Православные храмы латвии. Православие в латвии имеет глубокие корни

Православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Православное христианство приходит на территорию нынешней Латвии в XI веке из соседних русских областей. Уже в XII веке в Латвии существовали в разных местах православные церкви. Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».

По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла-вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право-славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда-ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей - собор Рождества Христова (Kristus Piedzimšanas katedrāle). В центре Риги, на Эспланаде, возвышается величественное здание собора - прекрасное произведение церковной архитектуры, это крупнейший православный храм Риги. В советское время здесь был планетарий и ресторан, но после восстановления независимости собор был отреставрирован, и теперь здесь снова собираются верующие. В любой день - будь то будни или праздники, - сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Христорождественский собор был возведён в 1876-1884 гг. по решению прибалтийского генерал-губернатора князя Багратиона в нововизантийском стиле. Деньги на строительство были выделены царем Александром II из казны Российской Империи. Изящное здание облицовано цветным кирпичом и увенчано пятью куполами. По свидетельству современников, посещение собора приносило людям душевное от-дохновение, радость высокодуховного состояния. Этому в немалой степени способствовала особая внутренняя атмосфера храма, его убранство. До Первой мировой войны величественное строение с голубыми куполами те годы было самым дорогим зданием в Риге, с необычайно роскошным и высокохудожественным интерьером - в храме была выдающаяся коллекция старинных икон, три иконостаса работы русского живописца, преподавателя Петербургской академии художеств Василия Верещагина, расшитые лучшими золотошвейками одеяния священников, фрески в византийском стиле и древнехристианскими орнаментами на стенах.

На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Собор имеет непростую судьбу — три раза его разрушали, грабили, закрывали, и опустошали. Собор пережил две войны, в 1960 году советские власти его закрыли, а само здание переделано в планетарий, который официально назывался Домом знаний. Hо храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги, независимо от вероисповедания. Поэтому в народе его именуют «трижды воскресший». Сейчас внутреннее убранство этого важного культурно-исторического объекта восстанавливается.

Восстанавливать храм начали c 1991 года, а 6 мая 2000 года архиепископ Александр освятил новый иконостас собора. Сейчас Христорождественский собор в Риге великолепно расписан, восстановлены купола и крыша. Стены внутри храма расписаны в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Усилиями благотворителей установлен новый иконостас. Но еще многое предстоит сделать. Реставрационные работы в храме продолжаются до сих пор. A трижды воскресший Христорождественский собор уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.

Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь

Рижский Троице-Сергиев женский монастырь — один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Основательницами монастыря являются сестры Екатерина и Наталья Мансуровы, выходцы из аристократической семьи, фрейлины двора Императрицы (отец их был сенатором и статс-секретарем, мать — урожденная княгиня Долгорукова). Семья приехала в Ригу в 1887 году в связи с болезнью дочери Наталии, в надежде на рижских докторов (врачи помогли, дочь выздоровела). Семья щедро благотворительствовала рижским православным храмам. Сестры Мансуровы много сил отдали открытию в Риге частной общедоступной воскресной школы с русским языком обучения, организовали приют для девочек-сирот и богaдельню для стариц, которая послужила основой Свято-Троицкой общины в 1892 году. В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители.

B 1902 году по Указу Св.Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь. B 1902-1907 годах на территории монастыря по проекту рижского архитектора Н.Х. Пекшена было осуществлено строительство собора, освященого в честь Святой Троицы. Долгое время храм оставался монастырским, но c 1961 г. Свято-Троицкий собор состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора.

Многое пришлось пережить за эти годы православным Латвии: смену правительств, лихолетье двух мировых войн, период безбожной власти. Не раз казалось, что само существование обители находится под угрозой. Но пути Господни неисповедимы. Вот уже больше века здесь возносятся молитвы, и каждый, кто приходит сюда, чувствует, что городская суета и шум остаются позади, а душа умиротворяется. Ведь не случайно святые отцы говорят, что в монашеских обителях Небо приближается к земле.
Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Сегодня eго украшают росписи середины XX века, великолепный золоченый иконостас, ранее принадлежавший храму Рождества Христова.

Главная святыня монастыря - чудотворная Толгская икона Божией Матери, написанная монахиней. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием. Как и в соборе Рождества Христова, в Свято-Троицком соборе регулярно совершаются архиерейские богослужения.


Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского — православный храм в городе Риге, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Построена в 1825 году в честь победы России в Отечественной войне над армией Наполеона Бонапарта. Рижский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского является уникальным памятником православного церковного деревянного зодчества первой четверти XIX века. Сегодня это один из самых почитаемых и любимых храмов Риги. Храм построен в 1825 году и стал своеобразным символом межконфессионального, межнационального и общечеловеческого единения, его посещают люди разных вероисповеданий, жители Риги и гости города. 4 декабря 1997-го года Рижская православная церковь Св. Александра Невского была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Она признана уникальным культурно-историческим памятником деревянной архитектуры. В Европе это единственное в своём роде здание - редчайшая купольная церковь, построенная в классическом стиле из вертикально поставленного бруса, что делает её настоящим чудом архитектуры. По форме церковь совершенно круглая (по канону православной архитектуры, храмы, построенные образом круга, символизируют вечность Бога). Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром.

