Тема НОД: «Сбор грибов». Конспект занятия "грибы" в старшей группе

Анна Вавилина
Грибы. Конспект открытого занятия в старшей группе

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи

Грибы

конспект интегрированный непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста

(коммуникация, познание, художественное творчество, музыка)

Задачи : - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации.

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой природе, расширять представления детей о лесе и его обитателях;

Учить выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы , называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные) ;

Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов ;

Развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;

Активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы » , развивать фонематический слух; речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, фонетическая зарядка, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Оборудование : мольберт, игрушка «Старичок – Лесовичок » , раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов , магнитофон, запись «Голоса леса» , телефон, «пеньки» (модули, корзина, предметные картинки «Грибы » (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб , масленок, опенок). Основа для аппликативных композиций «Белочка» , «Ежик» , заготовка гриба . Цветная бумага гофрированная (оранжевая, красная, коричневая, желтая, черная, клей-карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Предварительная работа : рассматривание грибов (муляжи, экскурсия в лес, беседа о характерных признаках грибов .

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, мне кто-то звонит, давайте ответим. Оказывается это Старичок – Лесовичок . Сейчас я включу телефон, и вы его услышите :

Я веселый старичок

Старичок-Лесовичок !

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно :

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову.

Воспитатель : Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка ?

Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от садика.

Воспитатель : Предлагаю вам встать друг за другом - как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь (во время музыкальных пауз объявляю остановки, «открываю » и «закрываю» двери воображаемых вагонов, при движении нужно идти топчущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание : «Чух-чух-чух.» ).

Станция «Лесная» ! Вот мы и приехали в лес, я предлагаю вам сесть на «пенечки» (расставленные полукругом) .

Ребята, в лесу много не только интересного, но даже сказочного. В этом лесу живет Старичок – Лесовичок , но он пока боится выйти из леса и прячется от вас.

Чтобы старичок Лесовичок не боялся вас, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке - я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной» .

Воспитатель : задаю вопросы ребятам

- Гриб какой ?. (лесной) (дорога, озеро, ягоды, листочек, поляна, воздух, тропинка, запахи, дерево).

Ребята, давайте позовем Лесовичка : «Старичок - Лесовичок , выйди к нам!» с разной интонацией (шепотом, погромче и совсем громко) .

Показываю детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы :

Какое сейчас время года? (Осень) .

Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы .)

Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточнить какие?»

Предлагаю детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы .

Старичок - Лесовичок : Теперь, вы, грибники . Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика, собираем грибы . Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки, срезаем ножом грибы (имитация движений) .

Старичок - Лесовичок : зачитывается стихотворение

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Бод березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем .

Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (плоские их изображения) .

Как называется гриб , который ты нашел?

Какой он - большой или маленький?

Какого цвета у него шляпка, ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая? Почему гриб так назван ?

Когда грибы будут названы и описаны, предлагаю положить их в общую корзину.

Какие в корзине собраны грибы - съедобные или несъедобные?

Дети : Съедобные. - Какие несъедобные грибы вы знаете ? Почему их так назвали - „несъедобные"?»

Старичок - Лесовичок : Есть грибы ядовитые . В «несъедобных» грибах есть яд , который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Собирать грибы нужно только хорошо известные нам.

Рассматриваем грибы , которые собрали в лесу.

Старичок – Лесовичок : достает из корзинки «грибы » . Загадывает загадки.

1. Я родился в день дождливый, под березкой молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик :

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

4. На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик)

Сравнение грибов по схеме

Сравним эти грибы : лисичка и подберезовик, рыжик и белый гриб

Чем они похожи и чем отличаются?

Старичок – Лесовичок : - Так какие же грибы можно найти в наших лесах?

Ребята, кто знает этот гриб ? (рассказы детей по картинке) .

Маслята, опята, белый гриб , мухомор, рыжик, подберезовик.

Старичок – Лесовичок : Следующая остановка «Грибная » ! Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети : Лес нам дает ягоды, грибы , орехи.

Старичок – Лесовичок : А что можно приготовить из грибов ?

Дети : Суп грибной , грибы жареные , соленые, сушеные.

Старичок – Лесовичок : Вот какие подарки преподносит нам лес! Давайте высушим грибы на зиму (дидактическая игра «Засуши на зиму» ). Соберите грибы на ниточку только те, которые можно есть.

Какие грибы остались на столе ?

Дети : Мухоморы, бледная поганка. Почему?

Дети : Ядовитые.

Старичок – Лесовичок : Правила поведения в природе при сборе грибов . Сбор грибов называют «тихой охотой» . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами .

А вы знаете зачем?

Дети : Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего?

Дети : Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы новые грибы не вырастут .

Двигаемся на электричке к следующей станции

Старичок – Лесовичок : Наша станция «Мастерилка» !

Ребята, мои друзья - белочка и ежик болели, и поэтому не успели собрать грибы на зиму . Нужна ваша помощь.

Старичок – Лесовичок : Как мы можем помочь?

Дети : Надо помочь насобирать им грибов .

