Жизнедеятельность организации. Жизнедеятельность воспитательной организации

Этапы развития и жизнедеятельности организации

Вы когда-нибудь задавались вопросами: почему множество организаций, фирм возникают и исчезают? или что могло случиться с гигантом-заводом, слава и мощь которого постепенно затихла?

Можно назвать множество причин: экономических, политических, социальных и т.д., но редко в этом перечне услышишь причину, носящую психологический характер. Вместе с тем она занимает не последнее, а в некоторых случаях и главенствующее место.

Любая организация в своем развитии проходит определенные этапы, носящие циклический характер. Классификаций достаточно много и называются эти стадии по-разному, но суть их одна: все организации рождаются, взрослеют, умирают. Их жизнедеятельность схожа с жизнью и развитием живого организма. Таким образом, этапы развития организации можно называть: зарождение, детство, юность, зрелость, увядание. На каждом из этих этапов организация претерпевает изменение следующих характеристик: структура, цели развития, инновационные идеи, планирование, приверженность, управление. Опасности, способные уничтожить организацию подстерегают ее в любой период «жизни», если ее руководитель не знает, что именно нужно предпринять при появлении симптомов «болезней», характерных для того или иного возраста. Давайте более подробно остановимся именно на этом вопросе.

Итак, зарождение организации. Ее как таковой еще нет, есть только человек (реже группа единомышленников), одержимый бизнес - идеей. Действия этого человека напоминают «театр одного актера». Он «продает» будущий успех своей организации и берет на себя повышенные обязательства.

Для того чтобы организация родилась необходимо выполнение нескольких условий. Прежде всего, это наличие объективной необходимости, другими словами наличие социального заказа. На рынке должен быть спрос на продукт деятельности организации, который либо не удовлетворяется, либо удовлетворяется не полностью. Без наличия социального заказа очень трудно занять свою нишу и выжить. Также для тех, кто взялся за организацию новой фирмы, должен быть характерен повышенный мотивационный фон. Без приподнятости духа, веры в успех, если что-то и будет, то весьма не продолжительно и, скорее всего, закончится ничем. Еще одним камнем преткновения в период «вынашивания» организации становится непомерная трудовая загруженность и хроническая нехватка средств. Все это подводит к критической черте: они либо разоряются, или переступают эту черту и оказываются действующему лицами следующего этапа. Здесь можно вспомнить закон Лермана: любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени, либо денег. Наверное, я не ошибусь, утверждая, что на этапе зарождения жизнедеятельность организации целиком зависит от личностных и деловых качеств основателя.

Новый этап развития организации – «детство». На этом этапе компания оформляется физически: т.е. у нее появляется все, что необходимо: офис, сотрудники и т.п. Здесь самое сложное перейти от мечты к реальному действию. Становящаяся деятельность обычно сопряжена с множеством проблем и трудностей. Организация имеет нечеткую структуру, постоянный дефицит бюджета, рабочие процедуры практически отсутствуют, субординации нет, все называют друг друга по именам. Управление осуществляется от кризиса к кризису. Организация не может выработать стратегию, т.к. у нее нет опыта ведения бизнеса.

На этом этапе необходимым условием выживания становятся такие факторы как: взаимоподдержка, взаимовыручка, «чувство локтя», где «один - за всех и все – за одного». При отсутствии таких установок у сотрудников фирмы больше вероятности развалиться, нежели выйти на уровень устойчивого функционирования.

От руководителя здесь требуется способность сформировать команду, умение замечать, поощрять и подхватывать естественные проявления сотрудников. Мера справедливости распределения задач на этом этапе носит ключевой характер: каждый делает то, что умеет, любит, что соответствует его возможностям, что, согласовано и взаимозависимо от остальных сотрудников. Характерной особенностью начала пути является чувствительность сотрудников к меняющимся условиям (например, когда ребенок еще младенец, мать должна быть всегда начеку, ведь ребенок пока не окреп и не может самостоятельно противостоять внешним условиям). Это время жизни организации характеризуется тем, что решения принимаются интуитивно, по ощущениям. Многие благие начинания рушились именно из-за того, что инициатор идей так и не смог собрать вокруг себя единомышленников способных к деятельности в условиях новообразований.

