Наставление по профессионально должностной подготовке. Подготовка офицеров и прапорщиков
Основными задачами командирской подготовки офицеров являются:
· изучение складывающейся военно-политической и социально-экономической обстановки, умение анализировать ее и делать обоснованные выводы;
· глубокое освоение теоретических основ мобилизационного развертывания военных представительств МО РФ при введении различных степеней боевой готовности, постоянное совершенствование практического выполнения задач и действий при выполнении мобилизационных мероприятий;
· расширение оперативного кругозора, повышение профессиональных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей в условиях строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом опыта вооруженных конфликтов и локальных войн;
· формирование высокой общей культуры и личных морально-нравственных качеств, государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и офицерскому корпусу;
· выработка умения системно подходить к исследованию проблемных вопросов;
· формирование высокой работоспособности, физической выносливости и морально-психологической устойчивости к работе в сложных условиях обстановки; обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, предупреждение случаев гибели и травматизма личного состава.
Офицерская подготовка осуществляется в два периода: зимний период обучения (с 1 декабря по 30 апреля) и летний период обучения (с 1 июня по 31 октября). Май и ноябрь являются подготовительными периодами. Контрольная и итоговая проверка проводится в апреле и в октябре соответственно.
Основной документ, определяющий профессионально-должностную подготовку офицерского состава и техническую учебу военных специалистов в ВП МО РФ - план подготовки. Данный документ составляется на основе указания начальника военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно плану подготовки на 2013 год:
· Занятия по командирской подготовке в военных представительствах должны проводиться не менее 6 часов в месяц, кроме периодов учений и инспекционных проверок
· Учебное время разделяется на занятия, проводимых в составе групп (совместная подготовка) и самостоятельную подготовку. При этом совместная подготовка проводится по 2 учебных дня ежемесячно (дополнительно 5 резервных учебных часов). Самостоятельная подготовка проводится 2 раза в неделю по 2 учебных часа в служебное время, включая подготовительные периоды.
· Физическая подготовка офицеров должна выполняться не менее 5 часов в неделю
· Учет воинской подготовки должен вестись в журналах, которые ежеквартально проверяются начальниками военных представительств МО РФ
· Подготовка гражданского персонала в ходе плановых занятий должна проводиться не менее 6 часов в месяц
Распределение времени для учебных групп по изучаемым предметам
в 2013
№ | Изучаемые предметы | Количество учебных часов |
1. | Военное искусство (военная стратегия, оперативное искусство, тактика) | 8+6* |
2. | Мобилизационная подготовка | 10+12* |
3. | Специальная подготовка | 24+6* |
4. | Общественно-государственная подготовка | 12(24*) |
5. | Правовая подготовка | |
6. | Военно-техническая подготовка | |
7. | Военно-экономическая подготовка | |
8. | Служба войск и безопасность военной службы | 4+12* |
9. | Экологическая безопасность | |
10. | Военно-медицинская подготовка | |
11. | Противопожарная подготовка | |
12. | Общевоинские уставы ВС РФ | 18* |
13. | Огневая подготовка | 32** |
14. | Физическая подготовка | 106*+134** |
15. | Основы сохранения государственной тайны и служебного делопроизводства | 12+8* |
16. | Резерв учебного времени |
Обозначения
* - в часы самостоятельной подготовки
**- в дополнительно выделяемое время
Приложение
Таблица. Набор базовых критериев для определения формы правовой охраны РИД
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 48-52
Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации
Генерал-лейтенант В.А.САПОЖИНСКИЙ,
кандидат военных наук, профессор
СОВРЕМЕННАЯ система подготовки офицерских кадров в Воору-женных Силах Российской Федерации сложилась исторически и дей-ствует с определенной отдачей. Потому было бы ошибкой ставить под сомнение буквально все аспекты ее деятельности, не учитывать накоп-ленный опыт, научные школы и имеющуюся учебно-материальную базу. Эта проблема не впервые поднимается на страницах журнала, и мы имеем достаточно примеров, подтверждающих, что объем и содержание подготовки военных специалистов не в полной мере отвечают современ-ным требованиям развития военного дела. Основная причина этому, на наш взгляд, - крупные издержки самой системы, отсутствие научно обос-нованной концепции: чему, в каком объеме и на каком уровне учить. Для решения этих проблем предлагаются различные, чаще всего субъектив-ные подходы. Одни придерживаются мнения, что военные училища и академии должны готовить офицеров к исполнению конкретной долж-ности. Другие считают, что вузы должны давать лишь фундаменталь-ные знания теоретических основ, а специализация будет завершаться че-рез систему офицерских курсов. Думается, что, как и в любом многопла-новом процессе, крайности здесь неприемлемы.
