Русские народные сказки. Урок гражданственности "Мудрость народной сказки"(1 класс)

Сказка Ложь, да в ней - Намек,
добру молодцу - Урок.


Русские народные сказки. Сколько в них задушевной магической простоты, нежности и ласки. Сколько жемчужин народной мудрости сверкает в витиевато выстроенных строках и ласковых напевах:
«На море, на Окияне, на острове Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит Ракитов куст, под тем кустом лежит бел камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея ….»
Яркими самобытными поэтичными образами изобилует каждая сказка - кладезь народной мудрости.
В сказках находит зеркальное отражение реальность иных, Тонких миров. Возьмем, к примеру, сказку о Медном, Серебряном и Золотом царствах. Отправляется Иван-царевич в поисках своей матушки в потусторонний, Подземный мир. Шел-шел и пришел он сперва в Медное царство. Встречает он там царевну Медного царства, а та у него и спрашивает, куда, мол, ты путь держишь.
-Иду свою матушку искать.
Царевна ему и говорит:
- Твоя матушка у Ворона-Вороновича, ступай к моей средней сестре, что она тебе скажет, вот тебе клубочек.
И пошел Иван-царевич в Серебряное царство и повстречал он там среднюю сестру-царевну. Та тоже дала ему клубочек и направила его к старшей своей сестре, царевне Золотого царства. Пришел Иван-царевич в Золотое царство, к старшей сестре-царевне - красоты неописуемой.
Послала его царевна в жемчужное царство, где его матушка томилась, и рассказала, что ему там делать. В жемчужном царстве увидал он матушку свою и Ворона-Вороновича, пал к нему на крылья, и взлетели они под самые небеса. Носил-носил его Ворон, а потом и спрашивает:
- Чего тебе нужно, Иван-царевич?
А тот ему и отвечает:
- Дай мне посошок-перышко.
Ворон ему и дал, а сам улетел.
Иван-царевич вернулся в жемчужное царство за матушкой и пошли они вдвоем в обратный путь. Смотрит - жемчужное царство клубочком свернулося, да и покатилося. То же самое случилось и со всеми прочими царствами - все они свернулись клубочками. В другом варианте сказки вместо клубочков царевны вручают герою по яичку, каждое из которых вмещает в себя по одному царству. Под символом яйца сокрыта ни много, ни мало модель нашей Вселенной. Большинство мифов представляют первоначальное мироздание (вселенную) в форме яйца, из которого впоследствии появляется материальный мир. Это же нам говорят и Веды. Отсюда, яйцо - это идеальный прообраз нашего мира. По сути, все мы вылупились из вселенского «яйца» - зародыша будущей Вселенной. Отражение подобной схемы творения мы видим и в известной сказке про Курочку Рябу. Здесь яйцо тоже играет ведущую роль наряду с божественной птицей. Курочка Ряба - это древнеиндийская птица Калаханса, которая сносит Мировое Яйцо. Из этого Яйца впоследствии появляется весь наш мир.
Мотивы сотворения мира присутствуют и в другой известной русской сказке «Царевна-Лягушка». Героиня Василиса Прекрасная вышивает чудо-ковер:

Она шьет да вышивает
Три узора мудреные:
Как первый узор вышила
Она красного солнышка
Со лучами ясными
С обогривами теплыми.
Как другой узор вышила
Она светлого месяца,
Со звездами со мелкими,
А третий узор вышила
Она всю подвселенную.

