиться в любом доме. В те времена считалось праведным пустить на ночлег паломника.

После Второй мировой войны количество русских паломников в Иерусалим уменьшилось, но полностью не прекратилось.

Современное православное паломничество в Иерусалим включает посещение мест, где проходили евангельские события. Основная масса людей приезжает на Святую землю на Страстной неделе, чтобы увидеть, как в Великую субботу сходит благодатный огонь, и умыться им.

Афон, или Святая гора

Скалистый полуостров в виде трезубца - это Афон. По преданию, когда св. Мария хотела разделить с апостолами их труды, отправившись с ними на проповедь, ей было откровение, что у нее будет другая дорога. Так и получилось: во время ее путешествия ее корабль причалил к берегам Афона. Божия Матерь сошла на берег и благословила землю. После этого ее стали называть Святой горой.

Паломничество на Святую гору

Полуостров представляет собой место подвигов монахов. На эти земли запрещается ступать женщинам. Несколько лет назад был случай, когда одна американская журналистка решила одеться в мужскую одежду и проникнуть на Афон. Когда это обнаружилось, возник серьезный международный скандал. Женщинам разрешается проплыть вдоль острова, послушать рассказы, посмотреть с вод в бинокль на полуостров. А вот мужчины могут свободно посещать Афон. Несмотря на запрет посещать место женщинам, Святая гора является одной из популярных святынь для поклонения.

В каждой вере есть свой выходной. У мусульман выходной день - пятница, а у евреев - суббота. В эти дни евреи и мусульмане не работают. У христиан тоже есть выходной, в Писании говорится «чти субботу». В некоторых англоязычных странах ее чтут, поэтому у них принято начинать неделю с воскресенья. В России в этот день выходной, а в некоторых других странах мира это начало рабочей недели, а вот пятница и суббота - это выходные дни.

На Афоне время все еще исчисляют по солнцу. Сутки там начинаются в шестнадцать часов дня.

Святые места России… Вероятно, не так уж и много встретится людей, которым никогда бы не доводилось слышать о таких уголках. Паломничества сюда совершаются как россиянами, так и гостями из ближнего и дальнего зарубежья.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что же скрывается за популярным туристическим направлением под названием «Святые места России»? Почему путешественников тянет туда с такой силой и завидным постоянством? Неужели есть в этом какая-то тайна или загадка?

Данная статья расскажет не только про сами святые места в России, читатель познакомится с нюансами и деталями такого рода путешествий, а также узнает, куда же стоит заглянуть в первую очередь, посещая огромную страну.

Общая информация и актуальность вопроса

Перед тем как отправляться в путешествие по святым местам России, все же стоит ознакомиться с некоторой информацией.

Есть на земле русской такие места, к которым тянутся паломники со всех уголков планеты. Обычно таковыми считают различные святые источники, храмы, монастыри, нетленные мощи святых угодников и погребения праведников. Посещая такие места, человек очищается духовно, заряжается позитивной энергией, открывает что-то новое для себя и переосмысливает суть жизни на земле.

Выходит, что приезжают в святые места России именно те, кто мысленно стоит на пороге духовных перемен. Естественно, к такому путешествию готовятся заранее.

Паломничество по святым местам России

Особенности такого рода туров заключаются в конкретных направлениях. Специфика паломников определяется особенностью религиозного сознания верующих.

Основными мотивами для совершения паломничества являются следующие: желание помолиться, обрести благодать, дотронуться до нетленных мощей или чудотворной иконы, совершить таинство исповеди у особенного религиозного деятеля в определённом святом месте, выполнить пожертвование, совершить обет и т.д.

Как люди понимают, что им будет интересна поездка по святым местам России? Решение о паломничестве может приниматься самостоятельно либо с благословения духовного отца.

Как правило, интенсивность и характер таких путешествий зависят от политического и экономического положения той или иной страны, уровня социального и материального состояния граждан. На особенности путешествий религиозных паломников влияет климат и географическое положение пунктов назначения.

