Артюр Рембо – краткая биография.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творчество Артюра Рембо (1854, Шарлевиль - 1891, Марсель)

Артюр Рембо - гениальный поэт-подросток, «язычник» и «варвар», не скованный традициями культуры и морали, владеющий тайнами мировой культуры даже на подсознательном уровне. Все свои стихи и прозу он создал в возрасте между пятнадцатью и девятнадцатью годами, с 1869 по 1873 годы. В 17 лет он пишет свои самые знаменитые стихотворения «Пьяный корабль» и «Гласные», а уже в 19 лет оставляет поэзию и обращается к жизни, странствует по миру, живет в Эфиопии (Абиссинии), в результате - 18 лет молчания. Несмотря на столь короткий период творчества Рембо, его поэзия развивается столь стремительно, что за 3-4 года он успевает пройти путь от ученика до ультрановатора и оказать влияние на всю последующую французскую и мировую поэзию. Формы поэтического искусства настолько изменились, что толкование лирической поэзии стало таким же трудным, как изложение словами музыки. Луи Арагон писал, что развитие французской поэзии ХХ века «прошло под определяющим влиянием Артюра Рембо».

Условно исследователи выделяют в творчестве Рембо три периода:

Конец 1869 - весна 1871: возраст от 15 до 16,5 лет. Три побега из дому, Парижская Коммуна.

Лето 1871 - весна 1873: возраст от 16,5 до 18,5 лет. Условно период «символизма»; время создания «теории ясновидения». Тексты: «Пьяный корабль», «Гласные», сборник «Озарения».

Весна - осень 1873: возраст 19 лет. Время преодоления «теории ясновидения». Сборник «Одно лето в аду».

Рембо разрушает традиционные стихотворные формы и правила. Все в его поэзии становится другим: звук, язык, связь слов, метр, ритм, метафоры и символы приобретают новое звучание. Рембо попытался создать «универсальный язык», который синтезировал бы все чувства и был бы понятен всем. Один из приемов разрушения старого стиля - введение в текст стилистически чуждого, иногда просто непонятного слова, напр., научного термина, вульгаризма. Причинно-следственная связь между словами в текстах Рембо часто нарушается и на первый план выступает особенность звучания поэтического слова. Вместо смысловой логической связи в стихотворениях Рембо присутствует связь ассоциативная, т.е. метафорическая логика (причем ход мыслей поэта зачастую неуловим). В результате подобной организации стихотворение уподобляется музыкальному произведению и изначально предполагает множество интерпретаций. Благодаря музыкальной инструментовке, сила воздействия поэзии усилилась, но вместе с тем значительно затруднилось ее понимание.

Детство Рембо прошло в провинциальном городке Шарлевиле, в Арденнах, недалеко от границы с Бельгией. Рембо родился в мелкобуржуазной семье, где все было подчинено престижу и выгоде. У его матери был деспотичный характер. В детстве Рембо был замкнутым и раздражительным. За любую провинность мать сурово наказывала его домашним арестом с сиденьем на хлебе и воде. Рембо делал поразительные успехи в колледже: он был первым учеником по всем предметам, в том числе в классических языках и латинском стихосложении, за что получал многочисленные награды Рембо начинает сочинять примерно в 7-8 лет и первые стихи пишет на латинском языке. Это были импровизации, написанные по классным заданиям в колледже в Шарлевиле. Уже в колледже Рембо хорошо знает современную французскую поэзию: Малларме, Верлена. Его кумир - Шарь Бодлер, именно от него - эстетика безобразного. Первые стихи на французском языке Рембо пишет под влиянием романтиков и французских парнасцев, но уже в своих ранних стихах проявляет независимость и самостоятельность. Отношение Рембо к традициям всегда было особое: он хотел стать не просто свободным, а «абсолютно свободным» во всех сферах и литературы, и жизни.

Несколько своих первых стихотворений, еще ученических и традиционных по образности («Предчувствие», «Офелия», «Солнце и плоть», «Credo in umam» - «Верую в единую»), Рембо в 1870-м году посылает Теодору де Банвилю.

…Я верю лишь в тебя, морская Афродита,

Божественная мать! О, наша жизнь разбита

С тех пор, как бог другой нас к своему кресту

Смог привязать. Но я… я лишь Венеру чту…

«Солнце и плоть».

Рембо писал Банвилю, что считает парнасцем каждого настоящего поэта: «Поэт - это парнасец, влюбленный в идеальную красоту /…/. Через два года, через год, может быть, я буду в Париже /…/. Я буду парнасцем. Я клянусь, Дорогой Учитель, всегда обожать двух богинь = Музу и Свободу». Однако увлечение идеями парнасцев было недолгим, и уже в том же, 1870-м году, Рембо иронизирует над парнасцами и пишет стихи так называемого «обличительного цикла», далекие от идей «искусства для искусства».

Стихотворение-триптих «Офелия» (1870) - одно из посланных Банвилю, уже говорит о зрелости и гениальности Рембо. В основу текста положены традиционные шекспировские описания и изображения Офелии в живописи 19 века. Стихотворение имеет форму эллипса - в нем два истинных центра, или полюса, и два главных героя. В 1 и 2 частях - это Офелия, в 3 - поэт как персонаж. Рембо, подобно ребенку, называет самого себя «он», в 3-ем лице. Версии: безумие Офелии - раздвоение; раздвоение Рембо - поэт и его «alter ego». В стихотворении «Офелия» есть два пересекающихся уровня - живописный и символический, причем каждый из них может восприниматься самостоятельно.