Одним словом, героиня имитирует своим вышиваньем процесс сотворения мира. Вспомните как создавалась наша действительность великим Ра- М -Хой. Процесс ткачества, прядения и рукоделия во всех сказках, так или иначе, связан с мотивом мирового творения, то есть носит на себе сакральные божественные черты. Этот процесс находит отражение в создании Василисой Прекрасной скатерти, рубахи или чудо-ковра. Причем, Василиса вышивает не днем, а именно ночью, впотьмах. В этом действии прослеживается мотив рождения света из тьмы, стройного упорядоченного мироздания из хаоса.
Героиня завершает свою работу непременно к утру. Когда занимается заря, у нее уже все готово. В этом случае Василиса Прекрасная ассоциируется с божественной Матерью Природой, выступает как богиня-создательница, Матерь Мира в своем наивысшем аспекте. Произведение, созданное ею, всегда совершенно и прекрасно, отличается сказочной красотой. Ее творения - красоты неописуемой, «такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать» . К чему она не прикоснется - во все вносит она гармонию, порядок и красоту.
Перед нами сказочная невеста - рукодельница и мастерица на все руки. Этот идеал находит отражение также в свадебной народной поэзии, обрядных песнях и причитаниях.
Как тут не вспомнить легенду о том, что и у нашей планеты есть свой божественный Создатель. Но не один Он строил и населял нашу Землю. Вместе с Ним Трудилась и Великая Матерь.
Два божественных Начала Стоят у истоков Жизни во Вселенной. Это Отец и Мать. Как двое, земные мать и отец, вместе дают жизнь будущему ребенку, так и в Космосе совместно трудятся Космические Мать и Отец над творением нового мира. Мир - это их божественное дитя, их сын, и все люди тоже их дети. Так, у каждого из нас есть своя Небесная Мать и Отец. Именно они Создали нашу планету и вдохнули в нее жизнь, населили ее разнообразными формами жизни и царствами Природы. Владыка и Владычица Создали реки и горы, озера и моря, цветущие долины и бурные водопады, населили леса птицами и зверями и Сотворили человека по образу и подобию Своему. Два Великих Начала участвовали в этом. Бог и Богиня, Мать и Отец, Творец и Матерь Мира. Когда на Земле появился человек, Великая Мать Дала людям мудрые законы, науки, ремесла и искусства.
Так каждая женщина в своем потенциале будущая богиня, Матерь Мира. Сказано было давно: «Вы боги». Так гласит легенда, которая имеет под собой вполне реальную основу.
Каждая сказка - опоэтизированная истина и быль. Если вдуматься глубже в повествование, то можно в каждой сказке найти черты иных, потусторонних миров, где все чудеса легко осуществляются с помощью мысли. Каждая сказка - это живая реальность Тонкого мира. Шапка-невидимка, ковер-самолет, меч - кладенец, гусли - самогуды, молодильные яблочки, золотое пряслице с серебряным веретенцем, скатерть-самобранка: все эти волшебные предметы - непременные атрибуты обитателей тонких миров.
Давайте рассмотрим эпиграф к этой статье - «Сказка Ложь, да в ней намек, добрым молодцам Урок» . Значение слова ЛОЖЬ в смыле неправды прочно укоренилось в сознании современного русского человека, но изначально оно имело другое значение. Какое? Обратимся к образам Буков этого слова:
Л - Общность; объединение мирно мыслящих;
О - Неизвестное соединиться с тем, что мы хотим познать;
Ж - Жизнь многогранная;
Ь - Существующая жизнь, Богом данная.
Объединяя, получим:

ЛОЖЬ - Общность, неизвестное, соединяющее многогранную жизнь познанием
существующей жизни, богом данной.

Заметьте, как разительно отличается современное значении слова ЛОЖЬ от истотнего, изначального. По сути, изначальный смысл этого слова полностью характеризует содержание любой сказки, сказа, в которых всегда происходит соединение многогранной жизни с существующей. Так какой УРОК получит добрый молодец при чтении сказки?
У - зов, послание;
Р - речь, изречение, течение;
О - неизвестное соединиться с тем, что мы хотим познать;
К - объединение человека с Вселенной.

УРОК - послание, говорящее о соединении неизвестного
посредством объединения человека с Вселенной.

И этот УРОК полностью характеризует содержание сказок, начинающихся или заканчивающихся словами «Сказка Ложь, да в ней намек, добрым молодцам Урок».
И все же, почему к Сказам применено слово "ложь" и в современном понимании его смысла? Дело в том, что Сказка - это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание. Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной. Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), "вытаскивают" Образы из коллективного поля - одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем.
Если нет составляющей Образа, ничего вообразить не удастся. Например, вот это сказочный Образ:

"Пойди Туда, неведомо Куда,
Принеси То, неведомо, Что".


Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? - До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ. Этот ответ всегда находил главный герой сказки.
Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры - "науку образности" ).
Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении:

Пойдите Туда, не зная Куда,
Познайте То, не ведомо для вас Что.


Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира:

Искать мудрость вне себя - вот верх глупости . (Чаньское изречение)

Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)

Меня всегда удивляла полная беЗсмысслица сказки КОЛОБОК. Я ее в поисках смысла перечитывал как говорится вдоль и поперек, но так и не нашел его. Я имею ввиду вариант сказки о колобке, который невредимым ушел и от деда с бабкой, и от зайца, и от волка, и от медведя. Вот только с лисой у него вышла промашка. Кроме хитрости лисы никакой другой мысли не просматривается.
Давайте посмотрим этимологию слова КОЛОБОК . Запишем его в виде КОЛО - БОК . Но ведь КОЛО на древнеславянском означает вращение, кручение. Получается, что КОЛОБОК характеризуется вращением, причем вращение таково, что к наблюдателю он всегда повернут БОКом, одной стороной. Ничего не напоминает? Конечно Луну-Месяц. Я нашел более древний, истотный вариант этой сказки. Приведу его.