Если в «детстве» организация рождается физически, то на этапе «юности» она перерождается духовно. Это болезненный и длительный процесс. Для него характерно большое количество противоречий и конфликтов. На данном этапе кризис возникает вследствие того, что в организации начинают преобладать анархические тенденции. Давайте попробуем разобраться в этом сложном процессе.

Как только идея начинает работать, уровень продаж постоянно растет, нехватка денежных средств преодолевается. Создается впечатление, что компания не только выжила, но и процветает. Основатель становится все более самоуверенным, у него появляется желание объять необъятное, даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет не малейшего понятия. Компания продвигается путем проб и ошибок. Потери от серьезных ошибок могут быть роковыми. Здесь прослеживается тенденция того, что чем успешнее деятельность компании, тем более серьезный кризис может ее охватить. Чтобы выжить, организация должна выработать правила и нормы, которые будут определять приоритетные направления развития. Должен осуществиться переход от интуитивного управления к более профессиональным действиям. Если этого не произойдет, организации угрожает гибель.

В «юности» организацию подстерегает еще один «подводный камень». Нередко получается так, что основатель организации, успешно руководящие малой группы, оказывается неспособным управлять разросшейся структурой. Кроме того, некоторые из них останавливается в своем развитие, и поэтому не могут больше вдыхать в инновацию повыше импульсов.

Разрастающиеся конфликты, такие как «мы и они» (старые и новые сотрудники), между целями фирмы и целями отдельных сотрудников, потребностью основателя в делегировании полномочии и не знанием (в некоторых случаях нежеланием) как это сделать. Иногда эта проблема решается путем децентрализации, тем самым каждому дается шанс проявить себя. Кризис так же может быть разрешен путем приглашен на работу профессионального менеджера, управляющего, исполнительного директора и т.д. Ему необходимо перераспределить роли и обязанности, систематизировать нормы и правила поведения сотрудников в организации, создать системы мотивации. Процесс подбора профессионального менеджера очень сложный, т.к. требования к нему высокие: необходим человек, похожий «на нас», но в то же время делающий то, «что не умеем делать мы», способствующий повышению качества продукции/услуг, в тоже время поддерживающий тот же темп роста. Череда наймов и увольнений превращается в пытку для организации, усугубляет кризис. Избежать этого можно, обратившись за помощью к независимым специалистам по подбору персонала.

Если систематизация административной деятельности состоялась, то организация переходит в следующий этап – «зрелость». Организация знает куда движется и как достичь намеченных целей, она достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Рост производства продолжается. Но! Зрелость организации – это процесс, а не точка! Если централизованная система управления это забывает, то удержаться в этом этапе жизнедеятельности очень сложно. Организация еще сильна, но уже теряет гибкость. Развитие инновационных процессов замедляется, они подменяются более надежными консервативными акциями. От этого структура организации тяжелеет и, естественно, слабо реагирует на потребности дня. В действиях руководства все больше превалируют директивные методы воздействия, финансисты начинают играть в компании более важную роль, чем специалисты, занимающиеся маркетингом, исследованиями, разработками. Вместо того чтобы активизироваться, в организации возрастает процесс бюрократизации. Увеличивается число управленцев, обслуживающего персонала. Происходит нечто такое, что в свое время заметил С. Паркинсон: число работников неизменно множится, не смотря на то, что не увеличивается объем производства. Как показали исследования «зрелых» организаций количество персонала ежегодно возрастает на 6 %. Последствия этого процесса проявляются далеко не сразу, сползание к гибели происходит неуловимо. Остановить процесс старения можно только весьма решительными действиями. Но поскольку оные обычно не предпринимаются, организация переходит в следующий этап и впадает в продолжительный кризис.

