Как правильно составить путевую заметку 5 кл. Роль жанра путевых заметок в отображении национальных характеров

Однако понятно - жанр «путевых записок» или «дневников путешественников» возник не сегодня, а имеет давнюю традицию. Интерес к «иному» был наиболее ярко выражен в ХІХ в., в эпоху романтизма. Конечно, на то существовали свои причины, ведь это было время формирования наций и создание коллективных идентичностей, которым для самоопределения были необходимы другие группы культуры: идентичность группы всегда определяется при помощи того, чем эта группа не является - другими словами, с помощью тех, кто не принадлежит к этой группе. Таким же образом можно было бы с уверенностью сказать, что этот процесс установления и самоопределения опирается на мифическую матрицу, выраженную в бинарной оппозиции «мы» - «они», то есть «наше» - «чужое», причем то, что есть «нашим» почти всегда лучше, удобней; это порядок, плановая структура против «чужого», которое является аморфным, хаотичным . Жанром, в котором картина «другого» предстает наиболее ярко, лучше всего, без сомнения, являются дорожные заметки.

Причина этого заключается в том, что концепт дороги побуждает к размышлению, провоцирует мышление, развивает мысль, формирует новые модели психики. Кто путешествует, тот не может не рефлексировать, ведь в том жизнь и состоит - в перемене, в диалоге, порой даже с самим собой. Поэтому этот жанр характеризуется активным авторским началом .

Дорожные (или путевые) заметки - это заметки путешественника, которые содержат дорожные впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений, и которые претендуют на сообщение читателю новых сведений о малоизвестных или новооткрытых странах. Однако нет единства среди специалистов относительно четкой дефиниции жанра путевых заметок. «Путешествие» - это собирательная форма, включающая в себя на правах целого элементы различных жанровых образований .

Путешественник вносит организующее начало в жизненный хаос (знаком которого является уже сам выбор маршрута), преобразуя его в особый культурный мир своего путешествия. Таким образом, всякое путешествие является аналогом познавательной человеческой деятельности вообще, если та осуществляется с определённой культурной позиции, имеет заданный культурный характер. Путешествие подчиняется в сущности той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни: переход от одного впечатления к другому, появление новых картин и персонажей. Но если процесс познания как таковой не требует обязательной фиксации познанной и освоенной действительности в виде её модели, закреплённой в той или иной форме, то созданный путешественником мир закономерно должен «материализоваться» и приобщиться в этом качестве к объективным ценностям культурного ряда .

Как идея свободы была осознана главная жанровая идея «путешествий». Поэтому «путешествие» понималось как литературная форма, обладающая максимумом возможностей для ничем не ограниченного выбора предметов изображения и столь же свободного, по воле автора, перехода от одного такого предмета к другому. Идея свободы пронизывает все уровни художественной структуры «путешествия» и закрепляется в его конструктивной основе как принцип свободного, бессюжетного повествования.

Путевая заметка - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь» .

На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна .

Можем назвать еще несколько ярких примеров путевых заметок в мировой литературе.

В 1826-1831 годах Гейнрих Гейне пишет «Путевые картины». Это такая себе последовательность связанных тематически художественных очерков. На первый план в произведении автор помещает самого себя, однако роль любознательного, энергичного обсерватора ему очень идет. Странствие Гейне по горам Гарц лежит в основе сюжета. Примечательно, что поэт не просто описывает увиденное, а и высказывает критические мысли относительно общественной, политической и культурной жизни родной ему Германии .

Чрезвычайно интересными для любознательного читателя могут быть также дорожные очерки «Впечатление и картины» Федерико Ґарсия Лорки, которые вышли в 1918 году. Эмоциональность и естественность Лорки объединяются здесь с его глубинной простотой.

Зарождение путевой заметки в России было обусловлено также насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н.М. Карамзину в «Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.

Путевая заметка прошла долгий путь своего становления и развития. При этом она явила себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

Ведь именно путевая заметка является одной из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в ней в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. П. .

Глубоким потрясением для путевых заметок явилась революция 1917 года. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.

Жанр путевой заметки развивался, однако с распадом Советского Союза он потерял популярность. Основную причину кризиса жанра специалисты усматривют во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Путевым заметкам на газетной полосе не нашлось достойного места .