Впоследствии Рембо создаст свою поэтику - принципиально иную, хаотическую, где на смену образам приходит безо¢бразный, аморфный поэтический текст. В таком тексте прямой смысл замещается фрагментарной метафоричностью, которую истолковать буквально невозможно. Если в первых ранних стихотворениях непосредственным был поэт (детскость, наивность, простота), то потом непосредственным становится текст - он не связан ни с какой традицией, и смыслы в нем сочетаются по своим законам (напр., в «Озарениях», где читатель может предложить свою интерпретацию текста, которая будет одновременно верной и далекой от истинного замысла). Рембо говорил, что его стихи имеют одновременно «буквальный и все возможные смыслы».

Основная тема - поэт-странник, бродяга, желание «свободной свободы». В целом, творчество Рембо (особенно раннее) разнообразно по тематике. Это лирика, зарисовки быта, социальные и даже политические стихи. Рембо буквально ненавидит Вторую империю Наполеона III и возлагает надежды на Французскую революцию. Он трижды пытается бежать в Париж, но о победе Коммуны узнает дома. Через 72 дня Коммуна потерпела поражение. Стихотворения весны 1871 г. отражают настроения, пережитые Рембо до и после поражения Коммуны. Франко-прусская война, мещанский быт и религиозное ханжество - постоянный предмет для насмешек Рембо. В своих «обличительных стихах» Рембо использует «эстетику безобразного» Бодлера и доводит ее до совершенства. В стихах 1871 г. («Сидящие», «На корточках», «Бедняки в церкви», «Мои возлюбленные малютки» и др.) Рембо создает гипертрофированно-уродливые образы провинциалов, ханжей, чиновников-бюрократов, служителей церкви. Это скандальные, хулиганские, антирелигиозные стихотворения с резкой экспрессивной, сниженной лексикой. Образы этих стихотворений намеренно грубые, осмеянию подвергается сам Иисус Христос, однако цинизм этих текстов скорее литературный, игровой, а не настоящий (это т.н. «поэзия другого»).

Лучшее создание на тему войны - вольный сонет «Уснувший в ложбине» («Спящий в ложбине»). Лучшее стихотворение весны 1871 г. на тему революции - «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь» (май 1871 г.). Текст этого стихотворения восстановлен по памяти Полем Верленом. Стихотворение «Руки Жанны-Марии» - гимн героям Коммуны. Это стихотворение было найдено случайно и опубликовано только в 1919 г.

1871 г. - переломный год в творчестве Рембо. Май 1871 г. - граница: до и после Парижской Коммуны. После поражения Французской революции все надежды Рембо возлагает на «теорию ясновидения».

Летом 1871 г., в 16 лет, Рембо разрабатывает «теорию ясновидения», с помощью которой надеется кардинально изменить поэзию, стать поэтом-мучеником, пророком, ясновидцем и в такой роли повести за собой мир, т.е. изменить его с помощью поэзии. От реальности Рембо уходит в иллюзию и через иллюзию и страдания, измененный, он возвращается к реальности. В одном из первых писем, адресованных Рембо, Поль Верлен, возможно наиболее тонко понявший природу гения Рембо, называет его «ликантропом», т.е. человеком-волком, оборотнем, способным менять обличье по собственному желанию. В письме к поэту Полю Демени от 15 мая 1871 г. Рембо излагает суть своей теории:

Первое, что должен достичь тот, кто хочет стать поэтом, - это полное самопознание ; он отыскивает свою душу, ее обследует, ее искушает, ее постигает. А когда он ее постиг, он должен ее обрабатывать! /…/ Я говорю, надо стать ясновидцем, сделать себя ясновидцем. Поэт превращается в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств . <...> Это нестерпимая мука, поэту требуется вся его вера, вся сверхъестественная сила духа, зато он станет великим больным, великим преступником, великим проклятым - и великим Ученым! <...> Он достигнет пределов неведомого, и хотя жаждущий, он даже перестанет понимать смысл своих видений, он все-таки их видел!

О «теории ясновидения» Рембо сообщает в письме своему школьному учителю Жоржу Изамбару:

Речь идет о том, чтобы добраться до неизведанного через разнузданность во всем… Мое «Я» - это «Я» кого-то другого. Несчастное дерево, которое вдруг обнаружило, что оно - скрипка!.. Умоляю Вас, ни карандашом, ни в мыслях не пытайтесь все разложить по полочкам...

Первым результатом «теории ясновидения» был «Пьяный корабль» - одно из немногих стихотворений, которым сам Рембо был доволен. Рембо пишет это стихотворение в Шарлевиле, он никогда не видел моря и полагается на свои детские впечатления от картинок в журналах и прочитанных книг (напр., «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна). Вместе с тем силой воображения и интуиции ему удалось воссоздать образ реального моря (точные оттенки морской воды), следуя своему правилу придавать образу «реальный и все возможные» смыслы. Это корабль, оставшийся без управления в неспокойном море и плывущий по воле ветра в Мировой Океан. И вместе с тем «пьяный корабль» - это аллегория поэта, метафора («я» = «пьяный корабль»). Образы в этом стихотворении имеют символическую и, значит, бесконечную глубину. Образы сменяют друг друга в ускоренном темпе. Слова связываются по свободной ассоциации. Синтаксические связи, причинно-следственная логика, пространственно-временные координаты мира нарушаются. Знакомые традиционные образы получают иное наполнение: индивидуальное, авторское субъективное значение. Согласно «теории ясновидения» поэт должен стать медиумом, уподобиться музыкальному инструменту, на котором играют высшие силы. В результате поэт как бы не сам мыслит, а «им мыслит» кто-то другой.

