Морские мины второй мировой войны устройство. “Рогатая смерть” и другие

Мины морские

боевое средство (вид морских боеприпасов) для поражения кораблей противника и затруднения их действий. Основные свойства М. м.: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. М. м. могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья (см. Минные заграждения). М. м. представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русcкие инженеры в русско-турецкой войне 1768-1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована М. м., подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский учёный П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 40-50-х гг. академик Б. С. Якоби изобрёл гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853-56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. М. м. получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолёты.

М. м. в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта). По положению после постановки М. м. делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей - на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблём), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определённом расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины (рис. 1 , 2 , 3 ) бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины (рис. 4 ) снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся магнитное поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

Лит.: Белошицкий В. П., Багинский Ю. М., Оружие подводного удара, М., 1960; Скороход Ю. В., Хохлов П. М., Корабли противоминной обороны, М., 1967.

С. Д. Могильный.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мины морские" в других словарях:

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие … Большой Энциклопедический словарь

    Боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие. * * * МИНЫ МОРСКИЕ МИНЫ МОРСКИЕ,… … Энциклопедический словарь

    Мины морские - МИ́НЫ МОРСКИ́Е. Устанавливались в воде для поражения надвод. кораблей, подводных лодок (ПЛ) и судов противника, а также затруднения их плавания. Имели водонепроницаемый корпус, в котором помещался заряд ВВ, взрыватель и устройство, обеспечивающие … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М., устанавливаемые в акватории, предназначены для поражения судов и подводных лодок; бывают… … Энциклопедия техники

    Тренировка по обезвреживанию учебной морской мины в американском флоте Морские мины боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.… … Википедия

    Морские мины - один из видов оружия военно морских сил, предназначенный для поражения кораблей, а также для ограничения их действий. М. м. представляет собой заряд бризантного взрывчатого вещества, заключенный в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    мины - Рис. 1. Схема авиационной беспарашютной донной неконтактной мины. мины авиационные — морские (озёрные, речные) и сухопутные мины специальной конструкции для постановки с летательных аппаратов минных заграждений в акватории и на суше. М.,… … Энциклопедия «Авиация»

Мина морская является самодостаточным размещенным в воде с целью повреждения либо разрушения корпусов кораблей, подводных лодок, паромов, катеров и прочих плавсредств. В отличие от мины находятся в «спящем» положении до момента контакта с бортом судна. Военно-морские мины могут быть использованы как для нанесения прямого урона противнику, так и для затруднения его передвижений на стратегических направлениях. В международном праве правила ведения минной войны установлены 8-й Гаагской конвенцией 1907 года.

Классификация

Морские мины классифицируются по следующим признакам:

  • Типу заряда - обычные, специальные (ядерные).
  • Степени избирательности - обычные (для любых целей), избирательные (распознают характеристики судна).
  • Управляемости - управляемые (по проводам, акустически, по радио), неуправляемые.
  • Кратности - кратные (заданное количество целей), некратные.
  • Типу взрывателя - неконтактные (индукционные, гидродинамические, акустические, магнитные), контактные (антенные, гальваноударные), комбинированные.
  • Типу установки - самонаводящиеся (торпедные), всплывающие, плавающие, донные, якорные.

Мины обычно имеют округлую либо овальную форму (за исключением мин-торпед), размеры от полуметра до 6 м (и более) в диаметре. Якорные характеризуются зарядом до 350 кг, донные - до тонны.

Историческая справка

Впервые морские мины стали использоваться китайцами в 14-м веке. Конструкция их была довольно простой: под водой находилась просмоленная бочка с порохом, к которой вел фитиль, поддерживаемый на поверхности поплавком. Для использования требовалось в нужный момент поджечь фитиль. Применение подобных конструкций встречается уже в трактатах 16-го века в том же Китае, но в качестве взрывателя использовался более технологичный кремневый механизм. Усовершенствованные мины применяли против японских пиратов.

