Домашний питомец в движении: советы по съемке. Мастер-класс «В чужой шкуре

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Участники: педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ

Место проведения: кабинет для занятий

Время проведения: 45 минут

Оборудование: мультимедийная установка, памятка с текстами упражнений по технике речи, листы бумаги с текстами стихотворений, ручки, маркеры, мыльные пузыри, свечи /тонкие полоски бумаги - не более 10 см.

Организационный момент. Приветствие.

Целеполагание.

В 2006 году мной была разработана программа «Занимательная риторика». Ее цель - развитие и совершенствование речевых навыков у детей; мотивированное употребление вербальных и невербальных средств в конкретных условиях общения.

Чем мы занимаемся с детьми на занятиях? Редактируем тексты, устраняя речевые ошибки и штампы; исполняем одиночные и парные этюды; строим коммуникативные ситуации, учимся выразительному чтению стихотворений с элементами театрализации и импровизации и многому другому. Для успешного проведения занятий необходима доброжелательная атмосфера, в которой дети чувствуют себя свободно и раскованно.

Цель данного мастер-класса - развитие эмоциональной сферы в процессе обучения выразительному чтению стихотворений.

Речевая разминка. Дыхательная гимнастика.

Каждое занятие с детьми начинается с простого, но очень важного этапа - отработки артикуляционных навыков, выполнения дикционных и дыхательных упражнений. Этим мы и займемся.

(Участники повторяют выполнение упражнений за педагогом)

Цель первого блока упражнений: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

* Нарисовать языком во рту радугу, рот клоуна (от уха до уха)

* Произношение сложных сочетаний: «пдга», «пдго», «пдгу» (со всеми гласными), «птка»…

*«Свеча» Делаем бесшумный вдох через нос (!), затем дуем на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно отклоняться пламя. Выдох делается тонкой уп-ругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

* «Мыльные пузыри» Надуваем мыльные пузыри, стремясь к тому, чтобы они лопа-лись не сразу, а становились как можно больше. Затем выполняем те же действия, отставив пузырек с мыльными пузырями.

Повторяем упражнения несколько раз, добиваясь ровного дыхания.

Цель второго блока упражнений: развить спокойную, плавно звучащую речь:

* Свистит ветер: ССССССС...

Шумят деревья: ШШШ...

Летит пчела: ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит: 3333333...

Развить волевую, но сдержанную речь:

* Работает насос: ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель: ШШШШ! ШШЩШ! ШШШШШ! Сверлит дрель: 33333! 33333! 33333!

Развить эмоциональную речь в быстром темпе:

* Кошка сердится: Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила: С! С! С! С!

Заводится мотор: Р!Р!Р!Р!

Первичное усвоение и закрепление знаний.

Для отработки навыков выразительного чтения (постановки логического ударения, интонационной выразительности речи, темпо-ритма) наиболее интересными являются тексты, включающие в себя разнообразные по эмоциональной выразительности диалоги. Продемонстрирую это на примере небольшого стихотворения В. Берестова «Нелегко снимать зверей»:

(педагог выразительно читает стихотворение)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

Обратите внимание на то, как по-разному (интонационно) говорят герои (заяц, мышь и др.).

Какие слова в тексте «подсказывают» правильность постановки логического ударения, влияют на интонационную выразительность и в целом - на текст? Это так называемые слова - «помощники», в роли которых выступают чаще всего (но не всегда) глаголы. Подчеркните их. Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Они влияют на темпо-ритм и силу голоса.

(на экране отображен текст стихотворения с выделением слов - «помощников». Участники сопоставляют свой вариант с изображением на экране и вносят поправки)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

(Участники мастер-класса получают карточки с текстом стихотворения и пробуют повторить чтение).

4. Практическое применение полученных знаний.

Перед вами на экране текст стихотворения А. Фронденберга «Великан и мышь».

«ВЕЛИКАН И МЫШЬ»

Тсс… Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил…

Бедняга побежал к врачу.

Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век…

Откройте рот, скажите: А-а-а.

