Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе. НОД по экологии в подготовительной группе «Беседа о лесах Сибири

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект
организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе

« Деревья - наши друзья »

Подготовила и провела:

воспитатель подготовительной

группы №1 «Звёздочка»

Гришина Екатерина Николаевна

Бирск 2017

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая.

Интегративные цели и задачи.

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о необходимости бережного отношения к природе.

Образовательные: уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст; закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными; расширить знания детей о пользе деревьев.

Развивающие: развивать речь, воображение; развивать исследовательские умения детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним .

Условия реализации образовательной деятельности.

Техническое оборудование: ноутбук (презентация)

Дидактический материал : кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя; лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Предварительная работа :

1. Экскурсия по «экологической тропе» детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Наблюдение за птицами, сидящими на деревьях.

3. Чтение художественной литературы (стихотворений) о деревьях.

4. Беседа о пользе деревьев.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель : Дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (Дерево)

Воспитатель : Как вы догадались, что это дерево? (ответы детей) Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как дерево поможет и в дождь и зной? Что у дерева есть? (корни, ствол, ветки, листья) Какие деревья вы знаете, назовите? (Ответы детей) Как вы думаете, дерево живое или нет?

Воспитатель : Живое. Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Потому что оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается.

Воспитатель : А как дышит дерево?

Воспитатель : Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Воспитатель : Откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?

Воспитатель : Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Воспитатель : Кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

(От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал)

Воспитатель : А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?

Дети : Нет, и ветки.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. Древесина. На ветках кожица - тонкая, гибкая, мягкая. Мы можем легко отделить её от древесины. А ствол дерева покрыт корой. Она жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

(Рассматривание с детьми спила дерева)

Воспитатель : Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы) Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. А также по кольцам на спиле.

Воспитатель : Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?

Воспитатель : Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?

Воспитатель : Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).

Воспитатель : А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)

Воспитатель : Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).

Показ 2,3слайда презентации.

Воспитатель : А от чего болеют деревья?(Поселились вредные насекомые).

Воспитатель : Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).

Воспитатель : Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель : Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети : Лесной доктор.

Воспитатель : А ещё болеют деревья от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель : Да, дети, кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. (презентация 4,5,6 слайды) А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. (слайд 7) Давайте понюхаем кусочки коры. (Береза, липа, вяз, ель, сосна)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого? (Со спиленного).

Воспитатель : Конечно со спиленного дерева, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети : Лесник.

Воспитатель : Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. (Презентация о пользе деревьев) Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Почки и листья используют в косметологии и для изготовления лекарств. Что же еще можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.

Воспитатель : Верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Воспитатель : Птичий переполох. Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло).

Воспитатель : Почему вы решили, что оно погибло? (Нет коры, нет листьев)

Воспитатель : Давайте поможем дереву, «оденем» его.

(Один ребенок выходит и мнёт коричневую бумагу, потом приклеивает к стволу макета- дерева)

Воспитатель : Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждый пусть вспомнит, как нам помогают деревья, и какими хорошими, добрыми поступками мы можем их отблагодарить. Каждый ваш правильный ответ будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: перечисляют чем полезны деревья и как человек может ухаживать за ними- поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Воспитатель вместе с каждым ребенком приклеивает листочек к дереву- макету.

Воспитатель : Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. (Прикрепляет к макету дятла, синицы) Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Воспитатель включает запись пения птиц.

Воспитатель : Весело, радостно поют птицы.

Анализ ООД:

Воспитатель : Вот видите, сколько интересного мы сегодня узнали. Деревья - это не только украшения нашей земли, но и наши друзья и помощники. Так давайте же будем беречь, и защищать их!

Тема: «Лес – богатство нашего края»

Цель образовательной деятельности : уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.

