Крылатые ракеты россии и сша. Военное обозрение и политика Максимальная дальность полета крылатых ракет

Вторая половина двадцатого столетия стала эпохой ракетной техники. В космос был запущен первый спутник, потом свое знаменитое «Поехали!» сказал Юрий Гагарин, однако начало ракетной эры следует отсчитывать не от этих судьбоносных моментов в истории человечества.

13 июня 1944 года гитлеровская Германия нанесла по Лондону удар с помощью самолетов-снарядов Фау-1, которые можно назвать первой боевой крылатой ракетой. Несколько месяцев позже на головы лондонцам обрушились новая разработка гитлеровцев - баллистическая ракета Фау-2, унесшая тысячи жизней мирных горожан. После окончания войны немецкие ракетные технологии попали в руки победителей и стали работать в первую очередь на войну, а исследование космоса были всего лишь дорогостоящим способом государственного пиара. Так было и в СССР, и в США. Создание ядерного оружия практически сразу превратило ракеты в стратегическое оружие.

Следует отметить, что ракеты были изобретены человеком еще в глубокой древности. Есть древнегреческие описание устройств, очень напоминающие ракеты. Особенно любили ракеты в Древнем Китае (II-III век до н. э.): после изобретения пороха эти летательные аппараты стали использовать для фейерверков и других развлечений. Есть свидетельства о попытках применять их и в военном деле, однако на существующем уровне технологий они вряд ли могли причинить неприятелю значительный урон.

В Средние века вместе с порохом ракеты попали в Европу. Этими летательными аппаратами интересовались многие мыслители и естествоиспытатели той эпохи. Однако ракеты были скорее диковинкой, практического толку от них было мало.

В начале XIX века на вооружение британской армии принимаются ракеты Конгрева, однако из-за малой точности они вскоре были вытеснены артиллерийскими системами.

Практические работы над созданием ракетного оружия возобновились в первой трети XX столетия. В этом направлении работали энтузиасты в США, Германии, России (затем в СССР). В Советском Союзе результатом этих изыскания стало рождения РСЗО БМ-13 — легендарной «Катюши» . В Германии гениальный конструктор Вернер фон Браун занимался созданием баллистических ракет, именно он разработал Фау-2, а позже смог отправить человека на Луну .

В 50-х годах начались работы над созданием баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные заряды на межконтинентальные расстояния.

В этом материале мы расскажем о самых известных видах баллистических и крылатых ракет, в обзор войдут не только межконтинентальные исполины, но и известные оперативные и оперативно-тактические ракетные комплексы. Практически все ракеты, попавшие в наш список, разработаны в конструкторских бюро СССР (России) или США – двух государств, обладающих наиболее совершенными ракетными технологиями в мире.

Scud B (Р-17)

Это советская баллистическая ракета, которая является составной частью оперативно-тактического комплекса «Эльбрус». Ракета Р-17 была принята на вооружение в 1962 году, дальность ее полета составляла 300 км, она могла забрасывать почти тонну полезной нагрузки с точностью (КВО – круговое вероятное отклонение) в 450 метров.

Данная баллистическая ракета является одной из наиболее известных образцов советской ракетной техники на Западе. Дело в том, что многие десятилетия Р-17 активно экспортировалась в различные страны мира, которые считались союзниками СССР. Особенно много единиц этого оружия было поставлено на Ближний Восток: в Египет, Ирак, Сирию.

Египет применял Р-17 против Израиля во время войны Судного дня, в период первой войны в Персидском заливе Саддам Хусейн обстреливал Scud B территорию Саудовской Аравии и Израиля. Он грозил использовать боеголовки с боевыми газами, что вызвало в Израиле волну паники. Одна из ракет попала в американскую казарму, убив 28 военнослужащих США.

Россия применяла Р-17 во время второй чеченской кампании .

В настоящее время Р-17 используют йеменские повстанцы в войне против саудитов.

Технологии, использованные в Scud B стали основой для ракетных программ Пакистана, КНДР, Ирана.

Trident II

Это твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета, которая в настоящий момент стоит на вооружении ВМС США и Великобритании. Ракета «Трайдент-2» («Трезубец») была принята на вооружение в 1990 году, дальность ее полета составляет более 11 тыс. км, она имеет боевую часть с блоками индивидуального наведения, мощность каждого может составлять 475 килотонн. Масса Trident II – 58 тонн.

Данная баллистическая ракета считается одной из самых точных в мире, она предназначена для поражения ракетных шахт с МБР и командных пунктов.

Pershing II «Першинг-2»

Это американская баллистическая ракета средней дальности, способная нести ядерную боевую часть. Она была одним из самых больших страхов граждан СССР на завершающем этапе Холодной войны и головной болью советских стратегов. Максимальная дальность полета ракеты составляла 1770 км, КВО – 30 метров, а мощность моноблочной боевой части могла достигать 80 Кт.

США разместили эти в Западной Германии, уменьшив время подлета к советской территории до минимума. В 1987 году США и СССР подписали договор об уничтожении ядерных ракет средней дальности, после чего «Першинги» были сняты с боевого дежурства.

«Точка-У»

Это советский тактический комплекс, принятый на вооружение в 1975 году. Данная ракета может оснащаться ядерной боевой частью, мощностью 200 Кт и доставлять ее на дальность в 120 км. В настоящее время «Точки-У » стоят на вооружении ВС России , Украины, бывших республик СССР, а также других стран мира. Россия планирует заменить данные ракетные комплексы на более совершенные «Искандеры».

Р-30 «Булава»

Это твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, разработка которой началась в России в 1997 году. Р-30 должна стать основным оружием подводных лодок проектов 995 «Борей» и 941 «Акула» . Максимальная дальность «Булавы » составляет более 8 тыс. км (по другим данным — более 9 тыс. км), ракета может нести до 10 блоков индивидуального наведения мощностью до 150 Кт каждый.

Первый запуск «Булавы» состоялся в 2005 году, а последний – в сентябре 2019 года. Эта ракета разработана Московским институтом теплотехники, который ранее занимался созданием «Тополя-М», а изготавливают «Булаву» на ФГУП «Воткинский завод», где производят «Тополя». По словам разработчиков, многие узлы этих двух ракет идентичны, что позволяет значительно удешевить их производство.