Однако при всем этом мы не можем утверждать, что путевая заметка является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И путевая заметка, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму .

Рассматривая путевую заметку в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В.Я. Канторовича: «определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество» .

Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевой заметки, то они никогда не отличались устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным .

Во все времена автор путевой заметки должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку» .

Качество же путевой заметки, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно» .

Сама по себе работа над путевой заметкой складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.

Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления .

Путевая заметка «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину «кусочка жизни»» . В этом как раз и заключается ценность путевой заметки как жанра.

Путевые заметки (Занятия 23-24)

Путевые заметки, как и очерк, создаются на основе наблюдений автора над фактами реальной действительности, но содержат (включают в себя) не только воспроизведение увиденного, но и мысли и чувства автора в связи с увиденным. Как писал К. Паустовский, "факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол".

Путевые заметки и очерки помогают увидеть, как преображается наша страна, где и как строятся заводы и электростанции, растут города, осваивается космос, изменяется природа, быт людей и меняется сам человек.

Воспитательное воздействие путевых заметок заключается в том, что в них правдиво и образно отражается жизнь, что в них не только утверждается положительное, но и вскрываются недостатки и трудности - этот жанр является важным средством активного вмешательства автора в жизнь, в различные явления повседневной действительности.

В путевые заметки включаются описание местности, пейзаж, портреты персонажей, элементы повествования и рассуждения, диалоги.

Занятие 23

Цель занятия

Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить учащихся с их особенностями и структурой.

Оборудование

Книги (например, В. Канторович. "Заметки писателя о современном очерке"; Ю. Смуул. "Ледовая книга"; Н. Н. Михайлов. "У карты родины", "Земля русская", "Я иду по меридиану"; В. Солоухин. "Владимирские проселки"; В. Конецкий. "Соленый лед", а также А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву", А. С. Пушкин. "Путешествие в Арзрум", А. П. Чехов. "Остров Сахалин" и др.

Основные этапы работы

Это занятие можно начать по-разному: с беседы, с анализа путевых заметок или очерков, имеющихся в книге для учащихся "Развивайте дар слова" (см. упр. 87-89 и др.) или собранных самостоятельно, с краткого вступительного слова учителя и т. д.

Последовательность и разнообразие этапов и форм работы зависят от конкретных условий, в которых происходят занятия, от состава факультативной группы, ее интересов и возможностей, от имеющихся в распоряжении учащихся средств обучения (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, фотоаппарат и др.). Очень хорошо, если во время подготовки к данному занятию учащиеся совершат интересные прогулки и экскурсии, зафиксируют свои наблюдения и впечатления, произведут фотоснимки местности, исторических памятников и укромных уголков природы, запишут на магнитофонную ленту или в дневники интересные встречи, голоса птиц и животных, "деревенские голоса" и звуки большого города, железнодорожной станции, речного вокзала и т. д.

Рассмотрим содержание некоторых этапов занятия более подробно.

Выборочное чтение и анализ путевого очерка В. Пескова "Речка моего детства" можно начать с ответов на вопросы, которые предлагаются в задании к упр. 87 в книге "Развивайте дар слова". А можно - и с краткого сообщения о самом авторе: чем интересен, что написал, о чем любит рассказывать (вспомнить "Шаги по росе", передачи "В мире животных"). Вскрыть истинный смысл выражения В. Пескова "У каждого из нас есть "своя речка" поможет прослушивание созвучных данной теме песен, просмотр слайдов или кинофрагментов "По родному краю", зарисовок учащихся и фотографий.

Руководитель факультатива вместе с активом учащихся заранее подбирает интересную для данной группы песню, и она звучит на определенном этапе занятия. Предлагаем на выбор несколько песен (конечно, учитель и учащиеся вправе их заменить или дополнить):

"Родина моя" (сл. Е. Евтушенко, муз. Б. Терентьева),

"Я Россию люблю" (сл. П. Черняева, муз. А. Новикова), "Край родной" (сл. В. Татаринова, муз. Е. Птичкина),

"Я пою о Москве" (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова), "Морское сердце" (сл. С. Острового, муз. Б. Терентьева), "Цветы луговые" (сл. С. Красикова, муз. Г. Пономаренко). После прослушивания одной-двух песен (большее количество песен может отвлечь от решения главной задачи) анализ путевых заметок и очерков может быть продолжен. Следует обратить внимание на композицию анализируемого текста (с чего начинается, чем кончается, на какие части делится, почему события излагаются в данной последовательности и т. д.) и особенности языка автора.

