Семь инструментов качества.

Целью создания семи инструментов контроля качества было получение возможности применения методов контроля качеством всем персоналом организации, фирмы на любом участке работы. Оставшиеся проблемы должны были решаться с помощью каких-то других методов. Этими методами стали «семь новых инструментов контроля качества» (или семь инструментов управления процессом совершенствования):

  • 2. Диаграмма связей.
  • 4. Матричная диаграмма.
  • 5. Стрелочная диаграмма..
  • 6. Анализ матричных данных.
  • 7. Диаграмма процесса осуществления программы (PDPC).

«Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. Применение этих инструментов особенно эффективно, когда их используют как методы наиболее полной реализации планов на основе системного подхода в условиях сотрудничества всего коллектива предприятия. Эти инструменты были составлены обществом 1USE (Союз японских ученых и инженеров) в 1979 году.

На рис. 49 показана взаимосвязь «семи новых инструментов качества» по Окленду

Семь новых инструментов качества можно применять на различных этапах деятельности предприятия, однако Масааки Имаи рекомендует использовать их в основном на этапе планирования деятельности предприятия, продукции, услуг и т.д. Он приводит следующие типичные сферы применения этих инструментов:

  • - разработка новой технологии;
  • - разработка новой продукции;
  • - структурирование качества:
  • - совершенствование аналитических и диагностических навыков;
  • - диспетчеризация производства;
  • - управление производством;
  • - повышение производительности;
  • - внедрение автоматизации;
  • - повышение качества;
  • - снижение затрат и энергосбережение;

Рис. 49.

  • - повышение безопасности;
  • - анализ конкурентоспособности;
  • - анализ рекламаций и претензий;
  • - совершенствование систем обеспечения качества;
  • - предотвращение загрязнения;
  • - управление продажами;
  • - анализ информации о рынке;
  • - управление отношениями с поставщиками и т.п.

Информация о применении различных инструментов управления качества на различных этапах улучшения процесса, продукции или услуги и представлена в таблице. 13.

Применение семи новых инструментов качества

Таблица 13

Определение возможностей

Анализ процесса

Разработка оптимальных решений

Внедрение

Анализ результатов

Диаграмма связей

Матричная диаграмма

Стрелочная диаграмма

Анализ матричных данных

Диаграмма сродства - это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки».

Принцип создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер для их устранения проиллюстрирован на рис. 45.


Рис. 50.

Как видно из рис. 50, диаграмма сродства позволяет распределить по нескольким группам (X, Y) большое количество (а, Ь, с, d) идей, мнений и интересов, собранных специалистами по конкретней теме (Z).

При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, диаграмма сродства дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Этот инструмент предназначен для стимуляции творческих способностей и полного вовлечения участников - членов команды. Он более эффективен в небольших группах (5-9 человек), в которых сотрудники привыкли работать вместе.

Диаграмму сродства часто используют для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».

Примерный порядок построения диаграммы сродства.

  • 1. Определите предмет, тему или проблему, которая является основой для сбора данных, в самых широких понятиях, так как излишние подробности могут вызвать предвзятость ответов участников работы.
  • 2. Соберите данные по рассматриваемой проблеме, например, с применением «мозговой атаки». Каждое сообщение членов команды следует регистрировать на отдельной карточке.
  • 3. Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом
  • 4. Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:
    • - рассортируйте карточки, которые кажутся взаимосвязанными, по нескольким группам;
    • - ограничьте количество групп (желательно не более 10) при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;
    • - выберите из имеющихся карточек или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы; поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.
  • 5. Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив полученные устные данные на группы. Работу по объединению хаотически расположенных карточек в конкретные группы следует проводить в тишине, избегая ненужных дискуссий.

Работа считается завершенной, когда все данные будут приведены в порядок, т. е. собраны в предварительные группы сродственных данных, а все упомянутые конфликты разрешены.

Построение диаграммы сродства заканчивается, когда все данные будут сгруппированы в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

Диаграмма сродства может быть представлена графически в виде, аналогичном рис.50, или таблично.

Диаграмма связей.

Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными.

Задачей этого инструмента является установление соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных, например, с помощью диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения. Вот почему есть некоторые сходства между диаграммой связей и диаграммой Исикавы.

Используемые в диаграмме связей данные могут быть получены (сгенерированы) с применением диаграммы сродства и «мозговой атаки».

Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства (или дополняющим диаграмму сродства).

Диаграмма связей может быть полезной в следующих ситуациях:

  • 1) тема (предмет, проблема) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены с помощью обычных рассуждений;
  • 2) временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей;
  • 3) есть подозрение, что проблема, затронутая в процессе работы, - это всего лишь симптом более фундаментальной и пока незатронутой проблемы.

Так же, как и в случае диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах по улучшению качества численностью 5-9 человек.

Исследуемый предмет (результат, проблема) должен быть заранее определен.

Основные причины и данные, требуемые для выполнения работы, можно сгенерировать, например, с применением диаграммы сродства или диаграммы Исикавы.

Принцип построения диаграммы связей приведен на рис. 51.


Рис.51.

Древовидная диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений) - инструмент, который позволяет систематически рассматривать предмет (проблему) в виде составляющих элементов (причин) и показывать логические (и являющиеся следствием или продолжением) связи между этими элементами (причинами).

Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составные части которой - различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы показан на рис. 52.


Рис.52.

Древовидная диаграмма применяется для выявления и показа связи между предметом (проблемой) рассмотрения и его компонентами (элементами, причинами), например, в таких случаях, когда:

  • - неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукции преобразуются сначала в установленные и предполагаемые потребности, а затем в технические условия для этой продукции;
  • - необходимо исследовать все возможные части (элементы, причины), касающиеся рассматриваемого предмета (проблемы);
  • - краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, например, на этапах планирования продукции, проектирования продукции и т. п.

Диаграмма дерева исследует все возможные причины на основании множества последовательных шагов.

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения. Очень часто применяется для анализа возможности решения некоторой сложной проблемы.

Анализ может осуществляться в разных аспектах, например,

  • - выявления тех подпроблем, совокупность которых отражает сущность сложной исходной проблемы (в этом случае дерево представляет собой дерево проблем);
  • - определения набора средств, с помощью которых может быть обеспечено решение исходной проблемы (дерево становится деревом средств или деревом мероприятий);
  • - обозначения или иерархического упорядочения тех целей, для достижения которых выполняется некоторый проект или программа (дерево целей);
  • - выбора оптимального набора средств, обеспечивающих решение исходной сложной проблемы (дерево решений);
  • - распространения ресурсов (например, финансовых), выделяемых для решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево относительных важностей);
  • - прогнозирование возможности решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево прогнозов).

Применяются и другие виды деревьев: дерево свойств, дерево показателей, дерево классификационное, дерево дефектов, дерево полезностей, дерево функций, дерево взаимосвязей, дерево ресурсов.

Практически все перечисленные выше виды деревьев могут рассматриваться как частные случаи дерева проблем. Поскольку оно наиболее часто используется на практике, последующий материал будет излагаться на наиболее часто встречающемся дереве проблем.

В современных условиях древовидные структуры наиболее часто и широко используются в системном анализе, прогнозировании, квалиметрии и в теории принятия решений.