За всё время своего существования Александро-Невский храм неоднократно подвергался ремонту. Приходилось часто красить наружные стены и расписывать внутренние; и в настоящее время наружные стены выкрашены масляной краской, внутренние - расписаны орнаментами в несколько красок: в куполе и панели - масляными, в остальных частях - клеевыми. Также неоднократно производилась чистка и позолота иконостаса. Hа протяжении всей истории существования снаружи храм, в основном, окрашивался в различные оттенки жёлтого цвета).

Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря - чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Ряд икон в интерьере храма относится к началу XIX века.

В советское время Александро-Невский храм был внесен в реестр самых охраняемых государством памятников русского церковного зодчества первой четверти XIX века. На сегодняшний момент церковь продолжает вековые духовные традиции и является одним из излюбленных и посещаемых центров духовной жизни в Риге.

Сотни людей пришли на отпевание Михаила Задорнова, состоявшееся 15 ноября 2017 года в храме Александра Невского г. Риги. Проститься с почившим 10 ноября писателем прибыли как близкие, так и поклонники его творчества. Вдоль близлежащих улиц с цветами стояли люди разных возрастов и национальностей. После отпевания гроб с телом Михаила Задорнова перевезли на его малую родину - в Юрмалу. Похоронен сатирик на кладбище Яундубулты, рядом со своим отцом.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в 1814—1818 году по проекту прибалтийско-немецкого зодчего Теодора-Готфрида Шульца, в форме ковчега. Деревянный храм был построен в стиле классицизма. Объёмная композиция церковного здания относит его к стилю барокко, отделка церкви имитирует каменные формы. В отделке можно наблюдать ряд элементов, которые позволяют отнести эту церковь к образцу стиля классицизма. В частности, фронтоны, рустовка и пилястры большого ордера выполнены в этом стиле. До строительства Кафедрального собора Благовещенский храм считался одним из самых богатых по благоустройству и украшению.

Сама церковь разделена на три нефа, в каждом из которых находится по алтарю. Правый освящен в честь святителя Николая Чудотворца — здесь обычно проходят богослужения по будням и в дни памяти святого. Левый престол носит имя преподобного Сергия Радонежского, центральный — Благовещения Пресвятой Богородицы. Коллекция икон Благовещенской церкви по сути своей уникальна. Практически все образы старинные, а большинство из них действительно прославлены чудодействиями.

Сегодня уникальная деревянная церковь бережно реставрируется. Здесь уже поменяли все окна, вокруг возвели новый забор ярко-зеленого цвета. Начат грандиозный ремонт фасада. Будут перекрашивать внешние стены, менять крышу и двери.
При храме действуют большая библиотека и воскресная школа для детей, работают кружки пения, рисования, лепки и вышивания.

Православный храм Всех Святых

Храм во имя Всех Святых — один из красивейших храмов города Риги. Он находится на территории парка Клусайс (латыш. klusais - тихий), который был создан на месте старого кладбища, где, в основном, хоронили бездомных и умерших насильственной смертью.

22 августа 1882 года на месте бывшей деревянной церкви закладывается новое кирпичное здание. Через два года строительство было завершено. Торжественное освящение храма состоялось 9 мая 1884 года. Новое главное здание вместе с колокольней и трапезной частью с притворами составили единый архитектурный ансамбль.

С архитектурной точки зрения храм построен в стиле эклектики, в романских формах. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века: трехъярусный иконостас пространственной формы, одноярусные иконостасы малых приделов, паникадила в технике прорезного железа.














По воспоминаниям прихожан, положение храма было сложным. Всехсвятская церковь то возрождалась, то оказывалась на грани закрытия. Службы то совершались, то их не было длительное время. Терялись иконы, утварь, священнические облачения.
Положение стало улучшаться с 1994 года. В здании бывшей церковно-приходской школы разместилась возрожденная Рижская Духовная семинария. Всехсвятский храм стал и приходским, и семинарским. В 2004 году в большом куполе храма были полностью заменены окна, отремонтирована значительная часть пола в главном алтаре и на солее. Сейчас продолжаются реставрационные работы и благоустройство храма. При Всехсвятской церкви активно действуют прекрасный хор, Воскресные школы для детей и взрослых, миссионерское общество.

Церковь во имя Святого пророка Иоаннa Предтечи

Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Hовый каменный храм был возведен русским архитектором Владимиром Шервинским с 1911 по 1926 годы (По его проектам построено еще 25 православных храмов в Латвии, общественные здания и памятники).

Средства на cтроительство церкви давал владелец фарфоровой фабрики Кузнецов. Освящение Иоанновского храма состоялось осенью 1929 года. Внешний вид церкви зв время ее существования не изменился. За зданием церкови расположилось православное и старообрядческое кладбище (Ивановское). Сегодня Иоанновский храм является одним из почитаемых православных центров Риги.

<Православный латышский храм Вознесения Христова

В 2017 исполнилось 150 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в Риге известна тем, что богослужение и духовное просвещение прихожан ведется здесь на латышском языке. Создание латышской православной общины в Лифляндии относят к первой половине XIX века, 1820 году.

