Маленький мир – большие проблемы – обзор настольной игры Small World. «Small World»

На эту игру написано множество обзоров и рецензий. Мне будет трудно сказать что-то новое, поэтому я попробую объединить все те моменты, на которые делают упор авторы различных рецензий и переосмыслить их. Итак, что такое этот «Маленький Мир»?

«Маленький Мир» (Small World) это настольная стратегия, рассчитанная на двух-пяти участников. Разработал ее бельгиец Филипп Киартс (Philippe Keyaerts) и в 2009 году игра была выпущена компанией Days of Wonder. За эти годы игра получила множество положительных оценок и наград. И есть за что.

Особенности

Пожалуй, первое, что отмечает любой, взявший в руки коробку с «Маленьким Миром» это ее оформление. Красочная коробка как яркий конфетный фантик, так и манит ее открыть. Художник постарался на славу — сказочные народцы: эльфы, гномы, великаны и прочие выглядят комично и вызывают улыбку. Всё прорисовано очень детально, так что первое время хочется просто всё разглядеть. При этом не возникает чувства, что игра сделана для детей. Дизайн идеально балансирует на грани, чтобы нравится и взрослым, и детям. Компоненты игры так же выполнены с душой из очень плотного картона, а коробка содержит в себе пластиковый органайзер под игровые фишки и жетоны. Вот это забота об игроках!

Сама игра представляет собой борьбу множества народцев за выживание в этом по-настоящему маленьком мире. Каждый участник выбирает себе понравившейся ему народ и ведет его к процветанию, заселяя поля, холмы, леса и горы. За каждый регион, населенный вашим народцем, вы получаете победные очки, выполненные в виде монет. Больше регионов — больше очков. И вот здесь вступает в игру дух соперничества.
Дело в том, что чем меньше участников в игре, тем меньше карта. Поэтому вне зависимости от количества игроков ко второму-третьему ходу все свободные территории будут у заняты и вы начнете засматриваться на земли соседей. Тем более что все народцы отличаются друг от друга. Люди получают дополнительные победные очки за заселенные поля, гномы добывают «золото» в шахтах, а маги прекрасно себя чувствуют рядом с волшебными кристаллами. Игровой баланс строится на комбинации особых свойств расы и количества жетонов отрядов, которыми они обладают. Мирные расы малочисленны, но получают высокий прирост очков, воинственные же, наоборот, бонусов к победным очкам не имеют, зато достаточно сильны, чтобы лишить их более слабых соседей, хе-хе.

Но и это еще не все. Для того, чтобы игра не приелась и не наскучила после пятой-шестой партии, ее автор придумал оригинальную механику, позволяющую каждый раз играть новыми народцами. Сделал он это гениально и просто — помимо карточек рас в игре есть еще и карточки особых свойств. Карточки свойств точно так же обладают двумя параметрами — еще одной особенностью и количеством жетонов отрядов, добавляемых к тем, что уже есть у игрока.
Каждую игру свойства и расы перемешиваются и случайным образом соединяются, образуя новый народец, имеющий численность, равную сумме количества жетонов обеих карт, и обладающий двумя особыми талантами. Так на свет появляются забавные комбинации вроде дипломатичных орков, водоплавающих людей и воинствующих эльфов.

Игровой процесс очень прост. Для того, чтобы захватить любой регион вы должны поместить на него 2 жетона вашего народца. Эти регионы должны быть смежными. А если в регионе есть жетоны укреплений или чужих народцев, на каждый чужой жетон вы должны добавить еще 1 свой. Таким образом, ваших нападающих отрядов всегда должно быть на 2 больше, чем у защитника. Для контроля территории и получения за нее очков необходим 1 отряд, все остальные отряды свободны для новых завоеваний. Вот и вся арифметика.

А где же кубик, где же долгое стратегическое планирование, подведение осадных машин и штурм укреплений? — спросите вы. Ничего этого в игре нет. Но оно здесь и не нужно!
Единственный момент, когда вы берете в руки кубик, это когда у вас на руках остается минимум свободных жетонов, и вы уже не можете ничего захватить. В этом случае игра позволяет бросить кости и, если повезет, получить от одного до трех «виртуальных» подразделений для захвата еще одного региона. Так же кубик используется особенностью берзерк, но это уже нюансы. В остальном же игра построена по принципу шашек — захватили чужую клетку, съели чужой жетон.
В определенный момент у вас на руках может не оказаться свободных жетонов отрядов — либо все они будут населять ваши территории, либо будут сброшены в коробку жертвами нападений соседей. Для этого в игре предусмотрена возможность оставить бразды правления этой расой, сделав ее угасающей, и выбрать себе новую, продолжив игру. При этом вы будете продолжать получать победные очки как за новую, так и за старую расу пока она жива. На все про все у вас ограниченное количество ходов, зависящее от числа участников.


Пожалуй, наиболее важным стратегическим действием в «Маленьком Мире» является не столько просчет наиболее выгодных для захвата территорий, сколько выбор сильнейшей в данных и конкретных условиях комбинации расы и особенности, а так же своевременное угасание.

