Понятие психики человека. Структура человеческой психики Стороны психики

Психика -функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

  • 7. Структура современной психологии.
  • 8. Соотношение житейской и научной психологии.
  • 9. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.
  • 10. Методы исследования в психологии.
  • 11. Различные теоретические воззрения на природу психики.
  • 12. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  • 13. Мозг и психика. Основные функции психики.
  • 14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.
  • 15. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного.
  • 16. Состояния измененного сознания.
  • 17. Психика и организм.
  • 18. Эволюционные предпосылки человеческой психики.
  • 19. Психика, поведение и деятельность.
  • 1. Стадия сенсорной психики.
  • 2. Стадия перцептивной психики.
  • 3. Стадия интеллекта.
  • 20. Ощущение, их свойства и виды.
  • 21. Восприятие, его свойства и закономерности.
  • 22. Общая характеристика представления.
  • 23. Внимание, виды и свойства внимания.
  • 24. Воображение, его функции и виды.
  • 25. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.
  • 26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы.
  • 27. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.
  • 28. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
  • 29. Стресс и его особенности.
  • 30. Формы переживания чувств. Виды чувств.
  • 31. Воля и ее характеристика.
  • 32. Структура и этапы волевого действия.
  • 33. Понятие и структура личности.
  • 34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
  • 35. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
  • Типы темперамента
  • Особенности характера
  • 37. Способности: виды и характеристика. Талант, одаренность, гениальность.
  • 38. Задатки как природные предпосылки способностей.
  • 39. Самосознание личности и «я-концепция».
  • 40. Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов.
  • 41. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
  • 42. Виды общения.
  • 43. Общая характеристика вербального и невербального общения.
  • 44. Речь. Свойства речи. Виды речи.
  • 45. Общая характеристика и виды малых групп.
  • 46. Социально-психологические явления и процессы в малых группах.
  • 47. Самосовершенствование личности в системе современного образования.
  • 48. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования.
  • 49. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования.
  • 50. Методы психофизического саморегулирования.
  • 2. Понятие психики.

    Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях .

    Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

    Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга . Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия , а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика .

    Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

    Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

    Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

    Основным понятием психологии является понятие психического образа . Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

    Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности , а всеобщей функцией –регуляция деятельности .

    Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека , которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

    Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

    3. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

    Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

    Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

    Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

    Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология» , или «обыденная психология» . Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

    Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.

    Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.

    Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.

    Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.

    Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».

    В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.

    Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

    Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

    Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

    Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.

    Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

    Психика - это характеристика человеческого состояния, особая описательная черта, которая включает в себя множество различных аспектов, вопросов и проблем. В этой статье мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с ней. В частности будут рассмотрены определение психики, ее характеристики, функции, свойства, структура и многое другое.

    Введение

    Психика - это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

    • Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
    • Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
    • Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
    • Психика - это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

    Психика - это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики - сознанием. Изучает этот феномен психология.

    Психическое здоровье - это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума - среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

    Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

    Происхождение и развитие

    История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

    Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные - это «автоматы».

    Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики - это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

    По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

    1. Элементарная сенсорная п-ка.
    2. Перцептивная п-ка.
    3. Психика интеллекта.

    К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

    На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

    Поведение

    Психика и поведение - это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. характерная животному уровню организации.

    Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

    Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

    Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

    Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

    Свойства

    Свойства психики - особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

    • Рефлексия - главное психическое свойство, которое является основой для понятий репродуктивности, объективации, разобъективации, интровертированности и экстравертированности.
    • Понятия объективации и разобъективации - это умение энергии, которой обладает психика, изменяться и переходить в другие формы. Например, поэт объективирует свои энергетические ресурсы из объектов и явлений в форму произведения, которое будет изучать читатель. Последним субъектом для осмысления информации будет осуществляться разобъективация.
    • Интро- и экстравертированность связаны с направленностью психики. Однако последнее также должно показывать такие стороны изучаемого термина, как ее открытость к осмыслению и анализу новой информации.
    • Репродуктивность в психологии - это черта субъекта, посредством применения которой он может возобновлять предыдущие психические состояния.

