Бмп 3 сколько на вооружении. Прицельный комплекс «Витязь»

БМП-3 - серийная боевая машина пехоты , производства СССР (России). Разработана в 80-х годах в КБ КМЗ, принята на вооружение Советской Армии в 1987 году, серийно производится на Курганском машиностроительном заводе с 1987 года. Помимо России также состоит на вооружении ОАЭ (415 ед.), Кипра (43), Кувейта (55) и Южной Кореи (40).

История создания

Объект 688, предположительно на войсковых испытаниях в 810 обрмп Черноморского флота, в 1985 г.

БМП-3 разрабатывалась в КБ КМЗ как машина 1990-х годов для мотострелкового (пехотного) отделения. Главный конструктор А.Никонов. При формировании тактико-технического задания на ее создание учитывались выводы из анализа тенденций развития и боевого применения отечественных и зарубежных БМП, изменения условий использования пехоты в современном общевойсковом бою. Это задание было дополнено специальными требованиями к шасси военных гусеничных машин легкой категории по массе, унифицированных по узлам и агрегатам. В соответствии с предъявленными требованиями БМП должна обеспечивать возможности тесного и непрерывного взаимодействия мотострелков с основными танками, а также автономного использования мотострелковых подразделений в условиях применения, как обычных боевых средств, так и оружия массового поражения. При создании машины использовались элементы ходовой части легкого плавающего танка «объект 685» и опытной БМП «объект 688». При этом первый опытный образец БМП-3 был получен именно простой установкой новой башни с вооружением на шасси «об.688».

Описание конструкции

В отличие от абсолютного большинства современных БМП, машина имеет компоновочную схему с задним расположением МТО. Это дает возможность активизировать боевую работу расчета: два места для стрелков размещены в носовой части корпуса слева и справа от механика-водителя и оснащены пулеметными установками и соответствующими приборами наблюдения. Кроме того, размещение МТО в корме целесообразно для плавающей машины с точки зрения рационального взаимного положения центра масс, середины опорной поверхности и центра водоизмещения. В то же время, при такой компоновке усложняется задача обеспечения удобного и безопасного спешивания десанта.

Компактность МТО достигнута путем поперечной установки двигателя УТД-29, выбора специальной (плоской) конфигурации гидромеханической трансмиссии, размещения под двигателем грузового вала привода на ведущие колеса, карданного вала привода водометов, а рядом с силовой установкой – водометов и воздухоочистителя. Аккумуляторные батареи и часть элементов систем силовой установки занимают ниши в кормовой части корпуса. Общий объем МТО составляет около 3 кубометров.

Малый объем МТО и его размещение в корме создали благоприятные условия для компоновки боевого и десантного отделений. В боевом отделении, занимающем среднюю часть корпуса машины и башню, находятся рабочие места командира машины и оператора-наводчика, установлен блок оружия (в единой маске), состоящий из 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета ПКТ. Система боепитания 30-мм автоматической пушки выполнена в виде двух отдельных магазинов, размещенных слева и справа по периметру пола боевого отделения. Между ними установлен механизм подачи 100-мм артиллерийских выстрелов из конвейера на линию заряжания. Конвейер для этих боеприпасов размещен под полом боевого отделения. Его особенностью является расположение гнезд для боеприпасов под углом 3 градуса к плоскости прокачки орудия. Это позволило расширить проход между боевым отделением и бортами машины.

Десант (мотострелки, спешивающиеся в первую очередь) размещается между боевым отделением и МТО – два сидения находятся у бортов сразу за башней, еще пять – перед моторной перегородкой в один ряд, но два из них являются дополнительными и могут использоваться как подножки. Сидения стрелков складываются, что дает возможность при авиадесантировании разместить 4 ложемента. Выход из машины осуществляется через 2 прохода, устроенных над силовым блоком, и 2 кормовые двери. В каждом борту имеется по 2 шаровых опоры, предназначенных для стрельбы из автоматов. Еще одна такая опора установлена в левой кормовой двери.

Характерной особенностью машины является сравнительно комфортное размещение боевого расчета, как спешиваемой, так и неспешиваемой его частей. Внутренний объем машины, приходящийся на одного человека, составляет, примерно, 1 кубометр, что почти вдвое больше, чем у БМП-2, а посадочные места располагаются недалеко от центра масс, что создает благоприятные условия (с точки зрения колебательного режима) при движении машины по пересеченной местности.

Место механика-водителя находится в середине носовой части корпуса. Для улучшения защиты от мин днище в этой части выполнено двойным, а сидения водителя и стрелков закреплены на сидения водителя и стрелков закреплены на бортах и стойках корпуса.

Вооружение

На машине используется нетрадиционный комплекс вооружения. Он включает смонтированные в единой маске 100-мм орудие-пусковую установку 2А70 для стрельбы осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами 9М117; 30-мм автоматическую пушку 2А72, способную вести огонь осколочно-фугасными зажигательными (ОФЗ), осколочно-трассирующими (ОТ), бронебойно-трассирующими (БТ) и бронебойными подкалиберными (БП) снарядами, а также 7,62-мм пулемет Калашникова (ПКТ). Кроме того, имеются 2 курсовые установки с 7,62-мм пулеметами ПКТ и волоконно-оптическими приборами прицеливания, 4 бортовых и 1 кормовая амбразуры для стрельбы из автоматов. Машина комплектуется также другими видами оружия, которое может быть использовано спешиваемой частью боевого расчета (десантом). Это ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 (или РПГ-16), 5 реактивных противотанковых гранат РПГ-18 или РПГ-22, 2 зенитных комплекса «Стрела-3», 15 гранат Ф-1.

