Празднование Пасхи при дворе русских императоров в XVIII - конце XIX в. Пасха в царской россии

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.

Народный праздник всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю.

Неделю, предшествующую празднеству, называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.

Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.

Вечером в светлую субботу все буквально христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашанками шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Русские традиции на Пасху

За 11 веков своего существования российская Пасха приобрела свои оригинальности и колорит. Ведь именно праздничный пасхальный стол существенно выделяет ее среди других православных праздников. Для праздника характерны особые символы — кулич и яйцо. По всей России, начиная с Чистого четверга, выпекают куличи, готовят творожные пасхи, красят яйца различными способами. По древнему обычаю стремились подготовить обильное гарнированное меню, но даже и в небогатых семьях в количестве пасхальных блюд обязательно находились свежеиспеченный по особенному рецепту куличик и разрисованные яйца.

На их приготовленье каждый раз требуется масса свободного времени. Тесто для куличей или пасхи замешивали продолжительно, вооружившись терпением. Использовали при этом лучшие из лучших продукты питания. Далее украшали и раскрашивали яйца. Художественно разукрашенные яйца всегда являлись внушительной гордостью семейства. Другие яства, которые приготовляли на Пасхальный стол, также были неповторимыми. Большая часть из них на протяжении календарного года преимущественно не готовилась. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: куличам, пасхе, рулетам, запеканию молоденьких поросят, окороков, жареной телятине.

Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали её, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далёких членов семьи. В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в божьих храмах, в процессе всей литургии, пламенели абсолютно все лампады и свечи.

Отправляясь в гости, с собой в обязательном порядке брали крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками. Представленный обычай по праву считается характерной чертой только славянских народов, в остальных странах мира данная традиция отсутствует.

Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Торжественная литургия длилась всю ночь. После завершения её все находящиеся в храме христосовались, поздравляли друг друга, возвещая: «Христос воскрес! » — «Воистину воскрес! «, расцеловывались трижды и обменивались крашанками. Служители храмов приступали к освящению принесенных прихожанами яиц, куличей, пасок.

Кроме того в пасхальный период была заведена щедрая традиция: раздавать убогим свои деньги, свяченые яйца и небольшие пасочки, для того, чтобы нищенствующие также имели возможность наслаждаться светозарным торжеством — Воскресением Христовым.

Развлечения и игры на Пасху

После многодневного поста, а также отказа от разнообразных отрад и увеселений, праздничный день Пасхи был желанным и абсолютно всеми обожаемым. В связи с этим было выдумано множество всенародных забав и способов развлечений, которые сейчас любят не только детвора, но и взрослые люди. Большинство этих игр популярно и в наше время. В частности, обрядность битья вареных крашеных яиц: кто-то удерживает писанку в ладони носиком кверху, напротив второй колотит по нему носиком следующего яйца. У кого конкретно писанка так и осталась целой, тот и дальше продолжает соревнование с другими.

Одна из увлекательных забав — катанье яиц. В нее следует играть на столике или же на поверхности пола, главное условие, чтобы оказалась ровненькая плоскость. Дополнительно требуется желоб, каковой ставится непосредственно под наклоном, а также одеяльце. Любой играющий по лотку запускал яйцо, которое скатывалось на одеяло. При условии, что спустившееся яйцо сталкивалось с яйцом, покоящимся на одеяле, то это и была победа. Разбитые яйца играющие забирали себе. Необходимо было иметь навык руководить передвижением яйца. Чем было большее количество играющих людей, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

А «игру в кучки» относили к виду развлечений только для девиц. Высыпали более чем по две кучки песочка на всякого игрока. Барышни, совершенно не участвующие в состязании, подкладывали разукрашенное яйцо непосредственно под единственную кучку песка. Играющие участницы подходили и показывали на одну из кучек. Одерживала победу та девушка, которая находила спрятанное яйцо.