Экономия государственных средств – это, конечно же, достойное желание, но оно не должно вредить надежности изделий. Стратегическое ядерное оружие и средства его доставки – это основной компонент концепции сдерживания. Ядерные ракеты должны быть также безотказны и надежны, как автомат Калашникова , чего нельзя сказать о новой ракете «Булава». Она пока что летает через раз: из 26 произведенных пусков 8 были признаны неудачными, а 2 – частично неудачными. Это недопустимо много для стратегической ракеты. К тому же многие эксперты нарекают на слишком малый забрасываемый вес «Булавы».

«Тополь-М»

Это ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, способной доставить ядерную боевую часть мощностью 550 Кт на расстояние в 11 тыс. км. «Тополь-М » - это первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая на вооружение в России.

МБР «Тополь-М» имеет шахтное и мобильное базирование. Еще в 2008 году в МО России заявили о начале работ по оснащению «Тополя-М» разделяющимися боевыми блоками. Правда, уже в 2011 году военные заявили об отказе от дальнейших покупок этой ракеты и постепенном переходе на ракеты Р-24 «Ярс» .

Minuteman III (LGM-30G)

Это американская твердотопливная баллистическая ракета, которая была принята на вооружение в 1970 году и находится на нем и сегодня. Считается, что Minuteman III – это самая быстрая ракета в мире, на терминальной стадии полета она может достичь скорости 24 тыс. км/ч.

Дальность полета ракеты составляет 13 тыс. км, она несет три боевых блока по 475 Кт мощности каждый.

За годы эксплуатации Minuteman III прошел несколько десятков модернизаций, американцы постоянно меняют на них электронику, системы управления, узлы силовых установок на более совершенные.

По состоянию на 2008 год США имели 450 МБР Minuteman III, на которых было установлено 550 боеголовок. Самая быстрая ракета в мире еще будет находиться на вооружении армии США как минимум до 2020 года.

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

«Искандер»

Это один из самых известных российских ракетных комплекса. Сегодня это название в России стало почти что культовым. «Искандер » принят на вооружение в 2006 году, существует несколько его модификаций. Есть «Искандер-М», вооруженный двумя баллистическими ракетами, с дальностью полета 500 км, и «Искандер-К» - вариант с двумя крылатыми ракетами, которые также могут поражать противника на дистанции в 500 км. Ракеты могут нести ядерные боевые части мощностью до 50 Кт.

Большая часть траектории баллистической ракеты «Искандера» проходит на высотах более 50 км, что сильно осложняет ее перехват. Кроме того, ракета имеет гиперзвуковую скорость и активно маневрирует, что делает ее очень сложной мишенью для вражеской ПРО. Угол захода на цель ракеты приближается к 90 градусам, это сильно мешает работе РЛС неприятеля.

«Искандеры» считаются одним из самых совершенных видов вооружения, которыми располагает армия России.

«Томагавк»

Это американская крылатая ракета большой дальности, имеющая дозвуковую скорость, которая может выполнять как тактические, так и стратегические задачи. «Томагавк » был принят на вооружение армии США в 1983 году, неоднократно использовался в разных вооруженных конфликтах. В настоящее время эта крылатая ракета стоит на вооружении флота США, Великобритании и Испании.

Дальность некоторых модификаций «Томагавка» достигает 2,5 тыс. км. Ракеты можно запускать с подводных лодок и надводных кораблей. Ранее существовали модификации «Томагавка» для ВВС и сухопутных сил. КВО последних модификаций ракеты составляет 5-10 метров.

США использовали эти крылатые ракеты во время обеих войны в Персидском заливе, на Балканах, в Ливии.

Р-36М «Сатана»

Это самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета, из всех созданных когда-либо человеком. Она была разработана в СССР, в КБ Южное (г. Днепропетровск) и принята на вооружение в 1975 году. Масса этой жидкотопливной ракеты составляла более 211 тонн, она могла доставить 7,3 тыс. кг на дальность 16 тыс. км.

Разные модификации Р-36М «Сатана» могли нести один боевой блок (мощность до 20 Мт) или оснащаться разделяющейся головной частью (10х0,75 Мт). Даже современные системы ПРО бессильны против такой мощи. В США не зря Р-36М окрестили «Сатаной», ибо это действительно настоящее оружие Армагеддона.

Сегодня Р-36М остается на вооружении стратегических сил России, на боевом дежурстве состоят 54 ракеты РС-36М.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Международную политику западных стран (прежде всего Англии) конца XIX — начала XX века историки часто называют «дипломатией канонерок» (gunboat diplomacy) за стремление решать внешнеполитические задачи при помощи угрозы применения военной силы. Если следовать этой аналогии, то внешнюю политику США и их союзников последней четверти XX и начала нынешнего столетия можно смело назвать «дипломатией томагавков». В этом словосочетании «томагавк» означает не излюбленное оружие коренного населения Северной Америки, а легендарную крылатую ракету, которую американцы регулярно применяют в ходе различных локальных конфликтов уже несколько десятков лет.

Этот ракетный комплекс начал разрабатываться еще в первой половине 70-х годов прошлого столетия, на вооружение его приняли в 1983 году и с тех пор он использовался во всех конфликтах, в которых принимали участие США. С момента принятия «Томагавка»на вооружение были созданы десятки модификаций этой крылатой ракеты, которые могут использоваться для поражения самых различных целей. Сегодня на вооружении американских ВМС стоят ракеты BGM-109 четвертого поколения, продолжается их дальнейшее усовершенствование.

«Томагавки» оказались настолько эффективными, что сегодня само их является практически синонимом крылатой ракеты. В разных конфликтах было использовано более 2 тысяч ракет, и несмотря на некоторые промахи и неудачи, это оружие показало себя весьма результативным.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

История создания этого вида оружия началась еще в начале 20 века, до начала Первой мировой войны. Однако технический уровень того времени не позволил изготовить действующие системы.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1 » принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2 »). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит », «Малахит», «Москит» и «Оникс ». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

Первоначально морская ракета разрабатывалась в трех различных вариантах, главными отличиями которых была их боевая часть. Был создан вариант с ядерной БЧ, противокорабельная ракета с обычной БЧ и КР с также обычной БЧ, предназначенная для удара по наземным целям.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

  1. Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
  2. Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

  1. Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
  2. Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
  3. Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация - Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

Модификации «Томагавков»

Принимая во внимание активное применение «Томагавков», военное руководство США поставило перед производителем задачу существенно удешевить свое изделие и улучшить некоторые из его характеристик. Так появился RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk, принятый на вооружение в 2004 году.

