Эссе на тему экология моего родного края. Сочинение на тему “Красота и экологические проблемы родного края”

Природа родного края – это не только красота пейзажей, но еще и состояние души, необычайно острое чувство настоящей родины, которое каждый человек трепетно хранит в себе долгие годы. Безмятежность долин и полей, величественная горделивость лесов, неспешное течение рек и зеркало озер, изменчивое свободолюбие моря – все эти природные красоты поистине великолепны. Но лишь проницательный глаз способен увидеть опасность исчезновения всего прекрасного.

И, увы, опасность эта является именно со стороны самого человека. С одной стороны,

люди испокон веков всячески использовали природные явления в своих целях. Но нельзя не согласиться с тем, что наши далекие предки чрезвычайно бережно относились к дарам самой природы, тогда как наше поколение являет собой породу жестоких эксплуататоров природных ресурсов.

Человеческая ненасытность в потреблении богатств нашей земли просто возмутительна, и создается впечатление некой войны людей и природы за каждую пядь пока еще нетронутой земли. И через довольно короткое время может возникнуть опасность полного исчерпания природных ресурсов, столь необходимых человеку для здоровой и полноценной жизни. Так

человек выступает в роли врага для самого же себя, нимало не отдавая себе отчета в страшных и разрушительных последствиях.

Впрочем, сегодня проблемы экологии ставятся достаточно остро различными международными организациями, досконально осознающими пугающие перспективы неуемного потребительского поведения человека. И нравственный долг каждого – присоединиться к этой борьбе за чистые воздух и воду, за сохранение естественной красы родных просторов.

И, невзирая на то, что человечество осознало грозящие проблемы лишь сегодня, когда промышленность в своей массе сориентирована на беспощадное использование и растрачивание богатств и даров природы, перспектива успешного решения вопроса, все же, существует. Конечно, на это потребуются значительные силы и средства по переводу большинства предприятий на сберегающий режим работы, но усилия эти стоят того, чтобы наши потомки росли в чистой и здоровой красоте своего родного края.


Другие работы по этой теме:

  1. ” Мой край – это горы, реки и бесконечные леса, мирно раскинувшиеся под ласковыми солнечными лучами… “ Родной край – это горы, реки и бесконечные...
  2. Город в котором я живу, окружен очень живописной природой. Множество природных памятников и заповедников находятся вокруг. Буйные леса, глубокие озера и даже высокие горы расположены,...
  3. -26 Литература родного края – один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые...
  4. Моя малая родина – Республика Мордовия. И конечно, я до безумия люблю родные мне места. Мордовия располагается в средней полосе России, поэтому у нас нет...
  5. Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы? На ранних этапах истории Земли атмосферу загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары. После появления...
  6. Разработка урока для 8 класса “Экологические проблемы Черного моря” Цель урока: Познакомить учащихся с основными характеристиками и особенностями природы Черного моря, его экологическими проблемами и...
  7. Назовите выдающихся людей, жизнь и деятельность которых связана с Днепропетровском? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Всего существовало 8 Запорожских сечей. Сколько сечей существовало на территории нашего края? ___________________________________________________________...

Экология и мы

Охрана и рациональное использование растительного и животного мира.

Выполнила: ученица

9го класса МОУОО

школы д. Юсупово

Тагирова Флюза

Руководитель: учитель

Русского языка МОУОО

Школы д. Юсупово

Нигамаева Е.А.

План

1. Живая природа - главное достояние Земли.

2. Растительный мир и растительные ресурсы.

3. Связь между растительным и животным миром.

4. Берегите природу!


Живая природа – главное достояние нашей Земли, в ее недрах развивалось и за ее счет существует человеческое общество. Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главные условия жизни людей на планете - состав воздушной среды, защиту от космического излучения, чистоту вод, плодородие почв, смягчение климата.

Для человека растительный мир выступает как растительные ресурсы. Эти ресурсы, особенно леса, в Башкортостане значительны. Леса занимают около39% территории края. В соседнем Татарстане площадь лесов составляет всего17% территории. Запасы древесины позволяют развивать лесную, лесохимическую и другие отрасли промышленности.

Весьма важна водоохранная роль лесов. В них накапливается больше снега, которым питаются реки. Особенно важны для нас горные леса, питающие реки, предохраняющие склоны гор от размыва. Если истощить леса, то можно нанести непоправимый урон не только Башкортостану, но и соседним областям, поскольку иссякнут реки, вытекающие на равнины.