Живую мышь? Зачем? Когда?

Так что же вы сидите?

Идите кошку проглотите!

Прочтите внимательно и ответьте на следующие вопросы:

Сколько героев в данном стихотворении?

Опишите состояние великана, оказавшегося в трудной ситуации. Меняется ли оно в процессе разговора с доктором?

Как ведет себя доктор?

Отметьте слова - «помощники» и прочтите стихотворение вслух.

А теперь позвольте представить вам воспитанницу детского объединения «Занимательная риторика» Сирадзе Алину - неоднократного призера окружных и городских конкурсов чтецов. Она продемонстрирует свое видение этого стихотворения.

Рефлексия. Подведение итогов.

Что вам показалось интересным и, возможно, ценным в будущей деятельности?

Что давалось легче? Что показалось более трудным и почему?

Итак, вам необходимо ответить на вопрос: что «слово может»?

Литература:

Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005

Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9

Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006

Как фотографировать домашнего питомца - собаку или кошку - в движении? Это задача не из легких. Все, кто сталкивался с подобным видом съемок, это подтвердят. Братья наши меньшие очень шустрые, позировать их заставить сложно. Поймать в кадр их тоже не легко: они постоянно убегают из фокуса, фотографии получаются не резкими и неудачно скомпонованными.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Но при этом в движении животные смотрятся интересно, динамично, весело. В этой публикации я дам несколько практических советов по такой весьма непростой съемке. Помогут мне в этом несколько симпатичных собак породы хаски.

    Главный совет: снимайте на улице, при хорошем освещении. Это позволит получить резкие и качественные снимки. Чтобы животное на снимке получилось четким и не смазывалось, нужно использовать достаточно короткую выдержку. Например, собака на фото снята на выдержке в 1/125 с. Чем быстрее двигается наш объект съемки, тем короче необходима выдержка. Лучше всего оперировать выдержками в районе 1/250-1/1000 с.

    Лучшее освещение на улице для фото - утром или вечером. Полуденное солнце может создать излишний контраст в кадре, сделает тени слишком черными. В пасмурную погоду, зимой и поздней осенью освещение подходит для съемки в течение всего дня.

    Старайтесь не использовать вспышку. Она может причинить дискомфорт животному. Кроме того, вспышка “в лоб” портит естественный характер освещения.

    С художественной точки зрения снимать на улице стоит потому, что природа (даже обычный городской парк) лучше будет смотреться на фотографии с животным, чем бытовая обстановка квартиры. На улице питомцы проявляют активность: играют, резвятся, изучают окрестности, общаются - ведут себя естественно и непринужденно.

    Чтобы объект съемки не убегал из фокуса, стоит включить режим следящей фокусировки. Это позволит держать его в резкости. В зеркальных камерах Nikon для этого предусмотрен режим 3D-трекинга, когда автоматика сама отслеживает перемещения объекта съемки в кадре и соответственно меняет точки фокусировки.

    При этом не надо забывать и о серийной съемке. В интересные моменты делайте сразу серию снимков, чтобы потом выбрать самый удачный.

    Фотографируйте на уровне глаз животного. Не ленитесь приседать! Такие кадры смотрятся интереснее, нежели классический вид сверху. При съемке на уровне глаз создается ощущение общения с нашим героем.

    Оставляйте больше пустого места в кадре, чтобы движущемуся животному не было тесно. В противном случае вы рискуете обнаружить, что на плотно скадрированных снимках то хвост отрезан, то лапа, то часть головы. Добиваться идеальной компоновки удобнее при обработке снимка.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2000 с, 85.0 мм экв.
  • Старайтесь акцентировать внимание на животном. Если от питомца в кадре останется лишь маленькое пятнышко, снимок не будет интересным. Для того, чтобы снимать было удобно, и животное на снимке можно было выделить резкостью, а фон - размыть, лучше всего использовать объективы умеренного теледиапазона с фокусными расстояниями 50-135 мм. Например, Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor . Разумеется, для такой активной съемки будут удобнее зум-объективы типа. Однако, вполне можно справиться и фиксом. Моим основным объективом при съемке стал Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/125 с, 18.0 мм экв.

