Управление изменением ассортиментной политики оао "нефтемаш". Анализ силовых полей

«Нет идеальных людей для выполнения поставленных задач – в лучшем случае они «почти подходят», так как Бог создавал людей не для выполнения производственных задач».
Питер Друкер

«Если вы не можете убеждать – вы не можете управлять».
Ицхак Адизес

Сопротивление – это первая реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды процесса для себя.

Наибольшее сопротивление встречают изменения, связанные с управлением людьми. Внедрение новой технологической линии такого сопротивления не вызовет.

Типичные реакции на изменения

Энтузиаст: Немедленно подхватывает идею, даже если его коллеги настроены критически, понимает суть изменений и становится агентом изменений в трудовом коллективе

Осторожный сторонник: согласен с необходимостью изменений, готов работать над проектом, но занимает выжидательную позицию, ждет инициативы от других

Равнодушный: стремится работать в энергосберегающем режиме, но, если его заставят/заплатят, то будет работать по-новому.

Критик: высказывает критические замечания, отказывается начинать действовать, пока не осознает необходимость перемен.

Непримиримый противник: не готов даже слышать про изменения, все изменения отвергает с порога, активно саботирует все начинания.

Истоки сопротивления

Корни сопротивления – противоречивость отношений человека и системы:

Стремление к опредмечиванию сотрудников. Система стремиться сделать сотрудника удобным для себя, превратить его в бездушный и предсказуемый механизм. В конечном счете, идеальный сотрудник – это робот, действующий строго в соответствии с инструкцией

Стремление раскрыть человеческий потенциал в полной мере. Т.е., мотивация, инициатива, творчество и цели сотрудников двигают компанию вперед, определяют ее развитие.
Переходный период

Перемены не являются гладким процессом. Неизбежны противостояния и проблемы. Период времени между настоящим статусом и желаемым в будущем является переходным, и, как правило, содержит в себе отдельные черты как настоящего, так и будущего периодов.

Как изменения провоцируют конфликты в коллективе (по МакГрату)

Изменения провоцируют конфликты и невозможны без конфликтов.

Под конфликтом подразумевается ситуация, в которой необходимо выбрать между двумя или более взаимоисключающими способами поведения

Директивное осуществление изменений

Метод

Преимущества

Недостатки

Принуждение Приказы и распоряжения, угрозы и санкции за неподчинение Явное и неявное принуждение может быть действенно, когда необходимо быстрое осуществление изменений, а ситуация – кризисная Может быть эффективно только в течение короткого срока в кризисных ситуациях. При частом применении приводит к увольнениям и саботажу.
Сделки и коалиции Покупка лояльности изменениям в ответ на какие-то выгоды Помогают нейтрализовать явное сопротивление влиятельных сотрудников и подразделений Не обеспечивают искренней поддержки. Такого сотрудника легко «перекупить»
Манипуляции Установление «добрых» отношений с нужными людьми ради выгод проекта, скрытые угрозы и намеки, преувеличение собственной значимости, несбыточные посулы, выставление себя «несчастной жертвой обстоятельств» и проч. Помогают достичь поддержки осуществляемых изменений в краткосрочной перспективе В случае раскрытия манипуляции сотрудники полностью утрачивают доверие к манипулятору, чувствуют себя обманутыми, могут отомстить

Причины и способы сопротивления изменениям

Поведенческие проявления

Причина

Жалобы, низкая мотивация Нет ощущения пользы от этих изменений лично для сотрудника/отдела
Споры, поиск «слабых мест» в осуществляемых изменениях Неразделяемые представления о целях и сути изменения (разные оценки сложившейся ситуации и корня проблем сотрудниками и топ-менеджментом). Неуверенность сотрудников в необходимости изменений и последствий их осуществления.
Проволочки, скрытый саботаж, Запрос избыточного количества конкретизирующих документов и инструкций Неприятие авторитарного стиля проведения изменений, открытого давления, недостаточной информированности об изменениях
Поведение, направленное на обеспечение собственной безопасности Личностные страхи:страх некомпетентности (риск увидеть свои недочеты), страх неизвестности, страх нестабильности. страх ошибки: Убеждение, что «у нас этого точно не получится!»
«Вечный эксперимент»,Бесконечный анализ, затягивание подготовительной стадии Перфекционизм, поиск идеального, безупречного решения
Частичное внедрение изменений,интриги, борьба за власть Отсутствие единства и приверженности изменениям среди лидеров
Слухи и сплетни, «ужасные истории» о грядущих переменах Низкая информированность, неправильное понимание целей и методов изменений. Низкая степень доверия менеджерам, излагающим план изменений.
Публичные протесты, увольнения Явное несоответствие изменений ценностям и целям конкретного работника
Возражения «с порога», доказательства, что «ничего не получится», преувеличение недостатков изменений Предыдущий негативный опыт внедрения похожих преобразований
Угрозы, открытые конфликты и борьба Столкновение интересов различных групп сотрудников при осуществлении изменений, сопротивление неформальных групп влияния (напр., родственники директора),
Дискредитация изменений, «эти перемены и есть причина всех проблем!» Эгоистический интерес. Ожидание личных потерь в результате изменений: Резкий рост рабочей нагрузки (прежних должностных обязанностей никто не отменял), стремление сотрудников к экономии энергии и сил, Угроза статусу и положению в организации в результате изменений
Недоверие и критический настрой как первая реакция, формальное участие Инерция, привычка работать по-старому
Нежелание говорить об изменениях, ощущение «глухой стены» у инициатора изменений Несоответствие осуществляемых изменений ценностям компании как системы

Прогнозирование степени сопротивления изменениям. 8 ключевых вопросов.

1. Как сотрудники видят суть проблемы?

2. Какова эмоциональная обстановка на предприятии? Способствует ли она изменениям?

3. Какую выгоду получат сотрудники в итоге проводимых изменений и как мы ее им презентуем?

4. Насколько сотрудники понимают суть проводимых изменений?

5. Чьи интересы совпадают с изменениями? Чьи противоречат?

6. Как заинтересовать в изменениях тех, кто опасается ущерба от преобразований?

7. Как нейтрализовать тех, кто будет противиться изменениям в любом случае?

Модель анализа «силового поля» К. Левина

«Силовое поле » (Force Field Analysis): - анализ факторов или сил, которые способствуют переменам или, наоборот, их подавляют. Эти силы могут проявляться как внутри, так и вне организации: в поведении людей или в системах и процессах, достатке или дефиците ресурсов, которые влияют на успешность внедрения изменений.

Динамическое равновесие : Модель «силового поля» представляет текущую ситуацию как динамическое равновесие, управляемое многими факторами, которые «оставляют все в том виде, как есть» . Чтобы продвинуться к цели, необходимо оценить сопротивление и постараться изменить этот баланс, в пользу сил, направленных на достижение цели.

Прогнозирование успешности изменений

Оценка сопротивления ч/з SWOT-анализ:

Модель прогнозирования успешности изменений Хайнингса

Карта расстановки сил: агенты влияния и противодействия

Модель Карта расстановки сил

10 принципов преодоления сопротивления

1. Принцип меры. Осуществлять только необходимые и полезные изменения

2. Регулярность. Внедрить осуществление изменений на постоянной основе: чтобы они происходили эволюционным, а не революционным путем. Изменения как бизнес-процесс.

3. Планирование работы с сопротивлением. Выработать стратегии преодоления изменений, подходящие каждому источнику сопротивления

4. Вовлечение. Достижение общего понимания необходимости изменений. Командная выработка решений. Вовлечение сотрудников в процесс осуществления изменений. Привлечение к процессу изменений неформальных лидеров коллектива

5. Информированность. Обмен объективной информацией, знание результатов изменений всех, кого коснутся изменения

6. Побуждение людей к открытости. Учитываем, что сопротивление очень часто проявляется в скрытой форме, и сотрудники не готовы по собственной инициативе сообщить о своих сомнениях и недовольстве.