Эта оригинальная механика делает игру очень динамичной и сбалансированной. Ведь чем больше земель вы заселите, тем меньше у вас будет свободных отрядов как для завоевания новых территорий, так и для защиты старых. И ваша великая цивилизация неминуемо повторит историю древнего Рима, будучи поглощенной более мелкими, но активными народцами.

Предшественник

Я не случайно привожу в пример древний Рим. Дело в том, что «Маленький Мир» является продуктом творческой переработки настольной игры «Vinci» того же автора. По сути «Vinci» это и есть «Маленький Мир» в стилистике игр серии «Цивилизация», с римлянами, гуннами и прочими народами античности. В визуальном плане от «Vinci» «Маленький Мир» унаследовал разве что символ разрушенной колонны, изображенный на жетонах угасающей расы. Не считая небольших изменений в механике, дизайн стал главным различием этих двух игр.
Вместо кругового счетчика очков вокруг игрового поля в «Маленьком Мире» победные монетки, номинал которых сокрыт от остальных игроков, до последнего момента не выявляя победителя. Вместо цветных пластиковых фишек красивые жетоны народцев с приятными картинками. Да и сама тематика фентези более популярна. Тем более, что с ее помощью гораздо легче объяснить почему один народец может атаковать любой регион на карте, а другой каким-то таинственным образом ассимилирует чужие жетоны, превращая их в свои. Это же магия!

Дополнения

К игре «Small World» выпущено множество дополнений, некоторые из которых были выпущены ограниченным тиражом, но об этом в отдельной статье.

Итоги

Итак, подведем итоги, и отметим достоинства «Маленького мира». Small World это очень приятная глазу красочная игра, у нее очень простые и доступные правила, которые, тем не менее, не дают заскучать даже опытным игрокам. Каждую партию вы получаете новые комбинации игровых рас, что обеспечивает игре высокую реиграбельность. В эту игру могут играть и дети, и взрослые. Игра дружелюбна к новичкам. Но она целиком построена на конфликте, поэтому не подойдет любителям спокойных и размеренных настолок.

Партия в среднем занимает 1 час.

Нет, несмотря на то, что почти каждый ход игроки решают вопросы завоеваний новых земель, «Маленький Мир» - это вовсе не варгейм. Это достаточно спокойная и добрая игра, где основу составляют скорее экономические расчёты, нежели военные. И «Маленький мир» вовсе не только для детей - большая глубина игры и очень богатые тактические возможности будут интересны даже искушенным в настольных играх взрослым.

О чём эта игра?

Про историю мира, где множество рас стремятся построить великую империю. Задача игроков - на некоторое время побыть богами и властителями одного или нескольких народов с тем, чтобы добиться максимального расширения собственной империи.

В чём суть игрового процесса?

Игра идёт на карте мира, где вы расставляете фигурки своих войск и планируете завоевания различных областей. Каждый ход вам важно продолжать расширение империи, и каждый ход важно получать всё больше и больше золота. «Боевые» расчёты в игре очень просты и совершенно исключают влияние случайности, что будет весьма хорошим вариантом для тактиков. Стратегические планы опираются на силу и слабость выбранной расы, то есть позволяют максимально использовать преимущества и недостатки ваших подданных.

Маленький шедевр

Всё это было бы стандартным набором для очередной экономической игры, если бы не несколько важных «но»:

  • Механизм выбора расы предполагает своеобразные торги за каждый народ;
  • В начале игры все расы получают уникальные свойства благодаря специальным модификаторам - то есть от игры к игре их возможности не повторяются;
  • Игрок может сменить расу прямо во время игры, приведя свой первый народ в состояние упадка.

Как видите, речь идёт не просто о экономике и войне, а действительно о судьбах всего мира. Привести ли в упадок гордых амазонок и заселить их земли вампирами? Отказаться от гигантов, чтобы привести на это место фермеров-людей? Натравить орков на крысолаков и начать величайшую войну? На все эти вопросы придётся отвечать именно вам и другим игрокам.

Игра выполнена очень приятно и атмосферно: потрясающие иллюстрации, ярчайшие карты, красивые и интересные расы в сочетании с очень продуманным игровым процессом и доступными правилами делают «Маленький мир» одной из лучших игр для детей или дружеских компаний. Игра будит воображение и буквально рисует на ходу красивейшую сказку о мире, в котором рождаются и остаются в воспоминаниях могучие расы.

Если вы ищете необычные, красивые и крайне интересные игры - то обязательно обратите внимание на «Маленький мир». Возможно, это будет лучший подарок вашему ребёнку, или же прекрасная семейная игра.

Что в наборе?

  • 2 двусторонних поля, на которых находятся миры для разного количества игроков;
  • 14 рас, способных поселиться в маленьких мирах;
  • 20 знаков свойств рас;
  • Объекты для карт мира: 10 троллей, 9 гор, 5 стоянок, 2 норы, 6 крепостей и жетон хода;
  • 2 героя и дракон;
  • 109 монет будущей Империи;
  • 6 памяток для игроков;
  • Шестигранный кубик;
  • Правила игры;
  • Номер доступа к сайту Days of Wonder Online.