Орудие 2А70 нарезное, низкой баллистики. Начальная скорость артиллерийского ОФ снаряда 250 м/с. Для заряжания орудия 2А70 предназначен механизм заряжания полуавтоматического действия, состоящий из конвейера, механизма загрузки, досылателя и механизма выброса. Конвейер обеспечивает размещение выстрелов и их перемещение на линию выдачи (в плоскость заряжания) с которой происходит захват выстрела механизмом загрузки. Каркас конвейера, в котором 22 артвыстрела уложены в лотки и фланцы гильз зафиксированы в пазах подпружиненных упоров, размещен под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного (аварийного) привода. Механизм загрузки, захватывая выстрел из конвейера, подает его на линию заряжания, откуда выстрел досылателем подается (при этом две цепи выдвигаются из редуктора и располагаются параллельно, образуя жесткий досылающий элемент) в зарядную камору орудия. На задней части крыши башни закреплен механизм выброса, предназначенный для удаления стреляных гильз из машины.

Установленная в единой с орудием 2А70 маске пушка 2А72 (справа) имеет двухленточное раздельное питание с электромеханическим или ручным перезаряжанием. Работа пулемета ПКТ, размещенного в той же маске слева от пушки, обеспечивается своей системой питания, предназначенной для размещения патронной ленты, подвода ее к приемному окну пулемета, отвода и сбора стреляных гильз и лент пулемета, а также звеньев лент пушки 2А72. Гильзозвеньеотвод имеет 2 канала. По одному из них отводятся гильзы, по другому – звенья (называемые в быту «крабы»). Углы возвышения пушки и пулемета в переднем секторе стрельбы составляют 60, склонения -6 градусов, а в заднем секторе 64 и -2 градуса соответственно.

Особенностью пулеметов ПКТ в автономных установках является то, что при их постановке на стопор по-походному пулеметы превращаются в курсовые и могут использоваться для стрельбы механиком-водителем. В боевом положении пулеметы имеют углы склонения и возвышения -5 и +15 градусов соответственно, в горизонтальной плоскости углы обстрела составляют: в сторону борта 5, от борта 30 градусов.

Штатный боекомплект машины составляет: 22 выстрела с ОФ снарядом к орудию 2А70 в конвейере механизма заряжания; 8 ПТУР к орудию 2А70 (3 на полу боевого отделения, 5 в укладке в нише левого борта); 500 патронов к пушке 2А72 в магазинах питания пушки; 2000 патронов к пулемету ПКТ блока оружия в магазине; по 2000 патронов к пулеметам ПКТ в автономных установках (в магазинах). Кроме того, имеется немеханизированная укладка, размещенная под центральными сидениями десантников около моторно-трансмиссионной перегородки. В ней могут располагаться 18 выстрелов к орудию 2А70 или 250 патронов для пушки 2А72. Масса немеханизированной боеукладки в полной массе машины не учитывается. Время загрузки всего боекомплекта с привлечением всего боевого расчета составляет около 45 минут.

БМП-3 имеет развитую систему управления огнем. В нее входят: прицел-прибор наведения 1К13-2, прибор ППБ-2, прицел 1ПЗ-10, прибор ТНП3ВЭ01-01, стабилизатор вооружения 2Э52, дальномер 1Д16, баллистический вычислитель 1В539, датчики крена, скорости и курсового угла. Прицел-прибор наведения (ППН) 1К13-2 наводчика-оператора комбинированный – дневной и пассивно-активный ночной, с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Кратность увеличения в дневной ветви х8, в ночной х5,5. Углы поля зрения соответственно составляют 5 градусов и 6 градусов 40 минут. Прибор сочетает в себе функции прибора наведения в цель ПТУР и прицела для стрельбы артиллерийскими выстрелами. Наведение ракеты в цель производится по лазерному лучу. Стрельба ПТУР ведется только в светлое время суток. Дополнительный прицел наводчика-оператора ППБ-2 предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям. Прибор перископический, монокулярный, с кратостью увеличения х2,46...2,6 и полем зрения 25...28 градусов. Прицел командира для стрельбы по воздушным и наземным целям 1ПЗ-10 монокулярный, перископический, с увеличением х1,2 и х4 крат и полем зрения 49 и 14 градусов. Комбинированный прибор наблюдения ТКН-3МБ пассивно-активный с перископичностью 200 мм. Дневная ветвь имеет увеличение х4,75...5 крат и поле зрения 9,5...10 градусов, а ночная х2,85...3 крат и 7,75...8 градусов. При работе в активном режиме используется осветитель ОУ-3ГА2 (ОУ-3ГА2М).

Электрический двухплоскостной стабилизатор 2Э52 обеспечивает высокую точность стабилизации блока оружия. Срединная ошибка стабилизации в режиме «Автомат» в обеих плоскостях при движении машины со скоростью 25 км/ч не превышает 0,05 т.д. Диапазон измеряемых дальностей лазерным дальномером 1Д16, установленного на маске блока оружия от 500 до 4000 м. Точность измерения дальностей 10 м.

Для стрельбы из 2 пулеметов, размещенных в автономных установках, используются призменные приборы ТНП3ВЭ01-01 с волоконно-оптической системой изображения марки. Прибор имеет перископичность 160 мм, углы поля зрения в горизонтальной плоскости 36...38 град. и в вертикальной плоскости 7 град. 30 мин. Установки приборов обеспечивают углы обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях 76...78 и 36...38 град. соответственно.

Броневой корпус и башня

БО «Бахча-У»

Корпус и башня машины выполнены из алюминиевых броневых сплавов. Наиболее ответственные проекции усилены стальной катаной броней таким образом, что они представляют собой разнесенные броневые преграды. Использование сравнительно толстых листов алюминиевой брони позволило получить прочную, жесткую, герметичную конструкцию и добиться при этом некоторой экономии массы по сравнению с равностойкой стальной конструкцией. Защитные функции выполняют также стальные водоотражательный щиток и отвал оборудования для самоокапывания. В целом, броневая защита обеспечивает стойкость от пуль и осколков снарядов вкруговую, а лобовые детали корпуса и башни в пределах традиционных углов безопасного маневрирования – от калиберного бронебойного снаряда 30-мм пушки с дальности 300 м.

