Методическое мероприятие «Нормативно-правовые основы организации деятельности классного руководителя. Документальное обеспечение воспитательной деятельности в ОУ

1. Организуйте беседу с классным руководителем, в которой выясните:

1) Какие нормативные документы регламентируют деятельность классного руководителя

2) Какую документацию ведет сам классный руководитель

2. По результатам беседы заполните соответствующие таблицы

Примеры заполнения таблиц :

Нормативные документы, регламентирующие деятельность классного руководителя

Документация, которую ведет классный руководитель

Перечень документации Правила ведения документации
Протоколы родительских собраний 1. 1. В протоколе родительского собрания должна быть указана дата проведения собрания, порядковый номер протокола, количество присутствующих на нем родителей. Кроме этого, если на такое мероприятие приглашаются должностные лица в качестве выступающих, то их имена и фамилии также должны быть занесены в протокол (причем, должность иФИО должны быть занесены без сокращений, полностью). Указывается, кто является председателем и секретарем собрания. 2. 2. Протокол родительского собрания также должен содержать повестку дня , которая будет обсуждаться на собрании. 3. 3. Протоколируя ход родительского собрания, необходимо фиксировать кто выступал по каждому вопросу и какие предложения поступили от присутствующих в ходе обсуждения выступлений. 4. 4. После того, как на собрании были заслушаны рекомендации и предложения, по поводу каждого вопроса должно быть вынесено решение. По каждому отдельному вопросу должно быть вынесено отдельное решение путем общего голосования. Секретарь родительского собрания обязан заносить количество голосов «за» и «против», вследствие чего само решение должно быть четко сформулировано, с указанием ответственных за его исполнение и сроков, в которые оно должно быть выполнено. 5. 5. Протокол в обязательном порядке должен быть подписан председателем родительского комитета и секретарем собрания. 6. 6. Если на собрании было вынесено какое-то важное решение, с ним должны ознакомиться все без исключения родители (даже те, кто не присутствовал на мероприятии). Каждый из родителей обязан поставить свою подпись под таким решением. Для этого можно повесить это решение в родительском уголке. 7. 7. Для ведения протоколов родительских собраний заводится специальная тетрадь в момент формирования класса, которая ведется до выпускного. Все странички данной тетради изначально нумеруются, прошиваются и скрепляются подписью завуча или директора, а также печатью школы. Храниться такая тетрадь должна у классного руководителя. Сами протоколы нумеруются с начала нового учебного года.
8. …


Знакомство с особенностями взаимодействия классного руководителя с сотрудниками образовательной организации, работающими с классом

1. Организуйте беседу с классным руководителем. Выясните, как осуществляется взаимодействие с различными специалистами, работающими с классом

2. По результатам беседы заполните таблицу

Пример заполнения таблицы:

Анализ программы (плана) работы классного руководителя

Ознакомьтесь с планом работы классного руководителя. Проанализируйте основные элементы, из которых состоит план. Заполните таблицу

Пример заполнения таблицы:

Вопросы для анализа
Какова структура программы (плана)? (перечислите структурные элементы)
«План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год классного руководителя 2 класса МАОУ СОШ № 37 г.Тюмени» состоит из следующих структурных элементов: 1) Информационно-аналитическая часть 2) Пояснительная записка 3) Содержание работы с обучающимися 4) Содержание работы с родителями
Есть ли информационно-аналитическая часть в программе (плане) работы классного руководителя? Если есть, то что в ней содержится
Информационно-аналитическая часть «Плана воспитательной работы на 2015-2016 учебный год классного руководителя 2 класса МАОУ СОШ № 37 г.Тюмени» включает в себя: 1) Информационную часть, которая содержит: - список класса и общие сведения об обучающихся (Ф.И.О., дата рождения, группа здоровья, сведения о посещаемых внеурочных занятиях в школе и занятость дополнительным образованием) - список актива класса - список родителей и социальный паспорт семей - состав родительского комитета 2) Аналитическую часть, которая содержит: - психолого-педагогическую характеристику 2 класса - анализ воспитательной работы с обучающимися за 2014-2015 учебный год - анализ работы с родителями за 2014-2015 учебный год
Что отражено во вводной части программы (плана) - во введении или пояснительной записке?
В пояснительной записке к Плану отражены: 1) Перечень нормативных и программных документов, на основе которых разработан План 2) Цель и задачи воспитательной работы с обучающимися на 2015-2016 учебный год 3) Основные направления воспитательной работы 4) Цель и задачи работы с родителями на 2015-2016 учебный год
Какие цель, задачи или планируемые результаты работы определены классным руководителем?

