У профессии дизайнер есть будущее. Описание и особенности профессии дизайнера

Во все времена человек стремился улучшить красоту своего жилища, одежды и даже окружающей среды, чтобы получить возможность пребывать в гармонии с природой и самим собой. Кто-то мастерил шедевры своими собственными руками, а кто-то обращался за помощью к профессионалам, способным создать невероятные виды. В современном мире специализация таких людей известна как профессия дизайнер.

Кто такой дизайнер?

Несмотря на то, что профессия дизайнер стала по-настоящему популярной и востребованной только в ХХ веке, само название имеет длинную историю. Его истоки восходят к эпохе итальянского Возрождения, когда словом «disegno» обозначали рисунки и проекты, которые лежали в основе идеи.

В зависимости от вида деятельности специалиста по дизайну выделяют несколько основных отраслей данной профессии:

  • промышленный (оформление и создание бытовой техники, транспорта, орудий труда, мебели);
  • дизайн среды (создание интерьеров, оформление зданий, участков);
  • графический (создание торговых марок и знаков, рекламных роликов с использованием компьютерной графики);
  • 3D-дизайн (создание анимаций, презентаций, макетов с помощью специальных компьютерных программ);
  • ландшафтный (работы, связанные с оформлением земельных участков, парков, садов);
  • дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Перечисленные отрасли дизайнерского искусства – это только вершина айсберга. Сегодня сфера деятельности художника-оформителя просто огромна, поэтому каждый год появляются новые направления данного искусства (фитодизайнер, кукольщик, цветокорректор, витражист и т.д.).

Объекты дизайна присутствуют везде и во всём, что нас окружает. Кроме популярных ныне специалистов по созданию одежды и интерьера, в современном мире широко востребованы разработчики ювелирных украшений, аксессуаров, посуды, мебели и т.д. Одним словом, объектом дизайна может стать всё, что угодно, – от иголки до самолёта.

Важные качества

По мнению многих соискателей, которые выбирают интересную и творческую работу, стать дизайнером может каждый талантливый художник. Однако нельзя недооценивать профессионально важные качества и умения. Ведь настоящий дизайнер – это создатель хорошего продукта, придирчивый перфекционист, который способен концентрироваться не только на внешней стороне объекта, но и на описании его деталей, внутренней сущности и функциональности.

Чтобы стать специалистом в данной области и иметь стабильный финансовый доход, необходимо владеть такими качествами и умениями, как:

  • наблюдательность;
  • креативное мышление;
  • развитое воображение;
  • коммуникабельность;
  • способность работать с большим объёмом информации;
  • терпеливость;
  • способность работать в команде;
  • чувство такта в общении с клиентами.

Образование

Вопреки убеждению многих дизайнеров-самоучек, это искусство требует специального образования. Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо не только иметь хороший вкус, развитое воображение и навыки рисования, но и уметь работать в современных программах для проектирования интерьеров, ландшафтов и т.д. Искусство дизайна не стоит на месте. С каждым годом появляются новые материалы, приёмы и методы создания шедевров. Поэтому, чтобы оставаться на гребне волны, и новичок, и дизайнер-профессионал должны постоянно учиться, совершенствовать свои навыки и быть в курсе всех трендов.

Сегодня существует множество специализированных школ и учебных заведений, где обучают искусству данное деятельности. Однако, как показывает практика, частные курсы не всегда бывают эффективны.

Выбирая учебное заведение, важно помнить, что не существует дизайнеров-универсалов. Каждый художник-оформитель может быть профессионалом только в одном направлении искусства.

Место работы и карьера

Перед каждым дизайнером открывается широкое поле деятельности. Он может работать сам на себя, предлагая свои услуги в интернете и средствах массовой информации. В данном случае художник-оформитель самостоятельно ищет себе клиентов и оценивает стоимость проекта. Успешность такого дизайнера-фрилансера зависит от его профессионализма и способности находить выгодные и высокооплачиваемые заказы.

Художник-оформитель может работать и в штате специализированных отделов крупных компаний, деятельность которых связана с искусством дизайна. При этом, чем престижнее компания, тем больше шансов для карьерного роста, а, следовательно, и для увеличения доходов и достижения признания.