«Маленький мир» - это одна из действительно умных, красивых и очень качественно изданных игр: согласитесь, такое сочетания встречается редко.

Есть игры, о которых знают практически все. Например, Каркассон , Колонизаторы , Мафия , Уно , Монополия . Очень многие начинали с этих игр, кто-то продолжал, а кто-то и закончил ими…=) И настольную игру Small World (Маленький Мир) у меня язык не поворачивается назвать непопулярной. Купить ее нет проблем – Игровед исправно возит новые копии, в любом магазине можно найти — иди и покупай, лишь бы были деньги.

Я считаю, что если игра постоянно есть в наличии в магазине, значит она хорошо продается. Если хорошо продается, значит популярная. А почему популярен Маленький Мир? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить в этом обзоре. Естественно, со своей, скафандровской, точки зрения=)

Тесно им, понимаешь ли, в этом мире…

Всем одновременно хорошо быть не может. Кому-то обязательно должно быть плохо. А потом роли меняются. Теперь уже те, кому было хорошо, мучаются. Вот и ездят по миру арабы, турки, таджики, да и русские, белорусы и украинцы тоже любят уехать на ПМЖ в какие-нибудь Штаты, Германию или Францию. Вот и эльфам не сидится в лесу, ибо тянет их поближе к морю, там заработать больше денег можно. Тролли уходят из болот в поля, тоже из каких-то своих корыстных побуждений. А вы думали, что эта игра для детей… А она, между прочим, затрагивает очень важный вопрос — вопрос выживания в этом страшном суровом мире, где деньги делают все.

Конечно, я шучу, хотя в каждой шутке сами знаете какая есть доля. В игре Small World мы видим поле некоего фэнтезийного мира, сначала любуемся его красотами, расставляем горы и племена аборигенов, которые никак не вымрут, хотя и ничего интересного из себя для потомков не представляют. Потом выбираем себе расу с уникальной способностью и облизываемся на вкусные территории Маленького Мира (ММ), на которые он разбит (поля, лес, луга, горы). И поначалу вам покажется, что мир большой и места хватит всем. И только потом, через пару ходов, вы увидите правду. Горькую правду.

Вот вы, наверное, уже подумали – да что нам ваш маленький размер поля! На сколько игра рассчитана? 2-5? Ну вот, пятерым да, будет тесно, а мы будем играть вдвоем .

Ага, хитренькие. Для каждого количества игроков есть свое поле. На самом деле полей две штуки, но они двусторонние. Для 2, 3, 4 и 5 игроков свое поле.

По умолчанию, в ММ сразу никого нету. Ни единой души. Ну, правда, за исключением каких-то непонятных «забытых племен ». Эти бедняги остались одни одинешеньки, и вместо того, чтобы с ними подружиться… В общем, к концу игры все забытые племена вырезаются начисто. Мне их жалко, конечно, но ничего не поделаешь – нужно как-то зарабатывать очки.

Вот кто стоит в очереди на заселение ММ:

— прекрасные амазонки;

— пузатые гномы;

— инфантильные эльфы;

— безобразные вампиры;

— снобы-великаны;

— сумасшедшие халфлинги;

простые люди с деревни;

— воинствующие орки;

— хвостатые крысолюды;

— скелеты с ранчо;

— опасные колдуны;

— молчаливые тритоны;

— ужасные на вид, но добрые внутри тролли;

— педантичные маги.

Каждая раса имеет уникальную способность. Так, например, гномы получают с рудников на одну монету больше, скелеты при перемещении берут дополнительно один тайл скелета из лотка, тритонам нужно потратить на одну фигурку меньше при завоевании территории, граничащей с водой и т.д.

Но это еще не все возможности, которыми владеют расы. Жетон расы имеет сбоку выемку для жетона особого умения. И если способность расы за ней приклеена намертво, то особое умение будет варьироваться от игры к игре.

Особое умение – это дополнительная способность, как то получать в конце хода 2 бонусные монеты, воевать с помощью кубика, запретить одной расе атаковать вас до вашего следующего хода, определенные территории могут давать на монеты больше и т.д.

Для чего это все нужно? Да для того, чтобы вам было интересно заселять мир в каждой новой игре. В этот ход вам выгоднее заселить леса, в следующий ход атаковать уже занятые кем-то земли, в следующий возможно лучше сменить активную расу…

Принцип игры

В начале игры вы получаете немного золотых звонких монет. Расы и умения складываются в отдельные стопочки, после чего 5 жетонов рас и умений снимаются и раскладываются в ряд. Таким образом, мы получаем 6 готовых рас с умениями. По очереди игроки выбирают себе стартовые расы, начиная с верхней. Если вы выбираете расу не первую, а вторую, третью или еще более дальнюю, то вы обязаны положить на верхние расы по монетке. Это гениальное решение разработчика. Последнему игроку может достаться раса с кучей монет на борту, и ему не так обидно, что он последний. На место взятой расы с умением выкладываются новые.

Выбрав расу, вы получаете на руки жетоны расы из лотка.