Продолжительность паломнического тура

Географически святые места в России очень часто находятся на некотором удалении от населенных пунктов.

Все по продолжительности делятся на многодневные, однодневные или туры «выходного дня».

Туры по святым местам России редко длятся дольше 12 суток. Больше всего времени занимает паломничество в самые далёкие регионы России (Екатеринбург, Тобольск и Алтай).

Любой маршрут подобного плана должен быть полным и логичным. Например, когда паломник желает увидеть святые места около Тобольска или же Екатеринбурга, лучше всего ему отправиться в комплексный тур, который охватывает все главные святыни на Урале. Таким образом, он сможет за одно путешествие посетить все святыни Центрального и Северного Урала, а также охватить путь Царственных мучеников Урала и в Сибири.

Куда чаще всего отправляются прихожане?

Если рассматривать туры по святым местам России по региональным признакам, можно определить направления самых посещаемых мест в стране.

Чаще всего паломники отправляются в центр и на северо-запад. Многие путешествуют по Золотому кольцу, посещают Курск, Дивеево (Нижегородская обл.), Задонск (Липецкая обл.).

В интересны Вологодская и Архангельская (Соловки) земли, Карелия (Кижи и Валаам), Великий Новгород, Псков. Последний знаменит Печорой и Пушкинскими горами, многие паломники посещают Талапские острова.

Основными важными местами для прихожан являются монастыри и пустыни Русской Православной Церкви. На территории государства находится 26 пустыней и 313 монастырей. Экскурсии по святым местам России проводятся регулярно.

Множество городов Золотого кольца очень тесно связаны с историй распространения православия на Руси. Именно там находится большое количество святынь, поэтому почти все храмы и монастыри являются объектами паломничества. Города, которые больше всего посещают, это Александров, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов Великий, Углич, Кострома, Сергиев Посад, Тутаев, Владимир и Суздаль.

Также недавно было открыто и восстановлено много монастырей в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Архызе. Паломничества на Алтай интересны в связи с изучением местных традиций.

Как выбрать время для поездки?

Бывает сложно выделить и опередить самый благоприятный период для паломничества. Как правило, летом удобнее и комфортнее совершать длительные поездки (от 3 до 7-12 дней) на дальние расстояния.

Весной и осенью обычно выбираются более короткие программы (2-3 дня). Только большие праздники являются исключением, т.к. в эти дни не имеет большого значения, выпадает ли выходной по обычному календарю на эту дату или нет.

Святые места России: Валаам

Одним из самых популярных туристических направлений является хорошо известный на весь мир остров Валаам. Он входит в состав довольно большого архипелага, который находится на севере Ладожского озера. Всего на острове проживает несколько сотен человек. Основное население архипелага составляют рыбаки, лесничие и монахи. На территории острова расположен Валаамский куда приезжают паломники со всех уголков мира.

Время и история распространения христианства на острове Валаам неизвестны, но есть сведения, что монастырь в начале XVI века уже существовал.

В те времена там жили такие святые, как Арсений Коневский, преподобные Авраамий Ростовский, Савватий Соловецкий, Адриан Ондрусовский и Александр Свирский. По сей день здесь действуют все скиты, а также имеется несколько филиалов монастыря (около десяти).

Ещё на территории островов находится метеостанция и воинская часть. Слава о высокой духовной жизни обители, удивительной природе острова, красоте и строгости монастырских богослужений привлекает на Валаам очень много паломников.

Соловки - известное место паломничества

Является ставропигиальным мужским монастырём Русской Православной Церкви. Он расположен в Белом море на пустыни и скиты - на островах архипелага.

Монастырь основали монахи Зосим, Савватий и Герман ещё в 1436 году. Многим известно, что в 20-е годы при монастыре находился лагерь для политических заключенных.