Приметы на Пасху


Христианская русская Пасха, действительно, сгруппировывала вокруг себя многочисленные этнические приметы, легенды и ритуалы, которые совершенно не признаются служителями церкви, но зато пользуются заслуженной популярностью в крестьянском окружении.

  • Так на Пасху девушки, ни при каких обстоятельствах, не брали соль руками, чтобы руки не потели.
  • Умываться полагалось лишь водой с красного яйца, для того чтобы быть всегда цветущей.
  • Старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Поговаривали, что это дивно помогает, и девицы были настолько крепкими, что, как говорится в пословице, «её бей хоть об дорогу, а ей всё нипочем».
  • — Рожденные в пасхальный период младенцы, будут всегда обладать отличным здоровьем и будут во всём удачливы.
  • — Набранная в пасхальную ночь из колодезя питьевая вода значилась магическая. Ежели ею взбрызнуть жилое помещение, тогда возможно удалить недобрые наговоры, нехорошие думы и прегрешения.
  • — В пасхальную пору не следует здорово упиваться, а также бушевать.
  • — В равной мере считали, что если в самые первые сутки Воскресения Христова покатать по периметру двора 1-ое снесенное в этот день птичье яйцо, то можно прогнать вон всякую нечистую силу.
  • — А если барышня намеревается быстро выйти замуж, то в течение божественного служения ей требуется произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!».

    Еще на Пасху сбываются абсолютно все любовные приметы:

  • — Ударишься случайно локтем — о твоей персоне начал припоминать ненаглядный.
  • — Зачесался рот — к неизбежным поцелуям.
  • — Зачесались бровки — раскланиваться с желанным другом.
  • Если в щи попадало насекомое, то девушки ждали скорого свидания.

Изолированно от всех этих суеверий располагается монолитная категория пасхальных примет, которые сейчас именуют хозяйственными. Так, например, российское население непоколебимо был убеждено, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет сверхъестественную ценность и владеет силой содействовать им в опасные и важные моменты жизнедеятельности. В связи с этим абсолютно все останки, особенно кости, с пасхального стола тщательным образом сохранялись: доля из них закапывалась в почву на пажитях, с целью обезопасить посевы от града, а некоторую часть сохраняли в жилищах и при летней грозе кидали в пламя, для того, чтобы отвести молнию. Точно так же повсюду сберегалась головка свяченого кулича, с тем, чтобы домовладыка, выбывая на пашню засевать, имел возможность забрать её с собой и съесть на собственной ниве, чем, по сути, обеспечивал грядущий отменный размер урожая.

Натальи Алексеевны Васильевой Буслов Анатолий Ефимович рассказывает, как в его детстве отмечали Пасху.

Воспоминания Анатолия Буслова

Знаете ли, шестьдесят с лишним лет назад праздники были днями более выпуклыми и содержательными, по крайней мере для ребятни, чем теперь (1947 год…..ЯВ). Любой теперешний праздник мало отличается от обычного воскресенья. В те же времена пасха, например, это было, как говорилось, из праздников праздник, торжество из торжеств. Весна круто изменяла наш быт. Из избы изгонялся теленок, из-под печки изгонялись куры. Изба проветривалась и начиналась подготовка к пасхе.
Женская часть бралась за скребки. Вся накопившаяся за зиму грязь, копоть выскабливались с ожесточением, с кипятком. Шло поголовное избиение тараканов-прусаков, клопов, сверчков и всякой другой нечисти.
Все скреблось, мылось, стиралось. Боже сохрани, чтобы на пасху завалялось что-нибудь грязное. С середины последней недели начиналась стряпня. Мать была большой хлебосолкой, любила справить праздник как следует, поэтому реализовывались все средства. Правда, их, по-видимому, много и не требовалось. Что же окорок был свой, поросенок тоже, рыба жареная и заливная своя, курица своя, а иногда и гусь. Ну, яички, колбаса, творог, сметана тоже не покупались. Масло, сало - свое. Вот мука белая, изюм, приправы разные, кроме хрена, которым у нас зарастали огороды, нужно было купить. Водки и вина надо было купить, сахару - тоже. Как бы то ни было, если нет денег, то труда требовалось много. Надо было задолго начинать копить яички, творог, масло, сметану и т.п. Надо было и сварить, и сжарить, и заправить, как у добрых людей. Но зато стол у нас на пасху представлял чудесную картину.