Увядание организации. Организация исчерпала свой потенциал и, если она не будет поставлена на рельсы обновления, результат окажется плачевным: организация рухнет под тяжестью своих структур. Организация на этапе увядания характеризуется тяжелым морально-психологическим климатом в коллективе. Продвижение по служебной лестнице зависит не от результативности работы, а от лояльности к руководству, существующая реальность отрицается, нет работающей команды, нарушен информационный обмен между подразделениями, из организации уходят самые талантливые сотрудники и т.д. Уровень прибыли поддерживается за счет повышения цен на продукцию, услуги. При этом качество либо остается на прежнем уровне, либо снижается, но приходит время, когда цены становится поднимать уже невозможно. Начинается борьба за выживание, но не компании, а каждого, кто в ней работает. Организация окончательно утрачивает ориентацию на результат и проедает то, что у нее осталось от прежних времен. Внешне она все еще напоминает монстра, но разрушить ее может малейшее изменение внешних условий (если конечно она не сидит на дотациях государства). «Смерть» приходит тогда, когда организации никто ничего не поручает, а ее ниша на рынке занята другими.

Основным методом лечения здесь выступают действия руководства, направленные на обновления, его готовность к коренным изменениям. Однако, не владея методами решения практических организационных проблем и являясь частью зараженной системы, очень сложно определить, что на самом деле порождает те или иные сложности. Для достижения качественных результатов в диагностики состояния организации можно приглашать профессионалов – внешних консультантов по психологии управления и организационному развитию. Эта профессия на рынке консультационных услуг в России пока на стадии продвижения, но она прочно завоевывает позиции. Конечно, организация может заниматься самолечением, но иногда это приводит к превращению болезни, которую легко излечить на начальных стадиях в организационную патологию.

Организация одновременно проявляется как живой, развивающийся сложнейший социальный организм и как рационально устроенный, ориентированный на достижение поставленных целей механизм .

Организация как живой организм имеет следующие характеристики:

· свое особое поведение, свою манеру реагирования на разные события, на изменения во внешней среде;

· определенные возможности, способности, умения, компетентность, в том числе и уникального характера;

· неповторимую индивидуальность - характер, темперамент, “привычки”, преобладающий эмоциональный настрой;

· возраст, свою историю, свою биографию, свою судьбу;

· внутренние закономерности жизнедеятельности и развития.

Наличие у организации внутренней логики саморазвития (процессов жизнедеятельности, стадий жизненного цикла) отнюдь не предполагает, что организационная жизнь может быть полностью расписанной в планах и полностью зависит от замыслов и действий руководителей. Организации как живому организму всегда присуща некоторая непредсказуемость и даже неуправляемость.

Однако, поскольку организация в какой-то мере и специально создаваемый социальный механизм, то руководитель вправе (и обязан) заботиться о наилучшем устройстве и функционировании всех его частей, высоком КПД, о том, чтобы организационная «машина» эксплуатировалась оптимальным образом.

Такой взгляд на организацию позволяет утверждать, что она может находиться в различных режимах жизнедеятельности. Режим жизнедеятельности - это особенности, специфика работы на различных этапах жизни организации. Основными режимами жизнедеятельности организации являются: становление, стабильное (стационарное) функционирование, развитие, кризис. Эти режимы имеют множество характеристик, но наиболее существенными являются – результативность и устойчивость (стабильность ).

Режим становления - период от момента создания проекта, модели организации до начала ее открытия и функционирования. Итогом этого этапа является: создание и взаимная подгонка структуры объектов и субъектов управления, всех их звеньев, участков, компонентов, связей и отношений между ними. При таком режиме жизнедеятельности результативность работы, стабильность и устойчивость возрастает практически всегда.

Режим стабильного функционирования - устойчивая работа в заданном режиме по заданным параметрам. Находясь в этом режиме при благоприятных обстоятельствах, организация может достичь наивысших возможных в имеющихся условиях результатов при рациональных расходах времени, сил, средств. С точки зрения стабильности и устойчивости этот режим может оказаться избыточным. Это может привести к снижению производственных результатов.