Ну а теперь уже можно начинать играть. В свой ход вы должны будете завоевывать территории Маленького Мира, начиная с края карты. Завоевывать можно только смежные регионы. Для того чтобы завоевать регион, достаточно положить на него 2 жетона своей расы. Но это при условии, что регион был пустым. За каждый другой любой жетон на регионе вам придется потратить на один жетон больше. Лежит жетон горы на регионе – выложи 3 жетона. Лежит несколько жетонов расы другого игрока… Деремся!

Бой

В любых играх я обожаю столкновения игроков. Выкладывание карточек действий с руки, броски кубиков, использование свойств юнитов – это повышает уровень моего адреналина. Но как раз именно бои в Маленьком Мире долгое время держали меня вдали от покупки. Потому что боя тут как такового нету. У вас просто должно быть больше жетонов и все. ПРОСТО БОЛЬШЕ ЖЕТОНОВ! И бой прошел.

Ага, сколько там у тебя юнитов? 4? Ок, кладу 2 за регион + 4 для изгнания твоих юнитов. Итого 6. Все, дуй с поля.

Черт, как же все просто. Просто-таки детский сад какой-то. Без драки, спокойненько, приходят 6 халфлингов и прогоняют 4-х великанов с клетки. Хоть бы кубик дали каждому бросить что ли для красоты. Хотя один раз кубик позволят бросить, но только если вы владеете особым умением Берсерк , который позволяют перед завоеванием бросить кубик и вычесть выпавшее число из количества требуемых юнитов для успешного завоевания. Это же можно сделать без Берсерка, если у вас остается недостаточное количество юнитов для завоевания. Тогда выпавшее число добавляется к числу ваших юнитов.

Из-за боя я считал Маленький Мир несерьезной детской игрой. А почему так получилось, что я все-таки ее приобрел, я расскажу немного позже.

После завоевания…

… жетоны расы можно рассортировать на своих территориях по своему усмотрению. Где-то оставить 1 жетон, где-то 2, а где-то и больше, если рядом находятся грозные соперники. Ну а далее вы получаете по одной монете за каждый регион, которым вы владеете. Плюс учтите способности расы и особое умение, возможно, они также вам дадут бонусные монетки.

Потом ход передается другому игроку.

Как долго играть? На каждой карте есть трек ходов. Как только последний трек пройден, игра заканчивается.

Финал крайне простой – побеждает игрок с бОльшим количеством монет. Все просто. И если просто глазами пробежаться по правилам, то игра может не зацепить опытного игрока. Особенно когда понимаешь, что такая простая настолка стоит не 20 долларов, а в несколько раз дороже. Но у Маленького Мира, оказывается, столько интересных нюансов…

Дело в том, что если вас прогоняют с региона, то в руки вам возвращается на один жетон меньше. Было 2 жетона? Получите 1, а второй уйдет обратно в лоток. В итоге через несколько ходов вы вдруг осознаете, что у вас недостаточно количество жетонов расы, чтобы чувствовать себя свободно и продолжать завоевывать территории. И монет меньше приходит, и смотреть на расу без слез уже невозможно. Ох уж эти соседи, устроившие геноцид против вас…

Что делать? Перевести расу в состояние упадка! В начале своего хода вы говорите – все, моя раса вымирает, хочу другую. Жетоны расы переворачиваются обратной стороной (сторона упадка), вы выбираете новую расу по тем же правилам, по которым брали в начале, получаете новые жетоны новой расы… И на этом все, придется подождать следующий ход, чтобы снова со свистом пробежаться на Маленькому Миру.

Таким образом, за одну игру можно сменить несколько рас, ни капли не похожих друг на друга.

Это правило здорово ободряет и делает игру еще интереснее.

Зачем покупал?

Да, зачем? Детская игра с простыми правилами. Дядька Скафандр, не ты ли играешь только в сложные игры?

Да я, я играю. Но идея создания клуба в городе заставили меня измениться и стать добрее. С какой процентной вероятностью можно завлечь зеленого новичка в мир настольных игр через многочасовую партию в Runewars ? Вот и я про это подумал, что процент будет небольшим. И у ММ есть одно наишикарнейшее преимущество — это его внешний вид.

Вот честное октябренковское вам даю (до пионера, к счастью, дело у меня не дошло), выглядит ММ о-фи-ген-но! Да взять внешний вид коробки хотя бы. Она пестрая, веселая, с карикатурными фэнтезийными героями – любо дорого глянуть. При этом не создается впечатление, что она для детей.

Открываем коробку – там великолепные поля, огромное количество жетонов и монеток, которых нужно выдавить. И все это очень интересно внимательно рассмотреть. Нет-нет да и что-нибудь смешное увидишь. Художник у игры просто талантище! Гномы с большими носами пьют пенное пиво, эльфы-романтики нюхают цветочки (Боже мой, неужели они способны прогнать расу с территории?), у вампира вывалился глаз, на великана мы смотрим снизу вверх и его лица даже не видно, халфлинг с какой-то колбасой в руке, скелеты – это ковбои в шляпе и сапогах (аргх, какая фантазия у худоника!). А у мага знаете какая книга в руках? Магия для нубов =) Знаете картинку с осликом и морковкой на веревочке перед ним, чтобы ослик шел вперед? Вот эта идея подана с драконом=) Ну где еще можно увидеть грозного дракона с человеком вместо морковки на веревке? Только в этом чудесном Мире.

