Памятники установленные в рамках программы монументальной пропаганды. Ленинский план монументальной пропаганды в действии

|
Nov. 24th, 2010 | 10:37 pm

Вчера мы в одном давнишнем посте Алексея Михайловича a_dedushkin вновь вспомнили о памятнике освобожденному труду, который должны были поставить на месте памятника Александру III у ХХС. Немножко даже поспорили - был-таки он установлен или нет в итоге... В общем, результатом всех этих вчерашних обсуждений стал этот пост.

Здесь я решила собрать изображения всех монументов, установленных по данному плану в Москве в 1918-1923 гг и привести некоторые занимательные факты (общеизвестные и не очень) об этих сооружениях. Понятно, что не я первая озадачиваюсь сим вопросом, с год назад был хороший пост на эту тему у dinya_ss , Алексей Михайлович у себя в ЖЖ выкладывал кой-какие изображения, но вот мне захотелось все в одном месте собрать и сразу скажу, что удалось найти парочку весьма редких кадров, а некоторые монументы так и остались "без фотографий" - посему, если есть у вас их изображения буду очень признательна

Начнем с карты, которую я нашла в журнале "Наука и Жизнь" №11 за 1987 год,

к карте прилагался список, в соответствии с которым я буду строить сей пост.

пост получился огромный, но надеюсь, вы на меня не обидитесь: кто-то просто посмотрит картинки, а кто-то (при наличии свободного времени) и почитает.

1. К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Пл. Революции. Скульптор С.Мезенцев. Открыт 7 ноября 1918.

Сооружение памятника Марксу и Энгельсу было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого были выделены специальные ассигнования и объявлен конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов.
но не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище "двое в одной ванной"

2. Павшим за мир и братство народов. (Мемориальная доска)
скульптор С. Т. Коненков. Красная пл. 1918.

Вот как описывали эту мемориальную доску в журнале «Горн» (№1, 1918 г.):
«На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С.Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года.

Рассказывают, что на открытии одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», - сказал Коненков. «Такую святую не знаю», - растерялась старушка. «Ну что ж, запомни», - услышала она в ответ.

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР)
Советская пл. 1918-1919гг. Обелиск- Д.П. Осипов, скульптура - Н.А. Андреев

Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции на деревянных досках, и позже - когда была сделана скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Не смотря на то что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточна долго - разобран в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

Вообще, с этим памятником связано много интересного.
Ну, во-первых, известно ли вам, что с 1924 и аж до 1993(!) года он фигурировал на официальном гербе Москвы?

правда, чести ради, надо отметить, что после войны сей герб мало где использовался.

Во-вторых, что изображение обелиска конституции можно найти на оградах Б.Каменного моста

В-третьих, что голова статуи разобранного памятника нынче храниться в Третьяковке.

Кстати, для статуи позировала племянница Станиславского - Вера Алексеева.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Ходили так же забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Мне же кажется, что все гораздо прозаичнее: в те годы как раз во всю планировали строить новый проспект - Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное - лишнее...
Мою версию косвенно подтверждает еще один любопытный момент (хотя конечно, все вполне в духе нашей страны): в 1962 году Хрущев внес на рассмотрение в ЦК КПСС и Совмин предложение о разборке, уже к тому времени установленного, памятника Юрию Долгорукому и восстановлении к 7 ноября 1964 Обелиска Конституции. Правда, к тому времени "сняли" не Долгорукого, а самого Хрущева.

4. Революционным мыслителям.
архитектор С.А. Власьев (работы по "переделке" выполнил архитектор Н.А. Всеволжский). Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.

5. Мысль.

У "Мысли" интересная судьба. Этот монумент, как и меркуровский памятник Достоевскому (о котором речь ниже) были изготовлены еще до революции. Но, когда по плану монументальной пропаганды потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, бюстов, обелисков, скульптур. "Мысль" взяли "за компанию" с Федором Михайловичем. Любопытно, и то, как было выбрано место для скульптур: Сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, тяжеленные, автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно! А мастерская скульптора была, рядом, на Цветном бульваре. Это и решило дело. Здесь скульптура простояла до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре.
« Мысль » перевезли на улицу Воровского (Поварская) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Федор Панферов, один из руководителей союза, спросил: что это за статуя? Узнав, что это « Мысль », изрек: «При чем же тут мысль, какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная писателями скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году « Мысль » стала надгробьем могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.

6. и 7. Памятники К. Марксу
Про эти памятники, увы, мне ничего найти не удалось, кроме того, что один из них был установлен на Садовой-Триумфальной ул., а другой на Николоямской.

8. Памятник А.Н. Радищеву
Л. В. Шервуд. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры

9. Памятник Робеспьеру
Б. Ю. Сандомирская. Александровский сад. 1918

Памятник был открыт 3 ноября 1918 г. в Александровском саду у Грота.
Газета "Правда" 5 ноября 1918 г. писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, - сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. - Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».
Но простоял он совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же
«Правде» от 9 ноября 1918 г.: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ­ноября был уничтожен чьей­-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…»
Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

10.Памятник А. В. Кольцову.
скульптор С. Сырейщиков. Театральная (Свердлова) пл. 1918.

На фотографии - открытие памятника. Перед собравшимися выступает Сергей Есенин. Но не только этим любопытен сей снимок. Чуть за спиной, левее Есенина, стоит С. Сырейщиков - без шапки, слушает поэта (на фотографии над его головой светловатое пятно - видим дефект)
Что касается самой скульптуры, то изготавливалась она в мастерской Сергея Михайловича Волнухина - учителя Сергея Сырейщикова, который в то же время ваял там скульптуру Т. Шевченко, которая была установлена на Трубной площади в начале Рождественского бульвара. (об этом ниже)

С.Сырейщиков за работой в мастерской

Вот, что позднее писали в журнале «Искусство» (1947, № 4): "памятник отличался некоторой наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой."
Скульптура "Кольцов" простояла недолго. Поскольку статую решили перевести в бронзу, оригинал, установленный на Театральной площади уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, помещавшегося на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение с учетом нового материала, но 20 марта 1919 года попросил отпуск на 2 месяца, чтобы съездить к родителя в Воронеж - кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор больше не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа, в том же 1919 году.

11.Памятник И. С. Никитину.
скульптор А. Блажиевич. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
Памятник Ивану Никитину был установлен в розарии у Китай-городской стены 3 ноября 1918 года. Простоял на площади менее года, снят в связи с частичным обрушением.