Старичок - Лесовичок : Правильно! В беде нельзя оставлять зверей.

Воспитатель : Я предлагаю изготовить грибы из бумаги и оставить их в лесу

Предлагаю детям сесть и размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Пальчик, пальчик-непоседа"

Топ-топ – пять шагов, (шагаем пальчиками по столу)

в туеске пять грибов (переплетая пальцы обеих рук – туесок, в кулачок)

Мухомор красный – гриб опасный ,

а второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка , розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок , бородатый старичок .

Пятый гриб – белый , ешь его смело!»

(на каждое двустишие разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинца)

Продуктивная деятельность «Грибы » (аппликация из бумаги) .

Воспитатель показывает небольшую корзиночку.

Чтобы узнать, что находится в корзинке, надо отгадать загадку : «Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (гриб )

Посредством беседы, уточняю с детьми строение грибка (его части, форму) . При этом основное внимание уделяет форме шляпки («Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая» ). Обвожу шляпку пальцем и предлагаю детям в воздухе «нарисовать» ее. А ножка гриба прямая и отходит от середины шляпки.

Как нужно работать с гофробумагой. В замедленном темпе показываю и объясняю приемы работы :

1. Лист цветной бумаги взять двумя руками, смять в комок;

2. Сильно сжать в кулаке одной, затем другой рукой, а после скатать ладошками, придавая ему округлую форму (аналогично сжать другие кусочки бумаги) ;

3. Намазываем клеем часть гриба и приклеиваем бумажные комочки на основу, в контурное изображение, заполняя все пространство.

Объяснение задание :

Показываю детям основу для аппликативных композиций «Белочка» , «Ежик» .

Каждый сделает по одному грибку для зверей , а для кого, вы выберите сами.

В процессе работы помогаю детям в закреплении приема - скатывания комочков из бумаги (индивидуальный показ) . Слежу, как дети составляют композицию, в какой последовательности наклеивают части аппликации : ножка, шляпка.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей.

Предупреждаю об окончании работы.

Ребята, нам нужно поторапливаться, последняя электричка из леса отправляется через … минут.

Готовые работы прикрепляются к основе, ребята угадывают название грибов .

Старичок – Лесовичок : Молодцы! Я уверен, что зверята обрадуются, увидев ваш подарок. Они всегда будут рады видеть вас в своих владениях.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся со Старичком - Лесовичком .

А нам пора возвращаться в детский сад. Заходим в электричку и отправляемся в обратном направлении через все станции.

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие в лес. Остановка «Детский сад» !На каких остановках мы побывали? На какой остановке вам понравилось больше всего? Как используют грибы в пищу ? Почему нельзя рвать грибы с корнем ? Что нужно знать тем, кто собрался в лес собирать грибы ?

Воспитатель : Всем спасибо за работу.

Занятие № 2

Тема: «Грибная сказка».

Программные задачи.

Образовательные : расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах; познакомить с другим названием белого гриба – боровик; формировать представления о правилах сбора грибов; объяснить значение для лесного сообщества несъедобных для человека грибов.

Развивающие : развивать наблюдательность, связную речь; умение отгадывать загадки, находить изображение необходимых ответов; различать, называть и описывать съедобные и несъедобные грибы

В оспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его дарам.

Оборудование: игрушка – Колобок, наглядно-дидактическая картина «Лес», плоскостная корзина с прорезями, трафареты грибов: боровик, подосиновик, подберезовик, масленок, опята, сыроежка, мухомор и бледная поганка; картинки с изображением грибов.

Предварительная работа: беседа о грибах; чтение стихотворения Е. Трутневой «Грибы», экологической сказки Е. В. Шикова «Гриб»; рассматривание тематического альбома «Грибы».

1. Воспитатель загадывает загадку:

Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб).

Ребята, а вы собирали когда-нибудь грибы в лесу? А какие съедобные грибы вы знаете?

Сегодня на занятие к нам пришел наш знакомый Колобок, и принес новую историю, которая с ним приключилась в лесу, да необычную, а грибную.

Ч тение сказки Т. Николаевой «Замечательный зонтик»

«Подарила бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зеленый в белую ромашку. Пошел Колобок в лес. Вдруг кто знакомый встретится – будет, чем похвастаться. Взял Колобок еще корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками? Идет Колобок, вертит над собою зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются.

Наверное, о зонтике поют, восхищаются, – думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро!

Видно от удивления, – думает Колобок, – вот бы еще Волка встретить, а то и Лису…

Размечтался Колобок и не заметил, как потемнело. И забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро, а Колобку – сухо. Но дождь быстро кончился, и вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой веселая радуга. Засмотрелся Колобок и трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил? Смотрит, а прямо на тропинке лежит камень – не камень, пенек – не пенек, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было.

Вот найду корзинку и зонтик, тогда и разберусь, – подумал Колобок. И принялся искать, но так ничего и не нашел. Что делать?

Присел Колобок на камень-пенек и задумался. И вдруг почувствовал, что его будто кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. А тут еще кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.

Кто это вздыхает тут?