Эта игра однозначно понравится детям. Для казуалов она тоже станет яркой блестящей находкой. Ну, негоже ведь новичкам скармливать суровые схематичные варгеймы с таблицами. А так ты только начинаешь раскладывать игру, а игроки уже с удовольствием рассматривают компоненты и смеются над тем, что нарисовал художник.

Так что выглядит игра на все пять с плюсом.

Несложная игра, яркая, красивая, не сильно длинная и занудная (не успеешь разогнаться, как игра подходит к концу), от 2 до 5 игроков, для взрослых и детей – чем не повод купить?

Единственное, что может оттолкнуть – цена. Я, конечно, сужу по большей части по белорусам. Например, родители, как правило, предпочтут купить ребенку на день рождения что-то более дешевое типа Свинтуса или Манчкина. Например, я и сам задумывался, нужна ли мне хоть и красивая, но несложная настолка за 75 уе.

Рассматривать компоненты мне очень понравилось, а вот играть…

Эффект неразорвавшейся бомбы

Как правило, мы все варимся в одной игровой тусовке. Вряд ли кто-то поиграв в одной компании в своем городе думает – а не съездить ли мне в Киев, там вроде кому-то игра нравилась. А после Киева можно дернуть в Москву в поисках фанатов игры, с которыми будет приятно сыграть.

Да нет, у вас есть друзья, с которыми вы играете, а у них могут быть свои вкусы и мнения.

Я предполагал, что ММ всех порвет. В то время большинство посетителей клуба были новичками. Но он не порвал.

Мнение игроков разделились примерно наполовину – одним нравится, их пленила яркая игра, а другим категорически нет. Я сыграл около 20 партий, но не было ни одной игры, чтобы в конце у меня не болела голова и кто-нибудь не начал жаловаться. А жаловаться есть на что, если честно=)

Помните, я писал в обзоре на колодостроительную игру Nightfall , что иногда очень обидно, когда ты знаешь, что у тебя ран больше, чем у другого, а нападают именно на тебя. И ты ничем не можешь это доказать. Так вот ММ – игра такая же конфликтная. Со всем печальным вытекающим. Посему я не рекомендую играть в ММ особо впечатлительным, обидчивым и беременным людям.

Вроде и монет у другого больше, и атаковать его выгоднее, а атакуют тебя. Ну почему??? Ну, ты слепой что ли? Разуй глаза, вон у Пети раса в упадке, гаси его, а не меня!

И становится обидно. А некоторым очень обидно, они дуются, говорят, что больше играть в эту игру не будут никогда.

Забавно смотреть, как семейные пары друг друга не атакуют и придумывают отмазки. Говорят, что мы все вечером разойдемся, а мне с женой еще спать сегодня=)

Но хоть я и поставил в последнем предложении смайлик, на самом деле все это не очень смешно. Иногда в середине игры понимаешь, что дальше играть нету смысла. Ты уже не сможешь догнать лидера. Хоть и монетки переворачиваются тыльной стороной вверх на столе, и ты не видишь, что там за число (от 1 до 10), но если память хорошая, то все равно примерно помнишь, кто сколько брал в конце хода. Если тебя месят каждый ход, из-за чего приходится все время ставить расу в упадок, то как можно играть дальше?

А как можно выбивать детей с территории? Они ж обидятся, а если совсем маленькие, то и плакать начнут. Остается одно – поддаваться. Делать глупые ходы, стремиться завоевывать только свободные территории. Но удовольствие получит от этого не каждый.

Поэтому главный бич игры отнюдь не примитивная боевка, а ее конфликтность. Нравятся вам такие игры – круто, берите. Если вы неженки и тряпки – лучше не надо. Так и хочется добавить, что ММ – игра для настоящих мужЫков=)

Поэтому играем мы в ММ нечасто. Чаще всего компания предпочитает сыграть во что-то менее конфликтное. Да и я уже сам тщательно подхожу к отбору игроков и не стремлюсь играть с парами, семьями и детьми.

А дальше?

Допустим, вы все же решились на покупку игры, она вам понравилась и вы сыграли в нее несколько десятков партий. Рано или поздно ММ начнет поднадоедать. Итак, как нам реанимировать интерес?

Как обычно, с помощью дополнений. У меня их 2 – Cursed! и Tales& Legends . Они оба разные по содержанию, поэтому на каждом остановимся отдельно.

Cursed!

Мне очень нравится, в каком виде выпущено это дополнение – Days of Wonders плотно упаковали несколько листов с жетонами новых рас и способностей. Никакого воздуха!

С этим дополнением ММ не изменился, правила остались те же. Просто добавились расы гоблинов и кобольдов, а также умения – Проклятые, Мародеры, Орда, Грабители и Оборотни.