В Европе первая мина морская была разработана в 1574 году англичанином Ральфом Раббардсом. Спустя столетие голландец Корнелиус Дреббель, служивший в артиллерийском управлении Англии, предложил свою конструкцию малоэффективных «плавающих хлопушек».

Американские разработки

По-настоящему грозная конструкция была разработана в США в период войны за независимость Давидом Бушнелем (1777 г.). Это была все та же пороховая бочка, но оснащенная механизмом, детонировавшим при столкновении с корпусом судна.

В разгар гражданской войны (1861 г.) в США Альфредом Ваудом придумана двухкорпусная плавающая морская мина. Название для нее подобрали подходящее - «адская машина». Взрывчатое вещество располагалось в металлическом цилиндре, находившемся под водой, который удерживала плавающая по поверхности деревянная бочка, одновременно служившая поплавком и детонатором.

Отечественные разработки

Впервые электрический взрыватель для «адских машин» изобрел российский инженер Павел Шиллинг в 1812 году. Во время неудачной осады Кронштадта англо-французским флотом (1854 г.) в Крымскую войну отлично себя зарекомендовала мина морская конструкции Якоби и Нобеля. Полторы тысячи выставленных «адских машин» не только сковали перемещение неприятельского флота, но ими были также повреждены три крупных британских парохода.

Мина Якоби-Нобеля обладала собственной плавучестью (благодаря воздушным камерам) и не нуждалась в поплавках. Это позволяло устанавливать ее скрытно, в толще воды, подвешивая на цепях, или пускать по течению.

Позже активно применялась сфероконическая плавающая мина, удерживаемая на требуемой глубине небольшим и малозаметным буйком или якорем. Впервые была применена в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) и стояла на вооружении флота с последующими улучшениями до 1960-х годов.

Якорная мина

Она удерживалась на необходимой глубине якорным концом - тросом. Притапливание первых образцов обеспечивалось ручной настройкой длины троса, что требовало много времени. Лейтенант Азаров предложил конструкцию, позволявшую автоматически устанавливать морские мины.

Устройство оснащалось системой из свинцового груза и подвешенного над грузом якоря. Якорный конец наматывался на барабан. Под действием груза и якоря барабан высвобождался от тормоза, и конец сматывался из барабана. Когда груз достигал дна, сила вытягивания конца уменьшалась и барабан стопорился, за счет чего «адская машина» погружалась на глубину, соответствующую расстоянию от груза до якоря.

Начало XX века

Массово морские мины стали применяться в веке двадцатом. Во время боксерского восстания в Китае (1899-1901 гг.) имперская армия заминировала реку Хайфэ, прикрывая путь к Пекину. В русско-японском противостоянии 1905 года развернулась первая минная война, когда обе стороны активно использовали массовые постановки-заграждения и прорывы при помощи тральщиков.

Данный опыт был перенят в Первую мировую. Немецкие морские мины препятствовали высадке британского десанта и сковывали действия Подводные лодки минировали торговые пути, заливы и проливы. Союзники не остались в долгу, практически перекрыв для Германии выходы из Северного моря (для этого понадобилось 70 000 мин). Общая численность используемых «адских машин» экспертами оценивается в 235 000 штук.

Морские мины Второй мировой войны

В годы войны на морских театрах боевых действий было поставлено около миллиона мин, в том числе в водах СССР - более 160 000. Германией были установлены орудия смерти в морях, озерах, реках, в ледовом и в низовье реки Оби. Отступая, противник минировал портовые причалы, рейды, гавани. Особенно жестокой была минная война на Балтике, где немцами только в Финском заливе поставлено было более 70 000 шт.

В результате подрыва на минах затонуло примерно 8000 кораблей и судов. Кроме того, тысячи кораблей получили тяжелые повреждения. В европейских водах уже в послевоенное время на морских минах подорвались 558 судов, 290 из которых затонули. В первый же день начала войны на Балтике подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький».