Изучение индивидуальных особенностей ребенка

1. Выберите одного из обучающихся класса, изучите его индивидуальные особенности

2. Проведите беседу с классным руководителем о ребенке. По результатам беседы заполните соответствующие колонки в таблице «Программа изучения и педагогического наблюдения за ребенком»

Примерные вопросы для беседы с классным руководителем

1) Фамилия, имя, отчество ребенка

2) Дата рождения ребенка

3) Домашний адрес

4) Ф.И.О. мамы, место работы, должность

5) Ф.И.О.отца, место работы, должность

6) Как осваивает учебную программу

7) При изучении каких учебных дисциплин испытывает затруднения

8) Выполняет ли какое-то общественное поручение в классе

9) Насколько ответственно относится к выполнению поручения

10) Какие внеурочные занятия, учреждения дополнительного образования, кружки, секции посещает

11) В каких конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях, какого уровня (международного, всероссийского, городского, школьного) принимал участие, какое место занял

3. Проведите беседу с ребенком. По результатам беседы заполните соответствующие колонки в таблице

Примерные вопросы для беседы с ребенком

3) Ты читаешь только то, что задает учитель или читаешь много дополнительной литературы?

4) Что ты еще любишь делать? Рисовать? Петь? Играть в компьютерные игры? Что еще?

5) Ты уже решил, кем хочешь стать в будущем? Или еще не думал об этом?

6) Если не решил, то можешь сказать, какие профессии вообще тебе нравятся?

7) Тебе нравится учиться? Или нравится учиться только по некоторым предметам? Или вообще не нравится учиться?

8) Какие поручения ты уже выполнял в классе (дежурный, цветовод, санитар и т.п.)? Тебе нравится выполнять все поручения или только некоторые? Какие? Или тебе вообще не нравится выполнять поручения?

4. Попробуйте использовать некоторые методики для диагностики особенностей ребенка. По результатам использования диагностик заполните соответствующие колонки в таблице

Классный руководитель в своей деятельности должен знать содержание нормативных документов и руководствоваться ими в своей деятельности. Важное место в деятельности классного руководителя имеют знания основного положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Рассмотрим более подробно содержание указанного документа.

Конвенция ООН «О правах ребенка», заключаются в следующем:

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Столь же неотъемлемы права ребенка на имя и гражданство.

Административные органы социальной защиты должны первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. При этом надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи, государственные учреждения и другие возможные формы.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства обязаны обеспечивать охрану здоровья всех детей, с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Школьные дисциплины должны поддерживать с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских образовательных учреждений.

Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.

Государство должно обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью и благополучию детей, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграции в жизнь общества. Под стражей дети должны содержаться отдельно от взрослых. Они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами, должны находиться под особой защитой. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.

Дети, которые были подвергнуты дурному обращению, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

Конвенция обязывает государства широко информировать население о содержащихся в ней правах детей.

Следующий важный документ, который должен знать классный руководитель, это: Закон об образования Российской Федерации (число, месяц, №, ФЗ,2013г.), в котором начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В ст. 5.3. говорится, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В ст. 14 п.4 говорится, что граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В ст. 28 п.6 говорится, что образовательное объединение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Другим обязательным документом для исполнения классным руководителем является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России , кем и когда издана (далее Концепция). Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания определены:
- характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально педагогические условия и принципы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся. В общеобразовательных учреждениях должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом классные руководители должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Направления Концепции реализуются на основе примерной программы воспитания и социализации обучающихся. Коротко охарактеризуем содержание каждого раздела Программы:

- Первые два раздела – в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации младших школьников

- В третьем разделе - общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвертый раздел - включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Пятый раздел - формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания и социализации, учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации. С учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников: В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

Укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

Осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

Формирование нравственного смысла учения. В области формирования социальной культуры:

Формирование основ российской гражданской идентичности;

Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры:

Формирование отношения к семье как к основе российского общества;

Формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

Характеризуя ценностные установки , следует отметить, что традиционными источниками нравственности являются: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа;

Человечество.

Эффективность деятельности классного руководителя в начальной школе зависит от знания нормативных документов регламентирующих их работу и особенностей работы классного руководителя с младшими детьми.


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

ПЕРЕЧЕНЬ

Государственных документов, регламентирующих деятельность

классного руководителя общеобразовательного учреждения.

Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.

Документы, определяющие нормативно – правовые основы

деятельности классного руководителя

1. Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.)

2. Конституция Российской Федерации (ст.43).

3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ.

Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования.

Все нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога - психолога системы образования....

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКАЯ УПРАВА Г. КАЛУГИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ

Об утверждении правовых актов, регламентирующих деятельность классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений


Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Городского Головы г.Калуги от 17 октября 2007 года N 192-П .
__________________________________

В целях оптимизации воспитательной работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях, регламентации организационно-правового положения классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений, их обязанностей, прав и ответственности и обеспечения условий для их эффективной работы в учреждениях, руководствуясь Законом РФ от 10.04.1992 N 3266-1 "Об образовании ", , утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 , в соответствии со статьями 34, 37, 43 Устава муниципального образования "Город Калуга"
_______________________________________
* В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании " принят 10.07.1992, а не 10.04.1992. - Примечание "КОДЕКС".

Постановляю:

1. Утвердить примерное Положение о классном руководстве в муниципальных общеобразовательных учреждениях (приложение 1).

2. Утвердить примерную инструкцию классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения (приложение 2).

3. Управлению образования города Калуги (Аникеев А.С.):

3.1. Довести настоящее Постановление до сведения муниципальных общеобразовательных учреждений.

3.2. Обеспечить контроль за нормативно-правовым обеспечением деятельности классных руководителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Городского Головы по вопросам социального развития Логвинова Ю.Н.

Городской Голова
М.А.Акимов

Приложение 1
к Постановлению
Городского Головы
городского округа
"Город Калуга"
от 12 апреля 2007 года N 68-П

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве в муниципальных
общеобразовательных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Примерное положение о классном руководстве в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании ", Типовым положением об общеобразовательном учреждении , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 , нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы и деятельности классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

1.2. Настоящее Положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - общеобразовательное учреждение).

1.3. Классное руководство представляет собой педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективную организацию воспитания в рамках классного ученического коллектива, реализуемую как в индивидуальных, так и в групповых формах работы с обучающимися. Классное руководство является ведущей формой организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

1.4. Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе возлагаются на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения.

Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения.

1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется нормами Конвенции о правах ребенка, Конституцией РФ , законодательными актами Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом Российской Федерации "Об образовании ", нормативными правовыми актами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, положениями городской целевой Программы "Воспитание юного калужанина" , Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.

1.6. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с принципами демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, природосообразности, гражданственности, свободного развития личности, системности и коллегиальности.

1.7. За выполнение функций классного руководителя педагогу устанавливаются:

- вознаграждение, размер и порядок выплат которого определяется действующим законодательством;

- доплата, размер и порядок выплаты которой определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.

(абзац исключен на основании Постановления Городского Головы г.Калуги от 17 октября 2007 года N 192-П)

1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией общеобразовательного учреждения, органами самоуправления учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Цель и задачи деятельности классного руководителя, его функции

2.1. Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных основ личности и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в классном сообществе через развитие ученического самоуправления.



2.3.1. Аналитико-прогностическая:































- защита прав обучающихся;



2.3.3. Коммуникативная:











2.3.4. Контрольная:




3. Организация деятельности классного руководителя

3.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе.

Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

3.2. Специфика организации классного руководства определяется видом образовательного учреждения, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями, а также контингентом обучающихся и педагогических работников.

3.3. Текущее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.

3.4. Основными формами работы классного руководителя с обучающимися являются:

3.4.1. Индивидуальная - беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.

3.4.2. Групповая - советы, творческие группы, кружки, органы самоуправления и др.

3.4.3. Коллективная - коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.

3.4.4. Классный час как особая форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные морально-нравственные проблемы.

3.5. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

3.5.1. Классный руководитель ежедневно:

а) организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;

б) контролирует:

- посещаемость учебных занятий обучающимися;

- успеваемость обучающихся;

- организацию питания обучающихся;

- соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся;

в) организует и контролирует дежурство в классе.

3.5.2. Классный руководитель еженедельно:

- проверяет дневники обучающихся с выставлением отметок;

- анализирует состояние успеваемости в классе;

- проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);

- организует работу с родителями (законными представителями) по ситуации;

- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации.

3.5.3. Классный руководитель ежемесячно:

- проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей;

- организует работу классного актива;

- решает хозяйственные вопросы в классе;

- помогает органам ученического самоуправления организовать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;

- организует заседание родительского комитета класса.

