Пять самых известных цирковых династий. Пять самых известных цирковых династий Сколько братьев запашных 2 или 3

Приезжала в гости известная семейная телепрограмма. Снимали всех Запашных - Татьяну Васильевну, тетю Олю, Людмилу Семеновну, братьев. А мы с Ленкой в соседней комнате чуть ли не в шкафу прятались, давясь от смеха. Для нас это было просто игрой. Если для дела надо - почему нет?

Сажусь с книгой на диван, фоном работает телевизор. Услышав знакомый голос, взглянула на экран - какая-то программа берет интервью у дрессировщика Запашного.

Внимание, зрительницы, перед вами завидный жених! - ликует ведущая. - Скажите, Эдгард , а какие девушки вам нравятся?

Тот принимает глубокомысленный вид и начинает перечислять:

Красивые, умные, с чувством юмора.

И вам такая еще не встретилась?

Нет, пока ищу.

Нас связывали тринадцать лет близких отношений, но Эдгард все эти годы изображал перед зрителями холостяка, это, конечно, увеличивало его популярность у женской половины зрительской аудитории. Подобным образом живут многие знаменитости. Бывает, у них давно уже и жены, и многочисленные дети, а они все рассказывают о поисках идеала. У нас, правда, детей не было. И до ЗАГСа мы не дошли. В династии Запашных есть такое, может, суеверие - все мужчины в их роду находили счастье только во втором браке. Мистика просто. Хочешь верь, хочешь нет. Но Эдгард в это верил и боялся - если мы с ним поженимся, вдруг сразу разбежимся? Я была такого же мнения: без штампа обойдемся, ведь и так все хорошо. Но безусловно, мы были семьей. И превращение Эдгарда из начинающего укротителя в настоящую звезду происходило на моих глазах.

Дети цирковых артистов растут за кулисами. Мой папа Владимир Александрович Петриков - гимнаст, а мама Лариса Николаевна работает с собачками. Когда была маленькой, мы жили в Саратове, но колесили с гастролями чуть ли не двенадцать месяцев в году.

Однажды в Ростове-на-Дону - мне лет восемь было - играла возле репетиционного манежа. И вдруг вплывает принц на белом коне! Мальчик в аккуратненьком сюртучке, волосы развеваются. Конь высокий, стремя и ноги мальчишки на уровне моих глаз, а сам он словно парит в высоте. Как в сказке! Это был Эдгард, который тоже приехал на гастроли вместе с родителями и младшим братом Аскольдом и работал тогда в номере «Высшая школа верховой езды». Было очень красиво. Когда спустя годы я ему об этом случае напомнила, он произнес неуверенно: «Да, вроде была какая-то девочка». Но рассказ этот запомнил, и однажды под окном моего гостиничного номера в Омске вдруг раздался истошный вопль: «Петрикова-а-а! Выгляни!»

Выглянула - и что вижу? Мой любимый гарцует на белой лошади и машет мне рукой! Оказалось, возле цирка девочки из конной школы катали детей и Эдгард выпросил у них лошадку, чтобы «девушку поразить». Я долго потом его подкалывала: «Прискакал мой прыщ на белом коне!» Гарик - так зовут его самые близкие - не обижался, мы всегда любили подшутить друг над другом.

Но я забежала вперед. Когда исполнилось семнадцать, меня, подающую надежды гимнастку, пригласил на работу сам Вальтер Михайлович Запашный, отец Эдгарда и Аскольда . Конечно согласилась, хотя наставника боялась безумно: все знали, что в работе он настоящий монстр. Репетиции начинались в девять утра - и попробуй опоздать! А потом много часов подряд - лошади, воздушная гимнастика, акробатика. Готовили с Эдгардом новый номер «Па-де-де на лошадях» - акробатическая пара на спинах бегущих лошадей. Кажется, все: еще пять минут - и просто свалишься от усталости. И тут, благостно улыбаясь, Вальтер Михайлович наконец говорит: «Теперь можно и отдохнуть. - Только дух переведешь, как он добавляет: - Сделай-ка пятьдесят отжиманий. А потом упражнения на пресс». К вечеру бывала еле живой. А Вальтер Михайлович все с той же интонацией и выражением лица: «Устали, милые? Отдохните, а завтра в девять жду!»

Репетировали мы вместе с Баранкой - так все зовут мою подругу Елену Бараненко. Нам, двум Ленам, в цирке дали прозвища: ей - по фамилии, а меня за невысокий рост окрестили Малой. Бараненко - это прямо-таки достопримечательность нашего коллектива, ходячий прикол. Блондинка с голубыми глазами, активная и легкая в общении, она обладает таким высоким голосом, что едва услышав его, люди начинают хихикать. Хотя специально Лена не старается никого насмешить, само собой получается.

Начинала я свою работу в коллективе другого Запашного - Мстислава Михайловича, брата Вальтера. Выпустила там потрясающе красивый «Корд-де-парель» - воздушный номер почти под куполом, на высоте пятнадцати метров без страховки.

Но однажды просыпаюсь после очередной репетиции - дикая боль. Сорвала спину: не разогнуться, ползаю еле-еле. В больнице на Пироговке поставили неутешительный диагноз: «Все, налеталась! Если продолжишь работать - парализует». Рыдала взахлеб, дальнейшая жизнь теряла смысл. Вытащил меня из этого состояния доктор-мануальщик - наш, цирковой. Своими волшебными руками он вправил позвонки, но настойчиво порекомендовал на три месяца взять паузу, отложить репетиции - пусть организм отдохнет.