Леса являются источником жизни многочисленных растительноядных животных, в тесной связи с которыми существуют и хищные животные.

Из отрицательных качеств, несколько снижающих ценность лесных ресурсов республики, отметим их неравномерное распределение. Около 70% площади лесов приходится на Горный Башкортостан, где лесистость достигает более 80%. В результате интенсивной вырубки площадь лесов Башкортостана сократилась за последнее столетие вдвое. Из-за распашки пострадала степная растительность. Степные участки страдают и от неумеренного выпаса скота.

Различные животные, населяющие территорию республики, представляют для нас животные ресурсы. Как и растительность, животный мир значительно истощен человеком. Давно исчезли дикие лошади, сайгаки, бобры, благородные олени. Уменьшилась численность медведя, выдры, норки. Иногда считают, что хищные животные приносят ущерб.

Рассмотрим противоположное - положительное воздействие человека на растительный и животный мир. Это воздействие выражается в охране, рациональном использовании и восполнение растений и животных. В этом направление сделано и делается многое.

1. Созданы три заповедника – Башкирский Государственный заповедник, Шульганташ и Южно–Уральский. На территории этих заповедников охраняются редкие виды животных и растений.

2. Организованно 15 государственных охотничьих заказников и 12 заказников по охране лекарственных растений. 148 природных объектов объявлены памятниками природы.

3. Решаются охраны, и восстановления лесов – создаются полезащитные лесонасаждения, проводятся посадки лесов, ведется работа по предотвращению лесных пожаров, создаются школьные лесничества и зеленые патрули.

4. Многое сделано для охраны и восполнения животных: поселены ценные животные – американская норка, марал, выхухоль, ондатра, речной бобр. Растет поголовья лося.

5. Взяты под охрану многие животные, например бурый медведь, марал, косуля и др.

6. Проводится зарыбление озер, водохранилищ и прудов.

7. Ведется борьба с браконьерами, которые нарушают сроки и места охоты, а также рыбной ловли.

Предстоит сделать еще многое. Необходимо отказаться от потребительского отношения к лесным ресурсам. При это следует заметить принцип «сколько нужно» на иной - «сколько можно». Лесные ресурсы называются возобновимым и исчерпаемым. Мы можем заготавливать древесину лишь в пределах годичного прироста лесов, а не сколько вам нужно. «Вырубил дерево, посади два», - говорят лесоводы, но, к сожалению, до настоящего времени в республике высаживается в среднем 20 тыс. га, а вырубается 27 тыс. га.

Все наши мероприятия хорошо помогут живой природе края только в том случае, если каждый из нас прочно осознает важность бережного отношение к лесу, лугам, птицам, животным. Общаясь с природой, убеждайте себя: «Это наш общий, а значит и мой лес, моя река, озеро. Я должен беречь все это. Кто же сохранит этот мир если не я».

Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима. Мы жутко истребляем растительный покров земли, гордых и независмых животных, всю красоту, которой и только держится жизнь.

Природа предстает перед нами во всей своей красе и величии. Мы любуемся ею, она бескорыстно дарит нам радость.

Но почему же тогда встречаются ребята, которые разоряют птичие гнезда, засоряют родники или речки, ломают деревья? А то и жестоко распровляются с кошкой или собакой…

Как надо воспитовать нынешнее подрастающее поколение, поколение 21 века? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача. Не так-то выработать в человеке экологические привычки. Ведь нам не понятно поведение тех, кто срывает цветок и не задумывается над тем, что этот цветок гибнет. Что необходимо сделать, чтобы леса, поля, реки, наши братья меньшие-звери и птицы не страдали от жестоких рук браконьеров? Как остановить от непродуманных действий? В конечном счете пострадает сам человек-частичка природы.

Какие пути, формы и методы используется для воспитания человека неравнодушного, который будет настоящим сторожем и хозяиномприрдных богаств нашей планеты?

Ущащиеся должны получать ответы на вопросы: почему нельзя бросать мусор везде, где можно в лесу разжечь костер, почему нужно сажать цветы и почему нельзя ломать ветви деревьев и другие.

