Решения международных организаций. Термин "мягкое право"

На этой неделе президент США Дональд Трамп дебютировал на Генеральной Ассамблее ООН. Заседание стало хорошим поводом встряхнуть пробуксовывающую из-за внутренних неурядиц внешнюю политику США и в очередной раз обозначить те приоритеты, которым Белый дом намерен следовать на международной арене.

Фото Twitter.com

Накануне Трамп выступил с еще одной громкой инициативой - о реформе ООН. В принципе, разговоры о реформе этой организации, созданной по горячим следам Второй мировой войны, идут уже давно. Однако дальше разговоров дело не доходит, по простой причине: никто не знает, как реформировать. Любые попытки трансформации ООН наталкиваются на многочисленные противоречия государств - членов организации.

И вот Трамп взялся за дело с присущей ему ковбойской решительностью. Критика в адрес ООН звучала с его стороны еще во время предвыборной кампании. Основные претензии - излишняя бюрократизация и низкая эффективность, непрозрачность схем расходов финансовых средств. Кроме того, Трамп снова использовал свой излюбленный аргумент - непропорционально большой, по его мнению, вклад США в содержание ООН. Не так давно с аналогичными претензиями он выступал и в адрес НАТО, сделав большой переполох в Североатлантическом альянсе.

Предложения Трампа поддержали 130 государств, однако документ, по всей видимости, так и останется на уровне ни к чему не обязывающей декларации о намерениях. Россия, Китай и Франция - постоянные члены Совбеза ООН - инициативу американского президента отклонили. По словам российского постпреда в ООН Василия Небензя, предложения США «способствуют снижению роли ООН и установлению однополярного мирового порядка».

Думается, за невинными предложениями по дебюрократизации и оптимизации кроется стремление США к гораздо более радикальной реформе. Вашингтон давно тяготится существующей в Совбезе ООН системой принятия решений, позволяющей постоянным членам наложить вето на любую резолюцию, в результате чего проваливаются многие выгодные США инициативы. Это очень раздражает Вашингтон, который, как любит подчеркивать Трамп, несет основные издержки по финансированию ООН. А инвестиции, как известно, должны давать отдачу, это бизнесмен Трамп знает очень хорошо.

Вместе с тем резолюция о реформах стала хорошим пробным шаром и проверкой на лояльность гегемонии Вашингтона. Сто тридцать стран, поддержавших инициативу Трампа, стали более чем наглядной иллюстрацией сохраняющегося влияния США на международной арене, и этот актив Вашингтон обязательно использует.

Что касается речи Трампа на Генассамблее, то в ней он в общем и целом повторил свои уже хорошо известные внешнеполитические установки. Трамп в очередной раз обрушился на КНДР, пригрозив северокорейскому руководству ядерной войной, если оно будет упорствовать в развитии своей ракетной программы, а также раскритиковал ядерную сделку с Ираном, который был назван среди основных угроз миру и безопасности на Ближнем Востоке. При этом Трамп вновь подтвердил отказ от «политики ценностей» и навязывания другим государствам своего образа жизни и мыслей.

Впрочем, это вовсе не означает, и риторика Трампа это подтверждает, что США откажутся от практики вмешательства в дела других государств. Трамп призывает укреплять суверенитет и независимость всех стран, а также обещает уважать чужие культурные традиции и ценности, но при этом в приоритете у него остаются национальные интересы США, что естественно. Не получится ли так, что защита национальных интересов США превратится в удобный повод для вмешательства в дела третьих стран, вплоть до вооруженной агрессии? Риторика и действия администрации Трампа убеждают, что это именно так. США вовсе не собираются отказываться от активной внешней политики, и сфера их интересов - весь мир. Однако если раньше американские истребители и бомбардировщики несли на своих крыльях свободу и демократию, то теперь они будут оборонять национальные интересы США - в Корее, Афганистане, Сирии или Иране. Риторика изменилась, суть - нет.

Проблема применения силы всегда была и остается одной из самых сложных и дискуссионных в международном праве. С одной стороны, очевидно, что сила использовалась и продолжает использоваться для решения самых разных задач, с другой стороны, вся система ООН нацелена на то, чтобы процент применения силы был как можно меньше. Применение силы как через миротворчество под эгидой ООН, так и через гуманитарную интервенцию, через вооруженные конфликты, через гражданские войны сегодня приобретает особо острое звучание. Проблемы целесообразности, возможности, а главное, границ применения силы издавна остро стоят в международном праве.

ООН, являясь фундаментом современного международного права, не может оставаться в стороне от этих проблем, так как фактически именно ООН, являясь самым крупным международным форумом и принимая наиболее легитимные решения, с точки зрения количественного представления должна наиболее четко отражать позицию современного международного сообщества по вопросу рамок применения силы. Можно однозначно констатировать, что в тех или иных формах сила регулярно используется в современных международных отношениях, что на настоящий момент делает неосуществимой возможность полного запрета на применение силы. Необходимо отметить, что наиболее часто используемыми основаниями и предлогами для применения силы можно считать обязательства по договору, защиту собственных граждан за рубежом, гуманитарную катастрофу.

Именно поэтому задача ООН, состоит в том, чтобы максимально привести в соответствие реальное применение силы и правовую базу данного применения: «Как свидетельствует горький опыт Организации Объединенных Наций, накопленный за последнее десятилетие, никакое количество хороших намерений не станет заменой реальной возможности направлять дееспособные силы, в частности, для того, чтобы обеспечить успех комплексной миротворческой операции. Но одной лишь силой нельзя обеспечить мир; сила может только подготовить пространство, в котором можно построить мир».

Как верно замечает Ю.Н. Малеев, «с одной стороны, невозможно терпеть массовые убийства людей по воле правителей или в результате родоплеменной и прочей подобной вражды; с другой стороны, крайне желательно, чтобы вооруженные акции внешних сил, направленные на прекращение этих зверств, получали одобрение авторитетного международного органа или проводились самим таким органом».

Наибольшие дискуссии в данном ракурсе вызывает проблема правомерного применения силы, так как «применение вооруженных сил ООН или группой государств или отдельными государствами вне рамок ООН - все это, так или иначе, применение вооруженной силы одними государствами против других государств».