    Свойство психики - рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.

    Функции

    Функции психики - это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

    Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

    • Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
    • Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.
    • Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

    С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

    Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

    Психика - это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

    Процессы

    Структура психики - это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие - «психические процессы».

    Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц - это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами - оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

    Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

    Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

    Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

    Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень - это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

    Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

    Структура

    Структура психики - это довольно образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики - это целостная форма и системность.

    Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

    Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

    Понятие сознания

    Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

    Подсознание - это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

    Предсознание - промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» - случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

    Сознание - компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

    Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

    Среди психологических характеристик сознания выделяют:

    • субъективное ощущение и познание себя;
    • умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
    • способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
    • умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.

    Сверхсознание - психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

    Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

    Психика - это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

    Сознание - это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

    Детская психика

    Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

    Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

    До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

    Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

    Психические расстройства

    Расстройство психики - это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

    Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

    Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии - психики - с различных точек зрения.

    Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

    В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический - телесная патология, медицинский - качество условия существования и угрозы жизни, социальный - проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

    Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

    Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

    • Синдромологический принцип, который основывается на существующей концепции о наличии «единого психоза.
    • Нозологический п-п основывается на разделении болезней по их этиологической общности, а также связан с вопросами патогенеза и сходстве клинических картин.
    • Прагматический п-п - это следствие установления связи в развитии между национальными и международными здравоохранительными организациями.

    Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

    1. F00 - F09 - органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
    2. F10 - F19 - психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
    3. F20 - F29 - шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
    4. F30 - F39 - расстройство настроения (аффективное р-во).
    5. F40 - F49 - невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
    6. F50 - F59 - поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
    7. F60 - F69 - р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
    8. F70 - F79 - умственное отставание субъекта.
    9. F80 - F89 - р-во психического «роста».
    10. F90 - F98 - эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
    11. F99 - психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

    Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

    Все психические свойства и психологические качества являются принадлежностью человека и группы людей - атрибутами этих объектов природы и общества. Человек изучается как индивид, личность, индивидуальность, субъект разными науками, так же, как и группы, характеризующие некоторую общность людей. В психологии они изучаются как субъекты познания, общения, предметно-практической деятельности и социального взаимодействия. Все эти понятия о носителях психологии и психики приобретают статус научных категорий. Основные содержательные признаки категорий, обозначающих носителей психики и психологии человека, представлены в табл. 4.3.

    Таблица 43

    Признаки человека

    Объектные

    Определения человека

    Субъектные

    Конечность

    Смертность

    Универсальная форма жизни Компонент природы Микрокосм Мера всех вещей Причина всех следствий

    Бесконечность

    Бессмертие

    Определения человека-индивида

    Дитя - взрослый Рука

    Индивид - стадо прямо-хождение (вертикальное положение тела)

    Млекопитающее (класс- животных)

    Примат (отряд животных) Антропоид (семейство животных)

    Гоминид (род человекообразных)

    Психологическая проекция Осязание Коммуникативный и эмотивный потенциал Пространственно-ориентировочный потенциал

    Homo sapiens (вид человеческий)

    Мужчина - женщина Ребенок - взрослый (возраст)

    Речь, учебный потенциал Психология пола Психология возраста Психология этнофора

    Определения человека-личности

    Социально-групповые признаки внешности, знаки и номинации Социальные роли Род занятий Социальное положение

    Член общности людей Член социальной организации

    Преобразователь жизни Социально значимый человек

    Групповая психология Статусная психология Профессиональная психология

    Определения человека-индивидуальности

    Пропорции

    Дерматоглифика

    Асимметрия

    Экспрессия

    Неповторимость Единичность Уникальность Тождественность себе

    Характер

    Гениальность

    Самосознание

    Понятие "человек" является категорией не только психологической науки. Тем не менее, для психологии эта категория является одной из ключевых, поскольку обозначает основного носителя психики.

