Наставление по профессионально должностной подготовке. Подготовка офицеров и прапорщиков

Основными задачами командирской подготовки офицеров являются:

· изучение складывающейся военно-политической и социально-экономической обстановки, умение анализировать ее и делать обоснованные выводы;

· глубокое освоение теоретических основ мобилизационного развертывания военных представительств МО РФ при введении различных степеней боевой готовности, постоянное совершенствование практического выполнения задач и действий при выполнении мобилизационных мероприятий;

· расширение оперативного кругозора, повышение профессиональных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей в условиях строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом опыта вооруженных конфликтов и локальных войн;

· формирование высокой общей культуры и личных морально-нравственных качеств, государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации и офицерскому корпусу;

· выработка умения системно подходить к исследованию проблемных вопросов;

· формирование высокой работоспособности, физической выносливости и морально-психологической устойчивости к работе в сложных условиях обстановки; обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, предупреждение случаев гибели и травматизма личного состава.

Офицерская подготовка осуществляется в два периода: зимний период обучения (с 1 декабря по 30 апреля) и летний период обучения (с 1 июня по 31 октября). Май и ноябрь являются подготовительными периодами. Контрольная и итоговая проверка проводится в апреле и в октябре соответственно.

Основной документ, определяющий профессионально-должностную подготовку офицерского состава и техническую учебу военных специалистов в ВП МО РФ - план подготовки. Данный документ составляется на основе указания начальника военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно плану подготовки на 2013 год:

· Занятия по командирской подготовке в военных представительствах должны проводиться не менее 6 часов в месяц, кроме периодов учений и инспекционных проверок

· Учебное время разделяется на занятия, проводимых в составе групп (совместная подготовка) и самостоятельную подготовку. При этом совместная подготовка проводится по 2 учебных дня ежемесячно (дополнительно 5 резервных учебных часов). Самостоятельная подготовка проводится 2 раза в неделю по 2 учебных часа в служебное время, включая подготовительные периоды.

· Физическая подготовка офицеров должна выполняться не менее 5 часов в неделю

· Учет воинской подготовки должен вестись в журналах, которые ежеквартально проверяются начальниками военных представительств МО РФ

· Подготовка гражданского персонала в ходе плановых занятий должна проводиться не менее 6 часов в месяц


Распределение времени для учебных групп по изучаемым предметам
в 2013

Изучаемые предметы Количество учебных часов
1. Военное искусство (военная стратегия, оперативное искусство, тактика) 8+6*
2. Мобилизационная подготовка 10+12*
3. Специальная подготовка 24+6*
4. Общественно-государственная подготовка 12(24*)
5. Правовая подготовка
6. Военно-техническая подготовка
7. Военно-экономическая подготовка
8. Служба войск и безопасность военной службы 4+12*
9. Экологическая безопасность
10. Военно-медицинская подготовка
11. Противопожарная подготовка
12. Общевоинские уставы ВС РФ 18*
13. Огневая подготовка 32**
14. Физическая подготовка 106*+134**
15. Основы сохранения государственной тайны и служебного делопроизводства 12+8*
16. Резерв учебного времени

Обозначения

* - в часы самостоятельной подготовки

**- в дополнительно выделяемое время

Приложение



Таблица. Набор базовых критериев для определения формы правовой охраны РИД

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 48-52

Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-лейтенант В.А.САПОЖИНСКИЙ,

кандидат военных наук, профессор

СОВРЕМЕННАЯ система подготовки офицерских кадров в Воору-женных Силах Российской Федерации сложилась исторически и дей-ствует с определенной отдачей. Потому было бы ошибкой ставить под сомнение буквально все аспекты ее деятельности, не учитывать накоп-ленный опыт, научные школы и имеющуюся учебно-материальную базу. Эта проблема не впервые поднимается на страницах журнала, и мы имеем достаточно примеров, подтверждающих, что объем и содержание подготовки военных специалистов не в полной мере отвечают современ-ным требованиям развития военного дела. Основная причина этому, на наш взгляд, - крупные издержки самой системы, отсутствие научно обос-нованной концепции: чему, в каком объеме и на каком уровне учить. Для решения этих проблем предлагаются различные, чаще всего субъектив-ные подходы. Одни придерживаются мнения, что военные училища и академии должны готовить офицеров к исполнению конкретной долж-ности. Другие считают, что вузы должны давать лишь фундаменталь-ные знания теоретических основ, а специализация будет завершаться че-рез систему офицерских курсов. Думается, что, как и в любом многопла-новом процессе, крайности здесь неприемлемы.