Ситуацию осложняет наличие самых противоречивых мнений по указанной проблеме: «Многие эксперты убеждены, что раннее и решительное военное вмешательство может стать эффективным сдерживающим средством для дальнейших убийств. Другие полагают, что максимум того, что может дать гуманитарная интервенция - это приостановку кровопролития, которого может быть достаточно для начала мирных переговоров и для оказания различных форм помощи. То есть она позволяет выиграть время, однако не решает проблем, лежащих в основе конфликта».

Можно констатировать, что в доктрине международного права нет единства относительно правомерности применения силы.

Существующая миротворческая доктрина ООН исходит из признания существования фактора военной силы, и для урегулирования различных типов и стадий конфликтов разработаны различные классификации типов миротворческой деятельности, осуществляемой Организацией Объединенных Наций. Первая типология состоит из пяти компонентов: превентивная дипломатия, установление мира, способствование миру, поддержание мира и принуждение к миру. Необходимо отметить, что ни один из данных терминов не встречается в Уставе ООН, а сама классификация является продуктом многолетнего опыта, «проб и ошибок» миротворческой деятельности.

Термин «превентивная дипломатия» был впервые употреблен Д. Хаммаршельдом в отчете Генерального секретаря о работе организации в 1960 г., где под превентивной дипломатией были названы «усилия Организации Объединенных Наций по локализации споров и войн, способных усугубить конфронтацию между двумя противоборствующими сторонами».

Б. Бутрос-Гали дает немного другое определение данной деятельности: «…это действия, направленные на ослабление напряженности до того, как эта напряженность перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе». «Концепция Д. Хаммаршельда ставила целью усилить роль Генерального секретаря и Совета Безопасности ООН в период «холодной войны» и расширить набор используемых ими методов. Основанием для начала превентивных действий, по Д. Хаммаршельду, служило то, что ситуация содержала опасность перерастания в более обширный кризис или войну между Востоком и Западом. В начале 90-х годов XX столетия ситуация в мировой политике была иной, и прежде всего - это уход «холодной войны». Поэтому подход Б. Бутроса-Гали базируется на представлении о реагировании на насильственные конфликты по мере их возникновения и распространения. Время диктовало необходимость выработки концепции превентивной дипломатии, отвечающей обстановке, сложившейся во второй половине 90-х годов. Очень часто термины «превентивная дипломатия» и «предотвращение кризисов» заменяли друг друга».

Таким образом, главным фактором при осуществлении превентивной дипломатии является установление доверия, что напрямую зависит от авторитета дипломатов и самой организации. Кроме того, концепция превентивной дипломатии дополняется концепцией превентивного развертывания, в соответствии с которой для создания демилитаризованных зон допустимо использовать вооруженные силы. Многие авторы, однако, не разделяют данную концепцию, и полагают, что любое использование вооруженной силы под эгидой ООН относится непосредственно к операциям по поддержанию или принуждению к миру.

«Установление мира предполагает осуществление действий, которые способствуют восстановлению национальных институтов и инфраструктуры, разрушенных в ходе гражданской войны, или созданию взаимовыгодных связей между странами, которые участвовали в войне с целью избежать возобновления конфликта».

В современной доктрине миротворчества ООН данный термин уже почти не употребляется, так как фактически был заменен термином «миростроительство», в рамках которого предполагается помощь странам, пережившим конфликт, в восстановлении инфраструктуры и национальных институтов, помощь в проведении выборов, т.е. действия, направленные на предотвращение рецидива конфликта. Особенностью данного вида деятельности является то, что она применяется только в постконфликтный период.

«Способствование миру - это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования». Данный термин, так же как и «установление мира», не используется в настоящий период в правовой литературе, вместо него обычно используется термин «средства мирного разрешения споров». Вообще сегодня зачастую используют деление миротворческой концепции не на пять частей, а на две, более обширные, - во-первых, миротворчество без использования военной силы, к которому в классической доктрине относятся превентивная дипломатия, миростроительство и средства мирного разрешения споров, а во-вторых, миротворчество, связанное с использованием военной силы, к которому относятся поддержание и принуждение к миру. Под поддержанием мира понимаются «меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Точное правовое определение операций по принуждению к миру, зафиксированного в документах, в настоящий момент отсутствует.

Кроме того, часто в правовой литературе операции по поддержанию и принуждению к миру объединяют общим термином «миротворческие операции», что не эквивалентно понятию «миротворчество ООН», под которым понимается совокупность всех средств, используемых ООН для поддержания международного мира и безопасности. В самом общем виде цель любого миротворческого средства сводится к тому, чтобы склонить противоборствующие стороны к соглашению и помочь им в разрешении противоречий. Обычно для реализации данных целей используются следующие практические задачи: «…принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством; защита территории и (или) населения от агрессии; изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром; наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации; обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт».

Важным аспектом является право государств на самооборону. Согласно ст. 51 Устава: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предприятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания международного мира и безопасности».

До недавнего времени существовали две точки зрения на содержание права на самооборону: буквальное толкование ст. 51 Устава ООН, в соответствии с которой исключается любая самооборона, если она осуществляется не в ответ на вооруженное нападение, и расширительная интерпретация, допускающая самооборону перед лицом нависшей над государством угрозы вооруженного нападения.

На Западе в течение длительного времени формировалась доктрина о допустимости вмешательства во внутренние дела других государств по так называемым «гуманитарным» причинам, а практика показывает, что применение силы в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности, становится тенденцией.

В практике Красного Креста подобные действия определяются как «вмешательство, мотивированное гуманитарными соображениями по предотвращению и облегчению страданий людей». Подобная концепция порождает ряд правовых коллизий. С одной стороны, любые миротворческие действия ООН носят по своей сути гуманитарный характер и основываются на принципе соблюдения и уважения прав человека, однако, с другой стороны, если подобные действия проводятся без санкции ООН, организация их осуждает, даже если эти действия имели положительные последствия. Так, например, ООН осудила в 1978 г. ввод войск Вьетнама в Камбоджу, хотя эта операция имела в конечном счете гуманитарный эффект, так как положила конец политике Пола Пота, имевшей характер геноцида.

