Иран: база Хамадан и ее использование. Хамадан (аэродром)

Российские стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и многофункциональные самолеты Су-34 прибыли на базу Хамадан 16 августа. Об их присутствии первым заявил сирийский портал Al-Masdar News. После этого сюжет о военных вылетах был показан телеканалом «Россия 2». В официальных сводках российского Минобороны база Хамадан называлась местом базирования. Никаких упоминаний о сроке договоренностей с Тегераном Минобороны России не делало. Министр обороны Сергей Шойгу публичных комментариев не давал.

Опрошенные РБК эксперты подчеркивают, что изначально стороны не обсуждали публично постоянную дислокацию российских самолетов в Иране. Однако российские политики в своих комментариях допускали, что сотрудничество будет носить длительный характер. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров говорил, что Совет Федерации будет готов ратифицировать соглашение с Ираном о размещении авиагруппы российских Вооруженных сил на авиабазе в Хамадане, если такой документ поступит. «По аналогии с ратификацией соглашения с Сирией о размещении там нашей авиагруппы ратификация соглашения с Ираном может потребоваться. Совет Федерации, я думаю, к такому решению готов», — заявил сенатор «РИА Новости» .

«Тон, в котором Иран объявил о разрыве, достаточно оскорбителен для России, поэтому я склоняюсь к тому, что продолжения сотрудничества здесь не будет», — полагает научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов.

«Третья сила» и внутренние причины

Иранские официальные лица за неделю сделали несколько заявлений, в которых обращали внимание на то, что использование Россией авиабазы не противоречит Конституции страны, которая запрещает размещение иностранных авиабаз. Председатель парламента Али Лариджани пояснял, что противоречия нет, так как Иран не передавал России базу, а Россия лишь использовала ее.

Как пишет The Wall Street Journal , взятый политиками оборонительный тон отражает обеспокоенность тем, как используются военные возможности страны иностранными правительствами. В частности, этот вопрос поднимал депутат парламента Хешматолла Фалахатпише. Тегеран впервые со времен Второй мировой войны предоставил военную базу иностранному государству.

Генеральный директор Центра изучения современного Ирана РаджабСафаровтакже обращает внимание на развернувшуюся внутриполитическую дискуссию в Иране, в частности на недовольство по поводу предоставления базы со стороны консерваторов.

Недовольство использованием аэродрома высказывали и США. Официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что использование Россией базы резолюцию Совета Безопасности ООН 2231, принятую для урегулирования вопроса с иранской ядерной программой. Министр иностранных дел Сергей Лавров парировал, что никаких поводов подозревать Россию в нарушении резолюции Совета Безопасности ООН 2231 не имеется. «В данном случае ни поставки, ни продажи, ни передачи военных самолетов Ирану не происходило», — он на пресс-конференции в Москве.

Во влиянии США на ситуацию уверен сенатор Франц Клинцевич. «Еще 20 августа министр обороны Ирана Дехган заявил, что Москва может использовать ее так долго, как сочтет нужным. Сегодня же иранская сторона объявила о прекращении использования Россией этой базы», — процитировала сенатора его пресс-служба. По его мнению, на Иран могла повлиять «третья сила» — США.

Решение Ирана не продиктовано давлением третьих стран, Иран не испугался, уверен Сафаров. Однако, предоставляя свою инфраструктуру, Иран рискует ​противопоставлением арабским странам Персидского залива, ухудшением отношений с Западом, рискует процессом снятия санкций.

На внешнеполитические риски Ирана указывает и замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев: на фоне такого тесного сотрудничества с Россией Тегерану было бы сложнее выстраивать отношения с Саудовской Аравией.

Упущенные возможности

Российские самолеты использовали базу для вылетов три дня, следует из сообщений Минобороны: 18 августа удар наносили дальние бомбардировщики Ту-22М3 и фронтовые бомбардировщики Су-34, взлетевшие с аэродромов базирования на территории России и Ирана, 16 и 17 августа ВКС России нанесли ракетно-бомбовые удары по объектам запрещенной в России ИГИЛ с использованием Су-34.

Стратегические бомбардировщики использовались Россией в сирийском конфликте и ранее, однако частота вылетов была невысокой по сравнению с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и Су-34. Ту-22М3, размещенные на аэродроме в Моздоке, Республике Северная Осетия, преодолевали более 2 тыс. км до цели. «Они летели с меньшей боевой нагрузкой», — объясняет военный аналитик Антон Лавров. По словам эксперта, сократила расстояние до цели, что позволило бомбардировщикам брать больше бомб на вылет. Руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев отмечает, что не до конца понятно, насколько вообще стратегическая авиация эффективна против децентрализованного противника.