Но не болтаться же без дела! И тогда по совету мамы я занялась дрессурой собачек. Как говорится в таких случаях, не было бы счастья, да несчастье помогло: открыла для себя эту профессию. Псы для меня как дети: бобтейлы, лабрадоры, пудели, несколько дворняжек - все наши чудесные четверолапые артисты. Они живут в цирке, у каждого свой очень удобный вольер, а для дальних гастролей - комфортабельная машина с местом для выгула. О своих питомцах могу говорить часами. Как и Эдгард о тиграх...

Наши отношения с будущей звездой начались на гастролях в Саратове. Накануне Аскольду, большому фанату технических штучек, родители купили игровую приставку, и вся наша цирковая молодежь после представления завалилась к нему в номер - посмотреть. То, как он играл, отдельная картина: Аскольд с упоением нажимал на кнопки, чертыхался, охал, все эмоции были на лице. Он сражается, а мы с Эдгардом над чем-то прикалываемся. У цирковых особое чувство юмора, свои словечки, шуточки, розыгрыши, не всегда понятные людям со стороны. Вот пример. Если в коллектив приходит новенький, кто-то из старожилов между делом обязательно пошлет его к инспектору манежа (есть такая должность). Тот скажет:

Вот тебе ведро, принеси фифляков.

И человек бегает, ищет:

Вы не подскажете, где найти фифляки?

Посмотри, может быть, их в конюшню унесли?

И все хохочут у него за спиной, потому что фифляк - это просто трюк: прыжок назад с ног на руки и обратно. Или, например, выдают новичку зубную щетку: «Надо срочно почистить зубы лошадям перед утренним представлением!» И бедняга с этой щеточкой несется в конюшню, ловит несчастных животных, лезет им в рот. Те, конечно, в шоке. Невинные, незлые розыгрыши.

Вот и тогда в саратовской гостинице мы тоже дурачились и хохотали. На зануду я бы и внимания не обратила, будь он хоть трижды расчудесным, а Эдгард был очень веселым, компанейским - обаяшка, словом. Мы стали встречаться, ходили в кино на ночные сеансы или в клубы зажигать до утра. У Запашного тогда были светлые волосы, а я стриглась «под Клеопатру», поскольку увлекалась историей Древнего Египта, вместе мы смотрелись артистично, ярко и трешево. У Лены Бараненко между тем развивались отношения с Аскольдом, там тоже все было чудесно.

И как-то само собой получилось, что в гостиницах мы с Эдгардом стали жить вместе. А поскольку цирковые гастроли - это не день-два и даже не неделя, быт начали обустраивать по особым правилам. Оба мы «эстеты хреновы» - так называли друг друга. Завтракать-обедать - обязательно за сервированным столом: приборы только одинаковые, скатерть, салфетки. Так принято и у Запашных, и у моих родителей. Все культурно, со вкусом, и никаких сваленных в кучу макарон с кетчупом и сосисками! Возили с собой много барахла: портьеры, подсвечники, подушки...

Заходишь в номер, видишь обшарпанные стены, серые покрывала и достаешь свои шторы, всякие штучки - создаешь уют. Бюджет был общим, распределяли каждую копейку: столько - на питание, столько - на другие нужды. Больших доходов ведь тогда не было. Ни разу не просила у любимого ни шубу, ни машину. А когда пришли деньги и успех, появились и дорогие подарки, вообще Эдгард - щедрый человек. Помню, выиграв в шоу «Король ринга», на гонорар Эдгард купил мне машину, о какой мечтала. Это был такой сюрприз! Хотя первым подарком стал золотой браслетик, который он преподнес на Восьмое марта, храню его до сих пор.

После очередных гастролей зашли к моим родителям и объявили, что мы теперь пара. Они порадовались за нас: «Отлично!» И Вальтер Михайлович с Татьяной Васильевной приняли меня в семью. Тепло отнеслись и тетя Оля - сестра Татьяны Васильевны, и их мама Людмила Семеновна - бабушка Эдгарда и Аскольда.

Цирк - уникальный мир, а Запашные в нем занимают особое место. Работать с хищниками сложно и опасно, укротитель должен обладать железной волей, крутым характером. Мямлю, если тот вдруг найдет в себе смелость войти в клетку, тигр в секунду сожрет - силища-то у хищника огромная! Помогая Эдгарду, я иногда возилась с тигрятами, приучала их к рукам, и однажды в вольере подошел такой большой милый котенок и играючи, почти нежно прихватил меня за ногу. Как будто билетик прокомпостировали в трамвае: щелк! И в ноге от клыков две дырки до кости. А ведь это всего лишь тигренок - что же говорить о взрослых животных?!

Вальтера Михайловича тигры рвали не раз. Первый его выход на манеж с хищниками закончился печально. Он к тому времени был известным акробатом, но мечтал стать дрессировщиком. В Росгосцирке его долго отговаривали: семейный номер Запашных (он выступал с братьями) имел успех, приносил хорошую прибыль, и вдруг Вальтер к тиграм собрался уходить! Но тот стоял на своем. Видимо, чиновники нарочно подсунули ему тигрицу-людоедку: мол, давай попробуй, выскочка! Тигрица эта по имени Багира уже рвала людей, знала вкус крови, и значит, инстинкт убийцы мог проснуться в любой момент. Что и случилось прямо на премьере: Багира бросилась на Вальтера Михайловича, он потом месяц или два провел в больнице.