Машина имеет защитную окраску (как правило, камуфляж), оснащена унифицированной системой постановки дымовых завес «Туча» (902 В) на 6 пусковых установок, термодымовой аппаратурой. Предусмотрена защита экипажа и внутреннего оборудования от ядерного, химического и биологического оружия (ОМП). С этой целью машина оснащена системой коллективной защиты (СКЗ). Она включает в себя броневую конструкцию корпуса и башни (в том числе элементы защиты, выполненные из поглощающих материалов – надбой), систему герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, приборы обнаружения и индикации радиационной и химической опасности, управления и коммуникации. Герметизация обитаемых отделений осуществляется путем применения постоянных и включаемых уплотнений, называемых иногда узлами герметизации. К первым относятся уплотнения люков, дверей корпуса, шариковых опор башни, ходовой части. Люки и двери должны быть закрыты заблаговременно. Включаемыми (закрывающимися) уплотнениями являются клапаны вентиляторов отсоса газов пулеметов ПКТ в автономных установках и крышка воздухозаборной трубы. Эти клапаны закрываются специальными исполнительными механизмами, а крышка воздухозаборной трубы – под действием ударной волны взрыва.

Для подачи воздуха во внутренний объем машины, его очистки от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ, бактериологических средств, создания внутри машины небольшого избыточного давления и вентиляции обитаемых отделений используется ФВУ. Кроме перечисленных функций, установка обеспечивает подогрев воздуха в холодное время и необходимый газовый состав воздуха в зонах дыхания членов расчета при стрельбе из штатного оружия. ФВУ состоит из трассы забора воздуха, нагнетателя с инерционным аппаратом (первая ступень очистки), предфильтра ПФТ-200 (фильтр кассетного типа – вторая ступень очистки), фильтра-поглотителя ФТП-200К (третья ступень очистки), отопителя, трассы раздачи воздуха, трассы выброса пыли и других элементов, обеспечивающих ее работу. ФВУ включается прибором ГО-27 или вручную.

Для обнаружения радиоактивной или химической опасности, сигнализации об этом и выдачи соответствующих команд на исполнительные механизмы в машине используется прибор ГО-27 (ПРХР). Он обеспечивает измерение гамма-излучения внутри машины; формирует команды исполнительным механизмам в трех режимах – Р (низкий уровень гамма-излучения на местности), А (высокий уровень радиоактивного излучения при взрыве), О (наличие в воздухе отравляющих веществ типа зарин, зоман, Vx); обеспечивает передачу звукового прерывистого сигнала в систему внутренней связи, прослушиваемого в телефонах шлемофонов экипажа. В систему управления и коммутации входит также релейная коробка КР 40-2С. При срабатывании системы защиты в режиме А сигнал подается не только на исполнительные механизмы узлов герметизации, но и на механизм остановки двигателя, а также на отключение приводов наведения.

Предусмотрены меры защиты от пожара и взрыва. Топливные баки, размещенные в носовой части корпуса, имеют перегородки для увеличения жесткости, а все их внутреннее пространство заполнено пористым материалом. Это сделано для того, чтобы избежать разрыва топливного бака вследствие гидравлического удара при попадании в него снаряда (осколков) в случае пробития брони, выброса из бака топлива, диспергирования последнего и образования взрывоопасной топливо-воздушной смеси. Противопожарное оборудование машины состоит из двух самостоятельных автоматических систем – в обитаемом отделении и в МТО. Кроме того, имеются ручные огнетушители.

В МТО система ППО состоит из 4 термодатчиков ТД-1, релейной коробки КР 40-2С (обеспечивает включение исполнительных механизмов систем ППО и СКЗ), 2 баллонов вместимостью по 1 л каждый с огнетушащим составом («Хладон» 114В-2), трубопровода с распылителем. Баллоны и коробка КР 40-2С размещены в нише правого борта в обитаемом отделении. При включенных аккумуляторных батареях система постоянно готова к работе. Она приводится в действие автоматически или вручную. Кнопки ручного включения системы имеются на щитке водителя, на пульте командира и на дополнительном щитке ППО, установленном снаружи у правой кормовой двери. Система ППО обитаемого отделения состоит из пульта управления, 8 оптических датчиков и 2 баллонов вместимостью 2 л каждый, установленных в нише левого борта. Огнетушащий состав – «Хладон» 13В-2. Баллоны имеют пиропатронный привод, снабжены сигнализаторами давления и могут выпустить огнетушащий состав не более чем за 100 мс, что достигается конструкцией головки и сравнительно большим выходным отверстием. Система готова к действию при включении тумблера батарей. Она обеспечивает 2 режима работы: автоматический (при этом в действие вводится первый баллон системы, затем при необходимости – второй) и ручной (в действие вводится только второй баллон). Общее время срабатывания системы с момента воздействия пламени на оптический датчик до выброса 90% огнетушащего состава из баллона не превышает 150 мс. Вручную система может быть приведена в действие от одной из трех кнопок – на пульте управления ППО, на пульте командира и на дополнительном щитке ППО на корме машины.

Ручной огнетушитель ОУ-2 установлен в отделении управления на левой стойке, 2 огнетушителя ОП-2А (применяются для пожаротушения различных горючих веществ, в том числе смесей типа напалм) – в десантном отделении справа.

Двигатель

На машине установлен V-образный (угол развала 144 градуса) четырехтактный 10-цилиндровый дизель УТД-29. Двигатель безнаддувный. Его максимальная мощность в условиях объекта 331 кВт (450 л. с.), крутящий момент 1461 Н. м (149 кгс. м). Удельный расход топлива не превышает 250 г/кВт. ч (185 г/л. с. ч). Вместимость топливной системы около 700 литров. Для работы двигателя забор топлива осуществляется из правого бака. В системе питания воздухом предусмотрена его очистка с помощью бескассетного циклонного одноступенчатого воздухоочистителя с автоматическим эжекционным удалением пыли. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Для подготовки к пуску в холодное время используется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, обеспечивающий подогрев охлаждающей жидкости, масла двигателя в баке и пускового всасываемого воздуха.

