Религиозный, расовый, этнический конфликты. Косвенная дискриминация Вопросы для самопроверки

При развитии и усложнении общества и общественных отношений увеличиваются коммуникационные каналы, сферы влияния. Нарушается замкнутость и целостность какой бы то ни было социальной группы или общности. Культура интегрируется и становится интернациональной, все современное общество участвует в процессе глобализации. Все описанные явления увеличивают вероятность возникновения этнических, расовых и религиозных конфликтов в обществе.

Объединение этносов или рас иногда происходит демократичным и естественным путем, но чаще вызывает социальную напряженность истолкновения. Ведь любая общность стремится к сохранению своей уникальной культуры и истории, активно борется за свою территорию и самобытность.

В зависимости от уровня самосознания этнос может поразному реагировать на социальные изменения. Этноцентрические группы наиболее конфликтны. В своей борьбе могут использовать религиозные принципы и установки, следовательно, вовлекать новых участников в конфликтную ситуацию.

Выделяют основные группы причин этнических, религиозных и расовых конфликтов:

– причины этнопсихологического фактора;

политические факторы;

– социальноэкономические причины;

– социокультурные факторы и различия.

Разрушение привычного уклада общественной и культурной жизни этноса вызывает оборонительную или защитную реакцию этого этноса. Так как потеря прежних ценностей однозначно предполагает доминирование новых привносимых ценностей и норм, ассимилируемый этнос воспринимает свою культуру как второстепенную и подавляемую. Это объясняет этнопсихологические факторы и возникающие в связи с ними конфликты.

Появление новой этнической группы или религиозного движения способствует созданию новых политических лидеровполитические факторы. Социальноэкономическое положение той или иной социальной группы или этноса в конкретный исторический период влияет на общее положение группы в межгрупповых отношениях либо вызывает напряженность, и бедственное экономическое положение негативно отражается на восприятии этносом любых действий, направленных на него, либо характер взаимоотношений с другими этносами и социальными группами проецирует существующую дискриминацию, которая создает условия для возгорания конфликта.

Конфликты, возникающие по причине со циокультурных различий , наиболее остры и продолжительны, так как происходят вследствие насильственного разрушения культурных различий. Ассимилируются и разрушаются религиозные, языковые и другие культурные нормы. Все это дезинтегрирует этнос и поэтому встречает сопротивление.

Классификация материалов по конфликту

Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четырех главах:

  • а) конфликт как осознанная конкуренция,
  • б) война, инстинкт и идеалы,
  • в) соперничество, культурные конфликты и социальная организация,
  • г) расовые конфликты.

А) Осознанная конкуренция .

Самосознание индивида формируется во время контактов и конфликтов личности с другими личностями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классовых и кастовых различениях и в любом другом социальном порождении, посредством которого сохраняются социальные дистанции. Именно из реакций, вызванных социальными контактами и взаимовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее привилегии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с интересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности. Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.

Б) Война, инстинкт и идеалы .

Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подавляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в другое время могли бы объединить соперничающие стороны или группы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все времена, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организованными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности отчизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас. Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с одной стороны, и к человеческим идеалам - с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека - дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстинкты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, представления о том, что традиция, культура, коллективные репрезентации никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического исследования и заключается в том, чтобы определить, каким именно образом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обусловливает организацию установки на борьбу. Есть исторические примеры того, как воинственные народы становились мирными, и как миролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса - первейшее условие любого применения контроля.

В) Соперничество, культурные конфликты и социальная организация.

Соперничество - это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция подчинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким образом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы. В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с другими группами за выживание и успех имеет целью высшее благополучие включающего ее в себя общества. Однако фактически сектантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероисповеданию означает вхождение в группу аккомодации, которая посредством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп. В случае культурного и политического конфликта функция конфликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, - «принимает решение». Только там, где есть конфликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом случае есть условия для рационального поведения.

Г) Расовые конфликты.

Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом. Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровождающие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве. Более позитивный фактор расового антагонизма - конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, занимающего более высокий статус, конкурировать на равных с народом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущности, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение - это фактически борьба за статус в семье народов. В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

Понятие «тыла» станет все более призрачным. Если в начале 20 в. тыл начинался в паре км от линии фронта, где маркитанты разворачивали рестораны для господ офицеров, а солдаты беспечно спали крепким сном, составив ружья в «козлы», то уже в середине 20 в. тыл определялся дальностью полетов бомбардировщиков противника, а в конце века – местоположением ближайшей важной цели для стратегической ядерной боеголовки.

