Что такое ревизионизм: определение, персоналии. Теория и практика общественного развития Фракции социал демократии ревизионисты коммунисты

РЕВИЗИОНИЗМ

(от позднелат. revisio - пересмотр) - политич. течения в междунар. рабочем движении, стремящиеся под видом "развития", "исправления" и "уточнения" марксистской теории лишить ее революц. содержания.

Р. сложился в кон. 19 в. в условиях, когда марксизм утвердился как господствующая идеология рабочего движения. "Диалектика истории такова, - писал В. И. Ленин, - что теоретическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 3 (т. 18, с. 546)).

В Социал-демократич. партии Германии нек-рые существенные стороны Р. получили отражение уже в кон. 1870-х гг. в выступлениях И. Хёхберга, К. Шрамма и Э. Бернштейна ("цюрихская тройка"), требовавших от партии отказа от революц. клас. борьбы и приспособления к исключит. законам против социалистов. Линия "цюрихской тройки" была подвергнута резкой критике в "Циркулярном письме" К. Маркса и Ф. Энгельса А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879 (см. Соч., 2 изд., т. 19, с. 161-75). В 1899 Э. Бернштейном была опубликована книга "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер., М., 1901), к-рая стала своеобразным "манифестом" междунар. ревизионизма. В своей работе Бернштейн, оппортунистически интерпретируя политич. и экономич. развитие передовых капиталистич. стран в кон. 19 в., призвал к пересмотру коренных принципов марксизма. Р. в форме бернштейнианства, впитавшего в себя нек-рые черты англ. фабианства (см. "Фабианское общество") и прочих реформистских концепций, получил в той или иной мере распространение в партиях 2-го Интернационала всех стран. Появление Р. отражало влияние бурж. идеологии и политики на рабочий класс. Социальной базой Р. явилась рабочая аристократия и вливающаяся в ряды рабочего класса мелкая буржуазия.

В нач. 20 в. междунар. Р. (несмотря на нек-рые особенности концепций его отд. носителей) приобрел общее для всех стран идейное содержание. В области философии ревизионисты выступали (одни "стыдливо", другие - более явно) против диалектич. материализма, призывая "до нек-рой степени" вернуться к Канту (Э. Бернштейн) или взять на вооружение подправленный махизм, модифицированное берклеанство (А. А. Богданов, В. А. Базаров и др. филос. ревизионисты в России). Революц. диалектику они подменяли эволюционизмом. В области политич. экономии ревизионисты, ссылаясь на "новые данные хоз. развития", утверждали, что, вопреки Марксу, концентрация и вытеснение крупным произ-вом мелкого в пром-сти и торговле происходит крайне медленно, а в с. х-ве не происходит вовсе; что развитие картелей и трестов смягчает экономич. кризисы и позволяет устранить их совсем; что клас. противоречия, присущие капиталистич. строю, притупляются и смягчаются; что теорию стоимости Маркса следует "исправить" по Бём-Баверку (один из основателей т.н. австр. школы политэкономии), т. е. по существу отказаться от трудовой теории стоимости. В области политики ревизионисты выступили с пересмотром марксистского учения о клас. борьбе; бурж.-демократич. свободы, согласно их концепциям, уничтожают будто бы почву для клас. борьбы и меняют характер бурж. гос-ва, к-рое, по их мнению, перестает быть органом клас. господства.

Теоретич. воззрения ревизионистов предопределили их отношение к конечной цели социалистич. движения. Это отношение с предельной краткостью и ясностью было сформулировано крылатой фразой Бернштейна: "Конечная цель - ничто, движение - все". В. И. Ленин следующим образом определил существо политич. платформы Р.: "От случая к случаю определять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических мелочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капиталистического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными интересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, - такова ревизионистская политика" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 24 (т. 15, с. 23)).

Особой, утонченной формой ревизионизма в междунар. рабочем движении стал центризм, вожди и идеологи к-рого (К. Каутский и др.) первоначально выступали, хотя и непоследовательно, с критикой взглядов Бернштейна. В России носителями Р. выступили в 90-х гг. 19 в. "легальные марксисты", "экономисты", позднее - меньшевики, троцкисты.

Р. привел к утрате большинством партий 2-го Интернационала боевого пролетарского характера, вызвал крах 2-го Интернационала в период 1-й мировой войны.

