Меры безопасности при осуществлении технологического процесса по кантовке грузов грузоподъемными кранами. Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ Что такое кантовка грузов кранами

Кантовка грузов


К атегория:

Такелажные работы



Кантовка грузов

Кантовка - это переворачивание, повертывание груза из одного положения в другое специальными приспособлениями, механизмами, кранами. Чаще всего кантовку выполняют при изменении операций в процессе монтажа конструкций или при необходимости поставить или уложить груз -в требуемое положение: из транспортного в рабочее или наоборот.

Кантовку грузов разрешается выполнять только по заранее составленным схемам, в которых должны быть отражены последовательность выполнения операций, способы строповки и кантовки грузов.

В зависимости от конкретных условий строительства кантовку выполняют по-разному: вручную с помощью простейших приспособлений, специальным кантовальным оборудованием, грузоподъемными кранами.



Кантовку вручную выполняют с помощью лома (монтировки) и подкладок, для чего загнутую часть лома подводят под груз, приподнимают его и подкла-дывают брусок, затем переворачивают груз другим концом лома в требуемое положение. Профильный крупносортный металл (уголок, швеллер, двутавр и т.п.) и трубы можно кантовать с помощью специального инструмента, напоминающего гаечный ключ.

Кантовка груза краном - это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой поручается только опытным крановщикам и стропальщикам.

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение центра тяжести. Если центр тяжести изделия расположен в пределах его опоры, то груз находится в положении покоя. В момент подъема, когда центр тяжести выйдет за пределы опорной поверхности (положение II), груз переворачивается и падает на другую плоскость (положение III ).

Кантовка может быть относительно плавной или с рывками, ударами. Это зависит от того, в какой точке зацепляется груз и 5а сколько ветвей. Кантовка груза, зацепленного в верхней точке будет плавной, а зацепленного в нижней точке - с ударом, так как в последнем случае груз ничем не удерживается и опрокидывается свободно.

Рис. 1. Кантовка грузов вручную (а) и с помощью механического кантователя (б); 1 - подкладка; 2 - кантуемый груз; 3 - лом или монтировка; 4 - кантовальный захват; 5 - противовес; 6 - шарнир; 7 - кантовальная площадка; 8 - опорная рама кантователя

Рис. 2. Схема кантовки грузов кранами а - общая; б - кантовка “на бросок”; в - кантовка “на весу”; г - кантовка “на упор”

В действительности же и при плавной кантовке происходят рывки из-за того, что при переворачивании изделия стропы натягиваются наклонно. В момент опрокидывания груза они немного ослабевают, а затем снова натягиваются. При кантовке крупногабаритных изделий амплитуда падения может быть большой, следовательно, рывки будут значительными. Ликвидировать их почти невозможно, так как скорость падения груза намного превышает скорость движения механизмов любого крана.

Выбор способа кантовки зависит от массы и габарита груза, его формы, наличия мест захвата и возможности крепления грузозахватными устройствами. Наиболее распространенными способами являются кантовка “на весу”, “на упор” и “на бросок”.

Плавное переворачивание груза называется кантовкой “на весу”, а переворачивание со свободным падением - кантовкой “на бросок”. Кантовка “на бросок” не сложна, но к широкому применению не рекомендуется, так как связана с некоторой опасностью.

Груз переворачивается согласованными действиями механизмов крана: подъемом или опусканием крюка, ходом моста или тележки. Непосредственно переворачивание осуществляется Движением моста или тележки. Использовать ход моста следует ограниченно и осторожно, так как грузовые канаты крана при косом натяжении выскакивают из ручьев барабана лебедки, сильно трутся об их бортики, отчего сильно изнашиваются и становятся непригодными для эксплуатации.

При кантовке грузов кранами устраивают специальные участки с амортизирующей поверхностью - кантовальные площадки, которые необходимы для смягчения ударов при броске переворачиваемых грузов и предохранения изделия от излома. Площадки бывают досчатые, насыпные, бревенчатые и др.

Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи, а также различные вспомогательные приспособления (струбцины, угольники, подставки).

Кантовку грузов кранами разрешается выполнять только на кантовальных площадках или в специально отведенных для этого местах. Кантовальная площадка во время переворачивания груза должна охраняться сигнальщиком.

Стропальщик и сигнальщик при кантовке обязаны находиться сбоку от груза на безопасном расстоянии. Стоять со стороны подкладок, на которые опирается груз во время кантовки, запрещается. Стропальщик должен знать устройство кантовальных механизмов и приспособлений, применяемых на строительной площадке. Следует помнить, что выполнять кантовку грузов механизмами на предельной грузоподъемности строго запрещено.

К атегория: - Такелажные работы

Процесс кантовки подразумевает переворачивание грузов из одного положения в иное при помощи специальных приспособлений, кранов и механизмов. Зачастую кантовка выполняется во время изменения операций в процессе установки тех или иных конструкций или в случаях, когда нужно поставить или уложить грузы в нужном положении, к примеру, из рабочего состояния в транспортное и наоборот.

Требования к кантовке

Кантовка грузов кранами допускается к выполнению лишь по заранее составленным схемам, где должны отражаться последовательность проведения операций, а также методы кантовки и строповки грузов.

В зависимости от имеющихся условий на складе кантовку выполняют различными способами. Это может быть ручной способ, а может быть применение простых приспособлений или специального кантовального оборудования, а также грузоподъемных кранов.