При Советском Союзе его ещё называли "Соловки", или "Русская Голгофа". На территории монастыря до настоящего времени хранятся мощи основателей. В нем монастыре проживало много праведных людей, которые после смерти были причислены к лику святых.

На сегодняшний день монастырь является крупным общественным и духовным центром. Паломничество сюда всегда считалось подвигом, совершить который осмеливались немногие. Сейчас Соловецкий монастырь посещают не только одни богомольцы, но и исследователи, и историки, и ученые.

приобретает популярность

В Свердловской области находится заброшенный Исетский рудник - Ганина яма. Паломники, которые приезжают на Урал, всегда стараются посетить это святое место. Ещё его называют Храмом на Крови. Он был построен на месте, где когда-то стоял дом, в подвале которого в ночь на 17 июля 1918 года вместе с прислугой были расстреляны государь Российский Николай II, его жена Александра Федоровна, дети - Алексий, Татиана, Ольга, Анастасия и Мария.

Потом тела отвезли на Исетский рудник и бросили в шахту вблизи Ганиной ямы, а одежду сожгли. На второй день несчастных перезахоронили в дальних шахтах. Спустя 60 лет это захоронение было найдено группой поисковиков. С 70-х годов это место стали посещать паломники, чтобы отдать дань святой земле, в которой были похоронены царственные мученики.

В 2000 году на Ганиной яме было начато строительство монастыря и сразу нескольких храмов. Сейчас там открыто 7 храмов, в которых хранятся частички мощей Спиридона Тримифунтского и мощи святых преподобномучениц инокини Варвары и Великой Княгини Елизаветы.

Святой источник села Талеж

Среди особых мест в России, отмеченных благодатью, есть в селе Талеж Чеховского района Московской области святой источник преподобного Давида. Он расположен вблизи Вознесенской Давидовой пустыни. Это мужской монастырь, который находится в посёлке Новый Быт.

Паломников в Талеж с давних времён привлекает родниковая вода, которая обладает целебными свойствами. Это святой источник, дарящий человеку бодрость, здоровье и радость жизни. Говорят, прикоснувшись к этой чистой воде, прихожанин чувствует, как на душе становится легче.

Рядышком с источником паломники имеют возможность омыться в специально сооруженной для этого благоустроенной купальне. Считается, что священная вода имеет силу очищать и освящать душу и тело.

Posted Пнд, 22/02/2016 - 14:59 by Кэп

В какую точку нашей необъятной страны мы бы не направились - всюду нас встречают колокольни и маковки церквей. Почти у каждой из них своя особая история.
Где-то это белокаменный собор XII века, где-то покоятся нетленные мощи святого, а где-то находится Святой источник с благодатной и целебной водой. Рядом чудотворная икона Божьей Матери или почитаемого святого! А вот совсем новый храм, деньги на постройку которого собирали всем миром.
Кочующие в своих походах побывали во многих интересных и красивых местах былиной святой Руси: от Кавказа до Белого моря!
Расскажем о наиболее известных святынях России.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов).

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока московского Симонова монастыря — Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, когда Кирилл дошел до слов: «Странное рождество видевши, устанимся мира и ум на небо преложим», он услышал голос: «Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати место, в нем же можеши спастися». Голос этот сопровождался яр-ким светом, проникавшим в окно кельи. Выглянув, Кирилл увидел, что сияние исходит с севера, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял он, что услышала Пречистая молитвы его.
Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли , пригодные для пустынножительства. Фера-понт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.


Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.
Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.
После преставления преподобного Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения многих заветов иноческого существования и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевемского, Игнатия Ломского.