7. Демонстрация выгоды. Демонстрировать, какую выгоду получат работники от производимых изменений. Принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения

8. Комплексность. Изменения осуществляются одномоментно на уровне систем, личности руководителя, навыков поведения и корпоративной культуры.

10. Помощь и поддержка. Особо требуется сотрудникам в момент изменений, т.к. они чувствуют свою уязвимость

Типичные ошибки при осуществлении изменений:

Ставится цель, которую невозможно достичь, так как критерии достижения цели не выражены в измеримых показателях.

Цель изменений не связана с индивидуальными целями сотрудников и целями подразделений

Достижение поставленной цели не обеспечено необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами

Контролируется и анализируется достижение краткосрочных оперативных целей, а контроль за качеством реализации цели всего проекта упускается

Инициатива изменений происходит не изнутри, а извне компании

Действия инициаторов изменений не согласованы

Недостаточное информирование сотрудников о сути перемен

Не учитывается сопротивление корпоративной культуры (если она основана на взаимном недоверии, интригах и борьбе за власть)

Дефицит управленческой воли к преобразованиям

Неумение сочетать регулярный и стратегический менеджмент

«Вредные советы» по управлению изменениями
(разработано в Гарвардской школе бизнеса)

Вы должны настоять на том, чтобы люди, которые нуждаются в Вашей поддержке для осуществления своих идей, сначала прошли несколько других уровней менеджеров, чтобы собрать с них подписи.

Рекомендуйте сотрудникам отделов или отдельным служащим покритиковать предложения друг друга. Стравливание сотрудников избавит Вас от необходимости самому принимать решение, Вы просто выберете того, кто выжил в результате данной критики.

Открыто выступайте с критикой и не особенно торопитесь с похвалой. Критический настрой заставит людей жить в постоянном напряжении и страхе. Пусть они знают, что Вы можете в любой момент их уволить.

Рассматривайте любую новую идею снизу с подозрением — потому что она новая и потому что это взгляд снизу.

Рассматривайте факт выявления проблем как неудачу, чтобы отбить у людей охоту ставить Вас в известность, что у них что-то не в порядке.

Принимайте решение о реорганизации или изменениях втайне и информируйте об этом сотрудников тоже втайне. Таинственность также заставит их ходить на цыпочках.

Проверяйте, чтобы запросы на получение информации были всегда тщательно аргументированы, и чтобы информация не доставалась менеджерам очень легко. Вы же не хотите, чтобы она попала в чужие руки!

Тщательно контролируйте все. Убедитесь, что сотрудники считают все, что только можно посчитать.

Пусть менеджеры низшего звена под флагом делегирования полномочий и участия в принятии решений несут ответственность за понижение, увольнение и перевод сотрудников на другие должности. А также за выполнение других угрожающих решений, которые Вы приняли. И заставьте их делать это очень быстро!

И основное: никогда не забывайте, что Вы - самый главный и знаете все важное о деле.

(Документ)

  • Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент (Документ)
  • Иванова Л.А. Стратегический менеджмент (Документ)
  • Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа (Документ)
  • Васильев С.В. Производственный менеджмент (Документ)
  • Шпоры к ГОСу по менеджменту организации (Шпаргалка)
  • Васильев С.В. Сравнительный менеджмент (Документ)
  • Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в банке (Документ)
  • Актуальные проблемы стратегического менеджмента. Сборник статей (Документ)
  • n1.doc

    Кейс 7. ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»: выработка стратегии развития

    А. Л. Замулин, Г. В. Широкова 4

    Сборник 2004 с.131-168

    Кейс рекомендуется для обсуждения в учебных группах:

    В курсе «Стратегический менеджмент» - по теме «Управление стратегическими изменениями

    Кейс может быть также использован:для обсуждения в учебных группах по специ­альностям «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Управление пер­соналом» и направления «Менеджмент» в курсах:

    ? «Управление изменениями» (в темах «Закономерности развития организаций», «Модели организационных изменений»);

    ? «Лидерство в организации» (в темах «Теории лидерства», «Разви­тие лидерства», «Мотивация персонала как инструмент лидера»).

    Кроме того, кейс может быть рассмотрен в соответствующих курсах на программе «Мастер делового администрирования».

    6.2. Обучающие цели кейса

    Анализ и работа над кейсом преследуют следующие учебные цели:

    1) укрепить навыки студентов проведения SWOT-анализа, дать воз­можность изучить особенности отрасли, познакомиться с тенденциями и факторами его развития;

    2) развить навыки студентов в анализе основных организационных патологий компании, столкнувшейся с серьезными проблемами;

    3) предоставить возможность студентам сформировать стратегию из­менений, используя подходы к управлению изменениями согласно тео­рии О или теории Е;

    4) развить навыки в анализе «силового поля» компании, выделении основных причин сопротивления изменениям и методам преодоления такого сопротивления;

    5) повысить способность к анализу лидерского потенциала компании и выработки путей его развития;

    6) развить навыки анализа мотивации в условиях трудностей функционирования и подготовки к преобразованиям производственной компании.

    6.3. Проблемная ситуация

    ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод», являющийся одним из крупнейших производителей трамвайных вагонов в России, несколько последних лет находится на грани выживания и функциони­рует только за счет ремонта трамваев Санкт-Петербурга и небольшого количества заказов, нерегулярно поступающих из нескольких городов. В начале 2004 г. завод был вынужден практически остановить свою про­изводственную деятельность. Необходимо решить две основные задачи: как поддержать дальнейшее функционирование компании и в каком на­правлении развиваться.

    6.4. Вопросы для обсуждения

    1. Осуществите SWOT-анализ компании ОАО «ПТМЗ». Проанализи­руйте возможность выбора стратегии диверсификации.

    2. Выделите организационные патологии компании. Проведите их классификацию.

    3. Выберите подход к проведению организационных изменений, ос­новываясь на теории О или теории Е.

    4. Проведите анализ «силового поля» компании.

    5. Проведите анализ и разработайте программу развития лидерского потенциала компании в связи с программой преобразований.

    6. Как влияет состояние трудовой мотивации на функционирование и развитие компании?

    Вопрос 1. Осуществите SWOT -анализ компании ОАО «ПТМЗ». Проанализи­руйте возможность выбора стратегии диверсификации.


    Возможности

    Угрозы

    Растущий платежеспособный спрос на железнодорожные вагоны со стороны крупнейших перевозчиков Исторически сложившиеся связи с основными заказчиками на трамвайные вагоны Потребность в ремонте и замене трамваев в Санкт-Петербурге

    Тенденция к снижению финансирования производства трамваев в структуре городского наземного транспорта Высокая конкуренция со стороны конкурентов - предприятий ВПК. Введение системы тендеров на получение заказа Неритмичность и непредсказуемость получения заказов

    Сильные стороны

    Слабые стороны

    Наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих «неявным» знанием о производстве трамваев Полный замкнутый производственный цикл, минимальная зависимость от поставщиков Наличие инфраструктуры и оборудования для запуска производства продукции для компаний - перевозчиков на железных дорогах

    «Цикличность» производства, зависимость от получения заказов, «авральность» как привычка Устаревшее оборудование, изношенность основных средств Отсутствие стратегического плана развития компании, концентрация внимания менеджеров на текущих проблемах, а не на развитии

    Анализ сильных сторон и возможностей показывает целесообразность выбора стратегии диверсификации и запуска производства продукции для железнодорожных перевозчиков. Ключевой компетенцией компании явля­ется высококвалифицированный персонал - «золотой фонд» - рабочие, обладающие знаниями о производстве трамваев. Необходимо сохранить основное производство - выпуск трамваев, сосредоточившись на модерни­зации существующих моделей и создании нового поколения трамваев мирового уровня.

