Бунге биография кратко. Биография

В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университета. С 1850 года был там профессором политической экономии и статистики, а позже – ректором.

Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.

Программа Николая Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.

2.2 Реформы Н.Х. Бунге

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

г) преобразовать систему налогов;

д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

Выдающиеся русские экономисты

Николай Христианович Бунге родился 23 ноября 1823 года в семье врача, специалиста по детским болезням Христиана-Геораг Бунге (1776-1857), доктора медицины Йенского университета (Германия) и Екатерины Николаевны, урожденной Гебнер...

Проработка денежной реформы впервые началась в мае 1918 г. Предполагалось менять небольшие суммы по номиналу, а все остальное возмещать держателям рублей только частью. Наркомфин И. Гуковский предлагал восстановить обеспечение денег золотом...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

На конгрессе Коминтерна В. Ленин справедливо заметил, что русский рубль можно считать знаменитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон. Борьбе с нулями были подчинены все мероприятия денежной реформы 1922-1924 гг...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Важным достоинством выбранного варианта реформы была возможность ее проведения в короткие сроки. 28 ноября 1922 г. Госбанк приступил к операциям с первой партией червонных банкнот, которые сразу же заместили некоторые функции бумажных денег...

Денежные реформы в XIX веке

Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России...

Денежные реформы в XIX веке

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г...

Денежные реформы в XIX веке

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики...

Денежные реформы в XIX веке

Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров...

Инфляция и пути её снижения

Денежная реформа? осуществляемые государством изменения в области денежного обращения, как правило, направленные на укрепление денежной системы...

Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века

В октябре 1991 г. на Пятом съезде народных депутатов Б.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое не только по форме, но и по существу, т.к...

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в...

Последствия экономических реформ в России

Неуспешными экономическими преобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа, пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита прав собственности, развитие конкуренции. Административная реформа...

Россия в эпоху Петра Великого

Период правления Петра I в отечественной истории историографии обычно рассматривается как начало новой эпохи в истории. Еще Ключевский В.О. заметил «…по упрощенной систематизации вся наша история делилась на два периода: Русь древнюю...

С.Ю. Витте - великий финансист и государственный деятель России рубежа XIX-XX вв.

В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты...

Характерные особенности современных инфляционных процессов

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы...

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Николай Христианович Бунге (нем. Nikolai Karl Paul von Bunge; 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1823, Киев - 3 июня (15 июня по новому стилю) 1895, Царское Село) - российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 - 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845). Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).

Научные взгяды и политические достижения

Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений. Прекрасный знаток западных экономических концепций.
Полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Причину популярности социалистических идей видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».
В экономических взглядах был сторонником Адама Смита, затем увлекся немецкой экономической школой. В политике придерживался воззрений, сходных с позицией Джона Стюарта Милля.

Одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян - тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год.
Кроме того, при нём были отменены подушная подать и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги - на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось. Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в период русско-турецкой войны 1877-1878.
При Бунге в России началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 года в Государственном банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

Считал, что многие проблемы российского крестьянства связаны с недостаточным размером их земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для покупки новых земель. Для решения этого вопроса при нём был создан Крестьянский поземельный банк. Был противником искусственной консервации сельской общины, предлагал отменить круговую поруку в деревне (Государственный совет не согласился с этой инициативой). Также в его бытность министром финансов был открыт Дворянский земельный банк, причём Бунге считал, что он должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле (однако Государственный совет снял это ограничение).

При нём велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих). В 1885 году были запрещены ночные работы для подростков в возрасте до 17 лет и женщин на текстильных фабриках. В 1886 году были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция.

Деятельность Бунге подвергалась резкой критике со стороны правых сил (их рупором была газета «Московские Ведомости»). Его обвиняли в «непонимании условий русской жизни, доктринёрстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями». Эти обвинения способствовали его отставке с поста министра финансов и назначению на почётный, но лишённый реального влияния пост председателя Комитета министров.

Незадолго до смерти написал политическое завещание, адресовав его императору (оно получило название «Загробные заметки»). В этом документе, подготовленном с умеренно-реформаторских позиций, говорилось о перспективах экономических преобразований в стране, государственном управлении, народном образовании, налогообложении, крестьянском и рабочем законодательстве, национальном вопросе. Был противником крайностей великодержавной политики российской монархии. Отверг аргументы сторонников общины, утверждающих, что она спасает крестьянство от обезземеливания и кулацкой эксплуатации. «Хотя для каждого мыслящего человека должно быть ясным , - писал он, - что и при общинном владении возможно также кулачество , спаивание мира , обирание бедных богатыми и , наоборот , разорение достаточного населения мироедами и гнет мира; хотя обезземеление не есть последствие частной собственности , а , как все признают , - возрастания населения ». Критиковал правительство за недостаток внимания к переселенческому вопросу. Позднее некоторые идеи Бунге были реализованы в ходе реформ П. А. Столыпина.

Научные труды

  • Теория кредита. Киев, 1852.
  • Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.
  • Основания политической экономии. Киев, 1870.
  • Товарные склады и варранты. Киев, 1871.
  • Полицейское право. Киев, 1873-1877.
  • О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.
  • О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.
  • Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.
  • Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.
  • Загробные заметки // Река времен (Книга истории и культуры). М., 1995. Кн. 1.
  • Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX вв. Спас - Лики России, СПб., 2007.

  • Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный деятель (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где отец его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил курс в 1845 г. Тогда же Бунге был определен преподавателем лицея князя Безбородко, а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850) был утвержден профессором лицея. В темном нежинском захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Бунге давал в своей квартире уроки по иностранным языкам. Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое - Бунге сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете святого Владимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. В 1852 г. Бунге был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "Теория кредита" (Киев, 1852). В 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Бунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии. Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (Киев, 1873 - 77), который остался неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения. Полицейское право Бунге соответствует тому, что в настоящее время известно под названием экономической политики. При изложении теории экономической политики автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов без связи с фактами, в которых этих законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы. Бунге издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2-е изд., 1876) и "Основания политической экономии" (ib., 1870). В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Бунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством стоял во главе Киевского университета. Но и по возвращении университетам избирательного права Бунке дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. В 1880 г. он оставил университет. Бунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета. Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь. Результатом был целый ряд статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отечественных Записках", 1858, и в "Русском Вестнике" 1859 г., № 2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русском Вестнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "Сборнике Государственный Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя исследования Бунге о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Государственных Знаний", т.

    VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Бунге также перевел и дополнил сочинение А. Вагнера "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). В 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Бунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. Снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. В основу этих лекций Бунге положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865). По возвращении в Киев, Бунге, не оставляя университетских занятий, принял должность управляющего киевскою конторою государственного банка. Стоя, таким образом, у самого источника кредитных операций, Бунге получил возможность на практике проверять указания теории финансов. С этого времени голос его приобретает решающее значение в вопросах финансовых. Вступление Бунге в 1880 г. в должность товарища министра финансов и вскоре затем в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Бунге - министр финансов. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительно. В 1881 г. средняя цена рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления". Из этой программы Бунге безусловно не удалось выполнить превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, действительно, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в в

    еликорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный камень нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны исключительно Бунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит. Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. Вместе с этими податными реформами Бунге заботился о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. Огромное значение для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представляется для крестьян крайне затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал проект государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться лишь посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капита

    л в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт также и дворянский банк, который был учрежден специально "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял проект Бунге, устранив всякое ограничение. При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделаться такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы". Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым, приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и в частности в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. Одной из крупных заслуг Бунге как министра финансов является его стремление к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера. В январе 1887 г. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Бунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), которая является интересным материалом для изучения бюджетного права. При составлении этой книги автор пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в Париже и Лондон

    е. - Бунге - экономист. Главным фактором экономической жизни Бунге считал соперничество. Не соглашаясь вполне ни с одним из классиков и находя значительные неправильности в воззрениях как Ад. Смита, Рикардо, Мальтуса, Милля, так и Кэри и Бастиа, он придерживался эклектической точки зрения, преимущественно примыкая к теориям Мальтуса и Милля. Главным регулятором экономических явлений он считал спрос и предложение и ими объяснял почти все экономические явления. Этому взгляду вполне соответствовали и социально-политические воззрения Бунге. За соперничеством Бунге признавал огромное благотворное влияние. Без соперничества наступил бы громадный упадок сил. Соперничество оказывается гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополиями, привилегиями, громадным капиталом, а с другой - раздробленные, лишенные всякой поддержки и необеспеченные в своей деятельности. Зло заключается, по мнению Бунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. Тем не менее, в покупке живой рабочей силы, т. е. в найме труда, Бунге не видел ничего порабощающего и унизительного, ибо эта покупка соединена с обоюдной выгодой. Вмешательство государства в экономическую жизнь Бунге допускал лишь в небольших размерах и в крайних случаях. Эта точка зрения не мешала, однако, Бунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относящихся к упрочению благосостояния фабричных рабочих". Практические мероприятия Бунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. В своих теоретических воззрениях, изложенных им в курсе "Полицейского Права", Бунге не является, однако, безусловным протекционистом. По мнению Бунге, таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место. Но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение без всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия часто свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. Что касается законов относительно рабочих, то, именно исходя из признания благотворного влияния соперничества, Бунге считал, что свобода сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права входить между собою в соглашения относительно установления заработной платы. Не соглашаясь с представителями либеральной школы, возражавшими против пользы стачек, Бунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков для правильного развития общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом назад по сравнению со средневековыми цехами. Считая задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Бунге не допускал никакого ограничения прав частной собственности. По его мнению, несправедливость первоначального приобретения с течением времени сгладилась, ибо собственник влагает в землю свой труд, свой капитал и платит налоги от земли. Хозяйственная свобода не только способствовала поднятию человечества на высшую ступень благосостояния, но и в будущем должна служить непременным фактором развития. Капиталистическое производство, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее будущее и делают его свободным. По своим методологическим взглядам Бунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него целый ряд ограничений. Не соглашаясь с Рошером, Бунге считал, что историческое направление может внести в науку и в практическую жизнь беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и принятие в руководство исторических примеров, с попыткою следовать им в случаях, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. Требуя большой осторожности в п

    рименении дедуктивного метода, Бунге настаивал на усвоении политической экономией метода положительных знаний, наблюдений и опыта. Кроме "Исторического очерка экономических учений", напечатанного впервые в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихся экономических мыслителей, начиная от меркантилистов и кончая исторической школой, Бунге дал подробное изложение в обширных статьях специально учений Кэри ("Теория согласия частных интересов - первое политико-экономическое учение Кэри", 1858) и Дж.-Ст. Милля ("Дж.-Ст. Милль, как экономист", 1868). Эти статьи вместе с небольшим извлечением из статей Шмоллера о Менгере присоединены к "Историческому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлениями, изменениями и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "Очерки политико-экономической литературы". Это был последний труд Бунге. - Ср.: П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (I т., Харьков, 1899); Ковалько, "Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России" (Киев, 1901); И. Табурно, "Эскизный обзор финансово-экономического состояния России за последние 20 лет (1882 - 1901)" (СПб., 1904); М. Соболев, "История таможенной политики России" (СПб., 1911); "Историческая справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Шульце-Геверниц, "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901). С. Загорский.

    Просмотров