Манихейство истоки история и основы учения. Манихейство

В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую аре­ну религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, уни­версальный характер,- манихейство, названное так по имени ее осно­вателя Мани (216-277). Возникнув, по-видимому, как ответ на потреб­ность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятель­ную и влиятельную, хотя за почти тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в госу­дарстве уйгуров (с 765 по 840 г.). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта ре­лигия распространилась на обширной территории - от Северной Аф­рики до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением на­следия восточных религий с давними дуалистическими традициями; од­новременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и фило­софских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение ма-нихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные ре­лигии- сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистиче­ские христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же это­го учения, несмотря на то, что манихейство как таковое перестало суще­ствовать в ХШ в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способ­ные донести до членов общин достаточно сложное учение.

Манихейское религиозно-философское учение - результат интел­лектуального творчества необычайно талантливого человека, обладав­шего богатым воображением, обширными познаниями в области рели­гии, философии и природоведения, а также способностью систематизи­ровать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вави-


донском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элхасаитов - по имени ее основателя Элхасая (вторая пол. II в.). С че­тырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года высту­пил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитера­ми. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми уче­никами, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео-христианских общинах. В странстви­ях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны. Вернувшись в Иран, он появился при дворе персид­ского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распростра­нять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учени­ками отправился в очередное странствие, основывая все новые общи­ны. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской импе­рии, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ор-мизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, запо­дозрив его в симпатии к Риму, а также в извращении истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископа. Примерно через месяц заключенный в колодки и цепи Мани умер (по легенде был казнен через распятие).



Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочи­нениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX века в Восточном Туркестане (районе Турфана) были найде­ны тысячи текстов - фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т. д.) языках и относящихся главным образом к VIII веку. В 1928 г. в Каире была найдена книга «Кефалайя» («Главы»), написанная на копт­ском языке примерно через столетие после смерти Мани,- первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихей-сих книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями


Е.Б.Смагиной в 1998 г.). В начале 30-х годов в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках.

Согласно источникам, манихейский канон создан самим основате­лем новой религии. Он состоял из семи книг религиозно-этического со­держания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фраг­менты и названия. Это «Живое евангелие», «Сокровище жизни», «Прагматия» (труд, трактат), «Книга таинств». «Книга гигантов», «По­слания» и «Псалмы». В основной канон не вошли еще несколько чти­мых манихеями книг Мани, прежде всего, «Шапуракан» на среднепер-сидском языке, написанная в свое время для Шапура I,- в ней излага­лись основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный худож­ник, написал еще книгу «Образ», которая была снабжена его рисунка­ми, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В «Кефалайе» «некий Слушатель» говорит «Апостолу»: «...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом «Образе». Кроме того, была книга «Молитвы» - собрание молитв, предназначенных для воспитания чле­нов общин.

Учение Мани, несмотря на его определенность, не было догматич­ным,- распространившись на обширной территории, оно отразило особенности региональных культур. Так, различают западный, приспо­собленный к христианству, и восточный, приспособленный к буддизму, варианты манихейства. Например, на Западе Мани называют апостолом Христа, а в восточных текстах он именуется Буддой Света, Мани-Буд-дой. Восточные манихеи и свои монастыри создавали по типу буддий­ских.

Недогматический характер манихейства во многом обусловлен тем, что Мани соединил в своем учении оригинально переработанный, до­статочно яркий и впечатляющий материал разных религий и философ­ских учений. Он отобрал из вавилонско-персидской мифологии, буддиз­ма, гностицизма, христианства положения, призванные в синтезе обо­сновать теологическую систему последовательного дуализма и в этом русле определить место и роль человека в земном мире. Одним из исто­ков манихейской концепции дуализма был зороастризм, хотя в ослаб­ленном виде дуализм присущ и христианству. В учении Мани фигури­ровали имена зороастрийских божеств. Отсюда же заимствованы в не­сколько трансформированном виде космологические и эсхатологиче­ские представления, Буддизм повлиял на пессимистическое представле­ние манихейства о земном мире как месте неизбывных страданий, а также на представления о метемпсихозе, возможно, воспринятые через гностиков. Самое сильное воздействие на формирование манихейства оказал гностицизм,- недаром эту религию иногда называют «гности-


ческой». Не случайно в манихейские общины вступали последователи гностицизма. Из гностических сочинений почерпнуты некоторые персо­нажи манихейского пантеона. Влияние гностицизма сказалось в резко критическом отношении к Ветхому Завету как творению злого Бога, в подозрительном отношении к Новому Завету, якобы частично подде­ланному людьми, захотевшими, по словам Августина, привить к хрис­тианской вере иудейский закон. Гностицизм обогатил манихейство уче­нием об избранных духовных личностях, посланных людям Богом, не­сущих особое знание - гнозис; отсюда следовала проповедь аскетизма, строгого воздержания в питании и половой жизни, а также нетрадици­онная трактовка библейского сюжета о древе познания в райском саду (Адам вкушает плод с древа познания по совету Иисуса для восприятия гнозиса). В манихействе нашли отчетливое отражение и христианские идеи, и образы. В Новом Завете манихеи признавали только Евангелия и послания апостола Павла, отбирая положения о противоположности света и тьмы, духа и плоти, используя, в частности, образ Иисуса Хрис­та, правда, в своеобразной трактовке, а также представление о Паракле­те, Святом Духе, воплотившемся, якобы, в Мани. Из христианства же почерпнуты идея мессианства, а также некоторые элементы культа.

