Индивидуальное занятие по дифференциации звуков, — Путешествие за шишками. Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков – Конспект по дифференциации

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: - Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Какое солнце?

Солнышко грустное?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

а) Игра: «Солнышко - ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л - д: - Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

В море синем паруса (шшшш....)

И пшениченька шумит (шшшш....)

И листочек шелестит (шшшш.......)

И ручей (ссссс......)

И оса кусается (сссс....)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Со - сова Шо - шорты

Это - серп Ши - шило

Сы - сыр Ша - шарф

в) Игра «Мозаика»

Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

Громкие звуки - красная фишка.

я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сани груша душ

сыр машина

шарф коса

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

миска - мишка

кашка - каска каша - касса

кошка - косичка

нас - наш вам - ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

7. Релаксация.

Игра «Релаксация»

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л - д: - Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Хвостиком посметала.

Дополните предложения, подобрав правильное слово

У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

На столе стояла. . . . . . . (Миска)

В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.

2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке - рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить - жить Житье - шитье

Шаль - жаль Жито — шито

Шалить - жалить Лежа — Леша

Шутка - жутко Мажут — машут

Уши - ужи Наживка - нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

Цель : дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Ход занятия

    Организационный момент

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

2. Основная часть

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. ---

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р . Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки встать.

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

Разместим картинки правильно.

Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол.

Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

    Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

    Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

    Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

    Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

    Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Бревно ползет по муравью.

3.Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

Ход занятия

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. (Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Просмотров