Летом 1871 г. Рембо пишет сонет «Гласные», еще один результат реализации «теории ясновидения». Идея: синтез всех чувств в постижении мира. Этот сонет называют «цветным алфавитом». В нем звуки связываются с цветом на основе произвольных ассоциаций. Возможно, сонет отсылает к мистическим алхимическим текстам, с которыми был знаком Рембо. Но есть и более простое объяснение - воспоминание о цветных картинках в букваре. Рембо предвосхищает идею синтеза искусств, ставшую центральной для символизма. Впоследствии Рембо заочно причислили к символистской школе, его «Гласные» стали манифестом символизма, а в Париже даже возник кружок поэтов, которые хотели создать на основе сонета «Гласные» литературную систему.

В сентябре 1871 г. Рембо пишет письмо Полю Верлену и в том числе посылает ему «Пьяный корабль». Верлен восхищен и потрясен, он отвечает: «Приезжайте, дорогой друг, великая душа, - Вас приглашают, Вас ждут». Рембо приезжает в Париж, некоторое время живет в доме у Верлена, затем они вместе странствуют по Бельгии и Англии, пытаясь на практике применить «теорию ясновидения». Результат:

Верлен - «Песни без слов».

Рембо - «Озарения», написанные в 1872-1873 гг. в Лондоне. Это сборник коротких стихотворений в прозе, которые Рембо назвал «словами на воле». Это проект «новой гармонии», синтез слова, музыки и живописи, в основе образов - галлюцинации.

В 1873 г., после ссоры с Верленом Рембо пишет книгу размышлений в прозе и стихах «Одно лето в аду» («Сквозь ад», «Сезон в аду»), в котором выражает свое разочарование в «теории ясновидения». Эта книга была издана в 1873 г. в Брюсселе тиражом 500 экземпляров по воле Рембо на его средства. Ни один экземпляр книги не был продан. Рембо посылает несколько книжек своим знакомым, в том числе и Верлену, находившемуся в это время в заключении в тюрьме Монсе. По одной из версий, Рембо сжигает все оставшиеся у него экземпляры. Судьба издания оставалась загадочной до 1901 г., когда почти весь тираж «Сезона в аду» случайно обнаружили в заброшенном помещении, принадлежавшем ранее издательству «Poot et Cie».

Слава никогда не интересовала Рембо. Он почти не заботился о судьбе своих стихотворений, особенно после 1873 г. Рембо не готовил свои стихи к публикации и не хотел их видеть напечатанными. «Одно лето в аду» - это единственная книга, изданная самим поэтом, кроме еще нескольких ранних стихотворений, напечатанных в журналах, и стихотворения 1871 г. «Во¢роны». Все остальные прижизненные издания стихотворений были сделаны без ведома Рембо его друзьями, в частности Полем Верленом в книге «Про¢клятые поэты» (1884). Многие автографы Рембо были утеряны, хронология в сборниках часто не соблюдается, некоторые стихи воспроизведены по памяти Верленом. Согласно существующей издательской традиции условно стихотворения Рембо разделяются на две книги:

Стихотворения 1869-1871 гг. под условным названием «Стихотворения». Стихотворения в эту книгу были собраны уже после смерти Рембо. Всего сохранилось 44 стихотворения периода 1869-1871 г.

Стихотворения 1872 г. под условным названием «Последние стихотворения». В эту книгу входят стихи, подготовленные и изданные без ведома автора в 1886 г. Верленом вместе с «Озарениями».

К этим двум книгам добавляется «Одно лето в аду» (1873) как единственная книга, изданная самим Рембо.

После «Одного лета в аду» Рембо больше не написал ни одного стихотворения - он оставляет поэзию. В его жизни наступает эпоха бесконечных странствий. За семь лет - до 1880 года - он успел в разной степени выучить испанский, русский, итальянский и немецкий, а также в качестве солдата голландской колониальной армии побывать на Суматре, поработать в бродячем цирке в Скандинавии, потаскать камни на кипрской каменоломне и пройти пешком большую часть Европы. Рембо видели в Александрии и Вене, Штутгарте и Стокгольме. Долгое время Рембо живет в Африке, в Хараре, где, по одной из версий, торгует кожами, хлопком и оружием. Артюр Рембо умер 10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет во Франции в госпитале Непорочного Зачатия. У него обнаружили саркому колена, ногу пришлось ампутировать, но опухоль продолжала развиваться. Запись в больничной книге: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Предчувствие

Глухими тропами, среди густой травы,

Уйду бродить я голубыми вечерами;

Коснется ветер непокрытой головы,

И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.

Но буду я молчать и все слова забуду.

И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

По глади черных вод, где звезды задремали,

Плывет Офелия, как лилия бела,

Плывет медлительно в прозрачном покрывале...

В охотничьи рога трубит лесная мгла.

Уже столетия, как белым привиденьем

Скользит Офелия над черной глубиной,

Уже столетия, как приглушенным пеньем

Ее безумия наполнен мрак ночной.

Целует ветер в грудь ее неторопливо,

Вода баюкает, раскрыв, как лепестки,

Одежды белые, и тихо плачут ивы,

Грустя, склоняются над нею тростники.

Кувшинки смятые вокруг нее вздыхают;

Порою на ольхе гнездо проснется вдруг,

И крылья трепетом своим ее встречают...

От звезд таинственный на землю льется звук.

Как снег прекрасная Офелия! О фея!

Ты умерла, дитя! Поток тебя умчал!

Затем что ветра вздох, с норвежских гор повеяв,

Тебе про терпкую свободу нашептал;

Затем что занесло то ветра дуновенье

Какой-то странный гул в твой разум и мечты,

И сердце слушало ночной Природы пенье

Средь шорохов листвы и вздохов темноты;

Грудь детскую твою, чей стон был слишком тих;

Затем что кавалер, безумный и прекрасный,

Пришел апрельским днем и сел у ног твоих.