Это я, гриб-Боровик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы грибы, народ сильный!

Гриб-Боровик Колобку знаком. С бабушкой собирал. Потом сушил. А суп из боровиков какой вкусный!

Быстро я вырос, – говорит Боровик, – это потому, что дождь хороший прошел. А грибам только того и надо.

Боровик еще что-то говорил, да Колобок его уже не слушал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромой по краю. Но что это? Рядом еще зонтики. Малиновые, желтые, даже красный в белую горошину! Скатился Колобок на землю и к зонтикам. А какой из них его – забыл.

Возьму-ка красный в белую горошину, – думает.

Я не зонтик. Я – гриб – Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка . Ты нас не трогай, мы ядовитые!

И мы не зонтики! – закричали остальные, – мы сестрички, разноцветные Сыроежки .

А мы - Опенки ! А я – Масленок ! Смело можешь класть нас в корзинку, на жаркое!

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок, махнул рукой и сел на траву горевать. Поднял голову – что это? Небо над ним в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы еще корзинку! А ее и искать не надо. Стоит рядом она на соседней полянке. Огляделся Колобок: вся полянка в рыжих блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Взял Колобок корзинку и слышит:

Верно. Не блюдца мы, а грибы-Лисички , такие же хитрые, любим под листочками прятаться. Мы – самые вкусные!

Нет, мы! – закричали из-под березки грибы на серых ножках с коричневой шляпкой, – нас – Подберезовиков вкуснее нет! Хоть соли, хоть жарь!

Тут из-под осинок показалась круглая красная шапочка:

Не слушай ты их, собирай только нас – Подосиновиков !

Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратил в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку. Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его бабушка не подарила бы, и Колобок не пошел бы хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так!»

Вопросы:

Что подарила Колобку Бабушка? Зачем Колобок пошел в лес? (Погулять и показать свой н овый зонтик )

На кого сел Колобок вместо пенька?

Опишите гриб-Боровик. Почему он так называется?

Какие грибы, похожие на зонтики затем увидел Колобок?

Опишите Мухомор и Бледную поганку. Почему они так называются?

А какие съедобные грибы встретились Колобку? Опишите Сыроежку, Опенки, Масленки. Почему они так называются?

С какими съедобными грибами познакомился Колобок на соседней полянке? Опишите Лисички, Подберезовики, Подосиновики. Почему они так называются?

Чем закончилась история про Колобка?

Ф изминутка.

Детский сад шагает в лес

Там полным-полно чудес:

Вот осинка на ветру ветками качает,

Бурый мишка детвору весело встречает.

А там с правой стороны, прямо у дорожки

Белый гриб стоит-молчит на толстенной ножке.

Вот болото на пути, надо нам его пройти.

На лесной опушке прыгают лягушки.

Погуляла детвора, в детский сад идти пора.

2. Воспитатель: – Ребята, а мы сейчас с вами тоже будем собирать грибы вот в эту большую и красивую корзину. А кто знает, как надо правильно собирать грибы? (Ответы ).

Правило первое : Грибы нельзя выдергивать из земли – это наносит вред грибнице, и тогда на этом месте грибы больше не вырастут. Их надо очень осторожно срезать ножом. Если гриб оказался червивым, надо его разломать на несколько частей и разбросать в разные стороны. Его семена-споры прорастут, и будет больше грибов.

Есть у грибов другой «враг» – машины, автобусы и другой транспорт, которые выбрасывают в воздух вредные газы и могут «заразить» ими грибы.

П равило вто р ое : Нельзя собирать грибы около дорог.

Правило третье: Незнакомые и несъедобные грибы собирать нельзя! Но сбивать их ногами и топтать их тоже не надо – они пригодятся животным и птицам.

Ну вот, мы с вами знаем все правила, теперь можно смело отправляться в лес за грибами.

3. Дидактическая игра «Положи грибок в кузовок».

Изображение грибов стоят на картине «Лес». Воспитатель читает загадку. Тот, кто правильно отгадает о каком грибе идет речь, назовет его и найдет на картине, тот съедобные грибы вставляет в прорези корзинки, а нёсъедобные оставляет в лесу. Побеждает тот, кто угадает больше грибов.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением С. Погореловского

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя,

Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница). Учить детей вырезать шляпки грибов из бумаги (полоски). Делить полоски на 4 и 2 части. Выполнять работу аккуратно, развивать творчество.

Разыгрался ветер на лесной поляне

Закружил осину в желтом сарафане

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой

Облетели листья клена, клен от холода дрожит

На дорожках у балкона золотой ковер лежит.

Вед.: Ребята, как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Вед.: Правильно. А какие приметы осени вы знаете?

Дети: Дни стали короче, ночи длиннее, сохнет трава, желтеют и опадают листья, животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают.

Вед.: Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что собирают урожай овощей и фруктов.

Вед.: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о грибах, какие есть грибы, как растут, что надо для их роста. А чтобы все это узнать нам надо, отправиться в лес. Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте возьмем корзинки и оправимся в лес. Но лес, ребята так далеко, что нам не дойти. Я предлагаю вам поехать туда на автобусе. Занимайте места, автобус отправляется.