    Вопрос 2. Выделите организационные патологии компании. Проведите их классификацию.

    Под организационными патологиями понимаются причины устойчи­вого целенедостижения организации. Это означает, что если организация по каким-то объяснимым причинам не в состоянии достичь поставленных целей либо это достижение существенно затруднено, значит, в компании есть некоторая патология, которую необходимо выявить. Выделяют три типа организационных патологий: в строении организаций, организаци­онных отношениях и управленческих решениях. Ниже в таблице приве­дены организационные патологии компании ОАО «ПТМЗ».


    Классификация организационных патологий

    Ситуация в компании

    Патологии в строении организаций

    1. Господство структуры над функцией

    Нередко рост организации приводит к образованию все новых и новых подразделений. Структура становится все более многообразной и сложной, и согласование действий между подразделениями требует все большего труда, отчего достижение основных целей становится труднее, дороже или происходит частично


    Структура и функции достаточно согласованны. Замкнутый производственный цикл пока является сильной стороной компании. Однако рассматривается целесообразность дальнейшего сохранения некоторых непрофильных производств, таких как кузница, литейный цех и др. Патологии нет

    2. Автаркия (замкнутость) подразделений

    Замкнутость отделов, цехов, служб на собственных задачах, сосредоточенность на своих внутренних проблемах, причем в отрыве от целей, интересов, смежных подразделений и фирмы в целом


    Имеет место обратная ситуация. Людей «перебрасывают» из одного подразделения в другое в ситуациях аврала. Это мешает общей работе. Патологии нет

    3. Несовместимость личности с функцией

    Индивидуальные способности руководителя не дают ему возможности исполнять возложенные на него обязанности


    Генеральный директор отмечает наличие этой проблемы среди некоторых ведущих менеджеров компании. Патология присутствует

    4. Бюрократия

    Бюрократия контролирует процедуры, учет, методики обработки данных


    До перестройки эта проблема была острой, однако сейчас, учитывая неритмичность работы и отсутствие регулярного менеджмента, данной проблемы практически нет. Патологии практически нет

    Патологии в организационных отношения

    X

    1. Конфликт

    Неконструктивные конфликты. Они сопровождаются переходом «на личности», при этом наносят вред как людям, так и организации в целом


    Пример проведения совещания наличия конфликтов не выявил. Патологии нет

    2. Неуправляемость

    Патологической неуправляемость становится в случае несогласованности целей и действий; неосуществляемость решений ставит под вопрос достижение целей организации


    Высокая управляемость за счет авторитарного стиля управления. Команда управленцев очень слабая. Все ждут приказа «сверху». Патологии нет

    3. Преобладание личных отношений над служебными

    Возникает при включении в организацию родственных, дружеских отношений, когда руководитель вынужден принимать во внимание не только интересы дела, но и привходящие сантименты


    Патологии нет

    4. Рассеивание целей

    Рассеивание целей в организации неизбежно, оно тем сильнее, чем крупнее организация, длиннее дистанция власти в ней, менее мотивирован персонал


    До рабочих практически не доходит информация о принятых решениях на высшем уровне руководства. Патология есть

    5. Клика - сговор работников организации для использования ее ресурсов в собственных целях, но в ущерб целям самой организации

    Есть сговор работников завода по использованию больничных отпусков для дополнительного заработка. Патология есть

    Патологии в управленческих решениях

    1. Маятниковые решения

    Маятниковые решения возникают тогда, когда подлинная проблема, которая стоит за ними, не опознана или ее не хотят решать. Тогда прибегают к чисто структурным манипуляциям (объединить - разъединить, централизовывать децентрализовывать и т.п.)


    Патологии нет

    2. Дублирование организационного порядка

    Приказом или распоряжением работнику предписывают то, что он и без того должен выполнять


    Патология есть (см. совещание). Например, в пятницу прорвало канализацию.. .вода текла 3 дня...никто не взял на себя ответственность поговорить с рабочими, убедить их...обратиться к другой бригаде и т. п. Хотя формально есть сотрудник, отвечающий за это направление

    3. Игнорирование организационного порядка

    Руководство «через голову» непосредственного начальника


    Патологии нет

    4. Разрыв между решениями и их реализацией

    Степень осуществляемости управленческих решений


    Патология есть

    5. Стагнация Неспособность организации к выработке и реализации необходимых изменений

    Патология есть

    6. Подавление развития функционированием

    Патология есть

    7. Демотивирующий стиль руководства

    Патология есть

    Вопрос 3. Выберите подход к проведению организационных изменений, осно­вываясь на теории 0 или теории Е.

    Разработка стратегии перемен согласно теории О или теории Е под­разумевает знание основных теоретических положений этих теорий, при­меров успешного практического применения и характеристик, при кото­рых применяется тот или иной подход.


    Характеристики

    Теория Е

    Теория О

    Цель изменений

    Увеличение прибыли (экономические цели)

    Развитие организационных способностей

    Лидерство

    Сверху вниз (автократичное)

    Участвующее (партисипативное)

    Объект изменений

    Структура и системы («жесткие» элементы)

    Организационная культура («мягкие» элементы)

    Планирование изменений

    Программируемые и планируемые изменения

    Спонтанные изменения (реакция на появляющиеся возможности)

    Мотивация изменений

    Финансовые стимулы

    Сочетание разных стимулов

    Участие консультантов

    Консультанты используют готовые технологии и решения

    Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений

    Выбор той или иной теории обуславливают в первую очередь следу­ющие причины:

    Характер и масштаб проблемы, стоящей перед организацией;

    Личностные характеристики сотрудников организации;

    Характер и содержание работы в организации;

    Ценностные ориентации руководства и стиль лидерства.

    Применительно к ОАО «ПТМЗ» нет однозначного решения, но боль­шинство фактов говорят в пользу первого подхода, т.е. теории Е.

    Во-первых, компания столкнулась с довольно серьезной проблемой, связанной с дальнейшим функционированием. Эта проблема требует не­медленного решения, и здесь, скорее всего, подойдет подход теории Е организационных изменений.

    Во-вторых, существующие организационные патологии (в частности, дублирование организационного порядка) показывают низкий уровень вовлеченности персонала в процесс принятия решений. Менеджеры так­же предпочитают, чтобы им приказывали. Такая характеристика указы­вает на необходимость применения теории Е.

    В-третъих, при монотонной и рутинной работе (которая преобладает на заводе) трудно развивать творчество и вовлеченность в процесс управ­ления. В такой ситуации необходимо четко выстроить процедуры и рег­ламенты поведения, что характерно для теории Е.

    В-четвертых, компанию возглавляет сильный руководитель, исполь­зующий авторитарный стиль лидерства, что говорит в пользу теории Е.

    Вопрос 4. Проведите анализ «силового поля» компании.

    Концепция анализа «силового поля» - один из инструментов, кото­рый поможет предпринять нужные действия, чтобы преодолеть сопротив­ление. Этот метод предполагает активный анализ и оценку текущего положения дел.

    «Силовое поле» (Force Field Analysis) - анализ факторов или сил, которые подталкивают и способствуют переменам или, наоборот, их по­давляют. Эти силы могут брать начало как внутри, так и вне организа­ции, из поведения людей, основанного на их оценках, образе мышления, системе ценностей, или в системах и процессах, ресурсах, которые суще­ствуют и стимулируют способность организации к производительным пе­ременам.