Трансмиссия

Двигатель монтируется в один блок с трансмиссией. Она представляет собой гидромеханическую реверсивную передачу с четырехскоростной планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом и отбором мощности на водометные движители. В ней используется комплексная однореакторная гидродинамическая передача с блокировочным фрикционом. Коробка передач обеспечивает 4 передачи переднего и 2 заднего хода. Гидрообъемная передача привода поворота аксиально-поршневая с регулируемым насосом. Бортовые редукторы одноступенчатые, планетарные. Остановочные тормоза дисковые, сухого трения, постоянно разомкнутые. В приводе тормозов установлен гидроусилитель. Для управления трансмиссией водитель пользуется рулевой колонкой, на которой кроме штурвала мотоциклетного типа смонтированы рукоятки переключения передач, включения водометных движителей и управления их заслонками.

Тактико-технические характеристики БМП-3

Боевая масса, т: 18,7;
Экипаж, чел.: 3;
Десант, чел.: 5 + 2 доп. места в передней части;
Габаритные размеры, мм: длина – 6700, длина – 7200, ширина – 3300, высота -2300 (по крыше башни);
Бронирование, мм: 13 - 43 + (навесная динамическая броня);
Вооружение, (боекомплект): 100-мм орудие-пусковая установка 2А70 (40), 30-мм нарезная автоматическая пушка 2А72 (500), ПТУР 9М117 (8), 3 x 7,62-мм пулемета ПКТ (2000);
Двигатель: УТД-29 или УТД-32 (БМП-3М), мощностью 500 л. с. или 660 на БМП-3М;
Скорость, км/ч: по шоссе - 70, на плаву – 10;
Запас хода по шоссе, км: 600;
Удельная мощность, л. с./т: 26,7;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,8; ров, м - 2,2; брод, м - плавает


С развитием вооружения в начале 90-х гг. встал вопрос о создании более эффективной машины в плане защиты экипажа и десанта и огневой мощи. В изменившихся условиях использование тяжелой бронетехники стало нерентабельным, нужна была легкая, маневренная и хорошо вооруженная машина. Именно такую спроектировали и создали конструкторы «Курганмашзавода». Машина предназначена для обеспечения близкого и непрерывного взаимодействия мотострелков с основными танками, кроме того, с ее помощью возможно автономное использование мотострелковых подразделений.

По своей компоновке БМП-3 очень отличается от классической схемы. В передней части корпуса находятся три рабочих места, из которых центральное занимает механик-водитель, а по краям два представителя десанта. Середину корпуса и двухместную башню занимает боевое отделение. Здесь располагаются командир и оператор-наводчик. МТО находится в кормовой части корпуса. А между МТО и боевым отделением размещается семь рабочих мест десанта. Заднее расположение двигателя, с одной стороны, более целесообразно для плавающей машины, с другой стороны, несет трудности для безопасного спешивания десанта.



На машине установлен двигатель УТД-29 мощностью 450 л. с., размещенный поперечно. Наряду с этим место существенно экономит и монтируемая с ним в один блок гидромеханическая трансмиссия плоской конфигурации, и размещенный под двигателем грузовой вал привода на ведущие колеса, карданный вал привода водометов. Трансмиссия представляет собой гидромеханическую реверсивную передачу с четырехскоростной планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом и отбором мощности на водометные движители. Рядом с силовой установкой находятся водометы и воздухоочистители. Ниши в кормовой части корпуса заняты некоторыми элементами систем силовой установки, а также аккумуляторными батареями. Таким образом, МТО занимает очень малый объем, что благоприятно отражается на компоновке боевого и десантного отделений. К примеру, на одного человека внутри машины приходится 1 м3, что почти в два раза больше, нежели чем у БМП-2. Кроме того, посадочные места размещаются рядом с центром масс, что в плане колебательного режима является благоприятным фактором при преодолении машиной пересеченной местности.



1 - 100-мм орудие - пусковая установка 2А70 (боекомплект - 40 унитарных выстрелов, в том числе 22 в механизме заряжания - осколочно-фугасные ЗУОФ17, ЗУБ110-3 с противотанковой ракетой 9М117, подкалиберные снаряды ЗБМ-25, темп стрельбы 10 выстрелов в минуту), 2 - центральный щиток механика-водителя, 3 - пульт управления системой противопожарной безопасности, 4 - механизм открывания люка механика-водителя, 5 - укладка личного комплекта, 6 - приемопередатчик дальномера, 7 - механизм поворота башни, 8 - механизм подъема блока с оружием, 9 - питание пулемета, 10 - прицел - прибор наведения 1К13-2, 11 - осветитель, 12 - прицел ППБ-1, 13 - дневной прибор наведения ТНПТ-1, 14 - радиостанция Р-173, 15 - укладка противотанковых ракет, 16 - башня, 17 - отопитель отделения десанта, 18 - огнетушители, 19 - водометный движитель, 20 - моторная перегородка, 21 - сиденье с танковым санитарным комплектом, 22 - опорный каток, 23 - механизм изменения клиренса, 24 - ограждение боевого отделения, 25 - место оператора-наводчика, 26 - конвейер механизма заряжания, 27 - баллон сжатого воздуха для пуска дизеля, 28 - место механика-водителя, 29 - штурвал, 30 - педаль тормоза, 31 - топливный бак, 32 - самоокапыватель, 33 - механизм натяжения гусениц, 34 - волноотражатель