Сложившаяся в последние годы система военного образования пред-ставляет собой непрерывный образовательный процесс. При этом ее ос-новными составляющими являются: начальная военная подготовка; военно-профессиональная подготовка в период срочной службы в рядах Вооруженных Сил (в том числе в учебных подразделениях); подготовка в суворовских и Нахимовском училищах; обучение в военных училищах и на военных кафедрах гражданских вузов с последующей службой в вой-сках или прохождением сборов в запасе; командирская подготовка; по-вышение квалификации на офицерских или академических курсах; обу-чение в военных академиях. Кроме этого, можно выделить подготовку военнослужащих запаса на различного рода сборах.

Однако при рассмотрении содержания обучения мы не можем отме-тить такого «разнообразия». Так, подготовка офицеров проходит преи-мущественно в целевых военно-учебных заведениях. В учебных про-граммах видовых (родовых) военных училищ и академий существенного различия не наблюдается. Как правило, многочисленные вузы парал-лельно готовят специалистов одного профиля с некоторой долей спе-циализации, что ведет к дублированию, распылению средств на созда-ние идентичной материальной базы, увеличению расходов на управлен-ческую деятельность. Не отвечают своему предназначению по совер-шенствованию профессиональной подготовки офицеров и офицерские курсы. На сегодняшний день существующие в системе военного образо-вания курсы повышения квалификации офицерского состава в какой-то мере потеряли свою значимость. Основные причины этого кроются в первую очередь в оторванности учебных программ от содержания обуче-ния в военных училищах и академиях, а главное в том, что они практиче-ски не влияют на продвижение офицера по службе.

На наш взгляд, важным звеном в подготовке офицерских кадров является командирская подготовка. Но действующие в настоящее время программы не предусматривают наращивания знаний, умений и навы-ков: из года в год изучаются одни и те же темы, повторяются занятия, не учитываются опыт и уровень профессиональной подготовки обучаемых, се это приводит к выводу, что при видимом единстве различные эле-менты системы профессиональной подготовки офицеров функциони-руют без должной связи друг с другом. Причем эти недостатки концепту-ально уже рассматривались в Положении о строительстве ВС РФ в раз-деле «Подготовка военных кадров». Однако в нем, по нашему мнению, больше внимания уделено организационным вопросам.

Передовая педагогика в институциальном аспекте рассматривает систему образования как совокупность формальной и неформальной под-систем. В формальную входят такие институты обучения, как общеобра-зовательные школы, высшие и средние специальные заведения, различ-ные курсы (официальные учреждения); в неформальную - семья, цер-ковь, музеи, клубы и т.д. Формирование всесторонне развитой личности, в том числе военного профессионала, условно осуществляется по двум направлениям: первое - приобретение профессиональных качеств, т.е. обучение; второе - формирование гражданских и общечеловеческих ка-честв, т.е. воспитание.

В рамках теории непрерывного образования исследования под эги-дой ЮНЕСКО были начаты четверть века назад. В России этим вопросом занимаются лишь последнее десятилетие. В общем виде идея непрерыв-ного образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройки новыми элементами. И по содержанию, и структурно предла-гаемая система непрерывного образования предусматривает два основ-ных вида подготовки: фундаментальную (общетеоретическую) и при-кладную (по специальности, согласно должностного предназначения). Вместе с тем необходимо учитывать особенности создания системы не-прерывного образования: возможность его получения в течение всей ак-тивной жизни человека; стимулирование самого факта приобретения, обновления и повышения уровня знаний; удовлетворение потребностей в специализации знаний только на старших курсах вузов на основе про-фотбора.

Таким образом, непрерывное образование военных кадров необходимо, на наш взгляд, понимать как процесс их подготовки, состоящий из базового и последующего образования. В дальнейшем это предполагает последовательное чередование практической деятельности в сфере про-фессионального труда и учебы по повышению теоретических (базовых) знаний.

