Тематический урок сохранение природы наука и технологии. Система знаний и сохранение природы

Наблюдаемые в природе изменения, вызванные активным вмешательством человека, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии индустриально-технологической практики, системы образования, о снижении нравственного и духовного уровня человека. В этой связи назрела необходимость пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. Другими словами, возникла объективная необходимость укрепления фундаментальной базы образования, построенной на основе органичного единства его естественно-научных составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою зависимость от природы, неотъемлемой частью которой он является. По мысли Бертрана Рассела, природа подчиняется только подчинением ей. Только в этом случае знание человека и могущество природы сочетаются и превращаются в созидательную силу. Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, экологического, энергетического кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия ставит в центр системы образования приоритет личности. Формирование высокообразованной личности требует решения комплекса взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать условия для гармоничных связей человека с природой посредством изучения фундаментальных законов, которые ею управляют. При этом чрезвычайно важно не столько познать явления природы, чтобы путём раздумий овладеть ими, сколько сохранить природу в её естественном состоянии для будущих поколений. Во-вторых, человек живет в обществе и для его гармоничного существования необходимо погружение в культурную среду через освоение истории, права, философии, экономики и других наук. Концепцию фундаментального образования впервые отчётливо сформулировал в начале XIX в. филолог и философ Вильгельм Гумбольдт (1767–1835). Согласно этой концепции, предметом изучения должны быть те фундаментальные знания, которые рождаются на переднем рубеже развития науки, и фундаментальное образование должно сочетаться с научными исследованиями.

Такая прогрессивная система образования внедрена в лучших университетах мира. Проблема укрепления фундаментальной базы образования актуальна не только для России, но и для других стран. Так, в одном из докладов комиссии США отмечалось, что Америка, как и при запуске первого советского спутника, находится перед угрозой потери своего уровня образования и может оказаться среди стран, которые не способны воспринимать новейшие достижения науки, техники, технологии, гуманитарной сферы из-за очень низкого уровня математического и естественно-научного образования. В официальном документе Национальной комиссии США по качеству образования утверждается: «Нация находится в опасности, так как образовательные основы государства подтачивает все более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом, и если бы недружественная держава предприняла по-пытки навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны». Ещё в одном важном документе – докладе ЮНЕСКО – подчёркивается, что для развития мира «единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование». Важную роль в фундаментальном образовании играют естественно-научные знания, которые не только расширяют кругозор познающего, но и представляют собой сферу активных действий, определяющих уровень развития общества. Один из парадоксов исторического развития состоит в том, что ни сознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивого развития, ни пересмотр концептуальных оснований образования пока ещё почти не сказались на реальном поведении государств и человеческих обществ. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани – к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще. Спустя десять лет после утверждения концепции устойчивого развития, в 2002 г., в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная «Саммит Земли». В ней приняли участие делегаты из 189 стран и главы свыше 100 государств мира. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось. Потребительский образ жизни продолжает истощать естественные жизнеобеспечивающие источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обещания активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о помощи развивающимся странам. Представители многих стран заявили, что именно жители Европы и особенно США, так называемый «золотой миллиард», потребляют около 80 % мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь 2,5 млрд людей, которые не могут удовлетворить потребности даже в чистой воде и электроэнергии. Понятно, что корень зла кроется не только в мышлении и поведении от-дельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях. При этом огромную роль играет все-таки культурный и духовно-нравственный факторы, нацеленные на искоренение безжалостно-потребительских отношений человека и всего человечества к природе. А единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать культуру, выступает опять-таки образование на благодатной почве воспитания. В связи с этим необходимо кардинально перестроить преподавание фундаментальных наук. Одна из главных задач в состоит в том, чтобы радикально усилить их мировоззренческое значение. В понятиях и концепциях фундаментальных дисциплин необходимо видеть не только россыпь знаний, но и целостную картину мира природы, в том числе и в его планетарном изменении. А это означает, что фундаментальные знания должны приобретаться не разрозненными кластерами, а в единой системе – комплексно. И осваиваться не только в своём непосредственном значении, но и в качестве жизненно важных духовно-нравственных ценностей и моральных норм. Нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока ещё не до конца постигнута самими учёными, она тем более не усвоена и далеко не понята политиками и воротилами делового мира. Но без этого все же не обойтись. Именно во всей системе современного образования и духовно-нравственного воспитания могут и должны взойти ростки нового миропонимания. Учёные, преподаватели, все представители фундаментальных наук при-званы видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за её решение. Сегодня очень важно, чтобы, как в годы развёртывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в своё время активно выступали учёные-физики, сумевшие убедить общественность и политические круги в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения ядерного оружия. Однако усилия учёных и преподавателей будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. «Будущее сообщества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймёт свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом», – сказал академик В.И. Вернадский (1863–1945).


Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения – от школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – студенты высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию, а в школах постепенно внедряется изучение православной культуры и светской этики. Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг – включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина – экология. Введение этих дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведённых учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объем учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой и т.д. Вне всякого сомнения, любой человек, обладающий не только общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и её сохранением и для нынешних, и для грядущих поколений. Только в этом случае созидательная деятельность каждого человека внесет ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдет в более упорядоченное состоянии – ноосферу, сферу разума.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка.

Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша маленькая и большая техника – от лопаты до космических ракет – из природных материалов. Сам человек тоже часть природы и всякое неблагополучие в природе угрожает его здоровью и жизни. В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины...

Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате гибнут реки, изменяется климат, исчезают растения и животные. Это бедствие называют экологическим кризисом.

Предмет изучения экологии – связь живых существ со средой. Экология призвана вырабатывать общую стратегию поведения человека в природе. А также она призвана искать пути к восстановлению пострадавших природных систем в измененном виде.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы.

Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными. Поэтому проблема охраны окружающей среды и влияние загрязнений на здоровье человека остаются актуальными.

Цели:

  • воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому;
  • помощь учащимся в осознании своей моральной ответственности за судьбу родной земли, своего поселка;
  • формирование экологической культуры.

Оборудование:

  • презентация.
  • плакаты об охране природы;
  • фотографии влияние человека на природу;
  • репродукции картин с изображением природы;
  • детские рисунки о птицах нашего края;

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления учащихся с экологической информацией по теме классного часа.

3. Проблемная ситуация “Наличие источников чистой пресной воды п.Ноглики”

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “ Биологи”

5.Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

7.Экологический рейд. “Какие законы нарушены”.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

10.Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Ход мероприятия

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение
те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.
Ф.Жолио-Кюри

1. Вступительное слово.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить “чудеса света” - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

2. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Эколог”.

Многие годы не существовало общепринятого представления о количественной связи между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья человека.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал “преступников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказа в батогами, посылать в каторжную работу”. Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: “...если кто осквернит реку отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...”.

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение.

Выражение “необходим как воздух” возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеет уровень загрязнённости окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Всё острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – “лёгкие планеты”, безотказные фильтры атмосферы, - вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.

Природа щедро одарила богатствами остров Сахалин. Главным богатством острова, несомненно, являются нефть и газ крупных месторождений на шельфе Сахалина. По данным ОАО “РоснефтьСахалинморнефтегаз”, они превышают запасы на суше острова соответственно в 27 и 57 раз, составляя просто космические объемы: более чем один миллиард тонн нефти и 3,6 триллиона куб. м газа.

Сравнительно небольшая по размерам территория Сахалинской области подвергается все более жесткому антропогенному воздействию, имеющему тенденцию к возрастанию в связи с освоением континентального шельфа, разработкой новых месторождений полезных ископаемых.

Загрязнение земель нефтепродуктами в Сахалинской области, в том числе и в Ногликском районе, не снижается. В области действует магистральный нефтепровод - 303 км, центральный нефтепровод - 273,7 км, подводящие нефтепроводы - 85,9 км, магистральный газопровод - 329 км, подводящий газопровод - 220,8 км, а также перекачивающие станки, нефтепарки, участки добычи нефти, нефтесборочные пункты, нефтенасосные станции всего - 71 шт., действует 377 складов ГСМ, свыше 100 заправочных станций, нефтеперерабатывающий завод АОЗТ “Петросах”. Все они являются экологически опасными объектами.

Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду, вызывая сложные экологические последствия, вызывающие патологические отклонения в здоровье населения прилегающих городов и поселков, в том числе и в Ногликском районе.

В местах бурения скважин на нефть и газ отмечается загрязнение почвы, водного и воздушного бассейнов, приводящие к нарушению естественного экологического равновесия. Вопросы обезвреживания и утилизации отходов бурения имеют приоритетное значение в природоохранной политике предприятий отрасли. Решение указанной проблемы возможно лишь в рамках создания природосберегающих технологий и техники строительства скважин.

Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

Основная природоохранная проблема при проходке скважин связана с использованием бурового раствора, который состоит из нефти, минеральных добавок и бентонита (глинопорошок). В мире существует три способа утилизации отработанного бурового раствора – сброс в море, закачка в пласт и вывоз на берег для захоронения. Над оценкой этих альтернатив, с точки зрения экологической безопасности, и работают ведущие российские научно-исследовательские институты и организации.

В настоящее время разработаны технологические решения по повторному использованию отработанных буровых растворов при проводке скважин, применению их вместе с буровым шламом в качестве вторичного сырья при производстве грубой строительной керамики, а также регенерация активных компонентов (получение глинопорошка, выделение утяжелителя). Но пока на Сахалине эти методы утилизации не нашли поддержки. Экономически выгодным и практически доступным является обезвреживание указанных отходов методом отведения с последующим захоронением в минеральном грунте, непосредственно на территории площадки буровой. При этом значительно упрощается процесс ликвидации шламовых амбаров и рекультивация земель.

На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений. Накопление на ограниченной площадке буровых отходов, технология утилизации которых пока отсутствует, приводит к засолению почв, загрязнению их нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Наибольшей токсичностью по отношению к почвенной микрофлоре обладают соединения хрома, гидроксиды и карбонаты натрия и калия, соединения хлора. В почвах у буровой скважины содержания бария увеличивается в 20 раз, ванадия в 16 раз, свинца – в 6-7 раз.

3. Проблемная ситуация “Источников чистой пресной воды п.Ноглики”

Кл. руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает наука экология. Приведите примеры такой взаимосвязи в нашем поселке?

Примерные ответы детей:

1.Производственная деятельность буровых предприятий нефтегазового комплекса оказывают существенную техногенную нагрузку на окружающую среду.

2. На Сахалине одной из самых серьезных проблем стало загрязнение ландшафтов в процессе разведки и освоения нефтяных и газовых месторождений.

3.Сложной проблемой являются утилизация и обезвреживание отработанных буровых растворов и бурового шлама (буровой породы).

4. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Биологи”

Уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых “мутантов”. К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

Патологические признаки организма - это результат взаимодействия наследственных (внутренних) и средовых (внешних) факторов. Одной из важнейших причин наследственных патологий человека является мутационная изменчивость (индуцированный мутагенез).

В Ногликском районе среди новорожденных количество детей с врожденными наследственными аномалиями (при перерасчете встречаемости детей с наследственными аномалиями на 1000 здоровых новорожденных) составляет 0,219 ±0,036, а такой же показатель только среди детей первого года жизни - 0,742 ±0,123. Вероятно, одной из причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей среды при нефте и газодобыче, а также та причина, что на севере острова среди популяции северных народностей, проживающих в отдаленных поселках (Вал, Тунгор, Мгачи, Даги, Сабо), в результате скрещивания происходит выщепление рецессивных генов, несущих наследственные аномалии, и увеличивается число гомозиготных организмов по данным аномальным признакам.

Общее количество людей с онкологическими патологиями в период с 1997 по 2005 гг. в Ногликском районе представлено на графике (рис. 1) увеличивается. Анализ данных показал, что с каждым годом увеличивается число людей с онкологическими заболеваниями. Так, если в 1997 г. было выявлено только 32 чел., то в 2005 г. этот показатель равнялся уже 73 чел.

