Вундеркинд примеры имен. Мы — вундеркинды! Будем знакомы

Или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте.

Ниже представлен список вундеркиндов , то есть людей, которые, как правило, до 15 лет проявили способности, сопоставимые со способностями высококвалифицированных взрослых специалистов в соответствующих областях.

Математика и наука

Джордж Биддер . Уже в 4 года он поражал окружающих, производя в уме сложнейшие вычисления. Например, на такую задачу «Как долго будет наполняться цистерна емкостью в 1 куб. милю со скоростью 120 галлонов в минуту?» спустя две минуты был дан ответ: 14 300 лет 285 дней 12 часов и 46 минут. Что интересно, решая её, мальчик учел все високосные годы за этот период! К счастью, с годами Биддер не утратил своих способностей. Но в великого математика он не превратился, так как применял свой талант в другой области - он стал известнейшим инженером в Англии и очень состоятельным человеком. А его способности помогали ему моментально производить сложнейшие инженерные расчеты.

Андрей Александров , родившийся в 2000 г. в Москве, в два года открыл самый простой способ построения магических квадратов нечетного порядка.

Мигель Мантилья , родившийся в Мексике, уже в два года мог ответить на вопрос: «Какой это был год, если 4 февраля припало на пятницу?» Ответ давался менее чем через 10 секунд.

Джордж Ватсон , родившийся в Букстеде в 1785 году, считался почти полным идиотом во всем, за исключением счета и запоминания. Хотя он не мог ни читать, ни писать, но в уме производил самые сложные математические подсчеты и мог без колебания ответить на любые вопросы о том, какой день недели был во время того или иного исторического события. Если случалось, что эта историческая дата припадала на годы его жизни, он мог ещё сказать, где он был в то время и что за погода тогда стояла. Он мог также описать и назвать все церкви и трактиры в каждой деревне и городке соседнего графства.

Грегори Смит , родился в 1990 году, научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. Мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире. Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН. За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав

Медицина

Акрит Ясвал , родился в 1993 году в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146. Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую «хирургическую» операцию. Ему было семь лет, его пациентке - соседской девочке - восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке. После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Искусство

Является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала «творить», когда ей еще не исполнилось двух лет. Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах, и только после этого он узнал, что автор картин - дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Программу выставки было решено не менять, и картины Аэлиты увидели свет.

Музыка

Клеопатра Стратан , родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Девочка является самой юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La virsta de trei ani («В возрасте 3-х лет»). В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги, получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Литература

Изобразительное искусство

Примечания

Литература

  • Hollingworth, Leta S. (1975). Children Above 180 IQ: Standford-Binet Origin and Development. New York: Arno Press. ISBN 0-405-06467-5 ..
  • Radford, John (1990). Child Prodigies and Exceptional Early Achievers. New York: Free Press. ISBN 0-02-925635-6 ..
  • Winner, Ellen (1996). Gifted Children: Myths and Realities. New York: Basic Books.

Вы убеждены, что ваш ребенок особенный, что он не такой, как все, что он самый талантливый, самый умный…? Так думают все мамы, которые гордятся своими детьми и радуются их успехам. И неважно, по какой методике обучается ребенок - ходит ли он в Вальдорфскую школу или проходит обучение по методике Монтессори. Дети-вундеркинды не останутся незамеченными, где бы и как бы они ни учились!

Кто же такой вундеркинд? Только ли одаренный ребенок, который поражает окружающих своими достижениями, явно ранними по сравнению со сверстниками? Этот «чудо-ребенок» (в перевод с нем. - «чудо ребенка»), как правило, обладает феноменальными способностями, которые проявляются не один раз, а преумножаются и развиваются, проявляя себя вновь и вновь, как в быту, так и в совершенно непредсказуемых обстоятельствах. Наделен ли он ими от природы? Или они выращены в нем самими родителями? Хотите знать, как воспитать вундеркинда своими силами?

Кто они - маленькие гении?