    Достижение перемен является не чем иным, как передвижением линии равновесия в сторону цели. Это может быть достигнуто за счет усиления или добавления движущих сил, сокращения или отодвигания сдерживающих сил или комбинации этих мер.

    Как проводить анализ «силового поля»?

    1. Определение проблемы.

    2. Уточнение ее в контексте:

    Настоящей ситуации;

    Желаемой ситуации.

    3. Проведение инвентаризации движущих сил и сдерживающих факторов (ими могут быть люди, материальные средства, организация, среда и т.д.).

    4. Перечисление сил, которые, возможно, могут устранить или ней­трализовать силы сопротивления или создать движущие силы.

    Применительно к компании ОАО «ПТМЗ» анализ «силового поля» будет выглядеть следующим образом.

    1. Основная проблема связана с невозможностью планирования произ­водства из-за нерегулярного поступления заказов на продукцию компании.

    2. Цель изменений - избавиться от зависимости и наладить рит­мичность производства:

    В контексте настоящей ситуации - необходимо продолжить работу над поиском заказов, активизировать работу отдела маркетинга;

    В контексте желаемой ситуации - начать производство железно­дорожных платформ и вагонов для компаний-перевозчиков.

    3. Перечень возможных движущих и сдерживающих факторов:

    4. Силы, способствующие переменам: реальная возможность нала­живания производства продукции для железнодорожного сектора и не­удовлетворенность персонала настоящей ситуацией.

    Вопрос 5. Проведите анализ и разработайте программу развития лидер­ского потенциала компании в связи с программой преобразований.

    Одним из факторов, определяющих успех преобразований, являет­ся качество и выраженность лидерского поведения «ключевых игроков» компании.

    Анализ лидерского потенциала и формулирование предложений по его развитию зависят от общих целей курса и специфики учебной группы.

    а) проанализируйте лидерский стиль, преобладающий в компании. Охарактеризуйте лидерское поведение генерального директора. Определи­те причины возникновения данного стиля, его плюсы и минусы. Как данный тип лидерства связан с жизненным циклом организации?

    б) как можно проинтерпретировать существующую ситуацию в обла­сти лидерства в компании на основе известных теорий лидерства: кон­цепции «Путь - цель», ситуационной теории Фидлера, ситуационной теории Херси и Бланшара, теории трансакционного и трансформационно­го лидерства, теории эмоционального интеллекта Д. Голмана, идеи «рас­пределенного», или «разделяемого», лидерства;

    в) сделайте предложения по развитию лидерского потенциала ком­пании. Какие структурные изменения должны лежать в основе этого развития? Какую программу развитию лидерского потенциала компании Вы можете предложить?

    Вопрос 6. Как влияет состояние трудовой мотивации на функционирование и развитие компании?

    Создание целенаправленных программ стимулирования трудовой мотивации персонала является важным условием оптимизации функци­онирования компании и успеха проводимых преобразований.

    Варианты вопросов для работы над кейсом:

    а) как может быть оценено текущее состояние трудовой мотивации в компании на основе известных мотивационных теорий?

    Фактологический материал кейса позволяет развивать способности слушателей в применении практически всех известных теорий трудовой мотивации - теории иерархии потребностей Маслоу, двухфакторной тео­рии мотивации Герцберга, теории справедливости Стейси Адамса и т. п.

    Например, в соответствии с подходом Маслоу внимание слушателей может быть акцентировано на неудовлетворенности большей части сотруд­ников существующей ситуацией с удовлетворением практически всех ви­дов потребностей. Это приводит к уходу наиболее перспективных работни­ков, остаются преимущественно лишь те, «кто довольствуется малым».

    Базовые потребности (оплата труда) только ограниченная группа рабочих (станочники, сборщики в бригадах) имеет возможность удовлет­ворять на достойном уровне. Отсутствует система связи между матери­альным поощрением и результатами деятельности, прежде всего в среде специалистов и руководителей.

    Потребности в безопасности (обеспеченная старость, защита профсо­юза, медицинское страхование, программа помощи работникам, выход­ные пособия, пенсии) также не могут найти полного удовлетворения.

    Сохранение рабочего места не предполагает достойной пенсии (многие работники завода имеют предпенсионный и пенсионный возраст).

    Социальные потребности (участие в формальных и неформальных рабочих группах) удовлетворяются частично. Практически отсутствует привлечение рабочих и специалистов к разработке и внедрению новых, более эффективных методов работы.

    Потребности в признании - отсутствует система карьерного роста специалистов и руководителей, не развита система повышения разрядов у рабочих.

    Самовыражение (личностный рост и реализация своего потенциала) ограничено слабым делегированием, доминированием повседневной рути­ны. Малый удельный вес молодых сотрудников в общем числе работни­ков компании негативно сказывается на атмосфере творчества и личной инициативы.

    На основе анализа мотивации по двухфакторной теории мотивации Герцберга рекомендуется обратить внимание на то, что гигиенические факторы (стиль управления, зарплата, условия работы и т. п.), необходи­мые для сохранения человеческих ресурсов организации, находятся на низком или среднем уровнях, а мотиваторы (достижение, признание, от­ветственность, продвижение и т.д.) системно не применяются;

    б) какие методы повышения мотивации к качественному труду мо­гут быть рекомендованы к реализации в компании?

    в) сформулируйте принципы и этапы реализации комплексной про­граммы по материальному и моральному стимулированию персонала компании.

    Легко распознаваемое сопротивление реализации стратегии встречается не так уж часто. Гораздо чаще возникает необходимость иметь дело с потенциальными конфликтами и «тупиковыми ситуациями» на всех уровнях. Они возникают вследствие того, что разные группы пытаются отстоять свои собственные интересы, ис­пользуя в этих целях сам процесс изменения. Это может принимать форму оппозиции по отношению к конкретному изменению. По существу же изменения являются средоточием постоянных и неизбежных напряжений между отдельными личностями, организациями, группами и подразделениями. Проблемы, с которыми при этом приходится сталкиваться, лежащие в их основе конфликты, которые приходится улаживать менеджеру, могут иметь мало общего с предлагаемым конкретным изменением. Интерес и энтузиазм людей по отношению к предложенной стратегии могут быть и большей степени связаны с личными выгодами, которые они желали бы получить, чем с выгодами организации, которые должно принести изменение.

    Анализ «силового поля» - один из инструментов, который поможет предпринять нужные действия, чтобы преодолеть сопротивление. Это анализ факторов или сил, которые подталкивают и спо­собствуют переменам или, наоборот, их подавляют. Эти силы могут брать начало как внутри, так и вне организации, из поведения людей, основанного на их оценках, образе мышления, системе ценностей, или в системах и процессах, ресурсах, которые существуют и стимулируют способность организации к производительным переменам.

    Модель «силового поля» К. Левина представляет текущую ситуацию как динамическое равновесие, управляемое многими факторами, которые оставляют все в том виде, как есть. Чтобы достичь цели, необходимо оценить сопротивление и поста­раться изменить этот баланс в пользу сил, направленных на достижение цели.

    Для выполнения анализа требуется:

    I) определить вопрос;

    2) уточнить его: в контексте настоящей и желаемой ситуации;

    3) провести инвентаризацию движущих сил и сдерживающих факторов (ими могут быть люди, материальные средства, организа­ции, среда и т.д.);

    4) перечислить силы, которые, возможно, могут устранить или нейтрализовать силы сопротивления или создать движущие силы.