В кон. 19 - нач. 20 вв. против Р. выступал А. Бебель. Ревизионистские взгляды подвергались критике со стороны таких представителей революц. направления социалистич. движения, как П. Лафарг, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. Значит. вклад в борьбу против филос. Р. внес Г. В. Плеханов. Однако решающая роль в раскрытии социальных корней и политич. сущности Р., как русского, так и международного, принадлежит В. И. Ленину. В борьбе с ревизионистами, с оппортунистами всех мастей Ленин провел исторически необходимую работу по сплочению всех подлинно революционных, выступающих против Р. сил междунар. рабочего движения, отстоял чистоту марксизма, теоретич., идеологич. и организац. принципы построения и политики партии рабочего класса, обогатил марксизм открытиями всемирно-ист. значения (см. в ст. Марксизм-ленинизм).

После Вел. Окт. социалистич. революции К. Каутский, Р. Гильфердинг и мн. др. теоретики междунар. социал-демократии выступили против Сов. республики, выявив тем самым контрреволюц. сущность своих взглядов. Извращая характер развивавшихся в ряде стран во время и после 1-й мировой войны гос.-монополистич. тенденций, используя ревизионистские теории "ультраимпериализма", "организованного капитализма", "демо- кратического социализма" и др., они пытались обосновать возможность врастания капитализма в социализм. Они догматически отвергали также то новое, что было внесено в марксистскую теорию всемирно-ист. опытом партии большевиков, В. И. Лениным.

Коммунистич. Интернационал вел постоянную борьбу против проникновения различных форм ревизионизма в коммунистич. движение. Двадцать одно условие приема в Коминтерн было направлено на ограждение коммунистич. партий от центристских, ревизионистских элементов. Важнейшим фактором в борьбе коммунистич. движения против междунар. ревизионизма был идейный и политич. разгром троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов в рядах компартии Советского Союза. Тем не менее проникновение в коммунистич. партии бурж. влияний, приток в ряды компартий особенно подверженных этим влияниям выходцев из мелкобурж. среды и недостаточная теоретич. подготовка части коммунистов создавали почву для оживления в компартиях ревизионистских веяний.

В кон. 2-й мировой войны (1944) в Коммунистич. партии США сложилась ревизионистская группа. Э. Браудера, к-рая выступила за отказ от самостоятельной, независимой пролетарской партии и добилась реорганизации компартии в "Коммунистическую политич. ассоциацию", именовавшуюся в своем уставе "беспартийной орг-цией". В результате идейного и организац. разгрома браудеризма компартия США была восстановлена в 1945.

В 50-х гг. в коммунистич. партиях ряда стран отмечалось возникновение ревизионистских групп, к-рые пытались использовать благоприятную экономич. конъюнктуру, повышение заработной платы рабочих в ряде капиталистич. стран, еще не преодоленные среди части рабочих реформистские настроения для "обоснования" ревизии важнейших принципов марксизма-ленинизма. Дальнейшее развитие после 2-й мировой войны процесса перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм, а также новые явления в развитии монополистич. капитализма, связанные с научно-технич. революцией, к-рые получали в работах бурж. и правосоциалистич. авторов реформистскую интерпретацию, не всегда находили своевременное и всестороннее объяснение; это порождало путаницу среди части членов отдельных коммунистич. партий.

В сер. 50-х гг. с ревизионистскими платформами выступили Дж. Гейтс, Дж. Кларк, У. Норман и др. в США, А. Джолитти в Италии, П. Эрве и А. Лефевр во Франции, А. Ларсен в Дании, Дж. Солсберг в Канаде и др. Ревизионистские взгляды проявились в тот период и в нек-рых социалистич. странах.

Теоретич. концепции совр. ревизионистов представляют собой по существу развитие оппортунистич. концепций Вернштейна, Каутского, Гильфердинга и др. теоретиков 2-го Интернационала (хотя многие ревизионисты отрицают, что реформистские лидеры 2-го Интернационала были их ист. предшественниками), "обогащенных" послед- ними экономико-политич. (кейнсианство, теории "народного капитализма" и "индустриального об-ва", концепции "государства всеобщего благоденствия", "этич. социализма" и др.) и философскими (неореализм, неопозитивизм, операционализм, семантич. философия, экзистенциализм и др.) теориями бурж. и правосоциалистич. реформизма. При этом одни из них маскируют реформистскую сущность своих взглядов обильными ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина; другие предлагают отказаться от самого слова "марксизм", третьи пытаются представить ленинизм как нац. учение, не применимое к зап. странам (напр., Джолитти (Италия)). Рядясь в одежды "противников догматизма", ревизионисты затушевывают главное противоречие совр. эпохи - противоречие между мировыми системами социализма и капитализма, игнорируют ведущую роль социалистич. гос-в в мировом революц. процессе, пытаются представить гос.-монополистич. капитализм как социализм. Так, напр., амер. ревизионист Биттелмен повторяет высказывания открытых апологетов амер. империализма об образовании в США "гос-ва всеобщего благосостояния", в к-ром якобы исчезли клас. противоречия, прекратилась клас. борьба; амер. капитализм, по Биттелмену, вступил в полосу "перехода к социализму". Ссылаясь на новые социально-экономич. процессы, ревизионисты требуют внесения поправок в принципиальные положения марксистской теории и, подвергая пересмотру ее коренные принципы, идут по стопам тех правосоциалистич. лидеров, к-рые после 2-й мировой войны завершают переход к открытому отречению от марксизма (см. в ст. Реформизм).