Ручная кантовка

Вручную кантовку выполняют при помощи лома и специальных подкладок, для этого загнутую часть лома необходимо подвести под груз, приподнять его и подложить брусок, затем груз переворачивается противоположным концом лома в необходимое положение. Крупносортный профильный металл, к примеру, швеллер, уголок, двутавр и др. можно кантовать при помощи специализированного инструмента, который напоминает по конструкции гаечный ключ.

Выполнение кантовки грузов краном

Кантовка краном – это трудоемкая и ответственная операция, которую может осуществлять только специально обученный стропальщик или крановщик.

Во время смены положения груза особую роль играет место центра тяжести. Если центр тяжести изделия находится в пределах опоры, то груз будет пребывать в состоянии покоя. Во время подъема, когда центр тяжести выходит за пределы поверхности опоры, груз будет переворачиваться и падать на иную плоскость.

Процесс кантовки может быть относительно равномерным, а может сопровождаться ударами и рывками. Это обычно зависит от точки, в которой зацепляется груз и количества зацепляющих ветвей. Кантовка зацепленного в верхней точке груза будет протекать плавно, а если груз зацепляется в нижней точке, то с ударом, поскольку в последнем случае объект не удерживается, а свободно опрокидывается.

На самом деле при плавной кантовке выполняются рывки, поскольку при переворачивании изделий натяжение строп находится под наклоном. Во время опрокидывания груза они слегка ослабевают, а после снова натягиваются в прежнее положение. Если необходимо перевернуть крупногабаритные изделия, амплитуда броска может быть высокой, значит, это падение будет сопровождаться значительными рывками. Такой недостаток практически невозможно ликвидировать, поскольку скорость падения груза гораздо выше скорости, с которой передвигаются механизмы кранов.

При выборе способа кантовки учитываются габариты, вес, форма груза, наличие возможных точек захвата, а также возможности крепления грузозахватными приспособлениями. Самый распространенный способ кантования – «на весу» или «на бросок».

Кантованием называют операцию переворачивания, повертывания груза из

одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается

технологией процессов производства. В металлургическом производстве - это

разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т.

п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить

при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при

проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование

груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в

требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.

В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей

и от массовости производства существует следующие виды кантования:

 ручное;

 механизированное;

 грузоподъемными кранами.

Рис. 5.11. Кантование грузов:

а, б - прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д - профильного проката и труб с

помощью кантовальной скобы

Ручное кантование деталей массой до 100 кг выполняют с помощью

монтировки

(специального

подкладок.

подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок,

затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б) .

Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом,

напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).

Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота

деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.

Механизированное кантование деталей массой более 100 кг осуществляют

специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание

продольной

горизонтальной

выполняют

кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми

кантователями - манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси

выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и

Кантование груза кранами (рис. 5.13) - это ответственная и трудоемкая

операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам,

такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее

эффективного способа кантования влияют на повышение производительности

труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя

спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под

другом, что часто встречается в современных высоких цехах.

Рис. 5.12. Кантователи пневматический (а) , подвесной с электродвигателем (б) и

приспособления (в, г) для кантования деталей на 90°:

1 , 4 - столы; 2 - ось; 3 - упор; 5 - пневматический цилиндр

Рис. 5.13. Кантование груза кранами:

а - закрепленного в верхней точке; б - простым обхватом в верхней точке; в - крюком в

верхней точке; г - высоких и неустойчивых деталей с помощью угольника; д - деталей

типа валов, барабанов по наклонной плоскости до упора; е - вращением в роликовых

призмах; ж - на плоскости (I...III - позиции кантования); Q - вес груза, т

В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение его

центра тяжести. Когда он расположен в пределах площади опоры, деталь

находится в положении покоя (см. рис. 5.13, а) .

В момент подъема, когда центр тяжести выходит за пределы опорной

поверхности, деталь переворачивается и падает на другую плоскость.

Следовательно, кантование основано на принудительном смещении центра

тяжести груза.

Кантование можно производить плавно (см. рис. 5.13, б, в) ; ударом (см.

рис. 5.13, г); рывками.

Выбор способа кантования зависит от массы и размеров груза, его формы,

наличия мест захвата и возможностей крепления к стропам.

Наиболее распространенными способами являются:

 кантование на весу (плавное переворачивание груза);

 кантование на бросок (поворачивание со свободным падением);

 кантование на упор (деталь краном опускается на край подставки (упор)

так, чтобы центр тяжести оказался вне опоры. При опускании крюка

крана деталь станет поворачиваться вокруг ребра подставки и

кромкой встанет на поверхность площадки (см. рис. 5.13, а) . Если

центр тяжести детали окажется за точкой опоры, то при дальнейшем

опускании крюка деталь сама встанет на торец.


Иногда на предприятиях с помощью крана выполняют кантовку груза, т. е. переворачивание груза на другую сторону (например, при сварке металлоконструкций). Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленным схемам, в которых должны отражаться последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работы.

Для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи. Единичные крупногабаритные детали переворачивают кранами на специальных кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу.

При отсутствии кантовальных площадок кантовка производится в специально отведенных местах.
Размеры кантовальных площадок и вид амортизирующей поверхности (деревянный, дощатый или бревенчатый настил и т. п.) выбираются с учетом размеров кантуемых изделий и их массы.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп , с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс , которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Просмотров