В этой ракете использовали более дешевый пластиковый корпус, более простой двигатель, что почти в два раза снизило ее стоимость. При этом «Топор» стал еще смертоноснее и опаснее.

На ракете использовали более совершенную электронику, она оснащена инерциальной системой наведения, системой TERCOM, а также DSMAC (с возможностью использования инфракрасной картинки местности) и GPS. Кроме того, тактический Tomahawk использует двухстороннюю спутниковую систему связи UHF, что позволяет перенацеливать оружие прямо в полете. Телекамера, установленная на КР, дает возможность оценивать состояние цели в реальном времени и принимать решения о продолжении атаки или ударе по другому объекту.

Сегодня Tactical Tomahawk является основной модификацией ракеты, состоящей на вооружении ВМС США.

В настоящее время идет разработка «Томагавка» следующего поколения. Разработчики обещают устранить в новой ракете самый серьезный недостаток, присущий нынешним модификациям: невозможность поражать движущиеся морские и наземные цели. Кроме того, новый «Топор» будет оснащен современной РЛС миллиметрового диапазона.

Применение BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» использовался во всех конфликтах последних десятилетий, в которых принимали участие США. Первым серьезным испытанием для этого оружия стала война в Персидском заливе в 1991 году. За время иракской кампании было выпущено почти 300 КР, подавляющая часть которых успешно выполнила задание.

Позднее КР «Томагавки» использовалис еще в нескольких менее масштабных операциях против Ирака, потом была война в Югославии, вторая иракская кампания (2003 г.), а также операция сил НАТО против Ливии. «Томагавки» применялись и во время конфликта в Афганистане.

В настоящее время ракеты BGM-109 стоят на вооружении ВС США и Великобритании. К этому ракетному комплексу проявляли интерес Голландия и Испания, но сделка так и не состоялась.

Устройство BGM-109 Tomahawk

Крылатая ракета «Томагавк» - это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.

Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.

Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:

  • инерциальной;
  • по рельефу местности (TERCOM);
  • электронно-оптической (DSMAC);
  • с помощью GPS.

На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.

Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.

В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.

К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.

Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.

Достоинства и недостатки BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» - это, несомненно, высокоэффективное оружие. Универсальное, дешевое, способное решать множество задач. Конечно же, у него есть недостатки, но плюсов гораздо больше.

Достоинства:

  • за счет низкой высоты полета и использования специальных материалов «Томагавки» являются серьезной проблемой для средств ПВО;
  • ракеты обладают весьма высокой точностью;
  • это оружие не подпадает под действие соглашений о крылатых ракетах;
  • КР «Томагавк» имеют низкую стоимость обслуживания (если сравнивать с баллистическими ракетами);
  • данное оружие относительно дешево в производстве: стоимость одной ракеты на 2014 год составляла 1,45 млн долларов, для некоторых модификаций она может достигать 2 млн долларов;
  • универсальность: различные виды боевых частей, а также разные способы поражения объектов позволяют применять Tomahawk против самых различных целей.

Если сравнивать стоимость использования этих КР с проведением полномасштабной воздушной операции с применением сотен самолетов, подавлением вражеской ПВО и установкой помех, то она покажется просто смешной. Нынешние модификации этих ракет могут быстро и эффективно уничтожать стационарные объекты противника: аэродромы, штабы, склады и узлы связи. Весьма успешно применялись «Томагавки» и против гражданской инфраструктуры противника.

Используя эти ракеты, можно довольно быстро вогнать страну «в каменный век», а ее армию превратить в неорганизованную толпу. Задачей «Томагавков» является нанесение первого удара по противнику, подготовка условий для дальнейшей работы авиации или военного вторжения.

Есть у нынешних модификаций «Топора» и недостатки:

  • невысокая скорость полета;
  • дальность полета конвенционной ракеты ниже, чем у КР с ядерной БЧ (2500 против 1600 км);
  • невозможность атаковать движущиеся цели.

Еще можно добавить, что КР не может маневрировать с большими перегрузками для противодействия системам ПВО, а также применять ложные цели.

В настоящий момент работы над модернизацией крылатой ракеты продолжаются. Они направлены на продление дальности ее полета, увеличение боевой части, а также над тем, чтобы сделать ракету еще «умнее». Последние модификации «Томагавков», по сути, являются настоящими БПЛА : они могут барражировать в заданном районе 3,5 часа, выбирая себе наиболее достойную «жертву». При этом все данные, собранные сенсорами КР, передаются в пункт управления.

Технические характеристики BGM-109 Tomahawk

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Возникшие (точнее, возродившиеся) в конце 1970-х гг. в СССР и США как самостоятельный класс стратегических наступательных вооружений, авиационные и морские крылатые ракеты (КР) большой дальности со второй половины 1980-х годов рассматриваются и в качестве высокоточного (ВТО), предназначенного для поражения особо важных малоразмерных целей обычными (неядерными) боезарядами. Оснащенные высокомощными (масса - порядка 450 кг) неядерными боевыми частями (БЧ) крылатые ракеты AGM-86C (CALCM) и AGM-109C "Томагавк" продемонстрировали высокую эффективность в боевых действиях против Ирака (перманентно ведущихся начиная с 1991 г.), а также на Балканах (1999 г.) и в других частях света. В то же время тактические (неядерные) КР первого поколения имели относительно низкую гибкость боевого применения - ввод полетного задания в систему наведения ракеты осуществлялся на земле, перед вылетом бомбардировщика или выходом корабля из базы, и занимал более суток (в дальнейшем он сократился до нескольких часов).


Кроме того, КР имели сравнительно высокую стоимость (более 1 млн. долл.), низкую точность попадания (круговое вероятное отклонение - КВО - от десятков до сотен метров) и в несколько раз меньшую, чем у их стратегических прототипов, дальность боевого применения (соответственно, 900-1100 и 2400-3000 км), что было обусловлено использованием более тяжелой неядерной БЧ, "вытеснившей" из корпуса ракеты часть топлива. Носителями КР AGM-86C (стартовая масса 1460 кг, масса БЧ 450 кг, дальность 900-1100 км) в настоящее время являются лишь стратегические бомбардировщики-ракетоносцы В-52Н, а AGM-109C оснащаются надводные корабли класса "эскадренный миноносец" и "крейсер", снабженные универсальными вертикальными контейнерными пусковыми установками, а также многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), применяющие ракеты из подводного положения.