Это дополнение можно брать сразу с базовой игрой, можно взять позже, а можно вообще не покупать. Оно чисто фановое, для тех, кто ищет разнообразие. К слову, это и другие подобные дополнения – это фанатские разработки, выложенные на официальном форуме игры, которые после этого были одобрены издательством и выпущены отдельно. Так, гоблинов предложил товарищ из Финляндии, а кобольдов – из Германии.

Дополнение такого рода было выпущено не единственное. Есть еще Grand Dames (в игре появляются жрицы, белые дамы и цыганки) и Be Not Afraid , которое помимо новых картонок включает в себя удобный органайзер для рас и умений этих маленьких допов, т.к. в базовую коробку они не вмещаются. Если уж вы решили раскошелиться на эти маленькие дополнения, то я рекомендую брать сразу все, вместе с органайзером. Новые расы и умения не лучше тех, что находятся в базовой коробке, имхо, но фанат ММ их должен иметь в коллекции.

Tales& Legends

А вот на это дополнение я особенно рекомендую обратить внимание. В нем нету ни новых рас, ни умений, ни полей, зато оно вводит в игру карточки событий. Кардинально геймплей с вводом этого дополнения не меняется – вы все так же выбираете расу и заселяете ею мир. Сказки и легенды включают себя стопку карт, на каждой из которой написано некое событие, влияющее на целый раунд. В каждом раунде вы открываете карту событий на следующий раунд. Соответственно, ваши действия в текущем раунде должны быть направлены на то, чтобы в следующем раунде оказаться в максимальной выгоде. А события эти могут быть самыми разными. Например, поля или болота приносят больше золота или игроки открывают свои победные монеты и называют их количество в данном раунде.

С этим дополнением играть становится 100% веселее. Оно делает игру немного сложнее, но при этом все равно хардкором пока не пахнет. Просто условия карты корректируют планы на следующий ход.

Так что после приобретения базовой коробки я бы рекомендовал купитьэтот доп.

Остальное из области малых миров

Маленькими дополнениями издательство Days of Wonders решило не ограничиваться. Я вам немного расскажу о других играх из этой серии, хотя сам в них не играл.

Если расы и карта стали приедаться (даже включая дополнения), то можете обратить свое внимание на самостоятельную игру Small World Underground .

В принципе, между этой и базовой игрой можно поставить знак «равно». В Подземной коробке вы найдете идентичную комплектацию, только на этот раз расы будут совсем другие (культисты, дроу, грязелюды, мумии, огры, дворфы, кракены и т.д.) с новыми уникальными способностями. Ну и карта, конечно же, уже другая – на ней изображен подземный мир с бурлящей лавой, сталактитами и подземными источниками. Эта игра самостоятельная, т.е. не важно, есть ли у вас базовый Маленький Мир. В коробке есть все для того, чтобы начать играть, и опыт не имеет значения. Единственное, говорят, что базовый ММ попроще, Underground немного сложнее. Но это не мои слова, я всего лишь разместил объяву .

Довольно разумная претензия к игре предъявлялась полю. Оно статичное, никак не меняется. Вот напечатали его на картоне – и все. А как было бы здорово самому собрать свой ММ… Хотите? Да нет проблем! Покупайте Small World Realms ! В это дополнение входят маленькие кусочки полей и много-много сценариев. Сценарии предлагают собирать самому либо по предложенным сценариям. Сбылась мечта фаната ММ=)

А буквально на днях вышла электронная версия для iOS, Android и Steam. Так что выбрать есть из чего.

Маленький Мир – за и против

Я уже много написал, поэтому надо было закругляться со своим потоком мыслей. Если вы не раз бывали в Маленьком Мире, то мне вам нечего сказать нового, а вот если кто сомневается, брать или не брать, то скажу следующее:

Я не могу рекомендовать игру всем из-за того, что она конфликтная. В ней самый кайф в том, что вы нападаете на кого-то, а кто-то на вас, и очень плохо, если эти действия будут у вас вызывать негативные эмоции. Вспоминается сцена игры в шахматы в замечательном фильме «Джентльмены удачи » с бросанием фигур в лицо и битьем доской по голове (ухи, ухи ).

Лично у меня претензия только к очень простой боевке, которой, по сути, и нету. Это простая игра, реально простая. Но она очень красивая, с отличным органайзером (хотя если положить коробку на бок, то все равно компоненты разбрыкиваются внутри). Она немного дороговата для простой игры, но, поверьте, цена адекватна качеству.

Честно говоря, у меня игра пролеживает на полке, потому что мало кто из моих друзей любит ММ, а остальные очень обидчивые. Как мне кажется, в этой игре очень важно с кем вы играете. Можно получить много удовольствия от расставления фишек на поле, а можно и грустить или того хуже обидеться.

Хороших вам необидчивых друзей и удачи в Маленьком Мире=)

Правила игры «доступным» языком.

В данном разделе мы не будем углубляться в тонкости правил игрового процесса. Всё очень доступно описано в прилагаемом к игре руководстве (которое вы также можете найти здесь для скачивания). Основная трудность и тонкость игры заключается в свойствах и особых способностях рас. Мы описали их в отдельных разделах. Главное не расстраивайтесь, что игра продвигается первое время медленно. Вы очень быстро привыкнете ко всем особенностям (как и в любой игре). Здесь же давайте вернёмся к самой механике игры.