КОЛОБОК

Попросил Рас Деву:
- Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему - Лебедь:

И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему - Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему - Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, - только и успел проговорить Колобок, а Лиса его - "ам", и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.
Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни "почти ватрушкой", как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок - это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке - это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). "Замес" Колобка - полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) - "съедают" часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается - Мидгард-Земля (по современному - планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):

Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается.
- Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Для детишек еще пара-другая загадок:

Белоголовая корова в подворотню смотрит . (Месяц)

Молодой был - молодцом глядел, под старость устал - меркнуть стал, новый родился - опять развеселился. (Месяц)
Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

Кто на свете всех богаче? (Земля)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете - 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака.
Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны. Многие исследователи обратили внимание на то, что в сказке описана неполная семья и якобы в этом происходит искажение смысла сказки
и что с детства внушается мысль, что неполная семья - это нормально, "все так живут". Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией "сдавать" ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Но это только поверхностное суждение. Вот например раскрытие образа этой сказки в исследовании А.А. Суслова «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА РУССКОЙ СКАЗКИ». Культурология и искусствоведение № 1(5) 2012.
Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица:
1) Репка - символизирует Корни Рода. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. (Только автор на минутку забыл что кто посягнет на корни Рода?)
2) Дед - символизирует Древнюю Мудрость
3) Бабка - Традиция, Дом
4) Отец - защита и опора Семьи - убран из сказки вместе с образным значением
5) Мать - Любовь и Забота - убрана из сказки
6) Внучка (дочка) - Потомство, продолжение Рода
7) Жучка - охрана достатка в Роду
8) Кошка - благостная обстановка Дома
9) Мышка - символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают.
Эти образные значения связаны между собой, как матрешка - одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия - тот же рабовладельческий строй. "Демос", по-гречески, - не просто "народ", а народ зажиточный, "верхушка" общества, "кратос" - "власть". Вот и выходит, что демократия - власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки.
Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем "готовить" новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?

С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной "Репке"? - Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи, благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.
Это так сказать раскрытие образов сказки через политику и годиться эта версия только для взрослого политизированного человека. Надо это ребенку, тем более не достигшему возраста имянаречения (12 лет)? Может быть смысл сказки совсем в другом? Вспомним главных героев этой сказки:
Р епка, Д ед, Б абка, В нучка, С обака Ж учка, К ошка, М ышка.
Я специально выделил начальные буковы главных героев. Обратимся к образам, которые несут эти Буковы и заметьте - кличка собаки Жучка, а не Полкан, Дружок……. Именно это меня натолкнуло искать смысл через образы начальных буков главных героев.
Р -речь, изречение;
Д - развитие, накопление, достаток;
Б -Боги;
В - мудрость на Земле и на небесах ведаю;
С - мысль произнесенная, озвученная;
Ж - жизнь многогранная;
К - объединение человека с Вселенной;
М - мышление, мудрость, мысль.

Объединяя раскрытые образы Буков, получим:

Речь развивая, Богами мудрость на Зеле и на Небесах постигаю жизнью многогранной, озвучивая мысль мудрую, объединяющую человека со Вселенной мудростью.


И каким образом это можно достичь? А достигается это ТРУДОМ (посадил дед Репку, вытащили все ее) и ЛЮБОВЬЮ (Дед+бабка+ внучка+собака Жучка+ мышка. Это при ярой вражде кошки с собакой).
Ну как? Это Вам не политика, это Вселенская мудрость - через развитие речи (трудом) Любовью постичь Вселенскую мудрость.

КУРОЧКА РЯБА

Кажется - ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп - и сказке конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…

Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она "по зубам". Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.

Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается "с молоком матери", на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ

В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы (П. ГЛОБА. ЖИВОЙ ОГОНЬ), находим интересную информацию о классических героях русских сказок:
"Имя "Кощей" произошло от названия священных книг древних славян "кощун". Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли "кощеем". Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…)
А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно - во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово "кощунство", то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…)
И Баба-Яга у нас популярная личность... Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать укладывала, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели.
Роль "русской Ариадны" делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть". (Человек - Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.:Арктида, 1996г.)

Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен "Кощей" и "Кащей". Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого " в яйце на конце иглы", это - КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа - "Ка", означающая "собирание внутрь себя, союз, объединение". Например, руническое слово-образ "КАРА" - не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние ("РА") внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ - "КУМ" - родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а "КАРА" - собравшие сияние: "собрание сияющих частичек". Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово "кара".

Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа - дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.

Баба Йога (Йогиня-Матушка) - Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард - Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.
В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней - Матушкой.