Немецкие мины

Инженеры Германии в начале войны удивили союзников новыми высокоэффективными типами мин с магнитным взрывателем. Мина морская взрывалась не от контакта. Кораблю достаточно было подплыть достаточно близко к смертоносному заряду. Его ударной волны хватало, чтобы разворотить борт. Поврежденным судам приходилось прерывать миссию и возвращаться для ремонта.

Больше других страдал английский флот. Черчилль лично поставил наивысшим приоритетом разработать похожую конструкцию и найти эффективное средство для обезвреживания мин, но британские специалисты не могли раскрыть секрет технологии. Помог случай. Одна из сброшенных немецким самолетом мин увязла в прибрежном иле. Оказалось, что взрывной механизм был довольно сложным и базировался на Земли. Исследования помогли создать эффективные

Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м - модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.

Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.

Обезвреживание мин

Спустя 70 лет морские мины Второй мировой до сих пор представляют опасность для мирного пароходства. Большое их количество до сих пор остается где-то в глубинах Балтики. До 1945 года лишь 7 % мин были обезврежены, остальные потребовали десятилетий опасной работы по разминированию.

Основная тяжесть борьбы с минной опасностью легла на личный состав кораблей-тральщиков в послевоенные годы. Только в СССР было задействовано около 2000 тральщиков и до 100 000 человек личного состава. Степень риска была исключительно высокой из-за постоянно противодействующих факторов:

  • неизвестности границ минных полей;
  • разных глубин установки мин;
  • различных типов мин (якорных, антенных, с ловушками, донных неконтактных с приборами срочности и кратности);
  • возможности поражения осколками разорвавшихся мин.

Технология траления

Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.

Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.

Вывод

Морская мина, фото которой внушают страх одним только видом, до сих пор является грозным, смертоносным, при этом дешевым оружием. Устройства стали еще более «умными» и более мощными. Существуют разработки с установленным ядерным зарядом. Помимо перечисленных видов, существуют буксируемые, шестовые, метательные, самодвижущиеся и прочие «адские машины».

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда большую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.


«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.


Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.


Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.


Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.


Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.


Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.


Крейсер типа «Киров» Водоизмещение: 8 600 т // Длина: 1.91 м // Ширина: 18 м // Скорость хода: 35 узлов // Вооружение: 9 180-мм орудий | 8 100-мм орудий | 10 37-мм орудий | 12 пулеметов крупнокалиберных | 2 трехтрубных торпедных аппаратов | 170 мин.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.


В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.


Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Парогазовая торпеда типа 53-27 поступила на вооружение флота в 1927 году. Существовало две модификации торпеды: 53-27л – для подводных лодок типа «Kalev» и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами жёлобного типа. В 1935 г. производство торпед было прекращено. Всего было выпущено 1912 торпед, из которых было использовано 214 в период Второй мировой войны. ТТХ торпеды: длина – 7-7,2 м; калибр – 533 мм; масса – 1675 – 1725 кг; масса ВВ – 200-265 кг; дальность хода – 3,7 км; скорость – 43,5 уз; глубина хода – 3-14 м; давление воздуха высокого давления – 180 атм.; мощность двигателя – 270 л.с.

Парогазовая торпеда была разработана на базе итальянской «53-F» и принята на вооружение в 1939 г. Она использовалась крупными надводными кораблями, торпедными катерами и подводными лодками. Известна модификация «53-38У» с удлинненым отделением зарада и увеличенной массой ВВ. К началу войны на вооружении находилось более 3 тысяч торпед. ТТХ торпеды: длина – 7,2 м; диаметр – 533 мм; масса – 1615 кг; масса ВВ – 300 кг; дальность – 4/8/10 км; скорость – 30,5/34,5/44, 5 узла; глубина хода – 0,5-14 м.