Анализируя некоторые положения концепции непрерывного образо-вания, можно сделать вывод, что основными направлениями образова-тельной реформы в ВС РФ могли бы быть: по структуре - создание строй-ной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских ка-дров не только в военных училищах и академиях, но и на различных офи-церских курсах (академических, повышения квалификации и т.п.), а также в войсках в системе командирской подготовки и самостоятельной учебы; более тесная интеграция системы подготовки офицерских кадров с элементами гражданского (среднего специального) образования; по со-держанию - усиление фундаментальности вузовского образования, осо-бенно на младших курсах. При этом в военных училищах командного профиля основное внимание в течение трех-четырех лет обучения должно быть сосредоточено на освоении базовых наук, основ военной теории и общеобразовательной программы, дающих право на получение дипломов общегосударственного образца, на завершающем курсе - на прикладных науках. При подготовке специалистов инженерного про-филя возможна и более тесная связь с общегосударственной программой подготовки инженеров конкретных специальностей. Военные академии, на наш взгляд, должны не только расширять знания по основам военной теории, но и готовить офицеров управленческой деятельности опера-тивно-тактического и даже оперативно-стратегического профиля с при-своением им новой квалификации. Подготовка офицера к исполнению конкретной должности в сфере профессионального труда должна осу-ществляться в вузах МО или на военных кафедрах при гражданских выс-ших учебных заведениях на завершающем этапе обучения, а также в си-стеме обязательных офицерских курсов перед назначением на выше-стоящую должность.

Кроме того, учитывая потребность войск в специалистах различного уровня подготовки, представляется правомерным выдача одним и тем же вузом разных дипломов. Для специалистов первого уровня - о сред-нем военно-специальном образовании. Его должны получать выпуск-ники после окончания только первых двух-трех курсов военных училищ, если они не способны или по какой-либо причине не желают продолжать учебу, а также на некоторых военных кафедрах при гражданских вузах. Это будет тот уровень образования, при котором офицер (прапорщик) сможет исполнять первичные должности командного и инженерного со-

става. Второй - о высшем военном образовании первой ступени (высшее военно-специальное образование) будут получать выпускники военных училищ и институтов родов войск, большинства военных кафедр при гражданских инженерно-технических вузах (по соответствующим специ-альностям для исполнения командных и инженерных должностей до от-дельной части включительно, а также офицеров штабов соединений). Третий - о высшем военном образовании второй ступени - (элитный) да-вать только выпускникам военных академии, специалистам командно-штабного и инженерного профиля, предназначенным для исполнения соответствующих командных должностей оперативно-тактического уровня и должностей офицеров в оперативных и стратегических объеди-нениях, в Центральном аппарате Министерства обороны, на преподава-тельской работе в вузах и в научно-исследовательских учреждениях.

На первый взгляд нет ничего нового. По форме у нас именно так и ве-дется подготовка офицерских кадров. Однако принципиальное отличие непрерывной от традиционной системы обучения состоит в том, что представляется возможность получения образования любого уровня в соответствии со способностями; право выбора на старших курсах специ-альной ориентации; преимущественно личная ответственность обучае-мого за результаты своей учебы; значительный удельный вес фундамен-тальной (не менее 50%) подготовки и самостоятельной (порядка 25%) ра-боты; обязательное стимулирование качества образовательного уровня.

Практически уже сейчас необходимо осуществлять переход на мно-гоуровневую структуру подготовки военных специалистов. Для этого на-бор в военные училища следует проводить на конкурсной основе и обу-чение начинать с фундаментального курса. Затем по результатам экзаме-нов за два-три курса (в зависимости от выявленных по рейтингу профес-сиональных качеств) не более двух третей обучаемых отбирать для про-должения учебы по полной программе и получения диплома о высшем военном образовании. Остальных (30-40% обучаемых), показавших поло-жительные результаты в учебе, целесообразно направлять на годичные (но не менее шести месяцев) курсы для целевой подготовки на конкрет-ную первичную должность по избранной ими специальности. В данном случае они будут выпускаться командирами взводов или техниками рот в звании младший лейтенант (прапорщик). Им может вручаться диплом о среднем военном образовании. В этой должности они остаются до завер-шения контракта, однако в последующем могут продвигаться по службе (на офицерские должности) до командира роты (батареи) и им равных, но при условии обязательного обучения на специальных курсах или при военных училищах перед назначением на каждую должность и положи-тельной сдаче соответствующих экзаменов.

Назрела, на наш взгляд, необходимость пересмотра Положения о сроках увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил. Предельный возраст службы, естественно, должен быть 60 лет (как установлено в За-коне РФ «Об обороне»). Однако связывать жестко срок увольнения со зва-нием офицера не совсем правильно. Ведь главное - деловые качества и личное отношение к службе. По ряду должностей (в штабах, вузах, НИИ, административных органах) не требуется присваивать высшее звание, но офицер может отлично исполнять обязанности до 50-55 лет. Увольнение офицера лишь по причине предельного возраста по воинскому званию просто расточительно.