Свобода! Взлет! Любовь! Мечты безумны были!

И ты от их огня растаяла, как снег:

Виденья странные рассудок твой сгубили,

Вид Бесконечности взор погасил навек.

И говорит Поэт о звездах, что мерцали,

Когда она цветы на берегу рвала,

И как по глади вод в прозрачном покрывале

Плыла Офелия, как лилия бела.

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,

О - синий... Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я... А - черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

О - первозданный Горн, пронзительный и странный.

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

Омега, синий луч и свет Ее Очей.

Феноменальность этого французского поэта заключается в том, что он, поэт по

призванию, свой творческий путь закончил в девятнадцать лет - и еще потом целых

восемнадцать лет жил, исключив поэзию из своей жизни полностью. Он стал

торговцем. Он хотел разбогатеть. Такого в мировой поэзии еще не было. Известны

примеры, когда поэт как бы обрекался на молчание, не было вдохновения, но чтобы

гениальный поэт бросил писать стихи и не страдал от этого, не призывал музу

вернуться - такого не бывало. Рембо оставил поэзию - как отрезал. Без сожаления.

Рембо был, безусловно, уникальным человеком. Стихи и прозу он начал писать в

семь лет. Рембо-подросток поражал всех своей необычайной зрелостью. В творчестве

он двигался семимильными шагами. В русской поэзии такой ранней зрелостью

отличался Лермонтов. Родился поэт в городке Шарлевиле. Отец его был офицером, он

бросил мать Артюра, его самого и еще троих малолетних детей.

В школе сразу проявились выдающиеся способности Рембо. Но стать блистательным

учеником для него было мало. В пятнадцать лет он впервые убежал из Шарлевиля -

добрался до Парижа, где его задержала полиция, вернула домой. Потом он убежал в

Бельгию, пытался заняться журналистикой - мать опять с помощью полиции

возвратила сына домой. Но через несколько месяцев он уже снова был вдали от дома

В Париже.

Всю жизнь Рембо будет куда-то стремиться, что-то искать. А начиналось все это с

обычных побегов из дома.

МОЕ БРОДЯЖЕСТВО

В карманах продранных я руки грел свои; Наряд мой был убог, пальто - одно

названье; Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье И - о-ля-ля! - мечтал о

сказочной любви.

Зияли дырами протертые штаны.

Я - мальчик с пальчик - брел, за рифмой поспешая.

Сулила мне ночлег Медведица Большая,

Чьи звезды ласково шептали с вышины;

Сентябрьским вечером, присев у придорожья, Я слушал лепет звезд; чела касалась

дрожью Роса, пьянящая, как старых вин букет;

Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

Как лиру, обнимал озябшие колени,

Как струны, дергая резинки от штиблет.

(Перевод А. Ревича)

Поэтический взлет Рембо пришелся на историческую эпоху Парижской Коммуны. Он с

энтузиазмом принял восстание. В письме своему любимому учителю и другу Изамбару

поэт пишет: "Я погибаю, я гнию в мире пошлом, злом и сером. Что вы от меня

хотите, я упорствую в своем обожании свободной свободы... Я хотел бы бежать

вновь и вновь..."

Сначала он бежал из своего маленького Шарлевиля, про который говорил - "мой

родной город выделяется крайним идиотизмом среди маленьких провинциальных

городков". Потом он будет бежать вообще от окружающего мира и от самого себя.

При этом будет стремиться к Новым идеям и формам, будет искать что-то еще не

уловленное никем. Так появляется стихотворение "Гласные", которое уводит

творчество Поэта в область импрессионизма и символизма.

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый, "0" голубой - цвета причудливой

загадки: "А" - черный полог мух, которым в полдень сладки Миазмы трупные и

воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, "Е" - белые палатки, Льды, белые цари, сад, небом

окропленный; "И" - пламень пурпура, вкус яростно соленый - Вкус крови на губах,

как после жаркой схватки.

"У" - трепетная гладь, божественное море, Покой бескрайних нив, покой в усталом

взоре Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

"О" - резкий горний горн, сигнал миров нетленных, Молчанье ангелов, безмолвие

вселенных; "0" - лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

(Перевод В. Микушевича)

Исследователь творчества Рембо Л.Г. Андреев пишет: "Рембо шел от самоотрицания к

самоотрицанию. Его развитие сопровождалось нескрываемым, нетерпеливым желанием

уничтожить, выбросить из жизни только что пройденный, только что пережитый этап.

Рембо словно уничтожал за собой лестницу, по которой поднимался все выше и выше

К своему последнему поэтическому акту, к отрицанию поэзии".

Исследователи отмечают, что этапы пути Рембо-поэта измеряются несколькими

стихотворениями. Иной поэт тратит годы, чтобы перейти от одного этапа в своем

творчестве к другому, а у Рембо порой одно стихотворение уже этап, а другое

стихотворение - следующий.

Артюр Рембо мог сказать, как и его соотечественник Флобер, "ненависть к буржуа -

начало добродетели". В его стихах много критицизма, порой безжалостности,

откровенности и циничности, не свойственной пятнадцати-шестнадцатилетним юношам.

Например, прочтите стихотворение "Венера", Рембо написал его в пятнадцать лет, а

впечатление такое, будто это написал зрелый автор "Цветов Зла" Бодлер.

Редко, но все же пишет поэт чистые и возвышенные стихи об этом мире. Такое,

например, стихотворение, как "Руки Жанны-Мари".