Самостоятельная работа учащихся на факультативных занятиях должна быть целенаправленной и конкретной. Учащимся предлагаются дифференцированные задания по одному тексту или, наоборот, аналогичные задания по нескольким заметкам или очеркам. Вот, например, какие вопросы и задания могут быть предложены учащимся при работе над путевым очерком В. Пескова "Речка моего детства":

1. Как описывает автор свою любимую речку в начале очерка по воспоминаниям детства? ("...Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой... Соловьиная трель по ночам... Плавать мы... учились так же естественно, как учатся в детстве ходить... А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка!" и т. д.) Как выражаются чувства автора при виде "речки без воды"? ("Речка была без воды... (ср. дом без окон, лес без деревьев)... травяной призрак реки... А ниже плотины лежал сухой и черный каньон...красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки... Особенно грустным был час, когда я дошел наконец к местам особенно мне дорогим...")

Как изменяется настроение автора, когда он видит знаменитый Усманский бор, разрезаемый полноводной Усманкой? ("Сердце у меня притихло от радости, когда уже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы... И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам... На берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди... При свете фонарика я записал в дневнике: "Заповедные плесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве"...)

2. Объясните значение непонятных слов и выражений, имеющих важное значение в раскрытии содержания текста (каньон - глубокая узкая долина, размытая рекой; плес - широкое водное пространство на реке или озере; пойма - заливаемая во время половодья и паводков низкая часть речной долины, где растут хорошие травы, заливной луг). Дайте объяснение, как образованы местные слова и выражения: топтуха, лохмотник, потное место; найдите в толковом словаре объяснение значения слов: бочаг, колдобина, чаплыги и др.

3. Найдите в тексте слова, обозначающие названия растений, кустарников, деревьев (камыш, тальник, лозняк, ветла, хмель, осока, таволга, болиголов, ольха, черемуха), названия животных, птиц, рыб (скопа, коростель, бобер, цапля, кулик, козодой, зимородок, налим, окунь, щуренок, язь). Какие из названных растений и животных вам известны? Что вы можете рассказать об их повадках и особенностях?

4. Произведите словообразовательный анализ слов, обозначающих названия населенных пунктов: Московка, Безымянка, Приваловка, Желдаевка, Лукичевка, Енино, Красино, Горки, Пушкари, Стрельцы, Сторожевое, Красное. Найдите в "Кратком топонимическом словаре" В. А. Никонова и других пособиях происхождение названий (топонимы) городов, рек и сел: Москва, Смоленск, Тула, Псков; Горки, Красное, Усмань, Плес; Елань, Угра, Унжа, Усолье, Починок, Прилуки, Ямская. Попытайтесь объяснить название села, поселка, деревни, города, где вы живете.

Самостоятельная работа учащихся может быть продолжена на материале других упражнений (см. пособие для учащихся "Развивайте дар слова").

Вопросы-задания к текстам упражнений направляют внимание школьников на связь между содержанием и формой путевых заметок и очерков, ориентируют на целостное восприятие текста.

Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов можно начать с просмотра слайдов, фотографий, рисунков, сделанных ребятами в походе, на экскурсии, с прослушивания дневниковых записей и черновых заметок. Во время обсуждения выясняется, что затруднило учеников в начатых ими путевых набросках, что удалось пронаблюдать, какие мысли и чувства вызвали картины природы и как это "ложится на бумагу", отражено и зафиксировано юными путешественниками. Учащиеся читают свои записки и поясняют, почему выбрано такое начало, в чем смысл данного описания, с какой целью в текст включен диалог или лирическое отступление, чем предполагается закончить путевые заметки и как озаглавить. Как показывает опыт, юные авторы путевых заметок уделяют мало внимания обоснованию цели путешествия. Отсутствие мотивировки затрудняет восприятие текста, понимание авторской позиции. Нередко учащиеся избегают описаний природы и местности, а если и вводят их, то неумело, формально, иногда отсутствует аргументация.