По словам военного эксперта Виктора Литовкина, база Хамадан использовалась российскими ВКС в качестве аэродрома подскока. Это перевалочный пункт между точкой сброса и точкой вылета, объясняет эксперт. По мнению Литовкина, использование аэродрома к востоку от Сирии, а также возможность запускать в воздушном пространстве Ирана крылатые ракеты дали российскому командованию возможность оперативно увеличить интенсивность бомбардировок и ударов. «Задача выполнена — самолеты вернулись в Россию», — резюмирует эксперт. По его словам, постоянное использование базы было невыгодно в первую очередь российской стороне, ведь содержание самолетов на территории чужого государства стоит денег.

Меламедов считает, что Хамадан — большая потеря для России в первую очередь с военной точки зрения. «База Хмеймим в Сирии не может обеспечить интенсивность действий нашей авиации, которая нужна в связи с общим обострением ситуации», — уверен эксперт. Он также ставит под сомнение возможность дальнейшего запуска крылатых ракет из Каспийского моря через воздушное пространство Ирана. Выход из ситуации один, резюмирует эксперт, — предложить Тегерану​ определенные выгоды в рамках блока Турция — Россия — Иран.

О том, что ВКС РФ в ходе боевых действий в Сирии играют значительную роль — факт общеизвестный. Об этом, в частности, свидетельствуют хотя бы сообщения с фронтов Алеппо. А во вторник, 16 августа, появились сообщения о том, что российские боевые самолёты размещены на авиабазе Хамадан на западе Ирана. Сообщается о первых боевых вылетах именно с этой авиабазы и о результатах нанесенных ими авиаударов. Не заставили себя ждать и комментарии западных СМИ...

17.08.2016 (12:15) — Министерство обороны РФ . Российские бомбардировщики Су-34 с аэродрома Хамадан на территории Исламской Республики Иран нанесли групповой авиационный удар по объектам террористической группировки «Исламское государство» в провинции Дейр-эз-Зор. Самолеты несли максимальную боевую нагрузку осколочно-фугасных бомб.

В результате удара уничтожено 2 командных пункта и крупных полевых лагеря подготовки террористов ИГ в районе города Дейр-эз-Зор, ликвидировано более 150 боевиков, среди которых находились иностранные наемники.

Истребительно-авиационное прикрытие бомбардировщиков осуществляли самолеты Су-35C, базирующиеся на аэродроме Хмеймим. После успешного выполнения боевой задачи все российские самолеты вернулись на аэродромы базирования.

Комментарий: Базирование российских ВКС на иранской авиабазе Хамадан — несомненный вызов мировому сообществу — в первую очередь, США и НАТО. Сам этот факт не мог быть обойден вниманием ведущих западных СМИ.

Хамадан и раньше использовался в качестве промежуточного аэродрома, цитирует BBC военного обозревателя Илью Крамника — особенно для тех машин, что перебрасывались из центральной России.

Российские летчики не первый раз на этом аэродроме, а транспортники и раньше совершали там промежуточные посадки, полагает Крамник. Однако, использование Ту-22М3 и Су-34 непосредственно с территории Ирана — это уже новое качество .

Когда Ту-22М3 наносили удары с территории России, радиус действия составлял более 2 тысяч километров. Сейчас дистанция полета сокращается до 800 километров с небольшим. Это позволяет таким самолетам как Ту-22М3 брать бомбы с перегрузом — 20 и более тонн — и атаковать за один вылет не одну, а пять-шесть целей. Это удешевляет эксплуатацию, да и время подлета сокращается более чем в два раза.

Наконец, Ту-22М3 может быть использован в режиме дежурства в воздухе — побольше топлива, поменьше бомб — по-любому больше, чем способен нести фронтовой бомбардировщик. В этом случает он может отработать по срочному заказу. Если, к примеру, вдруг будет обнаружена группа бронетехники, «дежурящий» Ту-22МЗ в состоянии нанести по ней массированный удар, пока она не успела изменить свое местоположение.

В то же время, считает Крамник, для Су-34 ничего принципиально не меняется, более того, в каком-то смысле, Хмеймим для них удобнее, потому что ближе к потенциальным целям. Но есть существенная разница. Хмеймим — международный гражданский аэропорт курортного города Латакия, тогда как Хамадан — исторически военная база, военный аэродром, он закрыт для посторонних, в отличие от Хмеймима, который продолжает принимать внутренние гражданские рейсы. С этой точки зрения Хамадан более защищен, в том числе и от террористических атак. Кроме того, инфраструктура Хмеймима не позволяет одновременно держать там большое количество военных самолетов.

«На Хамадане можно держать самолеты без каких-либо дополнительных затрат. Достаточно просто подвезти необходимое оборудование для их обслуживания — и всё, можно совершать вылеты» , — считает Илья Крамник.

Добавить в друзья: |

: OIHS

Высота НУМ

История аэродрома

Аэродром ВВС Ирана Хамадан расположен в 47 км севернее от одноимённого города Хамадан . Именуется также как авиабаза Ноя (Noje Airbase) по имени первого погибшего 16 августа 1979 года из состава лётчиков авиабазы при выполнении боевого задания капитана Мохаммада Ноя , авиабаза Шахруки и 3-я тактическая авиабаза.

До середины 2014 года на аэродроме базировались:

Напишите отзыв о статье "Хамадан (аэродром)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хамадан (аэродром)

– Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.
– Нет, у меня злое сердце.
– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]

СМИ: Россия и Иран усилят инфраструктуру Хамадана

Москва и Тегеран ведут переговоры по возвращению российских ВКС на авиабазу Хамадан для борьбы с «Исламским государством», обсуждается изменение работы иранского военного аэродрома, которые существенно затронут его инфраструктуру, сообщил источник в военно-дипломатических кругах.

«Для подготовки авиабазы Хамадан к базированию российских бомбардировщиков Су-34 и Ту-22М3 потребуется примерно одна неделя и несколько десятков рейсов военно-транспортных Ан-124 и Ил-76, - сообщил источник «Известий». - Необходимо перебросить и развернуть наземные приводные авиамаяки и радиостанции, топливозаправщики, пусковые агрегаты и другое наземное оборудование. Системы проверки и подготовки к полету бортового радиоэлектронного оборудования. Но самое главное - это создать запас авиационных средств поражения (АСП), а также доставить на аэродром специальные погрузчики, необходимые для загрузки АСП на борт самолета. Погодные условия на авиабазе хорошие, и особой потребности в специальных укрытиях для авиационной техники нет. Но если задача будет поставлена, то быстровозводимые ангары будут готовы за одну-две недели».

В комитете Госдумы по обороне подтвердили намерение Москвы вернуться на иранскую базу в целях борьбы с терроризмом. По мнению члена комитета Госдумы по обороне Игоря Зотова, это поможет в деле борьбы с ИГИЛ*.
«Для борьбы с терроризмом хороши все методы, в том числе и возвращение ВКС России на базу Хамадан. Следует объединяться с другими странами, которые воюют против терроризма. Если Россия вернется на иранскую авиабазу, думаю, это будет во благо. Хамадан - авиабаза, которая непосредственно влияет на уничтожение терроризма», - заявил Зотов.


Депутат отметил, что когда дело касается уничтожения боевиков, несмотря на законодательство Исламской Республики, компромиссы можно найти.

Схожего мнения придерживается и член научно-консультативного совета Общественной палаты при президенте РФ, политолог Сергей Воронин, который считает, что в ближайшее время Россия и Иран найдут компромисс в вопросе возвращения ВКС России на авиабазу Хамадан.

«Иран - неоднозначная страна, которая со времен аятоллы Хомейни не выбирала между СССР и США, а занимала четкое срединное положение, позиционируя себя в качестве региональной державы со своими геополитическими интересами, - сказал эксперт. - Сейчас стороны столкнулись с недопониманием, которое они в скором времени преодолеют. Известно, что иранская сторона была недовольна тем, что информация была обнародована в Москве. По мнению Тегерана, об этом иранское руководство должно было заявить первыми либо работа должна была вестись в закрытом режиме, как и раньше. Тем более в Иране есть прозападная элита, опасающаяся введения новых санкций со стороны США, которые уже выразили обеспокоенность тандемом Москвы и Тегерана», - заключил Воронин.

Политолог считает, что Хамадан является стратегической авиабазой для России: сокращено подлетное время, самолеты могут взять большее количество боезапасов. С точки зрения стратегических бомбардировок иранская авиабаза - серьезное подспорье в борьбе против терроризма.

Иранский военный аэродром Хамадан использовался ВКС России с целью усиления авиационной группы, участвовавшей в военной операции РФ в Сирии. До этого российские дальние бомбардировщики взлетали с аэродромов на территории России, а фронтовые - с авиабазы Хмеймим на территории Сирии. Российские военные самолеты Ту-22М3 и Су-34 покинули иранскую авиабазу после того, как нанесли три удара по позициям ИГИЛ и других террористических группировок в Сирии в период с 16 по 18 августа.

Просмотров