Сложившаяся в последние годы система военного образования пред-ставляет собой непрерывный образовательный процесс. При этом ее ос-новными составляющими являются: начальная военная подготовка; военно-профессиональная подготовка в период срочной службы в рядах Вооруженных Сил (в том числе в учебных подразделениях); подготовка в суворовских и Нахимовском училищах; обучение в военных училищах и на военных кафедрах гражданских вузов с последующей службой в вой-сках или прохождением сборов в запасе; командирская подготовка; по-вышение квалификации на офицерских или академических курсах; обу-чение в военных академиях. Кроме этого, можно выделить подготовку военнослужащих запаса на различного рода сборах.
Однако при рассмотрении содержания обучения мы не можем отме-тить такого «разнообразия». Так, подготовка офицеров проходит преи-мущественно в целевых военно-учебных заведениях. В учебных про-граммах видовых (родовых) военных училищ и академий существенного различия не наблюдается. Как правило, многочисленные вузы парал-лельно готовят специалистов одного профиля с некоторой долей спе-циализации, что ведет к дублированию, распылению средств на созда-ние идентичной материальной базы, увеличению расходов на управлен-ческую деятельность. Не отвечают своему предназначению по совер-шенствованию профессиональной подготовки офицеров и офицерские курсы. На сегодняшний день существующие в системе военного образо-вания курсы повышения квалификации офицерского состава в какой-то мере потеряли свою значимость. Основные причины этого кроются в первую очередь в оторванности учебных программ от содержания обуче-ния в военных училищах и академиях, а главное в том, что они практиче-ски не влияют на продвижение офицера по службе.
На наш взгляд, важным звеном в подготовке офицерских кадров является командирская подготовка. Но действующие в настоящее время программы не предусматривают наращивания знаний, умений и навы-ков: из года в год изучаются одни и те же темы, повторяются занятия, не учитываются опыт и уровень профессиональной подготовки обучаемых, се это приводит к выводу, что при видимом единстве различные эле-менты системы профессиональной подготовки офицеров функциони-руют без должной связи друг с другом. Причем эти недостатки концепту-ально уже рассматривались в Положении о строительстве ВС РФ в раз-деле «Подготовка военных кадров». Однако в нем, по нашему мнению, больше внимания уделено организационным вопросам.
Передовая педагогика в институциальном аспекте рассматривает систему образования как совокупность формальной и неформальной под-систем. В формальную входят такие институты обучения, как общеобра-зовательные школы, высшие и средние специальные заведения, различ-ные курсы (официальные учреждения); в неформальную - семья, цер-ковь, музеи, клубы и т.д. Формирование всесторонне развитой личности, в том числе военного профессионала, условно осуществляется по двум направлениям: первое - приобретение профессиональных качеств, т.е. обучение; второе - формирование гражданских и общечеловеческих ка-честв, т.е. воспитание.
В рамках теории непрерывного образования исследования под эги-дой ЮНЕСКО были начаты четверть века назад. В России этим вопросом занимаются лишь последнее десятилетие. В общем виде идея непрерыв-ного образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройки новыми элементами. И по содержанию, и структурно предла-гаемая система непрерывного образования предусматривает два основ-ных вида подготовки: фундаментальную (общетеоретическую) и при-кладную (по специальности, согласно должностного предназначения). Вместе с тем необходимо учитывать особенности создания системы не-прерывного образования: возможность его получения в течение всей ак-тивной жизни человека; стимулирование самого факта приобретения, обновления и повышения уровня знаний; удовлетворение потребностей в специализации знаний только на старших курсах вузов на основе про-фотбора.
Таким образом, непрерывное образование военных кадров необходимо, на наш взгляд, понимать как процесс их подготовки, состоящий из базового и последующего образования. В дальнейшем это предполагает последовательное чередование практической деятельности в сфере про-фессионального труда и учебы по повышению теоретических (базовых) знаний.