Задачи:

Образовательные :

  • Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека.
  • Закрепить знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород;
  • Уточнить этажность леса и особенностях расположения растений и обитателей на этажах.
  • Особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление.
  • Уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие : развивать память, внимание, желание узнать что – то новое; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные : Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов своего края. Умение видеть красоту природы, воспитывать интерес к искусству: картины, стихи.

Словарная работа : Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.

Предварительная работа: беседы о лесе, о растениях, о животных. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе. Прослушивание звуков природы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать аудиозапись «Шум леса».

Воспитатель: ребята, что вы сейчас слышали? (ответы)

Сегодня мы поговорим о лесе - богатстве нашего края.

Я приглашаю вас совершить путешествие в волшебный мир леса, в растительный мир, а поможет нам в этом «Чудо дерево», обратите внимание на необычные листочки на нем. Но сначала скажите, что есть у дерева?

Давайте вспомним, какие части есть у дерева? (слайд1)

- Правильно, у каждого дерева есть корень.

Проблемный вопрос: ЗАЧЕМ ДЕРЕВУ КОРЕНЬ?

(с помощью него дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева). У дерева есть ствол, ветви, маленькие веточки, листья и плоды. (слайд2)

А теперь давайте сорвем листочек с нашего Чудо-дерева.

Дерево предлагает разгадать загадки и о его друзьях-деревьях.

Стоит Аленка

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

(слайд3)

Рассматривание березы: Как мы узнаём берёзу?

Что есть у березы? Кора белая, черные черточки, через них береза дышит, их называют черевички.

Когда в лесу растут одни березы как называется такой лес? (березовая роща) (слайд4)

Срываем второй листочек.

Величавый и могучий,
Он растёт на склоне кручи,
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной,
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит. (дуб)

(слайд5, 6)

Посмотрите, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки. Какого цвета у дуба кора? Она не гладкая, шероховатая.

Не боится засух и бурь. Хорошо растет даже на каменистой почве. К осени на дубе созревают желуди. Раньше из них готовили хлеб. Теперь они идут на корм скоту. Живут дубы до 2000 лет.

Как называется лес, где одни дубы? (Дубовая роща или Дубрава) (слайд7)

Давайте рассмотрим жёлуди дуба поближе. (слайд8) (раздать детям рассмотреть)

Срываем третий листочек.

ЕЕ всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель) (слайд9)

Рассматривание ели:

Что вы можете рассказать о елочке?

Верхние ветви у нее молодые, а снизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. (слайд10) Как называется такой лес? Ельником.

Срываем четвертый листочек.

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

(слайд11)

Рассматривание сосны:

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Как называется лес, где растут одни сосны?(сосновый бор или сосняк).

(слайд12)

Почему эти деревья зеленые круглый год?

Что общего у ели, сосны? (иголки)

Как называется лес, в котором растут ели, сосны? (хвойным, так как у них есть хвоя, иголки). (слайд13)

Как называется лес с лиственными деревьями? (слайд14)

Как называется лес, в котором встречаются и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный) (слайд15)

Физ. Минутка

Утром дети в лес пошли

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть тоже этажи, как у наших домов.

(слайд16)

3 этаж – деревья такие, как сосна.

2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.

1 этаж - трава, мхи.

Подвал – в нем находятся корни.

А поскольку лес - это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. (слайд17)

На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их- совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов.

(слайд18)

Как вы думаете, почему в лесу дышится легче, чем в городе?(ответы)

Лес – это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Люди строят санатории, детские оздоровительные лагеря на территории леса или рядом с ним. (слайд19,20)

Как ещё люди используют богатства леса? (изготавливают мебель, посуду, бумагу) (слайд21,22,23,24,25,26,27)

Очень многими дарами леса пользуется человек, но ресурсы леса небезграничны и люди стараются восполнить, то, что берут у него. Как?