Дорогие ребята и гости! Наша конференция посвещена одному из самых актуальных вопросов нашего времени-взаимоотношению человека с природой. (рассказать 1 лист и реферат).

Вашему вниманию предлогаются выступления на темы: Экоглогическое состояние нефтяной отрасли в нашего края, Охрана и рациональное использование растительного и животного мира, Экологические проблемы нашего края, Охрана экологической среды-дело каждого.

Литература

1. В.Н. Кузнецов. «Экология России» Хрестоматия. АО «МДС».

Страница 4-5.

2. Хисматов М.Ф., Сухов В.П. «География Башкортостана». Учебник для 9го класса. - Уфа: Китап. Страница 41-43.

Косенкова Татьяна

Моя гражданская позиция

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение на тему: «Мой вклад в экологию родного края».

Беречь речку и лес, берег моря и пшеничное поле – значит, беречь своё Отечество…

В.В.Путин

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать. Человеку нужно прожить жизнь с достоинством, прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Для этого люди должны в жизни поддерживать созидательные силы природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это сделать? На этот вопрос должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, а может внести сразу радость, свет. Свет этот может идти от глубокой связи со всем живым в мире.

Чувство справедливости и симпатии ко всякой жизни и уважения к её правам есть одно из высших чувств человека. Уважение ко всем живым существам и называют «человечностью», то есть таким свойством, которое должно выражать самую основу, самую истинную природу человеческой души.

Сегодня самое время поговорить об экологии – науке взаимодействия человека с природой. Удивительное это слово – «экология» (« ойкос » по-гречески означает «дом, жилище, место пребывания»). Природа ведь и есть дом, в котором мы живем, то место, где мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь свое природное жилье, уважать всех, кто в нем живет.

Современные ученые-экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня вырубает леса, выкачивал сколько угодно нефти и газа, доставал из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовал любое количество пресной воды и так далее.

При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идет лишь малая толика. Представим себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а мы выковыряли из него только одну изюминку, а остальное выбросили. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1-2 % первоначальной массы, а остальные 98-99 % идут в расходы. И так каждый год!

А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли кто-то из нас когда-нибудь морскую корову? Не видел? И не увидим никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Такая же печальная история и у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других животных и птиц. Так появилась «черная книга» - в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы.

Также существует Красная Книга Российской Федерации - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Так, например, беломордый дельфин, обитающий только в Баренцевом (у Мурманского побережья и Рыбачьего полуострова) и Балтийском (включая Финский залив) морях, постепенно исчезает. Вскоре мы его можем даже больше не увидеть, поэтому его надо защищать от браконьеров и запрещать на него ловлю.

Люди с давних времен помогали защищать и сохранять жизнь природы, и всю жизнь вообще. Царь Петр 1 (1672-1725) был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью, направленной на сохранение благополучия не только собственных, царских угодий, но и всего государства.

Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Мудрый царь велел разделить все леса на две категории: в одних разрешал производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра 1 в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нем несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.

Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживающих реку). Предприняты были меры по сохранению чистоты водоемов. Указом 1719 г. Жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Еще несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.

Также примером является баллада Лермонтова «Три пальмы». Это одна из лучших баллад Михаила Юрьевича, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трех пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна. Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студеными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошел богатый караван, который живописно изображен Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трех пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскаленным песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внес пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи. Виноват в этом сам человек, который преследует свои сиюминутные корыстные цели. Так устроено и общество, законы которого Лермонтов в этом стихотворении решительно отвергает.

Что касается меня, я тоже вношу свой маленький вклад в экологию родного края. Я стараюсь не мусорить, не загрязняю реки и озера, не разоряю птичьи гнезда, не пилю деревья, пытаюсь даже как-то помочь тем животным, которые попали в беду. Также мне удается убедить в этом тех, кто младше меня. Я разъясняю им, что плохо, а что хорошо, и дети тоже по моему совету пытаются внести свой вклад в экологию. Я считаю, что в своей жизни каждый должен внести свой вклад в экологию своего края, пусть даже этот вклад будет маленький.

Иногда у многих возникает вопрос: перед кем я делаю этот вклад? Ответ очень прост: прежде всего перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью. Те люди, которые делают доброе, полезное дело для природы, - вот кого мы должны назвать ответственными людьми с ответственным поведением. Такое поведение мы можем назвать поистине человеческим отношением к природе. Потому что оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и всю жизнь вообще. Чтобы сохранить природу, нужно сажать деревья, сеять траву, следить за чистотой территорий у домов и учреждений. Не засорять реки.

