Проблемы обучения подростков в школе. Проблемы молодежи

Помните ли вы себя в период полового созревания? Если да, то вы наверняка поймете, как тяжело порой приходится вашему ребенку-подростку. Возраст этот труден как для детей, так и для их родителей. Какие же проблемы считаются характерными для большинства тинэйджеров, и как помочь им справиться с трудностями?

Возможные причины проблем подростка

Ни для кого не секрет, что поведение ребенка 12 – 16 лет может быть прямо-таки ужасающим: резкие перепады настроения, грубость, скрытность, замкнутость… В некоторых случаях может доходить и до открытого бунта: воровства, прогулов, побегов из дома. Что же толкает детей на такие поступки? Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов:

Во-первых, – слишком строгое или, наоборот, чересчур мягкое, попустительское.

Во-вторых, необходимо учитывать, что подростковый организм переживает фазу активного роста: его тело и голос меняются, на коже появляется угревая сыпь, может нарушаться координация. «Бушуют» и половые гормоны: формирование репродуктивной системы сопровождается гиперсексуальностью.

В-третьих, в преддверии самостоятельной жизни тинэйджеры всеми силами пытаются самоутвердиться, доказать свою «взрослость» и независимость от родителей. Подобное отрицание авторитетов у подростков причудливым образом сочетается с повышенной конформностью, желанием влиться в коллектив и не выделяться.

Проблемы подросткового возраста

В первую очередь следует отметить, что нельзя со стопроцентной уверенностью назвать те проблемы, с которыми сталкиваются все подростки. Этот набор будет зависеть от множества показателей: от личности ребенка, его воспитания, характера, социальной среды. Кто-то в 15 лет целыми днями рубится в «стрелялки», с трудом устанавливает контакт со сверстниками и наотрез отказывается посещать школу, а кто-то, наоборот, целыми днями пропадает в компании сомнительных друзей и практически не появляется дома. Однако специалисты говорят о возможности выделить ряд наиболее распространенных проблем.

  • «Вопросы пола». Сюда относится подростковая гиперсексуальность и все, что с ней связано – начиная с активной мастурбации, сопровождающейся чувством вины, и заканчивая ранними и беспорядочными половыми связями, венерическими болезнями и нежелательной беременностью. Кроме того, многие дети, особенно мальчики, испытывают острый стыд в связи со своей девственностью, что тоже может стать источником множества трудностей.
  • Желание самоутверждения. Чего хочет каждый тинэйджер? Выделиться, отстоять свою независимость и самостоятельность. Этот фактор и является источником девиантного поведения: здесь и скандалы с родителями и педагогами, и неприятие чужого мнения, и вспышки ярости, которые вызывает любая попытка вмешательства в личную жизнь.
  • Депрессии, замкнутость, скрытность. В последнее время все больше и больше детей испытывают серьезные трудности в общении: доступность и распространенность интернета приводит к тому, что подросткам тяжело устанавливать контакты в реальной жизни. Дружбе с одноклассниками они подчас предпочитают погружение в виртуальный мир – мир фильмов, видеоигр и форумов. Это закономерно ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, все свободное время проводит наедине с компьютером и отвергает все попытки родителей достучаться до него.
  • Потребность в социальной группе. Желание любой ценой быть как все и не отставать от сверстников нередко приводит к тому, что подросток против своей воли принимает участие в криминальных действиях, начинает курить и употреблять алкоголь.

Проблемы подростков в школе

Особняком в данном списке стоят трудности, так или иначе связанные с посещением учебного заведения. В этой связи можно прежде всего назвать слабую успеваемость: в определенном возрасте происходит . Если еще вчера ваша детка радостно бежала на уроки и с удовольствием выполняла домашние задания, то сегодня ее тетради испещрены бессмысленными каракулями, а страницы дневника пестрят плохими оценками и учительскими замечаниями. Причина чаще всего кроется в недостатке мотивации: тинэйджеры не понимают, зачем им понадобится в будущем знания по тому или иному предмету. Задача родителей и педагогов в этом случае – объяснить ребенку, насколько важен для человека широкий кругозор, и какова связь между успешной карьеров и хорошей учебой.