(слайд28,29,30,31)

А сейчас, раз уж мы пришли сегодня в гости к лесу что нам необходимо вспомнить? Правила поведения в лесу! Сейчас мы рассмотрим различные ситуации и скажем, какие правила мы знаем. (слайд31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41)

(ответы)

Люди благодарны лесу и свою любовь и восхищение отражают в прекрасных творениях искусства: музыке, стихах, картинах…

(слайд42,43,44)

«Берёзовая роща »Куинджи, «Сосны» , «Дубы», «Медведи» Шишкин

(слайд45)

Будь здоров зелёный лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зелёный лес.

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров зелёный лес!

На этом наше путешествие подходит к концу. Понравилось оно вам? Что запомнилось больше всего из этого путешествия?

Установка на дальнейшую деятельность…


На территории нашей Родины встречаются разные леса: хвойные, лиственные и смешанные.

Леса, в которых растут ели, сосны, лиственницы, пихты, кедры называются хвойными. У этих пород деревьев на ветках не листья, а зеленые иглы — хвоя.

В лиственных лесах растут березы, осины, дубы, липы, клены, ясени. Ветки некоторых деревьев (дуба, клена, ясеня и т.д.) украшают листья — крупные, широкие, потому такие леса и называют широколиственными.

Как вы думаете, какие леса называются смешанными?

Верно! В смешанных лесах бок о бок растут дубы и ели, березы и сосны, осины и лиственницы, т.е. хвойные и широколиственные деревья.

Существует три основных вида лесов: хвойные (20% всех лесов России), широколиственные (30%) и смешанные (50%).

Хвойные леса, в свою очередь, подразделяются: на еловые (ельники), где преобладают ели; сосновые (сосняки), в которых главное дерево — сосна; лиственничные — самые светлые из хвойных лесов, их основу составляет лиственница; пихтовые, в которых больше всего пихт, и кедровые (их называют кедрачи), где главное дерево — кедр.

Широколиственные леса тоже подразделяются на несколько видов: дубовые — называют дубравами (вы, наверное, уже догадались, что главное дерево в дубраве — могучий дуб); березовые — называют березняками (в них преобладает береза); осиновые — называют осинниками (здесь больше всего осин).

Вопросы

1. Какие леса встречаются на территории нашей страны?

2. Какие породы деревьев относятся к хвойным?

3. Что растет на ветках хвойных деревьев — иглы или листья?

4. Какие деревья преобладают в широколиственных лесах? Почему эти леса так называются?

5. Какие виды широколиственных лесов вы знаете?

6. Расскажите о смешанных лесах. Какие деревья в них растут?

Еловый лес

Поговорим подробнее о еловых и сосновых лесах.

Еловый лес иногда называют еловым бором, а иногда — ельником. Главное дерево в еловом лесу — ель. Я уверена, что вам она хорошо знакома. Ведь пушистая елочка, украшенная сверкающими шарами, бусами и гирляндами, — наша новогодняя гостья! Она появляется у нас дома перед зимними праздниками — Новым годом и Рождеством — и приносит чудесный смолистый аромат.

Послушайте стихотворение.

Новогодние деньки

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий,

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Как выглядят ели?

Ели — высокие могучие деревья. Растут они очень медленно, но живут долго: 500 или 600 лет. Ветви и стволы елей — замшелые, смолистые, зеленовато-серые. Про ель говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года зеленое, а хвоинки опадают с него один раз в пять-семь лет. Если с нарядной лесной опушки, залитой ярким солнечным светом, войти в ельник, сразу окажешься в зеленовато- влажном сумраке, почувствуешь прохладу и свежесть. Еловый лес — тенистый, влажный. Стволы покрыты мхом, с ветвей свешиваются лишайники. Ели — теневыносливые деревья, им нравится влажная почва, а в сухих местах они не растут.

Какие растения окружают ель в лесу?

Растения, привыкшие жить под плотным навесом ее колючих темно-зеленых лап, в густой тени. Землю в ельниках покрывает мягкий сплошной ковер мхов. Он всегда зелен — зимой и летом: один похож на крошечные пальмочки, другой напоминает шелковистые светло-зеленые перышки, третий — уменьшенные резные листья папоротника.