    Возьмите на съемку лакомство или какие-то игрушки, чтобы заинтересовать четвероногую модель. Кстати, сам процесс раздачи лакомства может стать сюжетом для фото.

    Ищите забавные ракурсы . Например, весело смотрятся кадры, когда наш герой лезет носом в объектив. Использование короткого фокусного расстояния (18 мм в моем случае), визуально увеличило нос собаки. Так получится забавный кадр:

Чем короче фокусное расстояние, тем длиннее нос!

Кадр сделан объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.
  • Какую фототехнику выбрать для съемки животных? Стоит обратить внимание на быстрые “репортажные” фотокамеры и объективы. Отлично подойдут фотоаппараты Nikon D7100, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810. Они имеют возможность быстрой серийной съемки и обладают очень мощными системами автофокуса, который позволит всегда держать наших героев в резкости. Впрочем, если отказаться от съемки в RAW, то с задачей отлично справится и последнее поколение любительских зеркалок, например Nikon D5300. Автофокус этой камеры почти не уступает более дорогим моделям. В качестве оптики отлично подойдут объективы Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED , Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor , а для неполнокадровых камер - Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Среди бюджетных объективов можно отметить Nikon AF-S 18-140mm F/3.5-5.6G ED VR DX Nikkor и Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, имеющий прекрасное соотношение цена/качество.

Трудно найти человека, которого животные оставляли бы равнодушным. Фотографии живот-ных несут в себе большой заряд положительных эмоций.
Фотосъемка животных — прекрасная возмож-ность сделать интересные кадры, найти выигрыш-ные сюжеты.
Прихватив в зоопарк фотокамеру, воспомина-ния можно сохранить надолго, а самые удачные и оригинальные снимки станут предметом гордо-сти и украсят интерьер. Но для достижения до-стойного результата надо знать о некоторых осо-бенностях фотоохоты.
Фототехника
Для съемки животных предпочтительнее все-го камера с длиннофокусным объективом, так что неплохим выбором будут компактные ультра-зумы.
Многие животные постоянно находятся в дви-жении, поэтому на длинных выдержках изобра-жение получается смазанным даже с включенной стабилизацией. Так что придется довольствовать-ся короткими выдержками, а в таком случае пред-почтительнее иметь аппарат с хорошим запасом светочувствительности.
С учетом непоседливости «фотомоделей», тех-ника, конечно, должна быть быстрой, работать с минимальными задержками и оперативно за-писывать снимки на карту памяти. Чем быстрее срабатывает затвор, тем лучше, так что «медлен-ные» компакты — в данном случае далеко не луч-ший выбор. Подойдут современные скоростные компактные камеры. Важна также «скорострель-ность», то есть возможность камеры снимать се-риями. Очень трудно бывает поймать в движении животного подходящий кадр. Можно все рассчи-тать и постараться предугадать, но камера зафик-сирует не совсем удачный момент. Поэтому если камера способна сделать серию снимков, то чем больше кадров в серии, тем выше вероятность ин-тересного кадра.
Что же до современных «зеркалок», то они все довольно быстры. Кроме того, скорость автофо-кусировки можно увеличить за счет ультразвуко-вого мотора на сменной оптике.
Владельцам «зеркалок» в зоопарк и на фото-охоту лучше всего отправляться с «телевиком». Пригодится объектив с фокусными расстояниями 70-200 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры, но 200 мм зачастую оказывается недо-статочно, поэтому лучше делать ставку на оптику 70-300 мм или 100-300 мм.
Чтобы крупным планом запечатлеть птиц, понадобится объектив с фокусным расстоянием 400 мм, так что в этом отношении удобны зумы 80-400, 100-400, 50-500 мм. Правда, лучшие результаты даст объектив с фиксиро-ванным фокусным расстоянием, но, если «охо-титься» не только за мелкими зверями и птица-ми, работать с ним весьма затруднительно. Так что «фикс» 400 мм можно посоветовать в ка-честве дополнения к объективу 70-200 мм или 70-300 мм.
При съемке зверей и птиц очень важны высо-кая детализация, резкость и точная цветопереда-ча, так что, если камера позволяет, используйте формат RAW — это даст больше возможностей при обработке снимков. Всегда снимайте с макси-мальным качеством (меньшей степенью сжатия) и на большем разрешении.
Подготовка к съемке
Лучше, конечно, отправляться в зоопарк в буд-ний день — в выходные гораздо больше народу, и зачастую не то что занять удачное место, но и просто подобраться к вольеру или клетке ока-зывается непросто.
Оптимальное время для съемок — сразу после открытия зоопарка, когда посетителей немного, а животные еще не успели устать от людей. Кстати, если на улице холодно или льет дождь, не стоит отказываться от своих планов — посетителей та-кая погода отпугивает, а вот белые медведи, волки и львы, наоборот, могут выбраться из укрытий, где обычно дремлют в жару, спасаясь от солнца и зе-вак. Верблюды и страусы, как правило, в жаркую погоду ведут себя более активно.
Отправляясь в путь, выполните все необходи-мые приготовления: прочистите линзу объектива, возьмите с собой чистящий карандаш или специ-альную салфетку, зарядите аккумулятор и про-верьте карты памяти. Не забудьте про корм для животных.