Говоря о школьных трудностях, необходимо учитывать и социальную составляющую: коммуникация с одноклассниками для многих детей становится серьезной проблемой. Как правило, подросток хочет не просто находиться в коллективе, но и занимать там определенное положение: быть лидером, авторитетом, пользоваться всеобщим уважением. Невозможность добиться этого нередко становится причиной конфликтов с педагогами и соучениками, открытого пренебрежения дисциплиной и правонарушений. Именно поэтому не стоит недооценивать значимость общения со сверстниками.

Информация для родителей

Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.

С пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».

Самые «трудновоспитуемые» — это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Ученики в оценке учителей

Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток, прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Обычно учителя делят классы на «сильных», «средних» и «слабых» учеников, в зависимости от уровня успеваемости. Как правило, такое разделение происходит в интервале от двух-трех месяцев до полугода, начиная с того момента, когда педагог впервые приходит работать в класс.
«Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные. «Слабые» — как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не дается.

Основные факторы школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Основными факторами, способными стать починами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:

    Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

    Взаимоотношения с учителями в средних классах. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.

    Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы.

    Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций.

    Проблемы в знаниях и отставании учебных программ. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.

    Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.

Нарушение поведения и школьная недисциплинированность

Нарушение поведения учащихся затрагивают все сферы деятельности школьников. Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: в грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; в совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.

Причины нарушений поведения

Они порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений.

Обычно нарушение в поведении отливаются многозначность с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин. Например, пропуск уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость.

Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка.

Такими значимыми факторами могут являться:

    Природные, генотипические особенности личности.

    Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции. (Эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения).

    Индивидуальные особенности учителей:
    — характерологические и индивидуально-типологические особенности;
    — стиль руководства учебным коллективом.

    Положение в классовом коллективе.

    Особенности семейных взаимоотношений.

    Социальные условия жизни.

    Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.

Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами уроков.

Аффективное поведение

АФФЕКТ (от лат. affectus-душевное состояние), термин, употребляемый для обозначения явлений в области чувства.

Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляется в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, драчливости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.

Каждый школьник стремиться сохранить свою самооценку и основанный на ней уровень своих притязаний. Неудача приводит к внутреннему конфликту, суть которого состоит в признании или непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Однако согласиться со своей несостоятельностью – значит, пойти вразрез с имеющимся у него уровнем самооценки, понизить ее. Этого ребенка не может и не хочет допустить. Таким образом, аффективное поведение по существу является неадекватной реакцией подростка на неуспех.

Условиями для возникновения эффекта неадекватности является завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было, и причина неуспеха лежала в нем самом.
Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Аффект неадекватности , возникающий в связи с расшатыванием самооценки подростка, связан не с учебой деятельности или общением, а с престижными устремлениями школьника в этих областях, где проявляются его отношения к себе как к личности. Не сами неудачи в учебе провоцируют возникновение неадекватных реакций, а оценки личности ученика, кажущиеся ему заниженными и справедливыми. С этой точки зрения сфера общения для подростков является гораздо более аффектогенной областью, чем непосредственно сфера учебной деятельности.

Особенности аффективного поведения проявляются у «трудных» подростков. Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной (эмоциональной) сферы:

    психическая неустойчивость;

    аффективная (эмоциональная) возбудимость;

    расторможенность влечений.

Особенности психической неустойчивости подростков проявляется в эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемостью к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Будучи неспособными к длительному волевому усилию, преодолению трудностей и предоставленные сами себе в учебной деятельности, они быстро теряют интерес к занятиям. Учебные обязанности их тяготят, задания, требующие усилия, не выполняются.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражается в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков.

Особенности подростков с расторможенностью влечений заключаются в преобладании в поведении поступков под действием желаний и личных потребностей, которые обусловлены силой влечения школьника. Большая часть подростковых влечений связана с возрастными особенностями школьника и возникает по механизму реакции имитации.

Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.

Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет возможности объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Информация для подростков

Как поладить с учителем

Для чего вообще нужны добрые отношения с учителями? Пришел, отучился, ушел… Не все так просто. В школе подросток проводит большую часть свое жизни, поэтому отношения с учителями не менее важны, чем отношения со сверстниками. Идеальным, тандем «учитель – ученик» можно назвать в случае, когда оба довольны результатом своего общения друг с другом. Учитель, как правило, хочет видеть подростка внимательным, вежливым и старательным. Он, в свою очередь, ждет от учителя уважения и ответов на поставленные вопросы.

Все учителя разные, одни — добродушные и не скупятся на высокие отметки, другие, наоборот, очень требовательные, для того, чтобы получить у них высокий балл, нужно превосходно владеть материалом. Но их объединяет одно – забота о подростке. Строгий учитель, вовсе не значит плохой, он просто очень трепетно относится к своему предмету и старается дать подростку как можно больше знаний.

Что делать, если уже не поладили?

Прежде всего, постараться понять, что именно негативно сказывается на отношениях с данным педагогом. Бывает, что яблоком раздора, становится отсутствие интереса к предмету, который последний преподает. В этом случае некоторые подростки стараются думать о нелюбимом предмете, как о маленькой ступеньке, ведущей к большой цели. К примеру, высокая отметка может стать ступенькой к получению красного диплома и льготам при поступлении. Другие пытаются извлечь практическую пользу из получаемых знаний — можно ненавидеть математику, но если понять, что с ее помощью можно добиться результатов даже в спорте, отношение к данному предмету изменится кардинально.

Бывает, не нравится учитель? Одни люди нравятся нам больше, другие меньше. Однако умение ладить с несимпатичными людьми открывает любые двери, помогает быстрее достигать поставленных целей. Родители постоянно вступают в «деловые отношения», связанные с решением разного рода рабочих и жизненных проблем – это отношения с коллегами по работе, партнерами по бизнесу, и даже отношения с людьми, которые доставляют почту. Если семейные отношения строятся на привязанности и любви, то для деловых отношений фундамент – взаимная выгода, вежливость и взаимоуважение. Отношения с учителем – это первые «деловые отношения», и строиться они должны на вышеперечисленных ценностях. Осознав это, подросток делает первый шаг к взаимопониманию со своим педагогом, даже если он ему неприятен.

Единицы подростков сталкиваются в школе с физическим насилием или оскорблениями, но если произошел подобный инцидент, об этом должны знать родители, директор или школьный психолог.
Учитель – это не просто ходячая флэшка со знаниями, он, скорее дверь в мир взрослых, умеющих ценить и уважать друг друга. И вполне может оказаться, что, став взрослым, сегодняшний подросток захочет сказать спасибо именно тому учителю, которого так не любит сейчас.

Как убедить родителей

«Меня не понимают родители». Как часто можно услышать такие слова от тинэйджеров. «А ты понимаешь их?» Думаю, что нет. Конечно, в идеале подростку хочется, чтобы мама и папа носили длинные челки, разговаривали на понятном тебе сленге и фанатели от tokio hotel. И тогда это были бы идеальные родители-друзья, разделяющие взгляды на жизнь и, что не маловажно, не мешающие жить так, как надо подростку!
Конечно, бывают такие случаи, когда родители в первую очередь друзья и соратники, а потом уже серьезные взрослые люди, но это больше исключение из правил, чем правило. Для молодежи тяга к своему способу жизни естественное явление. И во все времена подростки стремились и стремятся переделать мир, по крайней мере, свой собственный, на свой лад, так, чтобы именно ему было в нем хорошо и комфортно. Но, что самое интересное, родители тоже были такими.