Детей - сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном Скиту, где Йогиня - Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь Ра, Йогиня -Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей и жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль - в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем.
Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать реальности друг друга. То, что для нас - Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в "правильные" сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.

Наиболее правдивыми, относительно свободными от искажений, на мой взгляд, являются некоторые сказы Бажова, сказки няни Пушкина - Арины Родионовны, записанные поэтом почти дословно, сказы Ершова, Аристова, Иванова, Ломоносова, Афанасьева…
Наиболее чистыми, в своей первозданной полноте Образов, мне кажутся Сказы, из 4 книги Славяно-Арийских Вед: "Сказ о Ратиборе", "Сказ о Ясном Соколе", данные с комментариями и пояснениями по словам, которые вышли из русского повседневного употребления, но сохранились неизменными в сказках.

Для старшего возраста будут интересными к прочтению "Источник Жизни", "Белый Путь" - старинные Предания, почти Сказы для современного читателя, написанные характерным слогом и характерными Образами.

Послесловие
В приведенном выше, я только коснулся вопросов проявления истинных смыслов наших сказках, остановившись только на самых известных. К сожалению объем публикации не позволяет более шире раскрыть образы многих сказок, скрытых от нас в результате христианизации, но я дал подход к их анализу. Дерзайте и истина Вам откроется. Русские народные сказки и сказы в основе своей посвящены извечной борьбе Добра и Зла. Причем Добро всегда побеждает Зло. Но с помощью чего достается эта победа? С помощью оружия? Нет. Только с помощью Трудолюбия и главное Знаний, Знаний слабых мест противника главному герою всегда удается победить Зло. И сказки способствуют обретению этих знаний. Без ЗНАНИЯ НЕТ ПОБЕДЫ. Сегодняшние КАЩЕИ, захватившие власть в России всячески скрывают о себе информацию. Информацию о своей идеологии, методах порабощения,…. . Изучение этих вещей основная задача думающего славянина. Если вспомнить сказки про Кащея, то ему всегда удается вырваться из плена с помощью лжи, обмана, богатства. Методы не изменились, они стали только более изощренными.
Отсюда вывод: сколько не кричи бей Ж…., спасай Россию, дело не сдвинется с мертвой точки и этим только компроментируете славянство, выставляя его в крайне невыгодном свете. Знание, Просвещение знанием - вот главное оружие. Проявление этих методов - вот основная задача и направление деятельности и я стараюсь своими публикациями вскрыть изнанку современных Кащеев.

А.Фомин. Москва, март 2013 года.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение.

Особую притягательность для детей имеет сказка. Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой - школа сказки.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт˸ в необработанных вари­антах известного ʼʼТеремкаʼʼ в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла мно­гими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказ­ки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетель­ствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениаль­ной способности народа создать единый гармоничный образ мира , связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизне­способен потому, что прекрасно подходит для выражения и со­хранения фундаментальных человеческих истин, основ челове­ческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, пове­ствуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествова­ние. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запро­сам детей , органично соответствуя детской психологии . Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к вол­шебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествуют истина и добро . Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем ᴇᴦο счастье и несчастье, какова ᴇᴦο расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы. Каждый шаг героя ведет ᴇᴦο к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость , в то, что доброе человеческое начало не­избежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания . Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных ᴇᴦο основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать её с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, ᴇᴦο се­мья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мыш­ления , так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребен­ка равнодушным наблюдателем, а делает ᴇᴦο активным участни­ком происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает ᴇᴦο к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глубина идей и богатство русских народных сказок. Сказка-сокровищница народной мудрости. Образцы. Особенности построения. Воспитательное значение." 2015, 2017-2018.

Жил-был царь и правил неким вверенным ему государством. Когда он поиздержал казну на войны и развлечения, и пополнять её было неоткуда, созвал он своих приближённых и сказал:

Как вы знаете, казна наша пуста, и уже начались волнения в народе. Так придумайте какой-нибудь хитрый способ, чтобы избежать этих двух бед: как задобрить народ, не истратив при этом ни гроша?

Задумались князья да бояре, долго совещались и пришли к царю со своим решением:

Не вели нас казнить, царь-батюшка, но нет такого способа, чтобы исполнить оба твои желания одновременно. Чтобы задобрить народ, деньги нужны на развлечения да на угощения. А пойдёшь войной денег добывать - народ пуще прежнего взбунтуется.

Разгневался царь:

Не может, - говорит, - того быть, чтоб не нашёлся хоть один такой способ. Вы хоть князья да бояре, а дураки. Велю позвать Деда-глухаря с далёкого болота, он хоть и не учёный, а больше вашего в жизни смыслит.