Основное понятие - свойство (представлено одной из ветвей дерева). Свойства бывают сложные (делимые на менее сложные) и простые (элементарные, неделимые).

В дереве проблем аналогом свойства является - проблема, в дереве целей - цель, в дереве ресурсов - ресурс и т.д.

Кроме сложных и простых в дереве свойств могут присутствовать так называемые квазипростые свойства. Это свойства, которые в силу того, что они являются сложными, могут быть разделены на группы менее сложных, однако нет необходимости подвергать их такому делению, поскольку известна функциональная или корреляционная зависимость между таким сложным свойством и группой менее сложных свойств.

Матричная диаграмма (таблица качества).

Матричная диаграмма - инструмент выявления важности различных связей. Такие матричные диаграммы (таблицы качества) часто называют сердцем «новых инструментов управления качеством» и QFD- методологии «дома качества».

Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.

Цель матричной диаграммы - табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к следующему:

  • - задачам (проблемам) качества;
  • - причинам проблем качества;
  • - требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потребителей;
  • - характеристикам и функциям продукции;
  • - характеристикам и функциям процессов;
  • - характеристикам и функциям производственных операций и оборудования.

Матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов (и явлений) различным причинам их проявления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень (силу) зависимости этих факторов от причин их возникновения и/или от мер по их устранению.

При практическом построении матричной диаграммы (в процессе работы команды качества) рекомендуется следующее:

1. С применением метода «мозговой атаки» («штурма») сформулируйте перечень компонентов (al, а2, ..., ап), (Ы, Ь2, ..., bk), (cl, с2, ...,

cm), определяющих причины А, меры борьбы В с этими причинами и средства С, необходимые для достижения успеха.

  • 2. Составьте форму матричной диаграммы (таблицы качества) в виде L-, Т- или Х-карты и подготовьте (напечатайте) необходимое количество экземпляров таких таблиц.
  • 3. Предложите каждому участнику команды (кружка, группы) самостоятельно заполнить подготовленную таблицу качества символами, отображающими тесноту связи между рассматриваемыми компонентами.
  • 4. Сравните полученные результаты и в процессе обсуждения выработайте общее мнение (придите к консенсусу).
  • 5. Аккуратно оформите матрицу связей (таблицу качества) - результат работы команды.

Не забудьте на этом документе указать сведения, которые позволят человеку, даже не принимавшему участия в работе команды, полностью понять и однозначно истолковать полученный результат. Для этого рядом с таблицей качества (матричной диаграммой) следует указать:

  • - название, местоположение (цех, участок) и основные характеристики объекта исследования;
  • - состав команды и ее руководителя;
  • - главные результаты работы;
  • - даты начала и окончания работы;
  • - любые другие сведения, достойные внимания.

Стрелочная диаграмма.

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшего и успешного достижения поставленной цели.

Применение этого инструмента рекомендуется после того, когда выявлены проблемы, требующие решения, определены необходимые меры, средства, сроки и этапы их осуществления, т. е. после использования хотя бы одного из рассмотренных выше инструментов:

  • - диаграммы сродства;
  • - диаграммы связей;
  • - древовидной диаграммы;
  • - матричной диаграммы.

Стрелочная диаграмма обычно графически представляет ход проведения работ. Из стрелочной диаграммы должны быть наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов работы. Одновременно этот инструмент обеспечивает уверенность, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов является оптимальным при достижении конечной цели.

Другими названиями метода являются: "Сетевой граф", "Метод PERT", "Метод критического пути", "Диаграмма Гантта".

Цель метода. Детальное планирование оптимальных сроков выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и последующий эффективный контроль хода проведения работ.

Сутью метода является наглядное и системное графическое отображение последовательности и взаимозависимости действий (работ, решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей.

Стрелочная диаграмма представляет собой диаграмму хода проведения работ, из которой наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов. Этот инструмент используется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конечной цели является оптимальным. Инструмент применяется как для планирования, так и для контроля работ.

План действий.

  • 1. Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
  • 2. Четко сформулировать проблему, требующую решения.
  • 3. Определить необходимые меры, сроки и этапы выполнения
  • 4. Построить диаграмму хода проведения работ, отобразив последовательность действий, необходимых для получения требуемого результата.
  • 5. Осуществить эффективный контроль за ходом выполнения

Стрелочная диаграмма отражает хорошо известный метод сетевого планирования, в основе которого лежит метод критического пути и метод оценки и пересмотра планов (PERT), в котором для отображения и алгоритмизации тех или иных действий или ситуаций используются сетевые модели, простейшие из которых - сетевые графики. Кроме этого, в тех же целях используются еще и диаграммы Гантта, которые оказались вполне подходящими для визуализации процессов.

Диаграмма позволяет устанавливать понимание между специалистами различного профиля и облегчает достижение согласия среди них. К достоинствам метода следует отнести наглядность, простоту освоения и применения. Метод реализован в широко известной информационной системе управления проектами MS Project и позволяет специалистам по работе с персоналом значительно упростить и ускорить выполнение различных проектов в управлении персоналом. В результате специалисты быстро разрабатывают конкретный план выполнения работ, обеспечивающий своевременное и планомерное достижение конечных целей.

Основными недостатками метода являются отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и эффективности вариантов выполнения всех необходимых работ.

Анализ матричных данных (матрица приоритетов, метод матричного анализа данных).

Применяется для анализа числовых данных матричных диаграмм, когда возникает необходимость представить их в более наглядном виде. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил матрицу приоритетов в состав семи методов управления качеством.

Целью метода является Выявление из большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм (таблиц качества), наиболее важных для решения рассматриваемой проблемы.

При анализе данных предполагается использование матричной формы представления информации с целью выделения степени корреляционной зависимости между различными переменными. Матрица приоритетов видоизменяет и располагает данные матричной диаграммы так, чтобы информация была удобна для наглядного представления и понимания.

Матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование, способствует выявлению силы связи между переменными, которые были статистически определены, и помогает графически проиллюстрировать эти связи.

При построении матрицы приоритетов необходимо:

  • - перегруппировать информацию, представленную в матричной диаграмме, таким образом, чтобы подчеркнуть силу корреляционной связи между переменными;
  • - на основании анализа полученной матрицы корреляции выявить приоритетные компоненты;
  • - построить матрицу для приоритетных компонентов данных и проанализировать вошедшие в нее данные.

Метод матричного анализа, позволяющий в процессе обработки большого количества числовых данных выявлять приоритетные, эквивалентен статистическому методу, известному как анализ важнейших компонент, который является одним из основных методов многокомпонентного анализа.

Матрица приоритетов позволяет:

Анализировать процессы производства, тесно связанные между

  • - анализировать причины несоответствий, которые связаны с большим объемом данных;
  • - по результатам рыночных обследований выявлять требуемый уровень качества;
  • - постоянно определять характеристики, способные изменяться под влиянием каких-либо условий.
  • - выполнять комплексные оценки качества;
  • - анализировать нелинейные данные.

Результаты анализа статистических данных могут быть представлены графически в виде схемы предпочтений в зависимости от важнейших компонент данных, отложенных соответственно на осях абсцисс и ординат.

Пример оформления результатов анализа матричных данных, собранных для оценки критериев КТЖ в зависимости от степени их достижения, показан на рис. 53.

Рис. 53.