Сведения о вундеркиндах часто соблазняют своей неправдоподобностью и чудесностью, поражают воображение и заставляют сомневаться в их подлинности. Однако в сегодняшнем мире все больше детей проявляют нестандартные мыслительные способности и имеют ни с чем несравнимый успех.
Посмотрим на список маленьких личностей, которые уже добились значительных успехов.

Юный музыкант - рекордсмен Гиннесса

Итан Бортник - американский мальчик, 2000 года рождения. Начиная с 2003 года, т.е. 3-летним он начал учиться игре на музыкальном инструменте, а именно – клавесине, и проявил себя так хорошо, что через 2 года начал сам сочинять собственные музыкальные произведения. Итан стал самым молодым в мире сольным исполнителем, и, справив свой 10-й день рождения, отправился в собственное концертное турне. Отец Итана рассказывал, что ребенок не слишком усердствовал в детстве и не утруждался утомительным занятиям музыкой, а, был в состоянии подготовиться к трудному концерту даже за полчаса.

Математический гений Стэнфорда

Таниш Мэттью Авраам - мальчик, известный своими способностями в сфере математики. Его год рождения - 2003, место рождения - Соединенные Штаты, родители имели индийские корни. Будучи 5-летним ребенком, он покорил вершины Стэнфорда по математике - буквально за полгода, и только потом получал обычное образование, сначала школьное, потом в колледже. Таниш набрал практически высший балл по тесту IQ. Сегодня он часто пишет эссе и размещает их в сети Интернет, в частности, для Лунного Института НАСА.

Ученый, философ и математик - малыш

Марк Тянь Боэдихарджо - китайский ребенок (год рождения 1998), который с ранних лет имел математический склад ума и так хорошо им пользовался, что сумел поступить в университет в Гонконге, едва переступив 8-летний рубеж своей жизни. Специальная (личная) программа обучения позволила Марку досрочно и успешно окончить вуз, получить степень бакалавра. Мальчик не ограничился точными науками и сумел посвятить себя гуманитарным, защитив магистерскую диссертацию по философии в области математики. Сегодня юное дарование продолжает обучение в США.

Извлекательница квадратных корней на лету

Приянши Сомани - вундеркинд из Индии. Ее способность – узконаправленная, несмотря на это, уникальная. Математика так близка ее внутреннему миру, что проникает в неизведанные глубины мозга. Девочка способна очень быстро, в уме, производить сложные математические действия – извлекать квадратные корни, причем из нескольких многозначных чисел и при этом корни разных степеней! Ясность ума, построенная с помощью математических структур, – вот что отличает ее от других детей аналогичного возраста.

Нехоженные тропы физики

Микаэла Ирэн Фудолиг, родившаяся в 1991 году, стала известной благодаря своим достижениям в области физики. Ее успехи были так заметны, а дарование блеснуло такой яркой звездочкой, что, как только ей исполнилось 11 лет, она подала документы в университет на Филиппинах. Успешно поступив и блестяще отучившись в нем, она запомнилась сверстникам своей прощальной речью на выпускном вечере в вузе. Математическое моделирование биологических систем, или эконофизика, — вот предмет интересов Микаэлы сегодня.

Молодое поколение ядерных и квантовых физиков

Тейлор Рамон Уилсон - ребенок-подросток, так увлекавшийся физическими опытами и усердно изучавший живую и неживую природу, что в возрасте 10 лет был замечен за созданием прототипа ядерного взрывного устройства. Серьезный вклад мальчика в науку произошел, когда ему было 14. Именно тогда он разработал и воплотил в жизнь приспособление, необходимое для синтеза ядра – т.н. фузор.

Джейкоб Барнетт - еще один выдающийся юный физик. Это ребенок, которому «повезло». В раннем детстве его преследовал официальный диагноз «аутизм» тяжелой степени. Буквально через какой-нибудь год его способности проявились во всей полноте. Джейкоб умел рассказывать алфавит, причем не только в прямом порядке, но и в обратном. Университет Индианаполиса принял мальчика в свои стены, когда тому было 10 лет. Молодое дарование мечтает опытным путем найти опровержения теории относительности Эйнштейна и в самое ближайшее время защитить диссертацию в области квантовой физики.