При всем внешнем многообразии теоретич. концепций совр. ревизионистов их политич. направленность более или менее однородна. "Современный ревизионизм, - указывает Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957, - пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Р., выступающий в теории и на практике как правый оппортунизм, зачастую переплетается и действует заодно с "левым" оппортунизмом - догматизмом и сектантством. История развития совр. коммунистич. и рабочего движения показывает, что попытки ревизии марксизма-ленинизма и пересмотра ген. линии коммунистич. движения "слева" приводят к не менее пагубным для революц. дела результатам, чем ревизионизм "справа". Отклонения от марксистско-ленинской линии как "вправо", так и "влево" становятся особенно опасными, когда они сочетаются с проявлениями национализма, великодержавного шовинизма и гегемонизма, с игнорированием принципов пролетарского интернационализма, с призывами к расколу междунар. коммунистич. движения и разобщению мировых революц. сил. Подобного рода практика стала проводиться с нач. 60-х гг. группой Мао Цзэ-дуна в Китае. Она получает решительный отпор со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий.

Марксистско-ленинские партии рассмат- ривают борьбу с Р. как свой важнейший долг. Большое внимание вопросам борьбы с Р. было уделено на Московских совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий 1957 и 1960. Отмечая, что практика борьбы рабочего класса, весь ход обществ. развития дали новое блестящее подтверждение великой всепобеждающей силы и жизненности марксизма-ленинизма и решительно опровергли все "теории" совр. ревизионистов, Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран 1957 и Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 подчеркнули вместе с тем необходимость продолжать, в интересах дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения, решительную борьбу на два фронта - как против правого оппортунизма, так и против догматизма и сектантства. Коммунистич. партия Советского Союза вместе с другими коммунистич. партиями постоянно выступала и выступает против любых оппортунистических извращений марксизма-ленинизма.

Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, гл. 2 (т. 1); его же, Некритическая критика, там же, т. 3 (т. 3); его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4 (т. 4); его же, Протест российских социал-демократов, там же; его же, Рецензия. К. Kautsky. Bernstein und das sozialdemokratische Programm, там же; его же, Что делать?, там же, т. 6, гл. 1 (т. 5); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18 (т. 14); его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17 (т. 15); его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20 (т. 16); его же, О некоторых особенностях исторического развития марксизма, там же, т. 20 (т. 17); его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23 (т. 18); его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27 (т. 22); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); Резолюция XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза по Отчетному докладу ЦК КПСС, М., 1966; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Ревизионизм - главная опасность, M., 1958; Против современного ревизионизма, под ред. проф. Г. С. Васецкого и А. П. Бутенко, M., 1958; Зарубежные марксисты в борьбе против реформизма и ревизионизма, сб. переводов, М., 1960.