Если люди будут беречь природу, то все будет хорошо и в природе, и в душе человека.

Природа - не только среда обитания человека, но и великолепное, огромное богатство. Человек использует это богатство не рационально, и порой бесчувственно загрязняет окружающую среду. Если мы не возьмемся и не исправим то, что сделали за столетия, нашим внукам и правнукам не увидеть удивительной красоты наших мест. Природу нужно беречь для того, чтобы у нас на родине было хорошо и красиво. Уничтожая природу, мы потихоньку губим себя.

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа – наша мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится.

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней…

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Бежит тропинка с бугорка.

Вот лес, вот луг, а вот река.

Ведет меня тропинка

В родную Сухотинку.

Милое с детства родное село! Высокие сосны и вековые дубы, белоствольные березки и дрожащие на ветру осины. Быстрая речушка, несущая свои воды, зеленые луга и колосящиеся поля. Родные просторы... Как хорошо у нас в любое время года! Особенно красив лес, который окружает наше село. Весной природа пробуждается от зимнего сна. Пробивается первая молодая трава, на деревьях набухают почки, расцветают подснежники. День за днем пригревает солнце. Лес наполняется новыми звуками и красками. Вечерами воздух наполнен ароматом цветущей черемухи, слышны трели соловья.

Летом в жаркий день лес манит своей прохладой, спелой земляникой, душистой малиной. А как хорошо взять лукошко и отправиться за грибами. Крепкие боровики, упругие подосиновики, разноцветные сыроежки.

Осенью природа не жалеет разноцветных красок и все вокруг одевается в «багрец и золото». Шуршит под ногами опавшая листва, краснеют грозди спелой рябины.

Зимой величавые сосны стоят в белых шапках. Все засыпано пушистым снегом и тишина...

Но среди этой красоты повсюду видны следы человеческой деятельности. Горы мусора, срубленные деревья, выжженная земля.

Во все времена лес был гордостью России. Его красотой восхищались поэты и художники. А сегодня все чаще вместо птичьего гомона в лесу можно услышать звук пилы и падающих деревьев. И вот на месте дубравы или березовой рощи пеньки и горы сучьев. Мы не задумываемся о том, что для того, чтобы вырос дуб, должно пройти много десятилетий. А ведь лес – это еще и место обитания многих животных. И, уничтожая их естественную среду обитания, мы губим лесных жителей.

А сколько бед приносят лесные пожары! И случаются они чаще всего по вине человека. Незатушенный костер, брошенная сигарета и з а несколько минут огонь уничтожает то, что росло много лет. И только пепел поднимается под ногами, да чернеют горелые стволы. Нескоро еще на этом месте будет зелень, вырастут деревья, ягоды, грибы. Нескоро здесь поселятся животные, птицы, насекомые.

Даже если мы идем в лес отдохнуть, все равно оставляем следы своего присутствия. Пластиковые пакеты и бутылки, пивные банки, обертки. Все это годами лежит на земле.

Как часто мы говорим о любви к природе, но не умеем себя вести. Приходя на лесную полянку, мы включаем громкую музыку, шумим, радуемся хорошей погоде. Нам хорошо, а вот лесным обитателям приходится не сладко. Птицы пугаются и оставляют гнезда, разбегаются звери.

Сколько цветов можно встретить в лесу весной и летом! И восхищаясь ими, мы стараемся принести домой огромные букеты. И даже не думаем о том, что многие из них занесены в Красную книгу.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровение цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали,

В нас молчало безумное “Стой”

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толпе городской.

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Евгений Карасев.

Есть у нас традиция - под новый год наряжать лесную красавицу. Мы, не смотря на все запреты, приносим из леса красивую елку, украшаем ее разноцветными шарами и гирляндами. Но праздник заканчивается и сотни елок мы выбрасываем из своих квартир. А ведь можно купить искусственную ель и пользоваться много лет.

Мы называем лес «зеленым другом», «легкими» нашей планеты. И это действительно так. Лес дает нам ценное сырье, кислород, поглощает углекислый газ и очищает воздух от пыли, вредных примесей и газов. Давайте и мы относиться к нему как к другу. Не будем оставлять после себя мусор, шуметь, жечь костры и вырубать деревья. Давайте будем беречь лес и тогда он будет продолжать радовать нас в любое время года!