Вот и лес. Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес.

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай кто я». Все грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга, и частенько трудно бывает определить, какой же ты гриб нашел. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны жителям леса.

Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их, чтобы не повредить грибницу.

Не раскапывать палкой грибницу – она может засохнуть.

Не собирать грибы у проезжей части.

Собирать только известные грибы

Не срывать старые и очень маленькие грибы.

Молодцы, вы все правила усвоили.

А вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (БОРОВИК)

Верно, ребята это боровик. Его величество боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шляпка. А еще его называют белым грибом. Почему?

Дети: Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы.

Вед.: Когда я была маленькой, мне было интересно знать почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы, а в другой совсем черные. Она сказала: «Вот это белые грибы и подберезовики. Белые грибы не боятся ни варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберезовики почернели, поэтому в народе их называют чернушками. Все грибы темнеют, кроме белых, поэтому белый гриб называют еще гриб – полковник.

А вот и другой гриб.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

Зовусь я (ПОДОСИНОВИК)

Вед.: Ребята, а почему его так называют?

Дети: Потому что он растет под осиной.

Вед.: А что вы еще знаете об этом грибе?

Дети: Этот гриб съедобные. У него прямая ножка и ровная круглая шапочка

Подходят к следующему грибу.

Не скрою, не белый я, братцы, попроще

Расту я обычно в березовой роще. (ПОДБЕРЕЗОВИК))

Вед.: Иногда подберезовик путают с подосиновиком. Потому что они между собой похожи и растут рядом. Как же их всё таки различить?

Дети: На изломе подосиновик темнеет, а подберезовик остается светлым.

Дети подходят к семейству опят.

Вед.: А вот сразу несколько грибов, целая семейка.

Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети

На пеньках растем в лесу

Как веснушки на носу. (ОПЯТА)

Вед.: Ребята, а какие бывают опята?

Дети: Осенние и летние.

Вед.: Где они обычно растут?

Дети: На пнях, сваленных деревьях.

Вед.: Дети, вы знаете уже, многие грибы дружат с деревьями: с березой – подберезовик, с осиной – подосиновик. Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

Посмотрите на этот рисунок. Здесь нарисованы дерево и грибы. Вместе с грибами нередко вырывается из земли грибница – длинные тонкие нити. Эти тонкие нити и есть само растение гриб. Вот под деревом вырос гриб. Ему от роду один день. А дереву и грибнице много лет. Они росли вместе, но возможно грибница даже старше и помогла дереву расти. Грибницы часто оплетают кончики корней деревьев и это обоим очень удобно. Дерево дает грибу готовую пищу – выделенный корнями. А гриб снабжает его продуктами размножения веществ, которые содержатся в почве.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут – покажем

Руки сложили назад.

Ребята, при сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Сейчас мы узнаем знаете ли вы ядовитые и съедобные грибы, и если гриб съедобный хлопнуть в ладоши, а если нет, значит не хлопать. Отгадайте какой самый ядовитый гриб в лесу. (Игра «Найди гриб»)

А вот кто-то важный на беленькой ножке.

Он в красной шляпке, на шляпке горошки (МУХОМОР)

Вед.: Почему его называют мухомор?

Дети: От него мухи дохнут.

Вед.: Дети, а лоси им лечатся. Они проглатывают его целиком и потом выздоравливают. А еще какие грибы ядовитые вы знаете?

Дети: Бледная поганка, ложные лисички.

Игра «Съедобный гриб, несъедобный».

Вед.: А вы знаете как определить какие грибы вы нарвали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю очищенную луковицу, и если хоть один ядовитый гриб – луковица посинеет. Ребята, а что можно готовить из грибов и как можно их готовить?

Дети: Варить суп, жарить, сушить, мариновать, солить.

Вед.: Молодцы, все вы знаете теперь о грибах. А теперь давайте соберем в корзинки грибы и отправимся домой.

АППЛИКАЦИЯ.

Ну вот мы и собрали грибов, пора и домой. Ой, ребята, посмотрите, что за дерево растет? Смотрите и грибочки на нем висят, наверное белочка летом заготовила, чтобы зимой было что есть. Давайте и мы подарим белочке по грибочку. Ох, как она обрадуется. Говорите: «До свидания, лес. Спасибо за грибы». Садитесь в автобус. А вот мы и приехали. Понравилось вам путешествовать. Какие грибы мы сегодня видели в лесу?

Дети: Подосиновик, подберезовик, опята, боровик.

Вед.: Как называется домик гриба?

Дети: Грибница.

Вед.: А грибы, которые вы собрали в лесу забирайте домой.

Конспект ННОД в подготовительной группе, тема: «Грибы»

Цели:

Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов.
Познакомить детей с пословицами о грибах, учить понимать смысл пословиц.
Учить детей понимать происхождение слов-названий грибов.
Упражнять в заучивании, четком и быстром произнесении скороговорки.
Закреплять знания о цифрах, умение отсчитывать заданное количество предметов, решать задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать изобразительные умения.
Развивать творческое воображение, речь, мышление.