Анализируя некоторые положения концепции непрерывного образо-вания, можно сделать вывод, что основными направлениями образова-тельной реформы в ВС РФ могли бы быть: по структуре - создание строй-ной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских ка-дров не только в военных училищах и академиях, но и на различных офи-церских курсах (академических, повышения квалификации и т.п.), а также в войсках в системе командирской подготовки и самостоятельной учебы; более тесная интеграция системы подготовки офицерских кадров с элементами гражданского (среднего специального) образования; по со-держанию - усиление фундаментальности вузовского образования, осо-бенно на младших курсах. При этом в военных училищах командного профиля основное внимание в течение трех-четырех лет обучения должно быть сосредоточено на освоении базовых наук, основ военной теории и общеобразовательной программы, дающих право на получение дипломов общегосударственного образца, на завершающем курсе - на прикладных науках. При подготовке специалистов инженерного про-филя возможна и более тесная связь с общегосударственной программой подготовки инженеров конкретных специальностей. Военные академии, на наш взгляд, должны не только расширять знания по основам военной теории, но и готовить офицеров управленческой деятельности опера-тивно-тактического и даже оперативно-стратегического профиля с при-своением им новой квалификации. Подготовка офицера к исполнению конкретной должности в сфере профессионального труда должна осу-ществляться в вузах МО или на военных кафедрах при гражданских выс-ших учебных заведениях на завершающем этапе обучения, а также в си-стеме обязательных офицерских курсов перед назначением на выше-стоящую должность.
Кроме того, учитывая потребность войск в специалистах различного уровня подготовки, представляется правомерным выдача одним и тем же вузом разных дипломов. Для специалистов первого уровня - о сред-нем военно-специальном образовании. Его должны получать выпуск-ники после окончания только первых двух-трех курсов военных училищ, если они не способны или по какой-либо причине не желают продолжать учебу, а также на некоторых военных кафедрах при гражданских вузах. Это будет тот уровень образования, при котором офицер (прапорщик) сможет исполнять первичные должности командного и инженерного со-
става. Второй - о высшем военном образовании первой ступени (высшее военно-специальное образование) будут получать выпускники военных училищ и институтов родов войск, большинства военных кафедр при гражданских инженерно-технических вузах (по соответствующим специ-альностям для исполнения командных и инженерных должностей до от-дельной части включительно, а также офицеров штабов соединений). Третий - о высшем военном образовании второй ступени - (элитный) да-вать только выпускникам военных академии, специалистам командно-штабного и инженерного профиля, предназначенным для исполнения соответствующих командных должностей оперативно-тактического уровня и должностей офицеров в оперативных и стратегических объеди-нениях, в Центральном аппарате Министерства обороны, на преподава-тельской работе в вузах и в научно-исследовательских учреждениях.
На первый взгляд нет ничего нового. По форме у нас именно так и ве-дется подготовка офицерских кадров. Однако принципиальное отличие непрерывной от традиционной системы обучения состоит в том, что представляется возможность получения образования любого уровня в соответствии со способностями; право выбора на старших курсах специ-альной ориентации; преимущественно личная ответственность обучае-мого за результаты своей учебы; значительный удельный вес фундамен-тальной (не менее 50%) подготовки и самостоятельной (порядка 25%) ра-боты; обязательное стимулирование качества образовательного уровня.
Практически уже сейчас необходимо осуществлять переход на мно-гоуровневую структуру подготовки военных специалистов. Для этого на-бор в военные училища следует проводить на конкурсной основе и обу-чение начинать с фундаментального курса. Затем по результатам экзаме-нов за два-три курса (в зависимости от выявленных по рейтингу профес-сиональных качеств) не более двух третей обучаемых отбирать для про-должения учебы по полной программе и получения диплома о высшем военном образовании. Остальных (30-40% обучаемых), показавших поло-жительные результаты в учебе, целесообразно направлять на годичные (но не менее шести месяцев) курсы для целевой подготовки на конкрет-ную первичную должность по избранной ими специальности. В данном случае они будут выпускаться командирами взводов или техниками рот в звании младший лейтенант (прапорщик). Им может вручаться диплом о среднем военном образовании. В этой должности они остаются до завер-шения контракта, однако в последующем могут продвигаться по службе (на офицерские должности) до командира роты (батареи) и им равных, но при условии обязательного обучения на специальных курсах или при военных училищах перед назначением на каждую должность и положи-тельной сдаче соответствующих экзаменов.
Назрела, на наш взгляд, необходимость пересмотра Положения о сроках увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил. Предельный возраст службы, естественно, должен быть 60 лет (как установлено в За-коне РФ «Об обороне»). Однако связывать жестко срок увольнения со зва-нием офицера не совсем правильно. Ведь главное - деловые качества и личное отношение к службе. По ряду должностей (в штабах, вузах, НИИ, административных органах) не требуется присваивать высшее звание, но офицер может отлично исполнять обязанности до 50-55 лет. Увольнение офицера лишь по причине предельного возраста по воинскому званию просто расточительно.