В 1867 на деньги, собранные среди прихожан, а отчасти на средства, отпущенные Синодом и правительством, была построена церковь. В течение всего времени храм во имя Вознесения Господня действовал как приходской, жизнь его никогда не прерывалась. Главной достопримечательностью и сегодня здесь остается резной деревянный алтарь, более строгий и менее декорированный, чем принято в Русской Православной Церкви, что делает его более близким и понятным православным латышам.
В 1993 году в храме были совершены восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день, происходят внутренние ремонтно-реставрационные работы. Храм открыт во время совершения богослужений. Богослужения совершаются по средам, пятницам, субботним, воскресным и праздничным дням.

Латвийская православная церковь
Latvijas Pareizticīgā Baznīca
Христорождественский кафедральный собор , Рига
Общие сведения
Церковь-мать Московский патриархат
Автономия 21 июня 1921
Признание автономии 1990 (подтверждена)
Руководство
Предстоятель митрополит Александр (Кудряшов)
Центр Рига ,
Резиденция предстоятеля Рига
Территории
Юрисдикция (территория)
Богослужение
Богослужебный язык церковнославянский , латышский
Календарь юлианский
Статистика
Епископов 3
Епархий 2
Учебных заведений 1
Монастырей 3
Приходов 118 приходов
Священников 91 священнослужитель (78 священников, 13 диаконов)
Сайт Латвийская православная церковь
Латвийская православная церковь на Викискладе

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию , учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий) .

Современное состояние

Структура

Предстоятели

  • 1921-1934 - Иоанн (Поммер) , архиепископ Рижский и всея Латвии
  • 1936-1940 - Августин (Петерсон) , митрополит Рижский и всея Латвии (

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Толгская» икона Божией Матери
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Году эта автономия была упразднена, но после повторного обретения Латвией независимости Священный Синод Русской Православной Церкви в августе года постановил даровать Латвийской Церкви самоуправление, что было утверждено Московским Архиерейским Собором в конце года. В декабре года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден владыка Александр (Кудряшов) , которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви . После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава года.

Епархии

Исторический очерк

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе , разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.


Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – православный собор Рождества Христова. В любой день – будь то будни или праздники, - сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата

3 июля 1876 года состоялась торжественная закладка собора епископом Рижским и Митавским Серафимом (Протопоповым), а завершились строительные работы восемь лет спустя.


На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Его разрушали, грабили, перестраивали, но храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги независимо от вероисповедания.

Алтарь




Свято-Троице Сергиев монастырь - один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Была создана община - приют для бедных девочек и богадельня для престарелых женщин.


В церкви Благочиния при монастыре
Основательницами монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова - наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.

В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители. Главная святыня монастыря - чудотворная Толгская икона Божией Матери. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием.


Благовещенская церковь построена вблизи рынка, на въезде в Московский форштадт Риги. В 1812 году, ожидая приближения войск Наполеона, как и другие предместья города, Московский форштадт был сожжен. На месте сгоревшей Благовещенской церкви в 1814 году была заложена новая церковь.
Деревянный храм был построен в стиле классицизма, по принципу «корабля».


Храм Михаила-Архангела в Риге.
Этому храму 110 лет. Михаило-Архангельский храм по-прежнему украшает Московский форштадт города Риги. Звон его колоколов созывает верующих на молитву. Прихожане любят свой храм и заботятся о нем. Их трудами, заботами церковного совета храм постоянно благоукрашается. Православие в Латвии сегодня снова переживает расцвет и подъем


Ивановский собор в Риге
Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма.



Православный латышский храм Вознесения Христова
В 2007 исполнилось 140 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня, а в 2008 году - 140 лет со дня освящения храма.

Петро-Павловская церковь в Кемери (Кеммерне) , которая была построена исключительно на пожертвования.
Для этого отводится небольшое помещение на втором этаже дома, в котором находилось управление лечебницы. Во второй половине 1873 года все работы завершились, и церковь была освящена во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее приписали к рижской Успенской Замковой церкви.


Кафедральный собор Св.Симеона и Анны в Елгаве.
Петр I, выдавая в 1711 году свою племянницу Анну Иоановну замуж за курземского и земгальского герцога Фридриха Вильгельма, потребовал от него обещание построить в Елгаве православную церковь.
Церковь была построена, затем несколько раз перестраивалась, а в 1774 году по указу Екатерины II и по проекту Ф.Б.Растрелли в Елгаве было начато строительство православного кафедрального собора в стиле русского барокко. Сейчас храм полностью отреставрирован и имеет особый статус – он получил флаг Европейского культурного наследия.

Храм Св. Александра Невского в Гулбенском р-не,Стамериена,1904.
Стомерзейский приход Святого Благоверного Князя Александра Невского открыт по Указу Святейшего Правительствующего Синода в 1850 году.
Деревянная церковь построена в 1851 году на правительственные суммы, по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Церковь освящена 13 мая 1851 года во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Храм Св.Владимира в Юрмале, 1860г.
Продолжение следует...

Просмотров