Тексты упражнений и задания к ним призваны помочь учащимся выбрать место, с которого хорошо просматривается улица города или поселка, речка или озеро, колхозные поля, т. е. необходимые для путевых заметок "объекты описания". Но не только на недостатках следует фиксировать внимание учащихся.

Следует поощрять юных авторов, которые отразили в своих записях живые впечатления, выразили свое отношение к описываемому факту и событию; включили собственные раздумья и размышления в связи с увиденным; сумели недвусмысленно выразить гражданскую позицию.

Подводя итог обсуждению собранных материалов, руководитель факультативных занятий указывает на то, что путевые заметки и очерки помогают читателю увидеть, как преображается наша страна: растут города, строятся заводы и электростанции, поднимаются высотные дома, прокладываются железные дороги и новые линии метрополитена, осваиваются целинные земли. А вместе с тем преображается и сам человек, строитель и созидатель новой жизни.

Доработка учащимися собранных материалов. Данный этап работы можно провести в форме консультации с отдельными учащимися. Руководитель отвечает на вопросы по содержанию и форме путевых заметок, помогает советами улучшить композицию сочинения, указывает на погрешности языка и стиля, дает конкретные советы и рекомендации.

Рекомендуются консультации с группами учащихся, работающими над близкими по тематике путевыми заметками. Руководитель может предложить отдельным учащимся прочитать уже законченные части текста, готовые фрагменты работы и даже, если позволит время, целые сочинения. Внимание пишущих обращается на то, как выражена основная мысль (идея) путевых заметок, ясна ли она самому автору и доведена ли до сознания читателя, чему учит данное произведение, хорошо ли построены путевые заметки (нет ли чего лишнего, что недосказано и недоказано), каков язык автора. При необходимости и на данном этапе работы возможно еще раз обратиться к анализу текстов, включенных в пособие для учащихся "Развивайте дар слова" (см., например, упр. 88 и задание к нему).

Занятие 24

Цель занятия

Проверить, как учащиеся овладели сочинениями в форме путевых заметок.

Основные этапы работы

Самостоятельная письменная работа учащихся.

Обсуждение написанных сочинений и подготовка материалов к выпуску очередного номера бюллетеня "По родному краю".

Постановка задачи: 1) двум-трем ученикам предлагается подготовить сообщения "М. Горький об очерке" и "Воспоминания Г. Медынского об очерке" (см. упр. 94, 95); 2) несколько учащихся получают задания рассказать о том, как писатели-очеркисты собирают материал для своих очерков (см. упр. 98).

Цель публикации - пополнить копилку сайта отзывами и статьями о путешествиях, достопримечательностях и связанных темах. И нашим авторам, чьи материалы подходят под условия публикации, мы с радостью и благодарностью выдадим электронное свидетельство о публикации на нашем сайте СМИ образовательного характера.

Примеры путевых заметок

Изложение идет от первого лица (я поехала, мы увидели), допускаются высокая эмоциональность изложения и проч. - просто публичная дневниковая запись о своих путешествиях. Форма изложения и объем публикации - свободные.

  • Путешествие по Карелии:
  • Путешествие по Башкирии:
  • Поездка в с. Варнавино:

Примеры описания достопримечательностей

  • Красноярские столбы:
  • Достопримечательности Калининграда:
  • Достопримечательности Нюрнберга:

Примеры справочной информации

  • Аквапарки Анапы:
  • Как доехать до замков Нойшванштайн и Хоэншвангау из Мюнхена:
  • Как добраться из Кельна в Брюссель:

Требования к туристическим материалам

  • Объем текста - от 1500 знаков без пробелов.
  • Уникальность текста - от 70% по text.ru или ETXT антиплагиат. Проверить уникальность текста можно онлайн, вставив текст на сайте http://text.ru/ . Увеличить уникальность можно удалив фрагменты ранее опубликованного текста; переписав их "своими словами", добавив авторский текст.
  • Количество фотографий: не менее 1, не более 30. Фотографии можно высылать только сделанные вами лично, фотографии из интернета или сделанные другими людьми без их явного поручения не высылайте.
  • Фотографии можно (и желательно) не сжимать, высылать прямо с фотоаппарата, как есть. Вы можете наложить на фото свой вотермарк.