Конфликты последнего поколения все чаще имеют внутригосударственный характер, что ограничивает возможность вмешательства ООН в силу государственного суверенитета. Однако очевидно, что для многих суверенитет не является понятием абсолютным: «По существу, внутренний порядок никогда не был автономным в строгом смысле. Суверенитет наделяет нацию лишь главной компетенцией; он не является и никогда не был исключительной компетенцией». Глава VII Устава допускает вмешательство в случае «угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии». Таким образом, сторонники вмешательства полагают, что понятие «гуманитарной катастрофы» можно приравнять к «угрозе миру, нарушению мира или акту агрессии». Кроме того, сторонники данной концепции ссылаются также на Преамбулу и ст. ст. 1, 55 и 56 Устава ООН, в которых оговаривается возможность «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека». Фактически такая теория имеет право на существование, так как термин «операции по поддержанию мира», так же как и термин «вмешательство по гуманитарным причинам», в Уставе отсутствует, что, однако, не мешает на протяжении нескольких десятилетий успешно применять ОПМ на основании расширительного толкования положений Устава ООН.

Западные исследователи отмечают, что «большинство миротворческих и гуманитарных операций проводится скорее по причинам национальных государственных интересов, а не согласно международным нормам». Тем не менее регулярность подобного вмешательства пока не позволяет признать его правомерным с точки зрения международного права: «…доктрина право-долга гуманитарного вмешательства является пока еще достаточно дискуссионной, и основания для подобного вмешательства пока еще не определены».

Очевидно, что суверенитет не может сохраняться в неизменном виде на протяжении веков. То, что сегодня все большее количество вопросов переносится на глобальный уровень, - это закономерное явление, и сфера безопасности не могла стать исключением. «Принцип суверенного равенства дает государствам возможность договариваться, ибо делать это можно только на равных. Ставить под вопрос этот принцип - значит ставить под вопрос само международное право - результат договоренностей между государствами».

Некоторые исследователи полагают, что «ряд исходных положений Устава ООН уже не отвечают новым условиям. Устав ООН регулирует главным образом межгосударственные отношения, включая конфликты между странами… Устав ООН мало в чем может помочь, когда речь идет о конфликтах внутри государства, межэтнических, межнациональных столкновениях».

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет общепризнанный принцип неприменения силы или угрозы силой. Однако не все согласны с его общепринятой трактовкой: «Основной мой постулат, с которым я уже выступал в печати: такого принципа (неприменения силы, запрета на применение силы) никогда не было, не существует, и главное, быть не может в природе человеческого общества. Наоборот: сила, и только сила, структурирует человеческое общество - иное дело, что она должна применяться адекватно и пропорционально».

Таким образом, можно констатировать, что проблема применения силы в современном международном праве не решена окончательно, и, несмотря на формальное признание ООН как единственной международной структуры, имеющей право на легитимное применение силы, силовые методы часто применяются различными государствами для решения конфликтов и реализации собственных национальных интересов.

Таким образом, анализируя все изложенное во второй главе настоящего исследования, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, исключительно важную роль в деятельности Организации играет Совет Безопасности. Он является основным органом по поддержанию международного мира и устойчивого правопорядка. Решения СБ ООН имеют обязательную юридическую силу для всех стран-участниц.

Во-вторых, Совет Безопасности уполномочен рассматривать любые международные споры или конфликтные ситуации, которые могут привести к военным действиям. СБ ООН делает все от него зависящее, чтобы мирным путем урегулировать конфликтную ситуацию. Однако в случае необходимости Совет Безопасности может предпринять против агрессора военные действия.

По указанию Совета Безопасности при необходимости в конфликтных ситуациях могут быть использованы Вооруженные силы ООН, состоящие из военных подразделений стран-участниц. В составе Секретариата ООН действует Департамент миротворческих операций, который направляет деятельность военного и гражданского персонала, участвующего в осуществлении подобных операций.

В настоящее время вооруженные контингенты ООН («голубые каски») общей численностью свыше 75 тыс. человек осуществляют 18 миротворческих операций в различных странах мира на четырех континентах.

В-третьих, ООН, несомненно, внесла выдающийся вклад в предотвращение новой мировой войны на планете с применением смертоносных химических, бактериологических и ядерных вооружений. Вопросы разоружения, укрепления мира и безопасности всегда занимали и продолжают занимать важнейшее место в деятельности ООН.

В-четвертых, благодаря усилиям ООН за последние 60 лет в мире было принято больше международно-правовых документов, направленных на поддержание правопорядка, чем за всю предыдущую историю человечества.

Нельзя не отметить, что наряду с крупными и безусловными достижениями в миротворческой практике ООН наблюдались существенные упущения и изъяны. ООН не смогла способствовать урегулированию палестино-израильского конфликта, окончились неудачей операции по поддержанию мира в Сомали и Руанде, обнаружилась несостоятельность миротворческой миссии Объединенных Наций в Югославии, где ООН не смогла предотвратить бомбардировки этой страны воздушными силами НАТО. С опозданием ООН включилась в процесс мирного урегулирования конфликтной ситуации в Ираке. Некоторые операции по поддержанию мира сопровождались бесчинствами ооновских миротворцев (например, в Африке).

Вопросы обеспечения мира и поддержания международного правопорядка в современных условиях глобализации приобретают особую значимость и требуют первостепенного внимания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ситуацию осложняет наличие самых противоречивых мнений по указанной проблеме: «Многие эксперты убеждены, что раннее и решительное военное вмешательство может стать эффективным сдерживающим средством для дальнейших убийств. Другие полагают, что максимум того, что может дать гуманитарная интервенция - это приостановку кровопролития, которого может быть достаточно для начала мирных переговоров и для оказания различных форм помощи. То есть она позволяет выиграть время, однако не решает проблем, лежащих в основе конфликта».

Можно констатировать, что в доктрине международного права нет единства относительно правомерности применения силы.