12.Памятник Т. Шевченко.
С. М. Волнухин, Рождественский бульвар. 1918
Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.


Выступление Коллонтай на открытии памятника Т. Шевченко

Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухин) и ученика (Сырейщиков) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской!

13.Памятник И. П. Каляеву.
cкульптор Б. Лавров, у входа в Александровский сад. 1918г.

Не смотря на то, что в ночь с 6 на 7 ноября 1918 года в Александровском саду прогремел взрыв (по официальной версии) и был разрушен памятник Робеспьеру, уже утром 7 ноября у входа в Александровский сад открывали новый памятник - И.П. Каляеву, совершившему убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Москвич Никита Окунев 13/11/18 записывает в своем дневнике:"...Видел и вновь открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: "Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова" На других сторонах ничего нет. Значит - нет и других заслуг, кроме "уничтожения"?!..." (из книги М.И. Вострышев. "Москва сталинская. Большая иллюстрированная летопись"

14.Памятник С. Н. Халтурину.
Cкульптор С. Алешин. Миусская пл. 1918

Изображения этого памятника мне найти не удалось, однако нашлось несколько любопытных фактов.
На открытии памятника присутствовал Малевич, у которого сей сугубо реалистичный монумент вызвал бурю негодования: «Засученные рукава и выражение лица наводят ужас на окружающих» Сей памятник был оценен неудовлетворительно и в скором времени разобран.

15.Памятник С. Л. Перовской.
скульптор И. Ф. Рахманов. Миусская пл. 1918.
Здесь так же, увы, изображение не найдено.

Как и поставленный чуть позже в Петрограде памятник, скульптура на Миусской площади была выполнена в модной тогда манере кубофутуризма и не имела ничего общего с действительным обликом революционерки, что очень многим не понравилось (зато, наверное, понравилось Малевичу:)). Так что почти сразу встал вопрос о закрытии памятника
В условиях гражданской войны памятник Перовской не сохранился и уже не восстанавливался.

16.Памятник Ф. М. Достоевскому.
С. Д. Меркуров. Цветной бульвар. 1918.

С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения "госзаказа", им приглянулись две работы: памятник Федору Михайловичу и фигура « Мысль », также выполненная из гранита. Председатель Комиссии М. Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику.
Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора - в центре цветного бульвара. Вот как описывал искусствовед Н. Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…»
Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. В связи с этим он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – ул. Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы, в семье штаб-лекаря М. Достоевского в 1823 году родился великий писатель. Здесь памятник находится и по сей день.

17.Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину.
Скульптор А.Н.Златовратский. Верхняя Таганская площадь

Памятник (бюст) Салтыкову-Щедрину был открыт на Верхней Таганской площади, у перекрестков с современными Таганской и Солженицынской улицами и проезда Земляного вала, 7 ноября 1918 года. Скульптор А.Н.Златовратский.

Эта фотография выполнена не в мастерской, а на площади. Для лучшего фона натянута драпировка.

Хочу отметить, что в выше упомянутом журнале "Наука и жизнь" местом установки почему-то значится Серпуховская (Добрынинская) площадь.

О следующих трех памятниках из списка, увы, никакой информации нет, как нет и изображений этих памятников. Суверенностью можно утверждать лишь, что не один из них не сохранился.

18. Ж. Жоресу.
скульптор С. И. Страж. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.

19. Г. Гейне.

20. Э. Верхарну.
Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. Памятник М. А. Бакунину.
Б. Д. Королев. Тургеневская пл. 1919

Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять. Демонтирован в том же 1919 г.

22. «Степан Разин с ватагой»
С. Т. Конёнков. Красная площадь, Лобное место. 1919

Фрагмент "Степан Разин"

Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны - геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминают народную деревянную игрушку.
композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптура простояла на площади всего 25 дней. Памятник был снят, и не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.

Вот, что писал искусствовед В. Н. Терновец об этой скульптурной группе: "Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды - дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, - все, - дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь"

23. Памятник Ж.-Ж. Дантону
Н. А. Андреев. Пл. Революции. 1919.

Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент "памятником говорящей голове" из "Руслана и Людмилы". Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

24. Памятник Ж.-П. Марату
скульптор А.Я.Имханицкий. Симонова слобода. 1919.

25. Памятник А. И. Герцену

26. Памятник Н. П. Огареву.
Н.А. Андреев. перед МГУ На Моховой 1922

27. Памятник К.А.Тимирязеву.
скульптор. С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов. Никитские ворота. 1923

Последние три памятника до сих пор стоят на своих местах, поэтому не буду о них много распростроняться, вы без труда все найдете сами в интернете.
Я лучше покажу вам уникальную кинохронику: отрывок из киножурнала Дзиги Вертова за 1922 г. - закладка памятника Тимирязеву

забавное примечание - на подписях в кинохронике фамилия везде пишется не иначе как Те мирязев.

Отмечу так же, что в те же годы (1918-1923) было заложено еще несколько памятников, как возведенных, так и не возведенных позднее (см. схему)
28. К. Марксу. Пл. Свердлова. 1920.
29. “Освобожденный труд”. Пречистенская (Кропоткинская) наб. 1920.
30. Я. М. Свердлову. Пл. Свердлова.1919.
31 и 32. Борцам 1905 г. Красная Пресня. 1920.
33. А. Н. Островскому. Пл. Свердлова.1923.

Уф! вроде все!

В посте, помимо упомянутых по тексту книг, газет и журналов, использовался
замечательный исторический очерк МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ МОСКВЫ ; а также материал из книги "Московский поиск", М. 1978.

Буду благодарна за любые комментарии и дополнения.

2. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Красная площадь, Сенатская башня. Скульптор С. Т. Конёнков. Открыта 7 ноября 1918 года.

Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»

Итак, поговорим о пункте №2 в нашем списке памятников из «монументального плана». Это мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Интересно, что открыта она была в тот же день, что и памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции — прямо оттуда и «руководящая верхушка», и простой люд двинулся на Красную площадь, где и находилась мемориальная доска.

Впрочем, обо всё по порядку — в честь чего была установлена эта доска, почему именно там, когда, до каких пор провисела… Сейчас мы на все вопросы ответим.