«Тигра-убийцу надо усыпить!» - убеждали его опытные дрессировщики. Но Вальтер Михайлович отказался, вернулся на манеж и продолжил работать с Багирой. Больше она на него не нападала, наоборот, говорили, стала верной как собака.

Вскоре он создал грандиозный номер «Львы и тигры»: тридцать восемь хищников на арене, подобного в советском цирке не было. Еще один крутой номер - в клетку Вальтер Михайлович вводил коня Халура. Тот бежал по кругу, а тигры запрыгивали ему на спину - это называется курс. А ведь в природе лошадь для хищников - лакомая добыча. Чудеса дрессуры!

Так вышло, что Вальтер Михайлович поссорился с братом Мстиславом (причина мне неизвестна). Они не разговаривали несколько лет и до самой смерти Вальтера Михайловича так и не помирились по-настоящему. В семье Запашных это очень больная тема. И когда мы с Леной Бараненко вошли в семью, Татьяна Васильевна строго-настрого предупредила нас: «Никогда не вбивать клин между братьями! Поссорились сами - между собой и разбирайтесь, Гарика и Аскольда не впутывайте!» Мы с Леной обнялись и торжественно пообещали никогда не вставать между братьями. Следуем этому правилу семьи до сих пор.

В четверг, 22 сентября, на 79-м году жизни скончался дрессировщик Мстислав Запашный, один из самых ярких представителей старейшей цирковой династии России. О том, кто такие Запашные и чем прославилась их цирковая династия, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Вальтер и Мстислав Запашные

У Михаила и Лидии Запашных родились пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь.

Михаил не хотел, чтобы его дети работали в цирке, надеялся, что они получат хорошее образование и поэтому принципиально не брал их на гастроли. Однако во время Великой отечественной войны 16-летнему Вальтеру и 6-летнему Мстиславу пришлось выступать с акробатическим номером в Саратовском цирке, чтобы прокормить семью. После войны мальчики остались в цирке и выступали в самых разных жанрах: клоунаде, воздушной гимнастике, джигитовке, мотогонках, дрессировке животных, укрощении хищников.

И хотя со временем братья стали выступать раздельно, оба пришли к дрессуре.

Кстати, именно Вальтер Запашный впервые на манеже оседлал льва и создал аттракцион «Среди хищников», в котором одновременно участвовали тигры, львы, пантеры и рыси.

А Мстислав окончил режиссерский факультет ГИТИСА и прославился не только как дрессировщик, но и как постановщик цирковых программ. Так, в 1977 году он создал единственный в мире спектакль, где в одной клетке оказались слоны и тигры, в 1996 году артист получил за него Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Не менее известен и героико-исторический цирковой спектакль-пантомима Мстислава Запашного «Спартак», который по масштабу постановки не имеет аналогов в мире. С 2003 по 2009 год Мстислав Запашный занимал должность гендиректора Росгосцирка.

Основатели династии

Основателем цирковой династии укротителей, гимнастов и акробатов Запашных был клоун Карл Томсон, который гастролировал еще в царской России под псевдонимом Мильтон. Дочь Томпсона, Лидия, с 15 лет выступала в цирке как наездница и гимнастка, а ее муж Михаил Запашный дал династии всем известную фамилию.

Михаил Запашный родился в 1900 году и к цирку отношения не имел — он работал портовым грузчиком в небольшом приморском городке Ейске. На арену его пригласил борец Иван Поддубный, который заметил недюжинную силу молодого человека. Так, Михаил начал практиковаться в жанре французской борьбы и некоторое время выступал под псевдонимом Орленок. Позже он увлекся силовой акробатикой и особенно прославился с номером «Акробаты-снайперы», элементом которого была стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Эдгард и Аскольд Запашные

Эдгар и Аскольд Запашные — самые известные продолжатели семейной традиции, дети Вальтера Запашного. В семилетнем возрасте братья впервые вошли в клетку к хищникам и с тех пор работали в самых разных цирковых жанрах. Сейчас они успешно гастролируют по стране. Получили ряд цирковых премий, признавались «Лучшими цирковыми артистами года», с 1999 года — заслуженные артисты России, а с 2012 им присвоено звание народных.

Их старшая сестра Марица также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Кроме того, у Аскольда и Эдгарда огромное количество двоюродных братьев и сестер, все они так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже независимо друг от друга.

Династия дрессировщиков Запашных

Запашный Мстислав Михайлович - советский и российский артист цирка. Занимался дрессировкой животных. Был народным артистом СССР. Вместе с братьями (Игорь и Вальтер) входил в цирковую группу «Братья Запашные». В статье будет описана краткая биография артиста. Итак, приступим.

Мстислав Запашный: семья

Герой данной статьи появился на свет в Ленинграде в 1938 году. Мать мальчика - Лидия Карловна - приходилась дочерью клоуну Мильтону. Уже в пятнадцать лет она умела играть на пианино, жонглировать, крутить сальто и лихо скакать на лошади. А отец - Михаил Сергеевич - только пришёл в манеж и был новичком. До этого он трудился в Ейске портовым грузчиком и славился своей огромной силой. После Гражданской войны Михаила заметил Иван Поддубный и предложил попробовать себя в борьбе. В то время соревнования по данному виду единоборств проводились в цирке. Фамилия Запашный не очень годилась для афиш, поэтому Михаил взял себе псевдоним - Орлёнок.

