«Психология и её связь с другими науками. Структура современной науки психологии, связь психологии с другими науками

Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но отличия между ними весьма значительны.

Тем не менее, между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социология как самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Задачи психологии

Психология решает большой круг проблем, и потому мы выделим лишь самые актуальные задачи психологии :

1. Теоретическое переосмысление психической организации человека с учетом результатов современных исследований в нейропсихологии, генетике, физиологии, социологии и других науках.

2. Разработка психологического инструментария для качественной и оперативной диагностики психических характеристик человека.

3. Участие в разрешении комплексных глобальных проблем современности, в которых большое значение имеет человеческий фактор.

4. Реализация программ по повышению психологической культуры людей, что позволит им в большей степени использовать внутренние ресурсы для достижения своих жизненных целей.

5. Разработка способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом действия психологических законов и современных информационно-технических возможностей.

6. Реализация прикладных программ в самых различных сферах (здравоохранении, бизнесе, семье, досуге и т.д.).

7. Содействие нейтрализации негативных психологических последствий различного рода катастроф, войн и т.д.

Выполнение данных и других задач будет способствовать общему прогрессу общества и развитию самой психологической науки.

Психология относится к группе гуманитарных наук , т.е. наук, предметом изучения которых выступает человек . Познание психических закономерностей организации человека немыслимо без учета других его характеристик (биологических, физиологических, нейронных, генетических, социальных и т.д.). Поэтому психология тесным образом связана со всеми науками, изучающих природу человека.

На развитие психологии огромное значение оказывает философия . Во многом методологические позиции в психологии определяются исходными философскими взглядами ученых на мир и место человека в этом мире. Философия, таким образом, позволяет на высоком уровне обобщения сравнивать и определять методологические основы психологии. Социальная сущность человека определяет необходимость психологии взаимодействовать с социальными науками (социологией , политологией , социальной педагогикой и др.). В то же время психология в значительной степени влияет на развитие этих наук. Существование психологии как научной дисциплины немыслимо без использования специальных приемов обработки информации. Поэтому психология опирается на соответствующие достижения в математической статистике и компьютерных технологиях , чтобы объективно и оперативно делать выводы о результатах исследования. Также психология тесно связана с экономикой, историей, биологией, медициной, географией, политикой, этикой, филологией и др. отраслями научного знания.


Это лишь некоторые примеры взаимосвязи психологии с другими науками. В рамках психологической науки в результате накопленных данных выделились многочисленные отрасли. Многие из них в настоящее время представляют собой отдельные науки. Рассмотрим некоторые из отраслей психологии .

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - базисная психологическая наука, предметом которой выступают общие закономерности психики и сознания. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - изучает психологические явления, возникающие в связи с включенностью человека в определенные социальные группы и психологических характеристики самих этих групп. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - исследует закономерности психического развития людей на различных возрастных этапах. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - выявляет психологические особенности и закономерности воспитания и обучения подрастающего поколения. ПСИХОДИАГНОСТИКА - разрабатывает методы измерения психических процессов и индивидуально-психологических особенности личности. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - изучает физиологические основы возникновения и проявления психических явлений. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - исследует индивидуальные различия между людьми. МЕДИЦИНСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЯ изучают различные отклонения от нормы в психике человека. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ изучает возникновение и развитие психологических знаний в обществе, и процесс их формирования в научные представления.

Следует указать, что многие отрасли возникают на стыке научных проблем. Так в последнее время можно встретить исследования в рамах социальной педагогической психологии, дифференциальной психофизиологии, психодиагностики и т.д. и все чаще можно встретить исследования по комплексным проблемам человекознания. В любом случае, как дифференциация, так и интеграция психологических дисциплин ведет к прогрессу всей психологии.

Задачи психологии как науки. Роль психологии в современном обществе.

Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.

Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

* научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

* научиться управлять ими;

* использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

* быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.



Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой - выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Структура современной науки психологии, связь психологии с другими науками.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов психических состояний и психических человека, а также психику животных.

Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человек; изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основ. постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека.

Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек - есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических фактор! начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучаетизменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Роль общения в современном обществе. Основные понятия психологии общения. Условия необходимые для возникновения процесса общения.

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения. Многообразие этих отношений образуют своеобразную структуру общения. Структура общения представляется множеством функций, которые реализуются людьми во взаимоотношениях друг с другом. В психологии принято выделять несколько таких функций.