На ковре мхов выделяются невысокие кустики черники, ее молодые серебристо-зеленые веточки покрыты мелкими гладкими листочками. В июле —августе на кустиках созревают ягодки — черные, с синим отливом, с сочной и сладкой мякотью. Еловый лес, в котором много черники, называют ельником-черничником.

В тех местах ельника, где почва богаче питательными веществами, можно увидеть невысокие изящные стебельки кислицы, украшенные тремя листками, выходящими из одного черешка (их называют трилистниками). Еловые боры, в которых на моховом ковре зеленеет кислица, называют ельниками-кисличника- ми.

Весной под колючим пологом еловых ветвей раскрываются белые цветы майника, седмичника, кислицы.

Знаете ли вы, почему в ельнике цветы белые, а не голубые, красные или лиловые?

Дело в том, что ветер редко залетает в нижние этажи ельника, поэтому воздух там неподвижный. Опыляют весенние цветы только шмели и пчелы, а белый цвет лепестков для них лучше заметен в полумраке елового бора.

Послушайте стихотворение.

В смолистом ельнике

Забреду в смолистый ельник,

Где и в знойный полдень тень,

Вижу рыжий муравейник

И большой замшелый пень.

В сарафанчике из ситца

Мне головкой вслед кивнет

Белолицая кислица,

Что на старом пне цветет.

Послушайте сказку.

Цветы ельника

Жил-был старичок-лесовичок. Однажды жарким летним днем брел он по лесу и ворчал себе под нос:

— Что же это такое, в самом деле? Во всем лесу прохладного местечка не сыщешь. Повсюду так и пышет жаром. А листва-то, листва — зелеными кострами на солнце горит. Пойду-ка в ельник, может быть, там попрохладней будет.

Старичок-лесовичок отодвинул колючую еловую ветку и вошел в зеленоватый полумрак густого елового бора.

— Ах! Ну и славно же здесь! Прохладой веет. Посижу-ка я на пенечке, да и вздремну немножко.

Уселся старичок-лесовичок на пенек, подпер голову руками и задремал.

Вы спросите, а какой он из себя — этот старичок-лесовичок? Я вам отвечу. Маленький, седенький, лицо у него доброе-предоброе, все в морщинках, нос картошкой, а глаза под густыми бровями голубые, как незабудки.

Рубашка у старика тоже голубая, под цвет глаз. Эту рубашку ему сама Весна-красна из лепестков незабудок сшила. Серый зайка лесовику из липового лыка лапоточки сплел, мышки из полевых травинок поясок к рубашке связали, а лисонька-лиса штанишки из кленовых листьев смастерила.

Сидел старичок-лесовичок на пеньке, подремывал, да вдруг и проснулся.

Старичок-лесовичок на всякий случай за густыми еловыми ветвями схоронился.

А ребятишки тем временем стали в салочки играть, перекликаться-аукаться да ягодку-чернику собирать.

Надоело старичку прятаться, он и вышел из-за ели.

Ребята его увидели, обрадовались.

— Здравствуйте, дедушка! Вы что в лесу делаете? — спрашивают они.

— В лесу-то я живу! Это мой дом. Нравится вам у меня в гостях?

— Нравится! — отвечают дети хором.

— Что же вам здесь нравится, расскажите.

— Да все нравится! Тенисто здесь, не жарко, — сказал маленький светловолосый мальчик Ваня.

— Сладких ягод много!

Только одна девочка опустила голову и промолчала, ничего не сказала старику-лесовику.

— Как тебя зовут? — спросил ее старичок.

— Аня, — ответила она.

— Тебе что, Анечка, в ельнике не нравится? — спросил старичок.

— Здесь цветочков нет, — тихо ответила девочка. — А я их очень люблю!

Старичок-лесовичок огляделся по сторонам. И вправду, цветов в ельнике не было.

— Какие же цветы тебе нравятся? — продолжал он расспрашивать.

