В помощь прихожанину. Неделя Крестопоклонная

Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта сайт выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2019 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

Что такое Крестопоклонная неделя и когда наступит

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

История

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Служба в церкви

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Великий Пост 2019: питание в третью неделю (31 марта – 6 апреля)

  • 31 марта – воскресенье

Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.
Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

  • 1 апреля – понедельник
  • 2 апреля – вторник
  • 3 апреля – среда

Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.

  • 4 апреля– четверг

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.

  • 5 апреля – пятница

Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.

  • 6 апреля – суббота

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной.

Печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Рецепт миндального печенья «Крестик»

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Печенье «кресты» медовое

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Кресты лимонные

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Печенье Кресты на огуречном рассоле

Продукты:

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Постное тесто для печенья Кресты с маком

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе — пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.

На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия («Слава в вышних Богу...»), когда хор поет Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»), священник, держа Крест на главе, выходит из северных (левых) дверей алтаря и становится перед Царскими вратами. Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор (и весь храм, как правило) поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту. Трижды поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря. Хор поет песнопения (стихиры), начинающиеся словами: «Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер...» Молящиеся по очереди подходят к центральному аналою с лежащим на нем Крестом, делают два земных поклона, затем целуют Крест и делают еще один земной поклон.

Подобным же образом поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу последующих семи дней за Крестопоклонным воскресеньем. В понедельник и среду утром, во время чтения первого часа так же поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», поются стихиры и молящиеся, совершая земные поклоны, прикладываются ко Кресту. А в пятницу, когда заканчивается чтение часов, священник уносит Крест в алтарь.

Евангелие Крестопоклонной недели

Возьми крест свой. Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, — эго мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода.

Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья!» Некоторые настолько самоуверенны, что не только идут по болоту выдуманным ими путем, но и других увлекают за собой. Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину.

Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас.

Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас. Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество разочарований. Когда мы сами пытаемся выбрать жизненный путь, мы всегда остаемся недовольны, нам всегда кажется, что мы сделали неудачный выбор. И только тогда, когда мы полагаемся на волю Божию, открытую нам во Христе, мы понимаем, что наш крест, наше место и занятие, которое выпало нам на долю, — самое лучшее для нас.

Икона Крест Христов

Крест — священный символ христианства, знак не только позорной казни и смерти, но знамение победы Христа над смертью.
Христос на древних иконах представлен раскинувшим руки по сторонам креста, словно Он обнимает Своей любовью всех. Образ смерти символизировала черная пещера под крестом, где изображались череп и кости. Согласно Преданию, Голгофа — могила Адама, первого человека, согрешившего против творца и обрекшего человечество на смерть. Но Христос, «Новый Адам», побеждает на кресте смерть и освобождает людей из царства смерти. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», — пишет апостол Павел.

В резных иконах, в прикладном искусстве нередко мы можем видеть крест без изображения Господа. При этом крест обязательно сопровождается над писанием имени Спасителя: (Иисус Христос Сын Божий). Также пишутся имена: Царь Славы и НИКА, что значит «победа», ибо высшая слава Христа — это Его смерть, а Воскресение — это Его победа над смертью.

Изображение Голгофы подписывается буквами МЛРБ, что обозначает: Место Лобное Рай Бысть. В нижней части пишутся буквы ГГ (гора Голгофа), ГА (голова Адама). Изображения орудий страстей Христовых: трость с губкой и копие также подписываются буквами Т и К.

Чаще других в православной (восточнохристианской) традиции используется форма восьмиконечного креста. Из писаний евангелистов можно понять, что ко кресту Христа (видимо, изначально четырехконечному) прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Именно эту надпись мы видим в виде букв ИНЦИ и на Распятиях, и на символических изображениях креста. Традиционно на восьмиконечных крестах нижняя перекладина повернута диагонально: левый ее конец поднят вверх, правый опущен в ознаменование того, что один из разбойников, распятых вместе со Христом, покаялся и пошел на небеса («Ныне же будешь со Мной в раю», — сказал ему Спаситель), а другой — хулил Господа и обрек себя на ад.

Над храмами нередко помещают кресты с полумесяцем. Символика этих крестов ничего общего не имеет с исламом, эта древняя форма восходит к раннехристианскому изображению якоря как символа надежды. В одном из посланий апостол Павел пишет, что христиане должны «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий».Широко распространены в православном искусстве различные варианты процветшего креста, подчеркивающие символику креста как Древа Жизни.

Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Она была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева .

Вот и Великий пост. Четвертая Неделя его называется «Крестопоклонною». Называется она так потому, что в третье воскресенье Великого поста на утрени выносится на средину храма для поклонения святой крест, который и остается здесь до пятницы. Зачем же это делает Святая Церковь?

Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшись с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим во время поста путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».

Время поста есть усиленное время подвигов благочестия. Если когда, то именно в посту нужно распинать свою плоть со страстями и похотьми ее. Истинный пост в том и состоит, чтобы отчуждаться от всего худого, удерживать язык свой от всякого слова праздного, тем более слова гнилого и неподобного, оставить ненависть и ярость, удалить от себя все похоти и прихоти плотские. Удаление от этого должно составлять для нас не пост, не принуждение и труд, а дело самое подходящее, покой и радость. Но природа наша повреждена грехом и приучена нами к нарушению законов, а посему кто хочет быть свободным от грехов, для того это представляется делом далеко не легким. Чтобы подкрепить христианина в таких богоугодных трудах и подвигах, Церковь и предлагает в утешение и ободрение животворящий Крест Христов.

Нам приходится бороться с грехом, распинать свои страсти и похоти, страдать. А Христос Спаситель разве не вел напряженной борьбы с представителями [зла] - диаволом и злыми людьми? Разве не страдал Он от них тяжко? Разве не был Он распят? И ведь мы страдаем за свои собственные грехи, получаем «по делом», а Он, Премилосердный, страдал не за Свои грехи, а за чужие, за наши людские!