Основываясь на опыте боевых действий в Ираке (1991 г.), американские КР обоих типов были модернизированы в направлении повышения гибкости их боевого применения (теперь ввод полетного задания может осуществляться дистанционно, непосредственно на борту самолета или корабля-носителя, в процессе решения боевой задачи). За счет внедрения оптической корреляционной системы конечного самонаведения, а также оснащения блоком спутниковой навигации (GPS), значительно повысились точностные характеристики оружия (КВО -8-10 м), что обеспечило возможность поражения не просто конкретной цели, а ее определенного участка.

В 1970-1990-е годы произведено до 3400 ракет типа AGM-109 и более 1700 AGM-86. В настоящее время КР AGM-109 ранних модификаций (как "стратегические", так и противокорабельные) в массовом порядке дорабатываются в тактический вариант AGM-109C Block 111С, оснащенный усовершенствованной системой наведения и имеющий повышенную с 1100 до 1800 км дальность боевого применения, а также уменьшенное КВО (8-10 м). При этом масса (1450 кг) ракеты и ее скоростные характеристики (М=0,7) остались, практически неизменными.

С конца 1990-х годов параллельно ведутся работы и по созданию упрощенного, более дешевого варианта КР "Тэктикал Томагавк", предназначенного исключительно для применения с борта надводных кораблей. Это позволило снизить требования к прочности планера, отказаться от ряда других элементов, обеспечивающих старт ракеты в подводном положении из торпедных аппаратов АПЛ, и тем самым улучшить весовую отдачу летательного аппарата и повысить его ТТХ (в первую очередь, дальность, которая должна возрасти до 2000 км).

В более отдаленной перспективе за счет снижения массы БРЭО и применения более экономичных двигателей максимальная дальность модернизированных КР типа AGM-86C и AGM-109C возрастет до 2000-3000 км (при сохранении прежней эффективности неядерной БЧ).


крылатая ракета AGM-86B

Однако процесс трансформации авиационных КР AGM-86 в неядерный вариант в начале 2000-х годов существенно замедлился ввиду отсутствия у ВВС США "лишних" ракет этого типа (в отличие от КР "Томагавк" в ядерном варианте, которые, в соответствии с российско-американскими договоренностями, изъяты из боекомплектов кораблей и переданы на береговое хранение, AGM-86 по-прежнему продолжают входить в ядерный зачет, являясь основой стратегического вооружения бомбардировщиков ВВС США В-52). По этой же причине так и не началась трансформация в неядерный вариант и стратегической малозаметной КР AGM-129A, которой также оснащаются исключительно самолеты В-52Н. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возобновлении серийного производства усовершенствованного варианта КР AGM-86, однако решение об этом так и не принято.

В качестве основной тактической КР ВВС США на обозримую перспективу рассматривают дозвуковую (М=0,7) ракету Локхид Мартин AGM-158 JASSM, летные испытания которой начались в 1999 г. Ракета, имеющая габариты и массу (1100 кг), приблизительно соответствующие AGM-86, способна поражать цели с высокой точностью (КВО - несколько метров) на дальности до 350 км. В отличие от AGM-86 она оснащена более мощной БЧ и имеет меньшую радиолокационную заметность.

Другое важное преимущество AGM-158 - универсальность по носителям: ею могут оснащаться практически все типы боевых самолетов ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США (В-52Н, В-1В, В-2А, F-15E, F-16C, F/A-18, F-35).

КР JASSM снабжена комбинированной автономной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной (с режимом самораспознавания цели) -на конечном. Можно предположить, что на ракете найдет применение и ряд усовершенствований, внедряемых (или намеченных к внедрению) на КР AGM-86C и AGM-109C, в частности, передача на наземный КП "квитанции" о поражении цели и режим перенацеливания в полете.

Первая малосерийная партия КР JASSM включает 95 ракет (ее производство началось в середине 2000 г.), две последующие партии составят 100 изделий каждая (начало поставок - 2002 г.). Максимальный темп выпуска достигнет 360 ракет в год. Серийное производство КР предполагается продолжать по меньшей мере до 2010 г. В течение семи лет предполагается изготовить не менее 2400 крылатых ракет при единичной стоимости каждого изделия не менее 0,3 млн. долл.

Фирма Локхид Мартин совместно с ВВС рассматривают возможность создания варианта ракеты JASSM с удлиненным корпусом и более экономичным двигателем, что позволит увеличить дальность до 2800 км.

В то же время ВМС США, параллельно с довольно "формальным" участием в программе JASSM, в 1990-е годы продолжали работы по дальнейшему совершенствованию тактической авиационной КР AGM-84E SLAM, являющейся, в свою очередь, модификацией противокорабельной ракеты Боинг "Гарпун" AGM-84, созданной в 1970-е годы. В 1999 г. на вооружение палубной авиации ВМС США поступила тактическая крылатая ракета Боинг AGM-84H SLAM-ER с дальностью порядка 280 км - первая американская система оружия, обладающая способностью автоматического распознавания целей (режим ATR -Automatic Target Recognition). Придание системе наведения КР SLAM-ER способности автономно выявлять цели - крупный шаг в области совершенствования ВТО. По сравнению с режимом автоматического захвата цели (АТА - Automatic Target Acquisition), уже реализованным в ряде авиационных средств поражения, в режиме ATR "картинка" потенциальной цели, получаемая бортовыми датчиками, сравнивается с ее цифровым образом, заложенным в память БЦВМ, что позволяет осуществлять автономный поиск объекта удара, его идентификацию и нацеливание ракеты при наличии лишь приблизительных данных о местонахождении цели.

Ракетой SLAM-ER оснащаются палубные многоцелевые истребители F/A-18B/C, F/A-18E/F, а в перспективе - и F-35A. SLAM-ER - "внутриамериканский" конкурент КР JASSM (закупки последней флотом США до настоящего времени представляются проблематичными).

Таким образом, до начала 2010-х годов в арсенале ВВС и ВМС США в классе неядерных крылатых ракет с дальностью 300-3000 км будут находиться лишь маловысотные дозвуковые (М=0,7-0,8) КР с маршевыми ТРДД, обладающие малой и сверхмалой радиолокационной заметностью (ЭПР=0,1-0,01 кв.м) и высокой точностью (КВО - менее 10 м).

В более отдаленной перспективе (2010-2030-е гг.) в США предполагается создать КР большой дальности нового поколения, рассчитанные на полет с большой сверхзвуковой и гиперзвуковой (М=4 и более) скоростью, что должно значительно уменьшить время реакции оружия, а также, в сочетании с малой радиолокационной заметностью, степень его уязвимости от существующих и перспективных средств ПРО противника.