В статье в нужном месте указываете название фотографии:

Фотографии нумеруете и прикладываете отдельными файлами. Желательно в текст статьи фотографии не вставлять. Однако, если вы затрудняетесь с приклеплением фотографий, вставьте их в текст статьи в нужных местах.

План статьи

  • Название материала
  • Анонс - краткая информация, о чем пойдет речь дальше. Примерно 4-7 строк.
  • Сам материал. При описании достопримечательностей приветствуется:
    • указание названия;
    • краткая история, чем знаменита достопримечательность или то место, которое Вы описываете;
    • адрес, телефон, график работы, стоимость посещения, ссылка на официальный сайт;
    • фотографии.

Обратите внимание

При подготовке статьи обратите внимание, что главная часть материала - текст и информация о достопримечательностях и вашем путешествии, а не фотографии (хотя они тоже важны). Текст стоит писать таким образом, чтобы он был полезен тем путешественникам, кто планирует поехать в то же место: расскажите свои впечатления, расскажите, как доехать до места, на что обратить внимание и другие тонкости.

Как отправить статью к публикации?

Все работы отправляются электронную почту Письмо оформляется строго по шаблону:

  • Тема письма "ОПУБЛИКОВАТЬ ЗАМЕТКУ"
  • Тело письма содержит информацию об авторе:
    • Фамилия, имя, отчество автора без сокращений в именительном и дательном падеже (выдано кому...) или псевдоним.
  • Далее к письму прикрепляются:
    • текстовый файл в формате Word с текстом путевой заметки;
    • фотографии в формате JPG, названия которых изменены на: Фото 1, Фото 2, Фото 3 и т.д. Пожалуйста, если у Вас много фотографий, не загружайте их на файловые хралища типа Яндекс.Диск или Mail.Облако - просто вышлите все фотографии частями: например, в одном письме по 5-10 фотографий. Это связано с тем, что со временем файлы удаляются из файловых хранилищ.
  • Должность автора или класс , название учреждения, в котором работает автор - с целью оформления максимально информативного документа участника, а также списка участников конкурса.
  • Номер телефона - для коммуникации с Пользователем по вопросам оплаты, участия в конкурсе/акции, а также с целью информирования о других подобных мероприятиях.
  • Иные сведения по усмотрению Пользователя, если он считает, что они необходимы для максимально полного и качественного оказания услуги.