Подготовка.

  • Выбирается игровое поле в зависимости от количества игроков (указано в правом верхнем углу);
  • Расставляются жетоны забытых племён (на области со значком «прицела»);
  • Выставляются горы на местности с изображением гор;
  • Случайным образом рядом с полем (в вертикальный ряд) выкладываются пять плашек рас, а к ним пять плашек способностей. Оставшиеся плашки ставятся шестым рядом (внизу) и будут служить своеобразной колодой для восполнения использованных жетонов;
  • На игровое поле выставляется корона — счётчик раундов. Каждый раунд фишка передвигается на одно деление.

Игра. Первый раунд.

  • Игрок выбирает из шести предложенных рас одну (с приложенным дополнительным жетоном способности). Цена расы определяется её положением в списке. Верхняя бесплатная, а каждая нижеследующая стоит одну монету. Если на выбранной комбинации уже лежат какие-то монеты — игрок присваивает их себе;
  • Выбрав комбинацию, игрок кладёт её перед собой и берёт такое количество жетонов этой расы из органайзера, которое указано на карточке с расой плюс на карточке со способностью (т.е. если на карточке с расой указано 5, а на карточке со способностью 6, игрок берёт в руку 5+6 = 11 жетонов расы);
  • Игрок захватывает регионы на карте маленького мира (начинать можно только с края карты). Для захвата одного региона требуется 2 жетона расы, плюс по одному жетону за каждый враждебный жетон в этом регионе, для каждого Лагеря, Логова тролля, Крепости и Гор. Озера и Моря, как правило захватывать нельзя. При захвате игрок размещает свои жетоны на захваченном регионе (враждебные убираются с поля. Забытые племена убираются в запас навсегда, а жетоны соперника распределяются по другим его регионам, кроме одной. Одна отправляется в запас навсегда — если правилами не предусмотрено иное);
  • Последующие завоевания происходят только в соседние регионы (если правилами не предусмотрено иное);
  • При последней попытке захвата ещё одного региона, игроку может не хватить жетонов расы. Игрок выбирает регион, которые хочет захватить и называет его вслух. После чего бросает специальный кубик подкрепления. Количество выпавших очков на кубике равняется числу необходимых для захвата жетонов (если на кубике выпало число два, то к своим имеющимся жетонам игрок мысленно прибавляет два и захватывает или нет выбранный регион);
  • Перегруппировка. Некоторые регионы будут нуждаться в особой защите. После стадии захвата игрок перераспределяет все свои жетоны по захваченным им регионам (если в одном регионе находится два жетона, а в другом десять, игрок может переместить часть жетонов из одного региона в другой и сделать, чтобы в каждом находилось по шесть);
  • Происходит начисление очков — по одной золотой монете за каждый захваченный регион (где находится хотя бы один жетон игрока после перегруппировки) плюс игрок получает монеты, если это предусмотрено особыми свойствами рас или их способностью.

Второй и последующие раунды (обязательно передвигайте маркер раундов после того как все сделали свой ход) игроки выбирают одно из двух действий.

  • Игрок продолжает завоевание текущей активной расой (теми жетонами, которые он берёт в руку с игрового поля. Оставляя по одному жетону в уже захваченном регионе игрок гарантирует себе получение победных монет, но он не обязан этого делать);
  • Игрок делает расу угасающей. Оставляет в каждом регионе по одному жетону, переворачивает их лицом вниз, а остальные отправляет в запас (если особыми свойствами не предусмотрено иное). При этом после объявления расы угасающий ход игрока считается законченным. Он получает по одной монете за каждый регион, где присутствует его угасшая раса. Лишь следующим ходом игрок сможет выбрать новую расу и повторить все действия, описанные в первом раунде.

Конец игры.

Когда маркер раундов достигает конечной точки на счётчике раундов игры и все игроки выполнили свои действия в этом раунде, все подсчитывают свои монеты. Побеждает самый богатый игрок. При равенстве количества монет побеждает игрок с наибольшим количеством жетонов рас (активных и угасающих) на игровом поле. Если и здесь будет равенство, предлагаем решить вопрос победителя силой.)))

Small World - Маленький мир с кучей народцев, которые пихаются, толкаются, пакостят и всячески досаждают друг другу за какие-то несколько Сольдо. В их красивом и ляпистом мире нет жалости, а "пакт о ненападении" может быть предложен только тому, до кого не дотянулись цепкие пальчики ваших монстриков. Здесь есть всё - Драконы и поселения, логова и башни, безумные орды наёмников и воинственные Амазонки, ужасные Вурдалаки и прекрасные Белоснежки. Кого тут только нет. И всё это Small World.....

Коробка и компоненты.
Коробка содержит в себе два игровых поля на различное количество игроков и пластиковый органайзер с кучей картонных компонентов. Сразу отмечу - компоненты высокого качества, яркая полиграфия, красивые рисунки. В отсеках лежат жетоны монеток различного достоинства, кубик, картонки гор, картонки с народцами, свойствами народцев и их специальными жетонами.