Оборудование:

Картинки или фотографии с изображением грибов.
Математические веера с цифрами.
Плоскостные изображения грибов (в большом количестве).
Простые и цветные карандаши, листы бумаги.

Примеры работ детей к занятию «Грибы».

Ход занятия:

Есть такая пословица: «Весна красна цветами, а осень - грибами». Как вы ее понимаете?
Почему же грибов много именно осенью? Какую погоду они любят? Сырую, дождливую, но теплую погоду. Именно такая бывает в начале и середине осени.
Если дождик и тепло, гриб считает - повезло!

А вот еще пословица про грибы: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок». Можете объяснить смысл этой пословицы? Грибы нужно не вырывать с корнем, а срезать, оставляя корень в земле - тогда вырастут новые грибы.

Так почему же говорят: «Не всякий гриб в кузовок кладут»? Есть грибы съедобные, которые можно приготовить и съесть, а есть грибы ядовитые - их не только есть, даже трогать нельзя! Какие вы знаете ядовитые грибы? Мухомор, поганка, ложный опенок. В ядовитых грибах есть яд, который может вызвать отравление. Даже если не трогать гриб, а растоптать его ногой, яд останется на обуви, обувь снимают руками, а руки не всегда моют тщательно. Да, к тому же, если человеку гриб не годиться, это не значит, что его уничтожать нужно.

Вот мухомор. Для человека он ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.

О чем рассказывают названия грибов

Нет, грибные имена непонятны для меня:
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки, не кричат опять опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи это шутки?

Некоторые названия грибов говорят о месте, в котором они выросли. Как вы думаете, под каким деревом растут подосиновики? Под осиной. А под каким деревом растут подберезовики? Под березой. А под какими деревьями растут дубовики? Под дубами.
Название опята происходит от слова «пень», ведь с одного пенька можно насобирать целую корзинку опят.

А некоторые грибы получили название за свой цвет и внешний вид.
Лисички назвали так за оранжевый цвет, похожий на цвет лисьей шубки.
Бледные поганки имеют бледно-серый цвет.
Грибы под названием серая рядовка люди называют просто серенькие или мышата.
Грибы рыжики какого цвета? Рыжего, оранжево-коричневые.
А грибы зеленушки? Зеленые. А попробуйте догадаться за что получил свое название гриб сморчок? Он весь в складках, как бы сморщенный.
У грибов маслят масляные шляпки блестящие и липкие, как-будто маслом смазанные.

А сыроежками называют грибы, которые можно есть … сырыми.

Скороговорка про грибы

Давайте разучим и постараемся быстро признести скороговорку: «Гриша шел, шел, шел, белый гриб нашел».

Гимнастика для глаз

Найдите глазами картинку с изображением гриба, которого считают самым важным среди всех грибов.
(Боровик или белый гриб)

Найдите глазами картинку с изображением гриба, который «красен, да для здоровья опасен».
(Мухомор)

Найдите глазами картинку с изображением гриба, про которого можно сказать «масляна головушка».
(Масленок)

Найдите глазами картинку с изображением таких грибов:

Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)

Реши задачки про грибы

Решите загадку и покажите ответ-цифру на математическом веере.

Ёжик по грибы пошел.
Десять рыжиков нашел.
Десять положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, ёж?
(Два)

Однажды Леший с Водяным
Бродили по местам грибным.
И нашли под елью скоро
два огромных мухомора.
Походили у осин
И нашли еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько собрано грибов?
(Три)

Сбор грибов

Выберите на математическом веере цифру, кроме тех, которые были ответами на задачи. Покажите, какие цифры вы выбрали. А теперь сходите на полянку-ковер и наберите столько грибов, сколько показывает ваша цифра.

Рисование «Сказочный гриб»

Мы видели на картинках и фотографиях много разных грибов. Некоторые грибы видели в лесу или на столе, приготовленными для еды. А нарисовать я предлагаю вам гриб сказочный - такой, какого никто не видел, какой может быть только в сказке.

Хорошо подумайте, какой характер у вашего гриба? Добрый, сердитый? А может это будет гриб-воин, гриб-мудрец, гриб-модник или гриб-домик. А может вы придумаете и нарисуете целое семейство сказочных грибов.
Как будет выглядеть ваш гриб? Высокий или низкий? Тонкий или широкий? Какой формы его шляпка?
Продумайте цвета, которыми будете раскрашивать свои грибы. А также не забудьте о фоне: если оставить фон белым, получится так, как-будто гриб растет на снегу.

ГРИБЫ.

Используемая литература: Гомзяк О.С. «Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе». 1 период обучения.

ЗАНЯТИЕ № 1

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме: гриб, искал, нашел, собрал, складывать, сложил, срезать, срезал, ножка, шляпка, корзина, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор . Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже), умения образовывать числительные от сущ-х, преобразовывать существительные им. падежа от сущ-х предложного падежа. Совершенствование навыков счета в пределах 5.

Оборудование: Картинки с плоскостным изображением грибов, картинка «В лесу», картинка-загадка «Что ты видишь?», Карточки с изображением разного количества грибов, иллюстрации к сказке Катаева «Грибы», схемы предлогов (на, в, под, из-под).