1917 год, 25 октября по старому стилю и 7 ноября по новому… Начало вооружённого восстания большевиков в Москве. Кровавая бойня продолжалась вплоть до 2 ноября (а по новому стилю — до 15 ноября). В итоге, как мы все знаем, город был взят и подчинён новой власти — Военно-революционному комитету (ВРК).

7 ноября (то есть, 20-го по-нашему) ВРК принимает постановление об организации братской могилы погибших во время восстания у Кремлевской стены. Похороны назначены на 10 число (сейчас оно 23-е). На следующий день начинается подготовка к этому печальному событию: роют две огромных могилы параллельно кремлёвской стене — как раз между ней и проходившими в то время по Красной площади трамвайными рельсами. Одна могила тянулась от Никольских ворот до Сенатской башни, вторая — от Сенатской башни и до Спасских ворот (посредине был промежуток, как раз там теперь располагается мавзолей).

10 ноября состоялось торжественное захоронение 238 гробов (через несколько дней туда же были опущены ещё два гроба; большинство бойцов так и остались неизвестными, точно опознано лишь 57 человек). Позже появлялись и иные захоронения, но нам они в данный момент не так интересны.

Подготовка братских могил у кремлёвской стены

Понятно, что герои Революции не должны быть забыты. 17 июля 1918 года выходит постановление Совнаркома, принятое по докладу заместителя наркома просвещения Покровского и председателя Московского общества скульпторов Конёнкова о реализации плана монументальной пропаганды, гласящее: «Обратить особое внимание Народного Комиссариата по просвещению на желательность постановки памятников павшим героям Октябрьской революции и, в частности, в Москве сооружения, кроме памятников, барельефа на Кремлевской стене, в месте их погребения».

Вот как раз сам Сергей Тимофеевич Конёнков и стал автором мемориальной доски. Что вполне ожидаемо и закономерно, материал изготовления был недолговечен — раскрашенный цемент.

В первом номере журнала «Горн» от 1918 года доска описывалась так: «На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С. Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».

Ну да, и вместо солнечных лучей шли буквы-орнамент: «Октябрьская 1917 Революция» (ну, просто слова в таком порядке стоят, что ж я могу поделать). А на знамёнах, что под ногами фигуры, написано: «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Достаточно странно теперь размышлять о том, почему в первый год новой власти в центре страны, на Красной площади, появилась такая странная, олицетворяющая революцию, фигура: ангелоподобная, с крыльями и пальмовой ветвью, в развевающейся юбке и с оголённой, стыдливо прикрытой грудью… Почему не солдат с суровым лицом, например, что было бы уместней? К тому же, я покривлю душой, если заявлю, что с художественной точки зрения мемориальная доска безупречна — например, жест, который «Горн» описывает как «очень широкий и естественный» мне видится неловким и ученически выполненным…

Да что там я — и самого Ленина сия художественная концепция не удовлетворяла, но… доска заняла своё место, где провела не одно десятилетие. Причина, мне думается, была в нехватке времени (нужно же всё было сделать в срок; а то как же — Красная площадь да без символов новой эпохи?..), хотя мысль эта весьма поверхостна, конечно. Тем более, что проект Конёнкова тоже участвовал в конкурсе — и ведь победил!..

Но мы отвлеклись, а между тем доска изготовлена, закреплена на своём месте — на Сенатской башне Кремля (которая, как вы уже поняли, находится как раз в промежутке между двумя братскими могилами, посредине) — и пока спрятана под покрывалом. Ждёт торжественного открытия. О котором 8 ноября 1918 года газета «Вечерние известия» (а полностью — «Вечерние известия Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов») писала так: «К 11 часам Красная площадь запружена народом. Раздаются звуки «Интернационала», и стройными рядами начинают прибывать войска. С Театральной площади направляется колонна Всероссийского ЦИК… Колонна подходит к башне, где мемориальная доска. Сюда же подходит и устраивается колоссальный хор и оркестр «Пролеткульта»… По площади движется большая колонна членов VI съезда Советов… Торжество начинается… В. И. Ленин, поднятый на руки окружающими, срезал ножницами печать на задрапированной доске, и покров падает к ногам. Глазам присутствующих представляется белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью: «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Площадь оглашается скорбными звуками… склоняются знамена. Вся площадь, вся толпа, как один человек, обнажает головы».

В. И. Ленин разрезает ленту, открывая мемориальную доску

Открытие мемориальной доски

Покров падает, и сводный хор (состоявший в основном из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта под руководством дирижёра-педагога Г. П. Любимова) запевает «Кантату», написанную специально к этой дате. Конёнков рассказывал: «В мастерской в те годы у меня бывали Клычков (прим. — поэт Сергей Клычков) и Есенин (прим. — да, тот самый Сергей Есенин) . Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на мое предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым в то время Есенин был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата».

Вот она, эта «Кантата»:

1

Сквозь туман кровавой смерти,
Чрез страданья и печаль
Мы пробьемся, знайте, верьте,
В золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,

Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд,
Все мы знаем: там, за гранью,
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля

Новое в мире зачатье
В зареве красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В славе нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас двинется ратью
К зорям вселенским народ.


Преобразись, рабочих рать.
Врагу грозит судьба расплаты,
Грозит насилье покарать.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы всех принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир,

Преображая старый мир.

Москва

1

Сквозь туман кровавый смерти,
Чрез страданье и печаль
Мы провидим, - верьте, верьте -
Золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,
С дымных фабрик, черных хижин
Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд.
Верьте, верьте, там за гранью
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц…
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот…
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.

Сойди с креста, народ распятый,
Преобразись, проклятый враг,
Тебе грозит судьба расплатой
За каждый твой неверный шаг.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы вас принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир.
Пусть светит новый день в лазури,
Преображая старый мир.

Самара

Первая часть произведения написана Герасимовым, вторая — Есениным, третья — Клычковым. То, что «Кантата» процитирована два раза — не ошибка. Дело в том, что тексты первой и второй публикации несколько различались между собой, и я решила показать вам оба варианта.

Интересно, что первоначально «Кантата» была «анонимной» — её авторы не назывались ни при исполнении, ни при первой публикации в газете «Воля и думы железнодорожника» (26 октября 1918 года). Вторая публикация — в самарском журнале «Зарево заводов» (1 января 1919 года) не только отличалась по тексту, но и была подписана — перечислены имена всех трёх авторов.