Как снимать
Если животное спит, лучше не поддаваться со-блазну и сэкономить кадр: с закрытыми глазами, в лежачем положении оно хоть и получится четко, но, скорее всего, ничего интересного на этом снимке не будет.
Постарайтесь дождаться часа кормления (если это разрешено, можно угостить животное само-му) — наблюдать и снимать зверей «за обедом» особенно интересно. На запах еды они очень охотно выбираются из своих домиков, а если у вас есть что-то вкусненькое (и не запрещенное пра-вилами), появляется шанс их заинтересовать и выйти на контакт. Лучше всего фотографировать животное в то время, когда ваш спутник его уго-щает, — проще будет поймать взгляд в объектив.
Все звери, как и люди, ведут себя по-разному: за беспокойной обезьянкой или белочкой прихо-дится долго гоняться, а флегматичный верблюд или страус может и попозировать.
В первом случае при съемке медленной каме-рой придется прибегнуть к хитростям.
Если тигр нервно мечется по клетке, бесполез-но водить камерой вслед: в лучшем случае в кадр попадет только его часть, и хорошо, если не сма-занная.
В таком случае нужно установить камеру в се-рийный режим и снимать по нескольку кадров за раз.
Второй вариант — навести камеру на одну из точек траектории, по которой движется непо-седа, и нажать спуск наполовину, чтобы камера сфокусировалась. А потом ждать, пока беспокой-ное существо не вбежит в кадр, и жать кнопку до конца.
Выдержка и экспозиция
Получить четкие снимки движущихся объ-ектов можно только при малой выдержке. Ни штатив, ни включение стабилизации тут не помо-гут, так что старайтесь устанавливать выдержки 1/250-1/500 с и короче.
Эмпирическое правило гласит, что выдержка не должна превышать величину, обратную фо-кусному расстоянию, а на практике лучше всего, когда выдержка меньше ее раз в пять. Еще одно слагаемое успеха — стоять ровно, не трясти каме-ру во время съемки и не торопиться, ведь снять на бегу хороший кадр очень сложно. Автоматика в таких условиях, скорее всего, спасует, так что о режиме Авто лучше забыть. Гораздо полезнее будет сюжетная программа Спорт, а еще лучше — режим приоритета выдержки, TV. Полностью руч-ная съемка позволит гораздо точнее контролиро-вать процесс.
Как правило, экспоавтоматика усредняет про-работку деталей в кадре, и при высоком контрасте может понадобиться вмешательство в настройки. Так, если объект интереса имеет белый окрас (на-пример, лебедь или белый медведь), установите отрицательную экспопоправку, иначе на снимке не получится ни перьев, ни шерсти, а лишь сплош-ное выбеленное пятно. И, наоборот, черные звери и птицы (пантеры, вороны, медведи) требуют по-ложительной экспопоправки.
Снимаем сквозь клетку
Любое животное за решеткой, как и человек, на редкость не фотогенично. Так что не стоит фотографировать зверя издали вместе с клеткой, надо подбираться ближе (но никогда не пренебре-гать правилами безопасности и всегда соблюдать осторожность).
Внешне невинные птицы прицельно клюются, метя в лицо, руки и объектив, обезьяны иногда норовят схватить и укусить, и т. д. . Луч-ше всего, если в наличии имеются спутники, ко-торые наблюдают за объектами съемки и преду-преждают, когда кто-то из них делает попытку приблизиться. Но при этом нельзя забывать, что скорость реакции у наблюдаемых гораздо выше, чем у наблюдателей.
Если ситуация позволяет, объектив компакт-ной камеры (с «зеркалкой» такой фокус вряд ли получится) можно просунуть в ячейку клетки. Бленду лучше снять заранее — если, конечно, вы сами не предполагали ее выкинуть.
Другой прием предполагает использова-ние оптического зума. Сняв бленду и приставив объектив вплотную к клетке, надо максимально открыть диафрагму. Передний план потеряет рез-кость, и прутья клетки станут менее заметными.
Поэкспериментировав с углом наклона каме-ры, можно найти положение, когда прутья прак-тически исчезнут (лучше, чтобы они проходили не по центру, а по краям кадра).
ГРИП при съемке на длинном фокусе будет меньше, и четким получится только животное или его мордочка, а второстепенные детали размоют-ся (впрочем, задник клетки, посуда, остатки еды и клочья шерсти вряд ли украсят художественное фото).
В идеале фокусироваться надо на глазах жи-вотных — даже если часть будет нечеткой, а глаза останутся в фокусе, снимок все равно окажется удачным.