Кроме того, социальная защита профессиональных военнослужащих - выпускников военных училищ невозможна без вручения им по оконча-нии полного курса обучения диплома общегосударственного образца как специалисту с высшим специальным образованием. Это касается в первую очередь офицеров командного профиля, так как для военных ин-женеров уровни подготовки, безусловно, могут и должны определяться аналогично соответствующим гражданским инженерным вузам. Требу-ется на законодательном уровне определить, к каким управленческим или другим специальностям народного хозяйства приравнивается дип-лом военного специалиста.

При обучении в военных академиях видов Вооруженных Сил необхо-димо давать высшее военное образование для управления деятельно-стью объединений (соединений, частей) данного вида в мирное и воен-ное время, а Академия Генерального штаба должна готовить военных специалистов в сфере совместного применения объединений видов Booруженных Сил. При этом в академиях также целесообразно иметь два уровня подготовки и проводить дифференциацию слушателей по ито-гам первых двух-трех семестров обучения. В зависимости от результатов учебы и профессионального отбора по рейтингу порядка 25-30 % слуша-телей предлагается переводить на ускоренную (не более одного семе-стра) доподготовку с последующим направлением их в войска для про-хождения дальнейшей службы офицерами штабов, частей и соединений, а также командирами батальонов и им равных подразделений. При по-следующем их продвижении по службе они могут обучаться на курсах усовершенствования. Слушателям, завершающим учебу в академии по полной программе, необходимо вручать дипломы специалистов управ-ленческой деятельности как в военной области, так и в сфере народного хозяйства. Все выпускники могут служить в штабах соединении и объе-динений, командирами полков, бригад, их заместителями и на равных им должностях. Часть офицеров, проявивших склонность к штабной и исследовательской деятельности, может сразу поступать в адъюнктуру или направляться в Военную академию Генерального штаба, продолжи-тельность учебы в которой для них не должна превышать один год. Есте-ственно, что в ВАГШ офицеры и генералы из войск будут отбираться пре-жним порядком, а ее выпускники назначаться для замещения командных должностей в оперативно-тактическом звене и для последующей работы в Генеральном штабе, Центральном аппарате МО, главкоматах видов ВС, штабах военных округов.

Эти предложения, бесспорно, потребуют качественной переработки не только учебных программ, но и изменения самой идеологии военного образования, внедрения новых технологий в учебный процесс; создания системы объективного контроля (по рейтинговому принципу), оценки и отбора достойных для дальнейшего обучения по расширенной про-грамме на каждом этапе этой многоуровневой системы; изменения под-ходов к рассмотрению кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности и персонального учета прохождения службы выпускниками военных академий в целом. Главное в том, что такой вариант обучения офицеров позволит избежать дублирования, существенно повысит мо-тивацию обучения. При этом вузы, готовящие специалистов по заявкам различных заказчиков, должны стать самостоятельными исполнителями заказа и не быть, как это имеет место сейчас, напрямую подчиненными своим заказчикам. На наш взгляд, заказчик может ограничивать вузы по трем аспектам: определять количество выпускников по годам; предъя-влять научно обоснованные квалификационные требования по их подго-товке; участвовать в контроле качества обучения. Все остальное вузы должны решать самостоятельно.

Думается, можно согласиться с мнением, что выпускники военных училищ, получая фундаментальную подготовку по основам теории воен-ного искусства, одновременно могут подготовиться к исполнению кон-кретной должности. При этом программы академий должны компенси-ровать пробел в получении фундаментальных знаний и в методике их применения. Подготовка же офицеров с академическим образованием к назначению на конкретную должность (их узкая специализация), по на-шему мнению, является прерогативой кратковременных офицерских курсов, прежде всего академических. При этом система командирской подготовки должна быть постоянным связующим звеном между фунда-ментальной и практической подготовкой по специальности в соответ-ствии с должностным предназначением. Ее необходимо согласовывать с учебными программами соответствующих офицерских курсов и прово-дить по категориям в прежних объемах, но не по два дня в месяц, а двух-трехнедельные сборы в полугодие. Формы совершенствования методи-ческой подготовки офицеров - командиров подразделений и частей це-лесообразно оставить прежними.

