Презентация многообразие паукообразных их роль в природе. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека

«Класс паукообразные по биологии» - Внутреннее строение паука. Примитивными паукообразными были трилобиты – морские членистоногие. Задачи урока: Разнообразие пауков. Паукообразные – самые древние наземные членистоногие. Разнообразие клещей. Скорпионы - самые древние из ныне живущих паукообразных. Общая характеристика и внешнее строение членистоногих:

«Биология Членистоногие» - Строение рака. Строение тела ракообразных. Конечности членистоногих состоят из подвижно соединенных члеников. Сегменты тела окружены четырьмя хитиновыми пластинками. Дафния. Среда обитания- водная, воздушная, наземная, почвенная. Тело делится на головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.

«Класс Ракообразные» - Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев. Многообразие ракообразных. Класс Ракообразные - Crustacea. Размеры от 2 до 5 мм. Перемещаются колониями вдоль п-ова Камчатка по 5-6 км в день. На наших дальневосточных судах за год плавания нарастает до 10-12 кг на 1кв. м днища. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады.

«Тип членистоногие» - Морские жёлуди. Мокрица. На нижнем конце брюшка расположены 3 пары паутинных бородавок. Каролинский паук. Класс Насекомые. Отряд Сенокосцы. Паукообразные. Внешнее строение речного рака. Отряд жесткокрылые. Тип Членистоногие насчитывает свыше 1,5 млн. видов. Пауки "черные вдовы". Внешнее строение насекомого.

«Ракообразные» - Выделительная система представлена парой зеленых желез (почек), видоизмененных целомодуктов. Развитие как прямое, так и с метаморфозом, полным или неполным. Членистоногие - двусторонне-симметричные первичноротые животные. Какие отделы тела сформировались у членистоногих? На трех остальных - пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей.

«Пауки» - Выводы: Известно около 20 тыс. видов, распространены широко. Распространены преимущественно в пустынях, полупустынях, степях. Большинство обитает на суше, некоторые - водные. На спине находится четыре глаза. г. Ростов, 2008 г. Распространены повсеместно. Южнорусский тарантул встречается на юге европейской части России; длина самки до 3,5 см.

Всего в теме 13 презентаций


Общие признаки паукообразных: 1-отсутствие усиков, 2-четыре пары ходильных ног, 3-трахейное или легочное дыхание, 4-постоянные околоротовые придатки верхние щупальца и ногощупальца. 5-На головогруди расположены от 12-6 пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи. Общие признаки паукообразных: 1-отсутствие усиков, 2-четыре пары ходильных ног, 3-трахейное или легочное дыхание, 4-постоянные околоротовые придатки верхние щупальца и ногощупальца. 5-На головогруди расположены от 12-6 пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.





Паутинные бородавки органы пауков, располагающиеся на брюшке. Представляют собой подвижные парные выростыорганыпауков (от одной до четырёх пар), зачастую обладающие членистым строением. Основная функция паутинных бородавок формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёзчленистымпаутинного волокна Паутинные бородавки органы пауков, располагающиеся на брюшке. Представляют собой подвижные парные выростыорганыпауков (от одной до четырёх пар), зачастую обладающие членистым строением. Основная функция паутинных бородавок формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёзчленистымпаутинного волокна По химической природе представляет собой белок, близкий по составу к шёлку насекомых. Паутину способны выделять представители ряда групп паукообразных (пауки, скорпионы, некоторые клещи).белокшёлкупаукообразныхпаукискорпионыклещи По химической природе представляет собой белок, близкий по составу к шёлку насекомых. Паутину способны выделять представители ряда групп паукообразных (пауки, скорпионы, некоторые клещи).белокшёлкупаукообразныхпаукискорпионыклещи Варианты использования паутины: создание яйцевых коконов, сперматофоров, ловчих сетей и укрытий на время или неблагоприятных условий Варианты использования паутины: создание яйцевых коконов, сперматофоров, ловчих сетей и укрытий на время или неблагоприятных условий