    Дополнительным инструментом, облегчающим проведение анализа «силового поля», служит анализ заинтересованных сторон. Их отличие от движущих сил или сил сопротивления, имеющих, как правило, прямое отношение к изменениям, представители так на­сыпаемых заинтересованных сторон - конкретных лиц, групп или организации, косвенно выигрывают или проигрывают от измене­ния ситуации. Эти заинтересованные стороны могут находиться как внутри, так и вне организации, и активная работа с ними может усилить непосредственные движущие силы перемен, или ослабить действие сил сопротивления.

    5.Методы сокра­щения и преодоления сопротивления переменам

    Универсальных правил преодоления сопротивления не существует. Выделяют несколько групп методов преодоления сопротивления, главными из которых являются:

    Информирование и общение;

    Участие и вовлеченность;

    Помощь и поддержка;

    Переговоры и соглашения;

    Манипуляции и кооптации;

    Моббинг и буллинг;

    Явное и неявное принуждение.

    Один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления - предварительное информирование сотрудников. Представление о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать их необходимость и логику. Процесс информирования может включать дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты.

    Если руководители вовлекают потенциальных противников стратегии уже на этапе планирования, то зачастую это помогает избежать сопротивления. Привлечение к выработке целей - один из принципов партисипативного управления.

    Поддержка может осуществляться путем обучения новым навыкам, предоставления возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство работников. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и, тем не менее, часто терпящим неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

    Еще один путь борьбы с сопротивлением - стимулирование активных или потенциальных противников изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания. Переговоры уместны в том случае, когда ясно, что сотрудник что-то теряет в результате изменения и при этом может оказывать сильное сопротивление. Достижение соглашения - сравнительно легкий способ и избежать сильного сопротивления, хотя он, как и многие другие, может быть довольно дорогостоящим, особенно когда менеджер дает понять, что готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного со­противления. В этом случае он может стать объектом шантажа. В определенных ситуациях руководителю необходимо скрывать свои намерения от других людей при помощи манипуляций: карательного использования информации и сознательного изменения событий в определенном, выгодном для инициатора изменений свете.

    Одно из наиболее распространенных средств манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений, кооптация коллектива - предоставление одному из его лидеров и кому-то, кого группа уважает, ключевой роли в данном процессе. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменений стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация - относи­тельно дешевый и легкий способ добиться поддержки отдельного индивидуума или группы служащих; более дешевый, чем переговоры, и более быстрый, чем участие. Однако он имеет и ряд недостатков. Если люди чувствуют, что с ними обращаются не на равных, а им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации.

    Другим средством манипуляции являются уловки, используемые при общении. Под ними понимаются такие недопустимые с позиций нравственности приемы спора, дискуссии и полемики. Уловки основаны на психологическом воздействии на собеседни­ке с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда и т.д.

    К числу основных приемов уловок-манипуляций относятся следующие:

    I) раздражение оппонента, т.е. выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление;

    2) использование непонятных слов и терминов. С одной стороны, данная уловка может вызвать впечатление значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование инициатором уловки непонятных, наукообразных терминов может вызвать со стороны оппонента противоположную реакцию в виде раздражения, отчуждения или ухода в психологическую защиту. Однако уловка удается, когда собеседник имеет низкий уровень компетентности по обсуждаемому вопросу;

      быстрый темп обсуждения, когда при общении используется быстрый темп речи и воспринимающий доводы оппонент не в стоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся ход мыслей вводит в замешательство собеседника;

      перевод спора в сферу домыслов. Суть уловки состоит в том чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы;

      чтение мыслей «на подозрение». Смысл уловки состоит в том чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести высказывание типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Вы ошибаетесь»;

      отсылка к высшим интересам без их расшифровки. Суть уловки заключается в том, чтобы высказать мысль, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из равновесия;

      суждение типа «Это банально!». Главный смысл уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на однозначность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов;

      «приучение» оппонента к определенной мысли. Уловка состоит в том, чтобы постепенно и целенаправленно приучить собеседника к какому-либо бездоказательному утверждению. Затем, после неоднократного повторения, это утверждение объявляется очевидным;

      недосказанность с намеком на особые мотивы. Суть этой уловки заключается в том, чтобы продемонстрировать некую многозначительную недосказанность, намекнуть на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-то особым мотивам;

    11) обвинение в утопичности идей. Уловка призвана заставить партнера оправдываться, искать доводы против высказанного обоснования и в нереалистичности его идеи;

    12) лесть или комплимент. Лестные или комплиментарные обороты речи по силе своего воздействия на психику человека не уступают ни одной другой уловке. Это связано в первую очередь с тем, что они, воздействуя на подсознание человека, способны усладить слух, ослабить критику в свой адрес, создать необходимую ат­мосферу признания человеческих достоинств;

    13) «ложный стыд». Эта уловка заключается в использовании против оппонента ложного довода, который он способен «проглотить» без особых возражений. Обращения типа «Вам, конечно же, известно, что наука теперь установила...» или «Конечно же, вы знаете, что недавно принято решение...» приводят оппонента в состояние ложного стыда, когда ему как бы стыдно во всеуслышание сказать о незнании тех вещей, о которых все говорят;

      «ложный стыд с последующим упреком». Данная уловка, как и многие другие, направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства и т.п. Примером уловки может служить высказывание «Как, вы этого не читали?» с последующим добавлением упрека типа«Так о чем тогда с вами говорить?»;

      принижение иронией. Данный прием эффективен, когда спор по каким-то причинам невыгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа «Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания»;

      демонстрация обиды. Эта уловка также направлена на срыв спора, поскольку высказывание типа «Вы за кого нас, собственно, принимаете?» демонстрирует партнеру, что противоположная сто­рона не хочет продолжать дискуссию, так как испытывает чувство полной неудовлетворенности, а главное, обиды на непродуманные действия оппонента;

      авторитетность заявления. С помощью этой уловки существенно повышается психологическая значимость приводимых собственных доводов. Это эффективно удается сделать посредством свидетельствования типа «Я вам авторитетно заявляю». Такой оборот речи партнером обычно воспринимается как явный способ усиления значимости высказываемых доводов, а значит, и как решимость твердо отстаивать свою позицию в споре;

    18) откровенность заявления. В этой уловке акцент делается на особую доверительность общения, которую демонстрируют с помощью таких фраз, как, например. «Я вам сейчас прямо откровенно, честно скажу...». При этом создается впечатление, будто то, что говорилось раньше, было не в полной мере прямо, откровенно или честно. Как правило, такие обороты речи повышают внимание к тому, что будет сказано инициатором уловки;

    19) «двойная бухгалтерия». Эта уловка наиболее популярна практически во всех ситуациях делового общения. Суть ее заключается в том, что одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент;

      мнимая невнимательность. Не заметить то, что может навредить, - в этом и состоит суть уловки;

      мнимое непонимание и недопонимание. Коварство этого приема в том, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду, конечно же, своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде;

      лестные обороты речи. Особенность этой уловки состоит том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть как много он может выиграть в случае согласия или, напротив проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии;

      опора на прошлое заявление. Главное в этой уловке - обратить внимание оппонента на его прошлое заявление, которое противоречит его рассуждению в данном споре, и потребовать объяснения по этому поводу;

      «навешивание ярлыков». Основная цель уловки - вызвать ответную реакцию на высказанные упреки, обвинения или оскорбления;

      подмена истинности полезностью. Цель уловки - убедив спорящего, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает. Принудить оппонента к такому размышлению поможет высказывание типа «Неужели вы не задумывались, во что обойдется реализация вашей идеи?»;

      «лингвистическая косметика». Суть уловки в том, что одну и ту же идею выражают по-разному, придавая ей нужный оттенок;