Девочка на минутку задумалась, а потом ответила:

— Колокольчики, клевер, одуванчики!

Старичок вздохнул.

— Эх, жаль, Анечка, но эти цветы в ельнике расти не могут. Для елового бора только белые цветы подходят. А колокольчики-то ведь лиловые, клевер — розовый, одуванчики — желтые.

— Почему только белые? — удивилась девочка.

Как вы думаете, почему?

— Потому что лиловые, синие, красные и желтые цветы в темной еловой чаще не найдут ни пчелки, ни шмели и опылить их не смогут. А вот белые — сразу заметят и полетят к ним! Вот что, ребятки! Приходите в ельник следующей весной. Будут здесь цветочки!

Ребятишки еще немного побегали, поиграли, а потом попрощались с добрым старичком и ушли домой.

А старичок-лесовичок отправился по тропинке к самому большому лесному муравейнику. В этом муравейнике, похожем на настоящий дворец, жил Муравьиный царь.

Стал старичок-лесовичок кликать Муравьиного царя. Когда тот появился, старик попросил его:

— Не в службу, а в дружбу, помоги мне, Муравьиный царь, ельник цветами украсить.

— Что ж, помогу, — согласился царь. — Ведь и ты нам помогал муравейник поправить, когда неуклюжий медведь его чуть не раздавил своей лапищей. А что надо делать-то?

— Прикажи своим подданным принести в ельник по одному семечку кислицы. В награду они получат лакомый кусочек, который семечко для них припасло.

— Что ж, будь по-твоему, — пообещал Муравьиный царь и приказал муравьям принести в ельник семена кислицы.

Муравьи так и сделали — принесли семена. Матушка-земля приютила их, а щедрый дождик водицей полил.

На другой год выросла кисличка-невеличка и раскрыла свои нежные белые чашечки. Будто крошечные восковые свечи замерцали в лесной чащобе.

Стало в ельнике светлее и веселее!

Пришли ребятишки весной в лес и обрадовались — кругом белые цветы рассыпались.

Не обманул их старичок-лесовичок. Украсил темный ельник цветами. И Анечка рада была, доброго старичка не забыла поблагодарить.

К концу лета на елях вырастают крупные смолистые золотисто-коричневые шишки. Внутри них спрятаны крылатые семена. Выпавшее из шишки семечко долго кружится в воздухе, налетевший ветерок уносит его подальше от материнского дерева.

Многие звери и птицы дружат с еловым бором.

Вспомните, кто из лесных обитателей любит угоститься семенами елей.

Белочка ловко срывает с веток шишки и прячет их в свою лесную кладовку — запасает на зиму. Медведь осенью нагуливает жирок перед долгой спячкой и тоже лакомится семенами шишек. Осенью прилетают в еловые леса дятлы. Сорвав шишку, дятел закрепляет ее в развилках ветвей или продалбливает своим сильным клювом углубление в коре дерева, вставляет в него шишку и длинным языком с крючком на конце ловко достает семена. Нарядные клесты — постоянные обитатели зимнего ельника. Своим крестообразным клювом эти птицы легко и быстро вылущивают семена шишек, еды у них всегда вдоволь, а потому не страшен им и трескучий мороз.

Удивительно красив еловый бор зимой!

Послушайте стихотворение.

Берендеево царство

В небе гаснет пламенный

Золотой костер,

В глыбах белокаменных

Замер хвойный бор.

Снег укутал дерево

С головы до ног,

Царство Берендеево,

Сказочный чертог!

Порой залетят в ельник красавцы-снегири, рассядутся на заснеженных лапах, и зажгутся снега розовым сиянием. Отдохнут птицы и дальше полетят — поближе к жилью, в сады, парки, где на кустах еще ждут их замерзшие, но вкусные ягоды.

Послушайте стихотворение.

Зимний ельник

Пышно матушка-зима

Ели наряжает:

Ледяная бахрома

С хвойных лап свисает.