В 1939 г. торпеда 53-38 была модернизирована и получила обозначение 53-39, в результате чего увеличились масса заряда (на 17 кг) и скорость движения на каждом из режимов (на 5-6 узлов). Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. Торпеда отличалась высокой точностью попадания в цель (при стрельбе на дальность 10 км отклонение составляло не более 100 м). Торпеда предназначавшалась для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. В ходе войны ее модификацию «53-39ПМ» оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа «зигзаг». ТТХ торпеды: длина – 7,3 м; калибр – 533 мм; масса – 1750 кг; масса ВВ – 317 кг; скорость – 51 узел; дальность – 8 км.

Торпеда «ЭТ-80» была принята в 1943 г. на вооружение подводных лодок. Всего за годы войны было выпущено 100 торпед, из которых лишь 16 было применено в бою. ТТХ торпеды: длина — 7,5 м; калибр 533 мм, масса — 1800 кг, масса ВВ — 400 кг; скорость – 29 узлов; дальность – 4 км; мощность двигателя — 80 кВт; глубина хода – 1 — 14 м.

Торпеды серии 450-мм калибра были разработаны на основе итальянской «45-F» и выпускались с 1938 г. в 4 модификациях: 45-36Н (корабельные), 45-36НУ (утяжеленная), 45-36АН (низкого торпедометания), 45-36АВ-А (высотного торпедометания). Торпеда предназначалась для сторожевых кораблей, эскадренных миноносцев типа «Новик», но использовалась и с подводных лодок, имевших торпедные аппараты, оборудованные 450-мм решетками. К началу войны на вооружении находилось 3,4 тыс. торпед из которых 1294 было использовано. ТТХ торпеды: длина – 5,7 — 6 м; калибр – 450 мм; масса – 935 — 1028 кг; масса ВВ – 200 — 284 кг; скорость – 32-41 узла; дальность хода – 3 — 6 км: глубина хода – 0,5 — 14 м; мощность двигателя – 92 — 176 л.с.

Гальваноударная, якорная всплывающая с грунта мина «ЭП-36» (эскадренная подлодочная) была принята на вооружение в 1941 г. Контактные колпаки мины выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки ее на заданную глубину. Мина оснащалась противопаравнным устройством «Чайка». Известна глубоководная модификация мины «ЭП-Г» образца 1943 г., которая устанавливалась на макимальной глубине 350 м с массой заряда в 260 кг. Она устанавливалась с подводных лодок типа «К» петлевым способом. Мины размещались в минно-балластной цистерне на рельсах, по которым они перемещались электролебёдкой и сбрасывались через днищевые люки. Одна лодка могла нести до 20 мин. Всего было выпущено 1714 мин. ТТХ мины: длина – 990 мм; ширина – 1076 мм; высота – 1630 мм; масса – 1050 кг; масса ВВ – 300 кг; длина минрепа – 155 -400 м; макимальная глубина постановки – 150/350 м; минимальный минный интервал – 50 м; время прихода мины в боевое положение – 2 — 5 минут; время подготовки мины к постановке – 8 минут; задержка взрыва – 0,3 с.

Авиационная высотная мина МАВ-1 изготавливалась на базе якорной мины обр. 1912 г. и была принята на вооружение в 1932 г. На базе якорной мины обр. 1926 г. (М-26) и МАВ-1 в 1933 г. создали новую якорную, контактную, парашютную мину, которую выпускали под обозначением МАВ-2. Носителями мин на наружной подвеске являлись самолеты «ДБ-ЗБ» и «ДБ-ЗФ». К началу войны на вооружении находилось 48 мин МАВ-1 и 200 мин МАВ-2. ТТХ мины МАВ-1: длина – 2670 мм; ширина – 950 мм; высота – 950 мм; масса – 920 кг; масса ВВ – 100 кг; длина минрепа – 100 м; максимальная глубина постановки – 100 м; минимальный интервал постановки – 30 м; высота сброса — до 3000 м; скорость постановки – до 300 км/ч. ТТХ мины МАВ-2: длина – 3500 мм; ширина – 1034 мм; высота – 950 мм; масса – 1420 кг; масса ВВ – 130 кг; длина минрепа – 130 м; максимальная глубина постановки – 142 м; минимальный интервал постановки – 55 м; высота сброса — до 4000 м; скорость постановки – до 165 км/ч.