В 21 в. новые средства поражения – гиперзвуковые ракеты и ударные летательные аппараты, космические боевые системы сделают понятие тыла вообще условным. Противники будут иметь возможность в реальном времени наносить удары на любую глубину территории противника, по любым целям. Успех в такой войне будет определяться гибкостью системы боевого управления, способностью её противостоять ударам, защищенностью ключевых элементов инфраструктуры от ударов с воздуха и дублированием этих систем.

Война станет скоротечной .

Мировые войны 20 в. велись на истощение стран – участниц, так как существующие вооружения не имели достаточной мощности для нанесении противнику неприемлемого ущерба, дезорганизации системы управления и разрушения его промышленного потенциала.

В 21 в. наличие ядерного оружия, насыщенность войск высокоточным оружием, способным уничтожать цели на любой стратегической глубине, новые системы разведки и целеуказания позволяют за минимальный период времени нанести неприемлемый ущерб противнику, парализовать его систему управления и уничтожить военный и промышленный потенциал.

В 21 в. большое значение приобретут информационные технологии. Успех грядущих войн будет зависеть от того, кто первым получит самую полную информацию о противнике, кто сможет её максимально быстро обработать, передать войскам в виде распоряжений и целеуказаний и сможет защитить свой информационные каналы от воздействия противника. Маскировка и защита информации приобретут в 21 в. статус родов войск. И новейшие технологии в этих областях станут определять боеспособность армии.

Уже война в Югославии в 1999 г. показала, насколько искусство маскировки является важным для современной войны, когда за 76 суток непрерывных бомбежек авиации НАТО так и не смогла серьезно подорвать военный потенциал сербов и все потери югославской армии от ударов НАТО составили 462 убитых солдат и офицеров и несколько десятков танков, БТР и орудий.

Главным пространством, в котором будут проходить войны 21 в. станет небо и космос. Уже в ходе Второй мировой войны стало ясно, что господство в воздухе определяет успех наземных операций, а к концу 21 в. появился термин «воздушная наступательная операция», сменившись затем «воздушно – космической наступательной операцией».


В 21 в. война окончательно станет «вертикальной», и главным полем боя станет небо.

Войска ВВС – ПВО – ВКО становятся главным видом вооруженных сил, постепенно вытесняя Сухопутные войска на второстепенные роли. Сухопутные войска будут использоваться в локальных войнах, противопартизанских, контртеррористических операциях.

Основным боевым соединением Российской Армии станет общевойсковая бригада с кадрами и техникой. Норматив подъема по тревоге - 1 час, переброска на театр боевых действий – сутки. Развертывание и оснащение ВС России «по штатам военного времени» - год.

Решать исход грядущих войн будут авиация, спутники, системы ПВО, ПРО. Функционирование этих систем невозможно без создания АСУ, устойчивых к внешним воздействиям, рассредоточенным по подсистемам, гарантирующим сохранение работоспособности при поражении части элементов.

Другой средой, в которой будет решаться исход войн будущего, станут моря и океаны. По мере их освоения будут совершенствоваться подводные и надводные силы. Глубина придает неуязвимость. АПЛ, погрузившаяся на километровую глубину, становится неуязвимой для всех существующих типов оружия, страшное давление просто разрушает любые торпеды или бомбы. Даже энергия ядерного взрыва на такой глубине «ужимается» до критического мизера. Создание сверхглубоководных ракетных крейсеров позволит в любых условиях сохранить ядерный потенциал сдерживания.