Может, отблески зари

На снегах зарделись?

Нет, красавцы-снегири

В зимний бор слетелись!

Вопросы

1. Какой лес называют еловым?

2. Какое основное дерево в еловом лесу?

3. Как выглядит ель?

4. Как выглядит еловый лес?

5. Какие еловые леса называют ельниками-черничниками и почему?

6. Какие еловые леса называют ельниками-кисличниками и почему?

7. Почему в еловых лесах растут только белые цветы?

8. Как выглядят еловые шишки?

9. Какие звери и птицы питаются семенами еловых шишек?

Сосновый лес

Представьте, что вы оказались в сосновом лесу. Здесь светло, просторно, как в новом только что срубленном доме. Солнечные зайчики пробегают по стволам, будто играют с вами в прятки. Сосны стройны и красивы. Будто стрелы, уходят ввысь их прямые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки янтарного света.

Послушайте стихотворение.

Сосновые леса

Шумят сосновые леса,

И сосны — стройные, прямые,

Как будто стрелы золотые, —

Уходят смело в небеса.

Внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая. Наверху — тонкая, золотисто-оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенный — сухой, душистый, целебный. Он пахнет смолой и хвоей. В нем много кислорода и фитонцидов*. Сосновый воздух оказывает оздоравливающее действие на организм.

Как выглядят сосновые иглы?

Верно! Они зеленые, длинные и узкие. На ветках хвоинки-иголочки располагаются парами. Осенью более старые побеги, которым два или три года, сбрасывают пожелтевшие иголки, а хвоинки на молодых ветках остаются ярко-зелеными и не опадают. Поэтому про сосну говорят: «Стоит сосна, зимой и летом зелена».

Шишки на сосне растут долго — два года. Вначале они зеленые, а когда семена в них полностью созреют, становятся коричневыми.

Каким растениям полюбились сосновые леса?

Как и в ельниках, здесь растут черника и брусника, весной белеют нежные цветочки кислицы. Поэтому сосняки, в которых густо разрослась кислица, называют сосняками-кисличниками, а те, где много черники, — сосняками-черничниками. В сосновых лесах встречается и вереск. Это невысокий кустарник с крошечными прелестными розово-сиреневыми цветами, собранными в соцветия. Как и в ельнике, в сосняке ноги утопают в пышных, мягких коврах мха. Растет там мох с красивым названием «кукушкин лен».

Знаете ли вы, ребята, что такое тайга?

«Тайга» в переводе с тюркского языка означает «дремучий». Тайгой называют хвойные леса, расположенные как на равнине, так и в горах, идущие непрерывной полосой. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток покрыты таежными лесами.

Каких животных приютила тайга?

Их очень много, и занимают они разные лесные этажи.

Под землей прорывают длинные извилистые ходы и устраивают норки кроты, землеройки и мышки. Можно сказать, что живут они в подвальном этаже. Первый этаж хвойных лесов занимают ежи, зайцы, бурундуки, лоси и олени, медведи, волки и лисицы. На втором этаже, в дуплах старых деревьев, среди густых колючих ветвей прячутся белки, соболи, куницы, рыси и росомахи. Высоко на деревьях вьют гнезда лесные птицы.

Тайга бывает темнохвойной (в ней растут ели, пихты и кедры) и светлохвойной (лиственницы и сосны).

В середине лета в хвойных чащобах крепко пахнет грибным ароматом. Появляются боровики, рыжики и другие грибы.

Вопросы

1. Какой лес называют сосновым?

2. Какое главное дерево в сосновом лесу?

3. Какие растения растут в ельниках?

4. Как выглядит ель?

5. Как выглядит еловый лес?

6. Какие растения облюбовали сосновые леса?

7. Есть ли в сосняках ковры мха?

8. Что означает слово «тайга»?

9. Где расположена тайга?

10. Какие животные обитают в тайге?

11. Какие грибы растут в еловом и сосновом лесах?