3.5.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

- участвует в работе методического объединения классных руководителей, педагогических советов и консилиумов, семинаров, административных совещаний и т.д.;

- проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

- заполняет классный журнал и портфолио обучающихся;

- проводит классное родительское собрание;

- представляет в учебную часть учреждения отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть.

3.5.5. Классный руководитель ежегодно:

- оформляет личные дела обучающихся;

- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

- составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует модель воспитательной системы класса;

- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и др.).

3.5.6. В каникулярное время:

- организует работу с классом по дополнительному плану;

- организует и контролирует занятость обучающихся "группы риска".

3.6. Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно и закрепляются в инструкции классного руководителя.

3.7. Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в уставе общеобразовательного учреждения, правилах внутреннего трудового распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных нормативных актах.

3.8. В рабочее время классного руководителя включается:

- организация и проведение классного часа;

- проверка дневников обучающихся;

- заполнение журнала и прочей документации;

- индивидуальная работа с родителями (законными представителями);

- индивидуальная работа с обучающимися;

- организационная работа.

4. Документация классного руководителя

Документация, обязательная к ведению классным руководителем, включает:

4.1. План воспитательной работы с классом на учебный год, включающий характеристику коллектива, анализ воспитательной деятельности и состояние уровня воспитанности обучающихся.

4.2. Тетрадь классного руководителя, отображающая индивидуальную работу с учащимися "группы риска", их родителями, учителями-предметниками.

4.3. Классный журнал.

4.4. Протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний.

4.5. Планы (сценарии) воспитательных мероприятий класса.

4.6. Личные дела учащихся класса.

5. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

5.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и эффективности деятельности.

Эффективность деятельности классного руководителя считается тем выше, чем выше показатели оценки его деятельности и по критерию результативности и по критерию эффективности деятельности.

5.2. Критерии результативности позволяют оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии:

- уровень воспитанности, общей культуры и дисциплины обучающихся класса;

- уровень социальной адаптированности обучающихся, их гражданской зрелости;

- уровень сформированности классного коллектива;

- уровень развития ученического самоуправления в классе;

- степень удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью классного коллектива;

- степень удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией жизнедеятельности классного коллектива.

5.3. Критерии эффективности деятельности оценивают реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению и творческому развитию обучающихся).

В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:

- уровень обученности обучающихся класса;

- состояние здоровья обучающихся;

- уровень правовой культуры обучающихся;

- охват обучающихся системой дополнительного образования;

- рейтинг класса в школе;

- участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях.

Приложение 2
к Постановлению
Городского Головы
городского округа
"Город Калуга"
от 12 апреля 2007 года N 68-П

Примерная инструкция
классного руководителя муниципального
общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения (далее - Инструкция) разработана с целью установления организационно-методических и правовых основ осуществления функций классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - общеобразовательное учреждение), регламентации их обязанностей, прав и ответственности, а также выработки единых критериев оценки осуществления функций классного руководителя.

1.2. Настоящая Инструкция разработана на основе Методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16), Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений , утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 N 21 .

1.3. Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе возлагаются на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения.

1.4. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией РФ и законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты, а также уставом общеобразовательного учреждения и другими локальными нормативными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции классного руководителя

2.3. Основные функции классного руководителя:

2.3.1 Аналитико-прогностическая:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- изучение и анализ состояния и перспектив развития классного коллектива;

- анализ состояния семейного воспитания каждого ребенка;

- оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива;

- изучение влияния школьной среды и малого социума;

- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;

- анализ и прогнозирование результатов воспитательной деятельности.

2.3.2. Организационно-педагогическая:

- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся, в рамках деятельности коллектива общеобразовательного учреждения;

- формирование классного коллектива и модели воспитания в классе в соответствии с воспитательной системой общеобразовательного учреждения в целом;

- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

Организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и вне его;

Оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

- обеспечение связи общеобразовательного учреждения и семей учащихся;

- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

- защита прав обучающихся;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и т.д.).

2.3.3. Коммуникативная:

- развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися;

- оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного обучающегося;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

2.3.4. Контрольная:

- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

3. Обязанности классного руководителя

В процессе осуществления своей деятельности классный руководитель обязан:

3.1. Изучать классный коллектив и каждого обучающегося, особенности их характеров, их интересы и склонности.

3.2. Осуществлять формирование, организацию и воспитание классного коллектива, определять перспективы его развития.