Но вскоре новоиспечённому артисту наскучила демонстрация только своей физической силы. Поэтому молодой борец стал осваивать разные цирковые жанры. Через какое-то время Михаил придумал с Георгием Мельченко силовой номер. С той поры они и стали выступать под псевдонимом братья Мильтонс. Также у партнёров был весёлый номер «Акробаты-неудачники» и опасный «Акробаты-снайперы». Михаил обладал большей силой, поэтому исполнял роль живого пьедестала - удерживал Георгия в различных стойках. А тот целился с помощью маленького зеркала, стреляя из «мелкашки» по мишени. Успех номера зависел от точности выстрела и слаженной хладнокровной работы акробатов.

Вот в такой семье и появился на свет Мстислав Запашный. Сестра и пятеро братьев унаследовали от родителей и явный талант, и высокую работоспособность. Но сам Михаил Сергеевич не очень хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Каждому из них он стремился дать хорошее образование и востребованную профессию. Чтобы не таскать с собой родню на гастроли, Запашный-старший приобрёл в Ленинграде небольшой дом. Именно здесь всю семью и застала война. Михаил Сергеевич вместе со старшим сыном ушёл на фронт. Его супруга находилась на гастролях и не смогла вернуться в осаждённый город. Аня, Мстислав, Игорь и Вальтер остались в блокадном Ленинграде вместе с Анной Макаровной (бабушка). Потом была эвакуация, и они отправилась в Поволжье. Там дети встретились с мамой. Лидия Карловна выступала с партнёром мужа в номере «Меткие стрелки». Запашные жили в нужде, поэтому после представлений матери приходилось разгружать вагоны и баржи.

Юный артист

В саратовском бомбоубежище маленький Слава и Вальтер начали репетировать свой цирковой номер. Вскоре они стали выходить на арену вместе с мамой. Мстиславу было семь, а Вальтеру - семнадцать лет. В 1946 году мальчиков оформили артистами официально, но через год, во время гастролей на Дальнем Востоке, их номер решили расформировать. Братья были очень возмущены. Вальтер убедил мать поехать в Москву. Мальчикам позволили выступить на столичной сцене. Оценивать циркачей пришла суровая комиссия из главка. После того как инспектор манежа объявил: «Юные акробаты», мальчики выбежали на сцену. Вальтер не сомневался в зрительской поддержке номера, так как у него на руках младший брат выполнял пируэты, сальто - наиболее сложную трюковую комбинацию из имеющихся семи элементов. У сидящих в зале складывалось впечатление, будто Вальтер жонглирует Мстиславом. Публика устроила ребятам овацию. Их вызывали на бис больше десяти раз. При этом Славу выносил на манеж сам Карандаш. После триумфального номера Запашных им не только разрешили дальнейшие выступления, но и установили самую высокую зарплату.

Новые жанры

В 1949 году Вальтеру пришла повестка в армию. Мстислав последовал за старшим братом, став сыном полка. Мальчики начали работать в ансамбле песен и плясок (Одесский военный округ). Именно здесь Запашные полюбили балет и научились танцевать. До конца своих дней Мстислав, признанный цирковой мастер и режиссёр, уделял большое внимание пластической стороне номеров. Он использовал при создании спектаклей как цирковые, так и хореографические средства.

В последующие годы в номере с Вальтером Мстислава заменил Игорь (младший брат). Ну а герой данной стал пробовать себя в разных жанрах: дрессировке (хищники, крупные экзотические животные, лошади), клоунаде и воздушной гимнастике.

«Акробаты-вольтижёры»

Именно так назывался номер, который в 1954 году придумал Мстислав Запашный вместе с тремя братьями. Это была очень виртуозная работа. Игорь и Мстислав буквально подлетали на руках у своих старших братьев, безупречно выполняя уникальные трюки. И по сей день никто не смог их повторить. Рекорды Запашных горячо приветствовались зрителями.

Масштабность

Тем временем в голове Мстислава появлялись новые замыслы. В двадцатилетнем возрасте он уже наверняка знал, что все его цирковые номера станут настоящим открытием. Менялись партнёры, жанры, но одно было постоянным: абсолютно все начинания Запашного отличались грандиозностью и масштабностью размаха. Именно поэтому его номера пользовались у зрителей такой популярностью и со временем вошли в золотой фонд как отечественного, так и мирового циркового искусства.

Новый жанр

В 1964 году Запашный Мстислав Михайлович подготовил новый номер под названием «Акробаты-вольтижёры на лошадях». То есть атлеты стояли на спинах животных. Именно так и появился этот новый цирковой жанр. Во время гастролей в Японии и Франции номер получил высшие мировые призы.

Спектакли

В 1977 году Мстислав Запашный создал номер с одновременным участием в одной клетке извечных врагов джунглей - тигров и слонов. Никто в мире ещё не делал подобного. Дрессировка больших животных, да ещё и хищников, сама по себе довольно опасна. А при вводе в клетку к слонам тигров всё многократно усложняется. Этот аттракцион стал не просто захватывающим и ярким зрелищем. «Слоны и тигры» представляли собой художественное произведение со строго и точно выстроенной композицией. Главным посылом зрителю была идея дружбы, а также заботы человека об окружающей природе. Спектакль стал самым крупным достижением не только отечественного, но и мирового циркового искусства. Вскоре аттракцион получил Государственную премию РФ.