Кири́лло-Белозе́рский (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь на берегу Сиверского озера. Находится в черте города Кириллов Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания прп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

Взоры путешественников по Волге невольно приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом ее берегу, недалеко от древнего города Ярославля. История основания монастыря переносит нас в далекое прошлое, во времена господства в России татар.
Постоянные междоусобия князей, при которых беспрерывно лилась русская кровь и слабела русская мощь, были причиной того, что над Русью, и в частности над Ярославлем, тяжелым, трудно вообразимым теперь гнетом, на долгие времена легло владычество татар. Громадные полчища кочевников бродили по русской земле, предавая все огню и мечу.
Молчаливая северная летопись редко пускается в подробности, зато на страницах ее слишком часто встречаемся с краткими, но зловещими отметками, в роде, например, того: «и бысть лютое томление», или «пагубу великую (татары) творяху людем»; изредка прорывается вопль негодования, за которым чувствуются страшные, дикие сцены, как например, под 1283 годом: «бе же видети стыдно и вельми страшно ругание от окаянных православному христианству и хлеб нейдяше во уста от страха».
Кроме физических и нравственных мук, жестокое иго татар причиняло русским и громадный духовный вред. Вечный страх воспитывал физического и духовного раба, вечная кровь ожесточала и очерствляла людей. В виду общего позора и гибели пропадала вера и надежда, сменяясь чувством равнодушия или отчаяния. Русский человек мог окончательно огрубеть при вечном виде крови и пожара, мог выродиться духовно, забыть свою честь под татарским гнетом, если бы не оставалось у него сокровища, которое передать врагу он не мог ни за деньги, ни за муки, обладание которым спасало его от нравственной смерти, это - вера его предков, которую он хранил, как единственное наследство, которая ставила непроходимую пропасть между ним, побежденным рабом, и его победителем «поганым татарином, окаянным сыроядцем». «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злаго и нечестиваго пленения и посечения!»
При таких обстоятельствах совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны Ярославской. В августе 1314 года при владетельном Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче, в дремучем лесу, среди ночной августовской тьмы, засиял, озаряющий всю прилегавшую страну, свет от новоявленной иконы Пресвятой Богородицы, вливавший живительный бальзам веры и упования в исстрадавшееся сердце человека, придававший ему новые силы для перенесения новых страданий. По этому случаю и на том святом месте, избранном Самой Божией Матерью и была основана монашеская обитель. Вот как произошло это замечательное в истории нашей Церкви и приснопамятное в истории Ярославского края событие. Толгский монастырь

Сведения о первых насельницах относятся к 30-ым годам XIX столетия.
Девица Евфимия Герасимовна ОВСЯННИКОВА, прожившая с ранних лет в монашеских кельях г. Кирсанова Тамбовской губернии двадцать лет, вынуждена была приехать вместе с родителями в с. Михайловку Бузулукского уезда, когда те переселились сюда на постоянное жительство. Но в миру она жить не смогла и ушла в Бузулук.
Около нее собралось человек 10 женщин, склонных к иноческой жизни, и, объединившись, стали они выполнять монашеские правила, учить ребятишек грамоте, читать Псалтирь по усопшим, намереваясь устроить женский монастырь.

Где находится, как доехать:
Адрес:
Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Серго, дом 1
Тип монастыря:
женский
Статус:
действующий
Язык богослужений:
церковнославянский
Настоятельница:
Настоятельница — игумения Пантелеимона (Кривенкова)
Престольные праздники:
Тихвинской иконы Божией Матери - Июль 9 [по н.с.]


Святыни:
Икона «Млекопитательница»
ИКОНА апостола Андрея Первозванного с частичкой мощей
Икона вмч. целителя Пантелеимона
Икона прп. Серафима Саровского с частичкой его св. мощей
икона свт. Феодосия Черниговского
икона святителя Николая
Камушек с места страдания мч. Василиска
Крест мощевик
Могилка схимонаха Максима
Святыня из Почаева
Табынская икона Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Пресвятой Богородиц.