Тело скорпиона состоит из небольшой головогруди или длинного брюшка. Всё тело скорпиона покрыто хитиновым панцирем. Размеры от 13мм до20см. Существует 750 видов, 50 из всех ядовитые.головогрудихитиновым Тело скорпиона состоит из небольшой головогруди или длинного брюшка. Всё тело скорпиона покрыто хитиновым панцирем. Размеры от 13мм до20см. Существует 750 видов, 50 из всех ядовитые.головогрудихитиновым На брюшной стороне тела к головогруди прикрепляются пять пар конечностей, из которых две передние пары играют роль челюстных органов, тогда как три остальные пары служат для передвижения. Первая пара конечностей хелицеры расположена над ротовым отверстием и по своему положению соответствует первой паре антенн. Хелицеры имеют вид маленьких 3-членистых пар клешней и служат для измельчения пищи. Конечности второй пары педипальпы состоят из шести члеников. Два последних образуют крупные клешни, при помощи которых скорпион захватывает добычу.хелицерыантеннклешнейпедипальпы На брюшной стороне тела к головогруди прикрепляются пять пар конечностей, из которых две передние пары играют роль челюстных органов, тогда как три остальные пары служат для передвижения. Первая пара конечностей хелицеры расположена над ротовым отверстием и по своему положению соответствует первой паре антенн. Хелицеры имеют вид маленьких 3-членистых пар клешней и служат для измельчения пищи. Конечности второй пары педипальпы состоят из шести члеников. Два последних образуют крупные клешни, при помощи которых скорпион захватывает добычу.хелицерыантеннклешнейпедипальпы


Длина клещей обычно составляет 0,20,4 мм, очень редко может достигать 3ММ. ТуловищеТуловище цельное или разделено на две части, которые не соответствуют головогруди и брюшку пауков,. Обычно имеется 6 пар придатков, из которых 4 задних пары у большинства взрослых особей ноги (личинки, как правило, шестиногие). Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками. Длина клещей обычно составляет 0,20,4 мм, очень редко может достигать 3ММ. ТуловищеТуловище цельное или разделено на две части, которые не соответствуют головогруди и брюшку пауков,. Обычно имеется 6 пар придатков, из которых 4 задних пары у большинства взрослых особей ноги (личинки, как правило, шестиногие). Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Общие признаки паукообразных: 1-отсутствие усиков, 2-четыре пары ходильных ног, 3-трахейное или легочное дыхание, 4-постоянные околоротовые придатки - верхние щупальца и ногощупальца. 5-На головогруди расположены от 12-6 пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.

Cлайд 4

Cлайд 5

Тело паука делится на две части: головогрудь состоящая из прочного материала - хитина, и брюшко. Соединяет эти два отдела стебелёк (маленькая трубочка, перетяжка) Анатомия паука: (1) четыре пары ног (2) головогрудь (3) опистосома (брюшко)

Cлайд 6

ПАУТИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Паутинные бородавки - органы пауков, располагающиеся на брюшке. Представляют собой подвижные парные выросты (от одной до четырёх пар), зачастую обладающие членистым строением. Основная функция паутинных бородавок - формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёз По химической природе представляет собой белок, близкий по составу к шёлку насекомых. Паутину способны выделять представители ряда групп паукообразных (пауки, скорпионы, некоторые клещи) . Варианты использования паутины: создание яйцевых коконов, сперматофоров, ловчих сетей и укрытий на время или неблагоприятных условий

Cлайд 7

Cлайд 8

СКОРПИОНЫ Тело скорпиона состоит из небольшой головогруди или длинного брюшка. Всё тело скорпиона покрыто хитиновым панцирем. Размеры от 13мм до20см. Существует 750 видов, 50 из всех ядовитые. На брюшной стороне тела к головогруди прикрепляются пять пар конечностей, из которых две передние пары играют роль челюстных органов, тогда как три остальные пары служат для передвижения. Первая пара конечностей - хелицеры - расположена над ротовым отверстием и по своему положению соответствует первой паре антенн. Хелицеры имеют вид маленьких 3-членистых пар клешней и служат для измельчения пищи. Конечности второй пары - педипальпы - состоят из шести члеников. Два последних образуют крупные клешни, при помощи которых скорпион захватывает добычу.