Кроме крупных компаний, существуют и узкопрофильные дизайнерские студии. И хотя вероятность карьерного роста в таких фирмах невелика, работа художником-оформителем поможет состояться человеку, который находится только в начале пути в своей творческой деятельности.

Преимущества и недостатки профессии

В отличие от многих других профессий, представленных на рынке труда, дизайнерское ремесло может приносить не только удовольствие, но и хорошую финансовую прибыль. Специалист работает на заказ, поэтому, в отличие от художника, он всегда может быть уверен в том, что его труды будут оплачены.

Однако, с другой стороны, оформитель не может позволить себе творить только тогда, когда есть вдохновение. Порою заказ необходимо выполнить в кратчайшие сроки, ведь клиент не готов ждать. Хорошо, если творчество, как говорится, в крови у художника-оформителя. Но, если креативное мышление требует чрезмерных усилий, то постоянный поиск новых идей нередко приводит к моральному истощению и депрессии.

Ещё одной проблемой может стать внутренняя дисгармония дизайнера. Далеко не всегда вкусы клиента совпадают со вкусами художника-оформителя, и тогда приходится выполнять работу, которая не по душе.

Безусловно, искусство дизайна – это нелёгкое ремесло, но оно имеет немало преимуществ. Дизайнерская деятельность приносит хороший доход, который увеличивается с ростом профессионализма.

Ещё одним неоспоримым преимуществом труда является возможность работать на дому. Генерировать идеи и создавать проекты можно не только в офисе, но и в своей комнате, поскольку для клиента важен только результат.

Таким образом, профессия дизайнер может стать настоящим призванием для творческих и креативных людей, которые не привыкли к монотонной и рутинной работе, а мечтают творить, делать мир прекраснее и получать хороший финансовый доход.

Дизайн – это все вокруг нас. Это гораздо шире, чем внешнее впечатление от предмета. Это не стиль, а то, о чем мы думаем и над чем работаем. Красота – это когда я могу заставить вас мечтать и думать по-другому.

Три измерения

Двухмерный дизайн, по мнению Карима Рашида, себя изжил . Большинство объектов современной архитектуры составлены из прямоугольников и квадратов – это так надоело! Простейшая геометрия Декарта окружает нас со всех сторон, но формы природы гораздо более многообразны, да и сам человек трехмерен.

В своих работах Карим стремится «искоренить все, что связано с прошлым опытом», преодолеть матрицу двухмерного мира, уйти от коробок и скучных плоскостей. Поэтому стены и другие объекты в его проектах изгибаются и принимают самые причудливые очертания, словно перетекая друг в друга. Стоит отказаться от диктата прямых углов, и мир преображается, становится другим. И здесь открывается настоящий простор для творчества художника.

Метаморфозы цвета и света

Продолжая уходить от двухмерной геометрии , дизайн не должен быть статичным. Он должен меняться вслед за его хозяином – человеком. На это работают разные сценарии света, всевозможные трансформеры, игрушки и предметы двойного назначения. Постоянным метаморфозам подвергнется даже графика: по мнению Карима Рашида, компании скоро обзаведутся трехмерными логотипами, которые можно будет поворачивать в пространстве и рассматривать с разных сторон. И сила брендов будет не в узнаваемости знака, как в сейчас, а в возможных вариантах его изменения.

Светодиоды стали своего рода символом футуристического дизайна . Теперь для освещения нам больше не нужен отдельный предмет. Благодаря led-подсветке светиться может все: пол, стены, потолок. Можно делать непрерывные линии света и световые плоскости, чем с успехом сегодня и пользуются дизайнеры и архитекторы. И именно светодиоды могут заливать интерьеры разноцветным светом, меняя тысячи оттенков по желанию человека.

Персонализация

Новую эпоху в дизайне уже открыла . Теперь дизайнером может стать каждый, создав «объект своей мечты» в единственном или множественном экземпляре. В будущем люди будут воплощать те предметы, которые хотят, раскрывая свою индивидуальность и избавляясь от диктата мировых корпораций. 3D−технологии удовлетворят страсть к метаморфозам: если вещь вам надоест, вы сможете напечатать другую.