РУКИ ЖАННЫ-МАРИ

Они, большие эти руки, В чью кожу въелась чернота, И нынче, бледные от муки,

Твоим, Хуана, не чета.

Не кремы и не притиранья Покрыли темной негой их, Не сладострастные купанья В

прудах агатовых ночных.

Они ли жаркий луч ловили В истоме в безмятежный час? Сигары скручивали или

Сбывали жемчуг и алмаз?

К пылающим стопам мадонны Они ли клали свой букет? От черной крови белладонны

Мерцает в их ладонях свет.

Охотницы ли на двукрылых Среди рассветно-синих трав, Когда нектарник приманил

их? Смесительницы ли отрав?

Какой, пленяя страстью адской, Их обволакивал угар, Когда мечтою азиатской

Влекли Сион и Кенгавар?

Нет, не на варварских базарах, Не за молитвою святой И не за стиркою загар их

Покрыл такою смуглотой.

Нет, это руки не служанки И не работницы, чей пот В гнилом лесу завода, жаркий,

Хмельное солнце дегтя пьет.

Нет, эти руки-исполины, Добросердечие храня,

Бывают гибельней машины, Неукротимее коня!

* И, раскаляясь, как железо,

И сотрясая мир, их плоть Споет стократно Марсельезу, Но не "Помилуй нас,

господь!"

Без милосердья, без потачки, Не пожалев ни шей, ни спин, Они смели бы с вас,

богачки, Всю пудру вашу, весь кармин!

Их ясный свет"сильней религий, Он покоряет всех кругом, Их каждый палец

солнцеликий Горит рубиновым огнем!

Остался в их крови нестертый Вчерашний след рабов и слуг, Но целовал Повстанец

гордый Ладони смуглых этих Рук,

Когда любви мятежной сила В толпе, куда ни поглядишь, Их, побледневших,

проносила На митральезах сквозь Париж!

О Руки! Нынче на запястьях У вас блестит, звеня, металл. Мы раньше целовали

всласть их - Теперь черед цепей настал.

И не сдержать нам тяжкой дрожи, Не отвести такой удар, Когда сдирают вместе с

кожей, О Руки, ваш святой загар!

(Перевод М. Яснова)

Особо хочется сказать о знаменитом стихотворении Рембо "Пьяный корабль". Оно

довольно длинное и не представляется возможным здесь полностью его привести. Но

читатель, заинтересовавшийся по-

эзией Рембо, сам найдет и прочтет его. Так вот, "Пьяный корабль" - это как бы

символическое выражение состояния души поэта. Корабль очеловечивается, он

плывет, теряя экипаж, руль, и вот-вот пойдет на дно. Необузданный метафоризм

передает состояние "корабля-человека", разбитого сердца поэта. "Рембо не только

нарисовал в виде картины, в виде судьбы "пьяного корабля" свое путешествие за

"неизвестным", - пишет Андреев. - Он предсказал даже скорую гибель корабля,

пустившегося в опасное предприятие. Способность воссоздать в стихотворении, в

"видении" свою поэтическую судьбу, свою собственную поэтическую суть поражает в

"Пьяном корабле" и представляется поистине феноменальной". Рембо написал это

стихотворение в 17 лет.

Летом 1873 года книгой "Пора в аду" Рембо попрощался с поэзией, как бы отрекся

от самого себя. Он предельно жестко осудил весь свой творческий путь. И это в

девятнадцать лет, когда у большинства поэтов только начинается истинно

творческий путь.

Как нынче говорят, Рембо ушел в коммерцию. Он поставил задачу себе -

разбогатеть. Ездил по Европе, потом добрался до Египта, до Адена, до Абиссинии -

в городе Хараре он жил последние десять лет своей жизни. В 1891 году у него

начались сильные боли в правой ноге, его перевезли в Марсель, там ампутировали

ногу. Но болезнь прогрессировала. В ноябре того же года Рембо умер в марсельской

больнице от саркомы.

Видимо, все-таки отказ от поэзии был для поэта актом самоубийственным. Первым

шагом к гибели. Некоторые исследователи считают, что вторым таким шагом был

разрыв с Европой. С почвой своей поэзии. Все-таки навсегда переселиться в Африку

Это тоже был какой-то отказ от самого себя.

АРТЮР РЕМБО
(1854-1891)

Артюр Рембо родился в 1854 году в Шарлевиле и прожил маленькую жизнь — всего 37 лет. Но Рембо — умер за долгое время до официальной даты собственной смерти: последний из узнаваемых его произведений — «Пора в аду» — был завершен летом 1873 года, когда поэту было всего девятнадцать. Другими словами эта гениальный человек сумел прожить еще практически два десятилетия, навечно исключив поэзию из собственной жизни.

Шарлевиль — маленькой городок на северо-востоке Франции. Там Рембо в семилетнем возрасте начал писать прозой, а потом и стихами, там он и получил школьное образование. Уже ребенком Артюр поражал собственных учителей не только лишь чрезвычайными фуррорами в учебе, да и феноменальной зрелостью разума.

В августе 1870 года Рембо оставил Шарлевиль, добрался до Парижа, а потом отправился в Бельгию, где пробовал заняться журналистикой. При помощи милиции мама возвратила несовершеннолетнего отпрыска домой. Так с этого момента будет всегда, до самой погибели,- как будто нацелен к некоторой загадочной цели, Рэмбо пробует беспрестанно передвигаться, что-то отыскивает. Неизменное обновление пафосу его поэтического мышления.