Ходят слухи, что во время открытия доски некая старушка интересовалась: «Какой святой икону ставят?» Конёнков гордо ответил: «Революции!» «Такую святую не знаю,» — смутилась старушка. «Ну что ж, запомни,» — был ей ответ.

Ленин не только перерезал ленточку, открыв доску — он ещё и произнёс речь с трибуны. Это была временная деревянная трибуна, ведь в то время на Красной площади никаких таких специальных приспособлений ещё не построили. Собственно, эти слова иллюстрируют следующие две фотографии — и пусть на них не видно нашей мемориальной доски, но с точки зрения истории картинки интересны.

В. И. Ленин произносит речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции

В 1922 году мемориальная доска обзавелась соседом. В честь пятилетия Великой октябрьской революции было решено установить на Красной площади фигуру рабочего, и скульптором этого монумента стал Фридрих Лехт. Материал — традиционный гипс. То есть, строили, что называется, не на века.

Вот что писала «Правда» 9 ноября 1922 года, уже после торжественного открытия памятника (которое состоялось, понятное дело, 7 ноября): «Около мостков для гостей Коминтерна высится белый монолит двухсаженной вышины (прим. — около 4,3 метра) с изображением рабочего у наковальни. С шапкой в руке, которой он приветствует приближающуюся демонстрацию. Это работа скульптора Лехта, блестяще проведенная при исключительно неблагоприятных условиях, в морозное время, когда для того, чтобы производить лепку статуи, приходилось работать под брезентом, отепляя окружающую атмосферу и отогревая на огне замерзшую воду…»

Некоторые упорно называют этот памятник «Освобождённым трудом», но это совсем разные вещи. Это — «Рабочий». Характерная «ленинская» поза (кепка в протянутой вперёд руке) тоже способна запутать, но мы-то с вами уже разобрались, кто этот мужчина на постаменте.

Фрагмент этой же фотографии — рабочий крупнее (спасибо cocomera)

Картина К. Ф. Юона

Но не только рабочим была украшена Красная площадь к 5-й годовщине Революции — чуть левее соорудили-таки постоянную трибуну, кирпичную (найдите-ка её на первой фотографии с рабочим). Газета «Известия» писала 20 сентября 1922 года: «Новая трибуна по проекту будет занимать площадь в 15 на 8 аршин, высота её 4 1/2 аршина, высота же флагштока — 7 арш. (прим. — тут считайте сами, исходя из того, что аршин был равен 0,7112 метра) , и будет сделана из кирпича. Трибуна по архитектуре будет составлять одно целое с Кремлевской стеной. Стиль постройки XVII века. Проект составлен архитектором В. Маят (прим. — Владимиром Маятом) и согласован с председателем архитектурного общества инженером А. Щусевым».

Тот же пейзаж, но чуть позже

На двух последних фотографиях можно разглядеть трамвайные пути (на второй — и сам трамвай). Но меня сильней умиляют фигурные столбики (это — не фонари, а держатели трамвайных проводов)… и орлы на башнях Кремля (которые, как известно, будут заменены на звёзды лишь в 1935 году; а впрочем, я об этом уже ).

Но… 21 января 1924 года умирает Ленин. Решено увековечить вождя мировой революции, соорудив ему усыпальницу в сердце столицы (и, соответственно, страны) — на Красной площади. Похороны назначены на 27 января, и к этому дню архитектор Алексей Викторович Щусев отстраивает первый, временный мавзолей. Это сооружение было деревянным и имело форму куба с трёхступенчатым навершием. Надпись Щусев предложил сделать простую и лаконичную: «Ленин».

Конечно же, пришлось рушить то, что уже занимало место будущего мавзолея — кирпичная трибуна была разобрана.

Январь 1924 года, разбирают кирпичную трибуну. Видна мемориальная доска на башне.

Строительство мавзолея. Рабочий — вид сзади.

Часто пишут, что и памятник рабочему был убран во время строительства мавзолея. Это не совсем верно — он оставался на своём месте всё то время, пока Красную площадь украшал первый вариант мавзолея, то есть, вплоть до мая 1924 года (пусть это и всего несколько месяцев, но факт остаётся фактом).

Первый мавзолей, рабочий и край мемориальной доски

В мае 1924 года Щусев приступает к проектированию второй версии мавзолея, уже не временной, но призванной долгие годы быть доминантой площади. Этот мавзолей тоже был деревянным, но стал гораздо выше и вообще больше по объёму.

Рабочего убрали — конечно, неуместен какой-то мужик рядом с телом вождя. А. С. Абрамов в книге «У Кремлёвской стены» писал: «Четырёхметровая статуя рабочего у наковальни из белого камня, воздвигнутая у Сенатской башни к 5-й годовщине Великого Октября, — символ могучей созидательной силы творцов нового мира, ставшего лучшим памятником павшим борцам, — выпала из архитектурного ансамбля после сооружения Мавзолея Ленина и была перевезена в другое место города». Но мы-то с вами знаем, что, во-первых, статуя была вовсе не из камня, а из гипса, поэтому можем предположить, что ни в какое загадочное «другое место города» её не перевозили — хрупкий материал мог просто не выдержать перемещений с места на место.

Мемориальная доска, до этого являвшаяся зрительным центром, практически скрылась из глаз — спрятанная за ступеньками верхушки мавзолея, она была видна только сбоку. На доску настолько перестали обращать внимание, что порой даже скрывали её практически целиком, например, вешая на Сенатскую башню огромный портрет Ленина.

Постройка второго деревянного мавзолея, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, доска частично скрыта портретом Ленина

Этот мавзолей тоже простоял не так уж и долго — всего пять лет. Дерево — не вечно, и пусть его и тщательно обработали, но от гниения не спасли. Щусев разрабатывает новый проект — из гранита. Впрочем, третью версию мавзолея, построенную на века, каждый из нас видел — пусть даже на картинках.

Итак, в 1929-1930 годах знакомый и узнаваемый силуэт мавзолея «перетёк» из дерева в камень, а мемориальная доска… ну, а что доска? Висела себе и висела — как привычный атрибут и всем знакомая часть пейзажа. И видно её стало ещё хуже…

Каменный мавзолей ещё без центральной трибуны и край мемориальной доски за ним

Мемориальная доска провела на своём месте всю войну. А в 1948 году её сняли. Официальная версия — из-за повреждений. Ещё бы, цементу провисеть на открытом воздухе ровно 30 лет и остаться в целости и сохранности нереально.