Согласно Мани, наличие множества религий в мире есть свидетель­ство искажения ими первоначальной истинной веры, которая существо­вала всегда, и в разных формах время от времени появлялась в обще­стве благодаря небесным посланникам. В манихейство, чтобы отличить истинную веру от ложной, вводится понятие лжеучения, или секты. Лжеучениями Мани называл все религиозные течения, кроме манихей­ства, считая их инспирированными Мраком. Они суть остатки дегради­ровавших религий, существовавших до манихейства и представлявших собою закономерно сменяющие друг друга разновидности единой ис­тинной религии. В периоды, когда Апостолы уходят из мира, церковь под влиянием закона греха впадает в заблуждение. Очередной Апостол преодолевает лжеучения, провозглашая истинную веру. Своими пред­шественниками в деле постижения истины посредством божественного откровения Мани читал Будду, Заратустру и Иисуса Христа. Есть сведе­ния о том, что Мани признавал приобщенность к учению о добре и мудрости также Адама, Еноха, Ноя, Сима, Авраама. В этом плане уче­ние Мани является как бы прообразом современных глобальных синк­ретических религий типа веры бахай. Предшественники, по мнению Мани, не смогли выразить истину во всей ее полноте, хотя бы потому, что проповедовали на ограниченных территориях. Мани считал, что его учение превосходит все бывшие и наличествующие религии и несет людям подлинный свет истины. Он надеялся на то, что его учение ста­нет приемлемым для всех народов и сыграет решающую роль в косми­ческом процессе битвы субстанций.


Чем же привлекало людей манихейство в течение нескольких столе­тий?

Прежде всего учение Мани производило впечатление неисчерпаемо глубокого таинственного учения и оказалось востребованным в тот пе­риод повышенного интереса к оккультизму и мистицизму. Причудливые фантастические сюжеты сочетались с рационалистическими объяснени­ями - в манихействе высоко ценился разум. Образованные манихеи (а их было немало) считались не только знатоками оккультных способов воздействия на события, но и учеными, предсказателями, врачами, тем более, что они в самом деле были начитанными, эрудированными в об­ласти религии и философии людьми. «У них много верного из наблюде­ний над природой. Их разумные объяснения подтверждались вычисле­ниями, сменой времен, видимым положением звезд»,- писал Авгу­стин. (Исповедь, V, 3). В то же время он отмечал, что манихейские кни­ги наполнены сказками.

Далее, манихейство в наиболее острой форме отразило беспомощ­ность людей перед злом, царящим в обществе, неверие в возможность его преодоления. Дуалистическая доктрина позволяла решать проблему зла, переводя человеческую драму в сферу драмы космической. Мани, сумевший теснейшим образом соединить в своем учении онтологиче­ские и этические аспекты, попытался дать убедительный в рамках ми­роощущения того времени ответ на извечный вопрос: какова природа зла? В чем его причина? Существуют ли средства для его преодоления и тем самым спасения мира от зла? Объявляя социальные порядки вме­сте с их институтами (царская власть, господствующие слои, официаль­ная церковь) воплощением злого начала, манихейство давало повод оп­позиционным слоям использовать эту религию для осуждения социаль­ного зла,- особенно после исчезновения манихейства как автономной религии и перетекания его идей в еретические движения.

Привлекал и своеобразный либерализм в вероисповедании: мани­хейские общины, несмотря на их замкнутость и обособленность, были открыты для любого человека, независимо от его национальности, со­словия и прежней веры. Однако, в конце концов, манихейство проигра­ло соревнование с христианством в борьбе за место мировой религии. Возможно, этому способствовало заложенное в манихействе отрицание земных ценностей, а скорее всего - жестокие преследования со сторо­ны христианства, ислама, зороастризма, язычества, дискредитация уче­ния и самой личности Мани многочисленными христианскими писате­лями. Так, Евсевий Кесарийский (между 260 и 265 - 338 или 339) пи­сал о том, что «демон, сам Сатана, восставший на Бога, выдвинул этого человека на погибель многих, имея в природе своей нечто демониче­ское и безумное», а учение его называл «лживым и богохульным», «смертельным ядом», разлитым по всей земле. Во времена Юстиниана


(483-565) манихеи физически истреблялись, причем казнили и тех, кто давал им убежище, их книги сжигались. Во всех областях империи действовали воинские отряды, с помощью которых манихеев заставля­ли переходить в православие или убивали. В 527 г. многие манихеи были сожжены.

Основу онтологии манихейства составляет крайний теологический дуализм, своеобразный дуотеизм, в соответствии с которым извечно су­ществуют два независимых равноправных начала, разделенные пустым пространством; они абсолютно противоположны и враждебны друг другу - Свет и Мрак. Их символизируют Древо Жизни и Древо Смер­ти. Они расположены в пространстве, по одним источникам, по верти­кали: Свет - вверху, Мрак - внизу; по другим - по горизонтали: Свет - на севере, западе и востоке, Мрак - на юге. Мир Света разде­лен на некие пространства - эоны, в которых обитают эманации Света. В отличие от гностического понимания эона как персонифицированной эманации божества, манихейство трактует эон как некое пространство в царстве Света, в котором обитают божества, при этом число эонов бес­конечно. Царству Света присущи гармония, покой, мудрость, благость, истина, красота, бессмертие его творений; оно нематериально, но цели­ком духовно; царству Мрака - дисгармония, хаос, раздоры, зло, безу­мие, безобразие, смерть. Абстрактные понятия Света и Мрака олице­творены: Свет выступает в образе верховного божества Отца Величия, а его светоносные эманации - в образе светлых божеств (богов, бога­тых и ангелов). Мрак персонифицирован в Материи, которая, будучи творческой силой Мрака, создает существа, предназначенные для вой­ны со Светом. Эта война обусловлена самой природой Материи, агрес­сивной и завистливой, порождающей бесчисленных злобных демонов. В каждом царстве есть пять стихий, или элементов. В царстве Света это чистые благотворные стихии: ветер, вода, огонь, свет, воздух; в царстве Мрака - материальные вредоносные: вихрь, тина (яд), пожирающее пламя (пожар), тьма, удушливый туман (дым). Царства строго отграни­чены друг от друга, и до поры до времени во Вселенной сохраняется дуалистическое равновесие.