Компоновка кадра
Компоновать снимок надо так, чтобы макси-мально скрыть антураж зоопарка, оставив за гра-ницами кадра все лишнее. Изобилия пустого пространства тоже быть не должно — лучше взять животное крупным пла-ном. В то же время по линии взгляда объекта надо оставить немного свободного пространства, а при крупных планах нужен запас для кадрирования и печати.
При выстраивании кадра стоит ориентиро-ваться на пропорции животного: если композиция тяготеет к вертикали, целесообразнее развернуть камеруи сделать вертикальный кадр (рис. 11.9).
Избегайте при этом «срезанных» ног — в идеа-ле внизу должно быть видно землю, чтобы живот-ное не «висело» в воздухе.
Освещение
Даже в солнечную погоду в зоопарке обычно мало света. Вспышкой лучше не пользоваться — ее яркий свет пугает и раздражает животных, к тому же из-за нее зрачки у большинства млеко-питающих получаются светящимися, причем раз-ным цветом, да и вообще прямой жесткий свет часто портит кадр.
Однако при контровом свете без заполняющей вспышки обойтись трудно, так что, если ее все-таки приходится включить, поверх стоит прикле-ить скотчем кусочек салфетки или белой бумаги, чтобы рассеять свет. В солнечный день стоит пой-мать момент, когда свет падает на животное сбоку (если, конечно, это возможно),. Такое освещение подчеркивает фактуру, и тени стано-вятся выразительными.