Почему именно в 1948 году — понятно без подсказки: именно в это время был сделан сквозной проход из Кремля в Мавзолей через Сенатскую башню (в её нижней части появились ворота, существующие и по сей день). Во время реставрации и перестройки очень удобно было и мемориальную доску убрать.

На 15 лет доска «уходит в тень», а в 1963 году её наконец-то реставрируют — под наблюдением самого Конёнкова — и отправляют в Русский музей Ленинграда (если кто запутался, Санкт-Петербурга), где она находится и по сей день. Сходите посмотрите.

И в качестве завершения — небольшое примечание для тех, кто плохо знаком с топографией Кремля и до сих пор не определился, где находится Сенатская башня. Да вот же она, такая небольшая и с флажком на макушке, по центру стоит, сразу справа от башни Спасской — ну, её-то вы знаете (если лицом к мавзолею смотреть). Всё, не заблудитесь?

Вот они — ворота в стене Сенатской башни, находятся прямо за Мавзолеем

Современный вид мавзолея и Сенатской башни

Спасская и Сенатская башни

Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года.

В рамках ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде в 1918-1920 годах было установлено около 20 скульптур.

Памятник А. Н. Радищеву (1918 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Открыт 22 сентября 1918 года. Находился в символическом проломе ограды сквера Зимнего дворца со стороны набережной.

Из речи Луначарского (в пересказе "Петроградской правды")

Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции.

Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился. 1

Памятник Ф. Лассалю (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Открыт 6 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у здания Городской думы на Невском проспекте. Снят в 1938 году.

Памятник Н. А. Добролюбову (1918 г., скульп. К. Ф. Зале)

Открыт 27 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Тучкова моста до 1924 г.

Памятник К. Марксу (1918 г., скульп. А. Т. Матвеев)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Смольного института.

Памятник "Красногвардеец" (1918 г., скульп. В. Л. Симонов)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом проспекте В.О. Существовал до 1923 года.

Памятник Н. Г. Чернышевскому (1918 г.)

Памятник Г. Гейне (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Памятник Т. Г. Шевченко (1918 г., скульп. Я. Тильберг)

Находился возле мечети. Существовал до 1926 года.

В Петрограде состоялось торжественное открытие памятника украинскому народному поэту Тарасу Шевченко. Это – первый в России памятник Шевченко.

Памятник С. Перовской (1918 г., скульп. О Гризелли)

Открыт 29 декабря 1918 года. Находился на Знаменской улице. Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

А. В. Луначарский об открытии памятника:

Некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят. 1

Памятник А. И. Герцену (1919 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)

Памятник Дж. Гарибальди (1919 г., скульп. К. Зале)

Памятник Борцам революции (1919 г., арх. Л. В. Руднев)

Скульптура "Великому Металлисту" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

Находилась у Дворца труда.

Скульптура "Освобожденный труд" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

В. М. Ходасевич:

Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого "Пролетария" и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно. 1

Большевистская политика, как известно, была изначально нацелена не только на захват и удержание политической власти, но и на формирование нового общества и «нового человека». Как писал Луначарский, «человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ» .

Одних репрессий для решения этой задачи, конечно, было недостаточно и в годы военного коммунизма появилось много любопытных форм агитации населения, одной из которых стал ленинский план монументальной пропаганды. Ленин заимствовал идею этого плана из утопии Т. Кампанеллы «Город солнца», и вот как вспоминал слова Ленина тот же Луначарский:

«В разных видных местах, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма…Еще важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы…Особенное внимание надо обратить и на открытие таких памятников…Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником.»
Вообще говоря, еще сразу после февральской революции в городе началось стихийное уничтожение монархической символики – сбивались гербы или просто короны с двуглавых орлов - еще недавно можно было видеть таких орлов без корон в ограде набережной напротив Петропавлоской крепости на Троицкой площади. (Зинаида Гиппиус в своем дневнике описывала это так: «На Невском сламывали отовсюду орлов, очень мирно. Дворники подметали, мальчишки крылья таскали, крича: "Вот крылышко на обед"» ). Вскоре появились в прессе и предложения по снятию памятников – раздавались даже и призывы к уничтожению Медного всадника, но особое недовольство вызывал памятник Николаю I. Так, например, А.В.Амфитеатров обращался к читателям: «Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником голштиноготорпской династии, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади» .

Но это были только призывы прессы. Большевики же, придя к власти, весьма быстро принялись за дело. Уже 12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», в котором были намечены три задачи:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведывающего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

[...]4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.

К первому мая города действительно были декорированы самым любопытным образом. Обратимся опять-таки к дневнику Гиппиус:
«В среду на Страстной – 1 мая по новому стилю. Владыки объявили «праздник всему народу». Луначарский, этот изолгавшийся парикмахер, клянется, что устроит «из праздников праздник», красоту из красот. Будут возить по городу колесницы с кукишами (старый мир) и драконов (новый мир, советская коммуна). Потому кукиши сожгут, а драконов будут венчать. Футуристы воспламенились, жадно мажут плакаты. Луначарский обещает еще свержение болванов – старых памятников. Уже целятся на скульптуру бар. Клодта на Мариинской площади. (Из «Карла Маркса» ничего не вышло, «свергать» легче – посвергаем!)

На всякий случай и пулеметов понаставили. Вдруг безработные придут на праздник не с достаточно сияющими лицами?»

Впрочем, праздники эпохи военного коммунизма – тема, достойная отдельного рассмотрения, а пока вернемся к «памятникам Республики». Первенцем ленинского плана стал бюст Радищева, установленный в символическом проломе ограды Зимнего дворца (которая стояла тогда вокруг сквера на Дворцовом проезде). Бюст был создан Л.В.Шервудом и открыт 22 сентября 1918 года. В честь открытия был проведен митинг, на котором присутствовал, в частности, «изолгавшийся парикмахер» Луначарский. Его речь была пересказана в Петроградской правде:
«Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции».
Такая вот «приватизация» Радищева. Впрочем, простоял памятник недолго. Уже донесение гвардейца охранника 2-го городского района от 19 января 1919 гласило со всей характерностью революционного стиля:
«Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.»