Кроме того, социальная защита профессиональных военнослужащих - выпускников военных училищ невозможна без вручения им по оконча-нии полного курса обучения диплома общегосударственного образца как специалисту с высшим специальным образованием. Это касается в первую очередь офицеров командного профиля, так как для военных ин-женеров уровни подготовки, безусловно, могут и должны определяться аналогично соответствующим гражданским инженерным вузам. Требу-ется на законодательном уровне определить, к каким управленческим или другим специальностям народного хозяйства приравнивается дип-лом военного специалиста.
При обучении в военных академиях видов Вооруженных Сил необхо-димо давать высшее военное образование для управления деятельно-стью объединений (соединений, частей) данного вида в мирное и воен-ное время, а Академия Генерального штаба должна готовить военных специалистов в сфере совместного применения объединений видов Booруженных Сил. При этом в академиях также целесообразно иметь два уровня подготовки и проводить дифференциацию слушателей по ито-гам первых двух-трех семестров обучения. В зависимости от результатов учебы и профессионального отбора по рейтингу порядка 25-30 % слуша-телей предлагается переводить на ускоренную (не более одного семе-стра) доподготовку с последующим направлением их в войска для про-хождения дальнейшей службы офицерами штабов, частей и соединений, а также командирами батальонов и им равных подразделений. При по-следующем их продвижении по службе они могут обучаться на курсах усовершенствования. Слушателям, завершающим учебу в академии по полной программе, необходимо вручать дипломы специалистов управ-ленческой деятельности как в военной области, так и в сфере народного хозяйства. Все выпускники могут служить в штабах соединении и объе-динений, командирами полков, бригад, их заместителями и на равных им должностях. Часть офицеров, проявивших склонность к штабной и исследовательской деятельности, может сразу поступать в адъюнктуру или направляться в Военную академию Генерального штаба, продолжи-тельность учебы в которой для них не должна превышать один год. Есте-ственно, что в ВАГШ офицеры и генералы из войск будут отбираться пре-жним порядком, а ее выпускники назначаться для замещения командных должностей в оперативно-тактическом звене и для последующей работы в Генеральном штабе, Центральном аппарате МО, главкоматах видов ВС, штабах военных округов.
Эти предложения, бесспорно, потребуют качественной переработки не только учебных программ, но и изменения самой идеологии военного образования, внедрения новых технологий в учебный процесс; создания системы объективного контроля (по рейтинговому принципу), оценки и отбора достойных для дальнейшего обучения по расширенной про-грамме на каждом этапе этой многоуровневой системы; изменения под-ходов к рассмотрению кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности и персонального учета прохождения службы выпускниками военных академий в целом. Главное в том, что такой вариант обучения офицеров позволит избежать дублирования, существенно повысит мо-тивацию обучения. При этом вузы, готовящие специалистов по заявкам различных заказчиков, должны стать самостоятельными исполнителями заказа и не быть, как это имеет место сейчас, напрямую подчиненными своим заказчикам. На наш взгляд, заказчик может ограничивать вузы по трем аспектам: определять количество выпускников по годам; предъя-влять научно обоснованные квалификационные требования по их подго-товке; участвовать в контроле качества обучения. Все остальное вузы должны решать самостоятельно.
Думается, можно согласиться с мнением, что выпускники военных училищ, получая фундаментальную подготовку по основам теории воен-ного искусства, одновременно могут подготовиться к исполнению кон-кретной должности. При этом программы академий должны компенси-ровать пробел в получении фундаментальных знаний и в методике их применения. Подготовка же офицеров с академическим образованием к назначению на конкретную должность (их узкая специализация), по на-шему мнению, является прерогативой кратковременных офицерских курсов, прежде всего академических. При этом система командирской подготовки должна быть постоянным связующим звеном между фунда-ментальной и практической подготовкой по специальности в соответ-ствии с должностным предназначением. Ее необходимо согласовывать с учебными программами соответствующих офицерских курсов и прово-дить по категориям в прежних объемах, но не по два дня в месяц, а двух-трехнедельные сборы в полугодие. Формы совершенствования методи-ческой подготовки офицеров - командиров подразделений и частей це-лесообразно оставить прежними.