В числе первоочередных задач реформирования военного образова-ния следовало бы уточнить систему подготовки самих преподавателей, в том числе и в связи с переходом на непрерывную систему обучения. Пока же военных преподавателей назначают на должности без необходимой подготовки. Слабо решаются вопросы обмена педагогами между граж-данскими и военными вузами; единичны случаи командирования воен-ных преподавателей за опытом в другие страны. Все это приводит к низ-кому качеству преподавания и в целом снижает эффективность обучения. Решение проблемы видится в создании военного педагогического вуза или отдельных факультетов. Это далекая перспектива, но уже се-годня требуется подготовка профессорско-преподавательского состава, которая может осуществляться в специальных педагогических группах в рамках существующих военных академий. Возглавить и вести эту работу смогли бы соответствующие кафедры: тактики, вооружения и стрельбы, технического обеспечения и др. Определенный опыт в этом имеет Воен-ная академия имени М.В.Фрунзе по подготовке преподавателей истории войн и военного искусства. Целесообразно также продолжить обучение военных ученых и педагогов через систему адъюнктур и докторантур. При этом нет необходимости ограничивать количество докторантов для кафедр, а стоит лишь установить для вуза общую численность адъюн-ктуры и докторантуры. Кроме того, молодых докторов военных наук сле-довало бы обучать по единой программе при ВАГШ или на ее академиче-ских курсах.

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые меры по со-вершенствованию системы военного образования хотя в чем-то и совпа-дают с положениями концепций непрерывного военного образования в армиях некоторых стран мира, но в то же время отражают специфику Рос-сийских Вооруженных Сил.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

ПОКАЗНОЕ ЗАНЯТИЕ
с руководителями групп профессиональнодолжностной подготовки
Тема: Порядок организации
профессионально-должностной
подготовки постоянного состава
академии.
Руководитель занятия:
начальник 102 кафедры полковник Пауков А.Б.

1. Общие требования к организации профессионально-должностной подготовки

2

Организация боевой подготовки –
целенаправленная
деятельность
командиров (начальников) и органов
управления (штабов), направленная на
построение
процесса
обучения
подчиненных войск и их органов
управления, а также на подготовку
мероприятий боевой подготовки.
3

Организация профессионально-должностной
подготовки включает:
принятие решения на боевую подготовку в учебном
году;
планирование
профессионально-должностной
подготовки;
согласование
разработанных
документов
и
представление их на утверждение;
постановку
(уточнение)
задач
и
доведение
необходимых планирующих документов (или выписок из
них) до подчиненных;
контроль
организации и хода профессиональнодолжностной
подготовки,
оценка
ее
итогов,
распространение передового опыта обучения войск;
обеспечение
профессионально-должностной
подготовки;
руководство
профессионально-должностной
подготовкой.
4

Планирование
профессионально-должностной
подготовки
на
новый
учебный
год
(период
обучения)
должно
быть
завершено
в
месяц,
предшествующий
началу
учебного
года
(периода
обучения), до 25 числа.
Планирование
профессионально-должностной
подготовки на очередной месяц в структурных
подразделениях академии должно завершиться до 29
числа (на март - до 27 февраля).
Расписание
занятий
по
профессиональнодолжностной подготовке с офицерами составляется
на месяц руководителем учебной группы и утверждается
непосредственным начальником.
5

План
личной
подготовки
на
полугодие
разрабатывается
лично
каждым
офицером
и
утверждается непосредственным начальником.
Формой
профессионально-должностной
подготовки
офицеров
является
выполнение
индивидуального задания.
Тематика
индивидуальных
заданий
разрабатывается
для
каждого
офицера
его
непосредственным начальником на период обучения.
Содержанием индивидуального задания могут
быть: написание реферата, разработка доклада,
подготовка лекции для занятий в системе ПДП и т.д.
6

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника академии
полковник
С.Чистяков
«_____» сентября 2015 года
ПЛАН
личной подготовки полковника Паукова А.Б.
на зимний период обучения 2015/2016 учебный год
Предмет обучения, изучаемые темы (вопросы) для выполнения задач
подготовки
Срок
выполнения
Отметка
непосредственного
начальника о качестве
выполнения
I.Совершенствование профессиональной подготовки
Тактическая подготовка
Тема № 1: «
»
Тема № 2: «
»
Специальная подготовка
Тема № 1
декабрь
январь
II. Подготовка к предстоящим занятиям
1. Подготовка к ИМЗ с офицерами по теме: «
2. Подготовка к ИМЗ с сержантами по теме: «
3. Подготовка к показному занятию
»
»
февраль
март
апрель
III. Дальнейшее освоение должностных и специальных обязанностей
IV. Совершенствование методического мастерства и подготовка к предстоящему занятию (мероприятию)
1. Разработка методических рекомендаций
2. Разработка опорных планов-конспектов
7