В 1939 г. на вооружение была принята мина МИРАБ (мина индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета). Первоначально мина проектировалась как авиационная — в окончательном варианте предназначалась для постановки с надводных кораблей. К началу войны на вооружении находилось 95 мин. Некоторая их часть была модернизирована: вес взрывчатого вещества увеличен до 240 кг и обеспечена возможность для парашютного сбрасывания с самолета. ТТХ мины: длина – 1030 мм; ширина – 700 мм; высота – 700 мм; масса – 280 кг; масса ВВ — 64 кг; максимальная глубина постановки – 15 м; минимальный минный интервал – 25 м; время прихода в боевое положение – 3,5 минуты.

Якорная, контактная, беспарашютная мина «АМГ-1» (авиационная мина Гейро) была принята на вооружение в 1940 г. Она имела сфероцилиндрический корпус, на верхнем полушарии которого располагались пять гальваноударных колпаков, выдвигавшихся из гнезд корпуса мины пружинами после установки мины на заданную глубину. Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновыми и деревянными амортизаторами. Для стабилизации мины на воздушной траектории имелись баллистический наконечник и стабилизатор, которые отделялись от мины в момент приводнения. Мина устанавливалась петлевым способом, всплывая с грунта. Носителями мины являлись самолеты Ил-4 и А-20 с наружной подвеской. Самолет нес одну мину. Всего было выпущено 1915 мин. ТТХ мины: длина – 3600 мм; ширина – 940 мм; высота – 940 мм; масса – 1070 кг; масса ВВ – 260 кг; длина минрепа – 150 м; максимальная глубина постановки – 160 м; минимальный интервал постановки – 45 м; высота сброса — до 6000 м; скорость постановки – до 250 км/ч.

Противокорабельная контактная мина «ПЛТ» (подлодочная трубная) с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта была принята на вооружение в 1940 г. В результате проведенной модернизации в 1943 г. мина получила обозначение «ПЛТ-Г» (глубоководная) и могла использоваться на глубинах до 260 м. Использование мин требовало предварительного оборудования подводных лодок: установки специальных минных труб, приспособления балластных цистерн. Всего было выпущено 3439 мины обоих видов. ТТХ мины ПЛТ/ПЛТ-Г: длина – 1770 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 820 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 130/260; минимальный минный интервал – 55 м; время прихода в боевое положение – 5-15 минут; время подготовки мины к установке – 5 минут.

Плавающая контактная мина была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась пневматическим прибором плавания мины, обеспечивавшим автоматическое удержание заданного углубления в течение 3-9 суток без появления на поверхности воды. Мина допускала установку углубления с точностью до 1 м. и ставилась из минных труб подводных минных заградителей типа «Л». Известна модификация «ПЛТ-3», которая могла устанавливаться через 533-мм торпедный аппарат подводной лодки. Кроме того, использовался глубоководный варинат «ПЛТ-Г» с максимальной глубиной постановки 260 м. и масса ВВ – 240 кг. Всего было выпущено 1267 мин. ТТХ мины: длина – 1779 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 765 кг; масса ВВ – 300 кг; минимальный минный интервал – 50 м; впеся прихода мины в боевое положение – 4 минуты.

Якорная корабельная контактная мина предназначалась для поражения надводных кораблей и судов противника в прибрежных водах. ТТХ мины: длина – 675 — 680 мм, ширина — 580 мм, высота – 970 — 980 мм; масса — 168 — 175 кг; масса ВВ — 20 кг; глубина постановки — 50 м.