критериев КТЖ

На схеме видно, что на предприятии уделяется большое внимание таким критериям как справедливое вознаграждение за труд, безопасность и здоровые условия труда (УТ). Существенно меньшее внимание обращается на льготы и пособия для сотрудников и совсем не уделяется внимания правовой защищённости сотрудников.

Главным достоинством метода является его наглядность. Использование метода требует серьезных статистических знаний. Поэтому этот инструмент управления качеством значительно реже применяется на практике, чем другие инструменты, входящие в состав семи методов управления качеством.

Диаграмма процесса осуществления программы (метод PDPC, блок-схема процесса принятия решений).

Автором метода считается японский союз ученых и инженеров, который в 1979 г. включил диаграмму PDPC в состав семи методов управления качеством. Метод применяется при решении сложных проблем в различных областях науки и техники, при разработке бизнес- проектов и т. д.

Основным назначением метода является графическое представление последовательности действий и решений, необходимых для получения требуемого результата

Суть метода заключается в построении блок-схемы процесса принятия решения (Process Decision Program Chart - PDPC), которая помогает запустить механизм непрерывного планирования.

Метод PDPC обеспечивает детальное планирование, отображая последовательность действий на пути от постановки задачи к ее решению.

Для реализации метода необходимо:

  • 1) Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
  • 2) Определить проблему, которую надлежит решить.
  • 3. Построить блок-схему, отобразив последовательность действий и решений, необходимых для получения требуемого результата.

Метод PDPC предлагает возможные варианты решения поставленной задачи и пути их реализации, позволяя принимать решение непосредственно в момент появления проблемы. Он выступает в качестве инструмента для оценки сроков и целесообразности проведения работ по выполнению программы в соответствии со стрелочной диаграммой с возможной корректировкой как до начала, так и в процессе выполнения этих работ. Оценивая развитие событий и разнообразие возможных результатов, помогает определить, когда и какие процессы использовать, чтобы уменьшить риск практически в любом деле и получить требуемый результат.

При возникновении каких-либо проблем в процессе осуществления программы работ метод PDPC позволяет предвидеть возможные последствия и подготовить контрмеры, проводя корректировки, которые приведут к лучшим решениям.

Блок - схемы процесса принятия решения удобно строить в среде MS Visio, в которой реализованы все необходимые инструменты. В частности, в меню «Бизнес» системы для этих целей удобно использовать опции «Простая блок - схема», «Функциональная блок - схема» или «Схема управления качеством».

Для примера на рис. 54 приведен фрагмент блок-схемы процесса принятия решения, построенный в MS Visio.

Рис. 54.

К достоинствам метода относятся:

  • - наглядность, простота освоения и применения;
  • - метод позволяет прослеживать весь процесс от определения целей до успешного завершения проекта.
  • - позволяет планировать и контролировать процесс обеспечения конкурентного преимущества в условиях повышенной конкуренции на рынке.

Главный недостаток - процесс осуществления программы работ не всегда протекает в соответствии с намеченным планом. При возникновении технических или каких-либо иных проблем решения часто не очевидны.

Рассмотренные выше простые инструменты контроля качества («Семь инструментов контроля качества») предназначены для анализа ко­личественных данных о качестве. Они позволяют достаточно простыми, но научно обоснованными методами решать 95 % проблем анализа и управле­ния качеством в разных областях. Они используют приемы в основном математи­ческой статистики, однако доступны всем участникам процесса производства и применя­ются практически на всех этапах жизненного цикла продукции.

Тем не менее, при создании нового продукта не все факты имеют численную природу. Существуют факторы, которые поддаются лишь словесному описанию. Учет этих факторов составляет примерно 5 % проблем в области качества. Эти проблемы воз­никают в основном в области управления процессами, системами, коллективами, и при их решении наряду со статистическими методами необходимо использовать результаты операционного анализа, теории оптимизации, психологии и др.

Поэтому JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers - Союз японских ученых и инженеров) в 1979 г. на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов.

К «Семи инструментам управления» относятся:

1) диаграмма сродства (affinity diagram);

2) диаграмма (график) взаимосвязей (зависимостей) (interrelationship diagram);

3) древовидная (системная) диаграмма (дерево решений) (tree diagram);

4) матричная диаграмма или таблица качества (matrix diagram or quality table);

5) стрелочная диаграмма (arrow diagram);

6) диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществле­ния процесса) (Process Decision Program Chart - PDPC);

7) матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).



Сбор исходных данныхобычно осуществляют в период «мозговых штурмов» специалистов в исследуемой области и не­специалистов, но способных генерировать продуктивные идеи в новых для себя вопросах.

Каждый участник может свободно высказываться по обсуждаемой теме. Его предложения фиксируются. Проводится обработка результатов обсуждения, и предлагаются средства для решения проблемы.

Сфера применения «Семи новых инструментов контроля качества» быстро рас­ширяется. Эти методы применяются в таких областях как делопроизводство и управление, обучение и подготовка кадров и пр.

Наиболее эффективно применять «Семь новых инструментов» на этапе

· разработки новой продукции и подготовки проекта;

· для выработки мер по снижению брака и уменьшению рекламаций;

· для повышения надежности и безопасности;

· для обеспечения выпуска экологической продукции;

· для совершенствования стандартизации и т. д.

Рассмотрим кратко эти инструменты.

1. Диаграмма сродства (ДС)- позволяет выявить основные нарушения процесса путем объединения однородных устных данных.

§ определение темы для сбора данных;

§ создание группы по сбору данных от потребителей;

§ занесение полученных данных на карточки (самоклеящиеся листы), которые можно свободно перемещать;

§ группировка (систематизация) однородных данных по направлениям различных уровней;

§ формирование единого мнения членов группы по распределению данных;

§ создание иерархии выделенных направлений.

2. Диаграмма взаимосвязей (ДВ)- способствует определению взаимосвязи основных причин нарушения процесса с проблемами, существующими в организации.

Процедура создания ДС состоит из следующих этапов:

· формируется группа специалистов, которые устанавливают и группируют данные по проблеме;

· выявленные причины размещаются на карточках, и устанавливается связь между ними. Сравнивая причины (события) необходимо задавать вопрос: « Имеется ли между этими двумя событиями связь?» Если имеется, тогда спрашивают: «Какое событие вызывает другое или является причиной возникновения другого события?»;

· рисуют стрелку между двумя событиями, показывая направление влияния;

· после выявления взаимосвязей между всеми событиями считают число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.

Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным.

3. Древовидная диаграмма (ДД). После определения с помощью диаграммы взаимосвязей (ДВ) наиболее важных проблем, характеристик и т. п. с помощью ДД ищут методы решения этих про­блем. ДД указывает пути и задачи на различных уровнях, которые необходимо решать для достижения заданной цели.

ДД используют:

1. когда пожелания потребителей преобразуются в показатели работы организации;

2.требуется установить последовательность решения задач для достижения поставленной цели;

3. второстепенные задачи должны быть решены раньше основной задачи;

4. должны быть выявлены факты, определяющие основную проблему.

Создание ДД включает следующие этапы:

§ организуется группа, которая на основе ДС и ДВ определяет проблему исследования;

§ определяют возможные основные причины выявленной проблемы;

§ выделяют главную причину;

§ разрабатывают меры по её полному или частичному устранению.