В. Г. Толстиков. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Ревизионизм (лат. пересмотр) - оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, осуществляющее антинаучный пересмотр коренных положений марксизма-ленинизма. Правый Р. смыкается с буржуазно-реформистскими взглядами, для «левого» характерны анархистски-волюнтаристские установки. Р. возник в конце 70-х гг. В 19 в.; в конце 90-х гг. 19 в. - начале 20 в. он оформился как направление в социал-демократическом движении Германии, Австро-Венгрии, Франции, России и др. стран (Бернштейн, Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.). Утверждая, что социалистические воззрения независимы от философских взглядов, ревизионисты пытались соединить научный социализм с неокантианством и махизмом. Марксистское учение о классовой борьбе объявлялось устаревшим, т. к. буржуазная демократия и всеобщее избирательное право якобы уничтожают для нее почву, и поэтому нет необходимости в революционном свержении буржуазии и установлении диктатуры пролетариата. Согласно Р., новые тенденции в развитии капитализма ведут к смягчению его противоречий. Взгляды ревизионистов были подвергнуты решительной критике Лениным и др. марксистами. После краха II Интернационала и победы Великой Октябрьской социалистической революции рабочее движение раскололось на реформистское направление (Реформизм), полностью порвавшее с марксизмом, и революционную часть - международное коммунистическое движение. Внутри коммунистического движения в периоды обострения социальных противоречий общественного развития возникали ревизионистские течения правого и «левого» толка (правый уклон в нек-рых коммунистических партиях, «левый коммунизм» и др.). Совр. правый Р. под флагом творческого развития марксизма и борьбы с догматизмом, утверждения, что научно-техническая революция привела к качественному изменению социальной структуры капиталистического об-ва, отвергает необходимость социалистической революции и выступает за реформирование капитализма. Ревизионисты утверждай ют, что рабочий класс якобы под влиянием роста уровня жизни интегрировался в капиталистическую систему, поэтому ведущая роль перешла к интеллигенции. Абсолютизируя национально-исторические особенности перехода разных стран к социализму, Р. игнорирует общие закономерности строительства социализма и международное значение ленинизма. Р. отрицает социалистическую природу реального социализма, выдвигая в качестве идеала принципы абстрактной, внеклассовой демократии, свободной игры политических сил. Р. отвергает принцип демократического централизма, изображая его в виде средства подавления «свободной дискуссии» в коммунистических партиях и стремясь на деле к разрушению революционной организации рабочего класса. Атакам ревизионистов подвергаются принципы интернационализма. Совр. «левый» Р. проявился в деятельности лево-экстремистских групп, стоящих на позициях мелкобуржуазного революцио-наризма. Борьба о Р. - важнейшее условие укрепления коммунистических партий и рабочего движения в целом, успехов освободительной борьбы трудящихся.

История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) Коллектив авторов

Возникновение ревизионизма

Возникновение ревизионизма

На рубеже XIX – XX веков капитализм вступил в стадию империализма. Наступало время острых социальных конфликтов, интенсивной дифференциации пролетариата, поляризации различных направлений внутри рабочего движения. Вместе с тем уже в конце XIX века стали формироваться предпосылки и основы тех интеграционных социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер в современном капиталистическом обществе. Тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество, охватывающая различные аспекты функционирования базисных и надстроечных структур, органически вытекала из требований научно-технического прогресса, предъявлявшего все более высокие требования к качеству рабочей силы – ее образовательному, культурному, профессиональному уровню, ее социальной мобильности и ответственности. Необходимость выработки эффективных и гибких форм стимулирования труда, приводящих в движение дорогостоящую технику, предполагала ориентацию не только на материальное поощрение, но и на удовлетворение возрастающих социальных потребностей работников, стремящихся к большей свободе и самореализации личности в общественной и политической жизни, к обеспеченности определенными социальными гарантиями. Реализуя эти требования технического и общественного прогресса, зачастую используя при этом и механизмы классовой борьбы в различных ее формах, буржуазия связывала их с нормами и ценностями буржуазного образа жизни, с идеологической защитой основ капиталистического строя.

Однако в контексте диалектических взаимосвязей общественного развития интеграционные тенденции оказывали противоречивое и в значительной степени парадоксальное воздействие на характер отношений капиталистического общества. Содействуя его экономической и политической стабилизации, они в то же время объективно способствовали вызреванию в его недрах предпосылок и элементов социалистического общества, положив начало реализации ряда принципов, которые традиционно рассматривались как прерогатива социалистического общественного строя (социализация собственности, изменения в уровне материальной обеспеченности и социальной защищенности большинства трудящихся, развитие условий совершенствования личности и т.д.).

Анализ социально-экономического развития стран Запада, в частности Германии, показывает конкретное проявление данных тенденций. Экономический подъем конца XIX века, позволивший Германии вырваться на первое место в Европе по уровню промышленного производства, сопровождался бурным развитием производительных сил, глубокой структурной перестройкой народного хозяйства, существенно возросшим качеством рабочей силы. И не случайно рабочее движение этого периода вступило в новый исторический этап своего развития, характеризующийся ориентацией на реализацию своих целей и идеалов средствами политической борьбы и существенным расширением спектра социальной активности пролетариата, усилением его роли в буржуазном государстве.

В 80 – 90-х годах XIX столетия во многих социалистических западноевропейских партиях шли острые дискуссии о путях движения общества к социализму, вошедшие в историю марксизма как полемика между оппортунистами, реформистами, ревизионистами с «ортодоксальными» продолжателями идей Маркса и Энгельса. В центре внимания социал-демократических теоретиков в те годы находился вопрос о том, могут ли капиталистические общественные отношения в ходе осуществления реформ постепенно трансформироваться в социалистические (точка зрения реформистов), или создание социалистической альтернативы начинается лишь после «всеобщего краха» капитализма как общественного строя (позиция марксистов-ортодоксов).