    27) видимая поддержка. Уникальность этой уловки состоит в том чтобы, подхватив слово оппонента, прийти ему на помощь, начать приводить новые доводы в защиту его тезиса. Эта помощь необходима лишь для видимости поддержки оппонента, ибо целью уловки является мнимая поддержка оппонента, направлен­ной на то, чтобы успокоить его, отвлечь внимание, а также ослабить психологическое противоборство. После того как он потеряет бдительность и окружающие по достоинству оценят уровень его осведомленности в данной проблеме, инициатор уловки наносит неожиданный контрудар, известный у психологов как прием «Да, но,..», который раскрывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса, демонстрирует его ущербность. Таким образом, создается впечатление, что инициатор уловки знаком с доказываемым оппонентом тезисом более основательно, чем он, и после тщательной проработки проблемы убедился в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом;

    28) сведение факта к личному мнению. Цель этой уловки - обвинить партнера по общению в том, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса или же в опровержение оспариваемой мысли не что иное, как всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным;

    29) селекция приемлемых аргументов. Уловка основана на осознанном подборе для доказательства какой-либо мысли односторонне направленной информации и оперирования в процессе ведения дискуссии или спора только этой информацией;

      «рабулистика». Этот прием основан на преднамеренном ис­кажении смысла высказываний оппонента, преподносящее их как странные;

      умалчивание. Стремление сознательно утаить информацию от собеседника является наиболее часто используемой уловкой в дискуссии;

    32) полуправда. Этот прием предполагает смешение лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточ­ность и расплывчатость формулировок обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа «Не помню, кто оказал...»; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т.п. Прием полуправды чаше всего, как показывает практика, используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота в споре, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить оппонента, когда необходимо вопреки здравому смыслу склонить его к определенному выводу;

      ложь. Этот прием имеет целью скрыть реальное положение дел и донести до оппонента ложную информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на источники, на эксперименты, которых никогда никто не проводил и т.п.;

      «метод кнута и пряника». Замысел данной уловки проявляется в задаваемых оппоненту проблемно-риторических вопросах типа «Что для вас более предпочтительно: возражать или не пострадать?». Иными словами, угрожающий характер данной уловки заставляет оппонента сделать выбор: остаться принципиальным, но при этом пострадать, или же принять условия, в общем-то неприемлемые, но зато обезопасить себя от угроз, шантажа, а порой и физического насилия;

      принуждение к строго однозначному ответу. Главное в этой уловке - твердо и решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: «да» или «нет», т.е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и... и»), а к альтернативному («или... или»);

      «а что вы имеете против?» Суть приема в том, чтобы не доказывать свой высказанный тезис, т.е. не приводить доводы и аргументы в его защиту, а предложить (даже потребовать) его опровергнуть: «А что, собственно, вы имеете против?» Если оппонент попадется на уловку, он начинает критиковать выдвинутое положение и спор (как и было запланировано инициатором уловки) идет уже относительно приведенных контрдоводов оппонента;

      многовопросье. Эта уловка состоит в том, чтобы в одном вопросе задать оппоненту сразу несколько разных и мало совмести­мых вопросов.

    Достаточно эффективными методами противодействия сопро­тивлению являются также моббинг и буллинг.

    Моббинг - это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, под­чиненных или начальства, осуществляемые с целью сломить со­противление работника вплоть до вынуждения его уволиться с мес­та работы. Средством достижения цели является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности униже­ния. В результате этого непрекращающегося крайне враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, существенно ухудшается, в результате, как правило, он теряет способность сопротивляться.

    Буллинг обозначает преследование «один на один». Результаты буллинга напрямую зависят от лидерских качеств участников конфликта, их авторитета в коллективе и уровня властных административных полномочий. Последствия же буллинга аналогичны по­следствиям моббинга.

    Также как и манипуляция, использование принуждения явля­ется рискованным методом. Результатом принуждения может стать агрессивная реакция сотрудников. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуется популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может стать единственным вариантом для менеджера.

    Преимущества и недостатки рассмотренных методов приведе­ны в табл. 5.

    Успешная реализация стратегии в организации всегда характе­ризуется умелым применением перечисленных подходов.

    Таблица 5

    Разработка программы изменений найма и отбора персонала промышленного предприятия на примере Сызранской ТЭЦ

    2.2 Анализ поля сил с помощью модели К. Левина

    Аналитическим инструментом определения движущих и сдерживающих сил изменения является модель К. Левина «Анализ поля сил».

    Изменения в организации предполагают деление участвующих сил на силы продвижения и силы сопротивления изменениям. Под действием этих типов сил организация находится в состоянии равновесия. Изменения происходят в тот момент, когда нарушается существующее равновесие, и продолжаются до тех пор, пока равновесие не восстановится в новой точке.

    Некоторые люди сравнительно легко переносят изменения и даже с удовольствием в них участвуют. Другие видят в изменениях неудобство и угрозу. Для менеджера важно уметь устанавливать баланс между энтузиастами изменений и скептиками, так как первые стимулируют изменения, а вторые, подвергая сомнению предложения энтузиастов, заставляют их более тщательно продумывать свои предложения. Большинство из нас в целом не являются как большими сторонниками, так и противниками изменений, хотя некоторые изменения могут вызвать в нас сильные чувства, и у нас может быть свое убеждение относительно того, как их нужно осуществлять.

    Для анализа ситуации, предшествующей изменению К. Левин предложил оригинальную своей простотой модель, которую он назвал «Анализ поля сил». (рис. 2)Суть ее заключается в том, что каждый момент организация находится в равновесном состоянии под воздействием двух типов сил:

    Движущих;

    Сдерживающих.

    Рис. 2. Применение диаграммы К. Левина

    Движущие силы:

    1. Поддержка руководства.

    Руководство понимает, что чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, нужно добиться максимальной отдачи от рабочего персонала. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в производство продукции. Необходимо обучить работника для выполнения задания, чтобы уровень выполненных работ, приносил не только осознание того, что объем работы выполнен, но и самоутверждение, поднятие статуса работника на предприятии.

    2. Система обучения.

    Максимальное развитие профессиональных навыков, возможность получения новых знаний и умения найти себя в новой обстановке, создание возможностей для карьерного роста. Это не просто условия хорошей работы, это возможность более полной самореализации. Необходимость в увеличении рынка сбыта.

    Прибыль является главной целью в деятельности каждого предприятия. Данное изменение носит значимый характер, так как оно позволит повысить эффективность работы предприятия, достичь более высоких результатов, т.е. повысив квалификационный уровень работников, мы обеспечим своевременность выполнения услуг, тем самым, увеличив конкурентоспособность и прибыль организации.

    Однако усиление движущих сил может повлечь за собой увеличение уравновешивающих их сдерживающих сил. Поэтому более предпочтительной обычно является тактика уменьшения сдерживающих сил. В данном случае для сдвига равновесия постараемся превратить сдерживающие силы в движущие.

    3. Конкуренция:

    Для того, чтобы не только оставаться на рынке, но и успешно на нём функционировать необходимо постоянно увеличивать свои конкурентные преимущества. Высокое качество продукции играет не маловажную роль в борьбе за потребителя.

    Сдерживающие силы:

    1. Недостаток финансирования.

    2. Недостаток специалистов

    3. Сопротивление персонала.

    Сопротивление в данном случае оказано по причине сопротивления персонала. Это может происходить из-за боязни увольнения, отсутствия информации о требовании работы и обязанности новой должности. Зная причины возникновения сопротивления, можно правильно выбрать способ преодоления данного сопротивления. Наиболее приемлемым подходом для уменьшения сопротивления в данной ситуации будет представление информации.