4. Матричная диаграмма (МД)- позволяет наглядно представить взаимосвязи между различными факторами и степень их тесноты. Это повышает эффективность решения различных задач, учи­тывающих такие взаимосвязи. В качестве факторов, подвергаемых анализу с помо­щью МД, могут быть:

§ проблемы в области качества и причины их появления;

§ проблемы и способы их устранения;

§ потребительские свойства продукции, их инженерные характеристики;

§ свойства изделия и его комплектующих;

§ характеристики качества процесса и его элементы;

§ характеристики эффективности работы организации;

§ элементы системы менеджмента качества и др.

Метод матричных диаграмм, как и другие новые инструменты качества, обычно реализуется командой, перед которой поставлена какая-либо задача в области улуч­шения качества. Степень тесноты взаимосвязи между факторами оценивается либо с помощью экспертных оценок, либо с помощью корреляционного анализа.

5. Стрелочная диаграмма (СД). После предварительного анализа проблемы и способов ее решения, выполненного с помощью методов ДС, ДВ, ДД, МД, составляется план работ по решению проблемы, например по созданию продукта. План должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Для облегчения разработки и контроля плана работ путем повышения его наглядности используется СД. Стре­лочная диаграмма может иметь вид либо диаграммы Ганта, либо сетевого графа. На сетевом графе с помощью стрелок наглядно показана последовательность действий и влияние той или иной операции на ход выполнения последующих операций, поэтому сетевой граф более удобен для контроля над ходом выполне­ния работ, чем диаграмма Ганта.

6.Диаграмма планирования осуществления процесса - PDPC (Process Decision Program Chart) применяется для:

§ планирования и оценки сроков выполнения сложных процессов в области научных исследований,

§ производства новой продук­ции,

§ решения задач менеджмента со многими неизвестными, когда необходимо предусмотреть различные варианты решений, возможности корректировки про­граммы работ.

С помощью диаграммы PDPC отразить процесс к которому применим цикл Деминга (PDCА). В результате использования цикла Деминга к конкретному процессу при необходимости осуществляется одновременно и совершенствование этого процесса.

7. Анализ матричных данных (матрица приоритетов ).

Данный метод наряду с диаграммой взаимосвязей (ДВ) и в определенной степени матричной диаграммой (МД) предназначен для выделения факто­ров, имеющих приоритетное влияние на изучаемую проблему. Особенностью данного метода является то, что поставленная задача решается путем многофактор­ного анализа большого числа опытных данных, часто косвенным образом харак­теризующих изучаемые взаимосвязи. Анализ взаимосвязей между этими дан­ными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого явления (процесса).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Перечислите семь простых инструментов контроля качества. Для чего их используют?;

2. Для чего используют контрольный листок и диаграмму Парето?;

3. Какие факторы, влияющие на качество, представлены в диаграмме Исикавы?;

4. Что определяют с помощью гистограммы, диаграммы разброса и стратификации?;

5. С помощью какого простого инструмента судят об управляемости процесса?;

6. С какой целью разработаны «Семь новых инструментов контроля качества»? Перечислите их.

7. На каких этапах наиболее эффективно применять «Семь новых инструментов качества»?

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра экономики и управления бизнес-процессами

РЕФЕРАТ

По методам оценки технического уровня машин

Семь инструментов контроля и управления качеством

Преподаватель ______________ старший преподаватель В.В. Костина

Студент УБ 11-01 ____________________ В.А. Ивкина

Красноярск 2014

Метод применяют как непосредственно в производстве, так и на различных стадиях жизненного цикла продукции. 4

Целью метода является выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученного статистического материала для последующего улучшения качества процесса. 4

Суть метода заключается в том, что контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший этап этого процесса. 4

Семь основных инструментов контроля качества (рис.1) - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов. 4

Рисунок 1 – 7 инструментов контроля качества 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике важное место занимает такое понятие как качество выпущенных товаров и услуг. От него зависит, выстоит производитель в конкурентной борьбе или нет. Продукция высокого качества значительно повышает шанс производителя получить значительную прибыль и постоянных потребителей.

Качество продукции закладывается в процессе научных исследований, конструкторских и технологических разработок, обеспечивается хорошей организацией производства и, наконец, оно поддерживается в процессе эксплуатации или потребления. На всех этих этапах важно осуществлять своевременный контроль и получать достоверную оценку качества продукции.

Современные производители стараются предупредить появление дефектов, нежели устранять их у готовой продукции.

Для того чтобы принять верное решение, то есть решение, основанное на фактах, необходимо обратиться статистическим инструментам, позволяющим организовать процесс поиска фактов, а именно - статистического материала.

Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно так же применяемая система не обязательно должна включать все семь методов.

1 Семь инструментов контроля качества

Метод применяют как непосредственно в производстве, так и на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Целью метода является выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученного статистического материала для последующего улучшения качества процесса.

Суть метода заключается в том, что контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством, а сбор, обработка и анализ фактов - важнейший этап этого процесса.

Научной основой современного технического контроля является математико-статистические методы.

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они позволяют вовремя выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Внедрение семи методов должно начинаться с обучения этим методам всех участников процесса.

Семь основных инструментов контроля качества (рис.1) - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Рисунок 1 – 7 инструментов контроля качества

    Контрольный листок (рис.2) - инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации. Контрольный листок - бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить данные с помощью пометок или простых символов. Назначение использования контрольных листков - облегчение процесса сбора данных и автоматическое упорядочение данных для их дальнейшего использования. Вне зависимости от количества целей, стоящих перед компанией, можно создать контрольный лист для каждой из них.

Рисунок 2 – Пример контрольного листка

    Гистограмма (рис.3) - инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный, заранее заданный, интервал. Гистограммы полезно использовать при описании процесса или системы. Нужно помнить, что эффективной гистограмма будет в том случае, если данные для ее построения были получены на основе стабильно работающего процесса. Этот статистический инструмент может быть хорошим вспомогательным материалом для построения контрольных карт.

Рисунок 3 – Пример гистограммы

    Диаграмма Парето (рис.4) - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения. В основу диаграммы Парето положен принцип - 80% дефектов на 20% зависят от причин, их вызвавших. Доктор Д.М. Джуран использовал этот постулат для классификации проблем качества на немногочисленные, но существенно важные, и многочисленные несущественные, и назвал этот метод анализом Парето. Метод Парето позволяет выявлять основные факторы возникновения проблемы и расставлять приоритеты в их решении.

Рисунок 4 – Пример диаграммы Парето

    Метод стратификации (расслаивания данных) (рис.5) - инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.

Рисунок 5 – Пример расслоения данных

    Диаграмма разброса (рассеивания) (рис.6) - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.

Рисунок 6 – Пример диаграммы рассеивания

    Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) (рис.7) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие). Систематическое использование диаграммы причинно-следственных связей позволяет выявить всевозможные причины, вызывающие определенную проблему и отделить причины от признаков.

Рисунок 7 – Пример причинно-следственной диаграммы

    Контрольная карта (рис.8) - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

Рисунок 8 - Пример контрольной карты

Достоинствами метода являются наглядность, простота освоения и применения. К недостаткам метода относят низкую эффективность при проведении анализа сложных процессов. Но при применении на производстве решаются до 95% всех проблем.

2 Семь инструментов управления качеством

Наиболее часто эти инструменты находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования.