БМП-3 имеет независимую торсионную подвеску и гусеничный движитель с кормовым расположением ведущих и передних направляющих колес. На каждом борту можно увидеть по 6 двускатных обрезиненных опорных и по 3 односкатных обрезиненных поддерживающих катка. Для изготовления корпуса и башни машины используются алюминиевые броневые сплавы различной толщины и стальная катаная броня, усиливающая основные проекции. В результате получена прочная, жесткая и герметичная конструкция, ничем не уступающая стальному корпусу и имеющая более низкий вес. Броня хорошо защищает машину от пуль и осколков снарядов, лобовые листы способны выдержать действие 30-мм калиберного бронебойного снаряда с расстояния 300 м. Кроме того, машина оснащена системой постановки дымовых завес «Туча», включающей 6 пусковых установок, и термодымовой аппаратурой.
Экипаж и внутреннее оборудование защищены и от воздействия ядерного, химического и биологического оружия посредством установки на БМП-3 системы коллективной защиты, включающей броневую конструкцию и слой из поглощающих материалов, систему герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, приборы обнаружения и индикации радиационной и химической опасности, управления и коммуникации. Машина отличается и нетрадиционным набором вооружения, состоящим из установленного в одной маске 100-мм орудия - пусковой установки ПТУР 2А70 для стрельбы осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами 9М117 «Аркан»; 30-мм автоматической пушки 2А72, которая способна вести огонь осколочно-фугасными зажигательными, осколочно-трассирующими, бронебойнотрассирующими и бронебойными подкалиберными снарядами, а также 7,62-мм пулемета ПКТ.



Помимо этого, на БМП-3 смонтированы две курсовые установки с 7,62-мм пулеметами ПКТ и волоконно-оптическими приборами прицеливания. В борту машины есть 4 амбразуры, а в корме одна для ведения огня из автоматов. Иногда в комплектацию БМП-3 входят ручной противотанковый гранатомет РПГ-7, 5 реактивных противотанковых гранат РПГ-18 или РПГ-22, 2 зенитных комплекса «Стрела-3» и др. Нарезное орудие 2А70, имеющее низкую баллистику, оборудовано механизмом заряжания, повышающим скорострельность. С орудием спарена пушка 2А72, которая имеет двухленточное раздельное питание с электромеханическим или ручным перезаряжанием. С другой стороны от 2А70 установлен ПКТ, обеспечивающийся своей системой питания, необходимой для размещения патронной ленты, отвода ее к приемному окну пулемета, отвода и сбора стрелянных гильз и лент пулемета, а также звеньев лент пушки 2А72.
Возимый боекомплект машины включает: 22 выстрела с ОФ снарядом к орудию 2А70 в конвейере механизма заряжания; 8 ПТУР к орудию 2А70 (3 на полу боевого отделения, 5 в укладке в нише левого борта); 500 патронов к пушке 2А72 в магазинах питания пушки; 2000 патронов к пулемету ПКТ блока оружия в магазине; по 2000 патронов к пулеметам ПКТ в автономных установках (в магазинах). Дополнительно под центральными сидениями десантников может находиться немеханизированная укладка с 18 выстрелами к орудию 2А70 или 250 снарядами для пушки 2А72.

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Создана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения. БМП-3 выпускается на ОАО «Курганмашзавод». Впервые была публично показана в 1990 году на Параде в честь 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

КНР в 1997 году купила лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97

История

Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983-1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской Армии. Во время государственных испытаний (ГСИ) в районе мыса Опук 2 прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в итоге прицел и приборы наблюдения танка были уничтожены, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали образовались изломы с трещинами.

В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений и патентов специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.

БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оснащены тепловизорным прицелом французского производства - такой же прицел эксплуатируется на основном боевом танке (ОБТ) армии ОАЭ - «Леклерк-Тропик». Бронемашина также поставлялась на экспорт в ряд других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличии от британский и американских машин.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Лобовая броня гарантировано выдерживает попадания снарядов калибром 30 мм с дистанции 200 метров. Крыша и борта выдерживают пулю Б-3 калибром 12,7 мм с дистанции 100-200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,4 тонн, что никак не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При быстром десантировании дополнительной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша, возможен выход и без раскрытия частей корпуса только через двери. Имеются противорадиационные накладки, топливо спереди имеет защиту от пожаров в виде присадок. Топливные баки играют роль фальшборта для целого ряда средств поражения.

Вооружение и приборы

Пушка-пусковая установка 2А70 / 100 мм весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, ПТУР 9М117.

Автоматическая спаренная пушка 2А72 / 30 мм.

Пулеметы ПКТ 2-3х7,62 из них 2 курсовых в корпусе. Стабилизатор 2Э52-2. 2000 патронов к каждому,скорость пули 855 м/с. Боекомплект соответственно 40 (22 в автомате заряжания), ПТУР 6-8, 500-750, 6000. БМП-3 способна вести огонь с воды. Возможна стрельба из 100 мм орудия 3 снаряда подряд с минимальным интервалом времени. Дальность стрельбы 4 км для орудия 100 мм и ПТУР, 30 мм - 2 км (эффективная). Углы наводки -6+60(360) град. Максимальная дальность стрельбы 6,5 км, мощи 100мм орудия вполне достаточно, чтобы лишить танк хода. Есть БПС для поражения в лоб любых целей с защитой меньшей, чем современный ОБТ, либо поражения ОБТ в уязвимые участки. По бокам от мехвода расположены 2 стрелка. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются за борт. Газы от автопушки удаляются. СУО имеет авто и ручной режим и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, может вести огонь по низколетящим и зависшим вертолётам с использованием СУО.

Подвижность

Двигатель УТД-29 имеет малую высоту, для выхода десанта размещаемого в средней части корпуса, применяется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, смонтированы водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку 0,7 м, подъём 30 и крен 25 градусов. Двигатель дизельный. Натяжение гусениц управляется прямо с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Способна плавать с минимальной подготовкой, в т.ч. сразу, есть функция заднего хода для плавания, в наличии помпа для откачки воды, в настоящее время это единственная в мире машина ведущая огонь с воды стоя и в движении в любом направлении. На суше может уверенно преодолевать уклон 35 градусов. Впервые в мире получила гидромеханическую подвеску. Плавает в шторм до 5 баллов.