Режим кризиса - характеризуется тем, что организация перестает эффективно функционировать. Результатом может явиться упадок, разложение, распад, регресс. Данный режим как правило обусловлен длительным периодом сверхстабилизации, застоя, стагнации в деятельности организации.

Режим развития - реализация отдельных проектов или же целостных программ совершенствования организации. Этот режим рассчитан не столько на более высокие результаты по старым меркам, сколько на смену самих мерок. В то же время далеко не всегда и не сразу результативность достигает ожидаемых уровней. В этот период стабильность уменьшается. Риск – главная проблема данного режима жизнедеятельности. Это предполагает решение двух сложных задач:

· как развиваться, не допуская существенного снижения результатов.

Нахождение оптимального равновесия стабильности и обновления – высший пилотаж развития организации.

Между режимами стабильности и развития лежит переходной период. Период начинается тогда, когда организация ставит перед собой новые, наиболее напряженные цели, соответствующие прогнозируемому будущему. Эти цели требуют новых средств их достижения. Они предполагают освоение новых правил игры, новых критериев оценки, создание новых технологий.

Переходный период характеризуется подготовительной работой. Он включает: проблемно ориентированный анализ ситуации в организации, вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по степени значимости, поиск идей для ликвидации выявленных проблем, конструирование обновленной организации, разработку перехода к ней, постановку новых целей, разработку плана действий и как итог – программу развития организации.

После реализации на требуемом уровне целей и ценностей развития организации наступает период стабильной работы. Он будет продолжаться до тех пор, пока организацию будут удовлетворять достигаемые результаты. Однако если этот период затянется, то начнется стагнация и регресс. У организации не будет другого выхода, как обновляться, то есть срочно входить в режим развития.

Таким образом, развитие организации это не однонаправленный, прогрессивный процесс движения только вперед и вверх. Развитие включает в себя кризисы, стагнацию, умирание, а также реформирование, продолжение того, что уже делалось и делается хорошо, компенсацию неизбежных в ходе всякого развития потерь, восстановление и возрождение.

В то же время, стабильное функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих организации. Эти процессы практически объединяются в единое целое.

Часто эти режимы необоснованно противопоставляются, причем режим функционирования подается и воспринимается эмоционально только как нечто отстающее, застойное, прошлое - в целом как отрицательное, а режим развития - только со знаком «плюс». Такое противопоставление некорректно вне анализа результатов работы конкретной организации.

Организация, работающая в стабильном режиме функционирования, может долгое время обеспечивать достаточно высокие производственные результаты. Режим стабильного, стационарного функционирования организации только тогда заслуживает негативной оценки, когда организация не достигает поставленных целей.

Существует объективная диалектическая взаимосвязь режимов функционирования и развития:

· чем большего достигает организация в стабильном режиме функционирования, тем выше ее исходный уровень для развития, больший задел для успешного освоения нового;

· вопрос о развитии организации должен ставиться на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования;

· перейти сразу в режим развития невозможно, этот процесс происходит по этапам, и потому по каким-то направлениям организация будет продолжать жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в режим обновления;

· после периода освоения новшеств снова на какое-то время наступает стационарный режим функционирования, ибо бесконечные нововведения приводят к утрате устойчивости, крайне необходимой для организации , кроме того, люди не могут бесконечно жить в перестроечном режиме;

· все режимы жизнедеятельности организации являются одновременно моментами и условиями ее развития;

· в любой момент своей истории прогрессивная организация и функционирует, и развивается.

Функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих эффективной организации. Таким образом, название режима жизнедеятельности организации носит лишь относительный характер и определяется по доминантному признаку.

Переход организации из одного режима жизнедеятельности в другой непрост. Для обеспечения быстрого, безболезненного перехода организации в новое состояние (в режим развития) руководителям необходимо решать целый ряд сложных проблем:

· научно-методические (разработка концепций, программ, стратегий перехода и т.д.);

· ресурсные (финансы, оборудование, помещения, кадры, время и т.д.);

· человеческие (формирование позитивного отношения персонала к смене режима жизнедеятельности, мотивация, преодоление сопротивления новому и т.д.);

· нормативно-правовые (разработка положений, уставов, учредительных документов, аккредитация, аттестация, лицензирование и т.д.).