Целью метода является решение проблем, возникающих в процессе организации, планирования и управления бизнесом на основе анализа различного рода фактов.

Семь инструментов управления качеством обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги.

Инструменты управления качеством усиливают процесс планирования благодаря их способности:

    уяснять задачи;

    устранять недостатки;

    содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами;

    использовать бытовую лексику.

В результате инструменты управления качеством позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки. Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование.

Последовательность применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели.

Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача.

Семь инструментов управления качеством - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов.

Диаграмма сродства (рис.9) - инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных.

Рисунок 9 - пример диаграммы сродства

Диаграмма связей (рис.10) - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.

Рисунок 10 - пример диаграммы связей

Диаграмма дерева (рис.11) - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.

Рисунок 11 - пример диаграммы дерева

Матричная диаграмма (рис.12) - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.

Рисунок 12 - пример матричной диаграммы

Матрица приоритетов (рис.13) - инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.

Рисунок 13 - пример матрицы приоритетов

Блок-схема процесса принятия решения (рис.14) - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.

Рисунок 14 - пример блок-схемы процесса принятия решения

Стрелочная диаграмма (рис.15) - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать.

Рисунок 15 - пример стрелочной диаграммы

Семь инструментов управления качеством обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем.

Сбор исходных данных обычно осуществляют во время "мозговых атак".

Достоинствами метода являются наглядность, простота освоения и применения.

Недостатком метода является низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.

Использование инструментов управления качеством позволяет экономить ресурсы и тем самым улучшает чистую прибыль компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семь простых статистических методов - инструменты познания, а не управления. Способность рассматривать события с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов. На передовых зарубежных фирмах абсолютно все работники обязаны владеть семью простыми статистическими методами. Данные необходимо собирать так, чтобы облегчить их последующую обработку. Нужно понимать, для каких целей осуществляется сбор и обработка данных.

Обычно цели сбора данных в процессе контроля качества состоят в следующем:

    контроль и регулирование процесса;

    анализ отклонений от установленных требований;

    контроль выхода процесса.

Применение семи инструментов управления качеством позволяет:

    выявить основные нарушения в процессе путем объединения родственных устных данных;

    выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами и, основывать более эффективное решение на базе выявленных движущих сил и вероятных исходов;

    показать связи между темой и ее составными элементами;

    наглядно показать взаимозависимость процессов и событий;

    идентифицировать возможные решения проблем и потенциальных возможностей улучшения качества;

    описать существующий технологический процесс, или спроектировать новый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЫХ ИСТОЧНИКОВ

    7 простых инструментов контроля качества // о менеджменте качества.- Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM4/7_instrum.htm

    7 инструментов управления качества // о менеджменте качества.- Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0005/

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма;

Линейная(стрелочная) диаграмма;

Матричная диаграмма;

Метод мозгового штурма;

Карта технологического процесса;

«Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. Применение этих инструментов особенно эффективно, когда их используют как методы наиболее полной реализации планов на основе системного подхода в условиях сотрудничества всего коллектива предприятия.

Цель работы: рассмотреть сущность и применение семи новых инструментов управления качеством;

Задачи: рассмотреть:

диаграмму родственных связей;

диаграмму отношений;

древовидную диаграмму;

линейную(стрелочную) диаграмму;

матричную диаграмму;

метод мозгового штурма;

карту технологического процесса

ДИАГРАММА СРОДСТВА

Применение

Диаграмма сродства -- метод, позволяющий выявить основные нарушения процессе путем объединения родственных устных данных. Этот метод иногда называют KJ-методом (по имени ее основоположника -- японского ученого Джиро Кавакита (Jiro Kawakita). Этот метод - творческое средство организации больших количеств устных данных таких, как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме, теме и т.п.) в группы на основе естественных взаимосвязей между каждой идеей (темой) для определения этих тематических групп. Это в основном творческий, а не логический метод.

Самым большим препятствием для планирования улучшения является прежний успех или неудачи. Мы предполагаем, что-то, что срабатывало или не срабатывало прежде, будет действовать таким же образом и в будущем. Тем самым мы сохраняем образ мышления, который может оказаться подходящим, но в равной степени и не подходящим. Постоянное совершенствование требует новых логических моделей.

Описание

Диаграмма сродства является очень хорошим способом, помогающим группе людей достичь творческого уровня в отличие от интеллектуального подхода. Этот метод помогает также успешно организовать эти новые творческие идеи для последующей работы с ними, течение 30-45 минут обсуждающая группа может "выдать" и организовать более 100 идей или тем. Нетрудно представить, какое время это бы заняло при использовании традиционного процесса обсуждения. Кроме того, что этот метод является эффективным, он еще и обеспечивает истинное участие каждого, поскольку все идеи находят свое место в этом процессе. В этом отличие от большинства других дискуссий, где многие идеи теряются и, таким образом, не обсуждаются.

Лучший способ понять Диаграмму Сродства - изучить ее происхождение. Она б создана в 60-х гг., как аналитический метод японским антропологом Джиро Кавакито, корый исследовал большое количество различных обществ и организаций. Он делал очень подробные заметки для последующего анализа. Когда это время настало, он обнаружил огромное количество информации, которая не была никаким образом связана между собой: также не подпадала под прежние теории. Кавакито создал т.н. метод KJ для достижения двух важных целей:

1) Эффективная обработка большого количества информации

2) Определение новых моделей информации для последующего более тщательного изучения.

Некоторые ситуации для использования этого метода являются более естественными чем другие. Наиболее "чистые" ситуации:

Факты или мысли находятся в хаосе. Когда темы кажутся слишком обширными сложными для понимания;

Необходимо преодоление традиционных подходов. Когда единственными решениями являются только старые решения, попробуйте Диаграмму сродства.

3) Групповая поддержка решений необходима для последующей их реализации.

требует быстрого решения.

Процедура

1. Создание команды.

Наиболее эффективно работает группа, которая обладает знаниями, необходимыми для раскрытия различных измерений данного вопроса. Хорошо также, если команда уже работала раньше вместе. Но это не является необходимым условием. Наоборот, можно включить в группу того, кто никогда прежде не работал вместе. Иными словами, старайтесь включать в группу людей по мере необходимости. В группе должно быть 5-6 участников.

2. Формулирование обсуждаемой темы

Для начала тема формулируется очень широко. Например, "Что может нам помочь, для того, чтобы заручиться поддержкой высшего руководства?" Не должно быть иной формулировки, чем эта, иначе группа скатится на "привычные позиции". После того, как все согласились с темой, напишите ее наверху листа бумаги большого формата/на доске, чтобы все в группе могли это видеть.

3. Формулирование и запись идей

Идеи должны формулироваться с использованием традиционных принципов мозгового штурма:

не критиковать никакие идеи

сосредоточиться на формулировании большого количества идей за короткое время

поощрять участие каждого

Идеи должны быть записаны точно так, как они были высказаны, а не перефразированы записывающим.

Ответы должны быть записаны на маленьких карточках (одна идея на одну карточку).

Примечания

1) Все идеи должны размещаться на большой доске для осуществления постоянного контроля за всеми идеями.

2) Необходимо настаивать на том, чтобы все формулировки были короткими (не более 5-7 слов). С другой стороны, необходимо избегать формулировок в 1-2 слова, потому что их легко неправильно истолковать.