Хотя оппортунистические настроения имели довольно широкое хождение в социалистических партиях уже с конца 80-х годов, вначале они не получили последовательного мировоззренческого оформления, не приобрели форму теоретической ревизии учения Маркса и Энгельса. Публикация Э. Бернштейном в 1896 году в «Die Neue Zeit» серии статей под названием «Проблемы социализма» стала первой попыткой такого рода. Вышедшая в 1899 году книга Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» стала катехизисом ревизионизма 90-х годов. В течение трех лет она выдержала десять изданий, была переведена на все европейские и японский языки.

Ленин отмечал, что впервые в социал-демократической литературе «бывший ортодоксальный марксист» выступил с «наиболее цельным выражением поправок к Марксу, пересмотра Маркса, ревизионизма». Свое требование о превращении социал-демократической партии из партии социальной революции в партию социальных реформ «Бернштейн обставил целой батареей довольно стройно согласованных „новых“ аргументов и соображений. Отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт… обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о „конечной цели “ и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы , неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т.д.».

Отмечая непоследовательность теоретической позиции Бернштейна, его отступление от позиций Маркса и Энгельса, Ленин не придал значения тому факту, что Бернштейн поставил в повестку дня марксистских теоретических дискуссий реальные вопросы, которыми фактически не задавались убежденные в близком крахе капитализма тогдашние лидеры социал-демократии.

Бернштейн поставил под сомнение главный тезис тогдашней концепции перехода к социализму – об обострении и углублении противоречий в процессе развития капитализма, о разрешении конфликта путем ликвидации буржуазии в ходе классовой борьбы и социальной революции. За распространенной широко формулой об углублении противоречий капитализма и неизбежной его гибели он попытался разглядеть суть происходящих в буржуазном способе производства изменений: возникновение средств адаптации капитализма к новым, более высоким экономическим условиям, прогрессирующее обобществление производства и т.п.

Бернштейн был одним из первых, кто под влиянием порождаемой и углубляемой империализмом дифференциации рабочего класса подверг критике общее, нерасчлененное понятие «пролетариат», выявив рост разнородности его элементов с развитием капитализма. Поскольку большинство рабочего класса еще не возвысилось до социализма, постольку историческая задача социал-демократии, по Бернштейну, заключается в длительной кропотливой работе по повышению и выравниванию жизненного уровня рабочих, развитию самодеятельности всех элементов, составляющих рабочий класс, росту их просвещения, сплоченности, организованности и т.п. Захват политической власти социал-демократией, считал Бернштейн, при существующей дифференциации пролетариата не может привести к социализму: различия в рядах рабочего класса обернутся после завоевания власти непримиримыми противоречиями. Отсюда и его программа: переход к социализму несовместим с применением политического насилия, он осуществим лишь как результат долгого предварительного развития пролетариата на почве буржуазного общества.

В постановке всех этих вопросов и состояла историческая заслуга Бернштейна. Он зафиксировал явное несоответствие между тем, что следовало бы ожидать исходя из основных посылок теории Маркса, и тем, что реально совершалось, вызревало в современном ему общественном процессе. Однако решения, предлагаемые Бернштейном, оказывались сплошь и рядом неконструктивными. Не случайно его критика и поправки к теории марксизма были встречены с негодованием большинством лидеров социал-демократии, а имя Бернштейна стало нарицательным для обозначения искажения, «ревизии» марксизма. Однако моральное осуждение его взглядов и политическое неприятие доктрины реформизма сплошь и рядом перевешивало соображения по существу: в пылу полемики отрицались сами вопросы, поставленные Бернштейном, они еще не встали перед большинством социал-демократических идеологов тех лет, ожидавших революционного краха капитализма.

Бернштейнианская критика марксистской теории органически была связана с критикой марксизма в буржуазной литературе. Сам Бернштейн подчеркивал, что большая часть того, что излагается в форме возражений Марксу, «если не все, было по существу уже сказано другими или, по крайней мере, намечено».

Бернштейн обосновывал свой реформизм, ссылаясь непосредственно на работы Маркса и Энгельса. Он противопоставлял теоретические взгляды Маркса идеям Энгельса, стремился представить Энгельса сторонником оппортунизма, а Маркса – представителем утопического революционаризма в традициях О. Бланки. Бернштейн использовал элементы буржуазной критики марксистской диалектики и, в частности, ложную идею о тождественности марксистского и гегелевского диалектического метода. По его убеждению «проникновение» диалектики в марксизм обусловило «чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития», привело марксистов к заблуждениям волюнтаристского толка о перспективах социалистической революции, путях и формах политической борьбы, которые-де не соответствуют фактам экономических исследований Маркса.