Внутри большого органайзера есть маленький, который содержит жетоны самих народцев - это войска, которые будут раздаваться каждому игроку и использоваться в сражениях.

Подготовка к игре.

В зависимости от количества игроков выбираем игровое поле, раскладываем на нём картонки гор и "Угасающей расы" (это тот несчастный народец, не успевший унести ноги из Маленького Мира, и который будет безжалостно истреблён игроками практически на первом же ходу). Далее перемешиваем картонки с народцами и их свойствами, складываем две стопки рядом друг с другом, совмещая "выпуклость и впуклость" и получаем народец с индивидуальными свойствами. То есть, практически каждую игру у вас будет новый милый "монстрик". Далее выкладываем пять получившихся рас с их свойствами из стопки вряд под основной общей стопкой. Каждому игроку дают по 5 монеток. Всё готово - пора приступать к игре.

Игра.
Игровой процесс очень прост и одновременно сложен. Я не буду описывать подробно правила, это очень долго, и в этом нет смысла - они есть на русском языке в свободном доступе. Но для тех, кто ещё не играл в эту игру изложу кратко: выбираем себе расу из имеющихся, если она не первая по порядку, то кладём монетку и переходим к следующей. И так каждый раз, а на место взятой кладётся верхняя из общей стопки. То есть, чтобы взять самую верхнюю расу, нужно заплатить 5 монет (всего доступно шесть рас, остальные лежат столбиком под шестой и открываются только после того, как кто-то возьмёт расу из 6 доступных). В зависимости от расы и её свойств получаем количество жетонов и cпециальные жетоны (логово, башня, Дракон и т.д.), если это оговорено свойствами расы. Далее - у некоторых рас есть свойства, которые отличаются от общих правил, значит приоритет - свойства расы.

Рассмотрим стандартный случай, без специальных свойств. Хотите захватить регион - положите на него два жетона народца. Если на регионе лежат какие-то картонки (горы, жетоны какой либо расы и т.д.), то к двум необходимо добавить столько жетонов расы, сколько "картонок" лежит на регионе. В конце хода можно перегруппировать свои жетоны, но в одном регионе должен остаться минимум один жетон. Если в последний ход у вас не хватает жетонов для захвата, но есть минимум один, то можно бросить кубик. Сколько выпадет - столько жетонов "виртуально" вы получите на этот последний ход. Затем получаем по монетке за каждый контролируемый регион. Если не хотите больше воевать этими "пораженцами" или уже нечем - все разбежались или перебиты другими игроками, то можете отдать их на волю судьбы, сделав свою активную расу угасающей. Угасающая раса так же принесёт вам денег, но управлять вы ей не сможете, да и их количество вызывает жалость - один жетон на регион (хотя есть один народец, который договорился с авторами игры - они могут и двигаться, и оставаться своим обычным составом, даже когда они угасающие).

Всё - ход переходит к следующему игроку. Но не думайте, что всё так просто - у каждого народца есть свои свойства и особенности. Они маленькие, вредные и очень воинственные, поэтому скучать вам не придётся. Того и гляди, ваших мирных Вурдалаков сметут сумасшедшие Кобольды, носящиеся по полю в неимоверном количестве....

Впечатления от игры.
Пока все не изучат все свойства рас, игра протекает медленно и не столь интересно, так как никто не видит потенциальных возможностей, присущих только ему. Но как только все "освоятся", то игра преображается и заставляет думать и принимать неординарные решения. За счёт того, что каждую игру вы будете играть за новый народец с новыми свойствами, в игру хочется играть снова и она не надоедает. Достаточно сбалансированная, у нас партии заканчиваются со счётом 98-100-101-104, при условии жёсткой конкуренции и постоянных боевых дествий.

Small World очень нравится детям за счёт своего исполнения - очень красивые жетоны, красивое поле, правила легко объясняются, а вспомогательные листы из правил по всем народцам упрощают объяснение (дополнительно, на всех жетонах есть символы, объясняющие свойство расы). Вердикт от Розового дивана - красивая, яркая, не глупая игра для любой категории игроков от восьми лет, нравится девочкам. Хорошее дополнение коллекции.

На этом можно было бы закончить, но...
Маленький Мир привлекает всё новых обитателей, поэтому в этой игре выпущено три дополнения с новыми народцами и новыми свойствами (вообще-то дополнений больше, но это основные). Последнее дополнение включает органайзер, в который помещается все три предыдущих дополнения.


Новые маленькие народцы жаждут сражений и денег. Теперь они обзавелись катапультами, стали ещё более изощрёнными и ужасными.

P.S.
По вечерам я слышу, как они толкаются и пихаются в коробке, выясняя отношения. Вот и сейчас Гоблины что-то замышляют против Пикси, а Амазонки опять стащили горшок с золотом у Леприкона. Нужно пойти, выложить их на поле и сыграть, может успокоятся. А то опять своим шумом не дадут спать ночью.

Да иду я уже, иду, не пихайтесь, а то коробка с полки упадёт, вам же хуже будет....

Просмотров