(Фотография из коллекции New-York Public Library)

А после открытия первенца памятники стали появляться, как грибы после дождя. Уже к первой годовщине переворота были открыты памятники Марксу у Смольного, Добролюбову у Тучкова моста и Лассалю у здания Городской думы. До конца 1918 года появились памятники Чернышевскому на Сенатской площади, Гейне – у Университета, Шевченко – у мечети, Софье Перовской – на Знаменской площади (где же еще было ставить ей памятник). К весне 1919 года были открыты памятники Герцену у Литейного моста, Огюсту Бланки у Балтийского вокзала, Гарибальди у Московских ворот. А всего за 1918-1920 годы в городе появилось около 20 монументов в разных частях города.

Художественные достоинства этих творений зачастую вызывали самые странные реакции со стороны горожан (хотя надо отметить, что в среднем уровень работ в Петрограде был гораздо выше, чем в других городах). Так, например, памятник Софье Перовской был выполнен итальянским скульптором-футуристом, не имел портретного сходства и представлял собой, по словам современников, "могучую львицу с громадной прической, с могучими формами лица и шеи". При его открытии, по воспоминаниям Луначарского, «некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят» . (Лилина – первая жена Зиновьева, работала в петроградском правительстве). Памятник был снят особым постановлением Петросовета.


(Открытие памятника Софье Перовской, 30 декабря 1918. Фотограф Булла. Из коллекции ЦГАКФФД СПб)

Еще более занятный эффект вызвала скульптура «Освобожденный труд» (установлена на Каменном острове ко дню , скульп. М.Ф.Блох). Этот гипсовый монумент представлял собой 10-метровую фигуру рабочего с единственным предметом одежды: молотом. Вот что вспоминала художница В.М. Ходасевич:

«Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. Работает Блох с помощниками без отдыха. Ночью разжигают костры. Последние дни и ночи перед открытием я тоже проводила на острове. Скульптура «Пролетарий» доставила Блоху и мне много неприятностей. Внезапно наезжала ведающая всеми мероприятиями на острове революционная тройка из Петросовета[...] Вижу расстроенные лица товарищей, бурно объясняющихся с Блохом, который настаивает, что «Пролетарий» хорош, и справедливо говорит, что если бы он и согласился приделать фиговый листок, то это невозможно – леса разобраны, да и гипс кончился. В перепалке забыли о моем присутствии, переругались и называли все своими именами[...] Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно».
Скульптора заставили срочно «одеть» монумент в фартук. Замечу, что подобные «доработки» памятников случались в советской истории и позже. Самый анекдотический (и не уверен, что это история действительно имела место) случай – как в каком-то городе стоял памятник Горькому, изображавший писателя с гордой шевелюрой. Когда началась борьба с хиппи, буревестника революции «постригли».

Печальным обстоятельством в этой довольно комичной истории было то, что (по отдельным сведениям) гипс для гигантского "Освобожденного труда" был взят из запасов городских больниц - и это в условиях существовавшей в годы военного коммунизма тотальной нехватки всего и вся.


(Фотография из коллекции NYPL)

Почти ни один из образцов ленинского плана монументальной пропаганды не сохранился до наших дней на улицах города. Большинство из них были сделаны из недолговечных материалов и быстро обветшали. Многие были утрачены во время катастрофического наводнения 1924 года.


Памятник Добролюбову, опрокинутый наводнением 1924 года.

Примечательна судьба памятника Володарскому, который был открыт в 1919 году на Конногвардейском бульваре (скульп. М. Блох). Этот гипсовый монумент стал жертвой в буквальном смысле террористического акта - в 1921 году он был взорван неким Василием Орловским. Его останки еще долго стояли на этом месте, Г.А.Князев (архивист, известный, главным образом, по работе в архиве Академии наук и по блокадным дневникам, которые использовались Адамовичем и Граниным в "Блокадной книге") 27 апреля 1922 года сделал такую запись:

Ничего не понимаю. Или, может быть, слишком много понимаю… Памятник Володарскому в начале Конногвардейского бульвара с разрушенными ногами и в грязном, рваном чехле, из которого торчит протянутая рука,- страшный символ несчастной России. Я не могу без содрогания сердца проходить мимо этого безобразия… А там, неподалеку, другой памятник - Гиганта на взбешенном коне. Он еще цел. Только буквы скрали. Нет, нет жива еще Россия.
Дольше всех простоял памятник Лассалю – он был снят в 1936 году. Исключением стал памятник жертвам революции на Марсовом поле. Так же сохранился бюст Некрасова на Литейном проспекте - но он уже выходит за рамки периода военного коммунизма (установлен в 1922 году). После 1991 года исчез один из бюстов Ленина, находившийся на Широкой улице – с некоторой натяжкой его тоже можно считать принадлежащем к ленинскому плану: он был открыт в 1923 году еще при жизни Ильича. Копия памятника Радищеву хранится в одном из московских музеев, возможно, сохранились и копии других скульптур.

Примерно с 1920 года ленинский план монументальной пропаганды утратил первоначальный агрессивный импульс - сказались нехватка материалов и общие экономические трудности. Некоторое время этот план существовал в виде конкурсов (например, на проект памятнику К.Либкнехту и Р.Люксембург). Наступление НЭПа и вовсе изменило мировоззрение советской власти - романтика первых лет ушла в прошлое. Сооружение и уничтожение монументов приобрело черты планомерности. Своеобразным послесловием к монументальному "взрыву" 1918-1920 годов стала история с планировавшейся заменой ангела на Александровской колонне на фигуру Ленина (впоследствии - фигуру красноармейца). История эта, имевшая место в 1924-1925 годах и связанная, видимо, с амбициями Зиновьева, была вполне в духе эпохи военного коммунизма - защитники колонны, к примеру, предлагали поставить статую Ленина в античных одеждах. Но закончилась, к счастью, ничем: после долгих обсуждений и протестов проект остался лишь в форме протоколов заседаний и бюрократической переписки.


из лекции 5 -
О "ЗАВЕТАХ", "СОВЕТАХ" ИЛЬИЧА И СОВРЕМЕННОСТИ

Владимир Ильич Ленин не зря признан гением. Добра или зла мы сейчас обсуждать не будем. Но ему удалось и создать политическую партию практически на "полупустом" месте, и сделать ее идеи и деятельность понятными и привлекательными для многих граждан России (и не только дореволюционной). Не случайно считается Ленин и одним из основоположников теории советской агитации и пропаганды – в работах Ильича мы найдем немало интересных мыслей, которые могут быть полезны и современному политику.