3) Каждое утверждение должно иметь существительное и глагол.

4) Размер написанных утверждений должен быть достаточно большим, чтобы можно было прочитать с расстояния 1-1,5 метра.

4. Перемещение заполненных карточек

Команда должна смешать карточки и разложить их в случайном порядке.

5. Организация карточек в группы по сродству

На этом этапе карточки должны быть организованы с участием всей команды или назначенного лица. Это должно происходить в тишине.

Примечания

1) Хотя один человек может проделать эту работу, но в таком случае теряется пре-имущество взаимодействия различных точек зрения, мнений и взглядов. Поэтому рекомендуется групповой подход. Посмотрите на две карточки, которые кажутся каким-то образом связанными друг с другом. Отложите их в сторону. Посмотрите на другие карточки, которые не связаны ни друг с другом, ни с двумя предыдущими карточками. Повторите этот процесс до тех пор, пока вы не разложите все карточки в 6-10 групп. Не старайтесь втиснуть одиночные карточки в те группы, в которые они не подходят. Эти карточки ("одиночки") могут стать началом новых групп или же никогда не найти свой "дом".

2) Необходимо поощрять участников группы реагировать на то, что они видят. Многие руководители стремятся структурировать все карточки наподобие шахмат и разложить все на заранее приготовленные места. В Диаграмме скорость, а не интеллект играет главную роль. Это процесс высокой энергии, а не интеллектуальная игра.

Несогласие относительно положения карточки должны решаться просто и не дипломатически: если вам не нравится, где находится карточка, переместите ее! Это не только ускоряет процедуру, но также дает возможность не согласиться с начальником и просто переложить его карточку.

Участники должны избегать неосознанного сортирования карточек в "безопасные* известные категории. Надо стараться создавать новые группы из имеющегося хаоса карточек.

6. Выделение ведущих карточек

Найдите в каждой группе карточку, которая выражает главную идею, связывающую все остальные карточки вместе. Это и будет ведущая карточка, которая помещается над каждой группой. Часто такие карточки не существуют. В таких случаях ее нужно создать.

Примечания

1) Ведущие карточки должны быть очень краткими. Они должны в трех-пяти словах выражать существо каждой группы.

Представьте, что все подробные карточки под ведущей будут убраны, все, что останется, - это только ведущие. Сможет ли кто-нибудь, кто не являлся членом команды понять сущность и детали обсужденных тем? Это хорошая проверка ваших ведущих карточек.

Каждая ведущая карточка должна четко выражать общую мысль, которая связывает все карточки вместе.

4) Избегайте клише, создание ведущих карточек является возможностью выявления новых идей в старых темах. Если ведущие карточки выглядят слишком знакомыми, то может быть, они заслуживают пересмотра под новым углом зрения.

7. Конструирование окончательной Диаграммы сродства.

Нарисуйте линии вокруг каждой группы, которые четко показывают связь всех ее элементов с ведущей карточкой. Родственные группировки должны быть помещены радо друг с другом и соединены линией. Часто, когда вы это делаете, вы обнаруживаете, что необходимо создать другую ведущую карточку, назовем ее главной, которая показывает, каким образом эти две группы связаны друг с другом. Эта карточка помешается над двумя группами и также соединяется линиями.

Эта заключительная конструкция может быть помешена на другой лист бумага. Обычно так делается, поскольку Диаграмма сродства часто показывается другим людям j обсуждения и изменений. Помните, что этот процесс отражает только текущую ситуацию ключевые факторы, которые могут меняться.

Общий вид Диаграммы сродства

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДИАГРАММА ОТНОШЕНИЙ

Применение

Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом, основывать более эффективное решение на базе выявленных движущих сил и вероятных исходов.

Описание

Стимулирует рабочую группу к видению проблемы в нескольких планах, а не только в одной плоскости

Помогает исследовать причины и результаты отношений между всеми проблемами (идеями, предположениями), включая наиболее противоречивые.

Позволяет выявить ключевые моменты демократичным способом, а не как результат доминирования какого-нибудь члена группы.

Систематически выявляет основные предположения и причины несогласия между членами группы.

Позволяет группе выявить главные причины, даже если нет достоверных данных.

Типичные случаи использования Диаграммы Отношений (ДО)

Служба качества не удовлетворена уровнем участия в рабочих группах. Сотрудники Службы считают, что это вызвано обычными и более глубокими причинами. Президент компании решает выявить главные причины проблемы и устранить их.

Управляющий магазина получил вдвое больше жалоб, чем обычно в течение последних 8 недель. Он решает проанализировать жалобы и определить основные причины и, таким образом, принять соответствующие меры. Например, провести обучение, установить новое оборудование и т.п.

Процедура

1. Принимается решение об обсуждаемой проблеме

Например: Каковы причины большого количества отходов?

Используя исходное утверждение, постройте законченное утверждение, которое будет полностью понятно и одобрено всеми участниками.

Если вы используете результаты других методов, например, диаграммы сродства, то необходимо следить, чтобы цель обсуждения не менялась и была полностью понятна.

2. Создание наиболее подходящей группы.

ДО требует более близкого знакомства с предметом, нежели это требовалось в диаграмме сродства. Здесь очень важно, что бы выявленные результаты и причины были достоверными.

Идеальный размер группы 4-6 человек.

3. Соберите все идеи, написанные на карточках, которые явились результатом
других методик или же результатом мозгового штурма.

Организуйте 5-25 карточек в большой круг, оставляя как можно больше пространства для нарисования стрелок. Пишите большими буквами, что облегчит вам работу на последующих этапах.

4. Определите причины или воздействия взаимодействий между идеями и начертите стрелки

Выберите любую из этих идей как отправную точку. Если все карточки пронумерованы, то работайте с ними последовательно.

Стрелка, исходящая из карточки, означает более сильную причину или воздействие

Решение: Б является причиной А

Подобным образом проверяются все комбинации между всеми карточками.

5. Посмотрите и проанализируйте первый результат ДО.

Покажите полученный результат людям, не входящим в команду для получения дополнительных советов.

6. Посчитайте количество входящих и выходящих стрелок и выберите ключевые моменты для дальнейшего планирования.

Посчитайте и напишите для каждой карточки количество выходящих и исходящих стрелок.

Определите карточку с наибольшим числом выходящих стрелок и карточку с наибольшим числом исходящих стрелок.

Выходящие стрелки. Большое число выходящих стрелок указывает на данную проблему как на главную причину или ведущую силу. Обычно это тема, с которой команда занимается в первую очередь.

Входящие стрелки. Большое количество входящих стрелок указывает на данную тему, как на главный результат. Таким образом, это может быть центром для планирования или же средством измерения достигнутого успеха или же изменения темы в ходе обсуждения.

7. Конструирование окончательного варианта ДО.

Покажите на схеме основные движущие силы (самое большое количество выходящих стрелок) и ключевые результаты (самое большое количество входящих стрелок). Тема: Каковы причины большого количества отходов

Ведущая сила результат

Основные инструменты и методы управления качеством на предприятии ООО "АЭМЗ"

Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, - инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях ...

Расчет степени управленческой нагрузки руководителя

Представляет собой схему, на которой общая функция отдела разбивается на подфункции. Этот процесс называется функциональной декомпозицией. Таким образом, сложная функция может быть представлена в виде совокупности элементарных функций (рис 5.1...