В судьбе этого поэта отразились переломные моменты современной истории Франции. Действия Парижской Коммуны посодействовали бунтаревы «вырвать корешки», уйти из прошедшего, из буржуазного Шарлевиля. 1-ый протест поэта был романтичным, романтизм побуждал и его лирику. Начинал Рэмбо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам «Парнаса», Ш. Бодлеру — другими словами французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо есть огромное стихотворение «Кузнец». Все в нем припоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Величавой французской революции, эпический содержание и эпическая форма, республиканская мысль и монументальный стиль.

Осваивая опыт романтизма, Рэмбо за короткое время вроде бы повторил в своем творческом пути этапы развития этого литературного направления. Это вышло в самой первой фазе творческой биографии поэта, которая продолжалась 18 месяцев — от 2 января 1870 года, даты опубликования первого стихотворения Рембо, до мая 1871 года — даты поражения Коммуны. Каждый шаг поэтического рост поэта был обозначен странноватым на 1-ый взор желанием — избавиться от того, что им самим уже сотворено.

К озари 1870 года Рембо сделал более 10 стихотворений, в каких более осязаема зависимость от романтичной традиции. Практически они все написаны александрийским стихом, который воплощал закоренелые нормы «правильного» французского стихосложения. При переходе к последующей фазе творчества тон и стиль поэзии Рембо практически не изменяются. Патетика уступает место сарказму — от достойного восхищения в прошедшем поэт перебегает к недостойному реального. Образы величавые и возвышенные изменяются видами бесполезными и карикатурными. Утверждаются жесткие, резкие, вызывающие интонации.

Этапы пути Рембо-поэта измеряются время от времени несколькими стихами. Так, усваивая опыт романтизма, Рэмбо увлекся Бодлером. «Цветочки зла» вспоминаются при чтении его сонета «Венера Анадиомена». Этот сонет уже является новым шагом в развитии его эстетики. Поэт как будто искореняет «литературное» представление о красе. Воплощение любви — дама и знак любви — Венера унижаются до карикатурного вида путаны. Рэмбо покушается и на конкретно любовь, приближаясь к сплошного неверия.

Летом 1870 года поэт оставляет Шарлевиль, что воплощал для него публичный порядок, религию, семью. В это время Рембо уже был совершенным поэтом-сатириком, который имел обеспеченный арсенал ироничных, насмешливых, гротескных красок.

Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцатилетие поэт встречает стихами о войне. Это, а именно, сонет «Спящий в логе». Но, в отличие от обычных сонетов, для которых числились неотклонимыми сдержанность и строгость в отборе тем, сонет Рембо характеризуется ожесточенным, насмешливым тоном, быстрым ритмом, приближенным к разговорной поэтическим речью, лексичной свободой, внедрением и резкими переменами стиля. Это практически гротескное сочетание сонетної формы и «земного» сатирического сюжета, полного анархического вызова. Всем этим определениям соответствует и сонет «Моя циганерия» — реальный гимн богеме, человеку, которая оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении «Заседатели» торжествует заложена в «людях-функциях» тенденция к одревеснению, окаменелости. Исчезает хоть какой намек на жизнь и действие. Человека теснит функция, а потом функцию подменяет ее наружная оболочка, предметная черта. Так создается сатирический образ «человека-стула».

К периоду Коммуны — новейшей фазы в творчестве Рембо — принадлежат только четыре-пять стихотворений, но это вправду новенькая эра в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, невзирая на то, что Рембо едва-едва исполнилось шестнадцать лет! Только он глумился над бедными, издевался из дам — и казалось, что нигилизм поэта не знает границ,- а сейчас делает реальный гимн женщине-работнице — «Руки Жанн-Мари» — знак, схожий «Свободы на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость,
Поражение Парижской Коммуны, победа версальцев осознаются поэтом как глубочайшая катастрофа. Стихи, написанные Рембо в деньки Коммуны, демонстрируют, какое значение она для него мала. Поражение восстания означала для Рембо победу «Заседателей» — «тех, кто посиживает».

После смерти Коммуны Рембо все свои надежды вложит только на искусство. Он прекращает обучение, невзирая на впечатляющие успехи, и в общем избегает каких-то неизменной деятельности. Это было сначала демонстрацией мятежных настроений поэта, так как он не принадлежал к лентяев.

Начинается новый цикл скитаний. В августе 1871 года Рембо отправляет свои стихи Верлену, и тот, увлекшись ими, приглашает поэта в Париж. Там Рембо сближается с Верленом, с другими поэтами и прибегает к стилю жизни истинной богемы. В феврале 1872 года Рембо ворачивается домой, но уже в мае опять едет в Париж. Потом совершает несколько поездок в Бельгию, Великобританию, снова во Францию и потом возвращается в Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время еще одного жестокого спора 2-ух поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в кутузку. Сначала 1874 года Рэмбо находится в Великобритании, потом в Германии, Италии; некое время живет в Шарлевиле, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта нескончаемая «путешествие» тянется прямо до 1880 года, когда поэт совсем покидает Европу. Это десятилетие бедности, случайных заработков, странноватых тестов. Поэт живет, не связывая себя даже фактом географического присутствия в одном месте.

Тринадцатого мая 1871 года он пишет письмо, в каком заявляет о собственном намерении создавать новейшую поэзию: «Я желаю быть поэтом, я пробую перевоплотиться в ясновидца… Идет речь о том, чтоб достигнуть неведомого методом расстройства всех эмоций…». Рвение к «ясновидения» прямо связывается Рэмбо с мятежом, а «расстройство эмоций» противопоставляется «обычном» соц бытию.