Но эпоха абсолютной разделенности царств подходит к концу. Вто­рой период в эволюции мира характеризуется катастрофическим сме­шением двух первоначал, вызванным вторжением Мрака в область Све­та, результатом чего является порождение земного мира и человека. За­мысловатая архитектоника манихейской онтологии была призвана опре­делить место человека в этом мире как существа, берущего на себя в борьбе Света с Мраком вселенскую функцию помощника, содействую­щего приближению следующей, заключительной эпохи, когда произой­дет разделение хаотично смешанных начал, полное освобождение Све­та от Мрака и восстановление нарушенного равновесия. Фантастиче-


ские сюжеты, частично почерпнутые из зороастризма и гностицизма, рисуют красочную картину вселенской катастрофы, вызванной вторже­нием Тьмы в царство Света. Причина вторжения - этическая, а имен­но, зависть. Материя, увидев блеск и красоту царства Света, позавидо­вала и решила напасть на него вместе со своим воинством. Отец Вели­чия, узнав об этом, вызывает (но, в отличие от Материи, не творит) из своего царства первую эманацию - Мать Жизни, или Великого духа, а также следующую эманацию - Первочеловека (Ормизда), призванного вступить в борьбу с Мраком. Пять светлых стихий стали его вооруже­нием и облачением. Он вошел в царство Мрака и вступил в борьбу с ним, постепенно лишаясь стихий Света. Ими он связал силы Мрака и тем самым не допустил захвата ими царства Света, но, оставшись бе­зоружным, был пленен ими. Так началось смешение светоносных и ма­териальных стихий, частиц Света и частиц Мрака.

Для освобождения Первочеловека Отец Величия вызвал свою эма­нацию - Духа Живого, который вернул Первочеловека в царство Све­та. Стихии же Света, остановившие продвижение стихий Мрака (в том числе одной из стихий - Тьмы) в сферу Света, связали их, таким обра­зом смешавшись с Материей. На границе двух субстанций возникает хаотически смешанное пространство: в светлых стихиях оказывается примесь Материи. Для полного освобождения светоносных частиц от Материи и возвращения субстанций в прежнее, разделенное, состояние Дух Живой творит видимый мир. Это исходный пункт космогонической концепции Мани. Из поверженных темных сил создается земля, возни­кают растительный и животный миры, которые заключают в себе неос-вободившиеся частицы света. Над землей поднимается сфера звезд и планет, сотворенных из частично загрязненного вещества - душ вож­дей демонов, или архонтов, в которых находятся частицы света. Они образуют «колесо звезд»», или «путь», по которому очищенные от мате­рии светлые частицы должны подняться к Луне и Солнцу - «кораблям света», созданным для полного их очищения. Любопытно, что фазовое прибывание Луны связывалось с принятием здесь душ умерших, а ее убывание - с отправлением их к Солнцу, которое, в свою очередь, на­правляет их к Богу. Восхождение светлых частиц к Луне и Солнцу осу­ществляет божество, сходное с Митрой,- это Третий посланец, вы­званный Отцом Величия. Но силы Мрака решили по его подобию со­здать двуполых Адама и Еву - первых людей, светоносное начало ко­торых должно раствориться, раздробиться в их потомстве, чтобы в кон­це концов его поглотила разросшаяся плоть, материя. Таким образом, оказывается, что земной мир сотворен эманацией Света, благим Деми­ургом (отличие от космогонической концепции гностиков), человечест­во же создано силами Мрака, стремящимися этой акцией удержать час-


тицы света в своем царстве. В этом сюжете появляются еще две эмана­ции Отца Величия: Иисус-Сияние и Дева Света. Дева Света должна яв­ляться архонтам, чтобы они исторгали из себя светлые частицы. А Иисус-Сияние спускается к первым людям и, временно воплотившись в Еву, предлагает Адаму вкусить плоды с древа познания добра и зла, чтобы он узнал о божественной сущности своей души. От Иисуса-Сия­ния исходят три эманации: Разум света, Христос-младенец и эсхатоло­гический Судья. Разум света посылается к апостолам для создания ис­тинной церкви и для их просвещения. Он обитает в каждом верующем, поэтому церковь обладает единой божественной душой. Эсхатологиче­ский Судья судит души на Страшном суде. Функции же Иисуса-младен­ца не установлены, полагают, что он, будучи оставлен Иисусом-Сияни­ем в смешанной субстанции, охранял Свет материального мира.

Кроме Иисуса-Сияния манихеи признавали существование истори­ческого Иисуса, предшественника Мани в качестве Апостола.

Антропология Мани обусловлена исходными принципами его онто­логии. Смешение несовместимых элементов в пределах земного мира проявляется и на уровне человека: в нем также перемешаны светлые и темные частицы, светоносная душа и материальное тело, при этом душа заключена в темнице тела. Человек обладает тройственной приро­дой, отличаясь тем самым от всех других существ материального мира. Три субстанции, составляющие человека,- это тело, светлая душа и темное начало. Тело нельзя отнести целиком к духу Мрака, ибо сотво­рившая его Материя вдохновлялась образом божества. Тело смертно, два других элемента - вечны. Последовательно проведенный принцип дуализма привел, таким образом, Мани не только к резкому противопо­ставлению души и тела, но и к расколу самой души. В человеке оказы­ваются две души - светлая, добрая, и темная, исполненная дурных страстей и мыслей. Душа человека может постепенно очищаться в резу­льтате последовательных перерождений в разные тела. Став праведной, она возносится к Свету; грешник же водворяется в ад. Несмотря на то что, согласно манихейству, истина и пути спасения были известны лю­дям благодаря предшествующим пророкам издавна, однако обрести их в полной мере человечество может только благодаря появлению послед­него посланника Света - спасителя Мани. Он дал человеку знание о том, что в его душе содержится искра божественного света, и что главная его цель - очистить душу от оков материи, освободить свето­носные частицы от оболочек тьмы, в которые они заключены. Тем са­мым человек выполнит космическую миссию: он поможет царству Све­та забрать из царства Мрака все светоносные частицы, очистить свет от смешения с материей и приблизить время победы Света над Мраком,


время полного отделения Света от Мрака, Добра от Зла, обретения ми­ром утраченного было дуалистического равновесия.