Существующая миротворческая доктрина ООН исходит из признания существования фактора военной силы, и для урегулирования различных типов и стадий конфликтов разработаны различные классификации типов миротворческой деятельности, осуществляемой Организацией Объединенных Наций. Первая типология состоит из пяти компонентов: превентивная дипломатия, установление мира, способствование миру, поддержание мира и принуждение к миру. Необходимо отметить, что ни один из данных терминов не встречается в Уставе ООН, а сама классификация является продуктом многолетнего опыта, «проб и ошибок» миротворческой деятельности.

Термин «превентивная дипломатия» был впервые употреблен Д. Хаммаршельдом в отчете Генерального секретаря о работе организации в 1960 г., где под превентивной дипломатией были названы «усилия Организации Объединенных Наций по локализации споров и войн, способных усугубить конфронтацию между двумя противоборствующими сторонами».

Б. Бутрос-Гали дает немного другое определение данной деятельности: «…это действия, направленные на ослабление напряженности до того, как эта напряженность перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе». «Концепция Д. Хаммаршельда ставила целью усилить роль Генерального секретаря и Совета Безопасности ООН в период «холодной войны» и расширить набор используемых ими методов. Основанием для начала превентивных действий, по Д. Хаммаршельду, служило то, что ситуация содержала опасность перерастания в более обширный кризис или войну между Востоком и Западом. В начале 90-х годов XX столетия ситуация в мировой политике была иной, и прежде всего - это уход «холодной войны». Поэтому подход Б. Бутроса-Гали базируется на представлении о реагировании на насильственные конфликты по мере их возникновения и распространения. Время диктовало необходимость выработки концепции превентивной дипломатии, отвечающей обстановке, сложившейся во второй половине 90-х годов. Очень часто термины «превентивная дипломатия» и «предотвращение кризисов» заменяли друг друга».

Таким образом, главным фактором при осуществлении превентивной дипломатии является установление доверия, что напрямую зависит от авторитета дипломатов и самой организации. Кроме того, концепция превентивной дипломатии дополняется концепцией превентивного развертывания, в соответствии с которой для создания демилитаризованных зон допустимо использовать вооруженные силы. Многие авторы, однако, не разделяют данную концепцию, и полагают, что любое использование вооруженной силы под эгидой ООН относится непосредственно к операциям по поддержанию или принуждению к миру.

«Установление мира предполагает осуществление действий, которые способствуют восстановлению национальных институтов и инфраструктуры, разрушенных в ходе гражданской войны, или созданию взаимовыгодных связей между странами, которые участвовали в войне с целью избежать возобновления конфликта».

В современной доктрине миротворчества ООН данный термин уже почти не употребляется, так как фактически был заменен термином «миростроительство», в рамках которого предполагается помощь странам, пережившим конфликт, в восстановлении инфраструктуры и национальных институтов, помощь в проведении выборов, т.е. действия, направленные на предотвращение рецидива конфликта. Особенностью данного вида деятельности является то, что она применяется только в постконфликтный период.

«Способствование миру - это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования». Данный термин, так же как и «установление мира», не используется в настоящий период в правовой литературе, вместо него обычно используется термин «средства мирного разрешения споров». Вообще сегодня зачастую используют деление миротворческой концепции не на пять частей, а на две, более обширные, - во-первых, миротворчество без использования военной силы, к которому в классической доктрине относятся превентивная дипломатия, миростроительство и средства мирного разрешения споров, а во-вторых, миротворчество, связанное с использованием военной силы, к которому относятся поддержание и принуждение к миру. Под поддержанием мира понимаются «меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Точное правовое определение операций по принуждению к миру, зафиксированного в документах, в настоящий момент отсутствует.

Кроме того, часто в правовой литературе операции по поддержанию и принуждению к миру объединяют общим термином «миротворческие операции», что не эквивалентно понятию «миротворчество ООН», под которым понимается совокупность всех средств, используемых ООН для поддержания международного мира и безопасности. В самом общем виде цель любого миротворческого средства сводится к тому, чтобы склонить противоборствующие стороны к соглашению и помочь им в разрешении противоречий. Обычно для реализации данных целей используются следующие практические задачи: «…принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством; защита территории и (или) населения от агрессии; изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром; наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации; обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт».

Важным аспектом является право государств на самооборону. Согласно ст. 51 Устава: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предприятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания международного мира и безопасности».

До недавнего времени существовали две точки зрения на содержание права на самооборону: буквальное толкование ст. 51 Устава ООН, в соответствии с которой исключается любая самооборона, если она осуществляется не в ответ на вооруженное нападение, и расширительная интерпретация, допускающая самооборону перед лицом нависшей над государством угрозы вооруженного нападения.

На Западе в течение длительного времени формировалась доктрина о допустимости вмешательства во внутренние дела других государств по так называемым «гуманитарным» причинам, а практика показывает, что применение силы в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности, становится тенденцией.

В практике Красного Креста подобные действия определяются как «вмешательство, мотивированное гуманитарными соображениями по предотвращению и облегчению страданий людей». Подобная концепция порождает ряд правовых коллизий. С одной стороны, любые миротворческие действия ООН носят по своей сути гуманитарный характер и основываются на принципе соблюдения и уважения прав человека, однако, с другой стороны, если подобные действия проводятся без санкции ООН, организация их осуждает, даже если эти действия имели положительные последствия. Так, например, ООН осудила в 1978 г. ввод войск Вьетнама в Камбоджу, хотя эта операция имела в конечном счете гуманитарный эффект, так как положила конец политике Пола Пота, имевшей характер геноцида.