Многотомное собрание сочинений В.И.Ленина содержит множество как серьезных теоретических работ, так и произведений, имеющих прикладной характер, среди которых есть и труды, посвященные вопросам организации агитационно-пропагандистской работы РСДРП. В первую очередь, следует назвать статьи «С чего начать», «Партийная организация и партийная литература» и «Что делать». Стоит ли с ними знакомиться современному российскому политику? Разумеется стоит. И стоит поразмыслить и над ленинским планом создания партии. Но тупо копировать ленинский опыт, конечно, не следует.

В чем заключаются и в какой степени «заветы» Ленина применимы сейчас?

Напомню, что Владимир Ильич начинал создавать партию фактически с нуля.

Ленинская "модель" партии .

В конце ХIХ века в России существовало несколько десятков рабочих кружков, которые надо было не только объединить, но и привлечь к идеям марксизма (а позже и большевизма) значительную часть рабочих и крестьян. Ленин очень большое внимание уделял тому, что мы сейчас могли бы назвать словом «моделирование» или «проектирование» партии.
«Ленинская модель» сводилась к тому, что партия большевиков – это небольшая группа профессиональных революционеров, которая опирается на определенные классы или слои, определяя их как свою опору или союзников. При этом кто является союзником, а кто является "временным попутчиком" партия определяла в зависимости от политической ситуации. Историки знают, какие дебаты велись в РСДРП по поводу пункта в уставе партии определяющим, кто может быть членом РСДРП.
Еще одна особенность - Ленин действовал в условиях подполья, нелегально.
Замечу, что большинство партий, претендовавших на места в первом и последующих российских парламентах созданы были преимущественно в связи с тем, что царь объявил выборы в I Государственную Думу. То есть только рождение парламента стало толчком к объединению в рядах партий помещиков, буржуазию, средний класс, дворянство. А если бы царь не назначил выборы в госдуму, то вполне вероятно так и была бы одна партия в России. Ну, может, две.

А теперь – некоторые "заветы" и "советы" Ленина.

Первой задачей партийного строительства Ленин поставил создание общерусской политической газеты.

При этом он определил специфику этой газеты – она должна быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

И еще одна особенность агитационной деятельности российских социал-демократов (но не последняя) в том, что Ленин обращал особое внимание на «обличения» в партийной прессе.

Вот, что писал сам Ильич в работе "С чего начать?" :

Исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основной нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения... Вряд ли будет преувеличением сказать, что степень частоты и регулярности выхода (и распространения) газеты может служить наиболее точным мерилом того, насколько солидно поставлена у нас эта самая первоначальная и самая насущная отрасль нашей деятельности. Далее, нам нужна именно общерусская газета. Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ... посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия. ...Наконец, нам нужна непременно политическая газета. Без политического органа немыслимо... движение, заслуживающее названия политического. Без него абсолютно неисполнима наша задача - сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений... У людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой они могли бы говорить, - нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов. ...И мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; - такой трибуной должна быть социал-демократическая газета.

Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая... регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии... И если мы соединим свои силы на ведении общей газеты, то такая работа подготовит и выдвинет не только наиболее умелых пропагандистов, но и наиболее искусных организаторов, наиболее талантливых политических вождей партии, способных в нужную минуту дать лозунг к решительному бою и руководить им.

Если говорить о сегодняшнем дне, то какие из российских партий имеют свой печатный орган? Таковых немного - «Единая Россия» да ЛДПР.
Несколько номеров выпустила «Справедливая Россия», предвыборные газеты появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и… тишина.

Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами?

И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?

Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Ой-ой-ой. (Примечание - "Ой-ой-ой" - это значит, что они плохо используют возможности интернета. Даже отвратительно, если подумать о тех задачах, которые они собираются решать. Но об этом позже).

И приходится сказать: Так, уважаемые господа политики, добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников у вас не получится! А значит, не получится и добиться успеха на выборах. А потом от вас отвернутся и спонсоры с пожертвователями.
И кончитесь вы как цивилизованные политические партии

Конечно, многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики. Но впрочем о политическом мастерстве журналистов и журналистском мастерстве политиков тоже не сейчас.

Сейчас чуть ли не каждый второй так называемый оппозиционер жалуется, что ему не дают слова на телевидении.

А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами.

А нынешним политикам ведь разрешено и не из-за границы, а в России агитировать, так нет же… То ли не хотят, то ли не умеют.

Партия большевиков в период подготовки первой русской революции работала гораздо активнее. Если вы заглянете в соответствующий раздел Агитклуба (заглянуть сюда или сюда), то увидите, с какой частотой появлялись листовки и прокламации большевиков во время первой русской революции. Именно поэтому они и смогли революцию возглавить.

КА-А-АНЕШНО, тогда была другая обстановка.

Конечно, был царский самодержавный гнет, полиция, жесточайшее угнетение рабочих, нищета среди крестьян и т.д. и т.п. и, как говорится, революционная ситуация созревала и без большевиков.

Но разве пошли бы за большевиками люди, если бы они не занимались агитацией и пропагандой?

И не только пропагандой своих взглядов занимались большевистские «Пролетарий» и «Правда», но и разоблачали взгляды меньшевиков и прочих оппортунистов. И как разоблачали!

Где взять деньги , спросит современный начинающий политик.

Тут к опыту большевистской партии следует отнестись критически, но творчески.

История с получением Лениным денег от германского правительства на подготовку революции, хотя и выглядит красиво, однако у многих серьезных историков вызывает сомнения. Но поскольку нашим партиям получать деньги из-за границы запрещено законодательством, об этом мы и рассуждать не будем.

Категорически следует отвергнуть опыт большевиков и особенно эсеров, которые на революционные нужды деньги «экспроприировали», то есть попросту грабили «буржуев». (К последнему, кстати, в своей большевистской юности приложил руку и Иосиф Виссарионович Сталин).

Так где же взять деньги?

Как и у любой нормальной политической партии есть, во-первых, членские взносы, а во-вторых – богатые (или просто обеспеченные люди), которые готовы оказать материальную помощь делу, которое они считают правильным.
И есть еще один ресурс. Партия может сама заработать денег! Как? На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать конкретно и подробно (надо же что-то и для консультаций с семинарами оставить), поэтому ограничусь циничным намеком: партия может заработать денег общественно полезным трудом! И не обязательно при этом вагоны разгружать.