Учет
результатов
профессионально-должностной
подготовки - есть отражение количественных и качественных
показателей выполнения планов подготовки подразделений и уровня
обученности
подчиненных.
Учет
включает
в
себя
сбор,
систематизацию,
хранение,
обновление
и
анализ
данных,
раскрывающих степень подготовки личного состава и подразделений.
Учет подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный учет заключается в повседневной записи и
обработке
результатов
выполнения
планов
профессиональнодолжностной подготовки и усвоения программы обучения личным
составом.
Периодический учет заключается в обобщении результатов
оперативного учета с последующим анализом и выводами за
установленный отрезок времени учебного года (неделю, месяц,
квартал, полугодие, год).
Ответственность
за
ведение
документов
учета
по
профессионально-должностной подготовке - на руководителя группы

8

Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки преследует решение следующих задач:
анализ
полноты
и
качества
выполнения
планов
профессионально-должностной подготовки за период обучения,
учебный год;
определение
фактически
достигнутого
уровня
военнопрофессиональной подготовленности личного состава.
Подведение
итогов
профессионально-должностной
подготовки должно включать:
сбор, обработку и анализ информации о состоянии и
результатах деятельности подчиненных;
разработку материалов и документов для подведения итогов
профессионально-должностной подготовки за месяц, период
обучения, учебный год;
организацию
подведения
итогов
профессиональнодолжностной подготовки.
9

Основным
в
деятельности
начальника
подразделения при подготовке и проведении
подведения итогов профессионально-должностной
подготовки является:
анализ положительного и недостатков решения задач

выявление задач, которые выполнены не полностью,
некачественно
и
причин
снизивших
результаты
выполнения каждой задачи;
объективная
оценка
достигнутого
уровня
профессионально-должностной подготовки;
объективная оценка состояния подразделений по
частным направлениям повседневной деятельности,
непосредственно влияющих на состояние и уровень их
профессионально-должностной подготовки.
10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
11

Занятия - обобщенное название форм
обучения военнослужащих (за исключением
учений,
конкурсов
(состязаний),
самостоятельной
подготовки).
Основным
содержанием занятий является передача
руководителем информации обучаемым, ее
усвоение,
а
также
обучение
приемам
действий.
12

При подготовке занятия руководитель обязан:
уяснить задачу, предназначение, форму (метод) занятия, его
тему и время проведения;
оценить обстановку (задачи, стоящие перед обучаемыми,
состав обучаемых и уровень их подготовки, продолжительность
занятия, время года, погодные условия, место его проведения,
возможности учебно-материальной базы, нормы расхода
ресурса вооружения, военной и специальной техники,
технических средств обучения, боеприпасов, имитационных
средств и т.д.);
выработать и принять решение на подготовку и проведение
занятия
(определить
учебные
цели,
замысел
занятия,
организацию его осуществления и обеспечения, меры по
предотвращению гибели и травматизма личного состава;
вопросы, по которым в ходе занятия организовать состязание
между обучаемыми);
13

разработать учебно-методические документы для проведения
занятия - план проведения занятия или план-конспект;
лично подготовиться к проведению занятия, организовать
подготовку своих помощников (инструкторов) и обучаемых;
подготовить (выбрать) место или район проведения с учетом
замысла
проведения
занятия,
определить
необходимые
требования безопасности;
подготовить материальное обеспечение занятия, наглядные
пособия, технические средства обучения, необходимую технику и
вооружение;
утвердить план проведения (план-конспект) занятия у
непосредственного начальника;
при необходимости, подготовить и вручить обучаемым задание
(исходную обстановку) для их предварительной подготовки;
накануне занятия проверить вместе с помощником готовность
личного состава и техники, технических средств обучения,
учебно-материальной базы к занятию;
доложить (в установленное старшим начальником время) о
готовности к проведению занятия.
14