Конфликты последнего поколения все чаще имеют внутригосударственный характер, что ограничивает возможность вмешательства ООН в силу государственного суверенитета. Однако очевидно, что для многих суверенитет не является понятием абсолютным: «По существу, внутренний порядок никогда не был автономным в строгом смысле. Суверенитет наделяет нацию лишь главной компетенцией; он не является и никогда не был исключительной компетенцией». Глава VII Устава допускает вмешательство в случае «угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии». Таким образом, сторонники вмешательства полагают, что понятие «гуманитарной катастрофы» можно приравнять к «угрозе миру, нарушению мира или акту агрессии». Кроме того, сторонники данной концепции ссылаются также на Преамбулу и ст. ст. 1, 55 и 56 Устава ООН, в которых оговаривается возможность «предпринимать совместные и самостоятельные действия» для «всеобщего уважения и соблюдения прав человека». Фактически такая теория имеет право на существование, так как термин «операции по поддержанию мира», так же как и термин «вмешательство по гуманитарным причинам», в Уставе отсутствует, что, однако, не мешает на протяжении нескольких десятилетий успешно применять ОПМ на основании расширительного толкования положений Устава ООН.

Западные исследователи отмечают, что «большинство миротворческих и гуманитарных операций проводится скорее по причинам национальных государственных интересов, а не согласно международным нормам». Тем не менее регулярность подобного вмешательства пока не позволяет признать его правомерным с точки зрения международного права: «…доктрина право-долга гуманитарного вмешательства является пока еще достаточно дискуссионной, и основания для подобного вмешательства пока еще не определены».

Очевидно, что суверенитет не может сохраняться в неизменном виде на протяжении веков. То, что сегодня все большее количество вопросов переносится на глобальный уровень, - это закономерное явление, и сфера безопасности не могла стать исключением. «Принцип суверенного равенства дает государствам возможность договариваться, ибо делать это можно только на равных. Ставить под вопрос этот принцип - значит ставить под вопрос само международное право - результат договоренностей между государствами».

Некоторые исследователи полагают, что «ряд исходных положений Устава ООН уже не отвечают новым условиям. Устав ООН регулирует главным образом межгосударственные отношения, включая конфликты между странами… Устав ООН мало в чем может помочь, когда речь идет о конфликтах внутри государства, межэтнических, межнациональных столкновениях».

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет общепризнанный принцип неприменения силы или угрозы силой. Однако не все согласны с его общепринятой трактовкой: «Основной мой постулат, с которым я уже выступал в печати: такого принципа (неприменения силы, запрета на применение силы) никогда не было, не существует, и главное, быть не может в природе человеческого общества. Наоборот: сила, и только сила, структурирует человеческое общество - иное дело, что она должна применяться адекватно и пропорционально».

Таким образом, можно констатировать, что проблема применения силы в современном международном праве не решена окончательно, и, несмотря на формальное признание ООН как единственной международной структуры, имеющей право на легитимное применение силы, силовые методы часто применяются различными государствами для решения конфликтов и реализации собственных национальных интересов.

Таким образом, анализируя все изложенное во второй главе настоящего исследования, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, исключительно важную роль в деятельности Организации играет Совет Безопасности. Он является основным органом по поддержанию международного мира и устойчивого правопорядка. Решения СБ ООН имеют обязательную юридическую силу для всех стран-участниц.

Во-вторых, Совет Безопасности уполномочен рассматривать любые международные споры или конфликтные ситуации, которые могут привести к военным действиям. СБ ООН делает все от него зависящее, чтобы мирным путем урегулировать конфликтную ситуацию. Однако в случае необходимости Совет Безопасности может предпринять против агрессора военные действия.

В-третьих, ООН, несомненно, внесла выдающийся вклад в предотвращение новой мировой войны на планете с применением смертоносных химических, бактериологических и ядерных вооружений. Вопросы разоружения, укрепления мира и безопасности всегда занимали и продолжают занимать важнейшее место в деятельности ООН.

В-четвертых, благодаря усилиям ООН за последние 60 лет в мире было принято больше международно-правовых документов, направленных на поддержание правопорядка, чем за всю предыдущую историю человечества.

Заключение

В 2012 году исполняется 67 лет со дня основания крупнейшей международной организации - ООН. Организация была создана в 1945 г. в результате разгрома агрессивной фашистской коалиции во Второй мировой войне. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как День ООН.

Организация Объединенных Наций была учреждена на основе добровольного объединения суверенных государств с целью поддержания международного мира и безопасности, а также развития многостороннего сотрудничества между государствами. Наиболее значительный вклад в создание ООН внесли представители трех союзных государств - СССР, США и Англии, поддержанные другими странами антифашистского блока.

Создание ООН стало исторической вехой в борьбе миролюбивых сил против экстремизма, милитаризма и агрессии. Организация Объединенных Наций, являясь универсальным международным институтом, стала играть важнейшую роль в социально-экономических, политических, правовых, военных, этнических, религиозных и других процессах во всех регионах и участках земного шара.

Возможно, ни одна другая международная организация или структура не внесла такого весомого вклада в развитие дружественных отношений между нациями, повышение уровня жизни, в дело защиты прав человека, содействие социальному прогрессу и сохранению окружающей среды.

Согласно Уставу ООН главными ее органами являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Организация располагает также целой сетью программ, фондов, функциональных комитетов и комиссий. Специализированными учреждениями ООН являются: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Генеральная Ассамблея, как правило, собирается раз в год, хотя могут созываться чрезвычайные сессии, например, в случаях нарушения мира или акта агрессии, а также специальные сессии для обсуждения важнейших международных проблем. В работе Генеральной Ассамблеи участвуют все члены организации. В ее компетенцию входит обсуждение любых вопросов, касающихся всех стран, наций или этнических групп. Каждая страна - член ООН независимо от ее территориальных размеров и населения, а также ее экономического и научно-технического потенциала при процедурах голосования имеет один голос. Формальное равенство обеспечивает уважение прав любого государства, входящего в Организацию Объединенных Наций.

Исключительно важную роль в деятельности Организации играет Совет Безопасности. Он является основным органом по поддержанию международного мира и устойчивого правопорядка. Решения СБ ООН имеют обязательную юридическую силу для всех стран-участниц.

Совет Безопасности уполномочен рассматривать любые международные споры или конфликтные ситуации, которые могут привести к военным действиям. СБ ООН делает все от него зависящее, чтобы мирным путем урегулировать конфликтную ситуацию. Однако в случае необходимости Совет Безопасности может предпринять против агрессора военные действия.