Ну, разве я, получающий сейчас около полутора тысяч рублей в месяц, могу сервировать такой стол? Ни за что.Во первых, белейшая, узорнотканнаяскатерть покрывала непривычно большой стол. А большой он был потому, что к немуприбивались еще по доске с одной идругой стороны. Затем, по низу скатерти, по ребру стола, между всеми блюдами вилась дереза.Я вот не знаю, как по-настоящему называется это раннее стелющееся зеленое растение, а оно очень украшало стол. На столе в центре, конечно, кулич. Кулич высокий, загорелый, с желтым мякишком,с изюмом - красивый, вкусный!Тут же сырная пасха - сладкая с изюмом и груда, на большом блюде, крашенных яиц.Тут же размещаютсябутылки две водки да столько же вина. Если это мое писание будут читать внуки, тонедумайте, что это стол богатого человека. Нет, это праздничный стол трудолюбивой и умной хозяйки -крестьянкис оченьнебольшим наделом земли. О таких труженицах очень хорошо говорил и писалНекрасов.

Дальше красовались: румяный поросенок, набитый гречневой кашей, курица, утка, а, иногда, и гусь, важно, блестя жиром, занимали свое место. Заливная фаршированная щука, во весь свой рост в деревянном корытеплавала в студне, ломти обжаренных лещей приятно манили, колбаса домашняя, нарезанная крупными кусками, мясной холодец и там еще что-нибудь.

Надо иметь ввиду, что у матери были три дочери- девушки (две приезжали на пасху). И она умела принимать визитеров так, что они не переходили грани сдержанности и благопристойности поведения.

Конечно, родни у нас было много как со стороны отца, так и со стороныматери. Поэтому от визитеровне было отбоя. Одних крестников у мамы было больше пятнадцати человек.

Пасхальный день начинался с трех-четырехчасов утра, когда кто-нибудь из старших отправлялся святить пасху. К этим старшим нередко привязывалисьдети. Примерно через час возвращались со священными продуктами, и вся семья садилась за стол разговляться. За этой трапезойможно былобезбоязненно просить что угодно и все давалось безоговорочно. Конечно, взрослые особенно неналегали на выставленные яства. Тут появлялись всякие остатки, не попавшие на стол: холодец, обрезки окорока, рыба жареная. Ну, по крашенному яичку съедали все обязательно, тоже по кусочкукулича и пасхи, как освященные дары. Во всяком случае все наедались и сытнои до отвала. После этого стол убирался.

Все косточки, скорлупа от яиц, крошки закапывались отцом в саду, а мать выводила нас на двор посмотреть, как «ликует» солнце.

Я впоследствии много раз наблюдал это интересное явление, но, как будто это было вчера, я помню, как мы любовались через плетень, отрывавшимся от края земли, солнцем. Беспрерывно менялись его краски: красный, фиолетовый оранжевый, синий, желтыйи, особенно красивый, зеленый цвет, беспрерывно то появлялись,то исчезали, меняясьв этой чарующей и волшебнойигре. Солнце действительно ликовало.При таком увлекательном зрелище нельзя было не ликовать и людям. «Христос воскресиз мертвых!»…Да, это воскреслапод ликующим солнцеммать-природа, мать-земля. Обновилась жизнь человека, оживали его надежды на сытую и счастливую жизнь. Пусть эти мужицкиенадежды были тщетны, но они звали его ктруду, к борьбе, они вселяли в него веру в лучшее будущее.