Программное содержание:

1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Пластинка с записью голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по-очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.

- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

Какой самый хищный? (волк)

Какой самый хитрый? (лиса)

Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.

Надежда Личман

Цель. Расширение и систематизирование знаний детей о лесах родного края.

Задачи . Образовательная . Уточнить представления детей о лесе и его обитателях. Закрепить знания о диких животных; насекомых; птицах; растениях и их назначении; формировать умение отвечать полным, развёрнутым предложением.

Закреплять умение терпеливо выслушивать ответ товарищей, дополнять его новыми сведениями, не повторяясь. Ввести в активный словарь понятия «тайга, смешанный». Знать правила поведения в лесу.

Развивающая. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, умственные способности детей.

Воспитательная : Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, формировать бережное отношение к природе.

Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.

Материальное обеспечение: макет с изображением диких животных, деревьев, кустарников, грибов; муравейника с муравьями, картины с изображением леса, фонограмма звуки леса и пение соловья.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа, наглядные (демонстрация фото, картинок). Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, беседы, загадки о животных, о растениях, разучивание стихотворений о природе.

ХОД НОД

Организационный момент.

Загадывание загадки о лесе.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте загадку»:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

Введение в тему. Беседа.

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Ребята, как называется край, в котором мы живём?

Дети. Наш край называется Сибирь.

Вос-ль. Мы живём в Сибири. Наш край большой, красивый и богат природными ископаемыми. Сегодня мы поговорим о наших сибирских лесах. Они удивительные и непохожие друг на друга.



На севере Сибири – тёмные, густые, вечнозелёные леса из елей и пихт. Такой лес называется… Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется тайга.

Правильно. Входишь в такой лес, как в пещеру. Сумрачно и тихо. Не видно красивых цветов, не слышно пения птиц. Многие люди думают, что в таком лесу живут баба яга и леший. В тайгу не ходят в одиночку, можно заблудиться.

Около нашего города Омска растут другие леса - в них рядом с ёлками встречаются и другие деревья: сосны, берёзы, липы, осины, клёны, вязы.

Такой лес называется… Как называется лес?

Дети . Такой лес называется смешанным.

Вос-ль . Такой лес всё время меняется: весной, пока не распустятся листья на деревьях, в нём цветут ветреница и медуница. Летом в лесу много зелени. Очень красив лес осенью. О нём поэт И. А. Бунин сказал:

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

А хотите, мы с вами совершим прогулку в лес?

Дети. Хотим!

Вос-ль. А поедем мы на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы закроем глаза, скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят в лес. (Дети говорят волшебные слова, имитируют полёт.)

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Ну, вот, мы и прилетели. (Фонограмма «Звуки леса»).

Что мы скажем, прежде, чем войдём в лес?

Дети. Поздороваемся с лесом.

Вос-ль. А ещё что мы скажем?

Дети. Не бойся, лес, мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт и кто живёт в нашем сибирском лесу.

Вос-ль . Ребята, кто же нас встречает на опушке леса?


Дети . Маленький лесной человечек – гномик.

Вос-ль. У гнома много друзей в лесу среди зверей и птиц.

Гном. Здравствуйте ребята. Далеко ли вы собрались?

Дети. В лес, посмотреть, что в лесу растёт и кто живёт.

Гном. Чтобы вы не заблудились, я пойду с вами и буду вашим гидом. В лесу растёт много разных деревьев, кустарников. Попробуйте их узнать. Я загадаю вам загадки, а вы найдите отгадки.

Её всегда в лесу найдём

Пойдём гулять и встретим,

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Гном. А как вы догадались, что это ель? (Ответы детей)

Ягода – не сладость,

Зато глазу радость,

И лесам - украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

Почему вы решили, что это рябина? (Ответы детей)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней,

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Почему это берёза? (Ответы детей)

Молодцы! Знаете деревья.