Прицельный комплекс «Витязь»

Показан в 2015. Объединяет машины в единую боевую сеть, обеспечивает более быстрое обнаружение и поражение цели. Содержит автомат сопровождения цели. Командир и наводчик эксплуатируют панорамные всесуточные прицелы «Кречет». Они хорошо защищены от помех, с независимой стабилизацией поля зрения, с телевизионными, тепловизионными и дальномерными каналами.

Модификации

Боевая машина пехоты командирская, создана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Базовые тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина снабжена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.

Боевая машина морской пехоты, спроектирована на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, демонтировано оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегченный водоотражающий щиток, поставлены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой маневренностью на плаву, способна двигаться и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении воды силой до 3 и 2 баллов соответственно. При работающем двигателе может находиться в воде до 7 часов и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР.

Усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л. с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.

Обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет так и не достигла своей цели.

-БМП-3 с ДЗ «Кактус»

Показана на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ размещены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения лёгких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При снятии дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).

Отличается современной системой управления огнем и единым механизмом заряжания нового боекомплекта управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» уверенно поражает современные танки с динамической защитой на дальности до 5500 м. Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм. Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и по сравнению со штатным снарядом его эффективность и рассеивание в 2,5-3 и 2 раза лучше соответственно. Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям.

Модернизация БМП-3М. МТО перенесено вперёд и перекомпоновано десантное отделение; десантирование происходит через аппарель. Силовую установку составляет вариант двигателя типа УТД-32 мощностью 816 л.с. с турбонаддувом, четырёхтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером. Имеется три типа боевых модулей, которыми может вооружаться «Драгун»: «БМ 100+30» со 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72 пушками; «БМ 57» с 57-мм пушкой; «БМ 125» с 125-мм пушкой 2А75.

Версия с необитаемым модулем АУ220М, включающим 57-мм автоматическую пушку.

Машины на базе

Боевая разведывательная машина войсковой разведки.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе боевой машины пехоты, с крановой стрелой и тяговой лебедкой.

Опытная 152-мм самоходная гаубица.

Автоматизированное 120-мм самоходное артиллерийское орудие.

-Объект 699

Универсальное гусеничное шасси.

-УР-93

Установка разминирования на базе БМП-3. Впервые показана в 2007 году в Нижнем Тагиле на выставке RDE-2007.

Установка разминирования на базе БМП-3.

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

-9П157-4

Машина управления батареей противотанкового ракетного комплекса «Хризантема-С»

Боевая машина противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Т»

Российская опытная зенитная самоходная установка из состава зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 30Ю6 «Панцирь-С1-О»

Авиатранспортабельная дорожно-землеройная машина на базе БМП-3

Оценка машины

Суворов Сергей Викторович, пресс-секретарь ЗАО «Военно-промышленная компания», эксперт в области бронетанковых вооружений, полковник танковых войск запаса, кандидат военных наук:

"До того, как мне самому пришлось поэксплуатировать БМП-3, я не раз слышал самые разные отзывы об данной машине, в большинстве своём отрицательные и, главным образом, от тех, кто её живьём даже не видел. В течение трёх лет я на собственном опыте смог оценить все недостатки и преимущества БМП-3. Моё мнение - машина замечательная, другой такой в мире нет, а значит, эта машина имеет право на существование и дальнейшее развитие. Подтверждением этих слов является контракт на приобретении БМП-3 армией ОАЭ. А ведь решение на закупку этих машин правительство ОАЭ приняло после всесторонних конкурсных испытаний в этой стране российской БМП-3, американской М2А1 Bradley и английской MCV80 Warrior."

Страны-эксплуатанты

Азербайджан - 88 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Алжир - 100 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Венесуэла - 123 БМП-3 и её модификаций, по состоянию на 2016 год
-Индонезия - 54 БМП-3Ф, по состоянию на 2016 год
-Кипр - 43 БМП-3, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку подписан в 1995 году, машины поставлялись в период с 1995 по 1996 годы. Общая стоимость контракта составляет $68 млн.
-Республика Корея - 40 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 30 машин передано в счёт долга СССР в 1995 году, поставки которых осуществлялись в период с 1996 по 1998 годы; ещё около 37 машин передано в 2002 году, поставки которых происходили в период с 2005 по 2006 годы.
-Кувейт - 120 БМП-3, по состоянию на 2016 год. По другим данным около 142 машин куплено в 1994 году, поставки происходили в период с 1995 по 1997 годы, ещё 25 единиц БМП-3 поставлены в 2010 году.
-ОАЭ:
-Сухопутные войска ОАЭ - 390 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Президентская гвардия ОАЭ - 200 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Россия - 500 БМП-3; допольнительно 22 БМП-3 будут переданы в ЗВО, по состоянию на 2016 год
-Туркмения - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Украина - 4 БМП-3, по состоянию на 2016 год
-Шри-Ланка - 45 БМП-3, по состоянию на 2007 год

Греция: в 2008 году заказано 420 БМП-3 на сумму более 1,2 млрд евро. 22 июня 2009 года было заявлено о финальной стадии оформления контракта на 1000 машин. Но в связи с экономическим кризисом контракт был заморожен.
-США: 1 единица БМП-3 поставлена с Украины

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6700
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7200
-Ширина корпуса, мм: 3300
-Высота, мм: 2300 (по крыше башни)

Бронирование

Тип брони: алюминиевая катаная разнесённая со стальными экранами. Защита лобовой проекции от 30-мм БТ/2А42 с Д=300 м
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 18
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 10+12+60
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 10+60
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 60..43/0
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 43/0
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (середина), мм/град.: 13/0
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 13
-Днище, мм: 10
-Крыша корпуса, мм: 15
-Лоб башни, мм/град.: 16+50
-Корма башни, мм/град.: 43
-Крыша башни, мм: 18
-Активная защита: «Арена» и ТШУ-2 «Штора-1» на БМП-3М
-Динамическая защита: «Кактус» на БМП-3М-3