ВМС США рассматривает возможность разработки высокоскоростной универсальной крылатой ракеты JSCM (Joint Supersonic Cruise Missile), предназначенный для борьбы с усовершенствованными системами ПВО. КР должна иметь дальность порядка 900 км и максимальную скорость, соответствующую М=4,5-5,0. Предполагается, что она будет нести унитарную бронебойную часть или кассетную БЧ, снаряженную несколькими суббоеприпасами. Развертывание KPJSMC, по наиболее оптимистическим прогнозам, может быть начато в 2012 г. Стоимость программы разработки ракеты оценивается в 1 млрд.долл.

Предполагается, что КР JSMC сможет запускаться с надводных кораблей, оборудованных универсальными вертикальными пусковыми установками Мк 41. Кроме того, ее носителями могут являться многоцелевые палубные истребители типа F/A-18E/F и F-35A/B (в авиационном варианте ракета рассматривается как замена дозвуковой КР SLAM-ER). Планируется, что первые решения по программе JSCM будут приняты в 2003 г., а в 2006-2007 финансовом году может начаться полномасштабное финансирование работ.

По словам директора военно-морских программ фирмы Локхид Мартин Э.Карни (АI Carney), хотя государственное финансирование программы JSCM пока не осуществляется, в 2002 г. предполагается профинансировать работы по научно-исследовательской программе ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator). В случае, если задел по программе ACTD будет положен в основу концепции ракеты JSMC, фирма Локхид Мартин, вероятно, станет основным исполнителем работ по созданию новой КР.

Разработка экспериментальной ракеты ACTD осуществляется совместными усилиями фирмы Орбитал Сайнс и центром морских вооружений ВМС США (авиабаза Чайн Лэйк, штат Калифорния). Ракету предполагается снабдить жидкостным воздушно-прямоточным двигателем, исследования по которому ведутся в Чайн Лэйк в течение последних 10 лет.

Основной "спонсор" программы JSMC - тихоокеанский флот США, заинтересованный, в первую очередь, в эффективных средствах борьбы с быстро совершенствуемыми китайскими средствами ПВО.

В 1990-е годы ВМС США приступили к реализации программы создания перспективного ракетного оружия ALAM, предназначенного для использования надводными кораблями против береговых целей, Дальнейшим развитием этой программы в 2002 г. стал проект комплекса FLAM (Future Land Attack Missile), который должен заполнить "нишу дальности" между корректируемым активно-реактивным артиллерийским 155-мм управляемым снарядом ERGM (способным с высокой точностью поражать цели на дальности более 100 км) и КР "Томагавк". Ракета должна обладать увеличенной точностью.Финансирование работ по ее созданию начнется в 2004 г. Планируется, что ракетой FLAM будут оснащаться эскадренные миноносцы нового поколения типа DD(X), которые начнут вводиться в строй с 2010 г.

Окончательный облик ракеты FLAM еще не определен. По одному из вариантов возможно создание гиперзвукового летательного аппарата с жидкостным ПВРД на базе ракеты JSCM.

Фирма Локхид Мартин совместно с французским центром ONR ведет работы по созданию твердотопливного воздушно-реактивного двигателя SERJ (Solid-Fuelled RamJet), который может найти применение и на ракете ALAM/FLAM (хотя более вероятным представляется установка такого двигателя на ракетах более поздней разработки, которые могут появиться после 2012 года, или на КР ALAM/FLAM в процессе ее модернизации), Так как ПВРД менее экономичен, чем ТРДД, сверхзвуковая (гиперзвуковая) ракета с двигателем типа SERJ, по оценкам, будет обладать меньшей (порядка 500 км) дальностью, чем дозвуковые КР аналогичной массы и габаритов.

Фирмой Боинг совместно с ВВС США рассматривается концепция гиперзвуковой КР с решетчатым крылом, предназначенной для доставки в район цели двух - четырех сверхминиатюрных автономных дозвуковых КР типа LOCAADS. Основной задачей системы должно являться поражение современных мобильных баллистических ракет, имеющих время предпусковой подготовки (начало которой можно зафиксировать средствами разведки после подъема ракеты в вертикальное положение) порядка 10 минут. Исходя из этого, гиперзвуковая крылатая ракета должна достичь района цели в течении 6-7 мин. после получения целеуказания. На поиск и поражение цели суббоеприпасами (мини-КР LOCAADS или планирующими боеприпасами типа ВАТ) может быть отведено не более 3 мин.

В рамках этой программы исследуется возможность создания демонстрационной гиперзвуковой ракеты ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator). УР должна выполнять крейсерский полет со скоростью, соответствующей М=6. При М=4 должен осуществляться выброс суббоеприпасов. Гиперзвуковая ракета ARRMD со стартовой массой 1045 кг и максимальной дальностью 1200 км будет нести полезную нагрузку массой 114 кг.

В 1990-х гг. работы по созданию ракет оперативно-тактического класса (с дальностью порядка 250-350 км) развернулись и в Западной Европе. Франция и Великобритания на базе французской тактической КР "Апаш" с дальностью 140 км, предназначенной для поражения железнодорожного подвижного состава (поступление этой ракеты на вооружение ВВС Франции началось в 2001 г.) создали семейство крылатых ракет с дальностью порядка 250-300 км SCALP-EG/""CTOpM Шэдоу", предназначенных для оснащения ударных самолетов "Мираж"20000, "Мираж" 2000-5, "Хариер GR.7 и "Торнадо" GR.4 (а в перспективе - "Рафаль" и EF2000 "Лансер"). К особенностям ракет, снабженных ТРДД и выдвижными аэродинамическими поверхностями, относятся дозвуковая (М=0,8) скорость, маловысотный профиль полета и малая радиолокационная заметность (достигаемая, в частности, оребрением поверхностей планера).

Ракета совершает полет по заранее выбранному "коридору" в режиме следования рельефу местности. Она обладает высокой маневренностью, что позволяет реализовать ряд запрограммированных маневров уклонения от огня ПВО. Имеется приемник системы GPS (американская система NAVSTAR). На конечном участке должна использоваться комбинированная (тепловизионная/микроволновая) система самонаведения с режимом самораспознавания цели. Перед приближением к цели ракета выполняет горку с последующим пикированием на объект поражения. При этом угол пикирования может устанавливаться в зависимости от характеристики цели. БЧ тандемного типа BROACH на подлете "выстреливает" в цель головной суббоеприпас, который пробивает отверстие в защитном сооружении, в которое влетает основной боеприпас, взрывающийся внутри объекта с некоторым замедлением (степень замедления устанавливается в зависимости от конкретных особенностей назначенной к поражению цели).