В решении этих проблем огромная роль принадлежит грамотному управлению, обеспечивающему не любой, а именно наиболее экономный (по расходам времени и сил) и наиболее надежный (с точки зрения получения спрогнозированных результатов) путь.

Понятие "организация" имеет двойное значение. С одной стороны, оно отражает объект управления – управляемую социально-экономическую систему (систему совместной деятельности людей). С другой стороны, организация рассматривается как одна из основных функций управления, т.е. вид деятельности, необходимый для осуществления воздействия.

Различные значения этого понятия не противоречат друг другу. Благодаря функции организации существует социально-экономическая система, потому эту систему и называют организацией. Она не может быть не организованной определенным образом. В то же время название "организация" акцентирует внимание на существовании управления как необходимого ее свойства.

В теории организации и в теории управления такой подход к терминологии имеет большое значение. Он соответствует диалектическим принципам построения концепции, в частности принципу единства противоположностей и взаимообогащения содержания категорий, являющихся строительным материалом концепции. Подобных примеров можно привести множество.

Как уже отмечалось, организация подвержена постоянным изменениям. Направленность и содержание этих изменений в значительной мере зависят от управления организацией. Можно сказать, что управление организацией – это управление ее изменениями.

Процессы функционирования и развития организаций

Существование социально-экономической системы в любом ее виде и любой форме имеет две взаимосвязанные тенденции: функционирование и развитие (рис. 1.2).

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики, это изменения, не изменяющие основных характеристик системы, поддерживающие основные пропорции и соотношения в системе, это изменения регуляторного типа.

Рис. 1.2.

Функционирование организации представляет собой комплекс изменений, необходимых для поддержания целостности и стабильности состояния организации, устранения отклонений от необходимых параметров ее существования.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды, комплекс изменений, последовательно меняющих состояние системы, ее характеристики.

Развитие организации – это изменение ее качества, повышающее жизнеспособность, эффективность и открывающее новые возможности в реализации ее целевых установок.

Например, фирма выпускает продукцию и имеет стабильную прибыль. Все характеристики этой деятельности отражают ее устойчивое функционирование. Но в конструкторском бюро разрабатывается новый вид продукции, который повысит в будущем ее конкурентоспособность, даст дополнительную прибыль, упрочит ее финансовое положение, позволит обновить технологию и т.д. Так в процессах функционирования фирмы рождаются процессы ее развития, которые меняют качество фирмы.

Функционирование и развитие организации теснейшим образом взаимосвязаны. Они отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно проследить с помощью ее характеристик и показателей.

Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Результатами развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.

В развитии организации можно выделить также четыре варианта ее возможного состояния: организация развивающаяся, стагнирующая, трансформирующаяся, деградирующая. Состояние развития организации характеризуется ростом ее эффективности во времени. При стагнации эффективность организации во времени не изменяется. Состояние трансформации отражает импульсивное изменение эффективности, она может незначительно уменьшаться, потом снова расти. Деградация характеризует устойчивое снижение эффективности организации.

Существуют объективные закономерности функционирования и развития организации. К ним относятся следующие закономерности:

  • 1) управляемости – развитие организации всегда является управляемым процессом, от управления зависят направление и характер развития, ответная реакция на воздействие управляемой системы;
  • 2) типологического разнообразия развития, которое может быть различным – интенсивным или экстенсивным, ускоренным или замедленным, последовательно целенаправленным или флуктуирующим (мера проявления зависит от конкретных условий и возможностей управления) (рис. 1.3);

Рис. 1.3.