В 21 в. стратегически важной будет текстильная индустрия. Получены образцы тканей способные реагировать на изменение внешней среды, изменяющие цвет в зависимости от температуры окружающей среды. Открыты и исследованы полимеры, реагирующие на радиоактивное излучение, инфракрасное, ультрафиолетовое облучение, изменяющие цвет в зависимости от степени освещенности. Одежда с такими тканями способна предупредить своего хозяина о радиоактивном заражении и инфракрасном облучении. Ткани формы солдата будущего будут самостоятельно реагировать на повышение и понижение температуры окружающей среды, защищать от ветра, дождя и пыли. Маскироваться под окружающую местность и время суток. В любых условиях поддерживать комфортную температуру и условия для тела хозяина. Предупреждать его о радиоактивном и химическом заражении. Об облучении радиолакационными и инфракрасными приборами. Самостоятельно оказывать первую помощь: уже разработаны волокна, антисептические и обезболивающие пропитки, которые реагируют на характерные химические соединения крови. Такая ткань при ранении «присасывается» к ране, и взаимодействуя с кровью, выделяет обезболивающие, обеззараживающие и кровесвертывающие препараты.

Вопросы и задания -

1. В чём состояли основные идеи нового политического мышления? Могла ли политика Горбачёва строиться на иных принципах?

2. Дайте характеристику внешнеполитического курса М.С. Горбачёва, оформив ответ в виде развернутого плана.

3. Какова роль США, России и других государств мира в становлении нового миропорядка? 8.Как сказалось завершение «холодной войны» на положении в мире?

4.В чём и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада? Опираясь на материалы современных СМИ, проиллюстрируйте свои выводы. Как вы думаете, сейчас идёт процесс стирания противоречий или их углубления?

5.Охарактеризуйте взаимоотношения России со странами СНГ, опираясь на материалы СМИ и Интернета, дайте оценку их современному состоянию.

6.Как вы понимаете термин «перезагрузка отношений», к чему он относится?

7.Дайте характеристику глобальным проблемам современности. Какую из них вы считаете наиболее сложной, опасной для жизни на Земле? Приведите доводы в подтверждение своего мнения.

8.Как вы объясните тот факт, что после 1991 г. число локальных конфликтов остается значительным?

9.Чем была вызвана резкая активизация миграций населения в ХХ в.? Что такое трудовая миграция? Приведите примеры.

10.Каковы предпосылки расовых конфликтов? Объясните термин «косвенная дискриминация».

11.Какая международно - правовая основа решения этнических проблем сложилась в современном мире? Почему ее существование не привело к полному разрешению этнических конфликтов в информационном обществе?

12. Что такое мультикультурализм и система квот? Как вы считаете, решают ли они проблему этнических противоречий?

13. Как вы понимаете термин «устойчиво - безопасное развитие»? Что препятствует переходу к нему в глобальном масштабе?

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всœей истории США его цветное населœение по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всœегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населœения.

В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 ᴦ. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное населœение добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы ʼʼафроамериканцыʼʼ стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причинœе их ʼʼнеискоренимого расизмаʼʼ, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев - чиканос . С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелœегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. По этой причине расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гᴦ. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др.
Размещено на реф.рф
Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населœения. В результате неравномерности расселœения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населœения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта͵ Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в базе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2. На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3. Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4. Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Восстановление конституционного порядка в Чечне. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Обстановка в Таджикистане. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Знать: причины межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и на Кавказе.

Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в современной России.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и националистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Расовые конфликты в США - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Расовые конфликты в США" 2017, 2018.

- 25.92 Кб

На тему «Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?»

Введение………………………………………………………… ……………...3

1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?................... .............................. .............................. ..........................3

Заключение…………………………………………………… …………………

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Поэтому в повседневной жизни люди часто встречаются с конфликтными ситуациями. Ибо конфликт – это столкновение, а столкнуться могут мнения, силы, интересы, влечения, притязания… Список может быть продолжен сколь угодно, так как проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны. В любом случае конфликты занимают большое место в нашей жизни.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Но в целом конфликт - не трагедия, а естественный процесс, который возникает внутри человеческого сообщества, будь то классный коллектив, семья, учебное заведение, организация, где вы работаете. Часто это помогает выявить рациональное зерно в разрешении ситуации, если конфликт не выходит за рамки разумного в способах выяснения истины. Такие разногласия даже являются стимулом и к личностному росту, и к объединению коллектива, и к укреплению взаимоотношений.

  1. Понятие «конфликт» и его сущность.

Существует огромное множество определений термина «конфликт» . Наиболее полным и универсальным для многих дисциплин, на мой взгляд, является данное: «Конфли́кт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.»