Чтобы получить интересные снимки, следуйте перечисленным ниже правилам.
1. Не спешите сразу уходить от клетки, сняв единственный кадр, — всегда делайте дубли.
2. Делайте ! Сфотографируй-те крупным планом голову животного, стараясь, чтобы она заняла большую часть кадра. Прежде чем нажать спуск, постарайтесь исключить ненужные и отвлекающие элементы: посторонние яркие цветовые пятна, ограду и т. д. Вручную установите большую диафрагму или режим Портрет, чтобы максимально размыть фон.
3. Ловите моменты для жанровых снимков, фото-графируйте зверей, когда они резвятся и игра-ют друг с другом.
4. Не ограничивайтесь одними животными — нередко случаются интересные сценки с уча-стием людей.
5. В зоопарке интересны не только животные: внимательный фотограф найдет массу сюже-тов с участием людей, цветов, узоров света и тени и т. д.
Нередко с первого раза не удается сделать удачные кадры: в этом случае полезно вернуться к клетке с животным позже.
Если люди, с которым вы пришли в зоопарк, уже устали от ходьбы, шума, суеты и торопят вас, а вы считаете, что можно еще поснимать, пусть ваши знакомые посидят в кафе, отдохнут. А вы тем временем сделаете снимки, которые заду-мали.
Часто со второго раза удается сделать более интересные кадры. Особенно если вы уже про-смотрели на ЖК-дисплее результаты своих тру-дов и увидели, что именно снято не так.
Наблюдать за животными интересно и увлека-тельно.
зложенные выше правила не так слож-ны, и если им следовать, то даже начинающему фотографу-анималисту удастся увековечить свои впечатления.
Фотографируем домашних животных
Фотографировать домашних животных не ме-нее увлекательно, чем снимать людей. Ведь они полноценные члены семьи, которые дарят людям свою любовь!
Замечательно, если животное находится в не-подвижном состоянии, тогда вы можете использовать длинные выдержки и оптическую стаби-лизацию. Такой снимок будет уравновешенным, вызывать спокойствие.
Если же животное находится в движении, по-могут светосила объектива, короткая выдержка и высокая чувствительность.
Продумайте съемку так, чтобы света оказалось достаточно. Если представляется возможным, снимайте в светлое время дня, используя свет из окна. А лучше выйдите на улицу погулять и за-одно поснимать.
В. вечернее время вы можете установить бо-лее мощные лампочки, использовать внешнюю вспышку, направленную в потолок.
Встроенная вспышка или вспышка, направ-ленная в глаза животного, крайне не рекомендуется. Вы сделаете больно своему любимцу — у жи-вотных глаза более чувствительны к свету, чем у человека, — и окончательно испортите снимок. Вспышка может напугать животное. Плоский, от-беленный кадр с жесткими черными тенями го-дится только для удаления, поэтому даже не стоит включать встроенную вспышку — забудьте о том, что она есть. Лучше продумайте, как добавить до-полнительное освещение. Снимок, сделанный в момент, когда животное резвится, будет динамич-ным, излучающим большой заряд энергии, подни-мающим настроение.
Выигрышны низкие точки съемки, когда до-машнее животное находится на уровне взгляда зрителя.
Всегда фокусируйтесь по глазам, не забывайте, что они должны оказаться в фокусе.
Чтобы поймать удачный момент, вам придется понаблюдать за животным с камерой в руках. За-паситесь терпением — и вы получите интересные снимки.
Полезно представить себе, какую картину вы хотите получить на снимке, нарисуйте в своем воображении будущий кадр. Снять задуманное будет легче, так как вы знаете повадки и характер своего питомца.
Снимать широкоугольным объективом с близ-кого расстояния можно, если это необходимо для художественных целей. Широкоугольный объек-тив пригодится и для съемки общих планов, осо-бенно на улице.
Для основной съемки лучше использовать те-леобъектив или универсальный объектив в теле-положении.
Животные ведут себя как маленькие дети. Приготовьте им какую-нибудь игрушку, а также не забудьте кормить во время съемки. Вы, на-верняка, знаете, что ваш любимец предпочитает. Перед тем как фотографировать животное, по-кормите его, иначе все мысли у него будут направлены на желудок — «голодный» вид не укра-сит фотографию.
Когда будете снимать животных — никаких духов или одеколона, яркой одежды.
Перед тем как приступить к съемке незнако-мого животного, потратьте немного времени, по-знакомьтесь с ним ближе. Дайте ему время привы-кнуть к вам.
В общих случаях желательно продумать и за-ранее обустроить место съемки, чтобы вас там все устраивало.
Приготовьте все необходимое заранее и убе-рите все лишнее. При этом желательно не ис-пользовать неестественный и надуманный фон, например, лист ватмана или ядовитого цвета бу-магу, пластик. Если вместо него будет привычная поверхность — диван, ковер или трава, песок, ас-фальт, — это намного лучше.
Снимая животных, старайтесь не показывать «срезанные» руки хозяина. Можно и нужно сни-мать животных вместе с хозяином, другими чле-нами семьи, да и просто знакомыми. При этом скомпонуйте кадр так, чтобы животное все же было на первом плане, в центре внимания и не «потерялось» на фоне людей. Животные всегда разные, их настроение и поведение также не всег-да одинаковы, поэтому вы можете сделать разные снимки в разное время. Экспериментируйте с ракурсами, наклоном камеры, масштабом, освещением, попробуйте дополнить кадр каким-нибудь элементом: игрушкой, миской с едой, другим животным и т. д.
Все снимки, сделанные с верхней точки, будут малоинтересными, съемка на уровне глаз намного интереснее.
Неплохо привлечь помощника — ассистента. Кто-то из членов семьи, друзей может придержать животное, подержать осветитель, отражатель, играть с животным, привлекать его внимание, кормить и т. д.