Фактические данные по различным нозологическим единицам онкологических заболеваний населения п. Ноглики приведены на рисунке 2 . В целом важно отметить, что на первом месте по числу заболевших находятся люди, имеющие онкологию молочной железы (38% от общего числа анализируемых признаков), на втором месте – тела матки (16%), на третьем месте – легкого (14%). Далее в порядке убывания онкологические заболевания расположились следующим образом: рак желудка (10%), рак кишечника (8%), рак яичников (7%) и меланома кожи (7%).

Рис.1.
Обще количество людей с онкологическими патологиями в Ногликском районе (1997-2005 гг.):
1 – 1997, 2 -1998, 3 – 1999, 4 – 2000, 5 – 2001, 6 – 2002, 7 – 2003, 8 – 2004, 9 – 2005 гг.

Рис.2.
Фактические данные по различным нозологическим единицам
онкологических заболеваний населения п. Ноглики

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

5. Беседа с учащимися “Загрязнение окружающей среды”.

Кл.руководитель. Какой экологический урок приносит загрязнение окружающей среды.

Примерные ответы детей:

1. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

2. Причин встречаемости наследственных аномалий в Ногликском районе является: неблагоприятная экологическая ситуация в п. Ноглики, связанная с загрязнением окружающей.

3. Рост заболевания людей.

Приведённые факты тревожны.
И только ахает природа...
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной...
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берёз осыпалась листва,
На травах – чёрные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь смачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Её созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем всё час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя поить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов

6. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Медицинский работник”.

Экологическая ситуация в нашей стране тоже не радует и заставляет задуматься каждого. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. На Сахалине наблюдения за состоянием окружающей среды проводит единственная служба – Сахалинское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль за состоянием окружающей природной среды осуществляют Государственный комитет окружающей среды по Сахалинской области и Сахалинский комитет природных ресурсов.

Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мёртворождённых детей и врождённых аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создаёт постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведёт к заболеваемости детей анемией, туберкулёзом.

Учёными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24%.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, всё живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

7. Экологический рейд. “Какие законы нарушены”

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего поселка и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Примерные ответы детей:

  1. Загрязнение воздуха, виноват человек. (транспорт, производства.)
  2. Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно.
  3. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания растений и животных.

8. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Экономист”.

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

9. Выступления учащихся с информацией по теме классного часа. “Ученик”.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

10. Работа в группах. “ Обращение от имени Природы”.

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

  • Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
  • Вторая группа напишет военным.
  • Третья группа подготовит обращение к учёным.
  • Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
  • Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
  • Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин

Слушание в аудиозаписи песни “Берёзы” (муз.И.Матвиенко, слова М.Андреева – из телесериала “Участок”, исп. группа “Любэ” и С.Безруков).

Обобщающая беседа по теме классного часа.

Список литературы.

1. Aлексеев В.А. (ред). 1990. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Наука. Л. 200 стр. Алексеев С.В., Янушанец О.И.

2. Экологические проблемы охраны водных ресурсов. Чверткин Н.С., Рязанцева А.В., Заломнова О.Н., Лукашина Г.В.

3. Оценка негативного воздействия предприятий по ремонту транспортных средств на окружающую среду Гапонюк Н.А.

4. Гигиеническая оценка факторов среды. Гапонюк Н.А.

5. Природопользование: учеб. пособие Заломнова О.Н., Резчиков Е.А. М.

6.. Экология:учеб. пособие Резчиков Е.А., Заломнова О.Н. M.

Катан Анастасия

Исследовательская работа по экологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Россия. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Муниципальное образование город Новый Уренгой.

НОМИНАЦИЯ «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»

ТЕМА РАБОТЫ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ-СОХРАНИМ БУДУЩЕЕ»

РУКОВОДИТЕЛЬ: Реймхе Мария Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №8

г. Новый Уренгой

2014 год

  1. Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
  2. Экология. Глобальные экологические проблемы. . . . . .. . . . . . . . . .стр. 4
  3. Заключение. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . стр. 6
  4. Использованная литература. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7

Введение

Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он её переделывает.