В числе первоочередных задач реформирования военного образова-ния следовало бы уточнить систему подготовки самих преподавателей, в том числе и в связи с переходом на непрерывную систему обучения. Пока же военных преподавателей назначают на должности без необходимой подготовки. Слабо решаются вопросы обмена педагогами между граж-данскими и военными вузами; единичны случаи командирования воен-ных преподавателей за опытом в другие страны. Все это приводит к низ-кому качеству преподавания и в целом снижает эффективность обучения. Решение проблемы видится в создании военного педагогического вуза или отдельных факультетов. Это далекая перспектива, но уже се-годня требуется подготовка профессорско-преподавательского состава, которая может осуществляться в специальных педагогических группах в рамках существующих военных академий. Возглавить и вести эту работу смогли бы соответствующие кафедры: тактики, вооружения и стрельбы, технического обеспечения и др. Определенный опыт в этом имеет Воен-ная академия имени М.В.Фрунзе по подготовке преподавателей истории войн и военного искусства. Целесообразно также продолжить обучение военных ученых и педагогов через систему адъюнктур и докторантур. При этом нет необходимости ограничивать количество докторантов для кафедр, а стоит лишь установить для вуза общую численность адъюн-ктуры и докторантуры. Кроме того, молодых докторов военных наук сле-довало бы обучать по единой программе при ВАГШ или на ее академиче-ских курсах.
В заключение необходимо отметить, что предлагаемые меры по со-вершенствованию системы военного образования хотя в чем-то и совпа-дают с положениями концепций непрерывного военного образования в армиях некоторых стран мира, но в то же время отражают специфику Рос-сийских Вооруженных Сил.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
ПОКАЗНОЕ ЗАНЯТИЕс руководителями групп профессиональнодолжностной подготовки
Тема: Порядок организации
профессионально-должностной
подготовки постоянного состава
академии.
Руководитель занятия:
начальник 102 кафедры полковник Пауков А.Б.
1. Общие требования к организации профессионально-должностной подготовки
2Организация боевой подготовки –целенаправленная
деятельность
командиров (начальников) и органов
управления (штабов), направленная на
построение
процесса
обучения
подчиненных войск и их органов
управления, а также на подготовку
мероприятий боевой подготовки.
3Организация профессионально-должностной
подготовки включает:
принятие решения на боевую подготовку в учебном
году;
планирование
профессионально-должностной
подготовки;
согласование
разработанных
документов
и
представление их на утверждение;
постановку
(уточнение)
задач
и
доведение
необходимых планирующих документов (или выписок из
них) до подчиненных;
контроль
организации и хода профессиональнодолжностной
подготовки,
оценка
ее
итогов,
распространение передового опыта обучения войск;
обеспечение
профессионально-должностной
подготовки;
руководство
профессионально-должностной
подготовкой.
4Планирование
профессионально-должностной
подготовки
на
новый
учебный
год
(период
обучения)
должно
быть
завершено
в
месяц,
предшествующий
началу
учебного
года
(периода
обучения), до 25 числа.
Планирование
профессионально-должностной
подготовки на очередной месяц в структурных
подразделениях академии должно завершиться до 29
числа (на март - до 27 февраля).
Расписание
занятий
по
профессиональнодолжностной подготовке с офицерами составляется
на месяц руководителем учебной группы и утверждается
непосредственным начальником.
5План
личной
подготовки
на
полугодие
разрабатывается
лично
каждым
офицером
и
утверждается непосредственным начальником.
Формой
профессионально-должностной
подготовки
офицеров
является
выполнение
индивидуального задания.
Тематика
индивидуальных
заданий
разрабатывается
для
каждого
офицера
его
непосредственным начальником на период обучения.
Содержанием индивидуального задания могут
быть: написание реферата, разработка доклада,
подготовка лекции для занятий в системе ПДП и т.д.
6УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника академии
полковник
С.Чистяков
«_____» сентября 2015 года
ПЛАН
личной подготовки полковника Паукова А.Б.