В 1991 году Мстислав Запашный поставил новый спектакль. Это была героико-историческая цирковая пантомима «Спартак». По наличию технических средств, количеству животных, составу действующих лиц и художественному воплощению она не имела аналогов.

Цирк Мстислава Запашного в Сочи

С 1992 по 2003 год герой данной статьи не только возглавлял это учреждение, но и был его художественным руководителем. В 1996 г. к юбилею Сочинского цирка (25 лет) артист поставил две программы: «Звёзды мирового цирка» и «Я люблю тебя, Россия». Дети Мстислава Запашного во всём ему помогали. На протяжении пары сезонов шоу шли с колоссальным успехом как в самом Сочи, так и во всех крупных городах России. Две этих программы легли в основу создания нового гала-представления, с которым Запашный отправился в прощальный артистический тур по Юго-Восточной Азии (Австралия, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Италия) и Европе. Также гастроли прошли в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже, Ростове и Краснодаре.

Заключение

В последние годы Мстислав Запашный, биография которого представлена выше, успешно осуществлял новые крупные программы. Это строительство в Сочи театра морских животных, трансформация зрительного зала на 2 тыс. человек и превращение его в театр-варьете или мюзик-холл, постоянная работа в ночное время ресторанов, казино и дансинга в здании. Имея немалый опыт в шоу-бизнесе и зная изнутри эстрадное и цирковое искусство, Мстислав Михайлович стремился преумножить и сохранить лучшие цирковые традиции в нашей стране.

С 2003 по 2009 год герой данной статьи возглавлял Росгосцирк. В 2010 г. его сменил на этом посту А. Калмыков. 22 сентября 2016 года - вот дата, когда скончался в Сочи Мстислав Запашный. Причина смерти артиста не разглашалась. Прощание проходило в цирке на проспекте Вернадского. Похоронили Мстислава Михайловича на

Кто не знает самых сильных и мужественных укротителей тигров и львов - братьев Эдгарда и Аскольда Запашных? Они своим талантом давно завоевали любовь многомиллионной публики и стали одними из самых знаменитых на весь мир потомственных дрессировщиков. У каждого из них есть своя личная и семейная жизнь, которую они, в общем-то, тщательно скрывают от посторонних глаз.

Аскольд

Аскольд Запашный, о жене которого дальше пойдет речь, родился в Харькове в 1977 году. В клетку с тиграми он вошел впервые в 10 лет. Он начинал цирковую карьеру вместе с братом Эдгардом в качестве жонглера на лошадях и дрессировщика обезьян. В 1998 году отец их - народный артист России Вальтер Запашный - на праздновании своего 70-летия передал им аттракцион «Среди хищников». Аскольд Запашный вошел в Книгу рекордов Гиннеса с трюком за самый длинный прыжок верхом на льве. Вместе с братом они создали «Цирк братьев Запашных».

Жена Аскольда запашного Элен

Свадьба Аскольда и Элен прошла втайне от посторонних глаз, без особой огласки на телевидении и в прессе. Накануне этого события его назначили главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

Его женой сегодня является Элен Запашная. Биография ее говорит о том, что она родилась в Святой земле Израиля, в городе Хайфа, расположенном на берегу Средиземного моря. Она всем сердцем и душою привязана к этой стране, ведь здесь живут ее родители, которые их всегда ждут. В браке с Аскольдом у них родились две девочки, которых зовут Ева и Эльза.

Со слов самой Элен, родители ее и Аскольда были против их отношений. Его мама, как мудрая женщина, хотела, чтобы он женился на цирковой девушке, так как та будет лояльнее относиться к его постоянным командировкам, всяким лишениям и связанным с этим неудобствам. И главное - будет всегда и везде следовать за мужем. А родители Элен боялись, что их дочь в связи с этим забросит Минский медицинский институт.

Знакомство

Однажды будущая Элен Запашная еще во время учебы в институте пошла с друзьями на цирковое представление братьев Запашных. Вечер они провели весело, но потом к ней через пару дней звонит их общий с Аскольдом друг и говорит, что ее номер телефона просит Аскольд. Но тогда она не знала дрессировщика Аскольда и не видела особо его афиш. Она ответила, что ей это совсем не нужно, ведь у нее уже есть парень, да и гастролеры скоро уедут.

Элен подумала, что если это артист известный, значит, он избалован женским вниманием. Друг повозмущался, но все-таки добился получения ее телефона. Потом на лекции она получила сообщение на телефон, где Аскольд пригласил ее на свидание, и они встретились. Первый их вечер прошел шикарно, но потом Аскольд пропал на четверо суток. Оказывается, это был приемчик, чтобы влюбить ее в себя. Со своим парнем она рассталась. Потом цирк уехал и гастролировал 2 месяца. Но влюбленные использовали для общения телефон в любое время дня и ночи, как получалось.