Анатоль Франс

Актуальность выбранной темы:

ЧЕЛОВЕК-ЕДИНИЦА ПРИРОДЫ. Посмотрите вокруг! Какие прекрасные растения, разнообразные животные, насекомые нас окружают. Природа успокаивает, радует, удивляет, волнует.

Богата наша тундра вкусными ягодами, замечательными грибами. Кто из нас не ходит осенью в лес, чтобы полакомиться этими дарами природы? Все мы ходим на природу, дышим свежим воздухом, наслаждаемся полётом багровых, лиловых и зеленых листьев. А вот и серенький зайка проскочил, видно испугался появления людей. Неповторима и чарующа наша природа!

Каждый год осенью мы тоже всей семьей отдыхаем на природе, собираем грибы, ягоды и просто наслаждаемся красотой леса. И каждый год я наблюдаю одну и ту же картину: изобилие пустых бутылок, полных пакетов мусора, пачек от сигарет. Все это омрачает мое пребывание в лесу…

И каждый год я задумываюсь над поступками нас, людей. В моей голове возникает множество вопросов:

«Неужели трудно забрать с собой мусор после отдыха и выбросить его в урну?»;

«Кто же, если не мы, убережет, защитит нашу природу?»;

«Почему мы, люди, отдыхая на природе, вдыхая аромат цветов и трав, впоследствии сами же ее и губим?»;

«Почему мы так жестоки к тому, что нам дано, что нас окружает?».

Вопросов у меня много, ответ лишь один: человеческая беспечность, лень, безответственность, неблагодарность.… Ведь от всех других живых существ человека отличает то, что он умеет замечать красоту окружающего мира и радоваться ей.

Однако с появлением и развитием человечества происходит постепенное разрушение растительного мира, истребление многих животных. Каждый живой организм, включая людей, изменяет окружающую среду. С развитием общества, увеличением количества заводов и предприятий, воздействие человека на окружающую среду начинает наносить ей вред, постепенно уничтожать.

Вспомним высказывание Евгения Евтушенко, которое является призывом, криком в отношении человека к природе:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

Размышляя над всем этим, мне захотелось узнать о той ситуации, которая происходит в окружающем нас мире, в природе, понять каково влияние человека на природу, когда оно началось, и чем грозит это влияние будущему поколению.

В условиях современной экологической ситуации взаимодействие человека и природы очень сложно, и каждый из нас должен понимать, что без изменения сознания людей и отношения к природе, жизнь человека может погибнуть гораздо раньше.

Технический прогресс облегчает жизнь человека, однако заводы, автомобили и электростанции загрязняют воздух, которым мы дышим.

Агрессивное воздействие человека на природу привело к изменению и ухудшению состояния окружающей среды, качества продуктов питания, возникновению заболеваний. Вырубка лесов, загрязнение озер и водоемов вследствие экологических катастроф, браконьерство, лесные пожары, наводнения…Этот перечень можно продолжить. Все это является результатом необдуманной деятельности человека. В связи с этим возникает много чрезвычайно острых проблем и в первую очередь - экологических.

Поэтому основная цель моей работы: призвать к бережному отношению к окружающей среде, сохранить для будущего поколения нашу замечательную природу и доказать, что природа является главным фактором здоровья человека.

Мы познакомимся с терминами «экология», «экологическая безопасность», выделим правила личной экологической безопасности и постараемся доказать, что Земля - наш дом, сохраним свой дом - сохраним своё здоровье.

Объект исследования: мы и мир вокруг нас.

Предмет исследования: влияние деятельности человека на окружающую среду.

Гипотеза: если научить людей бережно относиться к окружающей среде, следующее поколение не столкнется со многими проблемами, которые существуют сейчас.

Практическая значимость: данная работа поможет заинтересовать многих неравнодушных к природе людей и даст возможность задуматься над своим отношением к миру вокруг нас. Ведь каждый может внести свой вклад и помочь сохранить нашу прекрасную природу!

Экология. Глобальные экологические проблемы.

Что такое экология?

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи - жизнь на Земле. Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с ней всеми корнями, существует за ее счет .