Предварительная работа: Чтение сказки Катаев «Грибы», рассматривание предметных картинок с изображением грибов, разучивание упр. «Грибы».

Примерный ход занятия:

1. Орг.момент:

{Развитие зрительного внимания и элементарных математ. представлений. Совершенствование навыков счета в пределах 5}

На столе разложены карточки с изображением грибов. Детей приглашают к столу.

Лог.: Возьмите любую понравившуюся вам карточку. Посмотрите на свою карточку, сосчитайте, сколько на ней изображено грибов. Сейчас сядет на стульчик тот, у кого один гриб, два гриба и т.д.

Дети садятся по очереди согласно заданию.

Лог.: Кто знает, как называется его гриб?

2. Рассматривание строения гриба. Сравнивание грибов по внешнему виду.

Сверху у гриба шляпка, под шляпкой – ножка.

А слово «ножка»?

Посмотрите, все ли грибы одинаковые?

Нет. Все они отличаются?

Чем они отличаются?

Цветом, размером, ножкой, у некоторых юбочка.

Какие вы внимательные! А еще они растут в разных местах. Давайте познакомимся с грибами поближе:

Посмотрите вот красные грибы: подосиновик, мухомор, сыроежка.

Давайте опишем их:

У подосиновика шляпка – красная, ножка – серая в черточку черную.

У сыроежки – шляпка красная, а ножка белая.

У мухомора – шляпа красная в белый горошек, а ножка белая, на ней юбочка.

А вот другие грибы, опишем их:

Маленькие тонкие светло-коричневые ножки, шляпки светло-коричневые, растут на пеньках – Это ОПЯТА.

Название грибам дали от места их произрастания: растут на пеньках около пят.

Большой ножка толстая серая в крапинку, шляпка коричневая – боровик (белый)

Высокий, большой, шляпа коричневая, ножка белая в крапинку – подберезовик.

3. Игра «Отгадай почему так назвали гриб»

Вы заметили, что все грибы называются по особенному? Я сейчас буду называть гриб, а вы подумайте, где он растет или из каких 2 слов состоит название и догадаетесь, почему так гриб

Под осиной растет – ПОДОСИНОВИК

Под березой растет – ПОДБЕРЕЗОВИК

На пеньках или около пеньков растут – ОПЕНКИ (Не опенки, а ОПЯТА)

Растет в бору – БОРОВИК.

А вот загадка по сложнее:

Морит Мух – МУХОМОР,

Едят сырой – СЫРОЕЖКА.

Рыжий как лиса. – Лисичка.

Молодцы!

4. Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:

Дидактическая игра: «Скажи, что ты делал?»

Ребята, я буду вам говорить, что вы должны сделать, а вы мне отвечаете, как-будто вы уже это делали. Например:

Ищи грибы - я искал грибы,

Иди за грибами – я ходил за грибами,

Найди гриб – я нашел гриб,

Собирай грибы - я собирал грибы,

Сложи грибы в корзину - я сложил грибы в корзину.

5. Поиграем в игру: «По грибы пошли» (на полу по кругу разложены картинки грибов)

Условие игры: Идем по кругу прыжками, как только я стукну в бубен, вы останавливаетесь. Я говорю кто и что должен сделать, этот ребенок находит нужную картинку, показывает ее и говорит, что он сделал.

Дима найди мухомор. – Дима: Я нашел мухомор, показывает.

Данил сорви сыроежку. – Я сорвал сыроежку.

Камиль, собери боровик. – Я собрал боровик.

Кирилл К. срежь подберезовик. – Я срезал подберезовик.

Амалия, сложи подосиновики в корзину. - Я сложила подосиновики в корзину.

6. Игра на развитие внимания и памяти: «Поставь правильно»

На наборном полотне выставляется 6 – 7 грибов. Проговариваем последовательность их расположения: первый – мухомор, 2 – боровик, 3 – опята, 4 – сыроежка, 5 – подберезовик, 6 – подосиновик, 7 – лисичка.

Детям дается 0,5 минуты на запоминание последовательности. Дети отворачиваются, педагог меняет местами 2 гриба. Дети поворачиваются, один – меняет местами и комментирует своё решение. Дети оценивают правильность решения.

Например: Мухомор спрятался за Боровиком, опята спрятались за лисичками, сыроежка растет под березой и т.д..

7. Артикуляционная гимнастика: Окошечко, Часики, Дудочка, Улыбка, Качели, Кошечка, Грибок.

Дети утром проснулись, потянулись и открыли окошечко.

Посмотрели по сторонам влево, вправо (3 раза)

Услышали во дворе, как играет Дудочка,

Пошли гулять и увидели Лягушку, она улыбалась (3 раза)

Дети пошли покататься на качелях: вверх летели, вниз летели, вверх, вниз, вверх, вниз. Здорово покатались!

И вдруг увидели Кошечку. Кошка стала убегать. Дети побежали за ней и нашли Грибок.

Молодцы!