    Результатом анализа ситуации изменения является выбор стратегии изменения, который зависит от:

    1. темпа осуществления изменения;

    2. степени управления со стороны менеджера;

    3. необходимости привлечения внешних экспертов;

    4. сосредоточение внешних сил.

    Самой весомой сдерживающей силой в данном случае являеться недостаток специалистов.

    Темп изменения будет выбран медленный, поскольку данное изменение требует белее качественного подхода к выбору имеющихся на рынке труда специалистов.

    Рис.3 Стратегический континуум

    Для проведения изменений в организации используют следующие стратегии изменения:

    директивная (навязывание мнения со стороны менеджера);

    основанная на переговорах (признание законности интересов
    других);

    нормативная (использование внешних консультантов);

    аналитическая (четкое определение проблемы, привлечение экспертов);

    ориентированная на действие (большое вовлечение людей).

    Предприятием будет выбрана директивная стратегия изменения, так как решение данного вопроса находиться в компетенции руководства.

    Анализ производительности труда на предприятии и в основных отраслях производства

    Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменения общественных явлений во времени...

    Анализ производства с помощью применения контрольных карт

    Первоначально карты использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции...

    Анализ рабочего времени работников организации "ЛЛК-Интернешнл"

    Первой задачей на пути к эффективному распределению времени - это понимание того, на что именно вы сейчас тратите свое время. Определить это можно только одним способом - провести хронометраж. Хронометраж (франц. chronomйtrage, от греч...

    Диагностика и построение корпоративной культуры на примере компании ООО "Ашан-Красногорск"

    Одним из практичных представляется процесс реализации стратегических изменений, который, по Курту Левину, состоит из трех этапов: размораживание, движение, замораживание. Размораживание состоит в том...

    Динамика производственно-экономического потенциала Ростовского электровозоремонтного завода

    Основные целевые критерии эффективности стратегического решения по развитию предприятия является обеспечение развития его производного экономического потенциала...

    Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности работы ОАО "Агентства воздушных сообщений"

    Некоторые люди с большим энтузиазмом говорят об изменениях, в то время как другие видят в нем угрозу. Видение положительных моментов смешивается с боязнью ввергнутся в неразбериху. Обычно изменения обозначают риск...

    Разработка программы изменений найма и отбора персонала промышленного предприятия на примере Сызранской ТЭЦ

    Планирование и осуществление изменений означает для организации движение от ее текущей ситуации к некоторому желаемому состоянию в будущем. Первым шагом на пути к изменению является диагностика потребности в изменении...

    Разработка стратегии инновационных изменений предприятия

    Анализ силового поля Левина используется, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации направляют или отдаляют человека к/от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам.Этот анализ нужен для того...

    Разработка стратегии ООО "La Dolce Vita"

    Данный метод представления изменения в виде анализа поля сил. Ситуация, как находящаяся при определенном балансе - с одной стороны на объект изменения воздействует движущие силы, с другой препятствуют сдерживающие...

    Разработка стратегии развития VIP-направления в ООО ПКФ "Гармония"

    В современной теории менеджмента под организационной проблемой понимается ситуация, которая характеризуется противоречием, несоответствием, разрывом между тем, что имеет место в настоящее время в действительности и тем...

    Разработка стратегии развития ООО "Первой розничной компании"

    Модель БКГ имеет весьма ограниченный характер. Как показала практика, по темпам роста и доле рынка можно подтвердить всего лишь около 6% различий в ликвидности бизнеса. Объясняется это тем...

    Роль корпоративной культуры в достижении стратегических задач компании

    В своей работе я хотела бы рассмотреть два из самых эффективных на мой взгляд, метода повышения корпоративной культуры: 1. Проведение корпоративных праздников 2. Проведение тренингов Рассмотрим сначала проведение праздников...

    Совершенствование системы управления персоналом предприятия на примере ЗАО "АКС-Инвест"

    Анкетирование проводилось в октябре 2012 года. Было опрошено 14 сотрудников ЗАО «АКС-Инвест». Результаты представлены в таблице Таблица 3. Результат анкетирования сотрудников ЗАО «АКС-Инвест» 1...

    Специфические методы исследования

    Управление изменениями и конфликтами в организации

    Факторы, вызывающие изменения можно разделить на движущие и сдерживающие силы. Простой и оригинальный метод анализа движущих и сдерживающих сил, представленный в виде поля сил (рис. 2) был предложен Левиным...

    Анализ поля сил (force field analysis, FFA) является структурой, предназначенной для

    диагностирования проблемы и выбора приоритетных методов внесения необходимых изменений с целью эту проблему решить.

    Анализ поля сил основан на работе Курта Левина, который ввел понятие поля или

    некоторого пространства вокруг индивидуума, группы или организации. Внутри этого поля на них действуют различные силы. Речь идет о двух основных силах:

    движущие силы (Driving Forces) и сдерживающие силы (Restraining Forces).

    Движущие силы это силы, действующие в направлении перемены и заинтересованные в том, чтобы вывести ситуацию из того проблемного состояния, в

    котором она находится в настоящее время.

    Сдерживающие силы - это силы, которые препятствуют осуществлению перемены.

    В лучшем случае, эти силы сохраняют существующее проблемное положение, а в худшем случае усугубляют его.

    В состоянии равновесия (Equilibrium) два вида сил остаются в существующем

    положении, и перемена неосуществима.

    Каждая ситуация, которую мы хотим изменить, представляет собой модель динамического равновесия. Т.е. в каждый момент времени одновременно действуют оба вида сил - и движущие, и сдерживающие.

    Цель использования метода состоит в том, чтобы добиться изменения баланса поля

    сил так, чтобы можно было осуществить желаемое изменение. Т.е., цель состоит в том, чтобы увеличить действие движущих сил и одновременно устранить или уменьшить влияние сдерживающих сил.

    Важно понимать, что если мы займемся только усилением движущих сил, это приведет к росту сопротивления сдерживающих сил, и существующее положение вещей еще более ухудшится. Поэтому важно действовать одновременно в двух

    направлениях.

    Этапы анализа поля сил.

    1. Кратко опишите проблему / ситуацию, требующую изменения.

    2. Опишите задачу, которую вы хотите достичь, в оперативных терминах.

    3. Определите движущие и сдерживающие силы.

    Величина силы это реальная или скрытая способность силы к сохранению статускво или осуществлению перемены. Т.е. оцените потенциальную мощность силы и

    степень ее влияния.

    Открытость силы : потенциал силы с точки зрения ее способности к изменению. Если речь идет о сдерживающей силе, то мы говорим о ее потенциале к

    уменьшению, а если о движущей силе, то о ее потенциале к увеличению.

    5. Укажите ключевых игроков.

    Ключевые игроки - это основные фигуры, способные укрепить движущие силы и ослабить или устранить сдерживающие силы. К ключевым игрокам могут относиться: сотрудники вашей организации, финансирующие организации,

    клиенты, лица, пользующиеся влиянием (представители СМИ, ученые, политики

    и т.д.), лидеры и члены общины, обладатели важных ресурсов, и т.д.

    6. Попробуйте определить те силы, которыми вы будете заниматься в первую очередь для того, чтобы осуществить желаемую перемену.

    Два безусловных правила для определения сил.

    1) Активные силы.

    Чем выше степень открытости и величина сил, и чем выше способность игроков оказывать влияние на эти силы, тем выше вероятность успешного осуществления перемены. Это активные силы, которыми надо заниматься в первую очередь.

    2) Ненужные силы.

    Чем ниже степень открытости сил с точки зрения способности к изменению, и чем

    меньше будет игроков, способных оказывать влияние на эти силы, тем более ненужными окажутся эти силы с точки зрения ваших целей, поскольку некому будет

    ими заниматься. Не стоит тратить жизненно важные ресурсы на эти силы.

    7. Систематическое планирование

    На этом этапе вы должны перейти к планированию конкретных действий, с помощью

    которых вы сможете укрепить движущие силы.

    См. http://www.jdc-siberia.ru/downloads/problems/2.doc

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Структурная модель Э.Берна

    Структурная модель Э.Берна описывает личность в виде эго-состояний, под

    которыми он понимает согласованный тип чувствования и переживания,

    непосредственно связанный с соответствующим поведением. Берн четко различает внешний или социальный план и внутренний, психологический план, который касается внутреннего мира человека и его индивидуального восприятия событий.

    Социальный план в концепции Берна представлен трансакциями в процессе общения, а внутренний эго-состояниями, которые он называетРодитель ,Взрослый

    и Ребенок . Внутренний план в процессе общения проявляется во внешнем плане в обращении какой-либо ипостаси одного человека к другому и ответная реакция этой

    ипостаси. Выделенные Берном три эго состояния можно кратко охарактеризовать следующим образом:

    1) Родитель - функции контроля над соблюдением норм и предписаний, а также покровительства и заботы. Это актуализация моральной сферы личности.Родитель находится над ситуацией. При обращении к ипостасиРодителя апеллируют к

    этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и

    неконтролируемой реакции. Отношение к Родителю максимально почтительно.

    2) Взрослый - рассудок, переработка информации и вероятностная оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; это актуализация

    рациональной сферы личности. Взрослый частично внутри и вне ситуации. При

    обращении к Взрослому - это воздействие, которое имеет в виду прямую реакцию, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера, как сознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека. Отношение кВзрослому уважительное

    3) Ребенок - часть личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с

    ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие

    происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем.

    http://humanities.edu.ru/db/msg/77159

    ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Метод принципиальных переговоров, или Гарвардская концепция переговоров

    В процессе переговоров поведение участников может соответствовать трем различным подходам. Первый связан с противостоянием сторон, каждая из которых ставит в качестве непременного условия победу любой ценой. Стол, за которым

    ведется диалог, уподобляется своеобразному полю битвы. Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции, ведут

    себя заискивающе. Третий подход основан на понимании необходимости поиска взаимоприемлемого решения, которое в максимальной степени отвечало бы интересам обоих партнеров. Взаимные уступки, разумные компромиссы как бы

    дополняют друг друга. Этот подход, при котором устанавливаются доверительные отношения, ведутся совместные «мозговые штурмы», является самым

    перспективным. Данная концепция лежит в основе так называемого метода

    принципиальных переговоров, разработанного в Гарвардском университете США и подробно описанного в книге Роджера Фишера и Уильяма Юри «Путь к соглашению,

    или переговоры без поражения» (М.,1992). Метод заключается в требовании

    решения проблемы исходя из ее качественных признаков, т. е. из существа дела. Партнеры стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно. А там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами.

    Метод характеризуется четырьмя основными правилами. Каждое из них составляет

    базовый элемент переговоров и служит рекомендацией по их ведению. Первое правило: «Сделайте разграничение между участниками переговоров, отделите человека от проблемы». Обсуждение черт характера, критика личных качеств коммуникантов недопустимы, так как обостряют противоречия, мешают ходу рассмотрения проблем.Второе: «Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях». Вместо того чтобы спорить о позициях, надо исследовать определяющие

    их интересы. Третье : «Разработайте взаимовыгодные варианты».Четвертое: «Найдите объективные критерии». Для того чтобы переговоры были более

    справедливыми, приглашаются посредники, наблюдатели, независимые эксперты. В конце контакта достигнутые результаты фиксируются в письменном виде.

    После встречи отмечают положительные и отрицательные моменты с тем, чтобы

    совершенствовать переговорную стратегию и тактику.

    Работу Р.Фишера и У.Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Вы можете прочитать на сайте http://rus.1september.ru/2001/30/6_12.htm

    Мирные переговоры

    О переговорах кто-то верно сказал: вы добиваетесь не того, чего заслуживаете, а того, о чем смогли договориться. Часть российского бизнеса привычку

    договариваться считает вредной. В оппоненте видят лимон, выжимание которого требует усилий. «Они умели вести переговоры» – говорят сейчас о молодых профессионалах, сделавших бизнес на приватизационных сделках и корпоративных

    захватах. Однако компании, работающие на общий с партнером результат, совсем иначе смотрят на эффективность переговоров.

    Одними из первых концепция беспроигрышных переговоров (win-win) была

    предложена профессорами Гарвардского университета Роджером Фишером и

    Уильямом Юри. Их взгляды оказались созвучны корпоративным культурам многих

    мировых компаний. Этот опыт постепенно перенимают российские бизнесмены – что особенно заметно на примере того, как они ведут переговоры с зарубежной стороной.

    В 1981 году в своей книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджер Фишер и Уильям Юри описали концепцию principled negotiation – принципиальных (рациональных, конструктивных, интегративных) переговоров. Она задумывалась

    создателями как альтернатива переговорам мягким (участники – друзья, цель –

    соглашение) и жестким (участники – противники, цель – победа).

    проблему». А их целью является «разумный результат, достигнутый эффективно и

    дружелюбно». Характерные признаки своего подхода американские авторы облекают в формулировки, тренирующие воображение: «отделяйте людей от

    проблемы», «настаивайте на применении объективных критериев», «обдумывайте взаимовыгодные варианты», «концентрируйтесь на интересах, а не на позициях».

    Получила известность и другая схема, предложенная профессорами бизнес-

    колледжа при Техасском техническом университете Грантом Сэвиджем, Ричем Соренсоном и Джоном Блейром. Они выделяют четыре основные стратегии

    переговоров: жесткая конкуренция, явные уступки, доверие и сотрудничество,

    намеренный отказ от переговоров. Чтобы в той или иной ситуации выбрать уместный вариант, руководителю предлагается ответить на два вопроса: насколько

    важен для него исход переговоров и какую роль играют взаимоотношения с партнером.

    В жестких переговорах стараются не делать уступок – считается, что это проявление слабости и верный путь к поражению. Однако уступки могут быть взаимными. Такая симметрия особенно полезна на этапе заключения партнерства.

    В жестких переговорах преимущество априори отдается тем, кто занимает крайнюю

    позицию и готов стоять на своем до конца. Реакцию визави в этом случае предугадать несложно: ответная твердолобость и нежелание идти на компромисс.

    Впрочем, глухота к чужим интересам может иметь и более серьезные последствия. Иногда участникам переговоров приходится считаться с отношением к себе со

    стороны не только оппонента, но и целого рынка.

    Еще один постулат жестких переговоров – предельная закрытость. «Не позволяйте себя просчитать», «Раскрывая карты, вы делаете себя слабее» – учат специалисты

    по «коммуникативному взаимодействию». В трудной ситуации президент

    компьютерной компании DPI Евгений Бутман поступил прямо противоположным образом – как он считает сейчас, единственно правильным.

    Многие компании стараются заранее наметить точку выхода из переговоров: их

    «жестко» прерывают, если в какой-то момент условия соглашения перестают

    отвечать минимальным требованиям одной из сторон. Альтернатива такому шагу – взять таймаут, за время которого неуступчивый переговорщик может передумать и

    смягчить свою позицию. Важно, чтобы при этом сохранялся его интерес к сделке.

    http://www.aksionbkg.com/library/112/?i_9432=10437&print=yes

    Просмотров