Что требуется ребенку-вундеркинду?

Про вундеркиндов можно много говорить:

  • что они - несчастные дети, лишенные общества своих сверстников, которые отстают от них,
  • что, напротив, их счастье - в их руках, как можно быть несчастным при такой светлой головке?

Ясно одно: дети вундеркинды, рано проявившие свои способности, — заслуга родителей, их любви и заботы, безграничного внимания и бережного отношения к любому проявлению личности. Если много заниматься своим ребенком, из него не обязательно вырастет вундеркинд; но если не заниматься им вообще, вундеркинд точно не проявится.

Главное, что требуется таким одаренным детям, — любовь. Сколько бы внимания вы ни уделяли ему, как бы долго и усердно ни занимались, в какие бы секции и кружки ни водили, он не станет выдающимся без вашей любви. Он будет эрудированным, умным, развитым и т.п., но феноменальные способности рождаются только из высшей любви!

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат — таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: "Красивое решение". Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, "подпольно" занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально "зашкалило". Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими "делами"), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...

В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность — и того раньше.

Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была "мала". Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически, и психологически. Они становились как бы "инвалидами общения". "Ребята меня гонят, я не знаю их правил", — всхлипывал маленький Паша.

Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали "товарищей по несчастью". И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на "отлично" заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: "Студент в красном галстуке..."

Прошло двадцать лет

Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в "группу риска": такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, — безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.

В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь...

"Синдром бывшего вундеркинда" — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

"Талант — это поручение от Господа Бога", — сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, — трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это "поручение", может быть, единственно важное на Земле.

Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром — и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении — мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...

Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).

Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... — перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из "Ностальгии" Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула — "горе от ума". Ее автор "бывший вундеркинд" Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум — это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.

Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.

Другая опасная ошибка — стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны... Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.

Шизоид, шизик — в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды — превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни — шизофрения, — они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.

Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже — среди более конкретных физиков.

Почем гениальные мозги?

Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.

Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище — Homo sapiens — экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений — именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?

По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70, а к восьми — 90. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия.

Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый "brain drain" ("утечка мозгов") направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды — большая ценность для общества.

Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии "Словаре национальных биографий" из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности все же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одаренность в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одаренных детей, 105 из них добились в жизни заметных достижений.

Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним А. С. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих — Андрей Вознесенский.

"Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо", — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одареннос ти: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.

Самый благоприятный вариант — так называемая нормальная одаренность. Специалисты называют ее высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное — хорошим воспитанием. Про таких говорят: "Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах". Дай им Бог еще больше удачи!

Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одаренность ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но все-таки в первую очередь — от общества: нужны ли ему его таланты?

А вместе с тем родители одаренных детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.

"Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой", — пишет о своей жизни "чудо-ребенка" в книге "Бывший вундеркинд" создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитарное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одаренного ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

Лицей для сократов — штучное производство

Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду - им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались "мускулы воли".

Российским вундеркиндам наконец повезло. С 1989 года в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся такими детьми. С ее помощью стали появляться школы для одаренных детей, где с ними начинают заниматься с шести лет (в некоторых — с пяти). Но самое главное — уже создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка, чтобы дать ему возможность, как сказал Гегель, "выполнить себя".

Обучение одаренных детей — дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это воистину "штучное производство". Нужно гораздо больше учителей (предметное обучение вводится с первого класса), притом специально подготовленных — многим из них приходится "доучиваться" по ходу работы с детьми. В классах не больше 10-12 детей, главным образом мальчики (так уж распорядилась природа). Добавьте к этому энциклопедии почти для каждого ребенка, хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии. Хотелось бы иметь и типографию. Уже в подготовительном классе дети сочиняют прелестные рассказы, стихи, фантастические повести. Как им будет интересно публиковать в своем журнале литературные произведения, публицистику и исследовательские работы маленьких ученых!

А медицинская служба, а разумно организованные кабинеты релаксации, где дети могли бы расслабиться и отдохнуть после большого умственного труда?