Планы (план - конспекты) на первую неделю
занятий нового учебного года (периода обучения)
(при проведении занятий по профессиональнодолжностной готовности – на первые две недели)
утверждаются не позднее, чем за трое суток до
начала года (периода обучения).
При подготовке к проведению сборов планы
(план - конспекты) занятий утверждаются за неделю
до начала сбора.
15

В ходе занятия руководитель обязан:
обеспечить активную работу всех обучаемых по
усвоению содержания отрабатываемых учебных
вопросов,
выработке
необходимых
умений
и
навыков;
строго
следить за выполнением требований
безопасности, определенных уставами, курсами,
соответствующими наставлениями и руководствами, а
также установленные руководителем занятия;
организовать
контроль усвоения обучаемыми
учебного материала и, в соответствии с результатами
контроля, корректировать ход занятия.
16

Непосредственно перед началом занятия
руководитель должен:
проверить наличие личного состава, готовность техники
и учебно-материальной базы, экипировку личного состава
и его внешний вид;
убедиться
в выполнении обучаемыми задач по
подготовке к занятию;
определить
организационные
и
технические
мероприятия, обеспечивающие безопасность и вид
инструктажа личного состава;
определить
порядок осуществления контроля за их
выполнением,
действий
в
возможных
аварийных
ситуациях, оказания первой помощи;
лично убедиться в создании и обеспечении безопасных
условий проведения занятия, усвоении обучаемыми
требований безопасности и обладании ими достаточными
практическими навыками в их выполнении.

Требования руководящих документов по организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров.

Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше.

Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка

офицеров

подготовка по программам дополнительного образования

в ходе подготовки войск (сил) и органов управления

профессионально-должностная подготовка

повышение квалификации

(в рамках занимаемой должности)

Переподготовка

на высшую должность или смежную специальность

переподготовка офицеров

самостоятельная подготовка

занятия не менее 8 часов в месяц

руководящего (командного) состава

специальности

выпускников ВУЗ

учебно-методические

самостоятельная работа

военно-научная работа

выполнение индивидуальных заданий

занятия на допуск к самостоятельному управлению, несению дежурства

участие в конкурсах и состязаниях по полевой выучке

методическая работа

контрольные занятия

инструкторско-методические занятия

методические совещания (конференции)

показные занятия

инструктажи

в ходе плановых занятий

Руководящие документы

  • Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание второе, исправленное и дополненное).
  • Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений МО РФ».
  • Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
  • Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года № 82дсп.
  • Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и Войск ВКО в 2015 учебном году.
  • Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного округа на 2015 учебный год.
  • Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной подготовке на 2015/2016 учебный год».
Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень

I уровень

II уровень

III уровень

Понедельник

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая среда каждого месяца, вторая среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая и вторая среда каждого месяца, третья среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (третья среда каждого месяца, четвертая среда каждого месяца (резервный день)

Распределение времени по предметам

Предметы

профессионально-должностной

подготовки

Количество часов по периодам

Количество часов

Весенний

По формам проведения занятий

В группах

В группах

Оперативно-тактическая

(тактико-специальная) подготовка

Специальная подготовка

Военно-техническая

подготовка

Мобилизационная подготовка

Общественно-государственная подготовка

Основы обеспечения защиты государственной тайны

Основы обеспечения безопасности военной службы

Огневая подготовка

Строевая подготовка

Общевоинские уставы ВС РФ

Физическая подготовка

ИТОГО без учета физической подготовки:

ИТОГО с учетом физической подготовки:

Самостоятельная подготовка Самостоятельная подготовка является составной частью профессионально-должностной подготовки офицеров.
  • Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства, поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий, военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и состязаниям.
  • В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по понедельникам и пятницам.
  • Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы, подчиненных им офицеров и ведут ее учет.
Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

2. Тематический план ПДП постоянного состава вуза

Расписание занятий по ПДП, проводимых в масштабе вуза

Отчетные

Планирующие

1.Тематический план ПДП в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

2. Перечень индивидуальных заданий

2. Расписание занятий по ПДП на месяц

3. План проведения занятия по ПДП

Отчетные

Журнал учета ПДП

Подведение итогов за месяц

Планирующие

План личной подготовки офицера

Отчетные

Тетради по ПДП

Отчет о выполнении индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год. Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение обязанностей в соответствии с должностным предназначением. Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности; усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки. Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее 6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по следующим предметам подготовки:
  • общественно-государственная подготовка;
  • профессиональная подготовка в сфере деятельности;
  • охрана труда;
  • специальная подготовка.
Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах) Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

1. Раздел «Организация ПДП постоянного состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа на организацию образовательной деятельности

2. Тематический план подготовки ГП по специальности

План-календарь основных мероприятий

Отчетные

Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и задачах на 2015/2016 год

Планирующие

Тематический план подготовки ГП по специальности в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

1. План календарь основных мероприятий.