Не секрет, что большевикам помогали материально и Максим Горький, и Савва Морозов. И многие из творческой интеллигенции к ним относились не так уж и плохо. Потому что гораздо хуже у них было отношение к царскому режиму.

Другое дело, что одно отношение было ДО октябрьской революции, другое - ПОСЛЕ. Максим Горький, например, в 1905 году в РСДРП вступил, а в 1917 году из нее вышел (не стал проходить перерегистрацию).
Может ли российская интеллигенция поддержать наши партии? Конечно, может. И не только интеллигенция! Вы посмотрите какие творческие певцов, артистов, футболистов, наконец в кандидатских списках некоторых партий! И нет сомнения, что делают они это бескорыстно (в отличие от съемок в рекламе). Во всяком случае хочется в это верить. А какое количество наших звезд участвует в предвыборных мероприятиях! Значит могут поддержать политиков, если захотят!

Правда о бескорыстности наших звезд болтают разное... Но об этом тоже в другой раз.

Но во всяком случае, если у партии есть идеи и они толковые, то найти финансовую поддержку она сможет.

Разумеется, не следует торговать местами в партийных списках и пытаться посредством каких-либо ухищрений (гранты, общественные фонды и т.п.) тащить деньги для своей партии из государственного бюджета. Это просто неблагородно. Как партия, которая заботится о благе народа смеет примазываться к общенародному бюджету?! Слава богу, такого у нас в стране нет. Или мы просто не знаем об этом.

Другое дело - эффективность использования средств. Но это уже другая тема.

А возвращаясь к заветам Ленина, следует заметить еще одно – не надо считать каждое высказывание Владимира Ильича методической рекомендацией. Ситуация в России в 1905, 1912, 1916 годах была различной. И поэтому Ленин уделял в своих работах большое внимание ТАКТИКЕ действий. И его высказывания по тактике надо считать именно такими, тактическими, а не формулировками каких-то основополагающих принципов.

И подходить к ним следует ТВОРЧЕСКИ, какие-то беря на вооружение, какие-то отвергая.

Вот, например, «обличения» , о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».

Современный политик должен серьезно подумать, надо ли ему что-то или кого-то обличать и каким образом.

Посмотрите какую-либо из передач Караулова или почитайте какую-либо из книг того же Хинштейна – что это обличения, разоблачения или нападки? Или вообще клевета? Или просто литературное творчество? (примечание - фамилии Караулова и Хинштейна взяты просто для примера, поскольку их выступления ярки и остры в отличие от многих других)

Посмотрите или послушайте чье-либо «критическое» выступление (хоть депутата, хоть премьера, хоть президента, хоть губернатора):

Что подвергается критике – «отдельные недостатки» (как было принято писать в совсем недавние советские времена) или же стиль и принципы деятельности органов власти?

Критикуются отдельные нерадивые чиновники или общая организация дел в государственном управлении?

В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность». Правда, конкретные фамилии этих работников в советской критике звучали не часто.

На телевидении занимался «обличениями» (разумеется, это слово мы употребляем в данном случае с иронией) Сергей Михалков (автор многих детских стихотворений, басен, а также текста гимна СССР), который был главным редактором сатирического тележурнала «Фитиль». Обличались в «Фитиле» директор фабрики, который выпускал немодные пальто или бракованные телевизоры, дворник, который плохо подметал улицу и т.п. «негативные явления» и «нерадивые работники».

Насколько подвергались контролю и цензуре критические материалы в советские времена говорить, думается, нет необходимости.

В годы перестройки газеты и журналы получили «глоток свободы» и занимались «обличениями» недавнего прошлого и немного перестроечного «настоящего» (некоторые публикации вы найдете в Агитклубе в разделе о перестройке – ) .

Сейчас занимаются "обличениями" многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?

Если критика несправедливости не вызывает отклика, значит либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь. Ну разве что курсом доллара.

Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, вы можете по себе лично. Вызывает ли у вас что-либо неприятие? Негодование? Гнев? Или вам все «до лампочки»? А если не все, то что вам не нравится? Что возмущает? Чем вы недовольны?

Если вы не можете ответить, то хороший агитатор или пропагандист из вас не получится. Потому что занятия агитацией и пропагандой требуют эмоций, чувств, нервов, боли. Причем искренних.

Особенно это важно для политика.

Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.

Если же у политика есть одно искреннее желание - занять должность повыше да поденежнее, то он тоже будет убеждать людей (конечно, в том, что он заботится об их благе, о благе страны, а совсем не о своем), но… некоторые, а то и многие люди это раскусят.

Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.

Но может быть ленинская идея об «обличениях» неактуальна в принципе? В конце концов, Россия в 1907-м и Россия в 2007-м годах – это как говорят в Одессе «две большие разницы».

Может быть сейчас нашим политикам следует не «обличать», «разоблачать», «критиковать» и т.п., а напротив – «консолидироваться», искать способы «конструктивного взаимодействия», стремиться к «консенсусу», забыть о политических разногласиях и сообща, дружно, в едином порыве…

Вот например, тезис об «антинародной политике властей». Это антинародность свойственна всем решениям властей или отдельным? Проявляется она только в решениях президента и Государственной думы или же «антинародными» являются и многие решения местных властей?

Решения Лужкова, например, они антинародные? А решения Совета Федерации?

В общем, перечитайте Владимира Ильича и возьмите кое-что на вооружение.

БАНАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Политическая партия должна «определиться». Со своими идеями, идеологией, союзниками и противниками, взглядами и позициями. И не просто определиться, но и сформулировать их.

Политическая партия должна активно заниматься агитацией и пропагандой своих взглядов, и не только во время избирательной кампании.

Политическая партия должна «позиционировать себя», четко и недвусмысленно показывая свои отличия от других партий, демонстрируя свои преимущества и критикуя, разоблачая и обличая недостатки, пороки и заблуждения других политических сил.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ .

Ленин был ведь не только великий теоретик, но и практик неплохой.
И он понимал значение агитации и пропаганды не только для партии, стремящейся к изменению власти, но и для партии, находящейся у власти.

Кстати, после революции в числе первых декретов советской власти были и декреты о закрытии оппозиционной прессы и создании ВЧК. А Сталин (благодаря усилиям ГПУ-НКВД) возможность «обличений» фактически свел к нулю.

А о взглядах самого Владимира Ильича на агитацию и пропаганду вас лучше всего узнать из работ самого Ленина. И оцените, кстати, его публицистическое мастерство.

Просмотров