Пошли слуги к Деду-глухарю, а был он такой старый, что уже и сам счёт годам потерял.

Стучали, стучали в дверь избы - никто не отвечает. Вошли. Глядь, нет никого, один только гриб от сырости из под пола вырос. Развели слуги руками, что делать, не знают.

Вдруг видят, гриб зашевелился, чихнул, кашлянул и говорит старческим голосом:

Видать беда к царю пришла, не иначе. Ну, сказывайте, добры молодцы, зачем пожаловали?

Пригляделись слуги, посреди избы и не гриб вовсе, а старичок маленький.

Приказано тебя, дед, к царю доставить.

И, детушки, стар я очень, чтобы в путешествия пускаться. А, коли, царь-батюшка ваш желание имеет на свой вопрос ответ получить, так пусть собственной персоной ко мне и явится.

Что ж ты, дед, задумал? - вскричали слуги. - Царю да в такую глухомань волочиться? Нет, уж поехали с нами и аминь.

Э, детушки, видать, вы на свет третьего дня народились, коли, не знаете, что в этой избе моей не одна душа царская побывала. Так и передайте благодетелю вашему: коли хочет совет толковый получить, пусть самолично явится и в ножки мне поклонится.

Тут он на глазах удивлённых слуг опять в гриб превратился.

Развели они руками - не гриб же царю везти, и отправились в обратный путь. Доложили обо всём по порядку и были отпущены с миром.

А царю деваться некуда. Переоделся он в простое платье и поехал на болото. Зашёл в избу, низко грибу поклонился.

Заворочался гриб, закашлял и опять стариком обернулся.

Давно, давно не хаживал, - проскрипел он простуженным голосом. Чай, коли б не беда, так и позабыл бы вовсе.

Ну что ты дед! Как же забыть? Сколько ты родителю моему помог, сколько деда выручал. Дела у меня просто царские: войны и прочее.

Ладно, хорош тарахтеть. За делом пришёл, так спрашивай, - перебил его старик.

А спрашивать тебя, дед, мне есть о чём, - начал царь. - Беда пришла. Положение моё шаткое, того и гляди - чернь взбунтуется. Говорят, мол, подати непомерные я на них наложил. А того не поймут, что государству деньги нужны… на разные дела.

Про дела-то ты ври, да не заговаривайся, - снова перебил старик, - знаю я ваши дела: есть, спать да на охоту кататься.

Ладно, старик не о том речь веду, а о том, как народ ублажить и денег не истратить?

Трудную загадку ты задал, царь, - проворчал старик, - ну, да и на неё ответ есть.

Ты уж будь добр, дедушка, открой мне разгадку, а я, слово даю, в долгу не останусь.

Мне слово твоё без надобности, - махнул рукой Глухарь, - а разгадку слушай: Прикажи пойти слугам по всему твоему царству, и пусть объявят народу, что царь решил оказать людям милость. Любой, кто захочет, может получить золотой за каждое сказанное слово.

Ты видно, дед, на старости лет с ума спятил! - вскричал царь, - Ты что, разорить меня вздумал? Это ж сколько слов на свете! Если за каждое платить придётся, так никакого золота не хватит.

Ты погоди, не спеши раньше времени меня в дураки записывать, - проскрипел Глухарь,- Секрет тут есть. Слова те будут для начала взвешивать. У меня и весы специальные имеются. Какое слово что-нибудь весит, за то и платить будешь. А какое без веса - тут уж не обессудьте.

Ну, бывай, дед! Засиделся я у тебя, дела ждут, - сказал царь и поднялся, было, чтобы уйти, но старик остановил его.

Знаю, что подумал: опять, мол, старый заговариваться стал. Ты думаешь, многие люди говорят так, что слово вес имеет?

А то как же, - подтвердил царь, - каждое слово что-нибудь да весит.

Э, милый, вот и ошибка твоя, - заулыбался щербатым ртом Глухарь. Люди, бывает, говорят, а слова у них пустые выходят. Не от сердца те слова, не от мудрости, не от истины, оттого и пусты.

А что ж, - возразил царь, - разве мало в моём царстве мудрецов и учёных? Я им по твоему совету последнюю монету отдам?

А вся их мудрость - пшик, - засмеялся старик

Как так? Ты что ж в науку не веришь? Ну, дед, ты совсем от жизни отстал, - всплеснул руками царь.

Я, милый, не дурнее других буду,- отвечал старик, - а в науку, чего в неё верить. Всё, о чём твои мудрецы говорят, нас окружает. И каждый, если захочет, то увидеть и понять сможет. Потому как всё по своим законам существует и проявляется в действии. А мудрецам твоим только и остаётся, те законы описать и применить. А вот суть вещей постичь?!!