    В науке по отношению к человеку как предмету познания существует два подхода: биологический (объектный) и психологический (субъектный). Таким образом, человека можно рассматривать в рамках объектных (телесных) и субъектных (духовных) свойств, которые находятся в сложных взаимосвязях. Это предопределяет три аспекта видения проблемы человека и понятия о нем.

    Первый аспект связан с материальными свойствами человека. Здесь человек рассматривается как сгусток энергии, как одна из форм существования материи, как физическое тело и биологическое существо. В рамках психологической науки речь здесь идет о конституциональных особенностях человека, то есть об особенностях телесной организации человека, и о том, как биологические свойства различных систем организма обусловливают (детерминируют) психическую деятельность человека.

    Второе направление связано с идеальными свойствами человека , где человек рассматривается как духовное существо с особой психической организацией, психологией и душой. Свойства этих явлений скрыты за материальной формой телесной организации человека и поэтому недоступны прямому познанию. Они предполагаются как содержание внутреннего мира человека и обнаруживают себя в различных формах внешне выраженной активности человека.

    Особенность материальности состоит в том, что она ощутима и вещественна. Это то, что можно взять в руки, то, с чем можно соприкоснуться органами чувств. Идеальность находится вне конкретно-чувственного контакта. Ее нельзя взять в руки и осязать как вещь.

    Третий аспект проблемы, самый важный и самый сложный, предполагает вопрос о взаимосвязях материальных и идеальных свойств человека. Именно в их взаимосвязи более определенно открывается специфика тех и других. Более того, все идеальные свойства человека остаются непознаваемой тайной без материальных форм их выражения. Получается парадокс: психика - это "ничто" без материальных форм жизни, но, в то же время, она "нечто", определенное для самого человека как его душа.

    Из известных в науке сентенций о человеке для нас первоочередной интерес представляют следующие: "человек - универсальная форма организации жизни на Земле", "человек - компонент природы", "человек - микрокосм", "человек - мера всех вещей", "человек - причина всех следствий", "человек - преобразующая сила природы". В этих определениях интегрируется смысл противоречия и взаимосвязи объектных и субъектных качеств человека.

    Человек как универсальная форма организации жизни на Земле

    Понятие "универсальная" подчеркивает способность человека адаптироваться к различным условиям жизни на Земле. Это сохраняет ему жизнь и обеспечивает дальнейшее эволюционное развитие с выходом в космос. В этом смысле адаптационные и адаптивные возможности человека универсальны.

    Адаптационные возможности человека предопределены его телесной организацией. Строение тела, устройство его органов, морфология нервной системы человека позволяют ему приспособиться к любым природным условиям жизни на Земле, что доказано практикой выживания людей. Занимая ту или иную экологическую нишу, человек изменялся сам, так появились человеческие расы и адаптационные типы, подробно описанные в физической антропологии. В этом смысле человек - наиболее совершенный биологический вид на Земле в ряду других животных, который распространился по всей планете и осваивает Космос. За счет чего это стало возможным?

    Адаптивные возможности человека связаны с духовным потенциалом его психики, который позволяет ему подстроить условия своего существования под свои интересы посредством преобразовательной деятельности. В результате он может создать искусственную среду, которая оградит его от опасных природных воздействий. В этом смысле психика человека является наиболее эффективным инструментом адаптации человека к изменяющимся условиям жизни, инструментом взаимодействия человека с природой и ее преобразования.

    Здесь мы вплотную соприкасаемся с сентенцией о человеке как преобразующей силе природы.

    Преобразовательная деятельность связана с культивированием земель, лесов, пустынь, рек, животных, с разработкой недр, строительством жилья, хозяйственных и промышленных объектов, с созданием новой предметной среды. Эта деятельность изменяет и самого человека, развивает его способности, формирует новое содержание жизни, что, в свою очередь, оказывает влияние на его психологию. Последствия этого влияния сказываются и положительным, и отрицательным образом. Положительные результаты преобразовательной деятельности очевидны, отрицательные - обнаруживают себя позднее, когда их разрушающее воздействие сказывается на потере здоровья, психических нарушениях и ранней смерти.