Cлайд 9

КЛЕЩИ Длина клещей обычно составляет 0,2-0,4 мм, очень редко может достигать 3ММ. Туловище цельное или разделено на две части, которые не соответствуют головогруди и брюшку пауков, . Обычно имеется 6 пар придатков, из которых 4 задних пары у большинства взрослых особей - ноги (личинки, как правило, шестиногие). Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками.



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Главная дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

Задачи:

  • Образовательные: повторить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, как первых наземных животных, и черты усложнения организации в связи с выходом на сушу, сформировать знания о многообразии и значении паукообразных в природе и жизни человека;
  • Воспитательные: продолжать формировать экологическую культуру учащихся и навыки личной гигиены; формировать познавательный интерес учащихся; желание самостоятельного поиска знаний; развивать творческое мышление; воспитывать толерантное отношение к паукообразным, как к представителям жизни на Земле;
  • Развивающие : развивать внимание учащихся и наблюдательность; логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • ценностное отношение к умению узнавать паукообразных в природе,
  • осознание значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения;
  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности
Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:
  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
  • моделирование понятия;
  • умение структурировать знание (построение алгоритма)
  • ученик научится работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • ученик получит возможность научиться разрабатывать план сообщения и презентацию темы, используя разные источники информации;
  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
Базовый уровень по стандарту и программе учащиеся должны знать:
  • основные понятия, относящиеся к строению членистоногих животных;
  • строение и основы жизнедеятельности представителей паукообразных;
  • общую характеристику паукообразных;
  • основные отряды паукообразных;
  • распространенность и роль паукообразных в природе и жизни человека.
  • По стандарту и программе учащиеся должны уметь:
  • давать общую характеристику паукообразных· объяснять строение паукообразных;
  • приводить примеры распространенности паукообразных;
  • объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека.

Повышенный уровень :

  • составлять систематику паукообразных;
  • характеризовать роль паукообразных в биоценозах.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, коллекции паукообразных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учащегося. Что изучает наука Арахнология?

Латинское название паукообразных происходит от греческого?????? «паук» (существует легенда об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука).

Греческая легенда

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмина. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу (слайд №2)

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет, ни на грешной Земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и, это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказанье за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Поэтому наука о пауках – Арахнология. Сегодня на уроке выступают специалисты, хорошо разбирающиеся в многообразии этих животных.
Класс «Паукообразные» включает свыше 70 тысяч видов животных, обитающих в районах с влажным климатом. В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу. Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки, Клещи и Сенокосцы (Слайд №3)
Ребята подготовили сообщения с презентациями о классах паукообразных.

План выступления докладчиков:

1. Особености строения и жизнедеятельности.
2. Многообразие.
3. Наличие представителей в Кемеровской области.
4. Роль животных в природе.
4.Значение для человека.

По тому же плану, остальные обучающиеся заносят краткую информацию в тетрадь.
Последовательность выступлений определяет сам учитель. Важно следить за временем, чтобы не выйти за пределы урока и ограничить выступления ребят.

2. Выступления групп учащихся с презентацией (Приложение 2 )

Отряд Пауки. Информацию об особенностях представителей отряда рассказывает первый ученик. (Слайд №4)

Следующий ученик объясняет для чего и как пауки строят паутинную сеть. (Слайд №5) Затем идут сообщения о многообразии представителей отряда. (Слайды №№6,7) Сенокосцы – второй отряд паукообразных изучаемый на уроке. (Слайд №8)

Отряд Скорпионы. (Слайды №№9, 10)

Отряд Клещи. (Слайды №№11,12)

Особое внимание необходимо уделить профилактике клещевого энцефалита и методах удаления клещей (Слайды №№13,14)

IV. Закрепление

Каждому обучающемуся предлагается назвать одну из особенностей строения, жизнедеятельности или многообразия паукообразных. Ребята отвечают «по цепочке». Основное правило такого закрепления – не прервать цепочку.

Целесообразно на стадии закрепления провести викторину. На этом этапе могут проявить себя ребята, которые не готовили презентацию. (Приложение 3 )

Для закрепления материала можно использовать проблемные вопросы:

1) Паукообразные – это животные, освоившие в ходе эволюции сушу, благодаря каким приспособлениям они занимают разные среды жизни;
2) Какие существуют разнообразные группы этих животных?
3) Почему на территории Сибири, где мы живем, количество видов паукообразных невелико?