Полюбовавшись на солнце, старшая часть укладывалась поспать, а младшая, заполучив по паре яиц, отправлялась на улицу пытать счастья. Появлялись лотки и начиналась игра в катание яиц- счастье было переменно: то, проиграв свои яички, бежали домой прихватить еще парочку, то, выиграв, или ели их или складывали за пазуху. В общем, кончалось дело тем, что чуть не все ребята объедались.

Почему в деревнях на Пасху чаще ходили на кладбища, а в больших городах - устраивали гуляния и ярмарки, что дарили близким на праздник цари и дворяне и как проводили крестные ходы после Революции?

Директор Центра антропологии религии Европейского университета Александр Панченко рассказывает о пасхальных традициях в Петербурге XVIII–XX веков.

Александр Панченко

Доктор филологических наук, директор Центра антропологии религии Европейского университета, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН

Как праздновали Пасху на Руси и как проводили городские гуляния в Петербурге

У нас нет достоверных данных, когда именно на Руси впервые отпраздновали Пасху, но понятно, что речь идет об эпохе распространением христианства, то есть о второй половине X - начале XI веков. Пасхальные обычаи, существующие и в наши дни, в том числе и пасхальный хлеб, и пасхальные яйца, известны у многих христианских народов Европы, поэтому их следует считать достаточно древними.

В крестьянской культуре восточных славян Страстная, Пасхальная и последующие недели связаны с поминальными обрядами: это один из календарных периодов, когда границы между мирами живых мертвых как бы «размыкаются».

В современном русском православии весенним поминальным днем считается Радоница - вторник Фоминой недели, - однако в деревнях различные поминальные обряды совершали и в Великий четверг, и на Пасху. В больших городах эти традиции не были столь важными: отличительной чертой Пасхальной недели здесь были гуляния и ярмарки.

В Петербурге Пасху стали праздновать вскоре после основания города. Надо сказать, что праздничная и зрелищная культура эпохи Петра I была в большей степени ориентирована на светские и отчасти заимствованные из Европы формы развлечений, а не на старый церковный церемониал.

Пасхальная ночь в Петербурге. С картины художника С. Животовского гравир. для «Родины» Б.Луц. Фото: Журнал «Родина» №16 1899 год

В XIX веке пасхальные гуляния в Петербурге устраивались на Марсовом поле и Адмиралтейской площади - там, где сейчас находится Александровский сад. Перед этим там же проходили масленичные гуляния: здесь катались с горок, ставили ярмарочные лотки и балаганы. На Пасху с горок уже не катались - вместо этого ставили качели или карусели. Во время масленичных и пасхальных гуляний можно было увидеть дрессированных медведей и кукольные комедии.

Как Пасху отмечали дворяне, крестьяне и церковнослужители и что дарили друг другу на праздник

Пока петербуржцы ходили по пасхальным ярмаркам и балаганам, крестьяне устраивали свои - деревенские гуляния. Там они бились яйцами, окрашенными в красный, - основной пасхальный цвет. И у детей, и у взрослых была популярна сейчас уже забытая, а тогда традиционная игра в катание яиц: огораживалась небольшая территория с выложенными яйцами, под углом ставили желобок и с него катали яйцо игрока - каких яиц коснется яйцо игрока, те он и забирает. В другой вариации яйцо игрока должно было достичь определенной зоны [игрового поля].

Во многих местах у крестьян был обычай христосоваться с мертвецами: после пасхальной службы люди шли на кладбище и, обращаясь к могилам своих родных, говорили: «Христос воскресе!». Предполагалось, что мертвые слышат это пасхальное приветствие и даже могут на него ответить.

Церковнослужители в праздничных гуляниях, как правило, не участвовали: и положение не позволяло, и занятость была большая. Во время Пасхальной недели они могли служить молебны в частных домах, за что их одаривали разными угощениями и деньгами.