Их тоже не понимали их родители, им тоже не давали жить так, как хотелось им, их тоже осуждало общество за слишком вольные прически и «странную» одежду. Но у подростка, сейчас гораздо больше возможностей выразить себя, чем у папы и мамы.
Во-первых, родителей не понимает сам подросток, а именно его понимания они хотят. Он — самый главный человек для них. Родители «достают» его именно по этому. Они тоже хотят, добиться понимания от него. Конечно, методы родители выбирают не всегда самые удачные, но, тем не менее, это основная их цель. Они могут говорить, что он все делает назло и так далее, это потому, что они несут за него ответственность. Все через это проходят.

Но как, же все-таки убедить родителей не доставать так сильно?

Да очень просто. Удивить их. Пойти им на встречу. Конечно, мы не предлагаем снять весь пирсинг и подстричься. А вот сделать музыку тише, когда об этом просят вполне можно. Причем, сразу, по первому требованию! Поверьте — это будет настоящий ШОК! а так же записаться, можно по телефону: 282-448 .

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова по материалам


Первая проблема , с которой сталкивается человек в подростковом возрасте, касается его собственного тела. В это время ребенок начинает резко расти и развиваться. Привыкнуть к новой «оболочке» ему сложно. Его начинает очень заботить, как же он выглядит в глазах окружающих. Подросток еще не понимает, что внешность является отражением внутреннего мира, его интересует «внешность вообще».

Даже для младшего подросткового возраста характерны резкие перепады настроения и не очень обычные для человека типы реакций. Странные даже на взгляд самого подростка реакции только усугубляют ситуацию. Подростку кажется, что его не понимают, что он хуже всех и что ему не с кем даже поговорить о жизни. И зачастую это бывает правдой, поскольку именно в это время человек начинает воспринимать себя отдельно от близких. Для него гораздо важнее, как к нему относятся сверстники, нежели мнение взрослых, в том числе и родителей.

Именно этими психологическими особенностями зачастую обусловлено возникновение проблем с успеваемостью, столь частых в этом возрасте. Для учителя подросток - прежде всего ученик, которого надо во что бы то ни стало научить. Кроме того, в средней школе меняется тип учебной деятельности. Он требует от подростка большей самостоятельности. Уже пятиклассник должен уметь самостоятельно ставить перед собой задачи и находить приемы их решения. Если ребенку с самых ранних лет предоставляли достаточно возможностей для проявления самостоятельности, адаптация к средней школе пройдет значительно легче.

Меняются и отношения с учителем. Если в младших классах педагог был для учеников непререкаемым авторитетом и вел себя соответственно, то в средней школе обстановка становится более демократичной, а отношения между учителем и учениками - более свободными. И это не всеми подростками воспринимается адекватно. Некоторые начинают считать предоставленную свободу как слабость учителя. Особенно это характерно для подростков, воспитанных в авторитарной семье.

Ситуация значительно усугубляется, если подросток плохо владеет учебными навыками, а также если у него слабо развита мотивация к учебе. Кроме того, уровень образования родителей зачастую не позволяет им помогать выросшему ребенку. Не все могут даже контролировать учебную деятельность. Получается, что подросток действительно остается наедине со своими проблемами, и от этого они только нарастают.

Возникшее отставание в учебе во многом способствует появлению отрицательных черт характера. Замечено, что отстающие в учебе дети становятся более агрессивными и грубыми. Это понятно, поскольку человеку надо как-то утвердиться в среде сверстников, вот он и находит доступные для него способы.

От родителей младших подростков требуется особое внимание. Если ваш ребенок не сумеет адаптироваться в пятом-шестом классах и начнет отставать в учебе, догнать сверстников ему вряд ли удастся. В это время особенно важно сохранить доверительные отношения с подростком.

Постарайтесь поддерживать постоянный контакт с классным руководителем и другими учителями. Вы должны всегда быть в курсе школьных дел и относиться к ним серьезно. Однако в этом возрасте ребенка интересует не только школа. Школьная успеваемость становится дополнительным способом для самоутверждения, но никак не основным. Внимательно отнеситесь к тому, в каком кругу находится ваш ребенок, с кем он дружит, каковы его интересы и интересы его сверстников. Контроль нужен, но он не должен превращаться в слежку и мелочную опеку. Помните о том, что перед вами уже почти самостоятельный человек со своими жизненными целями и устремлениями, о которых заботливым родителям полезно знать.