Семь новых инструментов управления качеством

Древовидная диаграмма; Линейная(стрелочная) диаграмма; Матричная диаграмма; Метод мозгового штурма; Карта технологического процесса; «Семь новых инструментов контроля качества» относятся к методам обработки главным образом словесных...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Этот метод позволяет группе сотрудников выявить, проанализировать и классифицировать причины и результаты тех взаимодействий, которые существуют между основными проблемами (идеями, предположениями) и, таким образом...

Семь новых инструментов управления качеством

Применение Древовидная диаграмма применяется для показа связи между темой (предметом суждения) и ее составными элементами. Описание Древовидная диаграмма систематически используется для разложения темы составные элементы. Идеи...

Древовидная диаграмма - инструмент, предназначенный для систематизации причин рассматриваемой проблемы за счет их детализации на различных уровнях...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшего и успешного достижения поставленной цели. Применение этого инструмента рекомендуется после того...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

· Матрица связей · Стрелочная диаграмма (сетевой граф и диаграмма Ганта) 1.1 Метод "мозгового штурма" Он используется для идентификации возможных решений проблем и потенциальных возможностей улучшения качества...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

Определив проблему, ствол дерева - маленькая территория (совпадает с формулировкой проблемы диаграммы сродства), установили следствия рассматриваемой проблемы...

Улучшение и расширение качества услуг фитнесс-клуба Данс-Холл

При использовании результата метода «мозгового штурма» был разработан список видов деятельности, направленных на достижение цели. С помощью инструмента «Сетевой граф» виды деятельности (карточки) были преобразованы в ход проведения работ...

Управление качеством

Существуют следующие инструменты управления качеством: 1. Распределение функций качества (QFD). 2. Анализ причин и последствий отказов (FMEA) 3. Методы Тагути 4. Групповые методы анализа и решения проблем 5. Статистический контроль 6...

Управление качеством

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения...

Управление качеством гостиничных услуг

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет"). Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г. Назначение метода. Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент...

К семи новым инструментам контроля качества продукции относятся:

– диаграмма сродства

– диаграмма зависимостей

–системная (древовидная) диаграмма

– матричная диаграмма

– стрелочная диаграмма

– диаграмма планирования оценки процесса

– анализ матричных данных

– схема потока

Диаграмма сродства:

Цель метода – Систематизация и упорядочение идей, потребительских требований или мнений членов групп, высказанных в связи с решением какой-либо проблемы.

Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

План действий

1. Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

2. Сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого предложения.

3. Провести "мозговую атаку", связную с основными причинами существования проблемы или ответов на поставленные вопросы.

4. Зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать родственные данные по направлениям и присвоить заголовки каждой группе. Попробовать объединить какие-либо из них под общим заголовком, создавая иерархию.

1. При формулировании темы для обсуждения использовать "правило 7 плюс или минус 2". Предложение должно иметь не менее 5 и не более 9 слов, включая глагол и существительное.

2. При проведении "мозговой атаки" использовать стандартную методику.

3. Каждая формулировка записывается на отдельную карточку.

4. Если карточка может быть отнесена больше чем к одной группировке, следует сделать копии.

Карточки, не вошедшие ни в какую группировку, составляют остаток. Как правило, это 4 или 5 карточек.

Дополнительная информация:

Диаграмма сродства используется в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями.



Диаграмму сродства следует применять, главным образом, когда:

· необходимо систематизировать большое количество информации (различных идей, разных точек зрения и т. д.);

· ответ или решение не всем абсолютно очевиден;

· принятие решения требует согласия среди членов команды (а воз- можно, и среди других заинтересованных лиц), чтобы эффективно работать.

Достоинства метода

Раскрывает родство между различными частями информации.

Процедура создания диаграммы сродства позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды.

Недостатки метода

При наличии большого числа объектов (начиная с нескольких десятков) инструменты творчества, в основе которых лежат ассоциативные способности человека, уступают инструментам логического анализа.

Диаграмма сродства – первый из инструментов среди семи методов управления качеством, который способствует выяснению более точного понимания проблемы и позволяет выявлять основные нарушения процесса путем сбора, обобщения и анализа большого числа устных данных на основе родственных (близких) отношений между каждым элементом.

Ожидаемый результат

Новое понимание требований и проблемных вопросов, и новые решения старых проблем.

Эта диаграмма служит для определения причин нарушения процесса и их систематизации для облегчения поиска мер, направленных на их исключение. Например, важной задачей является нахождение правильных методов осуществления научных исследований и разработок с учетом условий, складывающихся в современном обществе в «эпоху высокоэффективных технологий». При этом важным оказывается вопрос, как изменить существующую систему обеспечения качества, чтобы она соответствовала новым требованиям. Каждая такая тема характеризуется множеством словесных данных. Диаграмма сродства представляет собой метод систематизации основных проблем, требующих решения, подобранных по принципу сродства того количества словесных данных, которое относится к этим проблемам.

Диаграмма взаимосвязей.

Эта диаграмма составляется для того, чтобы проблемам, требующим разрешения, зафиксированным в диаграмме сродства, поставить в соответствие основные причины, вызвавшие их появление, например, диаграмма зависимостей, указывающая причины несовпадения параметров опытных образцов изделия по его проекту.

На диаграмме, показанной на рисунке 8.2 приведено 30 факторов, которые рассматриваются как первичные и вторичные причины несовпадения: зависимости между ними показаны стрелками. Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом используемой технологии, числовых данных, характеризующих причины и т.д.

Чтобы оценить значимость взаимного влияния подсчитывают количество входящих и выходящих стрелок на каждом факторе.


Древовидная диаграмма.

Диаграмма дерева исследует все возможные причины на основании множества последовательных шагов.

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения. Как правило, иерархические структуры типа «дерево». Применяется для анализа возможности решения некоторой сложной проблемы.

Анализ может осуществляться в разных аспектах, например, для:

Выявления тех подпроблем, совокупность которых отражает сущность сложной исходной проблемы (в этом случае дерево представляет собой дерево проблем);

Определения набора средств, с помощью которых может быть обеспечено решение исходной проблемы (дерево становится деревом средств или деревом мероприятий);

Обозначения или иерархического упорядочения тех целей, для достижения которых выполняется некоторый проект или программа (дерево целей);

Выбора оптимального набора средств, обеспечивающих решение исходной сложной проблемы (дерево решений);

Распространения ресурсов (например, финансовых), выделяемых для решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево относительных важностей);

Прогнозирование возможности решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево прогнозов).

Применяются и другие виды деревьев: дерево свойств, дерево показателей, дерево классификационное, дерево дефектов, дерево полезностей, дерево функций, дерево взаимосвязей, дерево ресурсов.

Практически все перечисленные выше виды деревьев могут рассматриваться как частные случаи дерева проблем. Поскольку оно наиболее часто используется на практике, последующий материал будет излагаться на наиболее часто встречающемся дереве проблем.

Кроме сложных и простых в дереве свойств могут присутствовать так называемые квазипростые свойства. Это свойства, которые в силу того, что они являются сложными, могут быть разделены на группы менее сложных, однако нет необходимости подвергать их такому делению, поскольку известна функциональная или корреляционная зависимость между таким сложным свойством и группой менее сложных свойств.