По указанию Совета Безопасности при необходимости в конфликтных ситуациях могут быть использованы Вооруженные силы ООН, состоящие из военных подразделений стран-участниц. В составе Секретариата ООН действует Департамент миротворческих операций, который направляет деятельность военного и гражданского персонала, участвующего в осуществлении подобных операций.

В настоящее время вооруженные контингенты ООН («голубые каски») общей численностью свыше 75 тыс. человек осуществляют 18 миротворческих операций в различных странах мира на четырех континентах.

ООН, несомненно, внесла выдающийся вклад в предотвращение новой мировой войны на планете с применением смертоносных химических, бактериологических и ядерных вооружений. Вопросы разоружения, укрепления мира и безопасности всегда занимали и продолжают занимать важнейшее место в деятельности ООН.

ООН оказывает систематическую помощь менее развитым странам и регионам мира. Посредством специализированных программ, осуществляемых в более чем в 130 странах мира, ООН ежегодно предоставляет помощь в 5 млрд. долларов в виде безвозмездных субсидий и свыше 20 млрд. долларов в виде займов. ООН оказывает помощь и поддержку многим сотням тысяч обездоленных людей: беднякам, беженцам, людям, лишившимся крова.

В ООН ведется разработка национальных стратегий по сокращению и ликвидации бедности в 60 странах мира. ООН ведет целенаправленную борьбу против незаконного оборота наркотиков. Комиссия ООН по наркотическим средствам представляет собой главный межправительственный орган по разработке мероприятий в области контроля за наркотрафиком и сбытом наркотиков. Международная программа ООН по контролю за наркотическими веществами обеспечивает общее руководство в области международных усилий по борьбе с наркоманией.

Благодаря усилиям ООН за последние 60 лет в мире было принято больше международно-правовых документов, направленных на поддержание правопорядка, чем за всю предыдущую историю человечества.

В 1948 г. именно ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - подлинно исторический документ, провозгласивший равенство мужчин и женщин, людей с разным цветом кожи и различных вероисповеданий, права и свободы личности. С тех пор в дополнение к этой универсальной декларации было принято свыше 80 договоров и конвенций ООН, направленных на защиту конкретных прав человека.

Организация Объединенных Наций оказала содействие развитию демократических процессов более чем в 70 странах путем предоставления конкретной помощи в ходе организации и проведения там выборов.

ООН сыграла выдающуюся роль в движении за предоставление независимости колониальным народам. В результате деколонизации более 80 государств обрело свою независимость.

ООН осуществляет систематическую помощь беднейшим странам мира. Мировая продовольственная программа ООН - крупнейшая программа предоставления бесплатной помощи, обеспечивающая свыше одной трети продовольственной помощи в мире.

В результате деятельности Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН осуществлены мероприятия широкомасштабной вакцинации детей против болезней, представляющих смертельную опасность. В результате была спасена жизнь свыше 2 млн. детей.

Нельзя не отметить, что наряду с крупными и безусловными достижениями в миротворческой практике ООН наблюдались существенные упущения и изъяны. ООН не смогла способствовать урегулированию палестино-израильского конфликта, окончились неудачей операции по поддержанию мира в Сомали и Руанде, обнаружилась несостоятельность миротворческой миссии Объединенных Наций в Югославии, где ООН не смогла предотвратить бомбардировки этой страны воздушными силами НАТО. С опозданием ООН включилась в процесс мирного урегулирования конфликтной ситуации в Ираке. Некоторые операции по поддержанию мира сопровождались бесчинствами ооновских миротворцев (например, в Африке).

Вопросы обеспечения мира и поддержания международного правопорядка в современных условиях глобализации приобретают особую значимость и требуют первостепенного внимания.

В последние годы ООН не раз подвергалась серьезной критике как справа, так и слева. Руководство этой организации обвиняли в неэффективности расходования финансовых средств, в неповоротливости, в заторможенной реакции на острые конфликтные ситуации, в бюрократизации и др. Справедливости ради следует признать, что значительная доля критических высказываний была оправданной. На протяжении последних десятилетий в мире произошли кардинальные изменения политического, военного, экономического и культурного характера. Между тем большинство структур ООН оставалось неизменным. В результате возникло несоответствие между устаревшей организационной системой и новыми задачами и требованиями, обусловленными быстро меняющимися событиями жизни.

Генеральный секретарь ООН К. Аннан был вынужден признать: «Мы переживаем кризис международной системы. ООН срочно нуждается в радикальной реформе». К. Аннан в марте 2005 г. выступил с докладом «К большей свободе: на пути к развитию, безопасности и соблюдению прав человека». В нем он сформулировал внесение принципиальных изменений в структуру некоторых органов ООН. В частности, число государств - членов Совета Безопасности предполагается расширить с 15 до 24, при сохранении права вето за пятеркой крупнейших государств: США, Китай, Россия, Великобритания, Франция. Шесть новых государств получат статус постоянных членов (предполагается, что в их числе будут Германия, Япония, Индия, Бразилия). Три новых члена СБ станут непостоянными, избираемыми на 2 года. Кроме того, вместо Комиссии по правам человека предполагается создать Совет ООН по правам человека с наделением его широкими правами и полномочиями.

Предполагаются и другие изменения, осуществить которые будет непросто, поскольку у «Плана Аннана» есть как сторонники, так и противники. Тем не менее само наличие плана реорганизации свидетельствует о жизнеспособности и внутренних резервах ООН.

ООН действительно нуждается в реформе - продуманной, масштабной, серьезной реорганизации. В то же время Организация Объединенных Наций сохраняет огромный интеллектуальный потенциал, опыт проведения широкомасштабных мероприятий, свой универсальный характер, свою приверженность высоким идеалам гуманизма, добра и справедливости.

Несмотря на определенные негативные моменты, упущения, неувязки, отдельные ошибочные решения Организация Объединенных Наций по-прежнему остается единственной подлинно универсальной международной организацией глобального масштаба. ООН поддерживает тесные связи с более, чем 1600 неправительственными организациями. ООН остается универсальным форумом, уникальной международной трибуной для обсуждения наиболее значимых и важных проблем современности, для выработки надлежащих решений и принятия конкретных мер по выполнению тех или иных программ. Ни одна другая организация на планете не оказывает такой обширной помощи населению, пострадавшему от наводнений, землетрясений, неурожаев и засух. Ни одна другая организация не оказывает такой поддержки беженцам, спасающимся от военных конфликтов и преследований, как ООН. Ни одна общественная или государственная структура не уделяет такого внимания проблемам искоренения голода и бедности на земле, как Организация Объединенных Наций.