на зимний период обучения 2015/2016 учебный год
Предмет обучения, изучаемые темы (вопросы) для выполнения задач
подготовки
Срок
выполнения
Отметка
непосредственного
начальника о качестве
выполнения
I.Совершенствование профессиональной подготовки
Тактическая подготовка
Тема № 1: «
»
Тема № 2: «
»
Специальная подготовка
Тема № 1
декабрь
январь
II. Подготовка к предстоящим занятиям
1. Подготовка к ИМЗ с офицерами по теме: «
2. Подготовка к ИМЗ с сержантами по теме: «
3. Подготовка к показному занятию
»
»
февраль
март
апрель
III. Дальнейшее освоение должностных и специальных обязанностей
IV. Совершенствование методического мастерства и подготовка к предстоящему занятию (мероприятию)
1. Разработка методических рекомендаций
2. Разработка опорных планов-конспектов
7Учет
результатов
профессионально-должностной
подготовки - есть отражение количественных и качественных
показателей выполнения планов подготовки подразделений и уровня
обученности
подчиненных.
Учет
включает
в
себя
сбор,
систематизацию,
хранение,
обновление
и
анализ
данных,
раскрывающих степень подготовки личного состава и подразделений.
Учет подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный учет заключается в повседневной записи и
обработке
результатов
выполнения
планов
профессиональнодолжностной подготовки и усвоения программы обучения личным
составом.
Периодический учет заключается в обобщении результатов
оперативного учета с последующим анализом и выводами за
установленный отрезок времени учебного года (неделю, месяц,
квартал, полугодие, год).
Ответственность
за
ведение
документов
учета
по
профессионально-должностной подготовке - на руководителя группы
8Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки преследует решение следующих задач:
анализ
полноты
и
качества
выполнения
планов
профессионально-должностной подготовки за период обучения,
учебный год;
определение
фактически
достигнутого
уровня
военнопрофессиональной подготовленности личного состава.
Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки должно включать:
сбор, обработку и анализ информации о состоянии и
результатах деятельности подчиненных;
разработку материалов и документов для подведения итогов
профессионально-должностной подготовки за месяц, период
обучения, учебный год;
организацию
подведения
итогов
профессиональнодолжностной подготовки.
9Основным
в
деятельности
начальника
подразделения при подготовке и проведении
подведения итогов профессионально-должностной
подготовки является:
анализ положительного и недостатков решения задач
выявление задач, которые выполнены не полностью,
некачественно
и
причин
снизивших
результаты
выполнения каждой задачи;
объективная
оценка
достигнутого
уровня
профессионально-должностной подготовки;
объективная оценка состояния подразделений по
частным направлениям повседневной деятельности,
непосредственно влияющих на состояние и уровень их
профессионально-должностной подготовки.
102. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
11Занятия - обобщенное название форм
обучения военнослужащих (за исключением
учений,
конкурсов
(состязаний),
самостоятельной
подготовки).
Основным
содержанием занятий является передача
руководителем информации обучаемым, ее
усвоение,
а
также
обучение
приемам
действий.
12При подготовке занятия руководитель обязан:
уяснить задачу, предназначение, форму (метод) занятия, его
тему и время проведения;
оценить обстановку (задачи, стоящие перед обучаемыми,
состав обучаемых и уровень их подготовки, продолжительность
занятия, время года, погодные условия, место его проведения,
возможности учебно-материальной базы, нормы расхода
ресурса вооружения, военной и специальной техники,
технических средств обучения, боеприпасов, имитационных
средств и т.д.);
выработать и принять решение на подготовку и проведение
занятия
(определить
учебные
цели,
замысел
занятия,
организацию его осуществления и обеспечения, меры по
предотвращению гибели и травматизма личного состава;
вопросы, по которым в ходе занятия организовать состязание
между обучаемыми);
13разработать учебно-методические документы для проведения
занятия - план проведения занятия или план-конспект;
лично подготовиться к проведению занятия, организовать
подготовку своих помощников (инструкторов) и обучаемых;
подготовить (выбрать) место или район проведения с учетом
замысла
проведения
занятия,
определить
необходимые
требования безопасности;
подготовить материальное обеспечение занятия, наглядные
пособия, технические средства обучения, необходимую технику и
вооружение;
утвердить план проведения (план-конспект) занятия у
непосредственного начальника;
при необходимости, подготовить и вручить обучаемым задание
(исходную обстановку) для их предварительной подготовки;
накануне занятия проверить вместе с помощником готовность
личного состава и техники, технических средств обучения,
учебно-материальной базы к занятию;
доложить (в установленное старшим начальником время) о
готовности к проведению занятия.
14Планы (план - конспекты) на первую неделю
занятий нового учебного года (периода обучения)
(при проведении занятий по профессиональнодолжностной готовности – на первые две недели)
утверждаются не позднее, чем за трое суток до
начала года (периода обучения).
При подготовке к проведению сборов планы
(план - конспекты) занятий утверждаются за неделю
до начала сбора.