  • 3) цикличности развития, которая отражает чередование взлетов и падений в тенденциях развития, неравномерность в изменениях качества организации;
  • 4) взаимодействия и сочетания субъективных и объективных факторов, определяющих тенденции и характер развития;
  • 5) нарастающего разнообразия структуры и системных связей в организации;
  • 6) усложнения информационных коммуникаций;
  • 7) сочетания интеграции и дифференциации процессов развития.

Объективные закономерности являются не только ограничителем всех управленческих действий, но и их усилителем. Знание закономерностей развития организации необходимо для успешного управления ее функционированием и развитием, оно помогает избежать ошибок в принятии управленческих решений.

Вся жизнедеятельность организации направлена на осуществление ее движения к относительному достижению целей. Относительному – потому что цель всегда определяет направление движения, она путеводная звезда, а не конечный его результат. В процессе этого движения организация изменяется. Эти изменения имеют закономерный характер и отражают функционирование и развитие организации.

Существование организации проявляется только в процессах ее функционирования и развития. Можно сделать "моментный снимок" этой системы и увидеть ее строение, структуру, статику. Но существование системы определяется динамикой изменений, многообразием деятельности людей. И это справедливо для любых масштабов целостного оформления социально-экономической системы, будь то общество, фирма, офис и т.д.

Главным фактором успешного развития социально-экономической системы являются нововведения, которые представляют собой реакции организации на изменение внутренней и внешней среды, ее состояния и качества. И это должны быть не спонтанные и разрозненные реакции, а целенаправленные и систематизированные действия, содержание и назначение которых определяется управлением.

Известно, что объем знаний в процессах развития различных наук удваивается каждые пять лет, следовательно, таким же образом увеличивается и количество ситуаций, требующих адекватного реагирования организаций в процессе своего развития. Усложняются процессы управления, которые должны также находиться в развитии и развитие которых может отставать от тенденций и потребностей развития самой организации. Это рождает противоречие и создает опасность кризисных ситуаций.

Существует множество факторов, определяющих развитие организации (рис. 1.4). Главными из них являются тип экономики, развитие которой устремляется к экономике знаний и инноваций, и аксиология менеджмента – совокупность современных ценностей, определяющих особенности и основные черты современного менеджмента. Эти условия дополняются конкуренцией и глобализацией, повышением роли информационного обеспечения и цикличностью развития организации. Изменяется и роль человеческого фактора в организации, условий профессионализации, происходит усложнение проблем развития и "сжатие" времени.

Все факторы действуют в совокупности и учитываются в процессах управления, приоритетах его ценностей, его целях, миссии и методологии.

Рис. 1.4.

Период существования организации, ее жизненный цикл состоит из условно выделяемых этапов. Условно – потому что различные организации по-разному проходят все этапы, иногда бывает трудно определить, где заканчивается один этап и начинается другой.

«Социальные технологии» - Персонал предприятия. Основы си-мы Тейлора. Этапы социальной диагностики. Аттестация. Социальные технологии. Технология. Классификация СТ. Социальный менеджмент в социальных технологиях. Задача стратегического планирования. Культурно - досуговая деятельность. Федеральная программа. Трудовые ресурсы.

«Социальное обеспечение» - Отдельные группы получателей услуг обеспечивались неодинаково: существовало огромное количество привилегий*. Медицинское обслуживание Основные программы здравоохранения создавались в 1930-е гг. Здравоохранение стало связываться тесно с экономическими задачами. Советская система социального обеспечения.

«Социальное обслуживание» - Льготный проезд на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения. Преимущества при оформлении в дома интернаты инвалиды I и II группы. А.Ф.Калмыкова» Шугозерская районная больница (отделение социальных коек сестринского ухода). Специализированный жилой дом для ветеранов труда и инвалидов.

«Социальная политика РФ» - Большая загрузка более трудоспособных для помощи менее трудоспособным. Угрозы безопасности РФ в связи с демографической ситуацией. Демографические прогнозы. Опасность ослабления влияния в мире и притязаний на территорию РФ. Проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. Социальные трансферты. Этапы развития социальной политики России.