Обосновывая идею политического союза с буржуазией, Бернштейн исходил из того, что не существует принципиальных различий между социал-демократической и буржуазной идеологией, представлял марксизм как прямое продолжение традиций мелкобуржуазного утопизма. Он утверждал, что основные идеи научный социализм заимствовал из буржуазной философии XVII – XIX веков и Маркс-де только «очистил основные идеи… от умозрительно-идеалистического сора… объединил их в общей теории и углубил ее». Бернштейн превратно истолковывал высказывания о государстве, содержащиеся в «Анти-Дюринге», в предисловии к третьему изданию «Гражданской войны во Франции», во Введении к «Классовой борьбе во Франции» Энгельса, с тем чтобы представить разъяснения о возможности мирного установления диктатуры пролетариата как доказательство его верности идеалам буржуазного демократизма.

С осуждением всего комплекса идей Бернштейна и его единомышленников выступили Г.В. Плеханов, вожди французских социалистов Ж. Гед, П. Лафарг, деятели Социал-демократической федерации Великобритании, видный итальянский марксист А. Лабриола, болгарские социал-демократы Д. Благоев, Г. Георгиев. С критикой реформистов выступили марксисты Сербии Д. Туцович и Р. Драгович, Румынии – А. Ионеску, Ш. Георгиу и К. Фриму, лидер Социалистической рабочей партии США Д. Де Леон, Социалистической партии США – Ю. Дебс и др.

Особенно острый характер приобрела полемика с ревизионистами в германской социал-демократии. Многие органы партийной печати, рядовые члены партии на многочисленных собраниях решительно высказывались против ревизионизма, требовали исключить Бернштейна и его сторонников из партии. Вместе с тем в этой полемике отчетливо выявились самые различные подходы к идеям Бернштейна – от последовательного неприятия, отрицания их до апологетического восхваления.

Бернштейн и его сторонники, выступив с требованием обновления марксизма, по существу, поставили перед его идеологами задачу творческого развития марксистского учения применительно к новой социально-экономической ситуации. В дискуссиях с последователями бернштейнианства марксистские лидеры международной социал-демократии сделали значительный шаг в этом направлении. В их работах конца XIX – начала XX века сформулированы идеи, имевшие важное теоретическое и практическое значение для политической практики пролетарских партий, их ориентации на социализм.

Из книги Открытое общество и его враги автора Поппер Карл Раймунд

Возникновение философии оракулов

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Возникновение Христианства Согласно традиционной исторической концепции происхождение религий связано со страхом человека перед силами природы, которые он начинал обожествлять и поклоняться им. У меня такая модель вызывает, по крайней мере, два принципиальных

Из книги Человечество - для чего оно? автора Забелин Игорь Михайлович

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Подобное словосочетание пока звучит непривычно. Иное дело - происхождение и возникновение человека: эта великая проблема давно стала традиционной (не перестав притом быть мучительной). Но человек и человечество - не одно и то же.На вопрос,

Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛИ Предварительное замечаниеПарадокс человекаС чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Возникновение дуккхи «А что, монахи, есть благородная истина о возникновении дуккхи? Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная с страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. То есть жажда чувственных удовольствий,

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Возникновение дуккхи Сравним дуккху со страданием в иудео-христианстианской традиции. Во-первых, в этой традиции страдание трактуется как наказание за грехи (в христианстве - первородный грех: злоупотребление свободой, дарованной Богом), одновременно считаясь

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Возникновение махаяны Тенденций, развитие которых привело к возникновению махаяны, зародились в разных школах-сектах хинаяны - прежде всего в махасангхике. Именно ее сторонники ратовали за открытую обшину. т.е. за принятие в сангху мирян и смягчение суровой дисциплины.

Из книги Эрос и цивилизация. Одномерный человек автора Маркузе Герберт

Возникновение йогачары История буддийских школ и сект является прекрасной иллюстрацией того, что идея, доведенная до крайности, неизбежно порождает себе противоположную. Любую буддийскую школу или направление можно рассматривать как реакцию на идеи какой-то другой

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

5.4. Возникновение времени В некоммутативной геометрии не существует понятия времени как последовательности моментов (поскольку моменты - понятия локальные), но понятие состояния физической системы остается валидным. Это вызвано тем, что понятие состояния нелокально:

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

1. Возникновение эпохального сознания Критика времени так же стара, как сознающий самого себя человек. Наша - коренится в христианском представлении об истории как некоем упорядоченном согласно замыслу спасения процессе. Это представление уже не разделяется нами, но

Из книги Обсуждение книги Т.И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» автора Стёпин Вячеслав Семенович

Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма В результате фундаментальных социальных изменений, происшедших в первой половине столетия, функция психоанализа в культуре изменилась. Крах эпохи либерализма и ее обещаний, разворачивание тоталитарного движения и попытки

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,

Из книги автора

27. Возникновение софистики В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не

Из книги автора

ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Т.И. ОЙЗЕРМАНА «ОПРАВДАНИЕ РЕВИЗИОНИЗМА» От редакции. Наш журнал провел обсуждение новой книги академика РАН Теодора Ильича Ойзермана «Оправдание ревизионизма» (Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: «Канон плюс», РООИ «Реабилитация», 2005, 688 с.).