Завершение эпохи смешения Света и Мрака рисуется трагичным: перед концом мира в великой борьбе временно победят силы зла. Затем божество Помысел жизни (единство божеств Зова и Слуха) соберет в последние времена сохранившиеся в мире частицы света и сотворит из них Последнее Изваяние. Оно устремится к царству Света, после чего посланный на Землю огонь спалит земной мир (огонь - средство очи­щения). Наступит время Страшного суда; чистые светоносные души вознесутся в царство Света, в новый, построенный для них эон, и будут блаженствовать, а души грешников попадут в царство Мрака, где души мужского пола заключат в Шар, а женского - в яму. Между ними, что­бы они никогда не могли смешаться, установят камень. Это крайнее разделение определяло практику взаимоотношений полов в манихей-ских общинах: те, кто считал себя праведниками, давали обет безбра­чия.

Этика манихейства исходит из его онтологии: поведение человека определяется необходимостью очищения Света от Мрака в мировом масштабе, но не потребностью в личном спасении. Отсюда требование аскетизма, подавления желаний плоти: умаления материи ведет соот­ветственно к возрастанию света, к победе светлой души над темной. Люди делятся на три категории. Первые две - члены манихейской об­щины, третья - иноверцы. Община состоит из высшего слоя верую­щих - «избранников», или «совершенных», «святых», и ми­рян - «слушателей». Управление общинами носило иерархический ха­рактер. Руководителем манихейской церкви был Учитель (Апостол), да­лее шли епископы, руководившие общинами страны или области, пре­свитеры, стоявшие во главе местных общин, у них же была функция проповедников; и наконец, избранники, из среды которых выходили епископы и пресвитеры. Собственно, термин «избранник» прилагался ко всем членам иерархии; это те, кто избран Апостолом. В качестве же четвертой ступени иерархии избранники воплощают в себе этический идеал для верующих. Очищение души совершается ими путем строгого соблюдения трех «печатей»: «печать руки» требует непричинения вреда живым существам, отказа от материальных благ; «печать уст» означает воздержание от нечистой (животной) пищи, вина, а также «нечистых» слов; «печать лона» - воздержание от половой жизни, безбрачие. «Из­бранники» могут заниматься только религиозной деятельностью: мо­литься, поститься, проповедовать, совершать богослужение, руководить церковными делами.

Рядовые верующие - «слушатели» - должны были прежде всего служить «избранникам»: подавать милостыню, снабжать их чистой пи-


щей, особенно фруктами и овощами яркой окраски (дынями, огурцами и т. д.); считалось, что в них много частиц света, которые соединятся со световой основой вкушающего. Пищевым запретам манихеи уделяли особое внимание. В пище, по их представлениям, связана Душа живая, которую надобно освободить. Отсюда и запрет на принятие нечистой пищи (животной, а также вина), в которой нет или почти нет Души жи­вой. Поэтому праведники ели только один раз в сутки чистую пищу и два дня в неделю постились. Они не имели права сами готовить еду, ее должны были приносить как милостыню «слушатели».

Понятие милостыни у манихеев было довольно своеобразным: слу­шатели не имели права подавать ее никому, кроме «избранников», иначе они не спасут свои души. Милостыней может стать пища и одежда, но также ребенок или раб. «Слушатели» должны были соблюдать ряд эти­ческих норм: не убивать, не лгать, не воровать, не пить вина, не увлека­ться мирскими благами, соблюдать религиозные праздники и обряды.

Манихейский культ был сравнительно несложным. У манихеев не было изображений Бога; богослужение сводилось к чтению молитв и пению псалмов и гимнов, которое сопровождалось инструментальной музыкой. Музыке придавалось особое значение, поскольку считалось, что она божественного происхождения. Обязанностью каждого манихея было соблюдение постов по воскресеньям, понедельникам, в большие праздники и в день смерти Мани; «избранники» постились чаще. Посту придавалось особое значение. Считалось, что пост помогает очистить Душу живую. В постный день от человека отлетают очищенные свет­лые частицы, которые именовались ангелами. Главным праздником был праздник Бема (по греч.- алтарь) в память о Мани, который некогда читал проповеди, восседая на алтаре. В честь Мани произносились мо­литвы и исполнялись «Псалмы алтаря».

Манихейство отразило в фантастической форме некоторые сущест­венные неблагоприятные для человека стороны природного и социаль­ного бытия. Не случайно исследователи характеризовали его как песси­мистическое учение: пессимизм - вполне устойчивое мироощущение в периоды стагнации общественного строя; в данном случае речь идет о замедленном переходе рабовладельческих отношений в феодализм. (Правда, М. Элиаде оспаривает мнение о манихействе как о пессими­стическом учении: «Свет сияет в каждой травинке».) Несмотря на то, что манихейство как автономная религия исчерпало себя в основном к IX-X вв., оно оказалось востребованным - в разной степени и в разных формах - в последующие века, составив основу еретических движений на Западе и Востоке.


В конце III-го века на Востоке появилось манихейство, ересь состоявшая из смешения элементов христианского учения с Зороастровой религией. Эта ересь оказалась чрезвычайно живучею: она под различными наименованиями (богомильства, катаренства, албигойства) просуществовала до конца средних веков.

В первой половине III-го века персидская религия Зороастра пережила реформацию в связи с государственным переворотом. В 227 г. стала у власти, сменивши династию Арзакидов, новая династия Сассанидов, заботившаяся о национальном подъеме всей жизни. Оказалось, что и религия народная утратила лучшие духовные свои стороны, унаследованные от Зороастра, превратившись в грубый дуализм с внешним обрядовым богослужением. Была признана необходимость исправления религии; неудивительно, если при этом обнаружил свое влияние гностицизм вообще и в частности сирийский гностицизм, основатель которого Вардесан умер лишь в 222 г.

Занятые со времени династии Сассанидов делами восстановления религии в прежнем блеске, персидские маги решили признавать единый принцип Церуане - Акерене (Zeruane Akerепе), а грубый дуализм и его представителей магусеев (Magusäer al thanaviah) устранить, изгнать. Нет ничего удивительного в том, что при этом могли найтись люди, которые иначе понимали реставрацию или реформацию религии, убежденные, что предлагаемый ими опыт есть единственно правильный и истинный. В Персии в это время таким человеком оказался Манес.