Дом для подростка должен быть крепостью, где он всегда может найти поддержку и защиту. Несмотря на то, что в это время человек чувствует себя независимым от родителей, без семьи ему пока что не обойтись, и от того, каковы будут отношения в семье, во значительной степени зависит его дальнейшая жизнь. Решение школьных проблем тоже во многом зависит от родителей. Если родители понимают ценность образования, если сумели выработать у ребенка стойкий интерес к учебе, который не могут погасить даже изменившиеся обстоятельства - все будет в полном порядке.

Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад. В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.

К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма». Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Ученики в оценке учителей

Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Обычно учителя делят классы на «сильных», «средних» и «слабых» учеников, в зависимости от уровня успеваемости. Как правило, такое разделение происходит в интервале от двух-трех месяцев до полугода, начиная с того момента, когда педагог впервые приходит работать в класс. «Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные. «Слабые» - как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не дается. Особую категорию составляют так называемые «средние» ученики, которые для учителей представляют группу «медлительных», «сереньких», «ленивых», «никак себя не проявляющих», «посредственных» учащихся.

Основные факторы школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Основными факторами, способными стать починами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:

1. Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

2. Взаимно отношения с учителями в средних классах. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.

3. Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы

4. Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций.

5. Проблемы в знаниях и отставании учебных программ. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.

6. Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.

Нарушение поведения и школьная недисциплинированность

Подростковый возраст традиционно считается в воспитательном отношении. Нарушение поведения учащихся затрагивают все сферы деятельности школьников. Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.

Причины нарушений поведения

Они порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений. Обычно нарушение в поведении отливаются многозначность с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин. Например, пропуск уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость.

Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка.

Такими значимыми факторами являются:

1. Природные, генотипические особенности личности.

2. Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения);

3. Индивидуальные особенности учителей: · характерологические и индивидуально-типологические особенности; · стиль руководства учебным коллективом.

4. Положение в классовом коллективе.

5. Особенности семейных взаимоотношений.

6. Социальные условия жизни.

7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.

Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.

Аффективное поведение

Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляется в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.

Каждый школьник стремиться сохранить свою самооценку и основанный на ней уровень своих притязаний. Неудача приводит к внутреннему конфликту, суть которого состоит в признании или непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Однако согласиться со своей несостоятельностью – значит, пойти вразрез с имеющимся у него уровнем самооценки, понизить ее. Этого ребенка не может и не хочет допустить.

Таким образом, аффективное поведение по существу является неадекватной реакцией подростка на неуспех. Условиями для возникновения эффекта неадекватности является завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было, и причина неуспеха лежала в нем самом. Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Аффект неадекватности, возникающий в связи с расшатыванием самооценки подростка, связан не с учебой деятельности или общением, а с престижными устремлениями школьника в этих областях, где проявляются его отношения к себе как к личности. Не сами неудачи в учебе провоцируют возникновение неадекватных реакций, а оценки личности ученика, кажущиеся ему заниженными и справедливыми. С этой точки зрения сфера общения для подростков является гораздо более аффектогенной областью, чем непосредственно сфера учебной деятельности. Особенности аффективного поведения проявляются у трудных подростков.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражается в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет возможности объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Особенности подростков с расторможенностью влечений заключаются в преобладании в поведении поступков под действием желаний и личных потребностей, которые обусловлены силой влечения школьника. Большая часть подростковых влечений связана с возрастными особенностями школьника и возникает по механизму реакции имитации. Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуации.

Педагог-психолог

Андриенко Елена Валерьевна

Известно, что семилетние дети с удовольствием идут в школу и легко впитывают новые знания. Поэтому в начальной школе трудности возникают обычно на фоне недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребёнка к обучению в школе. Проблемы в семье также влияют на эмоциональный фон ребёнка и,как следствие, отражаются на его оценках.

В начальной школе познавательная деятельность является ведущей, что совпадает с задачами школьного обучения.