Являясь многоуровневой, многонациональной, открытой, универсальной системой, ООН представляет собой прообраз механизма объединения всех стран, всех организаций и общественных структур в ходе реализации в двадцать первом веке принципа: единство в многообразии. ООН дает возможность обсуждать любые спорные и трудные вопросы, способствуя диалогу представителей разных языков и наречий, разных религий, культур, несхожих политических воззрений.

Сохранение и укрепление ООН - важнейшая задача всех миролюбивых сил, всех миротворческих организаций и людей доброй воли на планете.

Библиографический список

1. Абугу, А.И. Превентивная дипломатия и ее реализация в современном международном праве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук [Текст] / А.И. Абугу. - М., 2000. - 18 с.

2. Адамишин, А. На пути к мировому правительству [Текст] / А. Адамишин // Россия в глобальной политике. - 2009. - №1. - Ноябрь - декабрь. - С. 87.

3. Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории [Текст] / А.Г. Бережнов. - М., 2011. - 211 с.

4. Боветт, Д. Вооруженные Силы Объединенных Наций. Пер. с англ. [Текст] / Д. Боветт. - М.: Политиздат, 1992. - 312 с.

5. Богданов, О.В. Всеобщее и полное разоружение [Текст] / О.В. Богданов. - М., 2008. - 514 с.

6. Бутрос Бутрос-Гали - Шестой Генеральный Секретарь ООН: Сборник материалов [Текст]. - М.: Издательство МИД РФ, 2005. - 211 с.

7. Гаврилов, В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов [Текст] / В.В. Гаврилов. - Владивосток, 2008. - 543 с.

8. Гаврилов, В.В. Сотрудничество государств в области прав человека и Организация Объединенных Наций [Текст] / В.В. Гаврилов. - М., 2010. - 543 с.

9. Ганюшкина, Е.Б. Формирование международного экономического порядка [Текст] / Е.Б. Ганюшкина // Международное право и международные организации. - 2012. - №1. - С. 10-33.

10. Гетьман-Павлова, И.В. Международное право: конспект лекций [Текст] / И.В. Гетьман-Павлова. - М., 2007. - 400 с.

11. Доклад группы по операциям ООН в пользу мира. A/55/305 - S/2000/809 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/russian/ peace/reports/peace_operations.

12. Зимненко, Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций [Текст]. - М.: Статут, РАП, 2010. - 416 с.

13. Карташкин, В.А. Организация Объединенных Наций в современном глобализирующемся мире [Текст] / В.А. Карташкин. - М., 2011. - 541 с.

14. Кибальник, А.Г. Современное международное уголовное право: понятие, задачи и принципы [Текст] / Под науч. ред. докт. юрид. наук А.В. Наумова. - СПб., 2008. - 342 с.

15. Кочубей, М.А. Политико-правовые риски Международного уголовного суда [Текст] / М.А. Кочубей // Россия: от реформ к стабильности: Научные труды Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. - М., 2009. - 324 с.

16. Леншин, С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография [Текст]. - М: За права военнослужащих, 2009. - 240 с.

17. Макфарлей, Н. Многосторонние интервенции после распада биполярности [Текст] / Н. Макфарлей // Международные процессы. - 2011. - №1. - С. 22-29.

18. Малеев, Ю.Н. Концептуальное обоснование превентивной гуманитарной интервенции [Текст] / Ю.Н. Малеев // Международное право. - 2009. - №2 (38). - С. 6-20.

19. Малеев, Ю.Н. Организация Объединенных Наций и применение вооруженной силы государствами («высокий идеализм» и реальность) [Текст] / Ю.Н. Малеев // 60 лет ООН. 50 лет Российской ассоциации содействия ООН. - М.: РУДН, 2006. - С. 65-107.

20. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник [Текст] / Под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2011. - 830 с.

21. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. - 624 с.

22. Международное публичное право: Учебник [Текст] / Под ред. Д.К. Бекяшева. - М., 2009. - 553 с.

23. Международное экономическое развитие. Резюме Организации Объединенных Наций [Текст]. - М., 2012. - 22 с.

24. Меморандум МИД СССР от 11 сентября 1964 г. «К вопросу о финансовом положении ООН» [Текст] // Международная жизнь. - 1964. - №11.

25. Модин, Н.В. «Гуманитарная интервенция» как метод регулирования международных конфликтов [Текст] / Н.В. Модин // Власть. - 2007. - №3. - С. 94-97.

26. Морозов, Г.И. Международные организации: некоторые вопросы теории [Текст] / Г.И. Морозов. - М., 2011. - 415 с.

27. Нешатаева, Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании [Текст] / Т.Н. Нешатаева. - М., 2008. - 386 с.

28. Печуров, С. Вооруженные силы в миротворческих операциях [Текст] / С. Печуров. - М., 2010. - 311 с.

29. Сазонова, К.Л. Миротворческая доктрина ООН и проблема применения силы в международном праве [Текст] // Международное публичное и частное право. - 2011. - №6. - С. 19-22.

30. Семенов, В.С. К вопросу о правовой основе Вооруженных Сил ООН [Текст] / В.С. Семенов // Военно-юридический журнал. - 2009. - №1. - С. 56-62.

31. Соколова, Н.А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды [Текст] / Н.А. Соколова // Журнал российского права. - 2008. - №8. - С. 123-130.

32. Стенограммы выступлений и ответов на вопросы СМИ министра иностранных дел Российской Федерации С. Иванова [Текст]. - М.: Издательство МИД России, 2004. - 213 с.

33. Фальк, Р. Организация Объединенных Наций. Пер. с англ. [Текст] / Р. Фальк. - М., 2010. - 609 с.