Ревизионизм

(лат. revisio - пересмотр) - враждебное идейно-политическое течение, возникающее внутри рабочего и коммунистического движения под флагом «критики», «пересмотра», «ревизии» или даже «развития» марксистско-ленинской теории. Он является одной из разновидностей .

Ревизионизм порождается экономическими и социально-политическими условиями , его социальной основой служит привилегированная часть - «рабочая аристократия» и «рабочая бюрократия». Применение правящими буржуазными партиями методов «либерализма», политики реформ также вызывает усиление ревизионизма. В его возникновении играет роль и борьба между буржуазной и коммунистической идеологиями. С одной стороны, каждый новый успех марксизма-ленинизма заставляет его врагов нередко переодеваться марксистами, социалистами. С другой стороны, неустойчивые или слабые в теоретическом отношении участники коммунистического движения могут не выдержать давления и скатиться на ревизионистские позиции. Ревизионизм возникает также в связи с крупными поворотами в рабочем и коммунистическом движении, когда отдельные коммунисты не в состоянии правильно осознать новые явления действительности, изменения в тактике коммунистических партий. Источником, питающим ревизионизм, может стать также .

Родоначальником ревизионизма является Бернштейн, выступивший в конце XIX - начале XX в. с требованием пересмотра учения Маркса. Уже тогда ревизионизм стал международным явлением, появившись не только в Германии, но и во Франции, Бельгии, России и других странах. Ревизионисты подвергли пересмотру марксистскую философию, политэкономию и теорию научного коммунизма. Они, например, заявляли, что материализм давно «опровергнут» жизнью, и предлагали вернуться назад, к идеализму Канта. Революционную диалектическую концепцию развития они предлагали заменить эволюционной. Требуя внести «поправки» в политическую экономию Маркса, ревизионисты разрабатывали теорию «устойчивости» мелкого производства, утверждали, что монополии ведут к устранению экономических кризисов. Они заявляли также, что классовые противоречия «притупляются и смягчаются», что , всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. Проповедуя «теорию» стихийной «трансформации капитализма в социализм», ревизионисты выступили с отрицанием социалистической революции и диктатуры пролетариата. Толкая рабочее движение на путь , они выдвинули лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - все». Ленин неустанно и последовательно разоблачал взгляды Бернштейна и его сторонников, показывал опасность ревизионизма, вскрывал его социальные корни и сущность. В этой борьбе он отстоял революционную суть марксизма и способствовал усилению и укреплению революционного крыла в международном рабочем движении.

В послевоенный период известное оживление ревизионизма среди некоторых членов коммунистических партий имело место во второй половине 50‑х гг., когда, с одной стороны, под влиянием успехов рабочего движения и достижений мировой системы социализма пролетариат развитых капиталистических стран добился повышения заработной платы, улучшения социального обеспечения и т. д., а с другой стороны, усилилось давление буржуазной идеологии в связи с контрреволюционным мятежом в Венгрии и критикой культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Ревизионисты пытались сбить коммунистические партии на ложный путь раздувания вопроса о культе личности Сталина, опорочивания всех достижений социализма и коммунистического движения. Они декларировали только мирный путь к социализму и толковали его в типично реформистском духе, требовали свободы фракций и группировок и даже ликвидации марксистско-ленинских партий. Новое оживление ревизионизма произошло во второй половине 60‑х гг. в связи, в частности, с попытками антисоциалистических сил в Чехословакии столкнуть эту страну с пути строительства социалистического общества. Ревизионисты (Шик, Гароди, Фишер и др.) выступили с «новыми моделями социализма», отрицая общие закономерности социалистического строительства. Они ополчились против идеи необходимости социалистической революции, диктатуры пролетариата, против принципов , скатившись к антисоветизму. Фетишизация научно-технической революции сопровождалась у них отрицанием ведущей роли рабочего класса в революционном движении, вместо него в качестве решающей силы признавался «новый исторический блок», в котором главное место отводилось и студенчеству. Коммунистические партии дали решительный отпор этим вылазкам ревизионистов.