Предполагается, что ракеты "Сторм Шэдоу" и SCALP-ЕG-поступят на вооружение авиации Великобритании, Франции, Италии и ОАЭ. По оценкам, стоимость одной серийной КР (при суммарном объеме заказов в 2000 ракет) составит приблизительно 1,4 млн.долл. (однако объем заказа в 2000 КР представляется весьма оптимистичным, поэтому можно ожидать, что реальная стоимость одной ракеты окажется значительно выше).

В дальнейшем на базе ракеты "Сторм Шэдоу" предполагается создать уменьшенный экспортный вариант "Блек Шахин", которым смогут оснащаться самолеты типа "Мираж"2000-5/9.

Международный франко-английский концерн MBD (Матра/ВАе Дайнэмикс) изучает новые модификации ракеты "Сторм Шэдоу"/SСАLР-ЕG. Один из перспективных вариантов - всепогодная и всесуточная КР корабельного базирования, предназначенная для поражения береговых целей. По оценкам разработчиков, новая европейская ракета с дальностью более 400 км может рассматриваться в качестве альтернативы американской морской КР "Томагавк", снаряженной неядерной БЧ, по сравнению с которой она будет обладать более высокой точностью.

КР должна быть снабжена инерциально-спутниковой системой наведения с экстремальной корреляционной системой коррекции по земной поверхности (TERPROM). На конечном участке полета предполагается задействовать тепловизионную систему автономного самонаведения на контрастную цель. Для наведения КР будет использована европейская система космической навигации GNSS, находящаяся в стадии разработки и по своим характеристикам близкая американской системе NAVSTAR и российской ГЛОНАСС.

Концерн EADS ведет работы по созданию другой дозвуковой авиационной КР KEPD 350 "Таурус" со стартовой массой 1400 кг, весьма близкой КР SCALP-EG/"Сторм Шэдоу".Ракета с максимальной дальностью боевого применения порядка 300-350 км рассчитана на полет на малой высоте со скоростью, соответствующей М=0,8. Она должна поступить на вооружение германских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" после 2002 г. В дальнейшем ею предполагается вооружить и самолеты EF2000 "Тайфун". Кроме того, предполагаются поставки новой КР на экспорт, где она составит серьезную конкуренцию франко-английской тактической крылатой ракете Матра/ВАе Дайнэмикс "Сторм Шэдоу" и, вероятно, американской AGM-158.

На базе ракеты KEPD 350 разрабатывается проект противокорабельной КР KEPD 150SL с дальностью 270 км, предназначенной для замены ракеты "Гарпун". ПКР этого типа предполагается оснастить перспективные германские фрегаты и эскадренные миноносцы. Ракета должна размещаться в палубных контейнерах прямоугольного сечения, сгруппированных в четырехконтейнерные блоки.

Вариант KEPD 150 воздушного базирования (имеющий стартовую массу 1060 кг и дальность 150 км) выбран ВВС Швеции для оснащения многоцелевого истребителя JAS39 "Грипен". Кроме того, эта УР предлагается ВВС Австралии, Испании и Италии.

Таким образом, европейские крылатые ракеты по скоростным характеристикам (М=0,8) приблизительно соответствуют американским аналогам, так же совершают полет по маловысотному профилю и имеют дальность, значительно меньшую дальности тактических вариантов КР AGM-86 и AGM-109 и приблизительно равную дальности AGM-158 (JASSM). Так же, как и американские КР, они обладают малой (ЭПР порядка 0,1 кв.м) радиолокационной заметностью и высокой точностью.

Масштабы производства европейских КР значительно меньше, чем американских (объемы их закупок оцениваются в несколько сотен единиц). При этом стоимостные характеристики американских и европейских дозвуковых КР приблизительно сопоставимы.

Можно ожидать, что до начала 2010-х годов западноевропейская авиационно-ракетная промышленность в классе тактических (неядерных) КР будет производить лишь изделия типа SCALP/"Сторм Шэдоу" и KEPD 350, а также их модификации. С расчетом на более отдаленную перспективу (2010-е годы и позже) в Западной Европе (в первую очередь - во Франции), так же, как и в США, ведутся исследования в области гиперзвуковых ударных КР большой дальности. В течение 2002-2003 годов должны начаться летные испытания новой гиперзвуковой экспериментальной крылатой ракеты с ПВРД "Вестра", создающейся фирмой EADS и французским агентством вооружений DGA.

Реализация программы "Вестра" была начата агентством DGA в сентябре 1996 г. При этом ставилась цель "содействовать определению облика многоцелевой дальней высотной (боевой) ракеты". Программа позволяла отработать аэродинамику, энергетическую установку и элементы системы управления перспективной КР. Исследования, проведенные специалистами DGA, позволяли сделать вывод, что перспективная высокоскоростная ракета должна выполнять заключительный этап полета на малой высоте (первоначально предполагалось, что весь полет будет проходить лишь на большой высоте).

На базе КР "Вестра" должна быть создана боевая гиперзвуковая ракета FASMP-A с воздушным стартом, призванная заменить KPASMP. Ее поступление на вооружение ожидается в конце 2006 г. Носителями ракеты FASMP-A, оснащенной термоядерной БЧ, должны являться истребители-бомбардировщики Дассо "Мираж" N и многофункциональные истребители "Рафаль". Кроме стратегического варианта КР возможно создание и противокорабельного варианта с обычной БЧ и системой конечного самонаведения.

Франция в настоящее время - единственная зарубежная страна, имеющая на вооружении крылатую ракету большой дальности с ядерной боевой частью. Еще в 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Аэроспасьяль ASMP. 17 июля 1974 г. была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования этой ракеты. Испытания завершились в 1980 году и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 г.

Ракета ASMP (входящая в состав вооружения истребителей-бомбардировщиков "Мираж"2000М и палубных штурмовиков "Супер Этандар") оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска - 90-350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них.