34. Федоренко, Н. Основополагающие принципы ООН [Текст] / Н. Федоренко. - М., 2008. - 98 с.

35. Халдермен, Дж. Легальная основа Вооруженных Сил ООН [Текст] / Дж. Халдермен // Дипломатическая академия. Сборник материалов по международному праву военных конфликтов. - М., 2012. - С. 189-202.

36. Холики, А., Рахимов, Н. История появления и современное состояние превентивной дипломатии [Текст] / А. Холики, Н. Рахимов. - М., 2009. - 167 с.

37. Шлянцев, Д.А. Международное право: Курс лекций [Текст] / Д.А. Шлянцев. - М.: Юстицинформ, 2011. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Функции и полномочия Организации Объединенных Наций в области прав и свобод человека. Правовой статус и масштаб деятельности конвенционных контрольных органов. Достоинство личности как традиционная ценность международного и внутригосударственного права.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2016

    Эффективность деятельности Европейского суда как международного института защиты прав человека. Система Организации Объединенных Наций: причины возникновения, принципы, цели деятельности. Основные права: происхождение, юридическая природа, пределы защиты.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Правовая основа и понятие международной защиты прав человека. Международные организации в сфере реализации прав человека: Организация Объединенных Наций, Европейский Суд по правам человека, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2013

    Роль Организации Объединенных Наций в формировании и поддержании современного миропорядка. Направления деятельности отдельных комитетов ООН. Элементы европейской системы защиты прав человека. Ее структура и содержание основных документов, входящие в нее.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2014

    Основные функции и инструменты международного гуманитарного права. Содействие Организации Объединенных Наций (ООН) интересам справедливости, прав человека, международного права. Роль ООН в формировании и исполнении норм международного гуманитарного права.

    реферат , добавлен 05.02.2015

    Характеристика понятия международно-правовой защиты прав человека, принципы уважения прав и основных свобод человека, их правовое содержание. Особая защита прав отдельных категорий физических лиц (беженцев и рабочих-мигрантов) в международном праве.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2011

    Внутригосударственные механизмы реализации. Деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека. Договор как основа международного законодательства. Правовое положение иностранных граждан в России. Формы международной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2016

    Определение коренного населения в Конвенции МОТ № 169. Всеобщая декларация прав человека 1948 года: цели и задачи, содержание. Разработка декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Особенности развития инструментов защиты.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2014

    Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина; характеристика универсальных и региональных документов по правам человека. Международные органы по защите прав и свобод: Организация Объединенных наций, Европейский Суд по правам человека.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2012

    Понятие и условия применения дипломатического иммунитета. Международные организации: общая характеристика, направления и принципы деятельности, значение в современном праве. Основные процедуры и механизмы защиты прав человека на международном уровне.

Международно-правовая доктрина

Согласно Статуту Международного Суда Суд применяет в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм "доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций" (английский текст, кстати, несколько отличается: "the teachings of the most highly qualified publicists of the various nations"). Суд в своих решениях редко цитирует научные мнения исследователей международного права, а свои решения, а также решения международных арбитражей.

В прошлом, однако, доктрины специалистов – например, Г. Гроция или Ф. Мартенса – действительно оказали колоссальное влияние на развитие международного права. И в настоящее время ссылки на крупные труды по международному праву можно увидеть в материалах Комиссии международного права ООН, в арбитражных и некоторых судебных решениях, в особых мнениях членов Международного Суда.

Юридически безупречные, обоснованные выводы по результатам глубокого исследования вопросов международного права не могут не влиять на формирование соответствующего мнения международного судьи, арбитра, члена Комиссии международного права, юридического советника делегации на переговорах и т.д. Вместе с тем реальность состоит и в том, что определяющее влияние на такое мнение окажут все же официальные позиции соответствующих государств.

Решения международных организаций. Термин "мягкое право"

Решения международных организаций не упомянуты в рассматриваемом перечне ст. 38 Статута. Тем не менее в науке такие решения (особенно принятые в рамках системы ООП) часто относят к вспомогательным источникам международного права. При этом ссылаются на то, что, например, в соответствии со ст. 25 Устава ООН Совет Безопасности принимает решения, которые обязательны для всех государств – членов ООН; что решения большинства межправительственных организаций по вопросам бюджета обязательны для государств-членов и т.д.

Другие специалисты с этим не согласны, полагая, что подобные решения международных организаций – это не отдельный, не новый источник международного права: ведь право принимать такие решения заложено в договорной основе функционирования данной организации, т.е. в Уставе ООН, в соглашении о создании международной организации и т.д. А единогласно принятая резолюция ГА ООН по вопросу, не решенному договорными нормами, выполняется государствами – членами ООН не потому, что они убеждены, что резолюция ГА ООН – это юридически обязывающий документ. Такая резолюция выполняется, если государства исходят из того, что сформулированные в резолюции правила отражают сложившиеся нормы международного обычного права. Эта мысль выражена Международным Судом в его консультативном заключении относительно правомерности угрозы или использования ядерного оружия (1996): "Резолюции Генеральной Ассамблеи, даже если они не обязательны, могут иногда иметь нормативную ценность. Они могут в определенных обстоятельствах предоставить значимое свидетельство в пользу наличия нормы или возникновения opinio juris".

В связи с этим в международной практике используется термин "мягкое право". Принятие ООН, другими международными организациями большого количества резолюций, рекомендаций по разным вопросам международных отношений представляет интерес для субъектов международного права. Эти документы носят, в основном, рекомендательный характер (за исключением решений по внутриорганизационным и финансово-бюджетным вопросам). Сами по себе они – не носители норм международного нрава. Однако, как показывает практика, государства чаще стремятся к тому, чтобы их действия не расходились с предписаниями, содержащимися в таких документах.

Для примера достаточно сослаться на такие резолюции ГА ООН, как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права, "Определение агрессии" (1974), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. и др.

Подобные резолюции содержат образцы поведения. Они занимают определенное место в процессе образования норм международного права: сформулированные в этих документах правила поведения могут впоследствии стать (путем соответствующего признания со стороны субъектов международного права) договорными либо обычными международно-правовыми нормами.

Просмотров