8. Фонопедическое упражнение: (продолжение рассказа)

Дети в лесу потерялись, испугались (эмоциональное изображение), стали кричать: АУ! АУ!АУ!

Сначала кричали тихо,

Потом погромче,

Потом еще громче.

Устали кричать, тихонечко позвали.

К ним вышел лесник и отвел их домой!

Молодцы!

9. Игра «Что ты видишь?»

Перед детьми помещается карточка с наложенным изображение грибов. Задача: Скажите и покажите, какой гриб спрятан на картинке? Дети должны назвать и показать гриб (обведя контур или найти карточку-картинку)

10. Развитие мимических мышц: «Съедобное – несъедобное»:

Если гриб съедобный – вы перекатываете воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимаете рот.

Сыроежка, (съедобный)

Мухомор, (не съедобный)

Опята, (съедобный)

Поганка. (не съедобный

11. Игра «Посчитай-ка»

Считаем опята: один опенок, два опенка…пять опенка(исправляем: пять опят!)..10 опят.

Мухоморы: 1 мухомор, 2 мухомора…5мухоморов…10 мухоморов

12. Игра: «Парочки»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Парочки».

Вот вам карточка-овал с изображением грибов, назовите грибы, которые на ней изображены.

Опята, подберезовик,

Мухомор, поганка,

Подосиновик, лисички.

Волнушка, груздь.

Молодцы! А это маленькие карточки с грибами. Каждый из вас будет брать 1 карточку, называть гриб, который он нашел: «Это …»,

класть на соответствующую картинку на большую карточку.

(Дети играют в игру, логопед следит за выполнением задания. Если ошибки, то задает наводящий вопрос, если ребенок не ответил, просит помочь остальных).

13. РММ: Развитие ВНД: «Раскрась все грибы»

14.Итоги:

Скажите, что мы делали на занятии?

С чем познакомились?

Что узнали нового? Все работали замечательно! Молодцы! До свидания!

ЗАНЯТИЕ № 2

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение и активизация словаря детей на тему: грибы, месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме: гриб, искал, нашел, собрал, складывать, складывал, сложил, срезать, срезал, съедобные и несъедобные грибы, ножка, шляпка, корзина, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор . Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже, с притяжательными местоимениями), развивать умение образовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени, преобразовывать существительные им. падежа от сущ-х предложного падежа. Формирование умения использовать предлоги в речи. Развивать умение делить на слоги слова, определять кол-во слогов в слове.

Коррекционно-развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинки с плоскостным изображением грибов, настольно-печатная игра «Парочки», картинка-загадка «Что ты видишь?», Карточки с изображением разного количества грибов и видов грибов. Звуковые игрушки: бубен, колокольчики большой и маленький, треугольник музыкальный, арфа. Листочки для дыхательной гимнастики, юла со стрелкой.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеев «Под грибом», рассматривание предметных картинок с изображением лесных растений, разучивание упр. «Утром дети в лес пошли..», игры «Гриб волнушка».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг.момент:

Дети встают в круг, логопед берет юлу. Кто первый поднимет руку, если знает, как называется гриб, тот и назовет гриб. Если назвал правильно – приседает, если ошибся – стоит.

2. Формирование пространственных понятий и умения понимать и их использовать.

Лог.: Размещает картинки грибов в разных пространственных соотношениях с предметами: на столе, под стулом, за грибом, над норой, перед деревом. Задание: Назови, где спрятался гриб.

Дети не умеющие понимать и комментировать действия по аналогии с примером, комментируют действия.

Для ответов спрашивают детей, которые на предыдущем уроке ошибался в употреблении предлогов

4. Д. У. на формирование правильного речевого выдоха: «Сдуй листочки»

Детям раздают по листочку на ниточке, дети должны как можно сильнее подуть на листок и как можно дольше удержать его в таком положении. Лог. Напоминает, что воздух должен набираться в живот, а не в грудь. Выдох губы трубочкой, щеки не раздуваем!

Соревнование «Кто дольше» (проводится 3 – 4 раза)

5. Игра «Узнай, какой гриб спрятан»

Даны карточки с наложенным изображением грибов, дети должны назвать спрятанные грибы.

6. Игра: Какой за каким»

На доске располагаются карточки с грибами в одной линии, детям надо рассказать, за каким грибом стоит заданный гриб..

7. Игра: «Что лишнее»

Детям предлагаются по 4 картинки, одна из которых является лишней по какому-то признаку.

Мухомор, сыроежка, подосиновик

Мухомор лишний, он не съедобный.

Сыроежка – она маленькая.

Правильный ответ мухомор.

Боровик, подберезовик, поганка, опята.

Опята – их много.

Поганка – она не съедобная.

Поганка не съедобная.

Молодцы!

9. «Раздели по слогам», определи позицию звука О в словах.

Лог-д называет грибы, а дети делят на слоги названия грибов.

Подосиновик, опята, боровик.

10. Игра «Назови ласково»

Гриб – грибок

Подосиновик – подосиновичек

Подберезовик –

Боровик –

Поганка -

11. Игра: «Один-много»

Гриб – грибы

Ножка – ножки

Шляпка - шляпки

Опенок – опенки

Не правильно! Опенок – опята

Боровик – боровики

Белый - белые

12.Итоги:

Что было интересного?