15В ходе занятия руководитель обязан:
обеспечить активную работу всех обучаемых по
усвоению содержания отрабатываемых учебных
вопросов,
выработке
необходимых
умений
и
навыков;
строго
следить за выполнением требований
безопасности, определенных уставами, курсами,
соответствующими наставлениями и руководствами, а
также установленные руководителем занятия;
организовать
контроль усвоения обучаемыми
учебного материала и, в соответствии с результатами
контроля, корректировать ход занятия.
16Непосредственно перед началом занятия
руководитель должен:
проверить наличие личного состава, готовность техники
и учебно-материальной базы, экипировку личного состава
и его внешний вид;
убедиться
в выполнении обучаемыми задач по
подготовке к занятию;
определить
организационные
и
технические
мероприятия, обеспечивающие безопасность и вид
инструктажа личного состава;
определить
порядок осуществления контроля за их
выполнением,
действий
в
возможных
аварийных
ситуациях, оказания первой помощи;
лично убедиться в создании и обеспечении безопасных
условий проведения занятия, усвоении обучаемыми
требований безопасности и обладании ими достаточными
практическими навыками в их выполнении.
Требования руководящих документов по организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии
Основные определения
Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью подразделений.
Профессионально-должностная подготовка офицеров
Подготовка
офицеров
подготовка по программам дополнительного образования
в ходе подготовки войск (сил) и органов управления
профессионально-должностная подготовка
повышение квалификации
(в рамках занимаемой должности)
Переподготовка
на высшую должность или смежную специальность
переподготовка офицеров
самостоятельная подготовка
занятия не менее 8 часов в месяц
руководящего (командного) состава
специальности
выпускников ВУЗ
учебно-методические
самостоятельная работа
военно-научная работа
выполнение индивидуальных заданий
занятия на допуск к самостоятельному управлению, несению дежурства
участие в конкурсах и состязаниях по полевой выучке
методическая работа
контрольные занятия
инструкторско-методические занятия
методические совещания (конференции)
показные занятия
инструктажи
в ходе плановых занятий
Руководящие документы
- Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание второе, исправленное и дополненное).
- Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
- Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
- Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ».
- Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений МО РФ».
- Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
- Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года № 82дсп.
- Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и Войск ВКО в 2015 учебном году.
- Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного округа на 2015 учебный год.
- Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной подготовке на 2015/2016 учебный год».
День недели/ уровень |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Понедельник |
|||
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая среда каждого месяца, вторая среда каждого месяца (резервный день) |
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая и вторая среда каждого месяца, третья среда каждого месяца (резервный день) |
Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (третья среда каждого месяца, четвертая среда каждого месяца (резервный день) |
|
Предметы профессионально-должностной подготовки |
Количество часов по периодам |
Количество часов |
||||||
Весенний |
По формам проведения занятий |
|||||||
В группах |
В группах |
|||||||
Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка |
||||||||
Специальная подготовка |
||||||||
Военно-техническая подготовка |
||||||||
Мобилизационная подготовка |
||||||||
Общественно-государственная подготовка |
||||||||
Основы обеспечения защиты государственной тайны |
||||||||
Основы обеспечения безопасности военной службы |
||||||||
Огневая подготовка |
||||||||
Строевая подготовка |
||||||||
Общевоинские уставы ВС РФ |
||||||||
Физическая подготовка |
||||||||
ИТОГО без учета физической подготовки: |
||||||||
ИТОГО с учетом физической подготовки: |
||||||||
- Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства, поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий, военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и состязаниям.
- В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по понедельникам и пятницам.
- Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы, подчиненных им офицеров и ведут ее учет.
Документы |
Семестр (период) |
|||
Академия |
Планирующие |
2. Тематический план ПДП постоянного состава вуза |
Расписание занятий по ПДП, проводимых в масштабе вуза |
|
Отчетные |
||||
Планирующие |
1.Тематический план ПДП в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых 2. Перечень индивидуальных заданий |
2. Расписание занятий по ПДП на месяц 3. План проведения занятия по ПДП |
||
Отчетные |
Журнал учета ПДП |
Подведение итогов за месяц |
||
Планирующие |
План личной подготовки офицера |
|||
Отчетные |
Тетради по ПДП |
Отчет о выполнении индивидуального задания |
- общественно-государственная подготовка;
- профессиональная подготовка в сфере деятельности;
- охрана труда;
- специальная подготовка.