Лес – это добрый огромный гигант,

Дарящий много прекрасных чудес.

Так проявите же ум и талант,

Чтоб защитить этот сказочный лес!

План – конспект урока «Погружение в проект»

Тема «Экологические проблемы родного края»

Образовательные задачи:

Выявить основные экологические проблемы родного края, причины уменьшения видового разнообразия животных и растений в родном крае; предложить меры по охране окружающей среды.

Развивающие задачи: формирование проектных и исследовательских умений

- мыследеятельностных: проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности;

- коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию, развивать самостоятельность, умение работать в группе, индивидуально.

- поисковых: находить информацию по данной теме во время экскурсий и походов и в дополнительной литературе, проводить поиск в Интернете;

Воспитательные задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану природы, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Технология : метод учебных проектов;

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся : индивидуальная, групповая

Этапы работы:

I. Погружение в проект

IV . Презентация результатов 1урок

I . Погружение в проект

1.Мотивация :

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, родники и озера, поля и луга!

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: лисы, бобры, медведи и волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается.

Мы с вами совершили походы по родному краю и экскурсии.

Путь по тропам родного края не был безрезультатным, и каждый для себя сделал какие-то открытия. Мы стремились к тому, чтобы увидеть красоту родной природы, осознать, что бездумное вмешательство человека может привести к необратимым последствиям.

Беседа с учащимися: Особенно приятно видеть заботу человека о природе. Приведите примеры.

(Так житель деревни Заднево очистил родник исток реки Иней, обустроил его с помощью местных жителей, дал ему вторую жизнь. Житель деревни Антушево облагородил на бывшей дворянской усадьбе парк, на реке построил плотину, создал места отдыха по берегу реки, дорожки для пеших прогулок.)

2. Демонстрация учителем слайд – фильма.

слово учителя во время просмотра презентации: Сейчас вы посмотрите слайд-фильм. Смотрим внимательно, а после просмотра, выскажите, пожалуйста ваше впечатление об увиденном.

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.

3. Определение темы и постановка учебной задачи Представьте если объекты природы и живые организмы умели говорить, какие бы сигналы SOS они нам послали?

Высказывания детей. Показ учителем двух слайдов о крике помощи живых организмов.

(Обсуждение)

Ребята, мы с вами говорим об экологических проблемах. А что же такое экология?

что означают слово «экология». Впервые этот термин предложил в 1960 году немецкий ученый Эрнест Геккель. Это греческое слово, состоящее из двух слов: «ойкос» - жилище и «логос» - учение, наука.

Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Часто слышишь «Человек – царь природы!»

Ребята, но кто поставил человека над природой? (сам человек)

А может ли человек существовать без природы: без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев?

Учащимися формулируется тема урока (записывается на доске).

Постановка учебных задач

1 . изучить основные экологические проблемы родного края, причины уменьшения видового разнообразия животных и растений в родном крае; предложить меры по охране окружающей среды.Это цель темы

2. планирование своей будущей деятельности по решению учебной задачи – цель данного урока

4. Определение способа решения учебной задачи : Учитель раздает карточки с текстом для определения основополагающего вопроса:

Человек, получивший неограниченную власть над природой, забыл, что сам является ее частицей. И в результате своей не всегда правильной, варварской хозяйственной деятельности человек столкнулся с жесточайшим экологическим кризисом. Что это значит? Катастрофически быстро загрязняются ее вода и воздух. Пригодной для питья воды становится все меньше и меньше. Сокращаются площади лесов, дающих земле кислород. Мы узнали, что существуют проблемы, касающиеся всей планеты. Возникает вопрос: существуют ли экологические проблемы в родном крае? Необходимо сохранить природу родного края. Каждый человек от мала до велика должен участвовать в этом. Нужна ли помощь природе родного края? Составьте основополагающий вопрос: _________________________?

Основопологающий вопрос: ………………………….?)

Учитель: «Так как мы с вами жители нашего родного Холмовского края и в ходе работы выяснили, что природа нашей местности имеет ряд проблем. Работа со слайдом


Определяем проблему: природа просит у нас помощи, мы должны ей помочь.