В дереве свойств качество, как наиболее сложное свойство рассматривается в виде ствола дерева, который условно считают расположенным в 0-м ярусе дерева (рисунок 8.3). Это сложное свойство делится на менее сложные свойства, каждое из которых, в свою очередь, делится на еще менее сложные и т.д. Причем свойства более низкого (К-1)-го яруса являются обобщающимися для соответствующих свойств последующего К-го яруса (К=1,2,…m, где m – номер самого высокого (последнего) яруса дерева свойств).

При построении (синтезе) деревьев в системном анализе, исследовании операций, чаще всего используют так называемое нижестороннее дерево (т.е. дерево, растущее вниз (рисунок 8.4 а)). Реже верхнестороннее дерево (рисунок 8.4 б) или правостороннее (растущее слева направо рисунок 8.4 в). Совсем редко применяют левосторонее (т.е. растущее влево рисунок 8.4 г).

На практике применяются три основные формы изображения дерева: табличная форма (рисунок 8.5 а), дающая возможность компактно (но не совсем наглядно) изобразить взаимосвязи элементов дерева и две так называемые графовые формы, менее компактные по сравнению с табличной, но обеспечивающие лучшую наглядность. Эти разновидности графовых форм: строгая графовая форма рисунок 8.5 б) и нестрогая графовая форма (рисунок 8.4 а-г).

Строгая графовая форма используется чаще всего в прогнозировании и исследовании операций.

Правила, регламентирующие выбор типа дерева:

Полное дерево при применении точного метода решения задачи (решение задачи количественного сравнения двух объектов по их качеству с минимальной погрешностью);

Усеченное дерево при применении шкалы рангов (если количественные результаты сравнения объектов по качеству допустимо выразить в шкале рангов).

Неполное дерево при применении упрощенного метода решения задачи.

Каждое свойство, входящее в группу свойств должно быть необходимым для адекватного описания связанного с этой группой сложного свойства, расположенного на дереве свойств на один ярус ниже, и, одновременно, количество этих свойств должно быть достаточным для обеспечения выше адекватного описания.

Число свойств в группе должно быть минимальным, не более семи-девяти.

Правильное построение дерева – важное условие, в решающей степени влияющее на достоверность получаемой при оценивании качества объекта информации.

Предположим, что фактор «много бракованных деталей, получаемых по внешнему заказу» на диаграмме зависимостей является наиболее важным фактором. В этом случае проблемой, требующей решения, будет «Снижение брака деталей, получаемых по внешнему заказу». Меры, применяемые для решения возникшей проблемы, выбираются с учетом самых разных факторов, таких как руководство фирмой, на которой размещен заказ, уровень техники на фирме-заказчике, уровень техники контроля и т.д.

На рисунке 8.6 приведена древовидная диаграмма, в которой систематизированы меры, с помощью которых планируется распространение на фирме «семи новых инструментов контроля качества», для успешного осуществления плана внедрения всеобщего контроля качества.

В правой части диаграммы обычно приводится оценка мер по их важности и подробное пояснение способа выполнения намеченной меры.


Матричная диаграмма.

В матричной диаграмме подобно «дому качества» из «голоса заказчика» противопоставляются требования к продукции с точки зрения заказчика и с точки зрения продавца. В отдельных клеточках матрицы оценивается взаимовлияние.

Эта диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также степень взаимных зависимостей этих факторов, причин их возникновения и мер по их устранению. На рисунке 8.7 приведена наиболее часто используемая Т-образная матричная диаграмма. На диаграмме приведены различные факторы, ухудшающие внешний вид определенных изделий, вызывающие их причины, а также процесс, являющийся причиной их возникновения. Расположение данных по трем направлениям образует Т-образную матричную диаграмму. Степень важности показана специальным, заранее оговоренным значком. Желательно, чтобы данные в клетках, расположенных на пересечении осей, были представлены в процентах появления брака. На основании приведенных данных можно решить, часто ли возникает отклонение от требуемого уровня качества, выраженное в том или ином явлении, какая причина оказывается наиболее важной в возникновении этого отклонения, какой процесс оказался источником этого отклонения и т.д. Таким образом, эта диаграмма дает возможность определить меры для уменьшения отклонения от требуемого уровня качества изделия, т.е. для уменьшения процента брака.


Стрелочная диаграмма.

Стрелочная диаграмма используется на этапе составления оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как определены проблемы, требующие решения, намечены необходимые меры, определены сроки и размечен ход осуществления запланированных мер, т.е. после составления первых четырех диаграмм. На рисунке 8.8 приведена стрелочная диаграмма плана подготовки 1-й конференции членов кружков качества на фирме.

Стрелочная диаграмма наглядно показывает взаимозависимость процессов и событий.

Как видно из диаграммы, для подготовки требуется 48 дней. На диаграмме показан порядок осуществления мероприятий, представлены параллельные операции. В случае если 48 дней окажется слишком много по отношению к намеченному сроку открытия конференции, план необходимо скорректировать. Для этого следует оптимизировать программу подготовки: добавить параллельные операции, сократить сроки, отведенные на те или иные операции, и т.д.


65.Диаграмма планирования осуществления процессов.

Как и при анализе FMEA при осуществлении отдельных шагов уже заранее исследуются потенциальные препятствия и определяются соответствующие контрмеры.

Эта диаграмма применяется для оценки сроков и правильности осуществления программы и возможности корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в соответствии со стрелочной диаграммой в случаях решения сложных проблем в области научных разработок, в области производства при хроническом появлении брака, при получении крупных заказов со стороны и т.д. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой. В тех случаях, когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков.

В работах по корректированию процесса должны участвовать не только непосредственные исполнители, но и другие лица и подразделения, имеющие отношение к этой области. Это позволяет не упустить время и добиться наибольшего эффекта в реализации планов. На рисунке 8.9 приведен пример диаграммы PDPC, которая была использована при осуществлении одной из задач в области научных разработок.


Матрица приоритетов.

Это метод представления в нескольких двухмерных плоскостях. Анализ матричных данных соответствует методу анализа составляющих, типичным примером которого является метод многофакторного анализа.

Пусть, например, требуется определить 234 числовых данных, относящихся к 9 факторам, на которых может сказываться брак, для 26 видов изделий, изготавливаемых литьем по корковым формам, с целью снижения брака (таблица 8.1).

Результаты анализа этих данных представлены на рисунке 8.10. Разными по размеру черными кружками на рисунке показан процент брака для отдельных видов изделий.

Результат анализа показал, что к составляющим первого порядка важности относятся такие факторы, как вес, площадь заглушки, отношение веса к площади заглушки, диаметр выводной трубки, а к составляющим второго порядка важности – расход материала на единицу готовой продукции, форма.

Таблица 8.1 – Исходные данные для анализа матричных данных

Факторы Изделия

Из рисунка 8.10 можно сделать вывод, что процент брака высок для факторов первого порядка важности, матричные данные для которых оказались в отрицательных плоскостях. После проведения специальных мероприятий, направленных на снижение брака, процесс производства был стабилизирован.

Каждый из семи инструментов можно применять по одному, но они построены таким образом, что взаимодействуют, и из этого складывается дополнительная польза (рисунок 8.11).


67.Математическое планирование эксперимента.

Просмотров