Совет:
Чтобы сделать качественный , желательно иметь зеркальную камеру и специ-альный макрообъектив.

На сайте есть:

Живопись и рисунок. Как фотографировать свои картины. Светофильтры для фотографии Сайты в интернете для фотографов

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Вот так зимушка -зима :
Не сугробы - терема !
На деревьях синий иней ,
Как густая бахрома .

Ю. Синицын

  • Подчеркните имена существительные.

Упражнение 51, с. 24

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, гроза, град.
Времена года: зима, лето, весна.
Люди: художник, артист, режиссёр.
Мебель: диван, стул, кровать.
Месяцы года: февраль, март, апрель.
Дни недели: среда, четверг, пятница.
Посуда: тарелка, сковорода, стакан.
Животные: заяц, лиса, волк.
Растения: сирень, калина, малина.

Упражнение 52, с. 25

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) бе рёза, (кто?) учи́те льни ца,
(что?) де кáбрь, (кто?) обе зь я́на,
(что?) ка рти́на, (кто?) са дóвник,
(что?) мéся ц, (кто?) дéво чка.

  • Обозначьте в словах ударение.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Упражнение 53, с. 25

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

→ ка пуста → но ябрь → саха р → ри сунок → ве те рок → ста кан → вете р

→ уче ник → зая ц → со рока → ме дведица → ме двед ь → ля гушка → сне гирь → ли сица

  • Помогите коту и собачке собрать "свои" слова.
  • Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень.

Медвед/ ь - медвед/ ица, ветер/ ок - ветер/ .

Упражнение 54, с. 26

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

  • Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

Упражнение 55, с. 26

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

  • Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

Зима

Сущ. сущ. сущ.
На небо наползла серая туча. Снежные облака
сущ. сущ. сущ.
закрыли солнце. Зашумела метелица. Густой снег
сущ. сущ.
засыпал кусты и деревья.

Упражнение 56, с. 27

56. Вспомните имена существительные на тему "Школа" из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) уче ник, уче ница, учите льница.
(Что?) пе нал, те традь, ка ра ндаш.

  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
  • Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Первый ряд - одушевлённые существительные.
Второй ряд - неодушевлённые существительные.

Упражнение 57, с. 27

57. Прочитайте.

Н астя и М аша Т олмачёвы из города К урска представляли Р оссию на конкурсе детской песни "Е вровидение-2006". И победили! Они исполнили песню "В есенний джаз". Н астя и М аша занимались в эстрадной студии "С верчок".

  • Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Настя и Маша - имена. Толмачёвы - фамилия. Курска - название города. Россию - название страны. "Евровидение" - название конкурса. "Весенний джаз" - название песни. "Сверчок" - название студии.

Упражнение 58, с. 27

58. Впишите имена собственные.