В феврале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского Иргизский Воскресенский мужской монастырь стал восстанавливать свою былую мощь и красоту.
Здесь затеплилась лампада духовной жизни. 12 февраля 2005 гола в стенах бывшей часовни был отслужен первый молебен, а через три недели, 6 марта - совершена первая Божественная литургия. Тогда же у монастыря появились две старинные святыни: икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя которого освящен возрожденный из руин храм, и икона Пресвятой Богородицы «Троеручица».
В этом обитатели монастыря усматривают Божие благословение на их труд по восстановлению. 7 августа состоялось первое Таинство Крещения. В сентябре на повороте с трассы Балаково-Пугачев, у дороги, ведущей в обитель, был установлен и освящен поклонный Крест.

Сейчас восстановлен и украшается пока единственный храм монастыря, освященный во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, - душа обители. Установлен иконостас с узорчатой резьбой и писаными иконами, одна из которых Тихвинская икона Божией Матери. В 2007 году завершена внешняя отделка храма: установлен купол, крышу и крыльцо украсила все та же узорчатая резьба.

Большая работа ведется по очистке Монашеского озера, по завершении которой на его берегу будет возведена часовня. Уже сейчас спуск к предполагаемой часовне обустроен многоступенчатой кованой лестницей. Но этот спуск к озеру не единственный. Недавно стараниями послушников, которых здесь не так уж и много, через чашу леса была проложена ещё одна дорога, а трудами двух благочестивых мирян в обители появился источник чистой питьевой воды - колодец.

После небольшого ремонта для проживания паломников, которые приезжают сюда для молитвы и для помощи в восстановлении монастыря из разных мест России, стал пригоден двухэтажный келейный братский корпус.
На его первом этаже также расположилась большая зимняя трапезная. Почему зимняя? Потому что в 2007 году была отремонтирована маленькая, уютная летняя трапезная, расположенная в отдельном домике. Летом того же года при устроении берега Монашеского озера была обнаружена древняя стена монастыря и место захоронения монахов Иргизской обители.

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» 11 июля стало особым событием в жизни монастыря. В 2006 и 2007 годах Божественную литургию в этот день возглавлял Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (до этого Архиерейского служения в обители не было 150 лет). После, перед храмом, перед чтимой иконой Владыка служил торжественный молебен. Последний приезд в обитель стал вдвойне примечательным: Епископ Лонгин совершил первый в новейшей истории обители монашеский постриг.

Двойным праздником в обители также считается Пасха, Светлое Христово Воскресение, в честь которого именуется обитель. Уже по традиции в этот день сюда съезжается множество верующих из Саратова, Самары, Покровска (Энгельса), Балакова, Пугачева и окрестных сел. Кажется, что храм не может вместить всех, но что невозможно человеку, возможно Богу. Первые, ночные часы Пасхи почти у каждого стоящего в храме завершаются принятием Святых Христовых Тайн. А наутро не умолкает колокол, неся пасхальную радостную весть всей окру, Христос Воскрес!

В 2007 году исполнилось 850 лет одной из старейших обителей России - Свято-Боголюбского монастыря, находящегося на территории древней Владимирской земли.
Этот юбилей - особо значимое для нас событие, ибо будущая слава Владимира, как столицы древнерусского государства началась именно отсюда - из Боголюбова града, Боголюбова монастыря.
В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше, выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери - в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города - Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона - первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей г. Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский был первым после св. равноапостольного великого князя Владимира созидателем и устроителем Русской земли. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое дивное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Её иконы, выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром - он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 (14 по н.ст.) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек - Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 1 (14 по н.ст.) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. (Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.)

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).
Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).

Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв .

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.
Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже - лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.
В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны устраивают госпиталь, а после - государственный конезавод.

Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В середине XVII веке здесь по воле Божией появилась ещё одна святыня - чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Как повествует предание, в 1669 году, когда разбойничья ватага Степана Разина грабила в низовьях Волги, часть разбойников остановилась на бугре вблизи Чуркинского учуга. В числе награбленного оказалась и икона Смоленской Божией Матери, которую злодеи, содрав с неё ризу, хотели сжечь. Но как только разожгли они на иконе костер, огонь перекинулся на них, ослепив разбойников, которые в ужасе разбежались. Икона же чудесным образом пошла по воде и оказалась на монастырском учуге, где монахи с честью поставили её в храме Николая Чудотворца. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, так что жители окрестных сел часто брали её к себе на дом, для служения перед ней молебнов.