В переводе с греческого «ойкос» – дом, «логос» – наука. Можно сказать, что экология – это наука о доме, планете Земля. Впервые термин «экология» был употребленным в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834-1919). Экологическая безопасность – защита от вредного воздействия окружающей среды.

Рассмотрим глобальные экологические проблемы и определим пути их решения.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Мы с удовольствием купаемся в речке, собираем грибы, ягоды, дышим свежим воздухом леса после грозы. Но всё ли в природе нравится нам? Одни животные вызывают у нас страх, на других нам неприятно смотреть.

Остановитесь! Запомните: каждое растение, каждое живое существо удивительны и нужны природе! В ней нет ничего лишнего! Любить природу – значит не трогать её, не мешать ей жить по своим законам.

Поэтому среди глобальных экологических проблем мне бы хотелось отметить следующие :

  1. уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных, часть из них занесена в Красную книгу.

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов;

  1. в значительной мере истреблен лесной покров вследствие вырубки и пожаров;
  2. загрязнены природные воды;
  3. атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
  4. загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Становится совершенно очевидным губительное отношение человека к природе. В настоящее время хозяйственная деятельность человека становится основным источником загрязнения окружающей среды. В природную среду выбрасываются отходы производств, которые затем попадают в почву, воздух или воду и, в конце концов, в организм человека. Попадая в организм человека, токсичные вещества вызывают различные заболевания, которые могут перейти в хронические, часть из них вызывает мутацию, онкологические заболевания и приводит к смерти.
Чтобы защитить себя от вредного воздействия загрязняющих, токсичных веществ, необходимо соблюдать основные правила личной экологической безопасности.

Перед Вами правила экологической безопасности. Под правилами перечень слов. Сейчас мы с Вами определим, какие правила нам необходимо соблюдать, чтоб сберечь, сохранить наше здоровье крепким.

А теперь выясним, какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем.

  1. Беречь растения и животных, живущих рядом с нами;
    2. Охранять и восстанавливать леса, защищать их от пожаров, вредителей и болезней;
    3. Бережно расходовать воду, обязать предприятия использовать систему очистки сточных вод, использовать корабли-мусоросборщики и нефтесборщики для очистки водоемов.

4. Озеленять города и промышленные центры, заменить автомобили на электромобили, на заводах и фабриках поставить дымоуловители.

5. Государство устанавливает нормы по вылову рыбы, запрет на промысел китов, создаются общественные организации по защите окружающей среды, например, «ГРИНПИС».

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Каждый из нас должен знать правила поведения на природе и строго следовать им. (приложение 1)

Заключение.

Природа – среда жизни и источник существования человека. В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения на природе.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, в школах и детских садах необходимо вести беседы с детьми на тему бережного отношения к природе, проводить открытые уроки. Ведь каждый из нас может внести значительный вклад в защиту, сохранность нашей природы. И если мы, люди, не будем беречь нашу природу, наш край родной, все то, что дает природа нам, то будущее поколение просто не сможет выжить в постепенно формирующихся природных условиях, в той экологии, которая будет через несколько поколений.

Наслаждайтесь красотой родной природы, зелеными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек и стрекоз. Наблюдайте жизнь природы, изучайте ее и любите!

Использованная литература:

  1. Иллюстрированная энциклопедия фактов/Ред. Дылейко А.А., Зарицкая Т.А., Марук В.А., Тихонович В.Е.-СПб.: Белфакс, 1999. – 504с.: ил.
  2. Окружающий мир: Учеб. для 2кл. четырёхлет. нач. шк./ Виноградова Н.Ф.– 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1997. – 192с.:, ил.
  3. Основы экологии: Учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений/ Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. – М.: Просвещение, 1997. – 240с.: ил.
  4. Почемучка/Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1991. – 384с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав. ред. Володин В.А., вед. научн. ред. Вильчек Г.Е., отв. ред. Ананьева Е.Г. – М.: Аванта + , 2003. – 448с.: ил.
  6. Ссылка на Интернет-ресурсы: htt://domznaniy.ru/, http:// dishisvobodno.ru/, http://injstroj.ru/.

Приложение 1

Правила поведения на природе

Просмотров