3.3. Создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для пребывания каждого обучающегося в классе, общеобразовательном учреждении.

3.4. Создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

3.5. Осуществлять координацию деятельности учителей, обеспечивать тесное сотрудничество учителей-предметников, работающих в его классе, добиваться единства требований и педагогических воздействий.

3.6. Проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности обучающихся, способствовать становлению и развитию у обучающихся духовно-нравственных ценностей как основы мировоззрения, формировать у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществлять контроль учебной деятельности, дисциплины, участия в общественной жизни класса и школы в целом.

3.7. Вовлекать обучающихся во внеклассную воспитательную работу, проводить ее совместно с детскими организациями при активном участии учителей, родителей (законных представителей) и представителей общественности.

3.8. Воспитывать обучающихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. Оказывать помощь воспитанникам в решении их жизненных проблем и ситуаций.

3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или проблемах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.

3.10. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, оперативно извещать администрацию общеобразовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой доврачебной помощи.

3.11. Совместно с органами самоуправления обучающихся вести активную пропаганду здорового образа жизни, проводить физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся.

3.12. Соблюдать права и свободы обучающихся. Содействовать их социальной, психологической и правовой защите, обеспечивать единство воспитательного воздействия семьи и общеобразовательного учреждения, при необходимости подключать компетентные органы для защиты прав ребенка.

3.13. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями планирования воспитательной работы, принятыми в общеобразовательном учреждении.

3.14. Вести в установленном порядке документацию класса (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащихся, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.), контролировать заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок.

3.15. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений.

3.16. Соблюдать этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога. Демонстрировать на личном примере для обучающихся образец нравственного поведения, быть примером в частной и общественной жизни.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Получать регулярную информацию о психическом и физическом здоровье детей.

4.2. Контролировать успеваемость каждого обучающегося, посещаемость ими учебных занятий.

4.3. Посещать уроки и мероприятия, проводимые для учащихся своего класса.

4.4. Координировать и направлять в единое русло работу учителей-предметников, а также психолога и социального педагога, работающих с обучающимися данного класса.

4.5. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом (с учетом основных принципов общешкольного планирования), разрабатывать индивидуальные программы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом гуманизма и способствуя развитию личности.

4.6. Выносить на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени, в том числе о поощрении обучающихся и их родителей (законных представителей).

4.7. Приглашать родителей (законных представителей) обучающихся в общеобразовательное учреждение для решения вопросов, связанных с их обучением и воспитанием.

4.8. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

4.9. Определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации.

4.10. Вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности.

4.11. На надбавку к должностному окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования.

4.12. На свое участие и участие своих воспитанников в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.

4.13. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса.

4.14. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь со стороны администрации общеобразовательного учреждения, а также органов самоуправления общеобразовательного учреждения.

4.15. На повышение квалификации и профессионального мастерства.

4.16. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей), учащихся, других педагогов.

5. Ответственность

В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение устава, правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка.

5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба или вреда в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, способствует участию детей во внеурочной деятельности: предметных кружках, факультативах, олимпиадах, тематических вечерах и других мероприятиях.

6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме, координирует связь психолога и родителей (законных представителей), помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований.

6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению обучающихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.

6.4. Взаимодействует с социальными педагогами общеобразовательного учреждения по оказанию социальной поддержки учащимся.

6.5. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

6.6. Сотрудничает с библиотекарями общеобразовательного учреждения с целью расширения круга чтения обучающегося.

6.7. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

6.8. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

"___" ____________________
С инструкцией ознакомлен(а) _______________________
(подпись)

Чудинов Валерий Алексеевич

родился в 1942г., профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления, доктор философских наук, кандидат физ.-мат. наук. В 1967 г. окончил физич. ф-т МГУ, владеет немецким и английским языками. Имеет более 120 публикаций. Научные интересы - славянская мифология и палеография. С 2002 г. - председатель комиссии по истории культуры Древней Руси Совета по истории культуры при Президиуме РАН.

Последние печатные монографии: Священные камни и языческие храмы древних славян. 2004, 619 стр. Руница и тайны археологии Руси. 2003, 425 стр. Загадки славянской письменности. 2002, 527 стр.

Основные достижения: Дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо - руницу ударение на первом слоге и прочитал к настоящему времени более 2 000 надписей. Доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - кириллицы, глаголицы и руницы. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов - явление беспрецедентное в истории культуры и показывает наличие у славян высочайшей духовной культуры в древности....

Просмотров