Действительно, создать и поддерживать учебные заведения для одаренных стоит немалых средств. Но пока обучение бесплатное. Однако такие школы и лицеи не отказались бы от помощи нравственно одаренных спонсоров, способных понять проблемы одаренности. Ведь обучение одаренных детей не корыстное дело, а нравственное.

А что получит общество? Одни одаренные ученики станут его украшением и гордостью, других сломит болезнь, третьи окажутся обыкновенными или вовсе неудачниками. И все же третья часть вундеркиндов благодаря (а чаще вопреки!) обстоятельствам достигает в жизни вершин.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. Необычные способности мальчика сумели развить и укрепить. К трудностям его общения со сверстниками и с учителями относились с пониманием.

В свои десять лет Савелий сочинил учебник по физике, очень интересный (сегодня его иногда используют в программе этой школы). А в десять лет и два месяца Савелий Косенко окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Сейчас ему 16, он уже закончил институт, учась сразу на двух факультетах, и теперь продолжает учиться в США.

Потом появился еще один вундеркинд — Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии с 13 лет учится на экономическом факультете МГУ.

Конечно, не рекорд был целью в названных случаях. К такому опережению не стремились ни учителя, ни родители. Но чаще просто невозможно, да и вредно (из-за опасности невроза) искусственно сдерживать бурное развитие способностей. В таком опережении есть не только очевидные плюсы, но и не менее очевидные минусы (о них уже говорилось). Поэтому одна из задач учителей, психологов, врачей по возможности сгладить все его отрицательные последствия: одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь.

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАН В. С. Юркевич, в течение десятилетий занимаясь одаренными детьми (еще с тех пор, когда эта тема была под негласным запретом), сделала чрезвычайно много для становления обучения таких детей, а стараниями доктора наук Н. С. Лейтаса (одного из первопроходцев воспитания одаренных детей в нашей стране) все эти годы не угасала столь важная исследовательская работа.

Сегодня тема одаренных в моде. Находятся школы, которые лихо берутся за это дело. Главную свою задачу они видят в создании особо комфортных условий для обучения. Так вот. Ничего нет вреднее для одаренных детей (и вообще для детей), чем излишний комфорт. Неслучайно в самой элитарной в мире школе "Итон" в Англии существуют весьма спартанские условия. Вот и российские школы для одаренных строятся на идее развивающего дискомфорта: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится попотеть. Как ни парадоксально, но неинтересные моменты занятий тоже необходимы, дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои "волевые мускулы". Умственная работа должна быть трудной.

Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Если вы и ваши дети — "как все", — ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило, не такие, "как все". Наш долг — поддержать их хотя бы потому, что им трудно.

Каждый талантлив. И таланту есть мера

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность (их одаренность могут так и не заметить в семье, школе, институте). Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями.

Современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных и творческих способностей. Людей с уровнем способностей выше нормы — около 10%. Сюда входят и просто способные, и талантливые, и гении — всех их отличает высокая умственная работоспособность. В группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%.

Однако про шизоидность не надо обобщать. Далеко не все вундеркинды шизоиды. Есть среди них и эпилептоиды, и истероиды, и лица с маниакальной либо паранойяльной акцентуализацией, и депрессивщики. А это все-таки очень разные состояния души.

Nothing about Israel is true in this "article".
It would"ve helped if the author have read
a book or two or a real scientific article
about Israeli education system.
Clearly, the author is neither a specialist
nor an educated person.

03.06.2008 19:39:45, Anonymous Такие детки, которые заткнут за пояс любого взрослого... Читаем далее...

Вилли Москони (Willie Mosconi) - профессиональный бильярд в 6 лет


Вильям Джозеф Москони был знаменитым американским игроков в билльярд из Филадельфии. Отец его был владельцем бильярдной, но играть ребенку не разрешал, поэтому мальчик тренировался в прямом смысле слова на помидорах, а вместо кия использовал ручку от швабры.

Отец вскоре заметил, что его сын показывает успехи, и стал устраивать показательные турниры, в которых его сыну приходилось вставать на табуретку, чтобы видеть, что происходит на столе. При этом он почти всегда выигрывал у старших игроков.