Чтобы исторгнуть из своей плоти «жало греховное», нам приходится обуздывать ее постом, строгим воздержанием от всего, что служит к ее угождению. А Христос разве не сорок дней постился, хотя и имел природу безгрешную? Чудесно насыщая других, разве Сам Он не алкал и не жаждал? Во время поста Церковь усиленно призывает нас проводить время в бодрствовании и молитвах. А Христос Спаситель разве не беседе с Отцом Своим, не горячей молитве Ему посвящал все Свое время, оставшееся свободным у Него от учения и благотворения людям? Так, значит, путь поста есть путь Христа, и кто хочет Ему служить, тот за Ним должен и следовать, и за это ему обещают от Христа блаженство и славу, ибо «где - крест, там - и слава».

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе

С понятием о кресте у нас соединяется не только понятие о страданиях, но и о славе, которая следует за страданиями. Так, на кресте Спаситель терпит тяжкие страдания. Неповинный осуждается на позорную казнь и пригвождается ко кресту; увенчанный терновым венцом, в ребро прободается, терпит поругания и поношения и испытывает тяжелые муки. Но в то же время на Кресте Он совершает то великое дело искупления людей, для которого Он и пришел на землю, и тем не только прославляет Себя, но вводит в Царство славы и других и прославляет даже самый Крест: с того времени крест - уже не позорное орудие казни, а, напротив, предмет самый дорогой и священный для христиан. Посему и христиане, если идут путем подвигов и борьбы с грехом, если покорно и с усердием несут свой крест, то есть различные бедствия, лишения, огорчения и т.п., пусть утешатся: Царствие Божие силою берется, и они, как употребляющие для этого усилия, при помощи Божией возьмут его. Если они участвуют в страданиях Христовых, то будут участвовать и в славе Христовой; если они с Ним умирают, то с ним и воскреснут.

Но благодатная сила Креста Христова не только доставляет для «просветившихся постом» подкрепление и утешение, а может коснуться еще и сердца тех из нас, которые и в посту продолжают проводить греховную, суетную жизнь, может возбудить их от тяжкого сна греховного. Может быть, взгляд на Божественного Страдальца, претерпевшего крестную смерть за грехи наши, напомнит именующимся христианами, что они крестились со смертью Христовой, обязались служить Господу, а не миру и греху, а не своим прихотям и страстям! Может быть, взгляд на орудие ужасных страданий Сына Божия сотрясет чье-либо сердце, произведет спасительную перемену мыслей и чувств! Может быть, обрящутся души, хотя и грешные, но еще не дошедшие до крайнего ослепления и ожесточения, которые возвратятся из храма, как возвращались многие с Голгофы, - бьюще перси своя!

Да сбудутся же и оправдаются эти надежды Святой Церкви, и да послужит Крест Христов всем нам во спасение!

Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу. Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

Когда и как пройдет Крестопоклонная неделя в 2019 году?

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта и продлится до 27 апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 31 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Что является необходимым для каждого в Крестопоклонную неделю?

Спустя 2 недели после начала поста все, кто несерьёзно к нему относились, вернулись к своей обычной еде, образу мыслей и жизни. Немудрено, ведь испытание отказом от «баловства», до которого можно дотянуться рукой - одно из самых сложных. Однако для тех, кто сумел совладать с собой, Крестопоклонная неделя служит маяком, который показывает продолжить путь к очищению и великой радости Воскрешения.

Но просто знать свою, пусть и великую, цель, бывает мало, необходимо осознавать помощников, которые всегда в нашем распоряжении, внутри нас. Они помогают преодолевать первые, самые тяжёлые дни поста, ведут нас в последующие недели и не позволяют нам предаваться соблазнам и послаблениям. Речь идет вот о чём:

Крестопоклонная неделя не является особенной в плане приёмов пищи. Обычные люди, не относящиеся к монашествующим, могут питаться дважды и трижды в день. Следует ограничивать употребление масла, специй и количества принимаемой пищи в целом. Желательной для приема пищей остаются: отварные овощи, крупы, овощные супы, различные салаты без солений и заправок. Из напитков: вода, компот, отвар ромашки, мяты или другой успокаивающей травы. В выходные можно добавить в еду немного елея, приправ и выпить толику кагора.

Образ жизни следует продолжать уединенный, без отлучек из дома, кроме необходимых, просмотра и прослушивания мирских передач, празднеств и гостевых приёмов.

Самым лучшим для души будет посещение церкви во время утренних и вечерних богослужений, времяпровождение в молитве и мыслях, обращенных к Богу. Это вдохновит и поддержит нас на пути к постижению тайны смерти и воскрешения Господа, неизмеримо приблизит к свету, исходящему от Него, и напомнит, что ни за что нельзя отступать с выбранного нами светлого пути.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве. Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта Полезные советы.ру выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2018 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

  • Что такое Крестопоклонная неделя
  • История
  • Когда и как проходит крестопоклонная неделя
    • Служба в церкви
  • Традиция - печь печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе
    • Рецепт миндального печенья «Крестик»
    • Печенье «кресты» медовое
    • Кресты лимонные
    • Печенье Кресты на огуречном рассоле
    • Постное тесто для печенья Кресты с маком

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим, информирует портал Rosregistr. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:

– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Гипертония и скачки давления останутся в прошлом! - Читать подробнее..

Как быстро и навсегда избавиться от грибка - Узнать..

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Продукты:

  • 1 стакан огуречного рассола,
  • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 100 г кокосовой стружки,
  • 2-3 стакана муки.

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе - пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

Просмотров