Моё имя - Иван .
Моё отчество - Сергеевич .
Моя фамилия - Никитин .

Упражнение 59, с. 28

59. Разгадайте ребусы, в которых "спрятались" имена. Запишите эти слова.

Зина Юля Игорь Роман

Упражнение 60, с. 28

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

В деревне

Девочки А ня и К атя жили в деревне М асловка. Рядом протекала речка Р ожайка. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Д ружок. На лугу пастушонок В олодя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка М илка мычала. Чёрная тёлочка Н очка нюхала травку. Бычок Б оря жевал длинный стебелёк цветка. Конь К умир стоял у реки. Он пил воду.

  • Придумайте к тексту заголовок и запишите его.
  • Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Упражнение 61, с. 29

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

  • в названия государств:

Россия, Франция, Англия;

  • в названия городов:

Москва, Ярославль, Владимир;

  • в названия рек:

Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока;

  • в названия планет:

Земля, Марс, Венера, Юпитер.

  • Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

Земля - красивая планета .

  • В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Слова Земля и земля , Солнце и солнце схожи в написании, а различие в том, что слова Земля и Солнце пишутся с заглавной буквы, когда речь идёт об астрономических названиях: Земля вращается вокруг солнца , но: обработка земли, восход солнца.

Упражнение 62, с. 29

62. Прочитайте.

Наше О течество, наша Р одина - матушка Р оссия.

  • Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
  • Выпишите из предложения синонимы.

Отечество - Родина.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай

Ед. ч. ед. ч. ед. ч. ед. ч.
У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У
ед. ч. мн. ч.
козлёнка крепки рожки. У цыплёнка тонки ножки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

  • Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.
  • Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

У ежа колючки есть
Их на пальцах нам не счесть!

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

дал/ ёкий - дал/ ьний свист/ еть - свист/
олен/ ь - олен/ ёнок зелён/ ый - зелен/ ь

Упражнение 65, с. 31

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

би нты́ - бинт во робéй - воробьи́
сне гá - снег дéре во - де рéвь я
пче лá - пчёлы го ро дá - гóрод
зáйцы - зáя ц морóзы - морóз
тýчи - тýча за вóды - за вóд
уче ни́к - уче ники́ сне ги́рь - сне гири́

  • Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Упражнение 66, с. 31

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

ед. ч.
Уро жай хо ро ший
ед. ч.
В нынешнем го ду.
мн. ч. ед. ч.
Ябло ки - как саха р ,
мн. ч. ед. ч.
Груши - чистый мёд .

Е. Благинина

  • Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).
  • Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Упражнение 67, с. 32

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное - это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? .

Упражнение 68, с. 32

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелег ко снимать зве рей .
Зая ц просит: "Поско рей!"
Мышь пи щит: "Бо юсь немнож ко,
Что увидит снимок кош ка ".
"Уко лю, - гро зится ёж , -
Если снимка не пришлёшь!"

В. Берестов

  • Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

(Кого?) зверей, (кто?) заяц, мышь, кошка, ёж.
(Что?) снимок, (чего?) снимка.

Упражнение 69, с. 32

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

Неодуш.
У речки на пригорке чья-то норка .
одуш.
Зовут хозяйку тоже норка
.

И. Гамазкова

  • Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Упражнение 70, с. 33

70. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Приметы

Как на но су высыпают ве снуш ки ,
Это примета - ВЕСНА НА НОСУ .
Если же нос поси нел у Та нюш ки -
Лето . Че рника поспела в ле су .

А. Усачёв

  • Что обозначает выделенное выражение?

Весна на носу - весна наступит совсем скоро.

  • Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

Упражнение 71, с. 33

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок
Упал случайно на порог.
И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

  • Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

С горы скатился -
С пути он сбился.

Упражнение 72, с. 33

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

Дмитрий - сущ., одуш., собств., ед. ч.
Человек - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
Москва - сущ., неодуш., собств., ед. ч.

Имя существительное

4 (80.89%) от 45 голосующих

Просмотров