Откуда, например, те законы появились и кто им предел положил, знают ли? А есть ещё и другие законы, которые твои мудрецы и описать не могут. Вот, к примеру, законы жизни и смерти. Почему один счастлив, а другой всегда в бедах своих, хотя родила их одна мать? Кто постиг законы путей человеческих, чтобы не бояться грядущего? Вот и мудрость.

Мне до этого всего интерес небольшой, – перебил его царь, – ты лучше вот что скажи: предположим, денег своих я на слова не потрачу, но ведь ничего и не приобрету.

И на это ответ имеется. За то, чтоб слова взвесить, ты с людей золотой бери - вот казне и пополнение.

Да кто же захочет деньги за так отдавать? - не понял царь.

Ты смекай, деньги будут отдавать, в надежде получить намного больше. Ведь за каждое весомое слово ты пообещаешь золотой. Говорю тебе, что бедняк принесёт последний грош, потому как всякий уверен о себе, что уж он чего-то достиг в мудрости и говорит с весом.

Что ж, совет не дурён, - сказал царь, похлопав старика по плечу, - Во всяком случае, я ничего не теряю.

На том и расстались.

Через время по всей стране разлетелась весть, что за слова деньги дают. Что тут началось: к весовщикам стояли очереди и деньги потекли рекою в царскую казну.

Первые, конечно, были женщины. Они болтали без умолку о детях, о мужьях, о соседях, кастрюлях, стирке, вязанье, покупках, болезнях и так далее. Но, как бы ни были они красноречивы, стрелки весов даже не шевелились.

Да это ж бабы, что с них взять!!? - смеялись между собой мужчины. На весы они клали слова о работе, деньгах, женщинах, хозяйстве, развлечениях и так далее, но стрелки весов всё же не двигались.

Взвешивать свои слова приходили богачи и бедняки, учёные мужи и простолюдины. Но все их слова, какими бы ни были умными, не могли поколебать стрелки весов.

Изредка кто-нибудь получал несколько золотых, но разве могло это сравниться с огромным богатством, которое уже лежало в царской казне.

А царь на радостях каждый день устраивал великолепные пиры.

Прошло время и в его царстве не осталось ни одного человека, который бы не попытал счастья, взвесив свои слова.

Однажды по дворцовой площади, на которой стояли весы, шёл, насвистывая, бедняк. Заметив весовщиков с весами, он удивлённо остановился и окликнул их:

Эй, добрые люди, что это у вас за штука? Я такой ещё не видывал.

Весовщики в недоумении переглянулись между собой:

Как, разве ты не знаешь, что происходит в столице в последнее время?

Откуда мне знать? - ответил бедняк, - если только на восходе я пришёл в ваш город.

Откуда же ты идёшь?

Да, вот, хожу по свету, мудрость ищу. Зашёл и к вам, не встречалась ли?

Глупый человек, - отвечали весовщики, - чтобы мудрость найти, деньги нужны: на книги умные, да учителям платить. А есть у тебя деньги-то?

Есть, - говорит бедняк, - вот один золотой - и вытащил монету из заштопанного кармана.

Вот умора, - захохотали весовщики, - ты на свой грош только с голоду и не помрёшь, какая уж тут мудрость? А вот не хочешь ли попытать счастья, чтобы золотишка получить? С ним-то всё приходит. Видишь эти весы: на них человеческие слова взвешивают. Заплати золотой и узнаешь - весят твои слова что-нибудь или нет. Если стрелка весов отклонится, мы дадим тебе золота, и на него ты сможешь приобрести сколько угодно мудрости.

Отвечал им на это бедняк:

Мне ваше золото не нужно, потому как мудрость за него не купишь. Много исходил я, но того не видывал, чтобы кто приобрёл её за деньги. Она сама дарит себя тем, кто ищет её.

Ты ещё будешь нас учить, как мудрость искать? - вскричали весовщики. Что ж ты даром получил её что ли? Так предъяви нам, чтобы мы видели. Где ж она? Не в твоих ли лохмотьях спряталась?

Эй, братцы, смотрите, что делается! - вдруг вскричал один из весовщиков.

Все обернулись туда, куда указывал их товарищ, и увидели, что стрелка весов начала отклоняться. И отклонялась она до тех пор, пока весы не издали резкий щелчок и не сломались.

Ты что же это наделал своими словами? - накинулись весовщики на бедняка, - золотой не отдал, весы поломал! Ты должен теперь за них заплатить.