Предложение

Элен до последнего не понимала всего, что с ней происходит, она тормозила себя, чтобы полностью не уйти в отношения и чувства. Но Аскольд, хоть и нелегко это ему далось, объяснил ей, что их отношения вышли уже на другой уровень. Через три месяца после знакомства Запашный признался ей в любви. Они стали мечтать о свадьбе, о детях, в общем полным ходом строили планы на будущее, и пусть хоть весь мир будет против них.

С этого момента они объявили себя парой. Аскольд поехал к родителям Элен в Израиль. Все волновались. Затем там на Святой земле он сделал ей предложение, подарил как своей будущей жене колечко и произнес те самые важные и главные слова и она, конечно же, ответила «да».

Эдгард

Однако Эдгард не поддержал в этом вопросе своего брата, и Аскольд очень был удивлен, ведь когда тот привел и показал маме свою девушку, и она пришлась ей не по вкусу, Эдгард ушел из дома с рюкзаком, и Аскольд ушел с ним. Правда, возраст тогда у них был совсем юношеский. Аскольд ждал поддержки брата, но потом все быстро утихомирилось, и сегодня все семейство объяли приятные отношения. Эдгард стал крестным их первой дочери Евы, у него тоже подрастают две дочки.

Элен Запашная родила двух девочек, однако они с мужем еще очень сильно хотят сына, чтобы он продолжил династию дрессировщиков Запашных. Правда, в вопросе обрезания у них имеются некоторые разногласия. Ведь если родится сын, то по еврейским традициям этот процесс просто необходим. Элен считает, что и с точки зрения гигиены это очень правильно, но Аскольд совсем не разделяет мнения жены и пока стоит на своем.

Ева и Эльза

Имена дочкам выбирал сам Аскольд, Элен посчитала, что он имеет на это полное право, так как женщина вынашивает ребенка, а мужчина, давая ребенку имя, должен чувствовать свою сопричастность, что он стал папой. Имя Ева - еврейское, и Аскольду оно пришлось по душе, а также стало приятным для родителей Элен. Это была первая девочка. А вот вторую дочку они назвали Эльзой просто потому, что это очень красивое имя.

Мама Аскольда была против этого имени и даже звонила по этому поводу молодым, чтобы они не называли ребенка именами успешных людей. Но когда возникают какие-то сложные и спорные вопросы, Запашные начинают искать знак, и они его получили. Когда после звонка мамы молодые родители остановились у светофора, вдруг рядом увидели грузовик, на котором крупными буквами было написано «Эльза». А потом случилось еще одно знаковое событие в день рождения маленькой Эльзы умерла известная мировая актриса Элизабет Тейлор.

Родители Запашные решили, что их дочки должны носить красивые броские и яркие запоминающиеся имена. Аскольд и Элен уже мечтают, чтобы они были артистками цирка. Ева очень похожа на маму, а младшая Эльза - точная копия папы, и поэтому ее шутя называют Аскольда Аскольдовна.

Элен Запашная: национальность

Элен по национальности еврейка, и иногда Запашные подолгу живут в Израиле, однако они считают свою семью современной и не соблюдают еврейских традиций. Элен Запашная (Райхлин) сначала обижалась на мужа, который не помогал ей по кухне. Но Аскольд ей объяснил очень просто свою позицию, мол, что ему смешно, например, когда парень несет маленькую дамскую сумочку своей девушки.

Элен после замужества изменила свои взгляды насчет настоящих мужчин, она смирилась с тем, что ее муж не умеет жарить даже яичницу и не приносит кофе в постель.

Гастроли

Элен Запашная старается следовать с детьми за мужем везде. Цирк братьев Запашных постоянно гастролирует по всему миру, и Аскольд иногда месяцами не бывает дома. По опыту других семей Аскольд знает, что в долгой разлуке чувства остывают, и супруги друг от друга отвыкают, поэтому Аскольд и Элен с детьми путешествуют почти всегда вместе. Элен сама признается, что готова следовать за мужем всегда и терпеть все неудобства, тем более что они уже хорошо приспособились и возят с собой всю необходимую мебель, бытовую технику, белье и даже шторы.

Элен уже успела привыкнуть к кочевому образу жизни, и если муж уезжает один, то через время, сильно соскучившись, она спешит к нему. Да и дети должны чаще видеться с отцом и со своим дядей Эдгардом, который уже владеет достаточными навыками воспитания, имея своих собственных дочек.

Аскольд считает, что с детьми лучше всего срабатывает за хороший поступок нужно поощрять, а за плохое - наказывать, и границы лучше не путать. Из-за воспитания детей у Запашных возникают разногласия, так как, по словам Аскольда, балует их детей Элен Запашная. Дети ведь сразу чувствуют уступки и начинают манипулировать и капризами добиваться желаемого.

Ревность

У молодых супругов Запашных иногда возникают разногласия из-за ревности. Особенно в первое время Элен Запашная сильно ревновала мужа к женщинам, но потом постаралась разобраться, где стоит ревновать, а где нет. В свою очередь Аскольд тоже не приемлет возле своей жены присутствие мужского пола.

Однако Запашный в семье своей совсем не тиран, он разрешил жене учиться в ординатуре, чтобы она, наконец-то, завершила свое медицинское образование. Немного глупо отучиться семь лет, чтобы потом все забросить. Элен - красивая и умная женщина, она хочет быть независимой. Когда пройдет много лет, она не хочет жалеть об упущенных возможностях, тем более что современные браки перестали быть крепкими.