В Китае с 1977 г. реализуются национальные программы создания собственных крылатых ракет большой дальности. Первая китайская КР, известная как Х-600 или "Хонг Ньяо-1" (ХН-1), была принята на вооружение сухопутных войск в 1992 г. Она обладает максимальной дальностю 600 км и несет ядерную боевую часть мощностью 90 кТ. Для КР разработан малогабаритный турбовентиляторный двигатель, летные испытания которого начались в 1985 г. Х-600 оснащена инерциально-корреляционной системой наведения, вероятно, дополненной блоком спутниковой коррекции. В системе конечного самонаведения, как предполагают, использована телевизионная камера. По сообщению одного из источников, КВО ракеты X-600 составляет 5 м. Однако эта информация, по-видимому, является слишком оптимистичной. Радиовысотомер, установленный на борту КР, обеспечивает полет на высоте порядка 20 м (очевидно, над поверхностью моря).

В 1992 г. для китайской КР был испытан новый, более экономичный двигатель. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска до 1500-2000 км. Модернизированный вариант крылатой ракеты под обозначением ХН-2 был принят на вооружение в 1996 г. Разрабатываемая модификация ХН-З должна иметь дальность порядка 2500 м.

Ракеты ХН-1, ХН-2 и ХН-З относятся к оружию наземного базирования. Они размещены на "грунтовомобильных" колесных пусковых установках. Однако в разработке находятся и варианты КР для размещения на борту надводных кораблей, подводных лодок или на самолетах.

В частности, в качестве потенциальных носителей КР рассматриваются новые китайские многоцелевые атомные подводные лодки проекта 093. Старт ракет должен выполняться из подводного положения через 533-мм торпедные аппараты. Носителями авиационного варианта КР могут являться новые тактические бомбардировщики JH-7A, а также многоцелевые истребители J-8-IIM и J-11 (Су-27СК).

В 1995 г. сообщалось, что в КНР начаты летные испытания сверхзвукового беспилотного ЛА, который может рассматриваться как прототип перспективной крылатой ракеты.

Первоначально работы по созданию крылатых ракет велись в Китае хаиньской Электромеханической академией и привели к созданию тактических противокорабельных ракет "Хаинь-1 " (вариант советской ПКР П-15) и "Хаинь-2". Позже была разработана сверхзвуковая ПКР "Хаинь-З" с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и "Хаинь-4" с ТРД.

В середине 1980-х г. для работ в области создания крылатых ракет в КНР были образованы НИИ 8359, а также "Китайский институт крылатых ракет" (впрочем, последний, возможно, является переименованной хаиньской Электромеханической академией).

Следует остановиться и на работах по совершенствованию БЧ крылатых ракет. Помимо боевых частей традиционного типа, американские КР начали комплектоваться и принципиально новыми типами БЧ. В ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 г. впервые были использованы КР, несущие волокна тонкой медной проволоки, разбрасываемые над целью.Такое оружие, получившее в дальнейшем неофициальное название "И-бомба", служило для вывода из строя линий электропередач, электростанций, подстанций и других объектов энергетики: повисая на проводах, проволока вызывала короткое замыкание, лишающее электроэнергии военные, промышленные и коммуникационные центры противника.

В ходе боевых действий против Югославии применено новое поколение этого оружия, где вместо медной проволоки использованы более тонкие углеродные волокна. При этом для доставки новых "противоэнергетичеких" боевых зарядов к целям используются не только КР, но и свободнопадающие авиационные бомбы.

Еще один перспективный тип боевых частей американских КР - взрывомагнитная БЧ, при срабатывании которой генерируется мощный электромагнитный импульс (ЭМИ), "выжигающий" радиоэлектронное оборудование противника. При этом радиус поражающего воздействия ЭМИ, генерируемого взрывомагнитной БЧ, в несколько раз превышает радиус поражения обычной осколочно-фугасной БЧ такой же массы. По ряду сообщений средств массовой информации, взрывомагнитные БЧ уже были применены США в реальных боевых условиях.

Безусловно, роль и значение крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении в обозримом будущем будет возрастать. Однако эффективное применение этого оружия возможно лишь при наличии глобальной космической навигационной системы (в настоящее время подобными системами располагают США и Россия, а в скором времени к ним присоединится и Объединенная Европа), высокоточной геоинформационной системы районов боевых действий, а также многоуровневой системы авиационной и космической разведки, выдающей данные о положении целей с их точной (порядка нескольких метров) географической привязкой. Поэтому создание современного высокоточного оружия большой дальности - удел лишь относительно развитых в техническом отношении стран, способных разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии всю информационно-разведывательную инфраструктуру, обеспечивающую применение такого оружия.

1) Семейство управляемых ракет «Калибр» Крылатые ракеты получили широкую известность после того, как с их помощью были нанесены удары по позициям террористов в Сирии. Работы по этому проекту велись в 1980-х годах на базе двух изделий: стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2500 км и комплекса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»). Впервые ракеты «Калибр» были представлены на авиасалоне МАКС-1993. В НАТО получили кодификацию Sizzler («Испепелитель»). Радиус действия по морским целям - до 350 км, по береговым - до 2600 км.2) Стратегическая крылатая ракета «воздух - земля» Х-101 Стратегическая крылатая ракета X-101 «воздух - земля» (Х-102 в исполнении с ядерной боеголовкой) с использованием технологий снижения радиолокационной заметности также получила первое боевое применение в Сирии, где с их помощью наносились удары по позициям террористов. Основные носители - бомбардировщики Ту-22 и Ту-160. Разработка изделия велась конструкторским бюро «Радуга» (1995-2013). Точные характеристики не разглашаются. По некоторым данным, дальность пуска достигает 9000 км, а круговое вероятное отклонение - 5 м на дальности 5500 км.3) Противокорабельная ракета П-270 «Москит» П-270 «Москит (по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») - противокорабельная ракета, разработанная в 1970-х годах в СССР. Способна уничтожать корабли водоизмещением до 20 тыс. т, в частности, из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. Дальность стрельбы - от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км - при высотном профиле полета. При подходе к цели «Москит» идет на высоте 7 м, двигаясь «над гребнем волн», а с целью прорыва ПВО ракета способна выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g.4) Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 Ракета Х-55 - крылатая ракета для стратегических бомбардировщиков. После пуска идет на дозвуковой скорости с огибанием ландшафта местности, что делает ее перехват крайне сложным. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, при этом последний может нести до таких 12 ракет. Масса боевой части каждой из них - 200 кт, что более чем в 20 раз превышает мощность взрыва бомбы Little Boy, сброшенной США на Хиромиму в 1945 году.5) П-700 «Гранит» - крылатая противокорабельная ракета дальнего действия П-700 «Гранит» создавалась в первую очередь для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе с авиационными. При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трех элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Радиус действия - 550 км по комбинированной траектории. Эти ракеты стоят на вооружении в том числе и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