В 1919 году было устроено показательное соревнование между шестилетним Вилли и действующим чемпионом мира, Ральфон Лингрифом (Ralph Greenleaf). Ральф выиграл, но блестящая игра Вилли открыла ему дорогу в провессиональный бильярд. С 1924 года, в возрасте 11 лет, Вильям регулярно устраивал представления с демонстрацией своих изящных трикшотов.

Позже, в период с 1941 по 1957 год, он был обладателем титула мирового чемпиона в BCA World Championship 15 раз подряд. Количество разнообразных рекордов, связанных с бильярдом и установленных Вильямом Москони, надо долго перечислять, скажу только, что рекорд по непрерывному забиванию шаров (consecutive balls) в его исполнении составляет 526! То есть он непрерывно и без ошибок забил 526 шаров в лузы...

Самый умный человек в мире - вундеркинд Ким Унг-Йонг. Университет в 4 года


Корейский чудо-ребенок родился в 1962 году и до сих пор является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как обладатель самого высокого IQ - 210.

В возрасте 4 лет мальчик умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. Когда ему исполнилось 5 лет, Ким решил сложную систему вероятностных дифференциальных уравнений (я уже после университета не помню, что это такое..).

После этого его пригласили на передачу на японском телевидении, где он продемонстрировал свои знания китайского, испанского, вьетнамского, тагальского (филиппинского), немецкого, английского и корейского языка. В возрасте от 3 до 6 лет Ким был студентом в университете Hanyang, в возрасте 7 лет он получил приглашение на работу в НАСА. Там в возрасте 15 лет он получил степень доктора физических наук в Colorado State University и работал в США до 1978 года.

После этого Ким вернулся в Корею с намерением заняться гражданским проектированием и строительством. Для этого он защитил докторскую диссертацию по этому предмету, после чего был приглашен в самый знаменитый корейский университет, от чего он отказался, предпочтя работу в провинциальном вузе. С 2007 года он также работает помощником в Chungbuk National University. Ким Унг-Йонг занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый умный человек в мире, его IQ=210

Грегори Смит (Gregory Smith) - Нобелевская премия в 12 лет


Родился в 1990 году, Грегори Смит научился читать в возрасте двух лет и поступил в университет в 10 лет. К его чести, мальчик не только занимается точными науками, но и путешествует по миру как активист движения за защиту прав детей. Грегори является основателем движения International Youth Advocates, которое занимается достижением понимания между детьми во всем мире (интересно, как?)

Одаренный мальчик был удостоен разговора с Биллом Клинтоном и Михаилом Горбачевым, а также произнес речь с трибуны на одном из заседаний ООН.

За свою деятельность он четырежды номинировался на получение Нобелевской премии, правда, так и не получил ее. Из последних достижений его можно назвать получение водительских прав

Акрит Ясвал (Akrit Jaswal) - 7-летний хирург


Акрит Ясвал родился в Индии, где его называют самым умным, так как его IQ достигает 146, что при конкурсе в миллиард человек (население страны) является отличным результатом.

Публичное внимание Акрит привлек в 2000 году, когда случайно провел свою первую "хирургическую" операцию. Ему было семь лет, его пациентке - соседской девочке - восемь. Из-за ожога девочка не могла разжать кулак, и Акрит, не имея специальных медицинских навыков, смог провести необходимые действия и вернул подвижность пальцам своей восьмилетней пациентке.

После этого случая мальчик пошел учиться на доктора в Chandigarh College и сейчас является самым молодым студентом среди всех в Индийских вузах.

Клеопатра Стратан (Cleopatra Stratan) - самая юная поп-звезда планеты. Берет 1000 евро за выступление


Клеопатра родилась в октябре 2002 года в Кишиневе в семье певца Павла Стратана. Удивительно, но в ее случае ее гены и талант сложились таким образом, что девочка является самою юной исполнительницей, достигшей коммерческого успеха, после выпуска альбома La vârsta de trei ani ("В возрасте 3-х лет").