V. Рефлексия

– Какие трудности возникли при изучении материала?
– Как вы с ними справились?

Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (Слайд №19)

Повторить особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных.
Изучить текст учебника «Многообразие и роль паукообразных природе и жизни человека»

Используемая литература:

  1. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова 6–11 классы. – Волгоград. «Учитель», 2011.
  2. Пальдяева Г.М. Биология. Рабочие программы. 5- 9 классы. – М.: «Дрофа», 2013.
  3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков.7 класс. Методическое пособие – Санкт-Петербург «Паритет», 2003.
  4. Сонин Н.И., В.Б. Захаров Учебник-навигатор Биология. Многообразие живых организмов. Часть 1 Прокариоты. Грибы. Растения. Вирусы 7 класс. – М.: «Дрофа», 2009.
  5. www.protema.ru/didactics/forms-of-learning/item/121-urok-ekskursiya

Во внутреннем строении паука выделите особенности, отличающие его от рака. Почему паука и рака относят к одному типу?

Определите систематическое положение паука-крестовика.

Царство Многоклеточны

Тип е Класс Членистоногие

Отряд Паукообразные

Род Пауки Вид Пауки

Паук-крестовик

Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных.

Паукообразн

ые Древнейшие обитатели су-ши

встречаются от пустынь до Антарктиды. Насчитывают 60

тысяч видов паукообраз-ных. Пылевой клещ

Класс включает 9 отрядов. Наиболее многочисленными и рас-пространенными являются пауки, скорпионы и клещи.

Черный скорпион

Латинское название пауко-

образных происходит от гре- ческого слова «арахн» или «паук». Существует миф об

ткачихе Арахне, которую Афина превратила в паука.

Паук-птицеед

Пауки

Этот отряд насчиты- вает около 35 тысяч видов . Представители отряда обитают от пус-

тынь и тропических лесов

до островов Антарктиды.

Выживают на высоко-

горьях (до 7 км), в пеще-

рах. Могут несколько

недель обходиться без

Паук-скакунчик

Хищники. Для охоты

используют яд, который

Длина тела может достигать 28 см

вводят с помощью че-

(гигантский птицеед). Оно покрыто

люстей (конечности). Яд

чувствительными волосками, кото-

не только парализует

рых больше всего на ногощупаль-

жертву, но и является

цах (конечности), и состоит из голо-

пищеварительным соком,

вогруди и нерасчлененного брюш-

поэтому питаются пауки

только жидкой пищей.

давки (конечности).

Паук -серебрянка

легочным дыханием, паук приспособился к жизни в воде

Тело покрыто во- лосками, которые захватывают по- рцию воздуха. Воздух серебрит-ся под водой – это и определяет

название паука.

Жизнь пауков связана с паутиной.

Расселение

Размноже-

Построение

Самец на-

Пауки па-

Паутиной

строят все

ходит сам-

захватыва-

пауки. Ве-

паучатам

ют норки,

ву (паути-

на-лассо,

появилась

ядовитая

для защи-

ные и над-

опутываютпрочную, лёгкую и

шёлка и в 4 раза -

красивую ткань под

нейлона. В ней соеди-

названием «Ткани

няются белки 2 разных

восточного моря».

типов – твёрдые и

Полинезийцы использовали

эластичные.

паутину в качестве ниток для

шитья и плетения рыбных снастей.

От одного паука можно получить до нескольких сот мет- ров паутины. Однако производство шёлка из паутины упирается в проблему разведе- ния пауков в неволе.

Клещи

Удивительные по свое-му

облику животные.

Размеры колеблются от 0,01 мм до 1мм . Тело слитное. Нет глаз. Оби- тают во всех средах. Используют разнообраз- ные источники пищи, поэтому имеют ротовые аппараты разных типов . Иксодовые клещи спо- собны голодать до 7 лет. Самая многочисленная группа паукообразных (48000 видов ).

Растительноядные клещи

Просмотров