КРЫЛАТАЯ РАКЁТА (КР), атмосферный беспилотный летательный аппарат, оснащённый крыльями, двигателем (реактивным или ракетным), системой наведения на цель; предназначен для высокоточного поражения наземных и морских целей. КР могут размещаться как на стационарных, так и на подвижных ПУ (наземного, воздушного и морского базирования). Основные отличительные особенности КР: высокие аэродинамические характеристики; манёвренность; возможность задавать произвольный курс и движение на малой высоте вдоль изгибов рельефа, что затрудняет их обнаружение системами ПВО противника; высокоточное поражение целей [круговое вероятное отклонение (КВО) современных КР не превышает 10 м]; возможность при необходимости корректировать программную траекторию полёта с помощью бортовых компьютера и системы автоматического управления (БСАУ). В зависимости от взаимного расположения несущих и управляющих поверхностей КР может иметь самолётную или ракетную аэродинамическую схему. Поэтому в широком значении к КР относятся почти все типы управляемых ракет (авиационные, зенитные, противокорабельные и противотанковые). В узком значении под КР понимают ракеты, выполненные по самолётной схеме (рис. 1). КР подразделяются: по дальности стрельбы и характеру решаемых задач - на тактические (до 150 км), оперативно-тактические (150-1500 км) и стратегические (свыше 1500 км); по скорости полёта - на звуковые и сверхзвуковые; по типу базирования - наземного, воздушного, морского (надводного и подводного); по типу боевой части (БЧ) - ядерные и обычные (фугасные, кассетные и др.); по боевому назначению - классов «воздух - поверхность» (рис. 2) и «поверхность - поверхность».

КР состоит из корпуса (фюзеляжа) с несущими и управляющими поверхностями (крыло, рули, стабилизаторы и др.), двигателя, установки, бортовой аппаратуры управления и БЧ. КР имеет сварной металлический или выполненный из композиционных материалов корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. До пуска ракеты крылья находятся в сложенном состоянии и раскрываются после срабатывания катапультного пускового устройства. Двигательная установка КР наземного и морского базирования состоит из стартового ускорителя и маршевого двигателя. В качестве последнего может использоваться как ракетный (жидкостный или твердотопливный), так и воздушно-реактивный двигатель. Стартовый ускоритель представляет собой, как правило, реактивный твердотопливный двигатель (у КР воздушного базирования отсутствует). Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты. Базовый состав аппаратуры современной КР включает: систему инерциальной навигации; высотомеры; системы маршрутной коррекции (в том числе с помощью глобальной спутниковой системы навигации); головку самонаведения; систему автоматической самоликвидации; систему обмена информацией между ракетами залпа; бортовой компьютер; помимо функции автопилота, в БСАУ также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату. Типовая схема КР представлена на рисунке 3.

На перспективность этого оружия обратил внимание С. П. Королёв, разработавший в 1932-38 серию экспериментальных КР (217/I, 217/II и др.); были проведены наземные и лётные испытания, подтвердившие проектные характеристики, однако автопилот оказался неспособным обеспечивать должную стабилизацию полёта. Первые КР (их называли беспилотными самолётами-снарядами) Фау-1 были разработаны и применены Германией в конце 2-й мировой войны (опытный образец испытан в декабре 1942, первое боевое применение - в июне 1944). В СССР с 1943 года на бомбардировщиках Пе-8, а затем Ту-2 проходили испытания КР 10Х, однако боевого применения в войне она не получила. В 1950-60-х годах в СССР (термин «КР» в СССР введён в 1959) и США создан целый ряд КР. Среди них: в СССР - КС-1 «Комета» (первый в СССР самолёт-снаряд с наведением; пуск в 1952), П-15, Х-20, КСР-11, Х-66 и др.; в США - «Матадор», «Регулус-1», «Хаунд-Дог» и др. КР этого поколения не нашли широкого применения, так как были тяжёлыми и громоздкими (стартовая масса 5,5-27 тонн, длина 10-20 м, диаметр корпуса 1,3-1,5 м), кроме того, отсутствовала эффективная система наведения. Первой КР с подводным стартом стала советская самонаводящаяся КР «Аметист» (1968). Возрождение интереса к КР в 1970-х годах и создание КР нового поколения обусловлено техническими достижениями, позволившими существенно повысить точность наведения, уменьшить габаритные размеры и разместить их на подвижных пусковых платформах. Одной из самых массовых зарубежных КР является «Томагавк» (США). Эта ракета начала поступать на вооружение с 1981 года в нескольких вариантах: стратегического наземного (BGM-109 G) и морского (BGM-109 А) базирования с ядерной БЧ (имеется аналогичная авиационная КР AGM-86 В); оперативно-тактическая морского базирования BGM-109 С и BGM-109 D, соответственно с полубронебойной и кассетной БЧ; тактическая морского базирования BGM-109 В с фугасной БЧ. К современным отечественным стратегическим КР относятся Х-55 (воздушного базирования) и «Гранит» (морского базирования).

Основные лётно-технические характеристики некоторых КР Российской Федерации и США представлены в таблице.

При разработке КР нового поколения большое внимание уделяется созданию систем управления КР большой дальности, обеспечивающих КВО 3-10 м при массе аппаратуры до 100 кг. Снижение заметности КР обеспечивается выбором малоотражающих геометрических форм, применением радиопоглощающих материалов и покрытий, специальных устройств снижения эффективной поверхности рассеяния, антенных устройств и воздухозаборников. Из обычных БЧ, которые используются на высокоточных КР для поражения различных целей, широкое применение получают многофакторные БЧ (фугасно-кумулятивные с проникающим эффектом) массой 250-350 кг. Новейшие достижения в области микроэлектроники, двигательных установок, высокоэффективных видов топлива и конструкционных материалов обеспечивают разработки сверхзвуковых высокоточных, малозаметных ракет дальностью до 3500 км, массой не более 1500 кг.

Лит.: Творческое наследие академика С. П. Королева. Избранные труды и документы / Под редакцией М. В. Келдыша. М., 1980; Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования. СПб., 1999; Салунин В., Буренок В. Высокоточное оружие дальнего огневого поражения: военные и технические аспекты создания // Военный парад. 2003. № 1.

Просмотров