В своем более чем юном возрасте она имеет опыт двухчасового выступления перед большой аудиторией в концертном зале, получает за это деньги, получила премию MTV как самая юная исполнительница.

Аэлита Андрэ (Aelita Andre) - двухлетняя художница


Аэлита является знаменитостью среди определенных кругов ценителей абстрактной живописи, свои работы начала "творить", когда ей еще не испонилось двух лет. Понятно, что о пейзажах речи не идет, но абстракционизм ей удается хорошо, как и всем детям

Однажды директор галереи Brunswick Street Gallery в Мельбурне Марк Джемисон на встрече с одним из фотографов увидел снимки произведений неизвестного ему автора, и согласился включить их в программу ежегодной выставки. Были напечатаны буклеты, дана реклама в профильных журналах..

Когда машина была запущена, он узнал, что автор картин - дочь фотографа, двухлетняя Аэлита. Директор был, конечно, в шоке, но программу выставки было решено не менять, и картины юного дарования увидели свет.

Школьник, преподававший в Гарварде - вундеркинд Саул Аарон Крипке


Саул Аарон Крипке появился на свет в Нью-Йорке в 1940 году - в семье раввина.

В начальной школе Саул успел изучить полный курс алгебры, геометрии и философии. Его жизнь является чередой неожиданных озарений и открытий.

В четвертом классе школы он прошел курс алгебры, а к окончанию младших классов закончил изучение геометрии и философии. Во время своего тинейджерства Саул написал ряд работ, изменивших ход преподавания модальной (формальной) логики, которые привели к тому, что одаренный подросток получил приглашение на работу из Гарварда. Как послушный еврейский мальчик, Саул написал в ответ: "Мама говорит, что сначала я должен закончить школу и колледж".

После окончания школы Саул все-таки пошел на учебу именно в Гарвард. Сайл Крипке является обладателем Schock Prize, аналогом нобелевской премии в области философии, и сейчас считается одним из самых выдающихся современных философов.

Майкл Кевин Кирни (Michael Kevin Kearney) - университет в 10 лет


24-летний Майкл Кирни известен как самый молодой выпускник университета - ему на тот момент было всего 10 лет. Кроме этого, в 2008 году он выиграл миллион долларов в шоу "Кто хочет стать миллионером".

Кевин родился в 1984 году, в своей жизни поставил множество интеллектуальных рекордов и работает учителем в колледже с возраста 17 лет. Первые свои слова мальчик сказал в 4 месяца, в 6 месяцев он сказал на приеме у педиатра "У меня инфекция в левом ухе" (я уверен, врач упал в обморок), и научился читать в возрасте 10 месяцев.

Когда Майклу было 4 года, он успешно прошел математический тест Джона Хопкинса для одаренных детей (Johns Hopkins precocious math program). В 6 лет Кевин закончил школу, поступил в Santa Rosa Junior College, и в 10 лет окончил ее по специальности "геология и археология".

Майкл попал в книгу рекордов Гиннеса как самый юный выпускник университета, получивший степень бакалавра по археологии. Также ему принадлежит рекорд как самому молодому аспиранту (в таком возрасте я лично только девочек в школе за косички дергал и учился в 3 классе). В 2006 году Майкл стал известным во всем мире после победы в игре "Gold Rush" и выигрыша 1 миллиона долларов.

Фабиано Луджи Карвана (Fabiano Luigi Caruana) - шахматнгый гроссмейстер в 14 лет


Фабиано в свои 16 лет является гроссмейтером и шахматной знаменитостью, у него почетное гражданство Италии и США.

В 2007 году, в возрасте 14 лет и 11 месяцев, Фабиано получил титул гроссмейстера, став самым молодым в США и Италии мастером игры в шахматы. В апреле 2009 года по версии ФИДЕ он имеет рейтинг 2649 очков, что является самым высоким показателем в мире среди игроков до 18 лет.

Вундеркинды. Кто они такие? Откуда берутся?