Сегодня родители супругов уже не осуждают их выбор, главное для них теперь, чтобы их дети любили и уважали друг друга. Дрессировщику прочили в жены артистку цирка, а ей - израильского врача. Но сейчас все замечательно, и родители только радуются за молодых и за любимых внучек.

Эдгард Запашный – представитель знаменитой и старинной династии цирковых артистов Запашных. Эдгард и его брат – дрессировщики в четвёртом поколении. Их имена сегодня известны далеко за пределами России.

Эдгард Запашный родился летом 1976 года в Ялте, по знаку зодиака Рак. Его отец Вальтер Запашный уже тогда был одним из самых авторитетных дрессировщиков страны. Его подопечные – хищные животные. Вальтер Михайлович – Заслуженный артист РСФСР с 1988 года.

Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причём отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, немец по национальности, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Так что иного пути правнуки клоуна Мильтона – Эдгард, Аскольд и Марица Запашные – для себя не видели. Праздничную атмосферу цирка они, что называется, впитали с молоком матери. Дети уже в ранние годы знали, что будут продолжателями знаменитой династии Запашных.

Все детские годы Эдгард Запашный внимательно наблюдал за работой отца. Тот покинул манеж в возрасте 70 лет. Но до конца жизни так и не смог оставить любимое дело и занимал пост художественного руководителя созданной им труппы «Братья Запашные».


В раннем детстве Эдгард Запашный здорово отличался от своего на год младшего брата. Тот был спокойным и рассудительным мальчиком. А вот у Эдгарда непростой характер, ему постоянно доставалось от родителей за взбалмошные выходки и кипучую энергию, которая била ключом и не всегда находила правильный выход.

И если мать иногда смотрела на проделки сына сквозь пальцы, то от строгого отца доставалось. Он контролировал не только поведение, но и учёбу сыновей, проверяя школьные оценки вплоть до выпускного класса. Даже в институте он живо интересовался успеваемостью Аскольда и Эдгарда.

Эдгард Запашный получил высшее образование. У него диплом столичного института предпринимательства и права. Он владеет английским и китайским языками.

Карьера

Цирковая биография Эдгарда Запашного началась в 1988 году, когда ему исполнилось 12 лет. Это случилось в Риге, куда с гастрольным туром поехал отец.

После окончания школы семья отправилась в Китай. Это были непростые годы, которые принято называть «лихими 90-ми». Кризис переживала вся страна. Артисты и циркачи не стали исключением. В 1991-м Вальтеру Запашному китайцы предложили выгодный контракт, который в прямом смысле спас жизнь цирковым животным. Ведь уход за ними требовал немалых денег.


Так Эдгард Запашный вместе с родными отправился в чужую удивительную страну, которая встретила всю семью с их подопечными довольно тепло. Специально для Запашных был построен просторный летний цирк в знаменитом Сафари-парке рядом с городом Шэньчжэнь. Чтобы отличаться от китайцев, братья сменили цвет волос и стали блондинами.

После окончания контракта семья в полном составе вернулась на родину. С гастролями они объездили весь бывший Советский Союз. Побывали в Японии, Монголии, Венгрии.


А в 1998 году в жизни Эдгарда Запашного и его брата случилось переломное событие: отец на праздновании юбилея передал сыновьям бразды правления самым ярким и сложным аттракционом под названием «Среди хищников».

Молодые дрессировщики сумели достойно принять этот подарок и успешно развили семейное дело. Они создали «Цирк братьев Запашных» и приумножили шоу-программы. Появились новые цирковые аттракционы «Колизей», «Камелот», «Садко», «Камелот-2: Наместник богов», «Легенда», «К.У.К.Л.А.», «Страшная сила» и другие.

На счету Эдгарда есть уникальный по своей сложности цирковой номер, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Это трюк, во время которого Запашный стоит незакреплёнными ногами на крупах двоих движущихся по манежу лошадях, а на его спине балансируют две девушки. Этот номер готовился полтора года.

В ноябре 2012 года Эдгард Запашный Министерством культуры РФ назначен директором знаменитого Большого Московского государственного цирка, что на проспекте Вернадского.


В работе дрессировщика случались и тёмные полосы. Однажды его брат вышел из клетки тигрицы с окровавленным лицом, получив от животного сильнейший удар лапой. А ещё ему не раз приходилось встречаться с трагедиями, которые случались у его ближайших коллег, потому что работа в цирке – одна из самых опасных. Примером этому послужил не только брат, но и мама с отцом, неоднократно получавшие тяжелые увечья на арене. К несчастью, тяжелые травмы не обошли стороной и самого Эдгарда.

В 2006 году во время трюка на лошади Запашный неудачно приземлился на манеж и порвал связки на ноге. Как рассказывает сам циркач, в тот момент даже не ощутил боли, только услышал звук, будто струна лопнула. Потребовалось длительное лечение в Германии, мужчине пришлось сделать несколько операций, чтобы восстановить здоровье.


И это далеко не единственная травма артиста. В 2017 году в немецкой клинике он перенес операцию на позвоночнике – ему заменили межпозвоночный диск в шейном отделе на искусственный. Эта операция была плановой, но из-за занятости он все время ее откладывал.

А в 2010 году они с братом попали в жуткую аварию, и, хотя машина восстановлению не подлежала, ребята остались целыми и невредимыми.

