Несколько советов по освоению ораторского мастерства. Ораторское искусство: уроки риторики Занятия по риторике

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

В жизни каждому из нас приходится выступать перед аудиторией и начинается это со школьной скамьи: выступление с рефератом, школьные литературные и познавательные мероприятия, актерский кружок. В университете нам уже нужно уверенно выступать перед педагогами с курсовыми и дипломными работами. На работе: перед коллегами, руководством, гостями и участниками конференции. Кто-то предлагает приобрести его товар и, если у него плохо «подвешен» язык, то ему не стать «бриллиантовым» директором в своей «пирамиде» продаж, а так и остаться в новичках. Но, что отличает начинающих «чайников» от продвинутых специалистов в области ораторского искусства? Конечно, не только знание риторики, но и умелое их применение на практике. Хороший оратор точно брал уроки ораторского мастерства и риторики, много практиковался, обладает харизматичностью.

  1. Проанализируйте свою речь, если она медленная, то вам необходимо ежедневно читать скороговорки. Если нарушена артикуляция, то читайте тексты шёпотом, медленно.

  1. Ежедневно читайте тексты и пересказывайте своими словами. Это упражнение способствует развитию спонтанной речи и легкому ее течению.
  2. Упражнения риторики также включают в себя и рекомендацию по регулярной практике. Рассказывайте окружающим увлекательные истории, рассказы из жизни, анекдоты. Если у вас мало друзей, то уроки ораторского искусства для начинающих - прекрасная площадка для развития навыков риторики и ораторского мастерства.
  3. В Москве проходит много семинаров и мастер-классов, которые ведут талантливые и успешные бизнес-тренеры и ораторы, обязательно сходите на них. Обратите внимание на их голос, манеру поведения на сцене, поставленную речь и приемы взаимодействия с аудиторией. Между прочим, многие из ораторов в прошлом ни чем не примечательные офисные работники, которые с помощью уроков и тренингов личностного роста избавились от страха публичных выступлений на актерских занятиях.
  4. Почерпнуть теоретические знания и основы риторики можно для начала и из самоучителей и видеоуроков, найденных на просторах интернета.

Если вам нужен хороший толчок в развитии артистической смелости, то тренинг публичных выступлений - это то, что вам нужно в первую очередь. Вы научитесь с помощью специальной дыхательной гимнастики устранять излишнее волнение и собираться с мыслями до выхода на сцену.

Можно было бы подумать, что бесплатные курсы ораторского искусства не несут в себе никакой информативности, как это бывает на многих подобных курсах. Мы на своих занятиях сочетаем как лекционные материалы, так и практический опыт. Поэтому чаще всего мы называем их мастер-классы.

Одной из тем наших бесплатных занятий являются речевые умения . Развитие речевых умений – обязательный аспект подготовки ораторов. Голос – основной инструмент речи человека любой профессии. Актеры, ведущие, юристы, менеджеры по долгу своей работы много работают над постановкой голоса. Работа над постановкой голоса включает в себя работу над дикцией, тембром, интонацией. Мастерство техники речи отрабатывается на тренингах по постановке голоса путем выполнения определенных упражнений. Хорошо поставленная речь – залог успешной коммуникации.

Помимо этого мы выполняем различные упражнения. Например, упражнения для постановки речи , они отличаются в зависимости от многих факторов: профессия, возраст, социальный статус. Упражнения для постановки речи у взрослых отличаются тщательной проработкой силы голоса. Уроки постановки речи для людей различных профессий индивидуальны. Мы предлагаем индивидуальные упражнения постановки речи, чтобы развивать ораторское мастерство.

Одним из направлений наших занятий ораторского искусства, без которого не проходит ни одно занятие, орфоэпические нормы русского языка . Соблюдение орфоэпических норм русского языка - необходимый аспект культуры разговорной речи. Орфоэпические нормы включают в себя нормы постановки ударения и произносительные нормы. Ошибки в ударениях широко распространены не только в речи студентов, но также часто встречаются в речи работников госслужбы.

Мы также затрагиваем вопросы лексических норм русского языка . Нормы современного русского языка включают в себя разные виды. Одним из видов норм является лексическая норма, которая связана с употреблением слова в его правильном лексическом значении. Лексическое значение слова содержится в толковом словаре. В русском языке часто встречается нарушение лексической нормы. Такие ошибки, как тавтология, плеоназм, неверное употребление паронима, фразеологического сочетания приводят к тому, что нарушается понимание смысла высказывания. Соблюдение лексической нормы в современном русском языке является обязательным критерием культуры речи и ораторского искусства.

Эффективные коммуникации являются целью многих наших тренингов. Существуют несколько техник эффективных деловых коммуникаций. Одни из популярных техник – беседа, дискуссия, сократовский диалог. На своих тренингах по эффективному общению мы отрабатываем также навыки речевого мастерства.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Просмотров