Взглядывая в глубь конвертика вкружевах, где серьезно посапывает новорожденное дитя, любой родительнепременно спрашивает себя: а вдруг он гений? И ему суждено статьвторым Эйнштейном или Моцартом? Как правило, дальше этого вопроса мысльне простирается. А между тем феномен детской одаренности до сих поростается неразгаданным, рождая мифы, предубеждения и неоправданныенадежды.

Откуда появляется одаренность?
Для начала надо определиться с терминами. Талант – это способность создавать нечто культурно ценное, будь на то научная теория или произведение искусства. А одаренность – это потенциальная возможность стать талантливым.
В этой разнице и заключается проблема. Если талант сам по себеобнаруживает, то потенциальная возможность может быть незаметна.Например, Наполеона учителя считали в детстве тупым, Эйнштейна выгонялииз школы за неуспеваемость. И далеко не все одаренные дети реализуютсвои возможности в талант. Генетика или среда – вот один из вопросов, вответ на которые ищут объяснение источника детской одаренности. Длятого чтобы ответить на него, надо разложить талант на составляющие:интеллект, трудолюбие, способность к творчеству. Интеллект – этоспособность, которая во многом, процентов на 40 – 80 заданнагенетически. Это доказано с помощью исследования тысяч пар такназывается монозиготных близнецов, у которых одинаковый набор генов.Получается, что ребенок, одаренный в точных науках или, например, вшахматах, с большей вероятностью появится в семье родителей-интеллектуалов. Что касается художественной одаренности, то здесь наукеизвестно гораздо меньше. Нет аппарата типа тестов IQ, которые позволилибы точно заявить, что у ребенка, скажем, талант к музыке или рисованию.Выводы можно делать, только глядя на продукт творчества – картинку,игру на инструменте и т.п. Так что талантливого художника должен иможет обнаруживать художник, музыканта – только музыкант.

Могут ли родители по каким-то особенностям в поведении или характера понять, что ребенок одарен?
Подобные признаки, конечно есть! Например, высокий интеллект можнопредсказать у ребенка еще до того, как он начнет говорить. Такойребенок будет бурно реагировать на новые раздражители (например, звукиили предметы) и быстро к ним охладевать. Но советовать родителямпользоваться этим в качестве теста я бы не советовала. Точней ответмогут дать специалисты – психологи и педагоги, специализирующиеся наодаренности.

Кто такие вундеркинды и почему их способности проявляются так рано?

Вундеркинды – это детки, талант которых может быть продемонстрирован.
Этот талант проявляется под влиянием двух факторов: первый –одаренность, второй – так называемая сверхстимулирующая среда, которая«раскручивает» механизм одаренности. Как правило, сегодня эта средасемейная, когда кто-то из близких начинает ребенка со страшной силой«натаскивать» в той сфере, в которой выявлены способности. Еще вдвадцатом веке таким человеком был чаще всего отец, а сегодня-мать.Среди детей, талант которых высветился очень рано, встречаются те, ктопроявлял себя в будущем – Моцарт, например, или Паскаль. Последний в 12лет создал волновую теорию звука, а в 15 был уже членом математическогокружка, в который входили самые крупные математики того времени. А в 37лет он, кстати, умер от старости. Математик Норберт Винер, поступившийв Гарвардский университет в возрасте 14 лет, тоже стал блестящим ученым.

Откуда берутся самородки, которые проявляют талант без какой-либо поддержки родителей и учителей?
Это опять вопрос сочетания генетики и среды. Если ребенок одаренинтеллектуально, он с большой вероятностью будет интересоватьсярешениями задач, читать энциклопедические и серьезные книги. Если уребенка изначально хороший музыкальный слух, то он лучше, чемостальные, различит разницу между звуками – а значит, ему этоинтереснее чем другим. Когда у ребенка появляется возможностьзаниматься тем, к чему у него есть способности, он охотно посвящаетэтому очень много времени- и без усталости принуждения. Вот такаясверхувлеченность – еще один из признаков таланта и, кстати,необходимое условие для серьезных достижений. Так что, если ваш ребенокиногда может нарисовать красивую картину, это хорошо, но ничего незначит. Но если он рисует подолгу, помногу и оторваться не может, тогдаимеет смысл говорить об одаренности.