Да нет, - усмехнулся бедняк, - по вашим правилам вы должны мне денег дать, потому, как мои слова ваши весы даже измерить не смогли. Значит, стоят эти слова дороже всего вашего царства. Только мне ваше царство не надобно. Мудрость ведь не за деньги приобретается. Тот, кто понял это, сделал к ней первый шаг, а там уж она сама найдёт тех, кто ее ищет.

Испугались весовщики, побежали к царю. Рассказали ему всё: мол, так и так, слова того бедняка не оплатить и всем царством твоим.

Задумался царь и говорит им:

Гоните его прочь, да так, чтоб он еще и виноватым остался.

Вернулись они и говорят бедняку:

Ты бы шёл отсюда по добру - по здорову. А то, как бы тебе в тюрьме не очутится за то, что умную вещь испортил.

Пожал плечами бедняк, повернулся и пошёл своей дорогой, печально рассуждая:

Вижу, тут обо мне и слышать не хотят. Пойду дальше по городам, может, кто и захочет моих слов послушать и научиться.

А весовщики тем временем доложили царю, как поручение исполнили. Заплатил им царь щедро и отпустил по домам. Сам же поехал к Деду-глухарю с мешком золота, за совет расплачиваться.

Приехал, в ноги ему поклонился:

Вот дед, я тебе плату принёс за услугу.

Ты своё золото забери, - отвечал Глухарь. - На что оно мне, старику? А вот, говорят, к вам сам Мудрость приходил, об этом расскажи.

Какой такой Мудрость? - удивился царь, - мне об этом никто не докладывал.

А весы поломанные видел? Знаешь, что на них взвешивали?

Замялся царь и отвечает:

Да то они, дед, упали, вот механизм и повредился.

Разве не знаешь, что те весы не могут ни отчего сломаться, кроме как, если взвешивали на них что-то очень тяжёлое?

Что же, по-твоему, - с вызовом говорит ему царь, - я за чьи-то слова царством своим расплачиваться должен? Не для того я это дело затевал! Да и весы-то твои врут, поди?

Иди с миром! - ответил ему Дед-глухарь, - без мудрости жил ты, а услыхав о ней, испугался. Кто же поможет тебе? Даже я не помогу.

С тем и ушёл от него царь.

Весы починили, и они до сих пор стоят на главной площади в том городе.

Каждый, кто захочет, может слова свои взвесить. Только не многие осмеливаются. Боятся, как бы они пустыми не оказались.

И я в тот город ходил, слова свои взвешивал, а что увидел - не скажу.

И какова ее роль в жизни практически любого человека? Кто из нас в детстве не слышал эти замечательные фантастические произведения из уст мамы или бабушки, не читал их в детском садике по слогам, не проходил, как литературу, в рамках школьной программы? А мультфильмы, а художественные фильмы по мотивам? Можно сказать, что сказка - это то, с чем выросло не одно поколение людей, и не только в нашей стране. То, что воспитывает и формирует личность каждого человека.

Определение

Но не все однозначно смогут дать определение: «сказка - это...» А что, собственно, такое сказка? Начнем со всевозможных словарей. В них сказка - это, в первую очередь, произведение повествование о героях и событиях, как правило, вымышленных, передаваемое из уст в уста. Но в последние два столетия подобные народные произведения активно публикуются и в книжках огромными тиражами, так что мы всегда имеем возможность их не только послушать, но и прочитать. Фольклорная сказка - это вымышленное произведение. Она может быть противопоставлена таким «достоверным» повествованиям, как былина, например.

Литературная

А есть еще и сказка литературная. Она, в отличие от имеет определенного автора (ее еще иногда называют авторской). Зачастую подобные произведения тесно связаны с народными. Иногда автор попросту пересказывает их, ничего не добавляя, а есть сказки, где исходный материал полностью перерабатан. Фольклор предшествует авторской литературе, занимает первичное место в классификации художественной литературы. Но авторские сказки известных писателей по праву входят в сокровищницу мировой классики подобной литературы.

Другие значения

Если говорить о других значениях слова сказка, то можно отметить, что подобным термином в переносном смысле определяется нечто фантастическое и заманчивое, порою недостижимое в обычных жизненных ситуациях. А иногда так называют то, чему никто не верит: чистый вымысел, неправду, небылицу (с негативной даже окраской).

Происхождение слова

По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше 17 века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание». В современном контексте слово «сказка» стало использоваться позже, а ранее употреблялось слово «баснь» для обозначения аналогичного понятия.