Мировая реакция продолжает возлагать на ревизионизм большие надежды, рассчитывая расколоть , подорвать классовую борьбу пролетариата в капиталистических государствах, помешать строительству нового общества в социалистических странах. В середине 70‑х гг., когда в условиях международной разрядки произошло обострение идеологической борьбы, а правящие круги США начали массированную пропагандистскую кампанию «защиты прав человека в социалистических странах», в международном рабочем и коммунистическом движении вновь активизировались ревизионистские элементы, выступившие в обличии «еврокоммунизма» (Ж. Элленштейн и др.). Ревизионисты выступили против революционной теории и практики, добивались отказа от употребления в документах компартий самих терминов «марксизм-ленинизм», «пролетарский интернационализм», «диктатура пролетариата». Особенно сильным нападкам они подвергали реальный социализм, его внутреннюю и внешнюю политику. «Еврокоммунизм», проявившийся не только в Европе, - это разновидность правого оппортунизма социал-демократического типа. Он нанес определенный ущерб коммунистическому движению в некоторых капиталистических странах, способствовал активизации антисоциалистических сил в Польше в начале 80‑х гг., затушевывая агрессивную политику империализма, тормозил развитие антивоенного движения, а также движения солидарности с национально-освободительной и революционной борьбой народов (Афганистан, Кампучия и др.).

Систематическое оживление ревизионизма наглядно подтверждает марксистско-ленинский вывод о том, что, пока существует империализм, буржуазная и мелкобуржуазная идеология может проникать в коммунистическое движение, проявляясь в том числе и в виде ревизионизма. Поэтому марксистские партии постоянно уделяют первостепенное внимание чистоте своих рядов, чистоте своей революционной идеологии.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Ревизионизм" в других словарях:

    ревизионизм - а, м. revisionnisme m., нем. Revisionismus. Возникшее в конце 19 в. враждебное марксизму течение в рабочем движении, стремившееся извратить марксизм, путем пересмотра, ревизии основных его положений. БАС 1. Политическое течение, утверждающее… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    РЕВИЗИОНИЗМ - (от позднелат. revisio пересмотр), антинауч. пересмотр положений марксизмаленинизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, которое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию … Философская энциклопедия

    РЕВИЗИОНИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка

    Ревизионизм - (revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2 го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и… … Политология. Словарь. Большой Энциклопедический словарь

    Ревизионизм - (пересмотр) обозначение идейно политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой либо теории, концепции или учения … Исторический словарь

    РЕВИЗИОНИЗМ - (позднелат. revisio пересмотр) одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал… … Новейший философский словарь

    РЕВИЗИОНИЗМ - РЕВИЗИОНИЗМ, а, муж. Политическое течение, утверждающее необходимость пересмотра основных положений марксизма ленинизма. | прил. ревизионистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    РЕВИЗИОНИЗМ - (от лат. revisio пересмотр) англ. revisionism; нем. Revisionismus. 1. Пересмотр (ревизия) теории, учения, взглядов. 2. Течение в революционном рабочем движении, осуществляющее ревизию коренных положений марксистской теории с целью осмысления… … Энциклопедия социологии


Антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма, который под предлогом творческого осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтвержденных практикой положений марксистской теории.

Ревизионизм "справа" заменяет марксистские положения буржуазно-реформистскими взглядами; ревизионизм "слева" подменяет их анархистскими, волюнтаристскими установками. Современный ревизионизм пытается опорочить марксизм, объявляет его устаревшим и якобы утратившим

ныне значение для общественного развития.

Развитие марксизма-ленинизма для новых исторических условий необходимо при сохранении однако основных положений марксистской теории о базисе и надстройке, об общественно-экономических формациях, о классах и классовой борьбе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВИЗИОНИЗМ

(revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2-го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и политической стратегии марксизма (Marxism). Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма на деле не подтверждается. Монополистический капитал оказался жизнеспособным в отношении кризисов производства и использовал империалистическую экспансию в качестве предохранительного клапана для прибавочной стоимости. Не наблюдалось ни социальной поляризации, ни все большего обнищания рабочего класса, формировался новый средний класс, а крестьянство не исчезало. Бернштейн полагал, что движение к социализму в рамках существующей демократической системы станет возможным при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Он находился под влиянием фабианских (Fabian) идей относительно проникающей роли государства. Бернштейн утверждал, что он всего лишь указал умозрительную перспективу той ситуации, которая уже существовала в Германии и Англии. Впоследствии "ревизионизм" использовался как бранное слово, которым клеймили любую серьезную попытку новой интерпретации классической марксистской теории, если в ней усматривалась реформистская направленность.

Просмотров