Летом в сибирском лесу растёт много ягоды, хочу узнать, знаете ли вы ягоды. Как называются вот эти ягоды? (Показ) (Черника).

А как называется эта ягода? (Показ) брусника, земляника, шиповник.


Кто собирал лесные ягоды?

Кто знает, зачем люди собирают шиповник?

Дети. Заваривают чай, для лекарства.

Кто расскажет о шиповнике?

Игорь. Шиповник – это дикая роза, растёт около полян. Шиповник цветёт розовыми цветами. А плоды созревают в августе. В ягодах много витаминов. Из ягод шиповника готовя компоты, варенье, повидло, мариелад.

Гном . В наших лесах много грибов. На этой полянке все грибы расти не могут. Поэтому, у меня есть картинки, попробуйте узнать грибы на картинках.

Какой гриб в лесу самый главный?

Дети. Белый гриб, боровик.

Гном. Кто собирал грибы? Как вас учили собирать грибы?

Артём . Грибы надо срезать ножом или выкручивать из земли, не нарушая грибницу.

За лесными дарами в лес приходят люди, а ещё их любят лесные звери и птицы. Назовите их. Дети перечисляют зверей и птиц.

Ребята, вы не устали в лесу? Сейчас мы с вами отдохнём, поиграем. Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Отдохнули! Отгадайте е загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело, и легко,

Рога раскинув высоко. (Лось)

Дети . Лось – самый большой и смелый зверь в лесу.

А эта загадка про какого зверя?

Он большой и неуклюжий,

Спит зимой, не любит стужи.

Он живёт в лесах, горах,

На людей наводит страх.

Но уж мимо не пройдёт,

Если где увидит мёд. (Медведь)

Почему его называют «хозяином тайги?»

Дети. Он самый сильный зверь в лесу.

Гном. А что вы знаете про медведя?

Семён. Как только выпадет снег, залегает медведь в берлогу. Там тепло и уютно. А когда наступают сильные морозы, медведь засыпает. Поздней зимой у медведей родятся слепые медвежата. Когда снег растает, медведь просыпается.


Гном. А ещё в лесу живёт много птиц. Каких птиц вы знаете? Дети перечисляют птиц.

А какую птичку называют волшебником и почему?

Дети . Соловья. Когда приходит весна соловей защёлкает, засвистит на все лады.

Гном. В наших лесах живёт много разных насекомых. Идёшь по лесу, идёшь, и вдруг видишь:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Кто живёт в этом доме?

Дети. Муравьи.




Гном. Почему муравьёв называют «лесными санитарами»?

Дети. Они не дают размножаться вредным для леса насекомым, разносят семена растений, рыхлят почву.

Ребята, как вы думаете, почему люди любят приходить в лес?

София. Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду.

Настя. Защищает поля, луга от ветра, даёт древесину для строительства.

Алиса . А ещё лесные дары: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы.

Саша. В лесу люди отдыхают, любуются красотой леса.

Итог.

Обобщение. Лес – это дом для растений и животных, а человек в нём гость. Каким должен быть гость?

Никита. Гость должен быть чутким, внимательным, не мешать хозяевам.

Гном. Благодарю вас, ребята, за хорошие знания о лесе, приглашаю вас в лес за лесными дарами. До свидания.

Вос-ль. Ребята, мы всегда должны помнить, что мы должны охранять и беречь природу нашего края, потому что край – наша Родина.

Можем ли мы что-нибудь унести из леса?

Дети . Можно взять то, что лесу не нужно: шишки, опавшие листья, необычные сучки, кусочки коры.

Наша прогулка подошла к концу. Что нужно сказать лесу?

Дети. Спасибо за чудесную прогулку. До свидания, лес!

Садимся на наши волшебные стульчики, закрываем глаза и говорим волшебные слова:

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Вот мы и дома. Вам понравилось в лесу? Наша прогулка закончилась, но мы обязательно приедем в лес ещё раз.



Спасибо за внимание, дорогие друзья!

Просмотров