Вооружение

Калибр и марка пушки: 100-мм 2А70; 30-мм 2А72
-Тип пушки: 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка; 30-мм нарезная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 40 х 100-мм; 8 х ПТУР; 500 х 30-мм
-Углы ВН, град.: от?6 до +60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км ПТУР: 4,0
-Прицелы: комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм (1 спаренный, 2 курсовых) ПКТ
-Другое вооружение: ПТУР 9М117

Подвижность

Двигатель:
-Производитель: Барнаултрансмаш
-Марка: УТД-29
-Тип: дизельный
-Максимальная мощность: 500 л.с. (331 кВт ), при 2600 об/мин
-Максимальный крутящий момент: 1460 Н·м, при 1600 об/мин
-Конфигурация: V10
-Цилиндров: 10
-Охлаждение: жидкостное
-Тактность (число тактов): 4
-Порядок работы цилиндров: 1п-4л-2п-5л-4п- -3л-5п-1л-3п-2л
-Рекомендованное топливо: многотопливный
-УТД-32 (БМП-3М)
-Скорость по шоссе, км/ч: 70
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Удельная мощность, л. с./т: 26,7
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,60
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,2
-Преодолеваемый брод, м: плавает

Более тридцати лет состоит на вооружении сделанная в СССР боевая машина пехоты БМП-3, которая поставлялась в десятки зарубежных стран. Разберем конструкцию бронемашины и ее технические свойства, расскажем историю появления и применения на театре боевых действий, раскроем особенности модификаций, плюсы и минусы машины.

История разработки боевой машины пехоты (БМП) 3

Первая в мировой истории боемашина пехоты была сконструирована в СССР в 1965, а уже в следующем году впервые построена и после недолгих испытаний поступила в войска.

Проектирование БМП осуществлено Специальным конструкторским бюро (СКБ), позднее переименованным в СКБМ (ныне - АО «СКБМ»).

Конструкторско-проектная организация входила в структуру Курганского машиностроительного завода (ныне - ПАО «Курганмашзавод»), в советские времена занимавшегося производством боемашин пехоты, и сейчас изготавливающего БМП, а также технику на их базе. Коллектив СКБМ начал разрабатывать «тройку» в 1977 году.

Дальнейшие события из истории машины:

  • 1983-1986 г.г. - испытания новой бронемашины;
  • 1987 - первые изделия поступили в распоряжение мотострелковых войск ;
  • 9 мая 1990 - первая демонстрация публике во время парада в Москве в честь 45-летия Победы;
  • 1990-е - несмотря на экономический кризис, ударивший по российской оборонке, Курганмашзавод продолжает активно строить БМП, начинается экспорт бронемашин в Объединенные Арабские Эмираты, Корейскую Республику, Кувейт, Республику Кипр;
  • 1997 - Китай купил права на собственное изготовление боевой части БМП-3 для употребления при сборке своих боемашин «Тип 04» или ZBD-04;
  • 2015 - презентация на оружейных выставках модификаций «Витязь», «Деривация», «Драгун»;
  • 2018 - подписание контракта на поставки Вооруженным Силам РФ БМП-3 с установленным непревзойденным боевым модулем «Эпоха»;
  • Июнь 2019 - начало испытаний бронемашин с БМ «Эпоха».

Сегодня, помимо России, боемашина состоит на вооружении силовых структур двенадцати государств - трех бывших субъектов СССР и девяти стран дальнего зарубежья.

Основные задачи и цели

Боевые машины пехоты поставляются в войска для дальнейшего перемещения бойцов к месту боя с целью пехотной поддержки танков либо в точку исполнения иной боевой задачи.

Применение БМП делает пехоту максимально мобильной и защищенной мощью брони, защитным комплексом бронемашины, ракетами, пушками и пулеметами.

БМП отличается от бронетранспортера (БТР) наличием большего количества защитных систем, способностью вести бой в зоне применения оружия массового поражения, а еще большим огневым потенциалом. Главная функция БТР - транспортировка десанта, БМП - огневая поддержка десантированных бойцов и своих войск в бою.

БМП-3 рассчитана на десантирование 7 пехотинцев. Состав экипажа - 3 бойца.

Конструкция

Основными элементами конструкции машины являются корпус, совокупность вооружения, средства наблюдения, электрооборудование и устройства связи, двигатель и трансмиссия, ходовая часть, защитный комплекс, противопожарное оснащение и система маскировки.

Броневой корпус

Лобовую броню невозможно пробить 30-милиметровыми снарядами с расстояния 200 м, крышу и борта - 12,7-мм бронебойной пулей со ста-двухсот метров.

Расположение топливных емкостей в переднем отсеке бронемашины дополнительно защищает живую силу, находящуюся внутри БМП.

При высадке пехотинцев-десантников, над проходом вертикально открывается крыша, частично загораживая их от пуль и осколков.

Средства наблюдения и связи

БМП-3 снабжена богатым комплектом приборов наблюдения:

  • ТНПО-170А - в количестве 18 единиц, установленных в разных местах;
  • ТНП-165А, помещенный в отделение управления;
  • ТНП-350Б для обзора местности при форсировании водных преград, помещенный в отсек механика-водителя;
  • ТНПТ-1 для обзора задней полусферы местности;
  • ТВНЕ-1 ПА для обзора при движении ночью;
  • ТКН-3МБ - дневной и ночной для обзора местности командиром;
  • ТНП3ВЭ01-01 - четыре единицы, для обзора местности и ведения огня стрелками-десантниками.

Для внешней связи на боемашину установлена танковая радиостанция Р-173 с приемником Р-173П, для внутренней - телефонная переговорная аппаратура.