Дворяне тоже посещали и церковные службы, и гуляния. При этом на Пасху было принято устраивать званые обеды, а во время Пасхальной недели - делать визиты. Среди пасхальных подарков, которые делали друг другу богатые и знатные люди, особое место занимали «модели» пасхальных яиц, сделанные, как правило, из фарфора.

Продолжением именно этой традиции были яйца, изготавливаемые фирмой Карла Фаберже для императорской семьи при Александре III и Николае II (всего для царской семьи изготовлено 54 экземпляра - прим. «Бумаги» ).

Что символизирует кулич и почему яйца стали использовать в качестве пасхального угощения

Пасхальный хлеб, называемый «куличом» или «пасхой», - это довольно старая христианская традиция, известная у всех славян. По всей видимости она связана с церковной обрядностью, а именно с артосом - литургическим хлебом, выпекаемым из квасного теста. Его освящали в церкви на Пасхальной неделе. Артос выглядел как большая просфора и символизировал невидимое присутствие Христа.

Пасхальные яйца связаны с символикой смерти и возрождения: яйцо выглядит как «мертвый» предмет, но из него может вылупиться цыпленок, то есть получиться что-то живое. Представления о смерти и возрождении важны и для богословского понимания Пасхи, и для массовой религиозной культуры.

В деревенских традициях время Пасхи воспринимается как период контактов с умершими людьми. В христианских апокрифах и фольклорных легендах рассказывается, что на Пасху мертвые приходят на землю или что грешников отпускают из ада.

Как Пасха проходила после Революции

После революции церковь была отделена от государства, Пасха перестала быть государственным праздником, а участие в церковных ритуалах стало частным делом верующего. Официально отмечать Пасху никто не запрещал, но это и не поощрялось: в первые годы велась пропаганда против празднования религиозных праздников, позже запрещали отдельные детали - например, колокольный звон.

Пасхальные крестные ходы в течение всего советского периода не запрещали, но далеко не все верующие решались в них участвовать. Иногда, впрочем, власти могли запретить и крестный ход, но это было редко.

Гаврилов, Иван Константинович (1878-1962) [Пасхальный крестный ход у Казанского собора в Санкт-Петербурге] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург: между 1904 и 1917 годами. Фото: expositions

В сталинский период, особенно во второй половине 1930-х годов, большинство православных храмов было закрыто, а священники - репрессированы. Поэтому у верующих уже не оставалось выбора - они просто не могли прийти на Пасху в свою приходскую церковь.

Ситуация несколько изменилась во второй половине 1940-х годов, когда государственная политика в отношении религии стала более терпимой и часть православных храмов снова открылась. При Хрущеве началась новая антирелигиозная кампания и пасхальные празднования снова пытались ограничить. В последние десятилетия советского времени празднование Пасхи тоже не очень поощрялось, но в целом к нему относились терпимо.

В повседневной жизни многих советских людей Пасха по-прежнему была праздником, правда - скорее частным, а не публичным и связанным с домашними обычаями, в частности - с теми же куличами и крашеными яйцами.

Пасха, наряду с Рождеством и Пятидесятницей, это один из трех главных праздников христианства. Ее стали отмечать на Руси сразу же после крещения всего народа. Позже праздник Воскресения Христова приобрел в православии доминирующее значение. Ведь если Сын Божий смерть попрал, то и весь народ Израилев может избежать могилы и перейти в свет вечной жизни.

Как же встретить этот светлый праздник, чтобы стать сопричастным к его главному смыслу - воскресению из мертвых? Сейчас, в век секулярности, все зачастую сводится к выпеканию куличей да крашению яиц. А в старину? Давайте изучим этот вопрос более подробно.

Высчитывание дня Пасхи

Праздник Воскресения Христового - не календарный. Это значит, что он не привязан к определенной дате, как, например, Рождество, которое отмечается в православии всегда 7 января.