В сонете «Гласные» Рэмбо предлагает новый принцип формирования вида, который строится на свободной ассоциации меж звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В «Гласных» «поэт-ясновидец» все подчиняет собственному сознанию и способен созидать природу и мироздание лишенными беспристрастных закономерностей; причинно-следственных связей. Как и большая часть стихов Рембо, «Гласные» имеют огромное количество трактовок. К примеру, одно из их предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину людского бытия: от мглы (темный цвет) света (белоснежный цвет Е), через бурные страсти (красноватый цвет) к мудрости (зеленоватый цвет) и зания потаенны Вселенной (голубой цвет А). Важную роль в «Гласных» играет Принцип контрастности: темное — белоснежное, погибель — жизнь; отвратительное — красивое, мимолетное — случайное. Рембо употребляет форму сонета, который обычно состоит из тезиса, антитезиса и их синтеза, другими словами в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет рассматривать «Гласные» как эталон символистского поиска «соответствий» меж разными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.
Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушение», прямого воздействия на чувства, «внушаемости», при помощи чего и находится «неведомое». Такую литературную технику предсказывал уже принцип Верлена «музыка сначала» (который, непременно, впрямую воздействовал на Рэмбо), но верленовский импрессионизм хранил как образ данной души, так и определенный природный образ, а в Рэмбо непознанным становится все обычное и осязаемое.

В период «ясновидения» Рэмбо по-настоящему вводит стихотворение «Опьяненный корабль», сделанный летом 1871 года. «Опьяненный корабль» — рассказ о ту поездку, которую хочет выполнить поэт-«ясновидящий». Некий корабль, что начинает плавание по беспокойным морем, стремительно теряет и экипаж, и руль, и в конце концов готов пойти на дно. В стихотворении появляется двойной образ «корабля-человека», двойной судьбы — и разбитого корабля, и разбитого сердца поэта. Рембо не только лишь отрисовывают в виде «опьяненного корабля» свое путешествие по «неведомым». Он предугадывает и скорую смерть корабля, начал страшный путь, и свою поэтическую судьбу. «Опьяненный корабль» — это тоже типичный миф о мире, исповедь поэта в виде «маленькой одиссеи», путешествия в поисках себя самого. Поэт отождествляет себя с кораблем, который, утратив команду, «лишившись собственного груза», в экстазе отдается стихии. И во наружном, повествовательном плане «Опьяненного корабля», и в сокрытом лирическом переплетаются обратные чувства: упорство и тревога, восхищение бескрайней волей и ужас потеряться навечно. Образы поэзии теряют четкость, деформируются, и тяжело найти границу меж реальным и воображаемым.

«Подстановка», которая свершилась в «Опьяненном корабле», ознаменовала формирование новейшей поэтической системы, основанной на символическом отражении реальности.

Прямо за «Опьяненным кораблем» появился ряд стихотворений, написанных летом 1872 года во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они опять-таки составляют особенный шаг его творчества. Поэт стал «ясновидящим». Образ общества практически совершенно исчезает из его произведений. Может показаться, что последние поэзии Рембо — это как будто странствующие зарисовки, изготовленные очень наблюдательным поэтом во время его скитаний. В общем, в «Последних стихах» Рэмбо совсем реальные, определенные воспоминания абстрагируются до уровня знака, который значит или «пейзаж души», то пейзаж Вселенной. Эстетический эффект этих произведений определяется феноминальным слиянием самого обычного и самого сложного. «Ясновидение» привело поэта к расшатыванию основ классической системы стихосложения — хотя беспристрастно это был процесс обогащения, расширения способностей французского стиха. Но, даже освобождаясь от правил, Рэмбо все таки продолжал писать стихи — другими словами подчинялся условности поэтического языка.

Вызревание прозаичности в последних произведениях поэта делало предполагаемым то роковое освобождение от самого искусства, которым закончился путь Рембо. «Озарения» (1872-1873, опубл. в 1886 году) — так именуется сделанный в период «ясновидения» цикл «стихотворений в прозе».
Ни один из фрагментов, которые составляют цикл, не может быть верно объяснено. Поэтическое «я» делает свою Вселенную, и в этом пространстве — свое время, свои замеры вещей, которые объединяют весь человечий опыт в миг его загадочного переживаний личностью. В «Озарениях» Рембо воспоминание оторвались от собственных прототипов, живут своей жизнью, а потому смысл очень многозначительным. Таковой стих уже очень близок к поэтической прозы, где ритм создается общей чувственной интонацией, то удлиняет, то уменьшает фразы, повторениями, инверсиями, делением на строфы свободного типа, осмысленной звуковой системой.

Летом 1873 года появился произведение «Через ад», акт кровожадной самокритики. «Через ад» презентует необыкновенную человека, феноменальную личность, способную твердо и беспристрастно оценить собственный опыт, собственный путь — и решительно его осудить. Рэмбо в это время только девятнадцать лет, но его прощальное творение — это творение мудрейшего взрослого человека. Стиль жизни поэта к этому времени был типичным «тестом», который он прекращает. В последнем произведении он стает грешником, к которому пришло раскаяние. «Через ад» — что-то вроде судебного заседания, во время которого произносится монолог обвиняемого, который берет на себя роль прокурора.

Продолжая свои скитания, Рэмбо опять и опять находил себя. К поэзии он больше не ворачивался и скоро покинул Европу. В 1880 году Рембо добрался до Кипра, дальше — в Египет, позже в Адену, пока в конце концов оказался в городке Хараре, в Эфиопии, где и находился практически до конца собственной жизни. Последний, африканский шаг его пути, был сразу и последним актом отречения от поэзии и себя самого. Занимаясь в Хараре торговлей, Рэмбо никому никогда не говорил о собственной прошлой жизни. К поэзии он так и не возвратился, а то, что им было написано во время безграничных странствий, лишенное всякой поэзии. Письма, которые от него получали в Европе, поражают необычной сухостью и деловитостью, абсолютным отсутствием фантазии, воображения и хоть какого лиризма.