1. Коммуникативная функция общения, или коммуникация, состоящая в обмене информацией между людьми;

2. Интерактивная функция – заключающаяся в организации взаимодействия, и обмене действиями;

3. Перцептивная функция – заключающаяся в восприятии партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Все обозначенные функции проявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

Была заложена еще в античности. Представление людей о том, что в теле человека обязательно имеется душа, было одной из главных мыслей древней мифологии. А первым учением о душе является анимизм, который за живыми людьми предполагал существование невидимых призраков.

В учение о душе свою лепту внесли такие ученые как Гераклит, Гиппократ и Демокрит, с помощью которых в психологию введены понятии о темпераменте и его видах. Идеи причинности и закономерности, выдвинутые древнегреческими мыслителями, легли в основу всей будущей Формула Гераклита: «Познай самого себя» означала начало деятельности человека в воспитании в себе разумного существа, умеющего управлять своими чувствами, потребностями и желаниями.

История развития психологии как науки в Средние Века связана с борьбой с язычеством и воцарением христианства и других мировых религиозных учений на земном шаре. Ибн Сина,Фома Аквинский,Леонардо да Винчи, связывая внутренние характеристики человека с естественными, выработали понятия о том, что может быть усовершенствована путем целенаправленных воспитательных процессов. вводит в психологию истинно научные понятия. Среди них определение рефлекса, мышления, воли, интеллекта. И, наконец, в XIX веке, когда были произведены совершенные анатомические исследования человека и стало понятно, что душа в видимой субстанции не существует, началось становление психологии как особой науки.

С тех пор прошло много времени. Психология стала отельной отраслью, без которой полноценное изучение человеческой сущности невозможно. И развивалась он не обособленно от других наук. Именно взаимосвязь психологии с другими науками позволила сделать те научные открытия, которые сегодня считаются фундаментальными в сфере изучения психических свойств человека.

Связь психологии с другими науками определяется смежностью задач. Начнем с биологии. Человек - существо биосоциальное. И первая часть этого термина указывает на то, что перед тем, как начать вникать в психологические подробности существования человека, нужно детально ознакомиться с его биологическими данными, в особенности с особенностями центральной нервной системы. А вторая часть рассматриваемого нами термина прямо указывает еще на одну теснейшую взаимосвязь психологии с другими науками, среди которых на одном из первых мест находятся общественные науки. Не может психология развиваться без истории, так именно достижения исторических цивилизаций сделали возможными формирование самых высших человека. Без орудий труда и знаковых систем, математических или буквенных, невозможно представить себе, что бы произошло с человеком.

Далее, связь психологии с другими науками ярко проступает в появлении такой науки, как Человек вне общества невозможен. Он сразу превращается в животное. Его психика может формироваться и развиваться только в социуме. Поэтому социология является еще одной базой для успешности психологических исследований.

Человек от рождения ничем не отличается от своих меньших собратьев. Сознание и мышление у него складывается со временем, под влиянием воспитательных и образовательных процессов. Поэтому еще одна связь психологии с другими науками определяется через ее отношения с педагогикой, которая является наукой, имеющей прямое отношение к формированию индивидуальных черт личности.

И, наконец, прямая связь психологии с другими науками отмечается через ее философские основы, о которых было сказано ранее. Природа человеческого бытия и индивидуальные внутренние качества связаны тесно. Поэтому философский взгляд на применяется и в психологической науке.

Связь психологии с другими науками.

1. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

Решение различных задач в психологии невозможно без исполь­зования определенных приемов, способов методов изучения. Каж­дая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельнос­ти, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том чис­ле и научной.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).

Основные методы

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяе­мых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Эксперимент естественный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

Эксперимент констатирующий- предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование- исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Опросники личностные- разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в дан­ных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспе­чивается совокупностью проективных методик (проективных тес­тов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпрета­ционные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в ко­тором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять дейс­твительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

Надежность- постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.

Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).



Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование- метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод семантического дифференциала - способ изучения содержа­ния и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен аме­риканским психологом Ч. Осгудом.

Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых.

Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и пос­ледовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод комплексный - исследования разными средствами, разны­ми науками.

Статистика - отрасль математики, теоретической и приклад­ной, которая занимается сбором, классификацией и анализом дан­ных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределе­ния, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволя­ет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, ес­ли мы знаем другую.

Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статисти­ческий метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.

Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.

Этапы психологического исследования:

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление ло­гической и хронологической схем исследования, выбор континген­та и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания все­го исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать оп­ределенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответство­вать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную од­нородность.

5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования рабо­ты. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.

8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.


2. Темперамент и деятельность. Типологии темперамента.

Просмотров