Дизайн для пяти чувств

Тактильные характеристики вещи уже давно стали важными : мы часто выбираем мебель наощупь, проверяем, насколько приятно ее касаться. Но дизайн будущего должен пойти дальше и обратиться к остальным человеческим сенсорам. Звуки и запахи не менее значительны, чем тактильные ощущения, и здесь творцы новых вещей будут экспериментировать все больше. Например, можно создать мягкую резиновую ванну, которая будет пахнуть лавандой, а вода в ней будет журчать также, как в горном ручье. Сенсорный дизайн – та область, которая пойдет под руку с развитием новых технологий.

Эко-дизайн

Цифровой век наступил для того, чтобы спасти землю. Я люблю пластик, но зачем мне стул, который будет жить 6000 лет? Пластик очень демократичен, но эти полимеры опасны. Будущее – за разлагающимися материалами, то есть за тем стулом, который исчезнет, не причинив земле вреда.

И 7 профессий, которые сохранятся, согласно дизайн лидерам из Frog, Ideo, Artefact, Teague, и др.

Специалисты по алгоритмическому/AI дизайну

На протяжении 15 лет, некоторые дизайнеры, из тех, с которыми мы общались, боялись того, что их место займут машины. И хотя «прикладное творчество фундаментально сложно запрограммировать», как говорит Роб Гёрлинг ил Artifact, искусственный интеллект создаст новые возможности в дизайне, создаст так много этих возможностей, что Гёрлинг, и другие дизайнеры, с которыми мы разговаривали, считают, что AI, и алгоритмы представляют собой растущую область.

«Дизайн, концентрирующийся на людях, расширился из дизайна объектов (промышленного дизайна), к дизайну опыта (добавление интерактивного дизайна, визуального дизайна, и дизайна пространств), а следующим шагом будет дизайн системного поведения: проектирование алгоритмов, которые определяют поведение автоматических систем.»

Пост-промышленные дизайнеры

«Поскольку все объекты начинают соединяться – от вашего дивана, связанного с фитнес-браслетом, до больничной комнаты, связанной с вашим кошельком – мы должны начать думать о опыте соединения, говорит Markus Wierzoch из Artifact. Такой опыт предлагает более широкое предложение ценности, что значит, что нам нужно менять процессы дизайна, которые определяли объекты вне их текущей формы и функции».

Пост-промышленные дизайнеры должны будут продумывать весь пользовательский опыт продукта, чтобы создавать осязаемый опыт, который соединяет физический и цифровой миры»

Например, дизайнер будущего, которому нужно будет спроектировать электрическую зубную щетку, должен будет убедиться, что она может подключаться к приложению, выдавать настройки чистки, и подключаться к будущим умным домам. Уже недостаточно просто спроектировать что-то что чистит зубы. «Кто-то должен быть ответственным за соединение сложных опытов», говорит Марк Ролстон, из Agrodesign.

Стратеги дизайна

Возможно, у исследователей и поубавится работы в следующие 15 лет, но Джон Руссо, из Artifact, думает, что стратеги дизайна будут незаменимыми. «Важность стратегии дизайна будет расти», говорит он. «Будущим стратегам дизайна понадобится навык понимать и моделировать всё более сложные системы» — например, социальные сети, или цепочки поставок – «они будут создавать новые продукты и услуги в непостоянной среде, характеризующейся высоким уровнем неопределенности».

Организационные дизайнеры

Организационные диаграммы будущего будут отличаться от тех, что есть сейчас. Вот почему Браян Уокер, партнер Ideo, считает, что организационные дизайнеры пригодятся, когда надо будет делать компании более «адаптивными, креативными, и прибыльными». Эти дизайнеры, как он говорит, «помогут переосмыслить все аспекты организации, начиная с ее основной структуры, стимулов, процессов, и заканчивая рабочими местами, инструментами цифрового сотрудничества, и общением».