Сначала 1891 года у поэта начались нестерпимые боли в правой ноге. Рэмбо перевезли в Марсель, в поликлинике отрезали ногу, и он возвратился к маме. В ноябре такого же года Рембо умер от саркомы.


Рембо родился 20 октября 1854 года в городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился.

Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.

В этом же году напечатал несколько стихотворений на латыни. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев». Стихотворениями «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как о символисте. В. Гюго, высоко оценивший его талант, назвал Рембо «дитя Шекспира».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г., узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) - французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.

Годы формирования

Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года, в Шарлевиле (ныне Шарлевиль-Мезьер). Он был был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860 году, воспитанием четверых детей занялась их мать – властная и непомерно строгая женщина: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Столь же рано обнаружились и бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.

29 августа 1870 он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму Мазас. Его любимый учитель Изамбар приехал за ним и увез в Дуэ к своим незамужним теткам, а затем в Шарлевиль.

Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное - так, литература.

Рембо Артюр

Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 - через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой полицией.

В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, вернулся пешком в Шарлевиль.

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. Франко-прусская война 1870-1871 годов нашла свое отражение в стихотворении «Вы, храбрые бойцы…» (буквально: «Мертвецы 92-го»). 18 марта 1871 в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом («Кузнец», «Военная песнь парижан», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь»).

Три года Рембовского творчества

Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты… ты знаешь, как это сказать.

Рембо Артюр

Стремительность и краткость литературной карьеры Артюра Рембо сделали значимым чуть ли не каждый месяц его развития. В 1869 году он получил первую премию за латинскую поэму «Югурта» и в том же году написал первое, еще во многом подражательное стихотворение на родном языке «Новогодние подарки сирот», которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала «Ревю пур тус». 24 мая 1870 Рембо отправил первое письмо поэту-парнасцу Теодору де Банвилю, приложив три стихотворения – «Ощущение», «Офелия», «Credo in Unam» («Верую в Единую») - в наивной надежде, что они будут опубликованы во втором номере «Современного Парнаса». 13 мая и 15 мая 1871 Рембо создал так называемые «Письма ясновидца», в которых изложил свою жизненную и эстетическую программу. Теория «ясновидения» была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику «ясновидцев» Рембо причислил Поля Верлена, отчасти Леконта де Лиля и Банвиля, но прежде всего Бодлера – «первого ясновидца, царя поэтов, истинного Бога».

10 июня 1871 года А. Рембо отправил самые последние стихи – «Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сердце паяца» (позднее названо «Украденное сердце») - молодому поэту Полю Демени.

15 августа Рембо вновь написал Банвилю и отправил ему стихотворение «Что говорят поэту о цветах». В конце августа он послал несохранившееся письмо Верлену с приложением стихов, в частности знаменитых «Гласных», где каждому звуку соответствует определенный цвет. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма написал «Пьяный корабль» - самую «фантасмагорическую» из своих поэм, которая должна была поразить парижских литераторов.

Еще до ссоры с Верленом Рембо начал писать рассказы в прозе – «Языческую книгу», или «Негритянскую книгу». Испытав кризис отчаяния после брюссельской драмы, он вновь принялся за «Языческую книгу», дал ей название «Одно лето в аду» («Сезон в аду») и осенью 1873 опубликовал в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт: он ощущал жгучую потребность рассказать «историю безумства», осмеять «алхимию слова» и восславить житейскую трезвость. В 1874 Артюр Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе «Озарения». Встретившись в феврале 1875 года с вышедшим из тюрьмы Верленом, Рембо отдал «Озарения» своему бывшему другу, с которым ему больше не суждено было увидеться. «Озарения» (1873-1875) были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году.

Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.

Рембо Артюр

Рембо совершил революцию в сфере французского стихосложения: его поэтическая техника нарушило привычные традиции французской поэзии. Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности – поэт стал творцом, равным Богу, и ему открылся скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления «темной» поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением. Наряду с Верленом и Малларме Рембо составляет «святую троицу» французского символизма.

Годы Рембоских скитаний

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет. В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландские колониальные войска, откуда дезертировал спустя несколько месяцев. Его все больше притягивал Восток, и в 1880 он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в Хараре (Зимбабве).

В 1882 году Артюр Рембо исследовал еще не известные европейцам районы, написал об этом доклад и отправил его в парижское Географическое общество. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре. Страшные боли в правом колене вынудили его отплыть в Аден, а затем на родину. 22 мая 1891 ему ампутировали больную ногу в марсельском госпитале. Рембо предпринял поездку домой, но был вынужден вернуться в Марсель в сопровождении сестры Изабеллы, на руках у которой и умер. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.

Рембо Артюр

Артюр Рембо вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 года, но не окончил его. Как поэт формировался под воздействием Теодора де Банвиля, писателя-романтика Виктора Гюго, особенно Шарля Бодлера. Артюр сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и другие), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 года кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Рэмбо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции - «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари» (1871). В поэзии поэта развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи так называемого «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и его дальнейшем творческом пути.

Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символистский период поэт создал так называемые «Последние стихотворения» (1872) и стихотворения в прозе, т. н. «Озарения» (написаны в 1872 - 1873 годах, а изданы были в 1886). Книга «Сквозь ад» (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 века Со 2-й половины 70-х годов 19 века Артюр Рэмбо отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 году был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 веке вокруг его наследия развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Его лучшие поэтические традиции были восприняты французскими поэтами Гийомом Аполлинером, Полем Элюаром и поэтами Сопротивления.

Просмотров