«Пожилой возраст» - На общественном уровне – стереотипы и стигмы. Разница между эффектной и обыкновенной женщиной заключается в наличии у первой самодисциплины. Сами пожилые позволяют «махнуть на себя рукой»… Предлагаемые решения для России. Последний тренд социального обслуживания – обучение работе на компьютере и в интернете.

«Социальное государство» - Социальное государство в позднее индустриальное время. Автономия экономически активных лиц в социальном государстве. I.Гарантия всеобщей защиты. Материальная поддержка в случае невозможности трудовой деятельности. Первые концепции появляются в период между двумя мировыми войнами. Дополнительные затраты работодателя.

Всего в теме 17 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Рациональная организация жизнедеятельности человека

Введение

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) дать определение сущности здорового образа жизни;

2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

1. Определение сущности здорового образа жизни

Охрана собственного здоровья Ї это непосредственная обязанность каждого человека. Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20Ї30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, Ї словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни Ї это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье» .

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье Ї это естественное состояние орга-низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

2. Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.» .

Плодотворный труд Ї важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха Ї необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон Ї равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, Ї мы полнеем.

Второй закон Ї «соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах» . Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: прием пищи только при ощущениях голода; отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела; отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов» . Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод Ї на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% Ї от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье Ї наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются «сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость» . Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество Ї выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: «выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха» . Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.

3 . Зд оровье человека как общественная ценность

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье - непременное условие счастья. Наука о здоровье имеет много более широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что в национальной Программе США «Healthy people» выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности): 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2) health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактические и медицинские службы.

Здоровье не может характеризоваться благополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровья выдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы эти задачи стали выполнимыми.

Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позиций отбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить, что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономического развития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностью целого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. В нашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической и профилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезность более широкого взгляда на здоровье.

4 . Фа кторы, определяющие здоровье

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям. Здоровье духовное и психологическое - составные части индивидуального здоровья человека.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласиис окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни:

Соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;

Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;

Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);

Разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;

Рациональное питание.

Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное, эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье

Заключение

здоровье активность питание жизнедеятельность

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

Оптимальный двигательный режим Ї важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Список литературы

1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. -

4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006.

6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Обобщение основных факторов, пагубно влияющих на здоровье человека: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Элементы здорового образа жизни: профилактика пагубных привычек, полноценное питание, свежий воздух, рациональный режим, двигательная активность.

    презентация , добавлен 28.04.2011

    Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни. Двигательная активность и здоровье. Резервные возможности организма. Ритмичный режим труда и отдыха. Основные показатели функционального состояния центральной нервной системы человека.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Цели и задачи введения в школьную учебной программу дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Факторы риска окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Условия трудовой деятельности человека и главные негативные факторы производственной среды.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2009

    Понятие и значение здорового образа жизни, а также главные факторы, влияющие на его формирование. Вредные привычки, направления и перспективы отказа от них. Значение спорта и физических нагрузок в жизни человека. Рациональный режим труда и отдыха.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Что такое здоровый образ жизни и его основные составляющие: рациональное питание, закаливание организма, физические упражнения, правильный режим дня, пребывание на свежем воздухе, психологический микроклимат в семье, гигиена, искоренение вредных привычек.

    презентация , добавлен 17.05.2011

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Здоровый образ жизни и его составляющие. Личная гигиена, режим дня. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Каким должно быть правильное питание. Основные способы борьбы с последствиями гиподинамии, закаливание организма.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Зависимость здоровья человека от множества причин. Биологические причины, влияющие на здоровье – наследственность, воздействия внешней среды. Социальные – режим труда и отдыха, занятий и спортом, качество и режим питания, наличие вредных привычек.

    доклад , добавлен 05.05.2009

    Основные факторы риска жилых помещений. Влияние на здоровье человека состава воздуха жилых и общественных помещений. Факторы, угрожающие жизни человека в условиях быта в квартире, на транспорте и природе. Методы и средства обеспечения жизнедеятельности.

Просмотров