Правила публикации материалов

  • Отправляя работы в адрес сайта, пользователь тем самым высказывает свое согласие с Правилами публикации материалов, изложенными на этой странице. Если Вы не согласны с правилами, пожалуйста, не высылайте материал.
  • Отправляя заявку/работку на конкурс, Пользователь тем самым выражает ознакомление и согласие с настоящим договором-офертой участия в Конкурсе/Акции, выражает свое ознакомление и согласие с Политикой конфиденциальности Сайта и Согласием на обработку персональных данных , а также согласен с Политикой конфиденциальности SendPulse (рассылки и информирование). В случае несогласия с Договором, не высылайте заявку на участие и не предоставляйте данные.
  • Автор предоставляет к публикации собственный, авторский, разработанный самостоятельно материал или высылает материал по поручению третьего лица. Допускается обобщение работы других людей, опубликовавших свои наработки в интернете или печатных изданиях.
  • Запрещено вставлять фотографии людей, кроме своих личных, реальные ФИО других людей (можно заменить на: "Ученик 1", "Ученик 2" и т.д.).
  • Каждый автор подписывается на рассылку нашего сайта. В любой момент автор может нажать кнопку "Отписаться" в любом письме от нашего сайта.
  • Возраст авторов: взрослые, подростки. Язык публикации: русский. Место проживания авторов: без ограничений.
  • Туристические заметки принимаются с марта 2015 г. На каждый опубликованный материал выдается электронное свидетельство о публикации на страницах СМИ образовательного характера Вектор-успеха.рф бесплатно.
  • Пользователь разрешает редакции сайта удалить в исключительных случаях материал с сайта по любым веским, по мнению редакции, причинам. В то же время автор должен понимать, что материалы условно неотзывны, то есть их нельзя опубликовать и попросить удалить в короткий срок. Все материалы сайта проверяются его сотрудниками или волонтерами, которые затрачивают время на публикацию материалов, и мы не готовы публиковать и удалять материалы по необоснованным причинам. Все вопросы удаления материалов решаются путем обращения в редакцию сайта. Удаление статей с сайта платное - 400 рублей, стоимость удаления разработки решается в индивидуальном порядке.
  • Правила публикации, изложенные на этой странице, могут быть изменены редакцией сайта в одностороннем порядке, однако все новые правила публикуются здесь, в открытом доступе для всех желающих.
  • Мы уважаем права авторов и приложим все усилия для создания положительного имиджа автора, максимального распространения его работы, окажем помощь и содействие в публикации материала.
  • Пользователь разрешает редакции частично или полностью безвозмездно использовать свой авторский продукт (конспект урока, презентацию и проч.): публиковать на страницах сайта в открытом доступе или, наоборот, разрешать доступ к материалу только после регистрации на сайте. При этом сайт никогда не введет плату за просмотр и скачивание авторского материала (исключение могут составить специально созданные материалы, а также материалы, опубликованные после введения соответствующего Правила публикации).
  • Пользователь разрешает редакции сайта вносить корректорские и редакторские правки в материал, которые не приводят к изменению сути материала, его содержания. В частности, в разделе Разработки (load) редакция сайта, как правило, ограничивается правками названия материала, его краткого и полного описания, и только в исключительных случаях редактирует опубликованные автором файлы.
  • Пользователь разрешает редакции сайта указывать на странице материала на сайте ФИО автора, должность, место работы и другие данные, предоставленные самим автором в момент заполнения формы отправки материала или по электронной почте.
  • Пользователь, отправляя работу в редакцию, тем самым заявляет, что автором материала является он сам, все заимствованные фрагменты взяты на правах цитирования, указаны источники информации. Пользователь, отправивший работу на сайт, несет персональную ответственность по любым вопросам третьих лиц об авторстве материалов и прочих вопросах, связанных с материалом. При этом редакция сайта оказывает содействие обеим сторонам для урегулирования любых спорных ситуаций. Редакция сайта считает своим долгом противодействовать распространению плагиата, незаконных материалов, однако не имеет возможности досконально изучить каждый материал перед публикацией на страницах сайта.
  • Автор материала выражает свое согласие на получение электронных писем от редакции сайта, в частности, о результатах рассмотрения материала, с дополнительными вопросами автору, а также рассылку-информирование авторам сайта. В любой момент в любом массовом письме автор материала может отписаться от получения таких писем, нажав кнопку "Отписаться". Мы исключительно против спама, но должны заручиться Вашим согласием на информирование автора о судьбе его материала.

Сроки рассмотрения публикаций

Заметки о путешествиях достаточно сложны в плане публикации на сайте: требуется хотя бы минимальная обработка фотографий, правка текста и верстка статьи на сайте, поэтому мы публикуем заметки о путешествиях примерно в течение месяца. Когда-то быстрее, когда-то дольше, но публикуем материалы в порядке очереди, регулярно.

В июньском номере Cosmopolitan вышла моя статья "Путевые заметные". Собственно, я пишу об этом здесь для того, чтобы подкинуть вам мысль привезти из летних поездок не только вдохновение, но и готовые к публикации записи . Неважно, где вы опубликуете свои наблюдения: в ЖЖ, альманахе или сборнике, главное - осознание, что лето прошло не зря! А путевые заметки - отличный старт для чего-то большего!

Раньше из дальних стран привозили широкие, как душа советского человека, джинсы-клеш и видеотехнику. Теперь туристическая мода требует от нас умения писать путевые записки или, говоря современным языком, травелоги.


На самом деле, травелоги существуют с давних пор . Традицию начали греки и арабы, когда принялись подробно, в малейших деталях, описывать свои путешествия. Чуть позже веяние докатилось и до Европы. К восемнадцатому веку «книги странствий» обрели такую популярность, что почти каждый известный писатель обязательно прибегал к этому жанру. Например, Александр Радищев , анонимно издавший в 1790 году «Путешествие из Петербурга в Москву», написал самый настоящий травелог, даже не подозревая об этом.