В России? Этот день высчитывают по луне. После 21 марта по церковному календарю ждут полнолуния, и следующее за ним воскресенье (если оно не совпадает с иудейским праздником Пейсах) является Пасхой. Таким образом, дата является меняющейся каждый год. Иногда она совпадает с как 2014 году, но чаще всего следует за ней, опаздывая на одну или три недели. Этот праздник является основополагающим и для других дат в церковном календаре. Так, Масленица, Вербное Воскресенье, Вознесение и Пятидесятница высчитывались по Пасхе.

Канун праздника

Что нам говорит традиция? Пасхе предшествовал долгий пост, называемый в народе Великим. Начинался он сразу же после Масленицы. Ограничения в еде касались не только священников и клира, но и мирян. Не позволялось в этот период вкушать продукты животного происхождения (кроме рыбы, которая считалась даром моря).

За неделю до Пасхи отмечалось Пальмовое (Вербное) воскресенье. Это дата торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. После Вербного воскресенья начиналась Страстная Седьмица. На этой неделе каждый день назывался светлым. Особенно важен для верующего христианина Страстной Четверг - дата и заключения под стражу Христа.

Как праздновали Пасху в России (вернее, готовились к ней) в этот день? Нужно было встать до зари и искупаться. Это демонстрировало готовность очистить от грехов и душу. Потом верующие отправлялись в церковь, где исповедовались и причащались. А затем, вернувшись домой, принимались за уборку. Ко дню Светлого Воскресенья все должно было сиять чистотой.

Как праздновали Пасху в России

Этой традиции уже более тысячи лет, а потому она обросла своими культурными особенностями. Даже у таких близких народов, как русские и украинцы, празднование Пасхи несколько отличается. Но везде, и у католиков также, в канун Светлого Воскресенья, в Страстную Субботу, люди идут в храм. Верующие несут туда испеченные куличи и крашанки (расцвеченные вареные яйца). В церквях проходят крестные ходы и всенощные службы.

По летописям нам известно, как праздновали Пасху на Руси. Священник, а за ним паства, обходил станции страстей, останавливаясь перед каждой и рассказывая о тернистом пути восхождения на Голгофу, после чего он благословлял артос (просфору). Это бездрожжевой опреснок, небольшой хлебец, на котором при выпекании ставили крестик. Позже традиция проскурок преобразилась в обрызгивание свяченой водой пасхальных куличей.

Суть Пасхи

Следует помнить, что это все же религиозный праздник. Его смысл для верующего - ощутить сопричастность к христианскому Спасению. Весь пасхальный период, который длился вплоть до Вознесения (сорок дней после этого праздника), верующие здоровались словами «Христос воскрес!». Всем известен ответ. Это «Воистину воскрес!». Отстояв всю всенощную в церкви и обменявшись друг с другом поцелуем мира, верующие отправлялись с благословленными куличами и яйцами по домам. По дороге принято было «христосоваться» со всяким встречным - трижды целоваться в лицо.

Как праздновали Пасху в России еще? Оригинальной, ни у кого больше не встречающейся традицией является постоянный перезвон колоколов. Радостный шум не стихал до вечера. В этот день всякий мог забраться на колокольню и трезвонить, сколько душе угодно.

Праздничный стол

В это светлое утро принято было разговляться после длительного поста. У разных народов существуют свои традиционные мясные блюда для этого дня. А как праздновали Пасху в России? Начинали трапезу с просфорки. Потом ели яйца - это начало всему, как говорили римляне. Они красились в разные тона красного. Коронным ритуальным яством считался кулич. Его резали поперек, сохраняя макушку. И только у русских готовят к Празднику Воскресения творожную пасху - высокий конус, обсыпанный сахарной пудрой, с крестиком на вершине. Кстати, верующие должны были напечь куличей вдоволь. На Святой неделе ходили по гостям, одаривая знакомых, родственников и друзей небольшими пасочками. Также на Красную Горку (воскресенье, следующее после праздника) отправлялись на кладбище, где на могилу тоже ставили куличи для усопших предков. И, наконец, одаривали бедняков, ибо Христос ходит сорок дней по земле, принимая облик нищего.