Западные, греческие и восточные писатели противоречат в описании его жизни. Западные называют его Кубриком (Cubricus) и делают его вольноотпущенным рабом. Напротив того, по восточным персидским рассказам Манес (Mani, Manes, Manichaus) есть отпрыск, отрасль важнейшего рода магов и славился, как ученый и художник. По матери он происходил будто бы из царской династии Арзакидов и родился в 215-216 г. в Вавилонии. По тем же источникам, в 240 г., в главном персидском городе Манес объявил себя посланником истинного Бога для праведного учения, хотя пред этим будто бы был христианином, даже пресвитером, исключенным из христианской общины за вольномыслие. Враждебно встреченный царем Сапoром I (Шахпуром I) (Schahpur, 241-272 г.), он оставил Персию и долгие годы скитался в Туркестане, Китае, Индии, повсюду основывая общины. По смерти царя Сапора I (Шахпура I), он в том же году (272г.) вернулся в Персию. Царь Гормизда принял его благосклонно и предоставил ему для безопасности от жрецов один замок. Чрез два года место умершего Гормизды занял Барам I (Бахрам I) (Bahram I, Vararanes), враждебно настроенный к Манесу. Под предлогом диспута с магами, Барам I (Бахрам I) вызвал его из замка; на устроенном действительно диспуте Манес был признан действительно побежденным и был распят в 276-277 гг. Относительно такого трагичного конца жизни Манеса согласны все историки.


Манесу приписывают следующие сочинения: a) Schâpurakan , или книга тайн, книга великанов, книга наставлений для слушателей, б) книга главных частей, κεφαλαιον, в) воскрешение, живое Евангелие, πραγματεια, г) сокровище жизни.

Чрезвычайно характерным для учения Манеса, как и для гностицизма, является открытый дуализм; их главная проблема - происхождение духовно-чувственной природы из двух принципов, а практическая цель - освобождение от материи духовного начала. Источниками учения Манеса были персидские, вавилонские, иудейские и гностические представления. До сих пор является недостаточно выясненным вопросом, насколько манихейство воспользовалось христианством. К Иисусу манихейство выступает враждебным, считая Его диавольской природы; но с другой стороны, оно заимствует у христианства его учреждения и культовые действия - деление последователей на слушателей и совершенных, употребление крещения и причастия. Притягательная сила манихейства заключается в смешении элементов всех великих восточных религий в такой форме, какая наиболее отвечала настроению восточных.

Учение манихеев таково: от вечности существуют две равных субстанции или бога со своими отдельными Царствами: Свет и Мрак, Ормузд и Ариман, с многочисленными эонами. Бог света - благ и свят, все наполняет светом, как благодетельное солнце; в то время, как бог мрака - материальной природы и зол - это сатана со своими демонами. В его царство входят пять стихий - кромешная тьма, густая грязь (ил, тина), бурный ветер, разрушительный огонь и удушливый дым. В этом царстве господствует взаимная вражда и постоянная война. При этой борьбе они увидели высший свет, который их притягивал, они заключили союз между собою и решили напасть на царство света. Для защиты от такого нападения благой бог изводит из своего царства «матерь жизни», высшую мировую душу, из которой образовался Первочеловек. Снабженный пятью чистыми элементами (светом, огнем, ветром, водою, землею), первый человек вступил в борьбу с мраком, но последнему удалось оторвать от него частицу света, которая смешалась с материей и сделалась мирообразующим принципом. Вследствие этого произошло смешение обоих царств. В помощь к первому человеку пришел «живой Дух», (Ζων πνευμα, spiritus vivens) который образовал видимый мир. В нем разлита световая материя, как душа, называемая также Сыном Божиим. Дальнейшее развитие имеет своею задачею освободить, выделить из материи попавший в неё свет и перенести постепенно освобождаемые части на солнце и луну. Если вся световая материя олицетворяется в Сыне Божием, то при указанном процессе он раздваивается: он, заключенный в материю, есть Иисус Страждущий, Jesus patibilis; а поскольку части света освобождаются и переносятся на солнце, он есть Иисус не страждующий, Jesus impatibilis. Иисусу в Его работе помогает Св. Дух, живущий в эфире. Тогда как демоны, злые духи, всячески препятствуют процессу освобождения… Человек - образ смешанного мира; в нем две души - световая и злая душа. Царь мрака собрал большую часть находившегося у него света и заключил его в Адаме. Затем он создал ему из ила Еву в намерении пленить Адама чрез страсть, раздробить обитающую в нем световую натуру и сделать чрез такое ослабление невозможным освобождение. Цель, по-видимому, достигалась: свет мировой души индивидуализировался в потомстве и заключался в многочисленные темницы (тела), таким образом сила его к возвышению слабела. Уже первое супружество (оплодотворение) было первым грехом. Но люди все-таки не погибли. Преступление заповеди - есть от указанного дерева, исходило от благого Бога. Человек грешит, но, собственно, не он, а господствующее над ним его тело - это тюрьма со злою душою. Его греховность есть результат слабости, и поэтому ему достаточно покаяния, чтобы получить прощение. Чрез саму себя не может освободиться плененная световая душа. Царствующий на солнце Христос, это светлая душа, не оскверненная материей, Jesus impatibilis, сходит к людям, введенным в заблуждение чрез язычество и иудейство. Он воспринял только видимое тело, страдания переносил также только кажущиеся. Он учил, как люди должны постепенно освобождаться от материи и как они возвратятся в свое Небесное Отечество. Но уже Его апостолы (презрительно называемые «галилеянами») не поняли надлежащим образом Его учение. Впоследствии христиане извратили его еще больше. Предвидя это, Христос, Сын вечного света, Сын человеческий, обещал послать Утешителя, который явился теперь в Манесе для восстановления Его извращенной религии. Совершенные, свободные от материальных уз, переходят прежде всего на солнце и луну, затем в совершенный эфир и чистейшее царство света. Остальные должны странствовать из одного тела в другое, в растения, в животных. По окончании очистительного процесса, видимое творение будет уничтожено чрез огонь.