Эдгард Запашный в шоу «Король ринга»

Эдгард Запашный часто появляется на экранах в телешоу и кино. Весной и летом 2007 года он стал участником шоу «Король ринга», которое транслировалось на «Первом канале». Здесь он сумел одержать 6 из 7 возможных побед в промежуточных боях, выиграв в финальном бою .

А ещё за популярным дрессировщиком зрители наблюдали в программах «Большие гонки», «Куб», «Наедине со всеми», «Камеди Клаб», «Человек-невидимка» и «Империя иллюзий: братья Сафроновы». Эдгард Запашный ведёт авторскую программу на телеканале «Звезда», которая называется «Легенды цирка».

Эдгард Запашный в программе «Наедине со всеми»

В 2015 году он вместе с братом и своим подопечным – тигром Мартином – пришел в студию к . А в 2015 году телевидение пришло в гости к ним – они снялись в программе «Пока все дома».

Снялся артист и в нескольких фильмах, например, в сериале , где он сыграл самого себя, в и .

Эдгард Запашный в программ «Пока все дома»

В феврале 2012 года Эдгард Запашный зарегистрировался в качестве доверенного лица кандидата в Президенты РФ, а ныне действующего президента . В марте 2014-го поставил подпись под обращением российских деятелей культуры в поддержку политики президента в Крыму и Украине.

Осенью 2016-го на выборах в Госдуму стал доверенным лицом партии «Единая Россия».

Личная жизнь

Как утверждает артист, ему удалось «приучить» журналистов к тому, что он не относится к числу медиаперсон, которые дают богатую пищу для желтых изданий. Поэтому личная жизнь Эдгарда Запашного долгое время была в тени, о ней никто ничего не знал, кроме десятка самых близких друзей. Но никто не сомневался, что статный красавец (его рост – 189 см, а вес – 95 кг) женским вниманием не обделен.


В 2008 году артист дал откровенное интервью журналу «7 дней», где рассказал о своей первой женщине. Ему было 16, когда он перешел от теории к практике. А вот его избраннице было 36. Она работала в новосибирском цирке, куда Эдгард приехал на месяц. Он признается, что между ними была умопомрачительная страсть. Но любви не получилось, сказались разница в 20 лет и молодость артиста.

На протяжении 13 лет дрессировщик жил в гражданском браке с артисткой своего цирка Еленой Петриковой. Но совместная жизнь пары законным браком не увенчалась. Как утверждает Эдгард, Лена поняла, что «юношество» её половинки никогда не закончится, а значит, крепкой семьи с ним не получится.


Свою любовь, как показалось Запашному, он встретил в Воронеже. Рыжеволосая красавица с прекрасной фигурой Ольга понравилась ему сразу, когда он её увидел. Это случилось в одном из Воронежских фитнес-центров. Ольга Денисова – фитнес-инструктор. Вспыхнул роман. Он продолжился, когда девушка перебралась в столицу. Переезд в Москву был связан с её карьерой.

Ольга в 2011 году родила Эдгарду дочь Стефанию. Но пара так и не превратилась в официальную семью. Не случилось этого и спустя 2 года, когда на свет появилась вторая дочь Глория.


Тем не менее, Эдгард Запашный прекрасный папа. Он принимает в жизни и воспитании девочек активное участие, дал им свою фамилию и взял на себя финансовые расходы. После каждых гастролей он спешит к любимым дочкам и старается дать им максимум родительского тепла.


Далее личная жизнь Эдгарда Запашного, похоже, развивается своим путем. Вскоре он признался, что у него есть любимая девушка. Он долго скрывал ее, но, когда в Сеть все-таки просочилась новость о том, что дрессировщик готовится стать отцом в третий раз, сообщил имя своей избранницы. Ею стала Ярославна Демешко. Познакомились они в 2013 году в компании общих друзей. Они много общались, а вскоре и вовсе решили съехаться. Чтобы быть ближе к Эдгарду, Ярославна даже устроилась на работу в Цирк братьев Запашных администратором.


В августе 2017 года у пары родился сын, которого назвали Даниэлем. Правда, мальчик родился раньше срока на несколько недель, и его пришлось поместить в отделение реанимации в специальный бокс. Но, к счастью, все обошлось. Сегодня в «Инстаграме » артиста регулярно появляются фото его детей. А вот микроблог в «Твиттере» с 2015 года новыми записями не пополняется.

Поклонники дрессировщика все ждут новостей о свадьбе, но пока Ярославна остается в статусе гражданской жены Эдгарда.

Эдгард Запашный сейчас

1 апреля 2017 года на сайте Большого Московского цирка появилась информация, что Эдгард уволил брата из цирка. Якобы Аскольд сам пожелал покинуть пост художественного руководителя БГМЦ. Эту должность займет заслуженный артист Грузии Гия Эрадзе. В массах эта новость была принята с негодованием. Но уже к вечеру того же дня Эдгард объявил, что это была первоапрельская шутка.


А вот в июне 2018 года вокруг Запашного разгорелся уже нешуточный скандал. В Сети появилось видео с тренировки его дочери Глории, которая уже вовсю постигает цирковую профессию. На видеоролике девочка заплакала от боли после растяжки. Мужчину тут же обвинили в жестоком обращении с детьми, на что он не стал молчать. Он опубликовал большой ответ своим недоброжелателям, но главной цитатой в этой речи стала фраза:

«Нет боли – нет результата...» .

Просмотров