Классификация фольклорных сказок

Исследователи народных сказок считают, что в их основе лежат мифы, утратившие свое сакральное значение. Миф связывается с определенным ритуалом. В сказке художественная сторона выходит на первый план. А события происходят вне существующей географии. Для подобных произведений характерны: анонимность, коллективность и устность. Проще говоря, фольклорная сказка не имеет конкретного автора, а передается множеством рассказчиков из уст в уста, сохраняя основной сюжет. Иногда к нему добавляются какие-либо подробности, как вариации. Можно сказать, что произведения УНТ (устного народного творчества) являются коллективным творением. По общепринятой исследователями фольклора классификации все эти творения могут подразделяться на сказки про животных или растения, о или предметах, волшебные, докучные, кумулятивные, новеллистические и некоторые другие. В данную когорту входят также анекдоты и небылицы.

Бытовая сказка

Это - относящееся к новеллистическим произведениям УНТ. Бытовые сказки занимают довольно обширное место в народном фольклоре. Они отличаются от, например, волшебных тем, что в основе повествования лежат сюжеты из ежедневной жизни. В них, как правило, нет фантастики, а задействованы реальные персонажи: жена и муж, купец и солдат, барин и работник, поп и т.д. Это произведения устного творчества народа об одурачивании барина или попа, о вразумлении нерадивой жены, о хитром солдате, обладающем смекалкой. В основном, бытовая сказка - это произведение на бытовую или семейную тему. Основные симпатии: бывалый солдат, умелый и смекалистый работник, которые достигают своих целей, проходя порою через комические или страшные ситуации. При этом обнаруживается ироничность повествования. Подобные сказки, как правило, короткие. Сюжет развивается быстро, в центре действия один эпизод, выглядящий как сказка-рассказ. Это в бытовых сказках, по мнению Белинского, отображаются нравственные, бытовые и характерные черты всего русского народа: лукавый ум, способность к иронии, простодушие и трудолюбие. Бытовые сказки не содержат ни ужасов, ни особого волшебства, зато могут быть наделены ироничностью и комизмом. Внешне подобное произведение выглядит, как сказка-быль. Это кажущееся правдоподобие - одна из многих характерных черт такого творчества.

Примеры бытовых сказок

Их можно перечислить довольно много: «Барин и собака», «Федул и Меланья», «Барин и мужик», «Дурак и береза», «Похороны козла», «Солдатская шинель», «Горшок».

Все помнят, наверное, бытовую сказку «Каша из топора», в которой смекалистый солдат варит кушанье как бы из ничего (из одного топора), а между тем хитроумно выпрашивает у жадной хозяйки все необходимые продукты.

Урок гражданственности

Тема урока : Мудрость народной сказки

Цель урока:

Создать условия для развития творческого осмысления сюжета некоторых народных сказок;

Содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления;

Способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, индивидуальные задания;

Ход урока

    Орг.момент

Стих на доске:

Со сказками все дружат -
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

Учитель:

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?

II . Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Учитель:

Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

Учитель:

Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем

Знакомимся

Делаем выводы

Учитель:

Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:

( Вывесить на доску )

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

III . Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.

Учитель

Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают. Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.

Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.

(фронтальная работа)

«Кот, петух и лиса»


«Волк и семеро козлят»

«Под грибом»

«Теремок»

«Рукавичка»

Учитель:

Выберите сказки со сходным сюжетом.

(«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»)

Какую похожую сказку мы читали ранее? («Лесные хоромы»)

На какие две группы можно разделить эти сказки? (авторские, народные сказки. «Лесные хоромы»

М.Л. Михайлов, «Под грибом» - В Сутеев, «Теремок» - русская народная сказка, «Рукавичка» - укр. народная сказка).

1) Игра «Кто здесь был и что забыл?» Учитель показывает изображения предметов, а учащиеся называют героев. - Чья это вещь и из какой сказки?

Хрустальная туфелька (Золушка)

Ступа (Баба Яга) Золотой ключик (Буратино) Щука(Емеля)

Учитель :

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Самым первым творцом сказки был народ. Сказка нравилась, ее запоминали и пересказывали: детям, а те своим детям.

(Выходят ученики)

У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.

2) Классификация сказок. Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки?

1.Народные и авторские. - У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ. 2. Волшебные, о животных, бытовые. Волшебные или фантастические сказки - Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…) Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки? 3.Бытовые сказки -Какова особенность этих сказок? Приведите примеры. В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
4.
Сказки о животных . - Чем характерны эти сказки?

3) Творческая работа

Показать инсценировку сказки

Ребята, к какому виду можно отнести сказку « Курочка Ряба » ?



Учитель :

Ребята, выполним задания на ваших карточках.


Рефлексия. «Корреспондент»
- Понравился урок?
- Над каким жанром мы работали на уроке?
- Над чем нам помогла задуматься эта сказка? Чему учит прочитанная сказка?
- Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Убрать повторяющиеся буквы и сложить слово
х т в а
н ж з о
з х ч и
л а ж в

(отлично)

Просмотров