    Все это дает основание рассматривать человека как элемент и компонент природы. В процессе взаимодействия с природой человек выступает не только как субъект преобразовательной деятельности, но и как органически встроенный в природу элемент, который, как и природа, испытывает на себе последствия собственного вмешательства в биологическую среду обитания.

    Свидетельством того является переживаемый сегодня экологический кризис, к которому привело варварское отношение к природе. Возможно, что угроза экологической смерти вернет нас к пониманию единства человека с природой. Эта угроза переживается па индивидуальном уровне как потеря стратегического мотива к жизни, что приводит отдельно взятого человека к вседозволенности или к апатии в поведении. Если воля к жизни сохраняется, то человек меняет свою позицию на бережное отношение к природе.

    В экологическом кризисе проявляется еще один парадокс материальности и духовности человека. Суть этого парадокса в том, что человек

    един с природой как ее элемент, и в этом всецело зависим от нее. Но также в качестве ее внутреннего компонента он активизирует развитие природы в направлении жизни или смерти.

    Особая субъектная активность человека как компонента природы ставит в зависимость от него все его окружение. В этом смысле человек превращается в причину всех следствий. Это означает, что результат нашей общественной и частной жизни, в конечном счете, предопределен всеми и каждым в отдельности.

    Следовательно, и ответственность за результат своей жизни каждый из нас должен принять на себя. Главным автором собственных удач и неудач следует считать себя, а не других. Однако мы обвиняем в своих неудачах других, а успехи приписываем только себе. Такое поведение проистекает из потребности человека находиться во внутреннем согласии с самим собой.

    Обстоятельства общественной жизни никогда не являются безупречными и благоприятными во всех отношениях, и мы сами делаем выбор из того, что нам предлагается в конкретной ситуации, поэтому не столько обстоятельства определяют нашу судьбу, сколько мы сами. Череда индивидуальных поступков вычерчивает линию жизни человека, его личные достижения и провалы. Человек не всегда правильно предвидит конечный результат своего поступка, поэтому его ожидания могут и не оправдаться.

    Поиск критериев правильности поступка выводит нас на проблему нравственного поведения. Это - проблема высших ценностей человеческой жизни. С ней связана философская сентенция о том, что "человек - мера всех вещей". Она впрямую указывает на человека как на самую большую ценность. Ничто не стоит так дорого, как человек. Поэтому каждый свой поступок следует соизмерять с последствиями добра и зла не только для себя, но и для окружающих. Если поступок наносит моральный или материальный ущерб другому человеку, то такой поступок расценивается как безнравственный, несмотря на то, что он совершался из благих побуждений.

    Нравственная антиномия добра и зла приводит нас к выводу, что суть человека как высшей ценности заключена не столько в нем самом как индивиде, сколько в его отношениях с другими людьми. Это означает, что человек всегда является партнером других людей. Следовательно, он всегда находится в партнерской взаимозависимости. Поэтому свой поступок человек вынужден соотносить с окружающими его людьми. В этом смысле индивидуальный поступок всегда находится под влиянием общественных установок и внешних обстоятельств, которые задают границы самореализации человека в общественно признаваемой деятельности. Эти границы предопределены потребностью наших партнеров в реализации индивидуального потенциала субъектов взаимодействия в совместной деятельности и жизни. Получается, что у человека нет абсолютной свободы выбора, хотя он и может ее осуществить. Этот мучительный парадокс лежит в основе конфликтов человека с самим собой и с другими людьми. В конце концов - это выбор между одиночеством и общественным взаимодействием.

    На этом можно было бы закончить основные определения человека. Но есть еще одна формула сущности человека, которая дошла до нас из древнегреческой философии. Речь идет об определении человека как

    микрокосма. Эта метафора вмещает в себя допущение о тождественности человека Космосу, что произвольно трактуется в частных случаях жизни.