Малая речная якорная гальваноударная мина Р-1 с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Она предназначалась для использования на реках, морских побережьях и в шхерах против десантных кораблей. Мина могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13,5 м). ТТХ мины: длина – 1560 мм; ширина – 595 мм; высота – 710 мм; иасса – 275 кг; масса ВВ – 40 кг; длина минрепа – 35 м; максимальная глубина постановки – 35 м; минимальный минный интервал – 20 м; время прихода в боевое положение – 10-20 минут.

Антенная глубоководная морская мина была принята на вооружение в 1940 г. и служила для поражения судов и подлодок противника, а также для затруднения их плавания. Она выпускалась в двух модификациях — «АГ» и «АГСБ». Оружие представляло собой мину «КБ», оборудованную антенными устройствами.

После установки мины на заданное углубление две медные антенны, выравнивали свой электрический потенциал в морской воде. При касании какой-либо антенны корпусом подводной лодки баланс нарушался, что приводило к замыканию электрической цепи запала мины. Длина антенн обеспечивала перекрытие толщи воды в 60 м. В целях исключения безопасного прохода подводной лодки между верхней и нижней антенной на корпусе мины были установлены пять гальвано-ударных колпаков. Из-за незначительной прочности медных антенн по сравнению со стальным минрепом срок службы антенных мин был вдвое меньше, чем у обычных якорных, а на изготовление антенн каждой мины расходовалось до 30 кг дефицитной меди. В период войны антенный взрыватель был модернизирован посредством замены медных антенн стальными, равнопрочными с минрепом, и монтажом аппаратуры в едином блоке. Модернизированная мина получила название АГСБ («антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок»). Также известен вариант мины «АГС» (КБ-2), имевший только нижнюю антенну и предназначенный для постановки в мелководных районах. Кроме того, выпускался глубоководный вариант мины «АГС-Г» с макисмальной глубиной установки в 500 м. Всего было выпущено более 2 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2161 мм; ширина – 927 мм; выота – 1205 мм; масса – 1120 кг; масса заряда – 230 мм; длина минрепа – 360 м; максимальная глубина постановки – 320 м; минимальный минный интервал – 35 м; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 3 секунды; длина антенны – 35 м; время подготовки мины к установке – 20 минут.

Корабельная большая (КБ) якорная морская мина была принята на вооруженеие в 1931 г. В 1940 г. ее модернизированный вариант выпускался под обозначением «КБ-3». Одной из особенностей мины КБ было наличие предохранительных чугунных колпаков, закрывающих гальваноударные элементы — минные рожки. Предохранительные колпаки фиксировались на корпусе с помощью предохранительной чеки и специальной стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед постановкой мины чека удалялась, и предохранительный колпак удерживался лишь стропкой. После постановки мины происходило таяние сахара, распускание стропки и открытие стопора, предохранительный колпак освобождался и с помощью пружинного устройства сбрасывался, после чего мина приходила в боевое состояние. Начиная с 1941 г. в минах стал применяться клапан потопления, обеспечивающий самозатопление мины, сорвавшейся с якоря, что обеспечивало безопасность своих кораблей в районах, прилегающих к оборонительным минным заграждениям. Всего было выпущено около 8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2162 мм; ширина – 927 мм; высота – 1190 мм; масса — 1065 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 263 м; минимальная глубина постановки – 9 м; минимальный интервал постановки – 35 м; время подготовки мины для постановки – 5 минут; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 0,3 с; срок службы – до 2 лет.