«Когда я прожила в Малайзии два года, друзья вдруг предложили мне описать свои наблюдения в виде путевых заметок. Предложение мне понравилось, и я начала думать, что интересного я могла бы рассказать о стране. Не хотелось просто излагать общеизвестные факты. Тогда у меня возникла идея сделать серию интервью с местными жителями, благо язык я хорошо знаю. С кем я за тот год только не познакомилась: от таксистов-индусов до сурового, но невероятно привлекательного нефтяного магната. К каждому интервью я приложила набросанный карандашом портрет и свои впечатления от встречи. Так родился проект, который в ближайшее время будет запущен одним известным издательством. А я сейчас переселилась во Вьетнам и уже начала знакомиться с вьетнамцами».
Лика, 29 лет

В травелогах автор не просто описывает свое путешествие, но пропускает национальный колорит через призму своего восприятия. Это штучная работа в индивидуальном стиле . Ведь одно дело - скопировать слова гида, который рассказал, почему некоторые храмы древнего комплекса Ангкор закрыты от туристов. И совсем другое - обследовать тайком эти храмы и описать в заметках свои советы, перемежая их веселыми историями о том, как вас чуть было не арестовали стражи порядка, от которых удалось откупиться двумя долларами.

В травелоге события часто излагаются в определенной хронологии, но тему можно выбрать любую . Можно сконцентрироваться на серьезных размышлениях о стране и судьбе нации, как это сделала Ребекка Уэст в книге о Югославии «Черный ягненок и серый сокол». Можно поселиться в одном из уютных уголков планеты и передать в записках атмосферу места, подобно Питеру Мейлу с его бестселлером «Год в Провансе». Если ты находишься в стране «по долгу службы», опиши свои впечатления от работы, соединив профессиональные байки с местными легендами. Именно на этом сыграл Денис Цепов в своей книге «Держите ножки крестиком, или русские байки английского акушера», в которой рассказал, как рожают британские леди.

Посмотри по поисковым системам, сколько человек за последнее время интересовались страной, о которой ты хочешь поведать . Но, если, например, спроса на Джибутти нет, это не значит, что о ней не нужно писать. Ищи уникальные способы подачи, подумай, как заинтересовать читателя. Возможно, стоит вставить страшные легенды или разбавить описание выдержками из старинных писем и дневников. Например, про кладоискателей уже написано столько, что, если сложить книги стопками, можно построить Великую Китайскую Стену. При этом тема алмазоискателей остается почти неохваченной. Записывай все, что может пригодиться, знакомься с местными жителями, но не увлекайся «шутками, легендами, тостами». Иначе можно докатиться до кражи девушек и общения с очаровательными джигитами. Впрочем, из этого тоже может выйти отличный рассказ!

Советы начинающим травелогерам:

1. Устрой мозговой штурм, самостоятельно или в компании с друзьями . Собери все факты, записи в блокнотах, ценники и использованные билеты, путеводители, карты, фотографии. Подумай, каких фактов тебе не хватает и где их можно найти. Набросай на бумаге план.

2. Реши, что именно будешь описывать: разговоры с местными жителями, впечатления от национальной кухни, проживание в частном секторе или веселые приключения в дороге. Сделай акцент на чем-то одном!

3. Продумай сюжет . Если ты собираешься просто описать свой быт в духе «проснулась-поела-заснула», читатели заснут вместе с тобой. Добавь яркие детали, диалоги, интересные случаи из твоей заграничной жизни.

4. Представь своего потенциального читателя и подумай, что он сможет почерпнуть из твоего травелога: описание удобных маршрутов, мастер-класс по торговле с местными продавцами, сведения о «секретных местах», где можно почти бесплатно купить ювелирные украшения.

5. Составь для читателя список «do’s and don’t’s» - того, что можно делать и что нельзя делать в этой стране. Если ты знаешь, что в Таиланде нельзя гладить детей по голове и протягивать деньги левой рукой, напиши об этом!

6. Используй свои сильные стороны, сделай травелог уникальным, укрась его рисунками или фото. Здорово, если ты разбираешься в кулинарии и можешь не только сделать обзор лучших парижских ресторанов, но и написать, как приготовить «соус бедного парижанина» в домашних условиях. Или опровергни привычное: кто сказал, что леди не ругаются, ха, держите ноги крестиком!