С наступлением подросткового возраста прилежно учившийся ребёнок неожиданно теряет интерес к учёбе. Когда на школьных педсоветах подводят итоги успеваемости за период, то видно, как от класса к классу уменьшается количество "хорошистов" и "отличников".

Что происходит с ребёнком в подростковом возрасте?

Подросток теперь старается побыстрее кое-как сделать домашние задания (а часто просто списывает на перемене у одноклассника). Учебный материал не отрабатывается, незнание растёт как снежный ком. К концу периода под давлением родителей и учителей подросток пытается решить проблемы с учёбой и с помощью нарисованных учителями "троек" переползает в следующий класс. Фактически он совершенно не готов учиться в следующем классе, поэтому прошлогодняя ситуации повторяется. У подростка опускаются руки, наступает апатия и нежелание учиться, потому что урок для него - дремучий лес, из которого неизвестно, как выбраться. В таком положении одни подростки сидят на уроке, погрузившись в свои мысли, другие начинают нарушать дисциплину и срывать уроки, третьи - просто прогуливают все школьные занятия или только отдельные особо нелюбимые предметы.

Психологи установили, что массовой причиной плохой успеваемости подростков является отсутствие адекватной мотиваци и учёбы. Ребёнок просто не желает учиться, попытки родителей оказать давление не повышают мотивацию, или под воздействием страха подросток на недолгое время берётся за учёбу.

Подросткам непонятно, зачем обучаться тем вещам, которые им в ближайшей жизни не пригодятся. Грозные заявления родителей, что учиться надо, для подростка пустой звук. Не факт, что с хорошим образованием можно получить желаемую работу и достойную зарплату. Подростки осознают, что многие "крутые" дяди отнюдь не блистали в учёбе.

В подростковом возрасте особенно значимым компонентом становится отношения со сверстниками. Для него важно утвердиться в глазах одноклассников. Если не получается реализовать себя и добиться успеха в учёбе, идут в ход нарушения дисциплины и прогулы.

Вспомните, когда у подростка угас интерес к учёбе. Что происходило в то время в семье, как складывались отношения с одноклассниками.

Чтобы повысить мотивацию, подростка надо заинтересовать . У подростка должна появиться жизненно важная цель. Тогда появится и воля для преодоления препятствий.

При доверительном разговоре с подростком скажите, что он волен выбирать: учиться ему или не учиться. Но обязательно объясните подростку, какие будут последствия в результате его выбора. Это сейчас ему кажется, что в школе дают мало полезного, что может ему пригодиться в дальнейшей жизни. Жизнь длинная, и как знать, что может пригодиться, а что нет.

Объясните подростку, что в жизни важно быть успешным человеком, уметь выстраивать отношения с разными людьми, ладить с ними. Пока годы молодые, не нужно бороться за выживание. Можно и учёбу забросить. Но пройдёт несколько лет, и подростку нужно будет самому брать ответственность за свою жизнь, самому всего добиваться.

Если есть возможность, пусть подросток во время каникул устроиться на какую -нибудь физическую работу и почувствует всю "прелесть" неквалифицированного труда. Пусть убедится на собственной шкуре, что работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим или специальным образованием.

Также советую обратить внимание на наклонности подростка, обсудите перспективы обучения по данному направлению.

Объясните ребёнку, что для работы руками тоже нужно получить необходимый минимум знаний в школе.

Если у подростка появится цель, то будет и мотивация. Как следствие, он станет учиться без контроля со стороны родителей.

Не спешите оказывать помощь в учёбе, если подросток об этом вас не просит. Инициатива должна исходить от него.

Если учёба была запущена, то не ждите мгновенных результатов: могут быть как шаги вперёд, так и откаты назад. Родителям важно поддержать даже незначительный успех своего чада. Рано или поздно ваши усилия принесут плоды. При решении школьных проблем подростков важно сохранить в семье взаимоуважение и поддержку, а пробелы в учёбе постепенно можно ликвидировать.

Просмотров