Двигатель и трансмиссия

Десятицилиндровый двигатель УТД-29 обладает следующими характеристиками:

  • Многотопливность - помимо ДТ, может заправляться разнообразными сортами бензина и керосина;
  • Четырехтактность;
  • Мощность - 500 л.с.;
  • Габариты - 0,997 х 1,228 х 0,598 м, масса - 0,91 т;
  • Частота вращения - 2600 об/мин.

Баки, вмещающие 690 литров топлива, содержат пористый наполнитель, предотвращающий воспламенение и детонацию горючего при пробитии брони и емкостей.

Мотор и гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) составляют целостный силовой блок, закрепленный на одной точке опоры. Гидрообъемный привод позволяет поворачивать боемашину плавно, а отсутствие педали сцепления (передачи переключаются только движениями рычага) сильно облегчает работу водителя при долгих маршах и в ходе боя.

Питание мотора воздухом при перемещении в водной среде реализуется через воздухозаборную трубу, поднятую справа за башней боемашины.

Ходовая

Ходовую часть составляют гусеничный движитель, подвеска, два водометных движителя, остановочные тормоза.

Гусеничный движитель состоит из расположенных по бокам 6 сдвоенных опорных катков, 3-х поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес, собственно гусеницы.

Подвеска БМП-3 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.

Водометные движители включаются при передвижении на плаву. Они, как и гусеничный, оснащены механизмом реверса, обеспечивающим при необходимости задний ход, что позволяет быстро уходить из-под вражеского огня, не тратя время на разворот.

Управление ходовой производится манипуляциями с рулевой колонкой. Ее устройство включает штурвал, рукоятки переключения передач и рукоятки управления водометами.

Остановочные тормоза боемашины дисковые, сухого трения, с гидроусилителем в приводе.

Вооружение

Для поражения сил и средств врага, БМП-3 вооружена:

  • противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) с боекомплектом из 8 управляемых ракет (ПТУР);
  • 100-милиметровой пушкой 2А70 со скоростью 10 выстрелов в минуту, Б/К 40 в.;
  • 30-мм спаренной пушкой-автоматом 2А72 с 300 снарядами ОФЗ и 200 БТ;
  • пулеметами ПКТ 7,62х54 - два курсовых в корпусе и один спаренный с пушками в башне, с 2000 боеприпасов к каждому.

Технические характеристики

Важнейшие свойственные БМП 3 ТТХ:

  • Боевая масса - 18,7 тонны;
  • Длина / длина с выдвинутой пушкой / ширина / высота, м - 7,14 / 7,2 / 3,3 / 2,3;
  • Дальность боя ПТРК - до 4 км, пушки 2А70 - до 6,5 км, 2А72 - до 4 км;
  • Скорость по шоссе - 70 км/ч, по пересечённой местности - 10 км/ч на плаву;
  • Ресурс хода по ровной дороге - 600 км;
  • Преодолимый подъём - 30°;
  • Преодолимый ров - 2,2 м.

Преимущества и недостатки

Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ.

По их отзывам, боемашина:

  • прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки;
  • надежна как в жарком, так и холодном климате;
  • обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами - «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса (не распространяется на модификации с мотором спереди - см. ниже);
  • характеризуется повышенной живучестью по той же причине;
  • отличается комфортным расположением мотострелков и удобным ведением огня через бортовые амбразуры.

Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины.

Минусом является отсутствие опции выноса ПТРК наружу и работы с переносной пусковой установкой, которая была в предыдущих бронемашинах, но в базовой «троечке» почему-то не предусмотрена.

Еще один, более существенный недостаток, - отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.

Модификации БМП-3

БМП-3К - боемашина, литера «К» в наименовании которой означает «командирская». Спроектирована специально для управления подразделением БМП. Оснащена увеличенным комплектом устройств связи для обмена сообщениями с другими войсковыми единицами и вышестоящим управляющим пунктом. Радиус радиосвязи достигает 40 километров.

БМП-3Ф - бронемашина для транспортировки морских пехотинцев и ведения военных действий в прибрежной зоне. Характеризуется повышенной плавучестью, отсутствием устройства самоокапывания, наличием дополнительных водоотражающих щитков. Может передвигаться в водной среде в течение семи часов со скоростью до 10 км/ч. Оснащена обновленным прицелом «СОЖ» улучшенной надежности.

БМП 3М - улучшенная вариация базовой «тройки», отличающаяся более мощным мотором, обновленной системой управления огнем (СУО), увеличенной защищенностью благодаря оснащению КАЗ «Арена-Э», уберегающим боемашину от ракет и гранат.

БМП-3 «Витязь» - оборудована одноименной СУО с оптоэлектронными приборами, опцией удаленного управления вооружением, унифицированными рабочими местами экипажа. Эти новшества существенно сократили длительность подготовки выстрела и расширили поражающие возможности огня.

БМП-3М «Драгун» - новая конструкция БМП-3М с перенесенным из задней в переднюю часть моторным отделом и перекомпонованным отсеком для стрелков-десантников. Мощность силовой установки УТД-32 составляет 816 л.с. Предусмотрено оборудование боемашины 3 разновидностями БМ с различными пушками, в то же время удалены пулеметы из корпуса. Высадка пехотинцев ускорена и упрощена путем снабжения задней стенки отсека «секретной» дверцей.

БМП-3 «Деривация» - бронемашина с безэкипажным БМ АУ-220М и 57-мм пушкой-автоматом со скоростью действия до 100 в./мин. Существенно обновлена СУО, включающая новейшую центрально-вычислительную систему (ЦВС). Экипаж уменьшен до двух, десант - увеличен до 10 чел.

Боевые применение

Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании .

При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей. Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу.

Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами.

Какого мнения о БМП-3 придерживаетесь вы? Может, вам приходилось служить в Сухопутных войсках и передвигаться на этой боемашине? Если так, пожалуйста, оставьте свой отзыв. Если есть вопросы, задавайте, мы всегда рады общению с читателем.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Просмотров