В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.

Храм расположен на окружающем гору Бештаугорском кольце — сюда очень удобно добираться на автомобиле.
Второ-Афонский мужской монастырь основали в 1904 г. русские монахи с Афона. Обитель заложили на месте, где в древние времена Алании (9 век) существовал византийский храм. После освящения монастыря, состоявшегося 28 ноября 1904 г., сюда заехали более 50 монахов.
Из-за революции 1917 г. и вспыхнувшей в стране гражданской войны многие насельники стали жертвами репрессий, некоторые были просто изгнаны из обители. В 1927 г. Второ-Афонский монастырь окончательно закрыли. В последующие десятилетия он медленно, но разрушался: сначала не стало храма, затем исчезли и остальные постройки. Но несмотря на разорение, люди регулярно собирались на руинах для общей молитвы.

Обитель задолго начала готовиться к торжественному дню. Прежде всего о предстоящем важном событии известили Великого князя Дмитрия Константиновича. К сожалению, он не смог приехать на освящение храма, но ответил поздравительной телеграммой. Накануне праздника монахи встречали именитых гостей. Из пятигорского Спасского собора сюда прибыл крестный ход. И тогда же иеросхимонах Герасим был избран настоятелем Второ-Афонского Успенского монастыря.

Торжества начались 28 ноября 1904 года в 9 часов утра. Все священнослужители собрались в храме. По архиерейскому чиноположению они встретили у входа Преосвященного Гедеона, епископа Владикавказского и Моздокского, а также всех высокопоставленных гостей.
Вокруг новосозданного храма начался крестный ход, который представлял величественное зрелище. Впереди несли хоругви, за ними - иконы и кресты. Следом шествовали 16 священников в светлых облачениях, по два в ряд. Шествие заключал архипастырь, который нес на голове ковчежец со святыми мощами. Их предполагалось вложить в престол новосозданного храма. Также несли миро для помазания престола и антиминса. За архипастырем шли чиновники - парадной форме, по два в ряд.

По общепринятому православному обычаю, крестный ход обошел вокруг нового храма, останавливаясь перед западным входом, где произносилась ектенья, народ осенялся святыми мощами и читалось Евангелие.
Самый волнующий момент наступил, когда Владыка при закрытых вратах храма воскликнул: "Возьмите врата князи ваша! И возьмитеся врата вечные, и внидет Царь славы!" А в ответ зазвучал хор изнутри храма: "Кто есть сей Царь славы?" Дважды повторились эти слова, а затем двери отворились, и крестный ход закончился молитвословием.
Освящение храма началось при пении псалмов. Освятили престол, совершили его водружение, омовение и облачение. В верхнюю часть креста под престолом вложили святые мощи, а под крест - имена благотворителей. Их же записали в синодик для вечного поминовения.

А затем Преосвященный Гедеон торжественно отслужил в храме первую литургию, по окончании которой поблагодарил строителей, ктиторов, благотворителей и посетителей. "Несмотря ни на какие затруднения, - сказал Епископ, - обитель возродилась, и ей теперь, как юному дитяти, нужна постоянная поддержка".
К знаменательному дню освящения новая обитель получила великие благословения от многих обителей Афона и России. Старцы Хиландарской Лавры на Афоне благословили братию иконою Божией Матери "Сладкое целование", Патриарх Иерусалимский - иконою Воскресения Христова; Митрополит у Гроба Господня - образом Успения Божией Матери от Гроба Царицы Небесной; архиепископ Синайской горы Порфирий - иконою Божией Матери и праведной Елисаветы; игумен русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне Нифонт - иконою Великомученика Пантелеимона; игумен русского Андреевского скита - иконою св. Андрея Первозванного; игумен русского Ильинского скита - иконою св. Пророка Илии; старцы братства Афонских обителей - иконою Божией Матери "Скоропослушницы"; настоятель монастыря св. Троицы на Афоне иеромонах Нифонт - иконою Покрова Пресвятой Богородицы; настоятель монастыря во имя Преображения Господня Софоний - иконою Иверской Божией Матери; настоятель пустыни св. Митрофания Фаддей - иконою св. Митрофания Воронежского; настоятель пустыни св. Дмитрия Солунского - иконами Почаевской Божией Матери и Дмитрия Солунского; настоятель св. Богословской пустыни на горе Афон пожертвовал 12 икон большого размера (от 2-х аршин и меньше). Среди них - одна из главных святынь новой обители - древняя чудотворная икона св. Иоанна Предтечи.