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

Отрывок из рассказа А. Чехова «Архиерей»

Подготовка к Пасхе

В старину ожиданием Пасхи жил каждый: в каждом доме соблюдали пост, в Чистый четверг все шли в баню, закупали угощения для разговин, подметали дворы, перед праздником хозяйки проводили все время возле печей, на своих кухнях, дети красили и расписывали яйца. В городах перед Пасхой украшали витрины магазинов маленькими каруселями, которые кружились, а «катались» на каруселях расписные яйца .

Кондитерские и булочные начинали принимать заказы на изготовление куличей и других пасхальных пирогов еще в начале поста. Само собой, куличи пекли и дома. Собирались на кухне все вместе: и хозяева, и кухарки. А потом испеченными дома куличами угощали не только домашних и друзей, но и просто бедняков с улицы.

На пасхальный стол в зажиточных семьях подавали запеченного поросенка или барашка, а расписанные яйца выкладывали на большое деревянное блюдо с зеленью, которую выращивали специально к празднику. Проращивали зерна овса или пшеницы, и маленькие нежные ростки были хорошим украшением весеннего стола.

Праздник из праздников, торжество из торжеств!

Так на Руси именовали Пасху Христову. Ее встречали в храме все - и стар и млад.

Ночь Великой субботы представляла собой чудное, величественное зрелище как в столицах, так и повсюду на Руси, где только были православные храмы. Сюда спешили через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные люди. Все нарядно одетые, все в белом. Девушки украшали себя лентами, надевали белоснежные сорочки, повязывали на свои косы красивые банты. Все принаряжались - на народе надо себя показать.

В православном храме служба начиналась в полночь. Но люди приходили заранее, перед крестным ходом. Те, кто знал грамоту, читали на клиросе Деяния Апостолов. А еще вокруг храмов жгли костры из смоляных бочек, в память о том, как холодно
было в ту ночь, которую провел Христос при дворе Пилата.

Опоздавшие, которые не попали в переполненный уже народом храм, располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздавался первый благовест колокола, вся толпа приходила в движение, зажигались в руках свечи, показывалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах"...

При пении тропаря при общем ликовании народа начиналось троекратное лобызание и приветствие друг друга словами "Христос воскресе" с ответным "Воистину воскресе", Все одаривают друг друга крашеными яйцами - красными, расписными с узорами... Особенным уважением пользовалось в народе пасхальное яйцо, полученное первым. Согласно поверью, оно способно отгонять нечистую силу и не портилось до следующего года.

Утром после богослужения всем прихожанам раздавали яйца. Куриные, гусиные, лебединые - получали в подарок верующие. И не только! Возможно, пернатым просто не удавалось снести нужное количество яиц, и их заменяли деревянными - резными и расписными.

Возвращаясь после пасхальной Заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, дети пели:"Солнышко-ведрышко..." А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, старухи умывались с злата-серебра, красного яичка в надежде разбогатеть.

Еще до Заутрени в каждом доме накрывали праздничный стол. И несмотря на достаток, любая семья стремилась сделать этот стол обильным и роскошным. Зажиточная семья непременно вкушала в пасхальное утро 48 блюд. 48 блюд по числу дней прошедшего поста. Всю неделю ели досыта, отдыхали и ходили в церковь на богослужения.

По утрам звонил колокол. Звон колокола - это праздник. Потому что весь пост не было слышно колоколов. А в Пасху каждый мог стать звонарем - никому в церкви не отказывали.

На Пасху непременно навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородным занятием. А в Пасху - обязательным. В тюрьмы заключенным приносили угощения. А должникам собирали деньги, чтобы выкупить их из тюрьмы.

И нельзя не вспомнить про пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц, поиск спрятанных яиц. Самыми активными участниками этих игр, конечно, были дети и молодежь.

Праздновали Пасху не один день, и не неделю. Пасха длилась 40 дней - столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.

Просмотров