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

  1. Предпосылки и стадии развития конфликта

Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека - еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Конфликт включает в себя 2 фазы: латентная (конфликт скрытого характера) и фаза открытого конфликта.

Предконфликтная ситуация образует латентную стадию. Это рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных интересов не всегда сразу осознается.

Многообразие причин возникновения конфликта можно отнести к 5 группам:

  • Стремление к превосходству;
  • Проявление агрессивности;
  • Обесценивание потребностей других людей;
  • Нарушение правил;
  • Обстоятельства, вызывающие негативную реакцию или состояние еще до конфликта, до общения.

Рассматривая первую группу «стремление к превосходству», можно сказать, что это самая большая группа конфликтов. Основой возникновения которых является слово. Ведь, как известно, на каждое слово, порождающее конфликт, в свой адрес человек отвечает более сильным конфликтным словом.

Примером конфликтной ситуации здесь, можно назвать очень много. Таковыми, по моему мнению, являются подшучивание, перебивание собеседника, навязывание своих советов. Также, я считаю, способствуют конфликту прямые проявления превосходства: угрозы, приказания, обвинения. Нередко причиной конфликта является снисходительное отношение, такие слова как «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не надо так волноваться» и др. – также могут вызвать агрессию со стороны оппонента разговора.

Во второй группе «проявление агрессии» как правило, выделяют два вида агрессии: природная и ситуативная. Примеров природной агрессии существует очень мало, так как она сдерживается, почти может быть сведена на-нет образованием, примером поведения близких людей (особенно в раннем возрасте), моральными устоями, законами общества и структурами, ответственными за соблюдение этих законов. А вот ситуативную агрессивность, я считаю, может спровоцировать плохое настроение или самочувствие, неприятности (личные или профессиональные), а также как ответная реакция на полученное обидное сообщение.

Основной чертой обесценивания потребностей других людей, я думаю, является эгоизм, а также обман или попытку обмана. Человек ведет себя как ребенок, думающий, что весь мир крутится вокруг него, и все люди обязаны отказаться от своих потребностей и обслуживать его собственные. Такая личность добивается конкретной цели за счет других людей, а не за счет своих собственных ресурсов.

Говоря о нарушении правил, я могу сказать, что нарушение любого правила является фактором, провоцирующим конфликт – будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения, семейных договоренностей и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.

Провокацией конфликта может послужить случившийся до вашей встречи с собеседником контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода и т.п.

На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосредственные действия, направленные на изменение ситуации: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ожидает своего часа, затаив обиду.

Если конфликт все же продолжает развиваться наступает вторая фаза – фаза открытого конфликта (конфронтация). Данная фаза включает в себя несколько стадий: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Я считаю, что инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Наиболее ярким примером, как мне кажется, является убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Далее конфликт может развиваться только двумя путями - посредством усиление враждебных действий по отношению друг к другу (эскалации); либо посредством дифференциации предмета конфликта (деэскалация). Примером эскалации, я думаю, можно назвать специфику действий Германии во Второй мировой войне, когда за нападением ее на Польшу последовали вооруженные вторжения в Данию, Бельгию, Люксембург и т.д.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что вторая проиграла. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и данное происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении хочу сказать, чтобы уметь справляться с конфликтами и пытаться их предупредить, необходимо понимать природу конфликтов, причины их возникновения, возможные пути развития и модели поведения в них. Также, я считаю, что тщательный анализ конфликта необходим для преодоления трудностей при погашении конфликтов, для установления возможных причин и последствий данного конфликта.

Нет конкретных рекомендаций для предотвращения конфликта, если не изучена вся многогранность его: причина возникновения, психологическое состояние сторон, объект конфликта, готовность оппонентов к сотрудничеству по предотвращению, либо урегулированию конфликта и т.д.

В то же время понятно, что надо стараться всячески избегать возникновения, а если это не возможно, то разрастания конфликтов в глобальные катаклизмы, как в коллективе на предприятиях, так и в общемировых масштабах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии / сост.: Н. А. Гончарук, Г. П. Костевич.
  2. Анцупов, А. Я. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 81. - 551 с.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2003.
  4. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М., 2000.
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды -- М.; Воронеж, 2005.
  6. 1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?.........................................................................................................3
    Заключение………………………………………………………………………
    Список использованных источников………………………………………….8

Просмотров