Находится одна из главных его достопримечательностей — действующий Свято-Введенский женский монастырь, созданный в 1685 г. и имеющий долгое и славное прошлое. Изначально он обосновался на левом берегу реки Орлик, где был древний Афанасьевский погост.

Ужасный пожар 1843 г. уничтожил все дотла, оставив без крыши над головой двести обитательниц, и монастырь был перемещен на юго-восток Орла.
Открытие его на краю города осуществилось 31 октября 1848 г. В 60-е гг. 19 столетия Введенский монастырь расстроился до 75 келий, освятили надвратную церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1865 г.). В 1870 г. возвели из дерева трапезную, открыли больницу, устроили в монастыре богадельню, позже превращенную в девичье училище, еще позже перекрещенную в приходскую Свято-Ольгинскую двухгодичную школу для ста двадцати учениц (бесплатно). Храм (уже каменный) с часовней-усыпальницей в честь Воскресения Словущего выстроили и освятили в 1885 г.
Здесь хранятся православные святыни: список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Уже к 1901 г. монастырь стал одной из лучших и оборудованных обителей в России, в которой было 583 человека (монахини, рясофорные, послушницы).


За годы своего существования Свято-Введенский женский монастырь удостоился посещения видных личностей: императриц Елизаветы (1744) и Екатерины II (1787), преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, святого праведника Иоанна Кронштадтского, религиозного писателя Сергея Нипуса.
В послереволюционный период монастырь, как и многие другие, запретили и подвергли разрушению. Частично уцелели церкви Воскресения Словущего, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и две часовни. В послевоенные годы чего только здесь не было: артель, цех, склад, завод резинотехнических изделий, а также в кельях жили простые люди.
В 1993 г. архиепископ Орловский и Ливенский высокопреосвященный Паисий дал свое благословение — и началось возрождение монастыря. Сегодня Свято-Введенский женский монастырь закрыт для посещений, пройти внутрь очень сложно, делать там какие-то съемки вообще запрещено.
Попасть в храм к чудодейственному списку с иконы Божьей Матери Балыкинской можно только во время божественных служб, между которыми храм закрывают. В церковной лавке возле монастыря есть все необходимое.
Здесь хранились и хранятся православные святыни: не сохранившаяся икона Введения во храм Богородицы из города Карачева (17 век), список чудодейственной иконы Божией Матери, подаренный в 1712 г. архиепископом Иоанном (Максимовичем), частица Древа Животворящего Креста Господня, ковчег и больше пятидесяти икон с частицами мощей святых.
Монастырь является религиозным просветителем спецбольницы, колоний (женской и детской), детских садов и школ-интернатов, домов престарелых и ветеранов.
Посетив, если удастся, Свято-Введенский женский монастырь, попав в его храм на богослужение, можно почувствовать былое величие и спокойную благостную атмосферу этого старинного места, наводящего на думы о вечном.

__________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.

сайты указанных монастырей и храмов.

Святые места России.

Храмы и монастыри России.

Монастыри и храмы Центральной России.

  • 22077 просмотров

Просмотров