2. Расписание занятий подготовки ГП на месяц

3. План проведения занятия подготовки ГП

Отчетные

Журнал учета

Ведомости по итогам сдачи контрольных занятий (зачетов)

Подведение итогов за месяц

Гражданский персонал

Планирующие

Отчетные

Тетради подготовки ГП

воспитательной работы организуются :

а) с заместителями командиров рот (и им равными) по воспитательной работе в воинских частях - 1 раз в месяц не менее 4 часов;

б) с заместителями командиров батальонов (и им равными) по воспитательной работе, психологами батальонов в соединениях - 2 раза в период обучения по 4 часа;

в) с заместителями командиров полков (и им равными) по воспитательной работе, с должностными лицами органов воспитательной работы полков, соединений, объединений и военно-учебных заведений – 1 раз в период обучения не менее 4 часов.

Учеба должностных лиц органов воспитательной работы управлений (отделов) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны проводится в системе профессиональной подготовки.

Офицеры, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, проходят доподготовку (переподготовку) по специальности.

Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»

Занятие №1: «Цели и задачи воспитательной работы в подразделении. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении»

Учебные вопросы:

1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.

2. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.

3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.

4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.

Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.

Основные закономерности системы воспитания:

Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;

Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;

Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;

Соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и

коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;

Соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.

Основные принципы воспитания:

Государственно-патриотическая и профессиональная направленность;

Воспитание в процессе воинской деятельности;

Комплексный подход к воспитанию военнослужащих;

Требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Государственно-патриотическое;

Воинское;

Нравственное;

Правовое;

Экономическое;

Эстетическое;

Физическое;

Экологическое.

Государственно-патриотическое воспитание личного состава направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

Разрешение противоречий процесса формирования гражданина патриота с учетом условий современного периода российской государственности;

Совершенствование воспитания в духе дружбы народов РФ;

Воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил:

К традициям относятся:

Преданность к Родине и любовь к ней (патриотизм);

Постоянная готовность к защите Отечества;

Верность воинской присяге, воинскому долгу;

Верность войсковому товариществу;

Уважение к командиру и защита его в бою;

Верность Боевому Знамени.

В России знамена частей и кораблей были введены Петром I. Он определил их размеры, оформление, ввел присягу под знаменем. Служить знаменам было определено в течении пяти лет. Павел I указал служить знаменам бессрочно.

Творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.

Основными путями воинского воспитания являются:

Осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

Соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

Обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

Моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

Обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

Использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.

Основными путями нравственного воспитания являются:

Вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их

профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;

Стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

Обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

Целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

Применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

Анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.

Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.

Основными путями правового воспитания являются :

Организация и содержание правовой пропаганды;

повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

Мобилизация личного состава на активное участие в правом воспитательном процессе;

Обобщение и распространение передового правового опыта;

Контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.

Экономическое воспитание заключается в формировании у них системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.

Основными путями экономического воспитания являются :

Создание в войсковых частях школ экономических знаний для

Формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;

Использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;

Пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;

Обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.

Основными путями эстетического воспитания являются :

Формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;

Привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;

Знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, их художниками, писателями, композиторами и поэтами;

Приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Основными путями физического воспитания являются:

Организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;

Проведение спортивно-массовых мероприятий;

Организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;

Пропаганда здорового образа жизни;

Популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Основными путями экологического воспитания являются:

Разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

Вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;

Совершенствования экологического обучения личного состава.

Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход , предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.

Цели воспитательной работы:

Формирование и развитие у личного состава качеств и отношений гражданина-патриота.

Развитие духовной составляющей боевого потенциала и военного профессионализма армии, ее использования в интересах укрепления обороноспособности страны;

Формирование развитой и высоконравственной личности защитника Отечества;

Обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.

Воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;

Воспитание каждого военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности или к какому-либо конкретному;

Учет и при необходимости корректировка личностных целей военнослужащих - как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.

Основными задачами системы воспитания являются:

Просмотров