Софийский собор в Полоцке. Фото из интернета, да простит меня его автор!

Я стояла с группой туристов на зеленом пригорке и смотрела на высокий белоснежный собор, кажется, Софийский. Дело было в Полоцке, мне 13-14 лет и это мое первое самостоятельное путешествие без родителей. Помню, что в руках держала небольшой блокнотик, куда пыталась записать названия достопримечательностей. Других гаджетов тогда, в конце 80-х, у меня не было. А желание хоть как-то задокументировать поездку уже возникло.

Это потом, спустя годы я узнала, что есть такой жанр путевые заметки в travel-журналистике, когда путешественник записывает свои наблюдения, самые цепляющие моменты поездки и свои впечатления от этого. Особенно впечатления, которые со временем тускнеют, как старые печатные фотографии. Конечно, в наш цифровой век легче сфотографировать, чем . Но все же важно отметить некоторые детали и в блокноте.

Это названия населенных пунктов, городов, имена людей, с которыми познакомились и побеседовали. Кстати, важно зафиксировать как можно точнее. Не поленитесь записать, какая была погода, и какие она внесла нюансы в путешествие. Названия улиц, соборов и памятников, а главное - состояние души, которое они вызвали, ведь даже города обладают , а не только историей.

Признаюсь, я никогда не была на море, в зарубежных странах и в горах (разве что Уральские горы видела из окна поезда и машины). Пока путешествую чаще всего по России. Жаль, что не всегда делала заметки. Но и сейчас могу вспомнить некоторые детали. В селе Михайловском меня удивили высокие мощные сосны (или ели?) и тенистые аллеи с мостиками, а в Святогорском монастыре, куда привезли хоронить Пушкина, узкие темные коридоры, и посмертная маска поэта, похожая на театральную.

Минск запомнился аккуратной привокзальной площадью и светлым малолюдным метро. В загадочном городке Несвиже впервые увидела средневековый замок со сторожевыми , внутренним двориком, парками, земляными валами и глубокими рвами. В Екатеринбурге побывала на месте гибели царской семьи в то время, когда еще вместо Храма на Крови стоял крест с фотографией царского семейства. А неподалеку виднелись холмы от взорванного Ипатьевского дома…

Сейчас я живу в Казани, а когда-то жила в Зеленодольске и . Побывала в , Болгаре, Уржуме, Малмыже, Нолинске… Даже в самых маленьких провинциальных городках так много интересного и неповторимого, чего больше нигде не увидишь. В Нолинске, например, ансамбль Никольского собора поражает своей грандиозностью и… заброшенностью. Высоченные белые стены собора разрушает время, и возможно, люди, хотя это памятник архитектуры. Я увидела его и запомнила…

А однажды мы поехали на Урал, в город Серов на машине. Там жили бабушка и дед, мамины родители. Из Кировской области путь неблизкий, ехали сутки. Но это было незабываемое автомобильное путешествие! Через похожее на море Воткинское водохранилище, уютный, в цветочных клумбах город Чайковский, туманный мост возле Качканара… Но многое и забылось, потому что не записала интересных названий и впечатлений, которое они произвели.


Здесь мы стоим в Европе. А за углом уже Азия!

С собой был фотоаппарат (мыльница с фотопленкой), поэтому кое-что сфотографировали, например, пограничный знак между Европой и Азией, который обозначен в этом месте белым элегантным столбом. На нем виднеются совсем неэлегантные, но вечные надписи: здесь был Вася… Там были и мы! Вот, красуемся на фото, старом, еще печатном, и слегка размытом.

Кстати, таких столбов насчитывается великое множество на протяжении всех Уральских гор (а это более 3000 километров) и все они разного вида. Каждый имеет свою историю. К сожалению, я забыла (потому что не записала!) в каком месте Уральских гор находится столб, возле которого мы сфотографированы. Но может кто-то из читателей узнает это место?

А из записей можно создать путевой очерк, который доставит удовольствие автору и принесет пользу другим людям. Они, возможно, никогда там не побывают, но благодаря авторским путевым заметкам узнают массу интересного.

Просмотров