Почему многие вундеркинды, вырастая, теряют свои таланты?

Действительно, история знает многих детей, которые никем не стали. Дело в том, что вундеркинд ,как правило, делает что-то замечательное для своего возраста, что повзрослым меркам вполне обычно. А дальше нужно, чтобы ребенок, вырастая,сумел на основании своих способностей «нарастить» взрослый талант,обогнать своих сверстников. А для этого надо создавать что-то новое,постараться забыть о том, что ты был кода-то выдающимся. Что происходитвместо этого? К самооценке ребенка привлекают колоссальное внимание.Его убеждают, что он не такой, как другие, что он должен быть лучшедругих. Даже малейшая неудача становится для него катастрофой и больноударяет по психике – в то время как «обычный» ребенок не обратил бы нанее внимания и пошел бы дальше. А потом, во время взросления,исключительность, вызванная свехстимуляцией, исчезает, ребеноксталкивается с другими одаренными людьми. Например, начиная учиться вуниверситете, где все имеют стимулы в виде карьеры. При этомпреимущества вундеркинда исчезают. Оказывается, что исключительность, ккоторой ребенок так привык, вовсе не очевидна и в чем-то он даже хужедругих.

Как только это становится понятным, начинается так называемый кризисодаренности, из которого выходят далеко не все. Самооценка, настроеннаятолько на волну «Я лучше всех!» упирается в действительность, разрушаяпривычную для ребенка картину мира. Если этот кризис успешнопреодолевается, то человек становится крупной величиной в своейобласти. Если нет, возможно, трагедия крушение огромных надежд. Вообщедля талантливых людей средний путь практически исключен – может бытьлибо взлет, либо трагедия. И все те грусные истории вундеркиндов,которые, что называется, плохо закончились, есть результат того, чтолюди не смогли преодолеть кризис.

Биографии известных вундеркиндов

Дэйзи Эшфорд

Загадка английской литературы. Дейзи записывала в тетрадку забавныеистории для больной мамы. Новеллу «Юный гость или План Мистера Салтина»она написала в 9 лет. Через несколько лет обнаружила тетрадку в бумагахи дала друзьям, а те попросили ее сделать несколько копий. Вскоре Дейзинеожиданно получила телеграмму о том, что ее повесть напечатана. Запоследующие несколько лет «юный гость» был продан тиражом в 150 тыс.копий в Британии и 50 тыс. в США. Больше она не написала ничего.

Брюс Хлебников

В книгу рекордов Гиннеса он занесен как самый сильный мальчик планеты.В возрасте 4 лет Брюс начал заниматься карате, а в 6 лет уже поднял наплечи тренера весом 100 кг. Но слава пришла к нему, после того как онначал передвигать тяжести: в 8 лет одной рукой тянул «волгу» с четырьмяпассажирами, в июне 2001 года передвинул на полтора метра самолет весом4 тонны, привязав его к волосам.

Ника Турбина

Восьмилетняя Ника по ночам диктовала маме абсолютно не детскиетрагические стихи, которые однажды прочел Евгений Евтушенко. Вскоре онауже выступала в огромных залах и подписывала свои книги. Евтушенковозил ее в Италию и Америку, где Нику принимали с восторгом. Она сталаВторой русской обладательницей премии «Золотой лев», после АнныАхматовой. В 12 лет стихи закончились, постепенно интерес к чудодевочки угас. В 16 она вышла замуж за 76 летнего профессора изШвейцарии. Через год от него сбежала в Россию. Учеба не давалась,зарабатывать не умела. Жила одна, много пила, пыталась покончить собой.В возрасте 29 лет Ника выбросилась из окна.

Марк Вишня
Трехлетний Марк в уме извлекает квадратные корни, перемножает,складывает и делит трехзначные числа. Стал знаменитым благодаряпрограмме «Минута славы». Считать до 10 научился в полтора года.Родители Марка филологи, старший брат свободно говорит по-английски, алюбовь младшего сына к математики родители и сами объяснить не могут.

Просмотров