    Конечно же, человек - существо космическое, конечно же, он подвержен влиянию космических процессов, конечно же, он вобрал в свою телесную и психическую организацию все свойства материи, конечно же, он воплощает в себе весь мир, являясь уникальной трансформацией всех свойств большого мира, внешнего по отношению к нему. В этом большом мире человек сам является особым индивидуализированным микромиром, который живет еще и по психологическим законам, нередко вопреки законам макромира.

    Человек - это самоуправляемый и относительно замкнутый в себе мир, но, в то же время мир, открытый для конструктивного взаимодействия с другими, такими же, как он, мирами.

    В рассмотренных выше сентенциях была продемонстрирована интеграция объектных и субъектных качеств человека. Тем не менее, в общем виде проблема единства и противоположности объектных и субъектных начат человека раскрывается в философских воззрениях о соотношении души и тела, а в психологической науке рассматривается как психофизическая проблема. В первую очередь, эта проблема связана с противоположными свойствами двух начал. Тело ограничено в пространстве и времени, смертно; душа не ограничена в пространстве и времени, бессмертна. В психологии эта проблема имеет два ракурса рассмотрения. Первый ракурс - методологический. В данном контексте затрагивается проблема детерминации (различные аспекты взаимовлияния души и тела, исходя из приоритета одного или другого феномена в зависимости от идеологической позиции автора), психофизического единства или параллелизма. Второй ракурс - экзистенциально-психологический, рассматривающий переживание неприятия человеком своей телесной смертности и нахождении доказательств бессмертия души. В этом аспекте рассмотрения антиномии души и тела происходит ассимиляция общенаучной проблемы, се заземление в психологии конкретного человека, где единство смертности и бессмертия является источником многочисленных парадоксов человеческого поведения. Очевидно, что бесконечность человеческого разума дарует нам духовное бессмертие, но реализовываться оно может человеком по-разному.

    Первый способ воспроизвести потомство, воспитать детей. Дети носители духа своих родителей, так как они изначально наша духовная проекция. Но полная идентификация их души с родительской оказывается невозможной, поэтому у старшего поколения остается чувство неудовлетворенности.

    Однако существуют другие формы реализации нашего духовного потенциала. Среди них наиболее распространенной является профессиональная деятельность, связанная с искусством, наукой, педагогикой, религией, материальной и духовной культурой в целом. Пополнение духовной культуры происходит через многообразные формы народного творчества. Каждый человек в большей или меньшей мере является хранителем культуры и вкладчиком в нее личного духовного потенциала.

    По результатам деятельности проверяется ценность человека. Даже если мы занимаемся не чисто духовным, а материальным творчеством, созданием материальных, потребительских ценностей, во все это мы вкладываем себя, с душой или без нес. Мы все время проецируем свое оценочное отношение к предметам на отношение к их создателям. Вся предметная сфера - это открытая книга человеческих отношений и духовного потенциала народов.

    Парадоксальная целостность души и тела, организма и психики проявляется не только в результатах и продуктах предметно-практической деятельности и феноменологии человека, но и во взаимной детерминированности (обусловленности) объектных и субъектных свойств телесно- психической организации человека. Известно, что динамика психической деятельности в целом зависит от физиологических состояний нашего тела. Подтверждением тому являются психофизиологические исследования психической деятельности. С другой стороны, успешное лечение болезней средствами психотерапии позволяет говорить о психологических факторах телесного здоровья человека.

    Это взаимовлияние организма и психики сказывается на эволюции и развитии объектных и субъектных свойств, признаков и качеств в их сопряженном единстве. Так, появление в организме нового органа (например, руки) предрасполагает появление осязания, а появление осязания стимулирует превращение руки в орудие предметно-практической деятельности, что приводит к трансформации психической деятельности в психологическую. Такими трансформациями отмечен путь эволюционного развития человека в филогенезе как вида и в онтогенезе как индивида.

    Просмотров