Играть в игру: один – много, назови ласково, расставь по порядку.

Что было сложным.

Правильно расставить грибы.

Что узнали?

Грибы растут в лесу. Есть съедобные и не съедобные грибы.

У гриба есть ножка, шляпка.

Много названий грибов.

Молодцы!

ЗАНЯТИЕ №3

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ В.СУТЕЕВА «ПОД ГРИБОМ»

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение и активизация словаря детей на тему: «Грибы»,

Закрепление словаря по теме. Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х в предложном и родительном падежах, Формирование умения использовать предлог «под» в речи.

Формировать умение пересказывать сказку близко к тексту с опорой на картинки и наводящие вопросы.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать слуховое внимание, память. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование импатии и чувства ответственности, формирование понятия «дружба». Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки к рассказу «Под грибом», су-джок шарики, изображения грибов.

Ход занятия:

    Приветствие. Объявление темы.

Здравствуйте! Я рада снова встретиться с вами. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Под грибом». И научимся пересказывать услышанный текст. Помощниками нам будут картинки.

Для начала, вспомните

Где растут грибы?

В лесу, под деревьями.

Дети, вы знаете из каких частей состоит гриб?

Сверху у гриба шляпка, под шляпкой – ножка.

Где еще мы используем понятие «шляпка»?

Женская шляпка, шляпка у гвоздя.

А слово «ножка»?

У стола есть ножки, у стула, у ребенка, у куклы.

Молодцы!

    Логоритмическое упр. «Грибы»

Вспомним логоритмическое упражнение «Грибы»

Встаньте за стульчиками, повернитесь направо.

«Утром дети в лес пошли топают на каждый шаг

И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали имитация движений по тексту

По дороге растеряли обхватывают голову и качают головой.

    Игра на внимание: «Какого гриба нет»

Я разложу грибы в один ряд, вы запомните, как они расположены. Затем по команде вы будете закрывать глаза, я буду убирать 1 – 2 гриба. По команде вы поворачиваетесь, кто вспомнил, какого гриба не стало, поднимает руку. Кого Я спрошу, тот и отвечает. Будьте внимательны!

Разложить 6 грибов: сыроежка мухомор боровик лисичка подосиновик подберезовик поганка

Игра проводится 3 раза.

    Прослушивание сказки В.Сутеева «Под грибом»

Логопед рассказывает сказку и выставляет картинки по ходу рассказа.

    Пересказ по наводящим вопросам:

Кто главный герой в сказке?

Муравей.

Что с ним приключилось?

Он попал под дождь и спрятался под грибом.

Кого встретил муравей?

К нему пришла бабочка.

Зачем она пришла?

Что сделал муравей?

Он пустил бабочку и сказал: « тесноте, да не в обиде».

Кто еще пришел к ним?

Воробей

Зачем он пришел?

Чтобы спрятаться под грибом от дождя.

Что сделали муравей и бабочка?

Пожалели и пустил воробья и сказал: «тесноте, да не в обиде».

Кто еще пришел прятаться под грибом?

Заяц.

Почему он пришел?

Он просил его спрятать от лисы.

Как поступили герои сказки?

Они пожалели зайца и пустили под гриб, закрыли собой.

Потом пришла лиса. Почему она ушла?

Она не нашла зайца и поверила остальным, что зайца нет.

А как же поместилось такое большое кол-во зверей под гриб? Он же маленький!

Гриб от дождя вырос.

Кто об этом рассказал друзьям?

Лягушонок.

6. Развитие чувства ритма: «Дождь»

Я предлагаю вам поиграть в дождик. Я буду дождь, а вы дождинки. Я буду отстукивать песенку дождя, а вы ее повторять.

Логопед отбивает ритм, дети повторяют.

    Игра: «Восстанови порядок»

Я предлагаю поиграть в игру: «Восстанови порядок». Я буду менять местами картинки, пока вы не видите, а вы будете меня поправлять. (игру проводим 3 раза.

    Пересказ рассказа по картинкам.

Вы очень были внимательны. Правильно ответили на мои вопросы. А сейчас давайте попробуем пересказать сказку. Кто попробует? Мы ему поможем, если он будет затрудняться.

Ребенок пересказывает сказку.

Затем выслушивают еще 1 рассказ.

Дети, чей рассказ вам понравился больше?

Дети отмечают.

Мне все рассказы понравились. Вы молодцы!

    Итог.

Вам понравилась сказка?

Да.

Что в сказке понравилось больше всего?

Как они спасли зайца.

Как лягушонок смеялся над ними.

Как звери обманули лису.

Разве хорошо обманывать?

Обманывать плохо.

Почему же вам понравилось, что они обманули лису?

Потому что они спасли зайца. Если бы они сказали правду, то лиса бы съела зайца.

Здесь «Ложь была во имя спасения жизни», поэтому в данном случае звери поступили правильно.

Вы очень хорошо сегодня поработали! До свидания!

Просмотров