Авиационные магнитные донные мины «АМД-500» и «АМД-1000» были приняты на вооружении в 1942 г. Они имели цилиндрическую форму, снаряжались индукционным двухканальным неконтактным взрывателем и снабжались устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Их особенность — чувствительность взрывателя под действием остаточного магнитного поля корабля или подводной лодки на глубинах до 30 метров. Батареи мин, ёмкостью 6 ампер-часов, питали всю электросхему и имели выходные напряжения 4,5 и 9 вольт, соответственно. Взрывчатое вещество содержало смесь 60% тротила, 34% гексогена и 16% алюминиевой пудры. Мины могли, как сбрасываться с самолета, так и устанавливаться с подводной лодки или надводного окрабля. В авиационном варианте мина ставилась с парашютом, отделявшимся в момент приводнения. В качестве противотральных устройств применялись: прибор срочности, обеспечивавший задержку включения аппаратуры на срок до шести суток, и прибор кратности, допускавший до двенадцати холостых срабатываний. ТТХ мины: длина – 2800/3780; ширина – 450/533 мм; высота – 450/533 мм; масса – 500/1000 кг; масса ВВ – 300/700 кг; интервал постановки – 70 м; высота сброса до 300/600 м; скорость сброса до 250/300 км/ч.

Мина была разработана на базе обр. 1912 г. и принята на вооружение в 1926 г. Форма корпуса мины была изменена с шаровой на сфероцилиндрическую. Для облегчения постановки мины, она на тележечном якоре располагалась горизонтально. Мина оснащалась ударно-механическим взрывателем. К началу войны было выпущено 26,8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 1840 мм; ширина – 900 мм; высота – 1000 мм; масса – 960 кг; масса ВВ – 242-254 кг; длина минрепа – 130 м; минимальный минный интервал – 55 м.

Якорная гальваноударная мина обр. 1908 г. была создана путем модернизации мины обр. 1906 г. К началу войны СССР располагал 12,2 тысячами мин обр. 1908, 1912 и 1916 гг. В 1939 г. мина обр. 1908 г. была модернизирована и получила обозначение «Мина обр. 1908/39 г.».

Мины применялись против кораблей небольшого водоизмещения, против тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений, иногда — в качестве противолодочных, для чего ставились с углублением 24 и 40 м. ТТХ мины обр.1908/39: длина – 1280 мм; ширина – 915 мм; высота – 1120 мм; масса – 592 кг; масса ВВ – 115 кг; длина минрепа – 110 м; минимальный минный интервал – 35 м.

Минный защитник «МЗ-26» поступил на вооружение в 1926 г. и был предназначен для защиты минных заграждений от вытраливания путем разрушения контактных тралов. При постановке защитника магазин с четырьмя буями отделялся от якоря и устанавливался на заданное углублении, затем один из буев отделялся от магазина и всплывал на длину буйрепа. Когда трос контактного трала касался буйрепа, он скользил по тросу до ближайшего подрывного патрона. При срабатывании патрона трос контактного трала перебивалсвя и трал выходил из строя. Защитник действовал 4 раза до израсходования буев. Минные защитники ставились в 1-2 ряда перед минными заграждениями. ТТХ устройства: длина – 1240 мм; ширина – 720 мм; высота – 1270 мм; масса – 413 кг; масса ВВ – 1 кг; длина минрепа – 110 м; время прихода в боевое положение – 10 — 20 минут.

Глубинные бомбы в СССР были приняты на вооружение в 1933 г. Существовало два типа бомб: большая глубинная бомба «ББ-1» со взрывателем «К-3» и малая — «БМ-1». «ББ-1» — основная тяжелая глубинная бомба советского ВМФ в период Второй мировой войны предназначалась для уничтожения подводных лодок. ТТХ бомбы: высота – 712 мм; диаметр – 430 мм; масса заряда – 135 кг; общая масса – 165 кг; скорость погружения – 2,5 м/с; первый пояс установки взрыва – 10 м; последний пояс установки взрыва – 100 м; радиус разрушительного действия – 5 м; минимальное допустимое расстояние между двумя сбрасываемыми бомбами – 25 м; минимальное безопасное расстояние до сбрасываемого корабля – 75 м. «БМ-1» применялась с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. «БМ-1» имела скорость погружения – 2,1-2,3 м/с; глубина погружения – до 100 м; общая масса – 41 кг; масса ВВ – 25 кг; длина – 420 мм; диаметр – 252 мм; радиус эффективного поражения до 3,5 м.

Просмотров