Фриланс дизайнеры

Привыкайте работать в пижамах. Согласно дизайнерам из Teague, будущее дизайна – это фриланс. Креативный AI, и глобальные творческие рынки предоставят частным дизайнерам непосредственный доступ к навыкам, которые ранее были доступны только большим командам. Результатом будет быстрый рост специализации, эффективности, и независимости дизайнеров. Они считают, что фрилансеры не станут маяться одиночеством, а создадут сеть направленных микро-консультаций, которые составят конкуренцию более традиционным компаниям.

Перевод статьи Джона Браунли

Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков - о свободе, деньгах и будущем.

- Почему абитуриенты должны выбрать Школу дизайна?

Потому что дизайн - это замечательная профессия, одна из самых востребованных профессий настоящего, безусловно, одна из самых перспективных профессий будущего, и конечно, одна из самых прекрасных профессий прошлого.

- Почему прошлого?

Дизайн - одна из древних, чтобы не сказать древнейших профессий! Она была всегда, просто называлась по-другому. Микеланджело, расписывающий Сикстинскую капеллу на заказ, - дизайнер. Великие художники, создававшие предметы роскоши для королей, или промышленные образцы - для корпораций, - тоже дизайнеры.

- В чем тогда отличие художника от дизайнера?

Задача дизайнера - работать, исходя из поставленных задач и желаний клиента, а задача художника - создать свой уникальный язык, выстроить свою творческую личность и продавать только то, что сделано по его собственному разумению. Но часто эта грань размывается: есть дизайнеры, которые настаивают на своем исключительном стиле, а есть художники, работающие только за деньги. Важно отметить, что технологии у современного искусства и дизайна часто совпадают, поэтому мы и открываем в этом году новый профиль .

- Почему дизайн - это профессия настоящего?

Дизайн дает практически мгновенную отдачу: вы сами можете контролировать свою занятость и свой заработок. Большинство студентов-дизайнеров начинает зарабатывать еще в университете. Важно, что вы не зависите от конкретного работодателя и можете оставаться свободными. Все возможности в ваших руках и зависят только от ваших навыков и желаний сегодня, а не спустя долгие годы сидения клерком в каком-нибудь учреждении. Вы не обязаны нудно строить карьеру среди пыльных стопок бумаг - вы можете стать крутыми сразу - здесь и сейчас - и зависит это только от вас.

- Что будет с дизайном в будущем?

На мой взгляд, профессия станет еще более востребованной. Многих заменят роботы или автоматизированные процессы, но творчество всегда останется работой человека. Технологическая революция напрямую связана с дизайном: изменится инструментарий и задачи дизайнера, но потребность в создании нового или красивого будет всегда. Мы уже видим роль дизайна в эпоху наступившей информационной революции: в интерфейсах, приложениях, компьютерных играх и самих концепциях различных продуктов.

Следующие революции - кастомизированное производство через технологии 3D-печати, где роль дизайнера становится ключевой. Далее последует скачок скоростей в передаче данных, что создаст колоссальные рынки 3D, 4D и далее-D миров и нейроинтерфейсов (возможно, напрямую связанных с мозгом). Не говоря уже о генной инженерии - фактически дизайне живой природы и человека. Сейчас это звучит страшно и кажется далеким будущим, но и в нем дизайнеры не пропадут.

- То есть вы гарантируете своим выпускникам успех?

Успех гарантировать нельзя. Мы преподаем современные дизайн-навыки и не обладаем даром предвидения, но уже сегодня мы можем научить вас главному секрету успеха - не действовать по шаблону, а думать, строить концепции, уметь самостоятельно учиться и принимать решения, ориентироваться на новейшие тренды и технологии.

Объем знаний в мире стал таким, что его невозможно выучить ни за 4, ни за 6, ни за 15 лет, поэтому концепция образования кардинально изменилась, и от тупого заучивания конкретных фактов, имен и умений мы переходим к обучению компетенциям, с помощью которых вы сможете быть успешным в любых обстоятельствах, комфортно себя чувствовать в постоянно меняющихся условиях и достойно отвечать на вызовы сегодняшнего, завтрашнего и послезавтрашнего дня.

Мы заставим вас изучить опыт предыдущих поколений и расскажем, как не бояться нового. Вы начнете мыслить как дизайнер - современный человек, для которого творчество - главное в жизни, чей основной инструмент - голова, и он умеет ей пользоваться.

Просмотров