(проблемный вопрос) :…………………………..?

Ребята, для решения проблемы мы с вами должны составить проект

II . Организация деятельности

    Формирование групп (возможно индивидуальное выполнение проекта) Определяется вторая учебная задача данного урока.

2. Обсуждение организации работы (фронтальная беседа, запись на доске)

3. Планирование проектной деятельности и её письменное оформление – «промысливание того, что должно быть»

Выбор тем проектов. Формулирование тем проектов – исследований. Анализируя диаграмму «Экологические проблемы». Каждая группа выбирает, с какой проблемой она будет работать. Можно на доске или карточках написать предполагаемые темы исследований, например

«Природа и человек» «Человек в природе» «Животные родного края» «Охрана животных Пошехонского края» «Мы за природу в ответе!» «Редкие растения родного края»

«Братья наши меньшие» «Цветущий край» «Проблема мусора» «Чистый воздух – залог здоровья»

«Растения – основа жизни» «Край мой родниковый!» «Край лесов»

«Мы – друзья природы»

Заполните таблицу

    Тема исследования – повествовательное предложение.

    Цель начинается с глагола (изучить, исследовать, классифицировать, найти, объяснить,продемонстрировать, создать карту, составить).

Частный вопрос

Тема исследования

Цель исследования

Источники информации

Форма представления

1. Определить тему исследования (тема исследования-всегда повествовательное предложение). Одному частному вопросу может соответствовать несколько тем исследования.

2. Сформулировать цель исследования. (цель всегда начинается с глагола).

3. Распределение обязанностей – «ролей» в группе;

4. Выбрать форму представления.

5. Подобрать информационные источники по данной теме. Источники информации: научно-популярная литература, материалы экскурсий, походов, интернет; интервью, жизненный опыт…

6. Результат (как перед природой вы представите своё предложение по ее сохранению): доклад; памятка; буклет; плакат; стенгазета, фотогазета; макет; компьтерный слайд-фильм (презентация), альбом…

7. Выступления по наработанному, обсуждение, уточнение.

4 . Организационные вопросы

    сроки выполнения проекта;

    внеурочные консультации с учителем;

    заслушивание промежуточных результатов на уроках, решение возникших проблем;

    оценка проекта (учащимся раздаются оценочные таблицы)

III . Осуществление деятельности (внеурочное время, консультации учителя)

IV .Презентация результатов

1. Вступительное слово учителя.

«Мы подошли к завершающему этапу и вот наступил ответственный момент – вам предстоит представить результаты своей работы. В своих проектах вы представите основные экологические проблемы родного края, описание мер по сохранению природы, для того чтобы вашим опытом могли воспользоваться учащиеся других школ».

2. Постановка учебных задач урока

Учитель: «В ходе работы над проектом мы с вами выявили экологические проблемы и определили меры, принимаемые по сохранению природы родного края. Но полной информации о сущности и разрешения данной проблемы у вас не было. Все вы работали над разными темами, а сегодня на уроке у вас будет возможность получить информацию обо всех обозначенных проблемах по состоянию и охране природы. Следовательно, какова учебная задача на сегодняшний урок?

- узнать, какие экологические проблемы существуют и как сохранить природу нашей местности (запись на доске);

В ходе подготовки к сегодняшнему уроку вами была продела большая проектная работа, каждый из вас приобрёл собственный опыт этой деятельности, который значим как для вас, так и одноклассников. Поэтому назовите ещё одну учебную задачу урока

- проанализировать работу над проектом.

3. Презентация учащимися проектов (Время защиты, ответы на вопросы – 8 минут)

4. Рефлексия . Анализ работы над проектом (рекомендации были даны заранее).

Установка к презентации проектов

    Какая проблема была поставлена перед Вами?

    Что Вам лично дало выполнение проекта?

    Какую интересную информацию получили во время работы по проблеме?

    Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; житейский опыт; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).

    Что не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?

    Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?

    Какие вы избрали формы работы?

    Какой получили результат?

    Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?

Учащиеся могут задавать вопросы друг другу

Ответы на вопросы из Установки к презентации проектов

5. Проверка знаний, полученных на занятии: выполнение теста «Знаешь ли ты родной край?»

6. Подведение итогов

Высказывание мнений учащихся, учителя. Вручение диплома «Друг природы», как знак оценки представленной работы.

Просмотров