Манихеи совершенно отвергали Ветхий Завет, а Новый считали отчасти не подлинным, а отчасти интерполированным; они видели в нем плевелы, посеянные от злого архонта, аккомодацию иудейству. Там и сям они ссылались на ап. Павла и канонические Евангелия, а больше на апокрифические. Они признавали три Божественных Лица - Отца, Сына и Св. Духа; но это только внешнее сходство с христианством, ибо у них Сын и Дух - эманации Отца, или, по более позднему представлению, разные наименования.

Моральное учение манихеев находилось в полной гармонии с их теоретическим воззрением. Главная задача человека - освобождение от уз материи, чтобы доставить светлой душе перевес перед злою душою. Очистительными средствами должны служить «печать уст, рук и лона» (Signaculum oris, manus, sinus). Печатью уст воспрещалось всякое хуление, особенно Параклета, вкушение мясной пищи и возбуждающих напитков; совершенные должны удовлетворяться садовыми и полевыми плодами. Печать рук полагает обязанность щадить жизнь животных и растений, отказываться от материальных благ и предпочитать созерцательную жизнь в телесном покое. Печать лона внушает девство, воздержание от брака и, во всяком случае, от произведения и рождения детей. Все эти правила о воздержании обязательны только для совершенных (perfecti, electi), а катекумены, или слушатели, свободны от них… Внешний, экзотерический культ манихеев был очень прост - без алтарей и обрядов; в каждое воскресение постились; день смерти Манеса также был днем поста. Внутреннее, экзотерическое богослужение держалось в тайне; оно сопровождалось дикою распущенностью. - При принятии в свою общину, манихеи употребляли различные символы, - собственное крещение маслом, причащение без вина, особый знак познания чрез поднесение правой руки. Манихеи образовали свою собственную церковность и, по подражанию христианству, - с особой иерархией. Во главе стоял великий мастер Манес, Параклет, у которого появились преемники, хотя и не тотчас же после его умерщвления. Его окружало 12 магистров или апостолов, ниже их стояли епископы - 72, затем пресвитеры, диаконы, евангелисты, избранные вообще.

Манихеи привлекали к себе последователей чрез свой собственный мнимый аскетизм, чрез наглядную историческую форму изложения трудного, мало понятного, чрез обещание высшей мудрости и чрез заманчивость тайного культа. Вскоре после смерти своего основателя манихеи распространились в Africa proconsularis, а отсюда и в римском царстве. Но манихейство подвергалось не только жестокой полемике со стороны кафолических христиан, но и искоренялось кровавыми законами со стороны языческих императоров - это потому, что происходило из враждебной им Персии. Еще император Диоклетиан издал в 296 г. эдикт против этой секты, требуя сжигать возглавляющих вместе с их сочинениями, их последователей обезглавливать, а имения конфисковывать. Этот эдикт стал образцом для других подобных последующих императорских эдиктов. Ибо с IV-го века секта не только не уменьшалась, но приобретала все новых и новых последователей. Блестящим доказательством необычайно притягательной силы манихейства в IV-ом веке служит случай увлечения им Августина, продолжавшегося (увлечение) целых девять лет.

Манихе́йство - религиозное учение, зародившееся на основе вавилонских, персидских, иудейских и христианских культов, основано в Месопотамии в 3 в. Мани (216-276), который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии.

В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Существуют два противоположных Бога, олицетворяющих добро и зло, свет и тьму - Ормузд и Ариман. Человек - существо смешанного мира (душа - порождение света, тело - тьмы); его греховность - результат слабости, господства над ним тела. Главной задачей человека является освобождение от уз материи. Аскетический образ жизни, праведность - средства, с помощью которых человек может выбраться из тьмы к свету; те, кто не сумеет познать истину, погибнут во время последнего всемирного пожара.

Манихеи отвергают Ветхий завет и большую часть Нового завета, придерживаются обета безбрачия, пищевых запретов, отрицают частную собственность, придерживаются идеи ненасилия (запрещено убийство живых существ).

От буддистов манихеи заимствовали веру в закон перевоплощения и кармы (колесо сансары). Христианство получило развитие в манихействе через образ Иисуса. Отмечается также влияние вавилонского наследия. Характерная черта манихейства - учение о проявлении Истины, которая обнаруживает себя через Посланников (Провозвестников). Наиболее значительные Посланники, согласно манихейству, - Заратустра, Будда и Иисус Христос , хотя их роль ограничивается географическими ареалами. Так, Будда - это восток, Заратустра - Иран, Иисус Христос - запад. Значительная роль отводится также Провозвестнику Истины Мани как высшему и крайнему звену в цепи небесных Посланников.

В ряде мифологических повествований символическую роль играет числовой ряд: 7, 12 и т. д. Так, количество высших существ и царств света - 7; количество канонических книг - 7; персонифицированных добродетелей - 12 и т. д.

С манихейством нередко связывают одну из наиболее известных дуальных пар: древо жизни - древо смерти. Первое олицетворяет север, восток и запад; в то время как второе - только юг.

Настоящий период времени трактуется манихейством как время, когда человек получил возможность реализовать свою основополагающую потенцию - отделить элементы света от элементов тьмы и слиться с самим светом. Завершающее освобождение духа от тела, света от тьмы произойдет, согласно данным представлениям, в конце времен, когда земля будет объята пламенем в течение 1468 лет, что и будет символизировать период последнего суда планеты и людей.

Каноны манихейства, согласно существующей традиции, изложены в семи сочинениях Провозвестника Истины Мани: «Живое Евангелие», «Прагматейя», «Шапуракан», «Сокровище жизни», «Книга Исполинов», «Книга Мистерий», «Письма». Первичные известные источники информации о манихействе - произведения святого Епифания Кипрского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина (все относятся к IV веку).

Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев.

Манихейство

Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких , необходимо указать на манихейство . Его основоположник перс Мани (216-276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.

Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы» . В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства. В манихействе же материя, которая тоже отождествлялась с тьмой, выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет. Два эти начала ­- божественное и дьявольское ­находятся в постоянной и непримиримой борьбе между собой.

Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире . Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла , прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.

Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III-IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла , в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).

В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа и считал его, поскольку он был якобы исторической личностью, лжеучителем. Подлинным же утешителем (параклетом), посланником царства света он рассматривал только себя.

Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.

Использованная литература:

1. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.

МАНИХЕЙСТВО - дуа-ли-сти-че-ское ре-лигиозное уче-ние, со-че-тав-шее эле-мен-ты хри-сти-ан-ст-ва, зо-роа-ст-риз-ма, буд-диз-ма и не-ко-то-рых других ве-ро-ва-ний; по ма-ни-хей-ским ис-точ-ни-кам, оно пред-став-ля-ет со-бой вос-ста-нов-ле-ние пер-во-на-чаль-ной ис-тин-ной ре-ли-гии.

На-зва-ние - по име-ни ос-но-ва-те-ля Ма-ни. Манихейство воз-ник-ло в середине III века в Южной Ме-со-по-та-мии , в IV-VII веках рас-про-стра-ни-лось от Западного Сре-ди-зем-но-мо-рья до Ки-тая. В VIII-IX веках яв-ля-лось официальной ре-ли-ги-ей Уй-гур-ско-го ка-га-на-та. На За-па-де про-суще-ст-во-ва-ло до VI-VII веков, в Северной Аф-ри-ке - до VIII века, в Ки-тае пред-по-ло-жи-тель-но до XIV века.

Ис-точ-ни-ки ин-фор-ма-ции о манихействе вклю-ча-ют соб-ст-вен-но ма-ни-хей-ские па-мят-ни-ки, све-де-ния хри-сти-ан-ских и му-сульманских ав-то-ров, а так-же дан-ные рас-ко-пок. По пре-да-нию, Ма-ни из-ло-жил своё уче-ние в 7 ка-но-нических кни-гах на ара-мей-ском языке, от ко-то-рых дош-ли лишь от-рыв-ки и ци-та-ты: «Жи-вое Еван-ге-лие» (ве-ро-ят-но, из-ло-же-ние кос-мо-го-нии и не-ко-то-рые био-гра-фические све-де-ния), «Со-кро-ви-ще (Со-кро-вищ-ни-ца) жиз-ни» (ве-ро-ят-но, уче-ние о воз-не-се-нии свет-ло-го на-ча-ла из ма-те-рии и че-ло-ве-че-ских душ), «Праг-ма-тия» (воз-мож-но, тол-ко-ва-ние основной док-три-ны), «Кни-га тайн (та-инств)» (прит-чи и тол-ко-ва-ния различных по-ло-же-ний док-три-ны), «Кни-га ги-ган-тов» (пе-ре-ра-бот-ка на ос-но-ве эпи-зо-да из Быт. 6:2-4 ле-ген-ды о пад-ших ан-ге-лах и ги-ган-тах из 1-й Кни-ги Ено-ха), «По-сла-ния» (сборник пи-сем Ма-ни к уче-ни-кам), «Псал-мы» (2 псал-ма или 2 цик-ла псал-мов). Кро-ме это-го, Ма-ни при-пи-сы-ва-ют-ся со-чи-не-ния: «Ша-пу-ра-кан» (крат-кое из-ло-же-ние уче-ния, на-пи-сан-ное на сред-не-пер-сид-ском языке для персидского ца-ря Ша-пу-ра I), «Об-раз» (на-ри-со-ван-ные кар-ти-ны, ил-лю-ст-ра-ции к уче-нию), «Мо-лит-вы» (в ча-ст-но-сти, об-щие еже-днев-ные мо-лит-вы, об-ра-щён-ные к Солн-цу и Лу-не) и другое, от ко-то-рых так-же дош-ли лишь от-рыв-ки. Фраг-мен-ты пе-ре-во-дов со-чи-не-ний Ма-ни и его уче-ни-ков, его жиз-не-опи-са-ния, а так-же книг по ис-то-рии манихейства, ком-пен-диу-мы ма-ни-хей-ско-го уче-ния, мо-лит-вы, гим-ны, псал-мы, прит-чи, ли-тур-гические тек-сты на сред-не-пер-сид-ском, пар-фян-ском, со-гдий-ском, древнетюркском, уй-гур-ском и китайском язы-ках бы-ли най-де-ны в начале XX века в Центральной Азии (Тур-фан, Северный Ки-тай). Не-сколь-ко позд-нее в Егип-те бы-ла об-на-ру-же-на ма-ни-хей-ская литература на суб-ах-мим-ском (ли-ко-поль-ском) диа-лек-те копт-ско-го языке, пе-ре-ве-дён-ная с гре-че-ско-го и, воз-мож-но, с ара-мей-ско-го языка (так называемая библиотека из Ме-ди-нет-Ма-ди; ве-ро-ят-но, не позд-нее конца IV века). В Егип-те бы-ли най-де-ны так-же жиз-не-опи-са-ние Ма-ни на греческом языке, пред-по-ло-жи-тель-но пе-ре-ве-дён-ное с ара-мей-ско-го (так называемый Кёльн-ский ко-декс; V-VI века), фраг-мен-ты ма-ни-хей-ских книг, псал-мов, лич-ная пе-ре-пис-ка, хо-зяй-ст-вен-ные до-ку-мен-ты ма-ни-хей-ской об-щи-ны на копт-ском, греческом и сирийском язы-ках, си-рий-ско-копт-ский глос-са-рий (все не позд-нее конца IV века). Из-вест-на так-же латинская ру-ко-пись (V-VI века) фраг-мен-тов ма-нихей-ских книг, най-ден-ная в Те-бес-се (Восточный Ал-жир).

В ос-но-ве манихейства, ско-рее все-го, ле-жа-ла не-кая гно-сти-че-ская раз-но-вид-ность ран-не-го хри-сти-ан-ст-ва (смотри в статье Гно-сти-цизм), эле-мен-ты ко-то-рой бы-ли ото-жде-ст-в-ле-ны со схо-жи-ми по-ло-же-ния-ми зо-роа-ст-риз-ма. За-мет-ное влия-ние на манихейство ока-за-ли буд-дизм (уче-ние о пе-ре-се-ле-нии душ и другое), эле-мен-ты вуль-га-ри-зи-ро-ван-ной ан-тич-ной фи-ло-со-фии и различных мис-ти-че-ских ре-лигиозных те-че-ний.