Документы |
Семестр (период) |
|||
Академия |
Планирующие |
1. Раздел «Организация ПДП постоянного состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа на организацию образовательной деятельности 2. Тематический план подготовки ГП по специальности |
План-календарь основных мероприятий |
|
Отчетные |
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и задачах на 2015/2016 год |
|||
Планирующие |
Тематический план подготовки ГП по специальности в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых |
1. План календарь основных мероприятий. 2. Расписание занятий подготовки ГП на месяц 3. План проведения занятия подготовки ГП |
||
Отчетные |
Журнал учета |
Ведомости по итогам сдачи контрольных занятий (зачетов) |
Подведение итогов за месяц |
|
Гражданский персонал |
Планирующие |
|||
Отчетные |
Тетради подготовки ГП |
воспитательной работы организуются :
а) с заместителями командиров рот (и им равными) по воспитательной работе в воинских частях - 1 раз в месяц не менее 4 часов;
б) с заместителями командиров батальонов (и им равными) по воспитательной работе, психологами батальонов в соединениях - 2 раза в период обучения по 4 часа;
в) с заместителями командиров полков (и им равными) по воспитательной работе, с должностными лицами органов воспитательной работы полков, соединений, объединений и военно-учебных заведений – 1 раз в период обучения не менее 4 часов.
Учеба должностных лиц органов воспитательной работы управлений (отделов) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны проводится в системе профессиональной подготовки.
Офицеры, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, проходят доподготовку (переподготовку) по специальности.
Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
Занятие №1: «Цели и задачи воспитательной работы в подразделении. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении»
Учебные вопросы:
1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
2. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.
3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.
Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
Основные закономерности системы воспитания:
Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;
Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;
Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;
Соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и
коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;
Соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.
Основные принципы воспитания:
Государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
Воспитание в процессе воинской деятельности;
Комплексный подход к воспитанию военнослужащих;
Требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;
Индивидуальный и дифференцированный подход;
Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
Государственно-патриотическое;
Воинское;
Нравственное;
Правовое;
Экономическое;
Эстетическое;
Физическое;
Экологическое.
Государственно-патриотическое воспитание личного состава направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:
Разрешение противоречий процесса формирования гражданина патриота с учетом условий современного периода российской государственности;
Совершенствование воспитания в духе дружбы народов РФ;
Воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил:
К традициям относятся:
Преданность к Родине и любовь к ней (патриотизм);
Постоянная готовность к защите Отечества;
Верность воинской присяге, воинскому долгу;
Верность войсковому товариществу;
Уважение к командиру и защита его в бою;
Верность Боевому Знамени.
В России знамена частей и кораблей были введены Петром I. Он определил их размеры, оформление, ввел присягу под знаменем. Служить знаменам было определено в течении пяти лет. Павел I указал служить знаменам бессрочно.
Творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.
Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.
Основными путями воинского воспитания являются:
Осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
Соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
Обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
Моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
Обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
Использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;
Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.
Основными путями нравственного воспитания являются:
Вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их
профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;
Стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;
Обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
Целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
Применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
Анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.
Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Основными путями правового воспитания являются :
Организация и содержание правовой пропаганды;
повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
Мобилизация личного состава на активное участие в правом воспитательном процессе;
Обобщение и распространение передового правового опыта;
Контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
Экономическое воспитание заключается в формировании у них системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.
Основными путями экономического воспитания являются :
Создание в войсковых частях школ экономических знаний для
Формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
Использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
Пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
Обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы.
Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.
Основными путями эстетического воспитания являются :
Формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;
Привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;
Знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, их художниками, писателями, композиторами и поэтами;
Приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Основными путями физического воспитания являются:
Организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;
Проведение спортивно-массовых мероприятий;
Организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
Пропаганда здорового образа жизни;
Популяризация лучших спортивных достижений.
Экологическое воспитание направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Основными путями экологического воспитания являются:
Разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
Вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;
Совершенствования экологического обучения личного состава.
Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход , предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.
Цели воспитательной работы:
Формирование и развитие у личного состава качеств и отношений гражданина-патриота.
Развитие духовной составляющей боевого потенциала и военного профессионализма армии, ее использования в интересах укрепления обороноспособности страны;
Формирование развитой и высоконравственной личности защитника Отечества;
Обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.
Воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
Воспитание каждого военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности или к какому-либо конкретному;
Учет и при необходимости корректировка личностных целей военнослужащих - как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Основными задачами системы воспитания являются: