Специальность 44.03 03 описание какие дисциплины изучает. Специальное (дефектологическое) образование — бакалавриат (44.03
Среди множества профессий, необходимых для полноценного существования и развития общества, особое место занимает профессия дефектолога, призванная оказывать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Подготовка людей к активной и самостоятельной жизни в обществе, их социализация напрямую связана с профессиональной деятельностью дефектолога. Дефектолог – так традиционно называют педагогов «особых» детей, а также помощников взрослых, испытывающих в силу проблем со здоровьем трудности приспособления к жизни. «Особые» дети – это такие же смышленые и жизнерадостные ребята, но требующие большего внимания, индивидуальных занятий, направленных на компенсацию имеющихся трудностей обучения и развития. Вот с такой группой детей занимаются дефектологи. Логопед (нейродефектолог) – специалист по преодолению нарушений речи у детей и взрослых, востребованный во все времена, поскольку умение правильно и красиво говорить является залогом полноценного личностного развития человека. В современном обществе за помощью к логопеду обращается огромное количество людей всех возрастных групп: от самых маленьких, которые только учатся говорить, до взрослых состоявшихся людей, речевой дефект которых мешает их карьерному росту или не позволяет заниматься любимым делом.
Важные учебные предметы
- Логопедия.
- Логопедические технологии.
- Специальная психология и специальная педагогика.
- Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и ЗПР.
- Психопатология.
- Невропатология.
- Возрастная анатомия и физиология.
- Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения.
- Нейрофизиология.
- Психолого-педагогическая диагностика и др.
Профессиональная деятельность
Логопед, дефектолог в логопедических кабинетах поликлинических служб, стационарах для лечения нарушений речи и других высших психических функций, центрах патологии речи и нейрореабилитации, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, а также в социальных учреждениях и службах; специалист по технике речи в студиях актерского мастерства, учебных центрах средств массовой информации; специалист в области коррекции речи в центрах адаптации для людей, имеющих проблемы речи, коммуникации, слуха, зрения, двигательной сферы; специалист в области коррекции речи и других психических функций для индивидуальной подготовки детей к обучению в школе и последующего сопровождения.
Сроки обучения:
Сроки обучения зависят от вашего базового образования.
На базе среднего
общего (СОО)
и
начального профессионального (НПО)
образования - полный
срок обучения 5 лет
.
На базе среднего профессионального (СПО)
и высшего
(ВО)
образования - возможно ускоренное обучение.
Вступительные испытания:
- Собеседование по естественным наукам о человеке и ортокоммуникации
Минимальный балл - 60 - Биология
Минимальный балл - 36 - Русский язык
Минимальный балл - 36
На базе среднего общего образования
сдается ЕГЭ по
указанным дисциплинам.
На базе среднего профессионального, высшего,
начально-профессионального (со средним общим) образования
-
сдаются тестирования по указанным дисциплинам.
Вы можете попробовать сдать
В рамках направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование в СГУ им. Н.Г. Чернышевского реализуются следующие профили подготовки: дошкольная дефектология, логопедия, олигофренопедагогика, специальная психология, тифлопедагогика. Область профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. Объекты профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы. Бакалавр по направлению подготовки 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
В области коррекционно-педагогической деятельности:
Компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;
Построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В области диагностико-консультативной деятельности:
Психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;
Консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
Оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
В области исследовательской деятельности:
Сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
Выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;
Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения;
В области культурно-просветительской деятельности:
Формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Организация культурного пространства образовательного учреждения;
Взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;
Пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Виды профессиональной деятельности выпускника : коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и профилактическая, культурно-просветительская деятельность в общеобразовательных, специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, реабилитационных центрах и других учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты.
Описание
Цель подготовки бакалавра, которая длится 4 года - формирование в специалисте готовности к осуществлению диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, культурно-просветительской и исследовательской деятельности. Благодаря тому, что произошло объединение в одно направление нескольких групп специальностей, круг дисциплин у бакалавров-дефектологов весьма обширен. Они изучают специальную психологию и педагогику, основы дефектологии, филологическую базу дефектологического образования, общеметодологические нюансы обучения в специализированных учреждениях образования. Гуманитарная подготовка предполагает изучение правоведения с основами семейного права, а также прав инвалидов и речевой культуры дефектолога.Важной частью профессиональной подготовки является производственная и учебная практика.
Кем работать
Бакалавриат по специальности дефектология готовит специалистов по нескольким профессиям, в зависимости от профиля. Логопеды работают над исправлением нарушений дикции, произношением отдельных звуков детьми или взрослыми, постановкой фонетики. Специалисты по олигофренопедагогике занимаются с детьми, страдающими врожденными психическими и генетическими заболеваниями. Специальные психологи занимаются сопровождением взрослых и детей с определенными отклонениями в поведении и исполняют обязанности воспитателей специализированных школьных и дошкольных заведений. Данные специальности достаточно востребованы и перспективны. Бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.