Со-глас-но манихейству, в ми-ре из-веч-но су-ще-ст-ву-ют 2 са-мо-стоя-тель-ных на-ча-ла: свет-лое (доб-рое) и тём-ное (злое). Тём-ное на-ча-ло в ли-це 5 тём-ных сти-хий по-шло вой-ной на свет-лое на-ча-ло и за-хва-ти-ло часть его. В кос-мической бит-ве свет-лых бо-жеств с тём-ны-ми де-мо-на-ми тём-ные сти-хии сме-ша-лись со свет-лы-ми. По-слан-ные вер-хов-ным свет-лым бо-гом («От-цом ве-ли-чия») бо-же-ст-ва: Дух жи-вой, Ве-ли-кий дух - Мать и Тре-тий по-сла-нец - со-тво-ри-ли из это-го сме-ше-ния и при-ве-ли в дви-же-ние ма-те-ри-аль-ный мир (из 5 яру-сов, от ви-ди-мых гла-зом не-бес до зем-ли, или пре-ис-под-ней) как ме-ха-низм раз-де-ле-ния свет-ло-го и тём-но-го на-чал. Де-мо-ны тьмы соз-да-ли Ада-ма и Еву и вло-жи-ли свет в их ду-шу, что-бы удер-жать у се-бя свет-лое на-ча-ло, но бо-же-ст-во, на-зы-вае-мое Ии-сус-Сия-ние, да-ло лю-дям выс-шее зна-ние и ука-за-ло путь к спа-се-нию. Тём-ное на-ча-ло бо-рет-ся за ду-шу че-ло-ве-ка, стре-мясь за-дер-жать её. На зем-лю пе-рио-ди-че-ски по-сы-ла-ет-ся ве-ро-учи-тель («апо-стол») и с по-мо-щью сво-его не-бес-но-го хра-ни-те-ля ос-но-вы-ва-ет ис-тин-ную ре-ли-гию. По-сле смер-ти «апо-сто-ла» его цер-ковь по-сте-пен-но при-хо-дит в упа-док. Та-ким об-ра-зом про-изош-ли все ре-ли-гии, су-ще-ст-во-вав-шие до манихейства. Спи-сок «апо-сто-лов» за-вер-ша-ет Ма-ни.

Со-глас-но ве-ро-ва-ни-ям при-вер-жен-цев манихейства, по-сле смер-ти ду-ша ли-бо воз-но-сит-ся в цар-ст-во све-та че-рез Солн-це и Лу-ну (у пра-вед-ни-ков), ли-бо воз-ро-ж-да-ет-ся в че-ло-ве-че-ском те-ле или другом ма-те-ри-аль-ном объ-ек-те, ли-бо идёт в ге-ен-ну (у за-ко-ре-не-лых греш-ни-ков). Ко-гда свет-лое и тём-ное на-ча-ла окон-ча-тель-но раз-де-лятся, ма-те-ри-аль-ный мир сго-рит, а ду-ши греш-ни-ков ос-та-нут-ся с тём-ным на-чалом.

В манихействе су-ще-ст-во-ва-ли 2 раз-ря-да ве-рую-щих: «из-бран-ни-ки» и «слу-ша-те-ли» - ря-до-вые ве-рую-щие. Эти-ка манихейства за-клю-ча-лась, пре-ж-де все-го, в не-при-чи-не-нии зла свет-ло-му на-ча-лу, за-клю-чён-но-му в жи-вой при-ро-де. «Из-бран-ни-ки» слу-жи-ли ору-ди-ем очи-ще-ния свет-ло-го на-ча-ла: оно ос-во-бо-ж-да-лось из съе-ден-ной ими пи-щи и из-но-шен-ной оде-ж-ды. «Из-бран-ни-кам» за-пре-ща-лись упот-реб-ле-ние жи-вот-ной пи-щи и ви-на, по-ло-вые сно-ше-ния, убий-ст-во жи-вых су-ществ (в том числе сбор и при-го-тов-ле-ние в пи-щу рас-те-ний). За-пре-ты для «слу-ша-те-лей» ог-ра-ни-чи-ва-лись ве-ге-та-ри-ан-ст-вом и не-про-ли-ти-ем кро-ви. Главной обя-зан-но-стью «слу-ша-те-лей» бы-ла за-бо-та об удов-ле-тво-ре-нии ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей «из-бран-ни-ков». В обя-зан-но-сти всех ве-рую-щих вхо-ди-ли так-же ре-гу-ляр-ное чте-ние мо-литв, со-вер-ше-ние бо-го-слу-же-ний с пе-ни-ем псал-мов, со-блю-де-ние по-стов. Ма-ни-хей-ская ие-рар-хия вклю-ча-ла сле-дую-щие сту-пе-ни: гла-ва церк-ви, или «апо-стол», учи-тель (гла-ва круп-но-го объ-е-ди-не-ния об-щин), епи-скоп (гла-ва об-щин стра-ны или об-лас-ти), пре-сви-тер (гла-ва ме-ст-ной об-щи-ны), «до-мо-пра-ви-тель» (гла-ва объ-е-ди-не-ния «из-бран-ни-ков»). Упо-ми-на-ют-ся так-же про-по-вед-ни-ки, диа-ко-ны и пис-цы. Из празд-ни-ков из-вес-тен ве-сен-ний празд-ник Бе-мы (греческий - воз-вы-ше-ние, ал-тарь) - воз-мож-но, ма-ни-хей-ский ана-лог Пас-хи.

По мне-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, манихейство ока-за-ло влия-ние на хри-сти-ан-ские дуа-ли-стические ере-си (уче-ние пав-ли-ки-ан, бо-гомиль-ст-во и другое), не-ко-то-рые на-прав-ле-ния в ис-ла-ме и буд-диз-ме, ре-ли-гию ези-дов.

Просмотров